отец павел сретенский монастырь

Культура, пастырство и монастырь

Продолжая серию материалов с насельниками Сретенского монастыря, посвященную 20-летию возрождения монашеской жизни, мы беседуем сегодня с иеромонахом Павлом (Щербачевым), заместителем ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, располагающегося в стенах обители.

отец павел сретенский монастырь. 3963c09eb3f5cf17b8d438160f97e1db. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-3963c09eb3f5cf17b8d438160f97e1db. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 3963c09eb3f5cf17b8d438160f97e1db.
Иеромонах Павел (Щербачёв).
Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
– Отец Павел, что из себя представляет Патриарший совет по культуре? Насколько его существование важно для Церкви?

Патриарший совет по культуре был образован в марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ответственным секретарем – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В компетенцию Патриаршего совета по культуре включены, согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, вопросы диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви и ее подразделений с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Культура сегодня – явление многоликое, содержащее в себе множество внутренних противоречий, интерпретаций, если хотите – мировоззрений. Тем не менее, это одна из платформ, на основе которых Церковь может вести конструктивный диалог с творческими людьми о той красоте, которая, по слову Ф.М. Достоевского, спасет мир, об этических ценностях современного человека, о сохранении нашего великого христианского культурного наследия, о божественной душе как источнике истинного вдохновения и неложного таланта.

Соработничество Церкви и культурного сообщества – благодатная почва для проповеди Евангелия среди людей, ищущих истину в искусстве. Многих из них мучает вопрос о смысле бытия, они пытаются постичь сокрытые в глубине души человеческой тайны творчества, порой заблуждаются, увлекаясь, по слову апостола, пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением.

– Над какими проектами сегодня трудится Совет?

– Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, – сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты.

При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры.

отец павел сретенский монастырь. 461eb7c91ce8fbe866cc548b1d61a0cf. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-461eb7c91ce8fbe866cc548b1d61a0cf. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 461eb7c91ce8fbe866cc548b1d61a0cf.

Это лишь малая толика того, чем занимается Патриарший совет по культуре. Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника священномученику Патриарху Московскому и всея России Ермогену в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.

отец павел сретенский монастырь. 00ee109b446c7a1b7107f52f62e9999f. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-00ee109b446c7a1b7107f52f62e9999f. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 00ee109b446c7a1b7107f52f62e9999f.

– При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие.

Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви.

отец павел сретенский монастырь. 202e7520f02aec5460fd98d076729c1a. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-202e7520f02aec5460fd98d076729c1a. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 202e7520f02aec5460fd98d076729c1a.

– Митрополит Питирим был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками.

Владыка Питирим знал многих монахов, прошедших страшную школу советских тюрем и лагерей. Его духовным наставником был оптинский старец, причисленный к лику святых исповедников, схиархимандрит Севастиан Карагандинский. У таких людей можно было учиться монашеству. Они свидетельствовали о Христе более слов самой своей жизнью. Обремененный многими трудами, владыка никогда не оставлял монашеского молитвенного правила, в критических ситуациях являл собою пример глубочайшего смирения и упования на всесильный Промысл Божий. При этом он оставался очень простым и доступным человеком.

Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Думаю, так своей жизнью учили и древние искусные монахи, учили очень сложному делу – искусству жертвовать собой в своем служении Богу и людям.

отец павел сретенский монастырь. 738368a7cc943d6ab024d936f1becd86. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-738368a7cc943d6ab024d936f1becd86. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 738368a7cc943d6ab024d936f1becd86.

– Хотелось бы задать вам один расхожий вопрос, который, наверное, очень любят задавать монахам. Зачем люди уходят в монастырь, неужели они не могут принести больше пользы обществу, оставаясь в миру, прилагая там свои таланты?

– Дело в том, что такая постановка вопроса в какой-то степени некорректна. Жизнь христианина в монастыре не столь уж кардинально отличается от жизни христианина, живущего в миру и в семье, если последний руководствуется в своей жизни Христовыми заповедями. Монастырь лишь некая оранжерея, где можно вырастить благоуханные и прекрасные растения, которые в свое время приносят добрый плод. Плод ценный и способный насытить многих алчущих духовной пищи. На монашестве зиждется Церковь. Монастыри искони на Руси и во всей Восточной Православной Церкви были центрами богословия, миссионерства, просвещения, социального служения и даже рачительного хозяйствования.

– Чем отличается послушание священнослужителя в городском монастыре от послушания в каком-то другом месте?

– В городских монастырях, как правило, бывает значительное число прихожан и паломников. Это очень разные люди. Для духовного окормления такой паствы священнику необходимо, по крайней мере, понимать их внутренний мир: не только их проблемы, переживания, духовные искания, но и те основные факторы, которые влияют на души этих людей. Это значит, что пастырь обязан, помимо молитвы и постоянного поучения в слове Божием, хорошо знать окружающие нас жизненные реалии. Без этого знания ему будет трудно понять своих словесных овец, а значит и помочь им в деле спасения души.

отец павел сретенский монастырь. 24a9c1132dc71e43048b0f30e9f689dc. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-24a9c1132dc71e43048b0f30e9f689dc. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 24a9c1132dc71e43048b0f30e9f689dc.

Думаю, что для священников в сельской местности более характерны занятия строительством и хозяйственным обустройством. Живя в деревне, этих вопросов избежать нельзя. Вместе с тем сельский пастырь, как правило, имеет больше времени для молитвы и чтения, для духовного самосовершенствования.

– Какое место в вашей монашеской жизни занимает пастырство? Вам приходится много общаться с людьми, исповедовать их. Многие приходят с самыми разными проблемами и болезнями. Откуда вы черпаете силы?

– Священство – это драгоценнейший дар Божий, вводящий человека в тесное общение с его Творцом. Пожалуй, нет на земле большей радости, большего счастья, большего блаженства, чем дар богообщения. Дар этот способен сделать тленного человека богом по благодати. Горько только осознавать свою греховность и несовершенство, несоответствие своего духовного состояния высоким христианским идеалам. Остается уповать лишь на милость Божию. А силы для служения церковного Бог дает в преизбытке. Надо лишь иметь решимость. Но это бывает трудно.

Что касается исповеди, то это послушание лично для меня радостное. Особенно когда приступающие к таинству покаяния искренне и глубоко каются. Радость эта, по слову Спасителя, бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10).

отец павел сретенский монастырь. d75be5361f33b98fdd6eb9a18e2af2e9. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-d75be5361f33b98fdd6eb9a18e2af2e9. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка d75be5361f33b98fdd6eb9a18e2af2e9.

– Наверное, вас часто спрашивают о том, почему в жизни существуют горе, страдания и смерть…

– Жизнь человеческая – юдоль плачевная. В жизни, пожалуй, любого человека больше скорбей, болезней, житейских трудностей, туги душевной, чем высокого восторга и тех прекрасных мгновений, которые, вопреки известному крылатому выражению, остановить невозможно. В христианстве жизнь наша земная называется несением креста. У каждого свой жизненный крест. Важно, готов ли человек его нести или нет. Если человек, которого посетили трудности или болезни, впадает в уныние, начинает роптать, озлобляться и печалиться, то он заходит в духовный тупик. Но если он вооружается иным настроением, иным образом мысли и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за те скорби, за те неприятности, болезни, которые Ты благоволил мне послать. По грехам моим достоин худших», то прежде казавшиеся непосильными скорби, болезни и неприятности сразу становится легче нести, а вскоре они рассеиваются, как утренний туман. Это действие смиренного устроения души.

Есть и другая сторона дела. Древние подвижники говорили, что трудности догоняют человека, который пытается от них убежать, а того, кто смело идет им навстречу, трудности пугаются и убегают. Еще у святых отцов есть такая мысль: «Там, где трудно, – там наше, а там, где легко, – надо хорошенько подумать и быть осторожным».

Источник

Скандал в Сретенском монастыре раздули с помощью интернет-технологий

Противостояние внутри РПЦ теперь можно изучать по телеграм-каналам

Не все, похоже, благополучно, нет, не в датском королевстве, а внутри самого, пожалуй, закрытого – королевства РПЦ. Еще не успел разрешиться скандал со Среднеуральским женским монастырем, захваченным мятежным схиигуменом Сергием, как на подходе новые внутриведомственные разборки. Но если в случае со схиигуменом Сергием картина более-менее ясная (бывший батюшка запрещен в служении и демонстрирует страшную ересь: утверждает, что нет никакой пандемия коронавируса, вакцинация приведет к чипированию, а РПЦ не должна была закрывать храмы на время карантина), то другое противостояние намного интереснее. Ведь оно протекает за закрытыми дверями, знают о нем только посвященные.

отец павел сретенский монастырь. 8160995ec1f4412aee476e854a39a889. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-8160995ec1f4412aee476e854a39a889. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 8160995ec1f4412aee476e854a39a889.

Фото: Кадр из видео

Противостояние это захватывает куда более высоких чинов в церковной иерархии. Интересно, что на этот раз представители РПЦ воспользовались для достижения целей новейшими интернет-технологиями.

«МК» попробовал разобраться в сути вопроса.

В центре скандала беспрецедентное для церковной среды оппозиционное движение #ЯМЫСретенка. Уже даже самое это название говорит о хорошем знакомстве ее основателей с интернет средой и ее влиянием на человеческие умы. Кто же в РПЦ так продвинут в интернет технологиях?

Сретенским же монастырем стал управлять его протеже и «правая рука», отец Иоанн. Но митрополит Тихон, похоже, оставил за собой управление монастырем, судя по открытой информации из ЕГРЮЛ, куда данные о смене руководителя не вносились вплоть до августа 2019. То есть по закону он значился руководителем де-факто, и де-юре, и имел право финансовой подписи.

Однако, в августе 2019 в Сретенский монастырь распоряжением Синода был назначен архиепископ Амвросий (Ермаков), бывший ректор

Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. И вот здесь то началось противостояние.

Спустя короткое время после нового назначения в прессу начала просачиваться негативном информация о положении дел в Сретенском монастыре и приписанной к нему Сретенской семинарии. Так, с лета 2019 года в СМИ начала время от времени публиковаться информация о якобы «разрушении» Сретенской семинарии и мало-помалу эти публикации и переросли в движение #ЯМЫСретенка.

Чем же недовольны студенты семинарии? Их претензии не отличаются от вечного неудовольствия любых других студентов: каких-то преподавателей заменили, кто-то получил не такую высокую оценку, как рассчитывал. Казалось бы – обычные беседы в любом вузовском чате, однако, эти претензии будущих отцов церкви начали навязчиво публиковаться в различных информационных ресурсах, социальных сетях и популярных телеграмм-каналах. Ведь семинаристы обычно не самые популярные пользователи сети Интернет.

Но в этом случае ситуация разворачивалась с точностью наоборот: было сделано все возможное для привлечения внимания не только церковной, но и светской общественности.

Нельзя сказать, что новый настоятель прятался от семинаристов. Архиепископ Амвросий (Ермаков) объяснял вводимые новшества, ссылаясь на их соответствие политики, проводимой Патриархом. Но, видимо, глава РПЦ не всем семинаристам указ.

Так кто же организовал интернет-борьбу с настоятелем?

Как показывает исследование, интернет-аккаунтов и других площадок, с негативом в отношении нынешнего руководства

Сретенского монастыря и семинарии, не так уж много – это телеграм-канал «Некураев», ЖЖ Калаказо, сайт Русской народной линии и его многочисленные, но малопосещаемые ответвлениями. Именно отсюда информация растекается по околоцерковным каналам, СМИ и тиражируется многочисленными комментаторами и блогерами. Внимательно читаем первоисточники и тут же замечаем, что объединяет их один общий момент: они опираются на «инсайдерскую» информацию изнутри монастыря и семинарии, и демонстрируют действительно хорошую осведомленность о том, что происходит за монастырскими стенами. По результатам изучения телеграмм-сообществ, а также открытых форумов и групп почти сразу бросаются в глаза выступления в соцсетях Максима Бучнева, молодого человека 24 лет отроду. Такие ключевые фразы, как «островок истинного христианства на Лубянке», «чудеса кирилловской кадровой политики» и прочее тиражируются, повторяясь как штампы.

В ходе расследования выяснятся, что Максим Бучнев является первым иподиаконом и личным помощником все того же митрополита Псковского и Порховского Тихона.

Самый, пожалуй, интригующий вопрос в контексте «партизанской войны церковной оппозиции», заключается в том, знает ли митрополит Тихон о деятельности своих подчиненных? И если знает, то почему не пресекает это?

Понятно, что внутри церкви к подобного рода «информационным атакам» и демаршам относятся спокойно. Но в глазах широкой общественности подобного рода конфликты и провокации дискредитируют авторитет РПЦ.

А, между тем, в переписке участников сообщества «Сретенка» диакон Максим Бучнев открыто хвастается тем, что, дескать, это он является автором опубликованной недавно в СМИ статьи под заголовком «Гений церковного PR”, посвященной митрополиту Тихону (Шевкунову).

В публикации говорится о талантах митрополита Тихона. В частности утверждается, что тот имеет репутацию непревзойденного гения церковного пиара, не имеющего аналогов в православном мире. И сравнивается его поведение с поведением патриарха Кирилл во время пандемии. Дескать, все были в шоке, ушли в затвор или попали в больницу, и только Тихон ободрял верующих и удивлял светскую публику оригинальным креативом. Когда стало ясно, что храмы на Пасху придется закрывать, в один и тот же день — 29 марта — Кирилл и Тихон обратились с видеопроповедями к пастве.

И, дескать, Кирилл «был мрачен и подавлен и набрал 77 тысяч просмотров», тогда как «Тихон был бодр и горяч — говорил о новой Отечественной войне, в которой мы должны выстоять, подобно предкам. И в первый же день его слово набрало 216 тысяч просмотров».

Сложно сказать, что это: утвержденная и согласованная PR-стратегия в борьбе за кресло Патриарха Московского и всея Руси? Тогда можно только посочувствовать отцу Тихону, ведь ему явно оказали медвежью услугу.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и у митрополита Тихона (Шевкунова) вполне могут иметься серьезные патриаршие амбиции. Но это означает, что ему необходимо иметь просто безупречную репутацию. Нужен ли РПЦ в этой ситуации еще один крупный информационный скандал? Ответ на этот вопрос очевиден.

Источник

Культура, пастырство и монастырь

Продолжая серию материалов с насельниками Сретенского монастыря, посвященную 20-летию возрождения монашеской жизни, мы беседуем сегодня с иеромонахом Павлом (Щербачевым), заместителем ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, располагающегося в стенах обители.

Патриарший совет по культуре был образован в марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ответственным секретарем – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В компетенцию Патриаршего совета по культуре включены, согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, вопросы диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви и ее подразделений с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Культура сегодня – явление многоликое, содержащее в себе множество внутренних противоречий, интерпретаций, если хотите – мировоззрений. Тем не менее, это одна из платформ, на основе которых Церковь может вести конструктивный диалог с творческими людьми о той красоте, которая, по слову Ф.М. Достоевского, спасет мир, об этических ценностях современного человека, о сохранении нашего великого христианского культурного наследия, о божественной душе как источнике истинного вдохновения и неложного таланта.

Соработничество Церкви и культурного сообщества – благодатная почва для проповеди Евангелия среди людей, ищущих истину в искусстве. Многих из них мучает вопрос о смысле бытия, они пытаются постичь сокрытые в глубине души человеческой тайны творчества, порой заблуждаются, увлекаясь, по слову апостола, пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением.

– Над какими проектами сегодня трудится Совет?

– Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, – сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты.

При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры.

Это лишь малая толика того, чем занимается Патриарший совет по культуре. Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника священномученику Патриарху Московскому и всея России Ермогену в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.

– При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие.

Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви.

– Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Церкви 25 лет тому назад. Я тогда был помощником митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и непосредственно занимался оформлением документов по передаче этой древней обители. Все попытки решить вопрос путем переписки с госучреждениями не принесли никаких результатов. После стольких лет гонений на Церковь государственные чиновники не могли преодолеть какой-то невидимый психологический барьер. Это был не страх, а скорее некий административный рефлекс. Ситуация разрешилась неожиданным образом: владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний М.С. Горбачева, упомянул в разговоре с ним о чиновничьей волоките с возвращением Русской Православной Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря.

– Вы хорошо знали владыку Питирима. Каким он был монахом?

– Митрополит Питирим был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками.

Владыка Питирим знал многих монахов, прошедших страшную школу советских тюрем и лагерей. Его духовным наставником был оптинский старец, причисленный к лику святых исповедников, схиархимандрит Севастиан Карагандинский. У таких людей можно было учиться монашеству. Они свидетельствовали о Христе более слов самой своей жизнью. Обремененный многими трудами, владыка никогда не оставлял монашеского молитвенного правила, в критических ситуациях являл собою пример глубочайшего смирения и упования на всесильный Промысл Божий. При этом он оставался очень простым и доступным человеком.

Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Думаю, так своей жизнью учили и древние искусные монахи, учили очень сложному делу – искусству жертвовать собой в своем служении Богу и людям.

отец павел сретенский монастырь. 156815.p. отец павел сретенский монастырь фото. отец павел сретенский монастырь-156815.p. картинка отец павел сретенский монастырь. картинка 156815.p.

– Хотелось бы задать вам один расхожий вопрос, который, наверное, очень любят задавать монахам. Зачем люди уходят в монастырь, неужели они не могут принести больше пользы обществу, оставаясь в миру, прилагая там свои таланты?

– Дело в том, что такая постановка вопроса в какой-то степени некорректна. Жизнь христианина в монастыре не столь уж кардинально отличается от жизни христианина, живущего в миру и в семье, если последний руководствуется в своей жизни Христовыми заповедями. Монастырь лишь некая оранжерея, где можно вырастить благоуханные и прекрасные растения, которые в свое время приносят добрый плод. Плод ценный и способный насытить многих алчущих духовной пищи. На монашестве зиждется Церковь. Монастыри искони на Руси и во всей Восточной Православной Церкви были центрами богословия, миссионерства, просвещения, социального служения и даже рачительного хозяйствования.

– Чем отличается послушание священнослужителя в городском монастыре от послушания в каком-то другом месте?

– В городских монастырях, как правило, бывает значительное число прихожан и паломников. Это очень разные люди. Для духовного окормления такой паствы священнику необходимо, по крайней мере, понимать их внутренний мир: не только их проблемы, переживания, духовные искания, но и те основные факторы, которые влияют на души этих людей. Это значит, что пастырь обязан, помимо молитвы и постоянного поучения в слове Божием, хорошо знать окружающие нас жизненные реалии. Без этого знания ему будет трудно понять своих словесных овец, а значит и помочь им в деле спасения души.

Думаю, что для священников в сельской местности более характерны занятия строительством и хозяйственным обустройством. Живя в деревне, этих вопросов избежать нельзя. Вместе с тем сельский пастырь, как правило, имеет больше времени для молитвы и чтения, для духовного самосовершенствования.

– Какое место в вашей монашеской жизни занимает пастырство? Вам приходится много общаться с людьми, исповедовать их. Многие приходят с самыми разными проблемами и болезнями. Откуда вы черпаете силы?

– Священство – это драгоценнейший дар Божий, вводящий человека в тесное общение с его Творцом. Пожалуй, нет на земле большей радости, большего счастья, большего блаженства, чем дар богообщения. Дар этот способен сделать тленного человека богом по благодати. Горько только осознавать свою греховность и несовершенство, несоответствие своего духовного состояния высоким христианским идеалам. Остается уповать лишь на милость Божию. А силы для служения церковного Бог дает в преизбытке. Надо лишь иметь решимость. Но это бывает трудно.

Что касается исповеди, то это послушание лично для меня радостное. Особенно когда приступающие к таинству покаяния искренне и глубоко каются. Радость эта, по слову Спасителя, бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10).

– Наверное, вас часто спрашивают о том, почему в жизни существуют горе, страдания и смерть…

– Жизнь человеческая – юдоль плачевная. В жизни, пожалуй, любого человека больше скорбей, болезней, житейских трудностей, туги душевной, чем высокого восторга и тех прекрасных мгновений, которые, вопреки известному крылатому выражению, остановить невозможно. В христианстве жизнь наша земная называется несением креста. У каждого свой жизненный крест. Важно, готов ли человек его нести или нет. Если человек, которого посетили трудности или болезни, впадает в уныние, начинает роптать, озлобляться и печалиться, то он заходит в духовный тупик. Но если он вооружается иным настроением, иным образом мысли и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за те скорби, за те неприятности, болезни, которые Ты благоволил мне послать. По грехам моим достоин худших», то прежде казавшиеся непосильными скорби, болезни и неприятности сразу становится легче нести, а вскоре они рассеиваются, как утренний туман. Это действие смиренного устроения души.

Есть и другая сторона дела. Древние подвижники говорили, что трудности догоняют человека, который пытается от них убежать, а того, кто смело идет им навстречу, трудности пугаются и убегают. Еще у святых отцов есть такая мысль: «Там, где трудно, – там наше, а там, где легко, – надо хорошенько подумать и быть осторожным».

Наша земная жизнь – некое испытание. Если человек сам не хочет исправлять себя, то милосердный Господь по любви к роду человеческому посылает испытания. Эти испытания наводят человека на мысли о том, что надо что-то в своей жизни пересмотреть, выражаясь современным языком – перезагрузить систему. Конечно, на словах это всё легко объяснять, а на опыте каждого из нас, когда Господь посещает скорбями и болезнями, открывается широкое поле для духовного подвига.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *