отметьте все утверждения характеризующие курс учись учиться сберкасс
Отметьте все утверждения характеризующие курс учись учиться сберкасс
С 2020 г. МБОУ «Гимназия № 50» реализует проект «Сберкласс», разработчиком которого является команда «Сбера». Его цель – создание персонализированной модели образования для школьников. Инструментом реализации данной модели является Цифровая платформа.
Что такое персонализированная модель образования?
ПМО (персонализированная модель образования) — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором школьник выступает субъектом учебной деятельности. В ПМО учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других.
Где проходит обучение?
Инструментом реализации персонализированного подхода является Цифровая платформа. Это удобное и эффективное средство планирования и организации учебного процесса, при котором каждый ученик может максимально результативно использовать свое учебное время и оперативно получать обратную связь по результатам достижения учебных целей. Обучение проходит в школе, возможно выполнение домашнего задания на платформе и дома. Она является незаменимым инструментом в реализации персонализированной модели образования. Данная модель предполагает фокус внимания в образовании на развитии у детей навыков XXI века: умения ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, быть креативными и критически мыслить. В центре обучения находится ученик. При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не только на усвоение определенного объема знаний.
Для кого внедряется ПМО?
Для учащихся, желающих быть успешными и востребованными на рынке труда. Для родителей, желающих видеть своих детей способными к обучению, к изменениям в происходящих процессах, готовыми работать в команде и индивидуально.
Какова роль учителя?
Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой. Учитель на уроке определяет время для мотивационно-ориентационного блока, презентации результатов групповых работ, самооценки; остальное время ученики планируют самостоятельно. В ходе самостоятельной работы учащихся учитель оказывает помощь, консультирует, дает советы, предоставляет учащимся оперативную обратную связь.
Как производится оценивание?
Оценивание — значимый элемент Персонализированной модели образования, позволяющий обеспечить обратную связь. В ПМО используется накопительная система оценивания. Применение такой системы обеспечивает ученику возможность успешно продвигаться от уровня к уровню без страха быть наказанным за неудачные попытки. Уровень «засчитывается», как только учащийся продемонстрировал основания его достижения, выполнив соответствующие задания и задачи. Предыдущие попытки в итоговой оценке не усредняются. Таким образом, ребенку дается право на ошибку, а установка делается на личностный рост и развитие.
Как в ПМО реализуется ФГОС?
Персонализированная модель образования соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего общего образования в отношении положенного в основу ФГОС системно-деятельностного подхода, а также в части требований к структуре, к условиям реализации и к результатам освоения основной образовательной программы.
Как ПМО готовит учащихся к государственной итоговой аттестации?
Шкалы учебных целей предусматривают уровень 3.0 как целевой, минимальный для освоения учеником. На этом же уровне находятся основные требования к государственной итоговой аттестации.
«Сбер» представил цифровую платформу для школьного образования «СберКласс»
В рамках прошедшей сегодня онлайн-конференции компания «Сбер» в лице вице-президента и директора подразделения «Цифровые платформы образования» Марины Раковой представила школьную цифровую платформу «СберКласс», а также поведала о её ключевых преимуществах и возможностях.
Интерактивную демонстрацию платформы можно увидеть в приведённом видео начиная с отметки 1:28:30. В ней утверждается, что «СберКласс» подстраивается под интересы и особенности отдельных детей — школьники не без помощи педагогов смогут осуществлять проекты, закреплять пройдённые материалы и изучать более глубоко те дисциплины, которые им наиболее интересны.
Госпожа Ракова отметила, что уже в этом учебном году школьники 65 субъектов России обучаются с помощью платформы «СберКласс». Все учебные материалы соответствуют государственному образовательному стандарту (ФГОС). При этом компания уверяет, что не собирается заменять учителей — «СберКласс» дополняет очное обучение современными инструментами и новыми форматами обучения и взаимодействия учителей с учениками.
Проект воплощается при поддержке глав субъектов России, Министерства просвещения и направлен на повышение качества образования, внедрение современных методик и технологий обучения и развитие кадрового потенциала страны. Для того чтобы помочь учителям освоить новые инструменты, Сбербанк во время летних каникул провёл обучение для 45 тысяч педагогов и наставников, которые будут использовать платформу.
Для обеспечения доступа детей к новым возможностям, в том числе и тех, у кого дома нет компьютера, школы и ученики получили 25 тысяч специальных комплектов умных устройств от Сбербанка, состоящих из приставки для подключения к телевизору и клавиатуры с сенсорным экраном. Они дают возможность пользоваться всеми возможностями «СберКласса».
Кривые тесты от «Сберкласс»
Сбер не устает радовать несчастных школьников и их родителей своими кривыми продуктами, сыплющимися на их головы как из рога изобилия.
Он планомерно следует своей идее вырастить из современных детишек тупое бесправное стадо, годное лишь для обслуживания элитариев, к коим он себя и причисляет.
Для эрудитов и любителей пораскинуть мозгами сегодня в нашей викторине вопрос:
Какая картинка НЕ иллюстрирует термин социальное государство?
Лига образования
1.9K постов 16.4K подписчика
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
-уважение к читателю и открытость
-публикация недостоверной информации
-конструктивные дискуссии на тему постов
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
Учитель математики поставил главе Сбербанка Грефу двойку в Севастополе
Такую оценку цифровым изменениям российского образования дал доктор физико-математических наук, популяризатор математики Алексей Савватеев.
«В деятельности образования Греф ничего не понимает. Почему его на полном серьезе слушают? Либо мир сходит с ума, либо — я. Но я знаю, что я нормальный.
По мнению полярного математика, наша интеллектуальная сокровищница скудеет. При этом 2% населения получают доступ к шикарным возможностям, лучшим в мире.
«Пока мы не вернем в школы нормальные зарплаты учителям, их статус, запрет на требование любой документации с учителей, кроме одной строчке в журнале — какие темы были пройдены на прошедшем уроке, — ситуацию в образовании не изменить», — считает Савватеев.
По мнению Савватеева, Грефу, который активно проникает в сферу образования, надо поставить задачу. Первая — войти в Крым и «перестать валять дурака». Сбербанка в Крыму до сих пор нет.
«Более того, я бы задал ему вопрос: вы чей гражданин? Если вы гражданин нашей родины, почему ваш Сбербанк не работает в Крыму? Я не говорю: завтра войди в Крым. Но если у него есть какие-то объективные причины не входить в Крым, пусть он их открыто всем озвучит. И мы всей страной их обсудим», — говорит математик.
Пока Греф не решил эту задачу — ему двойка, и ни по каким другим поводам он не имеет права высказываться, — был категоричен доктор физико-математических наук Савватеев.
«И еще: никогда, Герман Оскарович, не высказывайтесь про образование, вы в нем ничего не понимаете. Это часть моего общественного договора с Грефом. Подпись: учитель Савватеев, популяризатор математики, доктор физ.-мат. наук», — завершил Алексей Савватеев.
Греф назвал физматшколы пережитком прошлого
© РИА Новости / Владимир Астапкович
МОСКВА, 16 окт — РИА Новости. Узкоспециализированные «математические» школы, в которых детей «пичкают» одним предметом, это пережиток прошлого, а математики и программисты в будущем будут все меньше и меньше востребованы, считает глава Сбербанка Герман Греф.
«Когда мы пытаемся сказать, что мы сейчас будем развивать специальности «математик» и «программист», мы попадём ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то время назад с юристами и экономистами», — сказал он, выступая на московском международном форуме «Открытые инновации».
Глава крупнейшей кредитной организации считает, что математическая подготовка важна, но школьники должны быть развиты равномерно, «на 360 градусов».
Глава Сбербанка также указал, что в настоящее время у работодателей нет проблем с программистами. В то же время существует очень много специальностей, которые на должном уровне не готовятся. «Поэтому мне кажется важным не допустить очередного перегиба», — заключил он.
РИА Новости медиагруппы «Россия сегодня» выступает официальным информационным агентством форума «Открытые инновации».
«Оценка готовности к поступлению на государственную службу»
Портал Госслужба, тесты для самопроверки:
Вопросы выпадают рэндомом.
Проходите тестирование, выкладывайте выпавшие вам вопросы.
Бесплатна ли школа?
«Бесплатного ничего не бывает», «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Эти поговорки знает каждый. Но всегда ли мы следуем этой народной мудрости?
Например, бесплатное образование. Слухи о том, что образование может стать платным регулярно тревожат общественность. Появляются стихийные митинги, люди возмущаются, проникновенно говорят об «оболванивании», о «советской системе образования». Значит хотят, чтобы образование было по-прежнему бесплатным. А как же народная мудрость? Я предлагаю разобраться.
Признаюсь, я терпеть не могу поговорки, которые привел в начале статьи. Но факт остается фактом: мифическая «бесплатность» развращает, причем все стороны: и родителей, и учителей, и учеников. В результате эффективность процесса стремиться к нулю. «А что вы хотели: бесплатно же!».
Программа курса «Учись учиться»
Умственное развитие учащихся одно из важнейших современных проблем. Она стала актуальной, потому что круг знаний об объектах окружающего мира все более расширяется. Поэтому в настоящее время необходима такая организация обучения, при которой совершенствуется умственное развитие учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Учись учиться»»
Умственное развитие учащихся одно из важнейших современных проблем. Она стала актуальной, потому что круг знаний об объектах окружающего мира все более расширяется.
Поэтому в настоящее время необходима такая организация обучения, при которой совершенствуется умственное развитие учащихся.
Под умственным развитием психологи понимают качественные,
прогрессивные умения как в объеме и характере усваиваемых знаний, так и в способах усвоения и оперирования ими, т. е. овладение умением самостоятельно думать, правильно намечать пути решения проблемы, самостоятельно добывать необходимые для этого знания.
Уметь сравнивать, делать синтез, анализ, обобщать материал! И это еще не все! Умственное развитие в процессе обучения невозможно отрывать от развития личности учащихся.
Показателем эффективности обучения становится не только сумма предметных знаний, усвоенных учащимися, но и сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности. Особую роль в этом процессе играет целенаправленное формирование умений при изучении учащимися различных форм организации живой природы.
Учить учиться, развивать и воспитывать себя в учении – основная цель этой программы.
Задачи программы: развитие общеучебных умений как объект управления качеством образования
Она захватывает три этапа.
Первый этап – организация учебного труда.
Второй этап – работа с книгой и другими источниками информации.
Третий этап – культура устной и письменной речи.
Данная программа ориентирует учителя на формирование умений наблюдать, анализировать, сравнивать, экспериментировать, составлять описание и др.
Умения формируются на основе учебных приемов. Учебные приемы или способы деятельности связаны с теоретическим содержанием изучаемого приема и выражается в определенном перечне действий. Для этой цели подобраны вопросы и задания. В ходе выполнения, которых отрабатываются определенные действия или приемы в целом. Разработанная методика внедрения данного приема (способа действия).
Процесс формирования учебных умений складывается из трех этапов:
I. Введение приема. (Способа действия).
II. Закрепление способа действия
III. Обучение учащихся переносу усвоенных действий.
Работа на первом этапе заключается в выполнении алгоритмических предписаний.
На втором этапе формирования умений используются подробные инструкции, которые направляют учащихся на использование имеющихся знаний и умений в решении новых задач.
На третьем этапе формирования умений – перенос их на новый объект. В этом случае осуществляется перенос по образцу, т.е. учащиеся выполняют те же самые действия, что и при решении обучающей задачи (только применяют их к новым объектам).
Приемы не сковывают учащихся, а являются ступенью развития их творчества.
Составлены краткие программы по овладению каждым из названных умений, создан справочник. Используя данную программу легко составить тематический план формирования умения в пределах изучения разделов «Общая биология», «Животные», «Растения», а так же использовать на других предметах общеобразовательной школы.
Учащиеся должны знать:
должен знать, основные учебные умения их структуры способ действия применяя при усвоении учебного материала;
зачем, чему и как учиться?
Учащиеся должны уметь:
владеть научной организацией учебного труда;
самостоятельно определять задачи предстоящей учебной деятельности, планировать ее и участвовать в организации коллективной познавательной деятельности в классе, школе;
владеть навыками общеучебных умений;
овладеть техникой работы с учебной книгой и другими источниками информации;
владеть культурой устной и письменной речи;
уметь учиться, развивать себя в учении.
Лошкарева Н.А. Мыслительные навыки в системе общеучебных умений и навыков. – М.1993.
Мечков А. Н.и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. – М, Просвещение,1989.
Кущеева А. А. Учебник в руках у школьника. – М, Просвещение, 1975.
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М, Просвещение,1991.
Колько В. А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учится. – М., Просвещение,1983.
Колот В. И. Учись учиться. – Народное образование.// 1983, №11.
Программа курса «Учись учиться»
Предмет и основные задачи курса. Классификация надпредметных умений.
Тема 2. Организация учебного труда.
Учащиеся должны учиться выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в классе и дома, правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, оценивать свою работу.
Соблюдать требования гигиены учебного труда; составлять режим дня и руководстствоваться им; планировать свою деятельность. Начать работу по самообразованию. Вносить элементы научной организации труда в учебную деятельность учащегося (предметно-тематические тетради и словари, тетради различного назначения – для лекций и практических заданий).
Активно участвовать в организации коллективной, познавательной деятельности в классе, в школе, в общественных смотрах знаний, работе ученического актива. Овладевать содержанием работы консультанта по предмету.
Тема 3. Работа с книгой и другими источниками информации.
Владеть сформированной техникой чтения вслух, совершенствовать технику чтения про себя. Извлекать из текста необходимую информацию, совершенствовать выразительность чтения художественных текстов. Вырабатывать навыки рационального чтения, используя ряд многофункциональных упражнений.
Работать с основными понятиями темы; выявлять логические схемы текста отдельных параграфов; пользоваться простым и сложным планом; учится устанавливать межпредметные связи на основе знаний; делать обобщающие выводы по теме.
Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план или без него. Соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспектов; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии.
Учится работать с публицистической, общественно-политической и критической литературой; со словарями, энциклопедиями, универсального характера и по отраслям знаний; справочной литературой различного типа. Делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить. Составлять каталог прочитанных книг.
Тема 4. Культура устной и письменной речи.
Отвечать на вопросы различного характера; уметь самостоятельно формировать вопросы знаний; учиться вести диалог в целях изучения новой информации; связано излагать материал из различных источников; учится планировать и выполнять работу по самообразованию. Развивать умение запоминать.
Владеть основными видами письменных работ. Учиться кратко, записывать информацию за выступающим.
Анализировать смысл и характер вопроса, развивать мысль в логике поставленного вопроса. Уметь аргументировать свою позицию. Свободно владеть основными типами ответов.
Активно пользоваться системой приемов совершенствования своей речи.
Овладевать новыми видами письменных работ; рецензия на ответ сообщения учеников, план, тезисы, конспект, протокол, заявление.
Учебно – тематическое планирование курса
1. 1. Предмет и основные задачи курса. Классификация надпредметных умений.
Организация учебного труда.
2. 1. Обязанности и поведение ученика на уроке.
3. 2. Учиться оценивать работу свою и товарищей.
Оценка знаний учащихся.
4. 3. Оценка практических умений учащихся.
5. 4. Гиена умственного труда.
6. 5. Оформление письменных работ.
7. 6. Работа консультанта по предмету.
8. 7. Учись правильно наблюдать. План проведения
эксперимента и наблюдения.
9. 8. Правила работы с микроскопом, с лабораторным
Работа с книгой и другими источниками информации.
10. 1.Психологическая подготовка к чтению. Учись быстро
читать. Чтение методом принудительной артикуляции
11. 2.Чтение методом ритмических фиксаций (МРФ).
12. 3.Чтение методом форсирования скорости (МФС).
13. 4.Чтение методом ритмических скольжений (МРС).
14. 5.Учись работать с учебной книгой.
15. 6.Как использовать учебную дополнительную
16. 7. Развитие продуктивности памяти.
17. 8. Развитие масштабного и гибкого внимания.
18. 9. Развитие комплексного и аналитического внимания.
19. 10. Правила запоминания. внимания.
20. 11. Учись проводить анализ, синтез и сравнение.
21. 12. Учись правильно выражать свои мысли. Приемы мышления.
22. 13. Как делать выписки.
23. 14. Как подготовить реферат.
24. 15. Как составить тезисы.
25. 16. Учись разъяснять закон, теорию.
26. 17. Учись проводить обобщения.
27. 18. Общий план изучения явления.
Культура устной и письменной речи.
28. 1. Учись вести запись с голоса.
29. 2. Учись работать над понятием.
30. 3. Учись составлять план. План-конспект.
31. 4. Учись составлять конспект. Свободный конспект.
32. 5. Тематический конспект. Текстуальный конспект.
33. 6. Правила записи текста.
34. 1. Итоговый урок
«Формирование общеучебных умений логического мышления».
Она включает в себя:
Рецензия дана доктором педагогических наук Лошкаревой Н.А.
Целью данной методики является создание нового варианта технологии
— ориентирование учителя на формирование надпредметных умений учащихся;
— развитие самостоятельности учащихся в организации учебного труда.
1.Экспериментальную программу в данной школе апробировала факультативно для 6-7 классах (34 часа 1ч/ в неделю.)
2. К программе составлен справочник умений для учащихся, который включает более 44 определений.
3. Программа адаптирована к преподаванию предмета биологии в средней школе.
4. Разработан курс лекций для учителей школы и района.
Результатом внедрения данной методической системы является развитие устной и письменной речи у учащихся, повышение вербальной культуры, формирование самостоятельности в поиске приемов выполнения работы, мыслительный отбор, комбинирование данных и перенос знаний из знакомой ситуации в новую ситуацию.
Динамика качества знаний по предмету в период внедрения экспериментальной программы в сравнении (красным цветом выделена положительная динамика в классе, участвующем в эксперименте)
Таким образом, применение на уроках данной методической системы позволило повысить качество знаний по предмету за 2007-08, 2008-09 уч. год, что отражено в графике
П Р И Л О Ж Е Н И Е
КЛАССИФИКАЦИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
1. Учебно – интеллектуальные умения
Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, систематизировать, выделять главное, существенное. Синтезировать, устанавливать причинно – следственные связи, действовать по аналогии, рефлексировать на своей познавательной деятельности, опознавать (различать) категории формы, величины, функции, причины, следствия, поводы. Определение поэлементного состава объекта, связей части и целого, построения цепи суждений из 2-х, 3-х и более звеньев.
2. Учебно – познавательные умения
Умение составлять план ответ а или выступления, тезисы, конспект, реферат, рецензию, аннотацию, умение пользоваться различными видами чтения. Умение писать и читать в заданном темпе, умение участвовать в учебной дискуссии. Умение вести полемику, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать. Умение литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе этого предмета. Практические исследовательские умения (наблюдать, ставить опыты, проводить эксперименты, конструировать, моделировать).
3. Поисково-информационные учебные умения
Умение обращаться со словарями, энциклопедиями, справочниками, компьютерами (на уровне пользователя), работать с каталогом, оглавлением, умение составлять картотеку, умение пользоваться печатными и аудио – визуальными средствами информации.
4. Организационно – познавательные учебные умения
Умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Умение вести познавательную деятельность в коллективе, умение сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принять помощь).
УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ
Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления процесса), а так же выделение отдельных частей, признаков, свойств.
1.Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
2.Постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3.Подумай о причинах такого разделения на блоки.
УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СИНТЕЗ
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
1.Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
2.Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3.Найди связь между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СРАВНЕНИЕ
Сравнить – поставив рядом, сопоставить для сходства и различия
1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
2. Сопоставь определение двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины сходства и различия.
УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ
1. Чтобы научится грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь, для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь.
Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникая в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Уметь сравнивать наблюдаемые предметы, находя в них сходства и различия.
Мысленно расчленять на составные части и соединять (синтезировать). Мысленно расчлененные предметы познавать.
Уметь выделять существенные свойства предметов и отвлекаться (абстрагировать) от их второстепенных, несущественных признаков.
Делать правильные выводы из наблюдений или фактов, проверять эти выводы.
Уметь убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения.
Следить за ним, чтобы мысли излагались определенно последовательно, непротиворечиво, обоснованно.
АЛГАРИТМ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Внимательно прочитайте текст, уясните его содержание.
Выделите главную мысль (ключевые моменты, основные идеи).
Обратите внимание на наличие противоречий (несоответствий, различие подходов, объяснений).
Определите в чем суть выявленных противоречий; насколько они существенны.
Сформулируйте на основе противоречий проблемный вопрос, подумайте о возможных вариантах ответа на него.
Структура проблемного вопроса: указание на объекты, указание на направление изучения объектов, наличие явного или скрытого противоречия.
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Ознакомьтесь с условием задачи, выясните непонятные моменты.
Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием.
Определите пути и способы решения задачи.
Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
Определите последовательность действий, выберите наиболее рациональный способ решения.
Сопоставьте полученный результат с условием задачи, убедитесь в правильности ответа.
УЧИСЬ БЫСТРО ЧИТАТЬ.
ЧТЕНИЕ «МЕТОДОМ РИТМИЧЕСКИХ ФИКСАЦИЙ» (МРФ)
Примечание. Следует иметь ввиду, что в зависимости от темпа звучащего ритма, а также от сложности содержания информации необходимо подбирать число фиксации на строках самостоятельно. Критерием правильности выполнения упражнения на первом этапе занятий является усвоение содержания текста на 20 – 40%. Через одну – две недели занятий качество усвоения материала при чтении методом фиксации ( МРФ ) станет таким же высоким, как и при обычном чтении.
ЧТЕНИЕ «МЕТОДОМ РИТМИЧЕСКИХ СКОЛЬЖЕНИЙ» (МРС)
Примечание. Как правило, многие обучающиеся после 3-х недель занятий начинают использовать чтение МРФ и МРС не только для нормального чтения, поскольку чтения, поскольку чтение этими методами нередко доставляют удовольствие, особенно когда берутся смешные рассказы, юморески, либо тексты, дающие описание пейзажей и т. д..
ЧТЕНИЕ «МЕТОДОМ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ» (МПА)
Читать тексты, одновременно механически подсчитывая про себя количество прочитываемых слов. Счет вести до 30. Досчитав до 30-ти. Начинайте считать заново. Подсчитывать можно не все слова, а только те, которым успеете присвоить порядковый номер. Предлоги можно не считать. Считать нужно (про себя) четко, ясно,без пауз, непрерывна: « одиндватричетыре….».Главное в упражнении – максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.
ЧТЕНИЕ «МЕТОДОМ ФОРСИРОВАНИЯ СКОРОСТИ» (МФС)
Читать тексты с колонками шириной 30-45 знаков ( из газет и журналов ), перекрывая ( сверху) одну за другой прочитанные строки. Перекрывать строки нужно листом плотной бумаги, ведя его рукой по странице сверху вниз. Лист бумаги передвигается со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке так, чтобы обучающийся каждый раз, прочитывая очередную строку, не успевал бы прочитать последние слова в каждой строке. Чтение проводится обычным способом ( не МРФ и не МРС). Размер листа 100х200 мм.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ
Перед чтением любого текста из периодики или книги (но объектом не менее 1 тыс. знаков) с помощью предварительного осмотра текста по его названию и т.д. письменно ответить на следующие вопросы:
1. Для чего Вы хотите прочитать этот текст, с какой целью?
2. Где будут использованы полученные из текста знания?
Что Вы хотите взять из текста для себя?
Какие факты по тематике данного текста Вам уже известно?
За сколько времени следует прочитать этот текст?
На какой срок нужно запомнить факты данной статьи
Написанные ответы можете тут же выбросить, т.к. важен сам процесс поиска ответов и попытка, им соответствовать во время чтения. Ответы нужно писать кратко, но емко, так. чтобы их суть была абсолютно понятна самому записывающему,а запись ответов не занимала бы много времени.
Примечание. Отработка психической установки ( привычки ) на УВЕРЕННОСТЬ В ДОСТВТОЧНО ПОЛНОМ УСВОЕНИИ ПРИ ПЕРВОМ ПРОЧТЕНИИ приводит, как правило, к устранению непродуктивных возвратов взгляда к прочитанному. Но не усвоенному по причине НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ (мысленного отвлечения во время чтения ) материалу.
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.
Тетради должны быть чистыми, аккуратно подписанными, с полями.
Учащиеся должны выполнять все работы четким и разборчивым подчерком. В тетрадях следует писать число. После записи даты пишется тема урока.
Изложение работы обязательно начинается на той странице, на которой написана дата и тема.
При письме необходимо отделять один смысловой отрывок от другого красной строкой.
Запрещается вырывать листы из тетради или начинать новую тетрадь, если старая не закончена.
Неправильно написанное должно зачеркнуто одной чертой.
Все ученики обязаны хранить тетради в папках для тетрадей.
Карандаши должны быть аккуратно заточены.
Записи в дневнике ученики должны вести грамотно и опрятно. В конце недели учащиеся обязаны давать дневник на подпись родителям и сдавать его на подпись классному руководителю.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТ
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и. т. д.
Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
Составь план реферата.
Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного текста, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращением, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).
КАК СОСТАВИТЬ ТЕЗИСЫ
Тезис – положение, кратко излагающее какую – либо идею а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Познакомься с содержанием материала, обрати внимание, на шрифтовые выделения, это подсказка поможет тебе в работе.
Разбери текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).
Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план – конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования к написанию конспекта:
системность и логичность изложения материала;
убедительность и доказательность.
1.Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные мест, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
2.Выясни в словаре значение новых не понятных слов, выпиши их в тетрадь.
3.Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
4.Прочитай конспект еще раз, доработай его.
Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изложения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ними через некоторое время плохо: сложно восстановить в памяти содержание материала.
Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
Сформулируй и запиши вывод.
Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Он требует серьезных усилий при составлении, в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей.
Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
Используя подготовленной материал, сформулируй основные положения по теме.
Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала.
Он может быть обзорным и хронологическим: учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос; используется в процессе работы над докладами, рефератами.
Изучите несколько источников и сделайте из них выборку материала по нужной теме.
Мысленно оформите прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ (ЦИТАТНЫЙ) КОНСПЕКТ
Это конспект создания из отрывков подлинника – цитат.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выделите цитаты, которые войдут в конспект.
Пользуйся правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь, форма записи может быть разной, например:
Основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
Прочти написанный текст, сверь его с оригиналам.
Сделай общий вывод.
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН
План – основа для составления конспектов, докладов, лекций, сочинений, статей, параграфов.
Пункты плана отражают содержание, связаны друг с другом по смыслу, состоят из повествовательных предложений, помогает связанно пересказать содержиние текста, однако работать с ним через некоторое время трудно,т. к. плохо восстанавливает в памяти содержание материала.
Выделить в нем главные мысли.
Разделить на смысловые части.
Озаглавить и записать название частей.
УСТНЫЕ ФОРМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
— это выступление информационного, иллюстрирующего или аналитического характера, как правило, по одной проблеме. Оно может быть репродуктивного (анализа материала) или репродуктивного (пересказ материала) характера. Готовясь к сообщению, ученик пользуется одним или несколькими источниками.
Требования к сообщению.
Отбор концептуальной информации, заключающей в себе главную идею и основные положения, раскрывающие суть процесса, явления и т. п.
Рассмотрение разных подходов к проблеме, различных точек зрения на нее.
Осмысление информации, выделение главных мыслей.
Выстраивание структуры ответа.
Соблюдение стиля выступления.
это развернутое, аргументированное, подробное рассмотрение какой-либо проблемы. Докладчик не просто излагает информацию, а проводит ее доказательный анализ, дает собственную оценку, подтверждает мнения других авторов или источников.
Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).
Наличие собственных суждений их аргументация (цитирование, комментирования).
Умение привлечь внимание слушателей (риторические приемы).
Терминологическая и речевая грамотность.
Научный стиль изложения
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
У Ч И С Ь Р А Б О Т А Т Ь С У Ч Е Б Н И К О М
Работа с учебником включает в себя: ориентирование в учебнике, работа с его текстом, иллюстрациями, самостоятельное оформление результатов работы.
1.Начиная работать с учебником, обрати внимание на титульный лист, где название учебника, авторский коллектив, год и место издания, для кого предназначен учебник.
2.Прочитай предисловие (в нем дается краткое описание содержания, цели и задачи, преследуемые авторами при составлении книги.)
3.О знакомьтесь с оглавлением, чтобы знать основные части учебной книги, объяснить роль каждой из них, определить содержание глав и находить ранее изученные и незнакомые материалы.
4.Прочитай указатель терминов и приложение, чтобы правильно использовать указания к работе с учебником (шрифтовые выделения, сигналы – символы и др. знаки).
5. Теперь можно обращаться непосредственно к тексту учебника:
прочитать и понять текст;
составить план параграфа;
пересказать по плану;
ответить на вопросы учителя или данные в конце параграфа, пользуясь содержанием текста.
6.В учебниках есть рисунки, которые важно правильно рассмотреть:
выделить в нем нужные объекты;
распознать его части;
сравнить отдельные части, описать процесс изображенный на рисунке;
П О В Ы Ш А Й П Р О Д У К Т И В Н О С Т Ь П А М Я Т И
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.
Для повышения продуктивности памяти необходимо, помимо развития внимания, избавится от существенного комплекса недостатков, отрицательно влияющих на качество запоминания. К таким недостаткам относятся:
1.Отсутствие системного подхода при подготовке к чтению (осознание того, что определенная подготовка к чтению, выработка соответствующего внутреннего настроя – обязательны. Многие же читатели подсознательно настроены на « авось», мол, как прочитается, чем его результаты).
Бесплановость чтения (читается все, что попадает и когда попадается под руку).
Неопределенность временных рамок чтения (не ставится перед собой задачи ограничения времени чтения на определенные объемы информации).
Психологическая зависимость качества усвоения информации от таких факторов, как сиюминутный интерес к содержанию прочитываемого, настроение, неуверенность в возможности эффективного усвоения и т. д.
Установлено и подтверждено практикой, что чтение проходит легко и читаемое хорошо запоминается, если ОСОЗНАНАНА НЕОБХОДИМОСТЬ чтения данного материала, ясно ОЩУТИМЫ СТИМУЛЫ для продуктивного чтения. ОПРЕДЕЛЕНА ЦЕЛЬ. В таких случаях ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС и непосредственно к самому чтению и к его результатам, а интерес уже гарантирует успех.
Предлагаемое упражнение не требует большого количества специально отводимого времени и выполняется при обычном, повседневном чтении газет, журналов, текстов по специальности, изучении учебного материала. Это упражнение вырабатывает в читателе НАВЫКИ ПРФЕССИАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, которые не только способствуют скоро чтению, но и значительно повышают продуктивность памяти.
Р А З В И В А Й В Н И М А Н И Е
Фундаментом высокопродуктивной ПАМЯТИ является ВНИМАНИЕ.
ВНИМАНИЕ – это направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенности на важных для нас предметах явлениях.
РАЗВИТИЕ МАСШТАБНОГО ВНИМАНИЯ
Как можно быстрее и с максимально возможным качеством усвоения читать тексты объемом в 0,5 – 1 тыс. знаков (ладонь, как правило, покрывает 1 –1,5 тыс. знаков) с одновременным подсчитыванием в уме количества букв Ж.. По окончании – проверить качество усвоения содержания текста, для чего мысленно вспомнить все факты текста и оценить полноту усвоения путем повторного прочтения, а также проверить правильность подсчета букв Ж.
РАЗВИТИЕ МАСШТАБНОГО И ГИБКОГО ВНИМАНИЯ
Просматривая газетную страницу за 5 минут с целью поверхностного уяснения содержания всех текстов (хотя бы на 30%), найти четыре четырехзначных числа, записанных словами, два названия профессии. Шесть фамилий и понять их смысловое значение в контексте прочитанного материала.
ГИБКАГО ВНИМАНИЯ, ОТРАБОТКА УМЕНИЯ МГНОВЕННО КОНЦЕНТРИРОВАТЬ И РАССЛАБЛЯТЬ ВНИМАНИЕ
Просматривая газетную страницу при поверхностном уяснении всех текстов приблизительно на 20 – 30% за минимальное время (примерно за 2 – 5 мин.) найти максимальное число, записанное либо цифрами, либо словами.
РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВНИМАНИЯ
Читать два разных текста попеременно по небольшим частям, затрачивая на каждую из частей 5 – 10 секунд. Прерывать чтение можно на любом месте даже в середине предложения. Для удобства – место прерывания фиксировать пальцем. Нужно за минимальное время с максимальным качеством усвоить содержание обоих текстов.
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ
В транспорте, в очередях и других местах вынужденного временя препровождения выбрать объект наблюдения (поручень, человек и тому подобное), за ограниченное время аналитически обследовать его, отвести взгляд в сторону и мысленно описать внешние признаки, свойства и любые другие его качества. Описание производить в виде устных ответов на поставленные Вами ответы.
У Ч И С Ь С Л У Ш А Т Ь
Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает внимание.
Настройся на восприятие материала, прими удобную пользу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
Вникни в формулировку темы лекции.
Осознай поставленную цель.
Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом, учитель выделяет главные, существенные мысли.
Старайся представить услышанное.
Сопоставляй услышанное с уже имеющими знаниями.
Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.