отметьте главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении
Основные задачи специального образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основные задачи специального образования:
Развитие национальной системы специального образования.
Создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки к самостоятельной жизни.
Обеспечение приоритетности воспитания перед обучением.
Обеспечение разноуровнего, вариативного обучения учащихся с учётом их психофизических особенностей.
Развитие системы дошкольной, коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, начиная с первых месяцев их жизни.
Ликвидация учебной перегрузки и создание гибких учебных программ.
Повышение роли семьи в воспитании.
Совершенствование организационно-управленческих механизмов специального образования на основе его децентрализации и развитие демократических основ управления.
Описание слайда:
Специфические задачи коррекционной школы
комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей проблемных детей в обучении и воспитании;
ранняя медико-психологическая и педагогическая коррекция дефектной функции;
коррекционная направленность всего педагогического процесса;
Непрерывность дошкольно-школьного и профессионально-технического обучения;
достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимой выпускникам школ для социальной адаптации в обществе.
Описание слайда:
Принципы организации обучения детей с ЗПР:
Специальное обучение, направленное на развитие ребенка и коррекцию вторичных отклонений, должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения и установления диагноза — ЗПР.
При обучении детей с ЗПР, наряду с общими для всех детей целями образования, должна быть поставлена цель максимально возможного культурного развития ребенка и его социализации.
В содержание обучения детей с ЗПР (в программы) должны быть введены специальные разделы, направленные на решение задач развития и коррекции вторичных нарушений.
В обучении детей с ЗПР следует использовать специфические средства развития и методы обучения, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребёнка.
Должна быть модифицирована временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка.
Необходимо регулярно проверять соответствие выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка.
Педагоги должны уметь решать особые, отсутствующие в системе образования нормально развивающегося ребенка, задачи. Учитель обязан владеть специальными методами и уметь применять «обходные пути» обучения для решения традиционных учебных задач, должен постоянно следить за соотношением развития и обучения своих подопечных.
Описание слайда:
Специфика работы школьной службы сопровождения с учащимися, имеющими особенности психофизического развития
особенности:
является мультидисциплинарным, т.е. осуществляется при участии специалистов разных направлений (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, врачей, педагогов);
ограничено во времени и пространстве, т.е. психолого-педагогическое сопровождение развития охватывает период нахождения ребенка в образовательном учреждении и понимается как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения;
обеспечивает приоритет интересов сопровождаемого;
независимость и автономность специалистов службы сопровождения (всегда на стороне ребенка).
направления:
1) углубленная психодиагностика;
2) коррекционная работа, основанная на результатах диагностики и имеющая свою специфику методов коррекции;
3) психопросветительская работа с педагогами акцентирована на мотивировании учителей на высокую ответственность в работе с данной категорией детей, а также реализацию всех рекомендаций консилиума;
4) взаимодействие с медицинскими и социальными службами с целью убеждения родителей в обращении в центре реабилитации за дополнительной помощью.
Описание слайда:
Основная особенность работы школьной службы сопровождения
в коррекционной школе
состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная модель сопровождения.
Описание слайда:
ПРАМЕТРЫ:
1. Форма проведения коррекционной работы;
2. Продолжительность и режим занятий;
3. Подбор и комплектование групп;
4. Формирование содержания программ.
Описание слайда:
Современные развивающие и коррекционные программы:
Коррекционные программы, основанные на нейролингвинистическом подходе и включающие в себя методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием псхической деятельности
Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития (произвольной регуляции и пространственных представлений)
Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе и аффективной регуляции поведения и сознания.
Описание слайда:
Консультирование и просвещение педагогов и родителей
Психологическое просвещение педагогов
направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые знания, позволяющие педагогам организовать эффективный процесс обучения школьников с особенностями психофизического развития.
Консультирование и просвещение родителей
информирование родителей об особенностях в развитии их ребенка;
психологическая поддержка.
Описание слайда:
Подходы к обучению и воспитанию педагоги строят на основе практической направленности уроков и занятий, с использованием передовых педагогических технологий развития и социализации воспитанников
Описание слайда:
Принципы
учебно-воспитательной работы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Во всех этих определениях в той или иной степени раскрываются сущностные признаки обучения.
Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его динамичность и результативность.
Главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении:
1 Организация познавательной деятельности учащихся по приобретению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора.
2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности учащихся или воспитанников.
3. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности.
4. Формирование у учащихся познавательной активности.
5. Формирование основ научного мировоззрения.
6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности, формирование предпосылок для адаптации в социуме.
Движущими силами процесса обучения являются противоречия между выдвигаемыми ходом учебного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся и их познавательными возможностями.
Противоречия бывают внешние и внутренние. Пример внешнего противоречия: противоречие между задачами обучения и реально существующими условиями их выполнения. Пример внутреннего противоречия: противоречие между стремлением личности к знаниям и способами их достижения. В специальном образовательном процессе эти противоречия усиливаются в связи с недостатками психического развития детей.
Любое противоречие разрешается через включение ученика в деятельность, в активный поиск решения познавательной задачи.
Структура процесса обучения
Процесс обучения представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из множества структурных элементов.
Структуру процесса обучения составляют: цель обучения; задачи обучения; содержание учебного материала; методы обучения; средства обучения; организационные формы обучения; результат обучения.
По мнению некоторых педагогов, процесс обучения как целостная система предполагает: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации учителя и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства разнообразными видами деятельности.
Несмотря на некоторое различие в формулировке компонентов, в предлагаемой каждым автором структуре процесса обучения четко прослеживается идея целенаправленной организации многовидовой учебно-познавательной деятельности учащихся под руководством учителя.
Можно выделить 4 основных функции процесса коррекционного обучения: развивающая, образовательная, воспитательная и коррекционная. Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения. Нередко можно встретить утверждение, что главной задачей обучения является вооружение учащихся суммой знаний, умений и навыков. На самом деле это не совсем так. Знания, умения и навыки чрезвычайно важны, но они не могут рассматриваться как самоцель. Знания, умения и навыки как, впрочем, и обучение в целом, являются средствами развития личности.
Существуют разные точки зрения на проблему взаимоотношения обучения и развития. Некоторые педагоги и психологи считают, что развитие ведет за собой обучение (Ж.Пиаже), другие полагают, что обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский).
Л.С.Выготский выдвинул учение о двух зонах (уровнях) развития личности. «Зона актуального развития» означает имеющийся, уже достигнутый уровень мышления, памяти, воображения и т.п., «зона ближайшего развития» предполагает потенциальный уровень развития, который есть у каждого ученика. и которого можно достичь под руководством педагога. При определенных условиях «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития» и перед учителем встает новая задача по приближению ученика к очередной «зоне ближайшего развития» и т.д.
Отсюда очевидна идея опережающей роли обучения в развитии личности, особое значение она имеет для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Образовательная функция обучения заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков.
Знания — это результат познания окружающего мира, выраженный системой научных понятий, теорий, законов.
Знания, умения и навыки тесно связаны между собой и находятся в состоянии диалектической зависимости (например, при помощи умения работать с книгой формируются новые знания и т.п.).
Воспитательная функция обучения направлена на достижение цели всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития учащихся, основу которого составляет базовая культура личности, представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя широкий диапазон свойств и качеств личности. Различают нравственную, эстетическую, физическую культуру, культуру умственного труда, культуру семейных отношений и т.д.
Реализации воспитательной функции обучения способствуют следующие факторы:
— содержание образования: такие предметы гуманитарного цикла, как литература, музыка, история, мировая художественная культура и т.д., несут в себе огромный воспитательный потенциал благодаря предметному содержанию;
— дополнительный дидактический материал, который может компенсировать отсутствие воспитательного предметного содержания на уроках естественно- математического цикла (например, на уроках физики или математики можно использовать фрагменты биографии великих ученых, деятельность которых наполнена высоким гражданским пафосом, патриотизмом и т.д.);
— организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную структуру урока, последовательность действий учителя и учащихся и т.д.;
— рациональное использование методов, приемов и средств обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои взгляды, высказывать суждения;
— психологический климат в коллективе, основанный на гуманных отношениях, демократическом стиле общения;
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин:
— качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений;
— сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков,
— недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использования информации;
— трудностей социальной адаптации;
— особенностей воздействия микросоциальной среды.
Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей.
Цель и задачи специального образования
Цельюспециального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.
Задачиспециального образования:
обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья;
формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору иактивной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.
5 Общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования
На уровне общего среднего образования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:
специальные учреждения образования;
общеобразовательные учреждения, создавшие условия для получения образования учащимися с ОПФР.
В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР создаются следующие специальные учреждения образования:
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения;
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения);
вспомогательная школа (школа-интернат) (первое и второе отделения);
центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Ко всем специальным учреждениям образования предъявляются следующие общие требования.
Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Беларусь «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», другим законодательством Республики Беларусь, настоящим образовательным стандартом специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставами названных специальных учреждений образования.
Материально-техническая база специального учреждения образования формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами.
Помещения, кабинеты, лаборатории, площадки оснащаются средствами обучения, учебным оборудованием в соответствии с перечнем средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
Специальные учреждения образования комплектуются педагогическими работниками, имеющими высшее педагогическое (дефектологическое) образование и (или) квалификацию учителя-дефектолога (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и (или) базовое образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, и необходимую квалификацию.
Финансирование расходов на содержание специального учреждения образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами в расчете на одного учащегося с ОПФР.
В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения коррекционных занятий (наличие кабинетов коррекционной работы, оснащенных необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой).
В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся.
В специальных общеобразовательных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для круглосуточного пребывания учащихся.
В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования учащимися с ОПФР (далее – общеобразовательных учреждениях), обучение и воспитание учащихся с ОПФР осуществляется в специальных классах или классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Обучение и воспитание учащихся с ОПФР в общеобразовательном учреждении может быть организовано при выполнении следующих общих требований:
укомплектованность педагогическими (дефектологическими) кадрами;
введение должности учителя-дефектолога в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости;
организация коррекционно-педагогических занятий (коррекционных занятий и уроков по отдельным учебным предметам специального учебного плана) для учащихся с ОПФР в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости;
материально-техническое и учебно-материальное обеспечение в соответствии с государственными нормативами для специального учреждения образования;
наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой;
профессиональная и личностная готовность педагогических работников общеобразовательного учреждения к обучению и воспитанию учащихся с ОПФР.
6 Общие требования к обязательному содержанию специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов
Отметьте главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В дидактике существует несколько подходов к определению понятия «обучение»
Статья:
Во всех этих определениях в той или иной степени раскрываются сущностные признаки обучения.
Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его динамичность и результативность.
Главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении:
1 Организация познавательной деятельности учащихся по приобретению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора.
2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности учащихся или воспитанников.
3. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности.
4. Формирование у учащихся познавательной активности.
5. Формирование основ научного мировоззрения.
6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности, формирование предпосылок для адаптации в социуме.
Движущими силами процесса обучения являются противоречия между выдвигаемыми ходом учебного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся и их познавательными возможностями.
Противоречия бывают внешние и внутренние. Пример внешнего противоречия: противоречие между задачами обучения и реально существующими условиями их выполнения. Пример внутреннего противоречия: противоречие между стремлением личности к знаниям и способами их достижения. В специальном образовательном процессе эти противоречия усиливаются в связи с недостатками психического развития детей.
Любое противоречие разрешается через включение ученика в деятельность, в активный поиск решения познавательной задачи.
Структура процесса обучения
Процесс обучения представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из множества структурных элементов.
Структуру процесса обучения составляют: цель обучения; задачи обучения; содержание учебного материала; методы обучения; средства обучения; организационные формы обучения; результат обучения.
По мнению некоторых педагогов, процесс обучения как целостная система предполагает: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации учителя и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства разнообразными видами деятельности.
Несмотря на некоторое различие в формулировке компонентов, в предлагаемой каждым автором структуре процесса обучения четко прослеживается идея целенаправленной организации многовидовой учебно-познавательной деятельности учащихся под руководством учителя.
Можно выделить 4 основных функции процесса коррекционного обучения: развивающая, образовательная, воспитательная и коррекционная. Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения. Нередко можно встретить утверждение, что главной задачей обучения является вооружение учащихся суммой знаний, умений и навыков. На самом деле это не совсем так. Знания, умения и навыки чрезвычайно важны, но они не могут рассматриваться как самоцель. Знания, умения и навыки как, впрочем, и обучение в целом, являются средствами развития личности.
Существуют разные точки зрения на проблему взаимоотношения обучения и развития. Некоторые педагоги и психологи считают, что развитие ведет за собой обучение (Ж.Пиаже), другие полагают, что обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский).
Л.С.Выготский выдвинул учение о двух зонах (уровнях) развития личности. «Зона актуального развития» означает имеющийся, уже достигнутый уровень мышления, памяти, воображения и т.п., «зона ближайшего развития» предполагает потенциальный уровень развития, который есть у каждого ученика. и которого можно достичь под руководством педагога. При определенных условиях «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития» и перед учителем встает новая задача по приближению ученика к очередной «зоне ближайшего развития» и т.д.
Отсюда очевидна идея опережающей роли обучения в развитии личности, особое значение она имеет для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Образовательная функция обучения заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков.
Знания — это результат познания окружающего мира, выраженный системой научных понятий, теорий, законов.
Знания, умения и навыки тесно связаны между собой и находятся в состоянии диалектической зависимости (например, при помощи умения работать с книгой формируются новые знания и т.п.).
Воспитательная функция обучения направлена на достижение цели всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития учащихся, основу которого составляет базовая культура личности, представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя широкий диапазон свойств и качеств личности. Различают нравственную, эстетическую, физическую культуру, культуру умственного труда, культуру семейных отношений и т.д.
Реализации воспитательной функции обучения способствуют следующие факторы:
— содержание образования: такие предметы гуманитарного цикла, как литература, музыка, история, мировая художественная культура и т.д., несут в себе огромный воспитательный потенциал благодаря предметному содержанию;
— дополнительный дидактический материал, который может компенсировать отсутствие воспитательного предметного содержания на уроках естественно- математического цикла (например, на уроках физики или математики можно использовать фрагменты биографии великих ученых, деятельность которых наполнена высоким гражданским пафосом, патриотизмом и т.д.);
— организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную структуру урока, последовательность действий учителя и учащихся и т.д.;
— рациональное использование методов, приемов и средств обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои взгляды, высказывать суждения;
— психологический климат в коллективе, основанный на гуманных отношениях, демократическом стиле общения;
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин:
— качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений;
— сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков,
— недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использования информации;
— трудностей социальной адаптации;
— особенностей воздействия микросоциальной среды.
Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей.