отличительные особенности детей с нарушением интеллекта при обучении математике
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Одной из важных проблем подготов- ки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду являет- ся обучение их математике. В жизни человеку регулярно необходимы пред- ставления о форме объектов окружаю- щего мира и умение использовать эти знания в практической деятельности. Важным фактором социальной приспо- собленности для учащихся с интеллек- туальной недостаточностью является усвоение этих знаний.
Современные условия производства и повседневной жизни требуют от уча- щихся наличия базовых знаний и уме- ний интегрированного характера, уни- версальных для разных видов деятель- ности, которые они должны уметь при- менять в различных условиях для реше- ния жизненных задач. Исследования в области специальной педагогики и пси- хологии показывают, что характерными особенностями детей с интеллектуаль- ными нарушениями в процессе усвое- ния знаний являются: 1) неумение объ-
единять знания, которые получены при изучении различных учебных предме- тов; 2) затруднения в практическом ис- пользовании изученного материала.
Исследования Л.Б. Баряевой, М.Н. Перовой, Е.А. Стребелевой, А.П. Зарин, В.В. Эк и др. подтверждают идею о том, что ребенок с умственной отсталостью может овладеть математическими пред- ставлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развива- ющей помощи.
Развитию у младших школьников с нарушением интеллекта самостоятель- ности и активности в повседневной жизни, в учебной и трудовой деятельно- сти, формирование умений практиче- ского применения полученных теорети- ческих знаний и коррекцию недостатков познавательной деятельности способ- ствует математическая подготовка школьников. Дети с интеллектуальной недостаточностью склонны к формаль- ному усвоению математического, в том числе и сложность геометрического ма-
териала. Важным направлением иссле- дования является разработка содержа- ния и методики обучения математике в специальной школе, способных обеспе- чить четкость и одновременную обоб- щенность образов геометрических форм, развитие интеллектуально- практических умений самостоятельного использования знаний в решении жиз- ненно-практических задач.
Отвлеченное, абстрактное мышление школьников с ограниченными возмож- ностями развито слабо. Подвести уча- щихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению за- кономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на осно- ве неоднократных наблюдений реаль- ных объектов. Ребенок в повседневной жизни, в играх, в быту рано начинает встречаться с ситуациями, где требуется применение элементарного, но, однако, математического, решения (приготовить вкусности для друзей, накрыть стол, разделить яблоки поровну и т.п.). Ребё- нок должен понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну и уметь определять количество предметов в множестве. Школа на современном эта- пе ставит одной из важных задач подго- товку учащихся к самостоятельной жизни, овладению доступными ими профессиями, к активному участию в труде.
Многие математические понятия и представления носят взаимообратный характер, поэтому важнейшим из при- ёмов обучения математике является сравнение. Их усвоение возможно только при условии овладения спосо- бами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, ис- пользовании приемов классификации и дифференциации, установлении при- чинно-следственных связей между по- нятиями. Один из важных приёмов – материализация, т.е. умение детализи- ровать любое отвлеченное понятие, применять его в жизненных ситуациях.
Применяются следующие методы обу- чения: наблюдение, беседа, демонстра- ция, упражнения, экскурсия, самостоя- тельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отно- шения к формированию и развитию ре- чи учащихся, поэтому учитель на уро- ках математики в младших классах учит детей копировать собственную речь, которая является образцом для учащих- ся [1].
Для обучения детей с выраженной умственной отсталостью элементарным математическим представлениям ис- пользуются следующие методы и прие- мы:
— действия детей и взрослого сов- местно;
— действия по подражанию;
— действия по образцу, с помощью словесной инструкции;
— приемы наложения и прикладыва- ния, обводки шаблонов, трафаретов, чтобы для закрепить представления о величине, форме, количестве предме- тов;
— элементарные счетные действия с множествами предметов на основе раз- личных видов восприятия (слухового, тактильного, зрительного);
— воспроизведение формы, величины предметов, цифры с помощью показа руками (пантомимика), основываясь на предварительном тактильном и зри- тельном обследовании предметов и изображений цифр;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игро- вой ситуации, на картинке;
— соотнесение объёмных и плоских изображений с натуральными предме- тами;
— для формирования временных пред- ставлений у данной категории детей, проводятся предварительные наблюде- ния во время прогулок и экскурсий за
явлениями в природе в разное время го- да, за изменениями, которые происхо- дят в течение дня, и т.д.;
— обыгрывание предметов, определе- ние их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности [2].
Очень важно с первых же занятий в школе подчеркивать обязательность строгого соблюдения школьного режи- ма: звонок должен звать учеников на урок, быть призывом к началу работы.
По ходу урока учащиеся должны следить за тем, что происходит у доски, вслушиваться в объяснения. Умственно отсталых детей привлекают яркие круп- ные игрушки, предметы, уже знакомые им или, наоборот, новые, необычные в стенах школы.
Учителю необходимо создавать на уроке игровую ситуацию, включать в урок драматизацию известных детям сказок, обеспечивая участие в событиях всех школьников, чтобы сосредоточить внимание учеников и какое-то время удержать его [3].
На уроке математики во время про- педевтического периода следует при- ступить к подготовке учащихся к работе по картине, с книгой, учебником, если учитель пользуется раздаточным мате- риалом, то картинки у всех должны быть одинаковые.
На каждом уроке учитель отводит время на сообщение нового материала, повторение ранее изученного. В даль- нейшем (по отдельным разделам изуча- емого во время пропедевтического пе- риода материала) будет указана при- мерная последовательность работы.
Основные требования обучения де- тей с умственной отсталостью.
1. Применение игры как средства обучения, а не как развлечение (игровая форма доминирующая).
2. Для формирования познаватель- ных потребностей и повышения моти- вации обучения детей используются
эмоции, наиболее сохранной стороны психической деятельности.
3. Детям с умеренной и тяжёлой ум- ственной отсталостью свойственно под- ражание. Применение подражательно- сти во время обучения, для достижения, поставленных задач.
4. Организация постоянной активной практической деятельности детей с кон- кретными предметами (предметно- действенное обучение).
6. Для удержания внимания на необ- ходимое время и для привлечения вни- мания детей к новым пособиям и зада- ниям используется частая смена видов деятельности на занятии.
7. Долгая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
8. Индивидуальная и дифференциро- ванная работа на занятии: каждый ребё- нок выполняет задание в своём темпе в соответствии со своими психофизиче- скими возможностями, и если необхо- димо, то с помощью педагога. Даже при малейших достижениях и успехов ре- бёнка, учитель выражает эмоциональ- ную положительную оценку.
9. Создание благополучного эмоцио- нального фона на уроках.
Не забываем всегда учитывать уро- вень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей соци- альных контактов (необходимые навы- ки, которые пригодятся им и в семье, и при контактах в ближайшем окруже- нии).
При подборе методов работы с деть- ми, следует учитывать особенности данной категории детей: подача учебно- го материала небольшими «порциями», замедленность обучения, частая повто- ряемость, максимальная развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного этапа в обучении, постоянная опора на опыт ребенка.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви- да: Подготовительный, 1—4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. – М.: Про- свещение, 2014. – 192 с.
3. Федосеева О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 446-447.
Обучение математическим представлениям детей с интеллектуальными нарушениями
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение математическим знаниям детей с
ОВЗ в начальной школе
— Увеличь или уменьши число на определенное количество единиц.
Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность ребенка, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика.
Перечислю эти приемы.
— Использование демонстрационных карточек.
Учитель показывает две карточки с числами и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.. если говорим о 1 классе.) Затем предлагает задания:
Найди сумму этих чисел.
Найди разность этих чисел.
Во 2 классе на этапе устного счета эффективно предлагать следующие задания:
Увеличь число 80 на 2, на 20.
Уменьши число 80 на 2, на 20.
После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашивает:
— Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.
Использование индивидуальных карточек с числами.
У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Учитель читает выражение, например три умножить на восемь, ученик поднимает карточку с соответствующим числом (ответ).
Задания для устного счета подбираем с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволяет вести фронтальную работу и включать в активную работу всех учащихся класса.
Овладение математическими знаниями связано с недостаточно развитыми способностями к анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Эти функции мыслительной деятельности у умственно отсталых детей недостаточно развиты. На уроках эффективно использовать дидактические игры и занимательные упражнения для закрепления понятий о размерах: например игра
1.Подбери по величине.
Используются геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) двух размеров – большие и маленькие.
Учитель кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие.
2.Игра с пирамидкой.
Первый ребенок берет самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо», следующий ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше», и т.д. Последний – кладет самое маленькое кольцо и проговаривает
3.Что в руке?
Можно использовать шишки, камешки, желуди, орехи
Учитель вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки: большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем проверить, правильно ли он сказал.
Временные понятия и отношения.
Временные представления у детей с овз формируются значительно позже и качественно отличаются от представлений нормальных детей. Дети с нарушением интеллекта часто не знают дней недели, почти не владеют временной терминологией, не могут представить того,что время течёт не останавливаясь и его течение необратимо, не могут соотнести временные понятия с конкретными жизненными событиями.
Временные понятия трудны для усвоения, т.к. очень специфичны из-за:
1)невозможности восприятия времени органами чувств;
2)косвенного измерения времени;
3)обилия временной терминологии;
На этом этапе можно применять игры и занимательные упражнения::
1.Части суток
Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у детей с ОВЗ она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, детям труднее воспринимать материал.
Хотелось бы остановиться на изучении геометрического материала в нач школе. Геометрический материал не выделен в программе в виде отдельной темы. Он изучается небольшими порциями. Эти знания закрепляются и углубляются на протяжении всего обучения. Рассмотрим основные методические приёмы к формированию и закреплению у этих детей представлений о форме.
Говоря об индивидуализации обучения, можно выделить три группы учащихся по успешности усвоения знаний на уроках математики.
Учащиеся которые усваивают математические знания и умения достаточно успешно. нуждаются в большей конкретизации заданий, в разнообразной наглядности испытывают наибольшие затруднения в понимании и выполнении любого задания, с трудом считают, не умеют присчитывать, поэтому им необходимо оказать помощь в выборе более легкого способа выполнения работы.
Чтобы вовлечь в работу малоактивных, робких детей, используем задания-соревнования, задания в игровой форме, обязательно даем положительную оценку активности всех и каждого в отдельности. Потихоньку даже самые неуверенные в себе учащиеся начинают принимать участие в работе, престают бояться ошибиться, нарабатывают счетные навыки, поднимаясь на более высокий уровень. У ребят появляется интерес к урокам математики.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с ОВЗ должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения использовать те методы, с помощью
которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) проявлять особый педагогический такт, подмечать и поощрять успехи
детей, развивать веру в собственные силы и
возможности;
д) обогащать детей математическими знаниями
(используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами.)
Доклад «ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Крыльцова Надежда Валентиновна
Учитель математики, 1 категория,
Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Инклюзивное (франц. Inclusive – включающий в себя, от лат.Include – заключаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (массовых) школах. Понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что их братья, сестры и соседи;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
г) обеспечиваются необходимой поддержкой
Российская практика последних лет убедительно свидетельствуют об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования:
1. Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Учителя в массовой школе, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже, несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Следовательно, инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри самой школы, так и вне ее.
Она может быть организована:
— тьютерами по инклюзивному образованию (освобожденным от уроков учителем со специальным образованием);
— организацией профессионального диалога между специалистами, имеющими специальные знания и педагогами, работающими с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
— проведением педагогических советов;
— консультированием внешних специалистов (из центров реабилитации, логопедических служб, специальных школ и др.);
— повышение квалификации педагогов (проведением лекций, семинаров, тренингов, конференций и т.д.).
2. Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. В частности в нежелании родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений. Не хватает особых технических средств обучения для детей с особыми образовательными потребностями. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение необходимо обеспечение специальными техническими средствами и оборудованием.
4. Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательные учреждения предполагает постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии. Это означает, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, инклюзия невозможна.
Для решения обозначенных актуальных проблем развития инклюзивного образования необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в России. Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Я хочу остановиться на вопросе обучения в обычных классах среди обычных детей детей с умственной отсталостью. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия.
В 5 классе, в котором я работаю, есть ребенок, с интеллектуальными нарушениями. Прежде, чем я начала работать с этим ребенком, я прошла курсы повышения квалификации «Проектирование организации инклюзивного образования с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС» и изучила особенности детей с умственной отсталостью.
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия.
Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам.
Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.
Другой учебный план. При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009).
Другое содержание, объём и глубину учебного материала. Если в обычном классе на изучение математики отводится 5 часов в неделю, то для детей с умственной отсталостью – 6 часов в неделю. Причем 2 часа я занимаюсь с ребенком индивидуально, 4 часа в классе со всеми детьми. (Приложение 2)
Другие методы и приёмы обучения.
Другой документ об образовании. (Свидетельство а не аттестат)
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: я сначала объясняю новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала я даю классу самостоятельную работу, а с учащимся, имеющего особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказываю индивидуальную помощь, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности продолжается в течение всего урока. (Приложение 1.)
При необходимости я могу дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если я не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, я могу использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если я вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для ребенка с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
При организации режима урока в инклюзивном классе я придерживаюсь следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить карточки с практическими примерами.
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), я провожу устную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.
Я могу коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы).
Основной ход урока:
Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время я в «доступном» варианте объясняю новую тему ребенку с ограниченными возможностями здоровья. При этом использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.
Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Я активно помогаю. Потом «особенный» ребенок выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время я проверяю задания, выполняемые «обычными» детьми.
Второй вариант – я могу приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забываю про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
— я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать) – ребенок проговаривают задание после меня; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
— я проговариваю, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате –ребенок проговаривает за мной. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц;
— пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – ребенок выполняет, проверяет вместе со мной;
— итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговариваю я, потом ребенок).
— я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать) – ребенок проговаривает задание после меня; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
— ребенку раздаю карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);
— проверка задания: я могу индивидуально проверять задание, подходя к ребенку; могу просить ребенка устно проговорить, что получилось в задании.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
4. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер.
Контрольные работы по предмету «Математика», обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.
Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России правительство РФ приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т.е. государство стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.