откуда берутся мощи святых в храмах
Что такое святые мощи и почему их почитают
О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.
Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.
О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*
– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).
В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).
Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.
Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).
Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост
Богатыри – не мы!
В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.
При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.
Через пост – к Богу
Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.
Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.
Образ жизни – затвор
Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.
Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:
«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».
После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.
День памяти святого – 15 декабря.
*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.
Откуда берутся мощи святых
Содержание статьи
Святыми мощами в христианстве принято называть останки людей, которые были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, этот термин может применяться не только к телесным останкам как таковым, но и к личным вещам святого, его одежде – словом, к любому материальному предмету, который соприкасался со святым.
Происхождение святых мощей
Хрисианская церковь (в отличие от некоторых еретических течений) никогда не считала физическое тело человека чем-то плохим, греховным «по определению» и источником зла. Напротив, тело – это «храм Святого Духа», а степень греховности его определяется исключительно греховностью души, обитающей в нем. Напротив, если человек вел праведную жизнь, совершил подвиг во имя Бога, стяжал себе благодать Божью, то благодать эта распространяется не только на душу, но и на тело святого человека. И даже после смерти святого его останки («мощи» по-церковнославянски) остаются источником благодати.
Именно поэтому уже с первых веков существования христианской веры ее приверженцы бережно сохраняли останки подвижников. Часто это были отдельные кости или даже пепел – ведь многие мученики были сожжены или брошены на растерзание хищникам.
Впоследствии стали так же относиться к останкам не только мучеников, но и других святых.
Почитание мощей
Почтительное отношение к святым мощам в Церкви выражается не только в их сохранении, но и в установлении церковных праздников, посвященных обретению или перенесению мощей того или иного святого, в строительстве часовен, храмов и монастырей над мощами, в возложении частиц мощей в основание церковных престолов.
Существует немало историй о чудесах, связанных со святыми мощами. Не всегда речь идет о чудесных исцелениях. Например, во времена правления императора Констанция в Антиохии имело место катастрофическое падение нравов, возвращение к языческим обрядам, разнузданные оргии в местах прежних языческих культов. Но стоило построить в тех краях базилику, в которую перенесли мощи святого мученика Вавилы, и оргии прекратились! Может быть, людям попросту стало стыдно, а может быть, благодать святых мощей действительно подействовала на них – но, так или иначе, цель была достигнута.
Нередко святые мощи представляют как нетленные тела святых. Такого представления изначально не было в Православной церкви, оно распространилось сравнительно поздно – в XVIII-XIX вв. Возможно, эта идея пришла с Запада, православные священнослужители безуспешно пытались бороться с нею. Это суеверие сыграло свою негативную роль после Октябрьской революции. Представители новой власти, стремясь «разоблачить ложь церковников», нередко прибегали к публичному вскрытию рак со святыми мощами. Верующие видели кости вместо ожидаемых нетленных тел, и многих это могло даже отвратить от веры.
Нетленность мощей в ряде случаев имеет место, но это считается особым чудом, а не обязательным основанием для канонизации.
Что такое мощи?
Говорят, что христиане поклоняются трупам, но при этом сами называют их странным словом «мощи». Например, когда в Россию привозили мощи святителя и чудотворца Николая — очередь стоит в несколько километров. Слайды «Фомы»: разбираемся.
Что это?
Мощи — это останки святых. Мощи становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Почитая их, христиане верят не в «могущество» или силу самих по себе останков, а в молитвенное ходатайство святых, мощи которых находятся перед ними.
Как выглядят мощи?
По-разному — это может быть высохшее тело, кости, мышцы, волосы, зубы, сухожилия, отдельные части тела разной степени сохранности. Иногда это может быть прах — тела мучеников часто сжигали, но верующие все равно собирали то, что оставалось.
Кто сказал, что их нужно почитать?
Постановление VII Вселенского собора (787 год):
«Будем же ныне делать со страхом Божиим, прося ходатайства непорочной Владычицы нашей, воистину Богородицы и Приснодевы Марии, святых ангелов, всех святых; будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение».
Что говорит Библия?
О святых мощах говорится уже в Ветхом Завете:
«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21) — мертвец ожил от прикосновения к костям Елисея.
Если есть мощи, человек святой?
Не всегда. Наличие мощей — не единственный повод для канонизации. Они могут быть дополнительным аргументом, но основной причиной — нет. О святости человека в первую очередь говорят его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам.
Где и как хранят мощи? (Рака)
Рака — гроб из дерева или металла, в котором хранят мощи. Часто украшается резьбой или драгоценностями, стоит в храме.
Где и как хранят мощи? (Ковчежец)
Ковчежец — небольшой ящичек с частью мощей святого или нескольких святых. Иногда вместе с мощами в него кладут реликвии, связанные с жизнью святого (например, нательный крест или одежду). Может храниться дома.
Где и как хранят мощи? (Мощевик)
Мощевик — маленький сосуд для части мощей. Как правило, мощевик крепят к иконе святого для поклонения. Иногда в качестве мощевика используют панагию архиерея, священнический или нательный крест.
Где и как хранят мощи? (Антиминс)
Антиминс — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда есть на престоле в алтаре любого православного храма. На нем совершает таинство Евхаристии. Со времен раннего христианства оно совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это таинство также совершается на святых останках.
Для чего мощи разделяют на частицы?
Чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к святыне. Само по себе тело святого — не источник исцеления и чудес. Источник — сила Божия, которая в нем живет. Эта сила неделима.
Если я не верю?
Тот же VII Вселенский собор постановил извергать из сама епископов и клириков, отвергающих мощи. Мирян и монахов в этом случае отлучают от Церкви
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
просто склоняю голову! Стрижак гениальную серию сделал! Потрясающая по информативности серия! Н.
ЗАГОВОРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ http://yahooeu.ru/uploads/posts/2011-08/1312890564_0_2f8f5_4a005235_xl.jp.
ДРЕВНЯЯ РУНИКА НАШИХ ПРЕДКОВ Это интересно. http://rodrus.net/news/i/full1391344592.jpg
Деревья, руны и друиды Друиды были хранителями героических преданий и мифологичес.
—Метки
—Приложения
—Ссылки
—Музыка
—Рубрики
—Видео
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Церковная братва столетиями занимается массовым производством и широкой распродажей «святых мощей». Об этом полным-полно свидетельств, но верующих это не останавливает: их разум затмевают эмоции, а эмоциями управляет церковь…
Мумия возвращается:
в Краснодаре на всеобщее обозрение выставлялись мощи Марии Магдалины
С 29 сентября по 1 октября в Свято-Екатерининском Кафедральном соборе Краснодара демонстрировалась кисть руки Марии Магдалины и частицы Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.
Все желающие православные верующие могли прийти приложиться к этим реликвиям. Для массового паломничества было организовано более сотни автобусов, по местным телеканалам бегущей строкой давалось объявление о прибытии великих святынь, храм был открыт круглые сутки, а паломники выстраивались в километровую очередь. Ранее мощи святой равноапостольной Марии Магдалины привозились из греческого монастыря Симонопетра в ещё царскую Россию 120 лет назад, и, по версии православных священнослужителей, весьма благотворно повлияли на политику Александра III, при котором держава не была втянута ни в одну войну.
Незадолго до нынешней демонстрации останков Марии Магдалины в Краснодаре на показ выставлялись мощи Андрея Первозванного. И хотя оба они, если так можно выразиться, имеют одинаковый священный статус, такого ажиотажа тогда не было и близко (христианские функционеры давно грешат некрофилией (поклонение трупам).
Версии о жизни святой после библейских событий
Мария Магдалина – одна из самых почитаемых в христианском мире святых и один из самых загадочных евангельских персонажей. При внимательном изучении новозаветных текстов невольно складывается впечатление, что, либо сами авторы скрывали важные сведения о ней, либо всё, что было с ней связано, в более поздние времена подверглось жесточайшей цензуре со стороны церкви. Канонические евангелия ничего не говорят о судьбе Марии Магдалины после вознесения Иисуса, поэтому впоследствии возникли три основные теории о том, что с ней было потом.
Галльская версия. Среди масонов бытует легенда о том, что после известных библейских событий Мария Магдалина вместе с детьми, рождёнными ей от Иисуса, перебралась в Рим, а оттуда в Галлию, где их с Иисусом потомки основали династию Меровингов…
Кашгарская версия. В Кашгаре (современный Синьцзян) существует легенда, согласно которой Мария Магдалина скончалась именно там. А в те края она прибыла вместе с Иисусом. В индийском городе Сринагар в районе Ханьяр есть гробница Розабал, смотрители которой утверждают, что там погребен сам Иисус, а сами они являются его прямыми потомками. При этом сами смотрители исповедуют ислам…
Эфесская версия. Это официальная версия, как православной, так и католической церкви. Через некоторое время после распятия Иисуса Мария Магдалина посетила Рим, где попала на приём к императору Тиверию и преподнесла ему яйцо. Как только римский правитель его взял, оно тотчас покраснело. Отсюда и возник обычай красить яйца на пасху. После Мария Магдалина вместе с Иоанном Богословом поселилась в Эфесе (территория современной Турции), где умерла своей смертью. Иоанн Богослов лично похоронил её в одной из пещер… Так вкратце гласят церковные догматы.
Кем была эта святая?
Канонические евангелия не содержат прямых сведений о том, кем Мария Магдалина приходилась Иисусу. Церковь считает её преданной ученицей, отрицая её какое-либо родство или любовную связь со Спасителем. Такую версию можно было бы принять, если бы не целый ряд довольно существенных обстоятельств.
Ни одно каноническое евангелие не дошло до наших дней в первоначальном виде. Не сохранилось не только подлинников, но и точных копий с них, и даже копий с копий. В течение нескольких веков священные писания неоднократно подвергались правкам. Одни абзацы исчезали, другие появлялись, третьи редактировались и стилистически оттачивались. Некоторые моменты, такие, например, как хождение по воде, запрещение дуть ветрам и совершение целого ряда чудес были прямо рассчитаны на менталитет эллинистической публики. Многие вставки делал известный христианский деятельМаркион, которого впоследствии объявили еретиком, но сделанные им правки оставили в силе.
Повествование евангелия от Марка – наиболее раннего из всех дошедших, заканчивалось положением Иисуса во гроб. Всё остальное – более поздние приписки. Сотни абзацев во всех четырёх канонических евангелиях совпадают дословно или почти дословно. Такое возможно только в двух случаях: или каждый друг у друга переписывал, добавляя, изымая или уточняя какие-то эпизоды, либо один редакционный совет все версии привёл к общему знаменателю. При этом следует заметить, что ни один из четырёх евангелистов не был очевидцем описываемых событий и черпал информацию в лучшем случае из вторых рук. Правда, четвёртое евангелие церковь по традиции приписывает Иоанну Богослову, но достаточно его прочитать, чтобы убедиться в том, что оно не написано глазами свидетеля происшедшего (существуют письменные доказательства того, что все четверо евангелистов жили в 16 веке н.э.)
Согласно филологическим данным, оно было написано не ранее 100 года нашей эры (вот почему Иоанну Богослову так продлили срок земной жизни) и является качественным продуктом гностической философии, зародившейся несколькими десятилетиями позже предполагаемой казни Христа. Провозгласив Иисуса Богом (или богочеловеком), церковь оказалась в щекотливом положении. К примеру, основателя ислама Мухаммеда мусульмане считают пророком. Он выдающийся человек, но всё же человек, такой же смертный, как и все остальные. Известно, что у него было 6 жён, и имелись дети. Нынешняя династия королей Марокко генеалогически восходит к нему по линии его дочери Фатимы.
Но Иисус Христос провозглашён Богом. Следовательно, его вероятные потомки тоже должны считаться Богами. Если какой-нибудь самозванец объявит себя таковым (а то и на самом деле будет таковым являться), он станет в буквальном смысле святее Папы Римского и Патриарха Всея Руси. Поэтому чтобы пресечь на будущее любые разговоры о возможных потомках Господа, церковь объявила его не только бездетным, но и безбрачным. Раз у него не было жены, то, соответственно, не было и детей…
Откуда взялись мощи?
В Краснодаре верующим демонстрировалась только кисть руки, принадлежавшая, по версии церкви, Марии Магдалине. Однако монастырь Симонопетра на горе Афон – отнюдь не единственное место, в котором хранятся мощи этой святой. Вот список мест, где они есть:
• Иерусалим
• Рим (храм Иоанна Латеранского)
• Минск (храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины)
• Церковь Сент-Бом близ Марселя (там хранится её голова)
• Церковь Сент-Мадлен в городе Везле (Бургундия)
• Сен-Максимен (Прованс)
• Монастырь Есфигмен в Греции (там хранится её левая нога).
Все имеющиеся мощи возводят к эфесскому погребению, однако православная и католическая версии не совпадают. По словам игумена Елисея – настоятеля монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон, мощи его монастырь обрёл в XVI веке, куда они попали из Константинополя. А в самом Константинополе они чудесным образом уцелели в период иконоборческого движения (два периода – с 726 по 787 и с 815 по 842 годы). Впоследствии мощи были разделены.
Версия совершенно неудовлетворительная. Кто, где, когда и на каких условиях делил останки Марии Магдалины? Что это вообще за акция? Где документы о таком хищническом растаскивании трупа по частям? Ничего этого нет, потому что никакого раздела никогда не было. Просто Елисей понимает, что часть мощей находится у католиков. Если объявить их мощи неподлинными, то те в ответ объявят неподлинными мощи, находящиеся на Афоне. Разразится жуткий скандал, а это никому не нужно.
У католиков другая легенда. Они прекрасно понимали, что после правлениявизантийского императора Льва III (717-741) никакие мощи не могли уцелеть даже самым чудесным способом. Иконы можно нарисовать заново. Художники жили во все времена. А вот уничтоженные мощи уже не восстановишь. Поэтому перенос мощей из Эфеса в Константинополь был отложен католиками до царствования Льва VI Философа (886-912). В 1225-м году крестоносцы перенесли их в Рим, а оттуда они уже попали во Францию.
Тоже ничуть не убедительнее, чем у православных. Между предполагаемой смертью Марии Магдалины и правлением Льва VI Философа прошло более 900 лет. Попробуйте-ка сейчас откопать какое-нибудь захоронение времён Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха и с абсолютной точностью идентифицировать находящиеся в ней останки. И ещё далеко не факт, что эти останки вообще сохранятся как таковые. На территории близ Эфеса трупы не подвергаются естественной мумификации. 900 лет – период практически полного разложения останков. Да и подробной карты захоронения Иоанн Богослов явно не составлял.
А с французскими мощами Марии Магдалины и вовсе была средневековая экономическая драма. Город Везль жил и процветал за счёт паломников, шедших поклониться костям святой. Но в 1270-м году Папа Римский признал подлинными мощами новоявленный труп в Сен-Максимене. В результате поток паломников из Бургундии был переориентирован в Прованс, и город Везль на несколько веков погрузился в состояние финансового застоя и упадка. Как у католиков, так и у православных престиж той или иной священной обители напрямую зависел от наличия там каких-нибудь мощей и реликвий, поэтому почти везде что-нибудь да было.
Нашествие священных мертвецов
Культ святых мощей в христианстве начал распространяться после Никейского Собора325 года. То есть, в течение почти трёхсот лет прах ближайших сподвижников Христаникого не интересовал. Разумеется, тем, кто провожал свидетелей жизни Иисуса в последний путь, не приходили на ум идеи составлять подробные планы погребений или же вместо захоронений сдавать тела усопших на ответственное хранение последователям новой веры. Поэтому обретение подлинных мощей первых святых стало, мягко говоря, делом крайне затруднительным. Ни о какой достоверной идентификации не могло быть и речи.
Но мощи обретались, притом в изрядных количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны – 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя – 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всём том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой. А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
• Бенедикт – 3 тела и 4 головы;
• Эразм – 11 тел;
• Доротея – 6 тел;
• Стефан – 4 тела и 8 голов;
• Вильгельм – 7 тел и 10 голов;
• Елена – 4 тела и 5 голов;
• Исайя Пророк – 3 тела;
• Иероним – 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
• Юлиана – 20 тел и 26 голов;
• Лука – 8 тел и 9 голов;
• Пётр – 16 тел;
• Федора – 4 тела и 6 голов.
Полный перечень дубликатов займёт ещё несколько страниц.
На Втором Ватиканском Соборе (1962-1965) католики приняли столько новшеств, что даже стали поговаривать о дособорном и послесоборном католичестве. В 60-е годы ХХ века под влиянием церковного кризиса Ватикан покаялся во многих своих грехах и разжаловал более сотни святых. Да ещё каких.
Всех «чинов и званий» лишился святой Георгий Победоносец. Причина – его никогда не существовало. Легенда о храбром христианском воине, спасшем прекрасную девушку от зубов страшного чудовища – это переложение древнегреческого мифа о Персее и Андромеде и ничуть не более того. Зато у этого никогда не существовавшего святого обнаружилось ни много, ни мало 30 тел. Точно также не было и святой Елизаветы, которую, согласно преданию, спас Георгий, но её мощи тоже сохранились до наших дней.
Следующий разжалованный святой – Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими Бригитту, Варвару, Екатерину, Мексиканскую Деву Гваделупскую, Христофора, Валентина (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных). Однако мощи у всех этих святых есть.
Были и святые, обязанные своим появлением недоразумению. В Римской империи Новый год праздновался 7 марта, и было принято поздравлять друг друга словами «Перпетуам фелицитателем», что означало: «Вечного вам счастья». Значение слов скоро забылось, и 7 марта было превращено в день святых Перпетуи и Фелицитаты.Есть святые, нашлись и мощи. Этим святым поклонялись, а потом взяли и разжаловали вместе с остальными.
Однако одними мощами перечень святынь не ограничивается. Вместе с кистью руки Марии Магдалины в Краснодаре показывали частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако если собрать все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов. Видимо, крест был циклопических размеров, и его вершина терялась где-то в стратосфере. А гвоздей, которыми был приколочен Христос, собрали в количестве 1235 штук! (Бедный спаситель!). А вот краткий список других христианских реликвий. Есть такой эксклюзив, что хоть стой, хоть падай:
• Слёзы Богородицы;
• Молоко Богородицы (!);
• Волосы младенца Иисуса;
• Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
• Слёзы Иисуса (!);
• Сено из яслей, в которых лежал Иисус (!);
• Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
• Посуда с Тайной вечери;
• Ноготь святого Павла;
• Крайняя плоть Иисуса (!);
• Лоскуты савана Иисуса;
• Остатки одежд апостолов;
• Камень, на котором сидел Иисус;
• Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
• Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
• Свеча, которая светила при рождении Иисуса (!);
• Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом (!);
• Палец святого духа (!);
• Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
• Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост);
• Тряпки с кровями Святой Девы;
• Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
• Чихи святого духа (!);
• Коробка с последним вздохом Иисуса (!);
• Кости коров, приснившихся египетскому фараону (!).
В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа, (Какое было качество обуви! С ума сойти!).
Многие из вышеперечисленных реликвий существуют в совершенно невообразимых количествах. Так оказалось, что столов на Тайной вечере было 2 – один кедровый, другой дубовый. Первый находится в Италии, второй в Австрии. А стоявшая на тех столах посуда представлена от отдельных чаш и блюд до целых сервизов. Если собрать всё вместе, то можно будет сделать вывод о том, что Иисус на прощание закатил весьма впечатляющий банкет. Лоскутов с савана Господа столько, что заворачивали его не иначе как в корабельный парус. У каждого из апостолов, судя по обрывкам их нарядов, было личное ателье. Петру кукарекал не один петух, а целая птицефабрика. А, кроме того, за Иисусом и его учениками ходили толпы антикваров и собирали всё, что можно.
Молока Богородицы в европейских храмах хранилось столько, что, по выражению Кальвина, даже если бы она была коровой, то всё равно не смогла бы столько давать. Даже наиболее известные и почитаемые святыни на поверку оказались подлогом или подделками. В Палермо высоко почитались мощи святой Розалии, но при первом же анатомическом исследовании выяснилось, что это кости… козла (изготовлением святынь в промышленных масштабах церковь занималась с давних пор. Об этом очень хорошо написано в книге Лео Таксиля «Священный вертеп»).
Кадуинская плащаница появилась в христианском мире только в 1115 году, нарисована на египетском полотне Х века, а надпись на ней – не письмена апостолов, а… цитата из Корана на арабском языке. А спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».
Современное мракобесие
В Киево-Печерской лавре долгое время хранилась бутылочка с запечатанной в ней…тьмой египетской. А сейчас было бы актуальнее запечатать и сохранить бутылки с тьмой краснодарской, приклеив на них в качестве этикеток портрет митрополита Исидора.
Византийским император Лев III (правил с 717 по 741 годы) боролся с почитанием трупов, считая это языческим варварством. Уже давно раздаются голоса с требованием захоронить мумию Ленина. Обоснованное и справедливое требование. А церковь спешит захоронить останки хранящихся у неё трупов? Их веками таскают по всему миру и собирают ещё большие толпы зевак, чем когда-то собирались на Красной площади у Мавзолея. Игумен Елисей совершенно спокойно говорит о разделении мощей Марии Магдалины. Разделили и ладно. Нормально. Ничего страшного. А теперь представьте, какое было бы отношение к разделению тела Владимира Ильича, если бы, скажем, во времена Брежнева голову решили бы оставить в Москве, ногу отправили бы в братский Вьетнам, руку подарили Эрику Хонеккеру, а рёбра презентовали бы Фиделю Кастро.
Почитание останков умерших – очень древний культ, распространённый по всему миру. Поклонялись костям предков, черепам вождей, останкам храбрых воинов (как своих, так и чужих), носили амулеты из зубов, кусочков кожи, волос и каких угодно частей тела. Черепа и скелеты были частью интерьера и, если так можно выразиться, ландшафтного дизайна. С этим пытались бороться, но бесполезно. Первобытные представления в той или иной форме воскресали вновь. Если зайти в Свято-Екатерининский Кафедральный собор в Краснодаре, то там с правой стороны зала можно увидеть большой мраморный гроб (раку). Никого это не смущает. Наоборот. Попробуйте попытаться его оттуда унести на кладбище. А в иных церквях почти всё уставлено гробами. И чем больше гробов, тем больше желающих посетить конкретную обитель…
Вполне возможно и даже более чем вероятно, что, прочитав эту статью, некоторые скажут, что она оскорбляет чувства верующих и направлена против православия. На самом же деле такая цель не преследовалась. Наоборот. Любая религия должна быть искренней и чистой, без театрализованного абсурда, безо лжи, без дешёвых трюков и подложных чудес. Чувства верующих оскорбляет не описание всех этих безобразий, асамо их наличие. Нельзя за свет веры выдавать останки покойных. К просвещению и просветлению умов это не имеет никакого отношения.
Но религия из духовного учения уже давно превратилась в отрасль экономики, в своеобразную разновидность шоу-бизнеса. В Краснодаре на кости пришли поглазеть около 100 тысяч человек. Представьте, сколько они оставили денег, которые не облагаются никакими налогами. Вряд ли от такого бизнеса кто-нибудь откажется. Есть спрос на трупы, будет и предложение. Вполне по-земному и ничего сверхъестественного.
P.S.
Почитают святых, пострадавших за нас.
Их казнили и гнали, неровен был час.
Только есть кому-нибудь, в сущности, дело,
Что другие святые страдают сейчас?
Владимир Маркин
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю