открытка с пасхой дореволюционная
Старинные открытки к Пасхе отпечатанные для России
Дорогие друзья! В этой публикации я бы хотела продолжить тему создания старинных открыток, которую я начала в своей предыдущей публикации: Зарубежные старинные пасхальные открытки. На этот раз я расскажу об открытках выпускаемых к Пасхе в нашей стране и специально для России зарубежом более ста лет назад.
К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки. С этого времени начинается жизнь отечественной поздравительной открытки и издательская деятельность общины, ставшей впоследствии самым крупным издателем открыток по всем темам. В этом же году выходят открытки с сюжетами позволяющими поздравлять и с Пасхой, и с Рождеством, и с Новым годом авторства таких художников как: Елизавета Бем, М.Виллие, В.Овсянникова, C.Соломко и др. Все они выполнены хромолитографией и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов. В открытку пришли художники с большим опытом работы в книжной и журнальной графике. Н.Каразин ввел в моду летящие в пургу тройки, боярышень с пирогами, сценки из деревенской жизни. Елизавета Бем создавала открытки с деревенскими детишками и подписями-пословицами, но не иллюстрировала пословицу, а наоборот, перефразировала пословицы под свои сюжеты. Вслед за ней появилась целая плеяда менее искусных, но преданных этой теме художников: Е.Лебедева-Анохина, В.Лебедев, В.Табурин, С.Веров.
Русская тема стала основной в отечественной иллюстрированной открытке. C первых поздравительных сюжетов Н.Каразин и Е.М.Бем создали изобразительную и нравственную направленность в русской теме, где изображение необыкновенно точно отражает одежду и быт населения деревни и городских окраин, а исторические сюжеты, если и приукрашены, то полностью соответствуют массовому восприятию времени.
В 1910-е годы расширяется круг русских издателей открыток, но большинство из них гонится за легкой наживой и большими тиражами, пользуется тонкой бумагой низкого качества, загнанными литографскими станками для первых тиражей и дешевой цветной автотипией для последующих перепечаток. Почти все эксплуатируют русскую тему редко упоминая имя художника.
Русской продукции не хватало. Специфика русской цензуры вынудила торговцев заказывать поздравительные открытки в Германии и Франции, а издателей открыть издательства со смешанным капиталом в Стокгольме и русское издательство И.Лапина в Париже. И Лапин печатал открытки хромолитографией с золотом и золотым обрезом и цветной автотипией, стокгольмские издатели предпочитали цветную автотипию. Европейское качество по сочности и четкости изображения превосходило возможности большинства русских типографий. C конца XIX века отечественный рынок был расцвечен европейскими поздравительными открытками с сюжетами, для нас чуждыми, но привлекательными по изображению.
Открытки были дорогим удовольствием. Хромолитография и трехцветная автотипия продавались по 10 копеек за штуку, фототипия – по 5 копеек. Были открытки более низкого качества по 1 копейке.
И вдруг всему пришел конец. Кончился мир с Германией – и вместе с ним кончились “бромосеребряные”, “плюшевые”, “настоящие гравюрные с золотым обрезом”. История открыток в России прервалась на долгие годы.
После 1914 года открытки худо-бедно в России печатали. А вот после революции 1917 года выпуск поздравительных открыток в России прекратился. Окончательно. Потому что открытки(как и многое другое)- примета буржуазного общества и пролетариату они не нужны. Да и Рождество с Пасхой официально не отмечали. Но люди все равно продолжали поздравлять друг друга. Самые запасливые использовали для этого старые, дореволюционные открытки.
Чтобы Вам приятнее было любоваться на эти старинные открытки, я в графическом редакторе улучшила их качество — контрастность, яркость, четкость.
shurov_oleg
Олег Шуров
100 дореволюционных пасхальных открыток
Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.
Пасхальные открытки с изображением картин Михаила Гермашева
Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.
“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным
Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:
Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:
Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…
Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:
Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:
На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.
И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:
Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционные открытки.
30 апреля 2016 г.
Шуров Олег Викторович
Открытка с пасхой дореволюционная
Старинные русские пасхальные открытки. Часть 1
Формат: jpg
Количество: 360 открыток.
Размер: 98 Мб, zip-архив.
Качество: 472х295
В коллекции представлены открытки таких известных художников, как Борис Зворыкин, Елена Лебедева, Иван Билибин, Елизавета Бём, Любовь Эндаурова, А. Лавров, В. Кадулин, Клименко, А. Апстис, М. Гермашев, А. Бенуа, открытки известных издательств «Общины Святой Евгении», А.Ф. Постнова, «Ришар», «Гранберг» и др.
Пасхальная дореволюционная открытка
Здравствуйте уважаемые мастера и покупатели. Хочу немного рассказать об истории старинной русской пасхальной открытки. А также показать некоторые экземпляры.
Оригинальная русская иллюстрированная открытка появляется к Пасхе 1898 года. И в этом году начинается деятельность по изданию открыток Общины Св. Евгении, самого крупного в этой области дореволюционного издательства. На протяжении двадцати лет в русской иллюстрированной открытке будут главенствовать русская тема и русский стиль. В основе деятельности большинства издательств лежала идея патриотизма, желание самопознания и просвещения.
Известна от силы одна треть имен художников, работавших в поздравительной открытке. Иногда встречается монограмма автора. В большинстве же случаев работы их остаются безымянными.
Высокий стиль и массовая европейская открытка прекрасно уживались вместе. Европа привила вкус к непонятным, совсем не связанным в массовом сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики, волокущие гигантские яйца, вылезающие из гигантских разбитых яиц фривольные красавицы, пузатые малыши, утята, щенки, цыплята. Были целые серии из жизни кроличьих и куриных семей, все одеты в человеческое платье, живут в домах из скорлупок, летают на аэропланах, ездят на автомобилях и поездах, сделанных из скорлупы. Весь этот ужас для православного восприятия прекрасно уживался с нашими сценами пасхального быта деревни, города и допетровской Руси.
Исчезновение пасхальной и рождественской открытки не смутило обывателей. В первые десятилетия советской власти так и не привыкли поздравлять с новыми праздниками, а за отсутствием новых открыток часто заклеивали старый текст и посылали. Очевидно, в домашних запасах чистых открыток было достаточно много. Встречаются пасхальные и рождественские открытки начала XX века, прошедшие почту в 1920-е и 1930-е годы. В одной из московских коллекций хранится открытка с пасхальным сюжетом Е. Бём 1900-х годов, прошедшая почту в 1942 году, на ней текст поздравления с Октябрьской революцией.