отчет по учебной практике социального педагога в школе
Отчет по практике «Социальный педагог»
Завершая учебный год, все студенты после каждого курса обязаны пройти практику. Учебная, ознакомительная, производственная и преддипломная. Эти виды практики для социальных педагогов могут проходить в детских садах, летних лагерях, школах и специальных образовательных учреждениях, в случаях, если у студента «узкая» специализация.
Примеры работ
По завершению назначенного периода времени, будущему социальному педагогу необходимо написать и защитить отчет по практике. Для каждого отчета характерны свои особенности.
[16 примеров] Образцы отчетов по практике 2021 года
Структура
Социальные педагоги – сложная специальность. Ее выпускникам предстоит взять на себя ответственность за социальное и умственное развитие будущих подопечных, возраст которых варьируется от 3 до 18 лет. Составляя отчет по практике, студенты должны как можно подробнее и качественнее изложить суть рассмотренной ими темы. В этом напрямую поможет общепринятая структура, установленная ГОСТом:
Особым отличием для студентов педагогической направленности от других, при составлении отчета является прикладывание таких документов как рабочая тетрадь и характеристики. Рабочая тетрадь представляет собой этакий журнал, в котором должны отражаться списки подопечной группы, календарный график всех мероприятий, парируемых и проведенных на месте практики. Чаще всего рабочую тетрадку требуют у тех, кто проходил практику в детском лагере.
Характеристика группы содержит численность группы, возрастной и половой состав, психологические особенности группы в целом и каждого ее члена по отдельности. Редко указывается дата рождения каждого ребенка, информация о нем и о том, кем работают его родители.
По прошествии практики, руководитель от предприятия или лагеря должен составить отзыв о студенте. Составляется краткая и лаконичная характеристика студента, в которой описываются его профессиональные качества, способность применять теоретические знания на практике и возможность вливаться в рабочий коллектив.
Особенности
Отчет по практике социального педагога должен включать в себя несколько обязательных теоретических и практических аспектов работы. Во время учебной и ознакомительной практики это:
Во время производственной практики к данным пунктам добавляются следующие:
Преддипломная практика более содержательная, а потому кроме вышеуказанных пунктов, студент должен описать также:
Отчёт по практике социального педагога «Производственная практика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
IV курс, учебная практика
Львова Екатерина Ивановна
МБОУ «Новоназимовская СОШ №4»
учреждение, в котором проводилась практика
1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоназимовская Средняя общеобразовательная школа №4» (МБОУ «Новоназимовская СОШ №4»). Россия Красноярский край Енисейский район п. Новоназимово ул. Центральная 51.
2. Направление деятельность: Образование.
Виды социальных услуг:
— социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
— социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
Социальные услуги предоставляются бесплатно. Контроль и оценка качества социальных услуг, оказываемых в учреждении произво дится:
МКУ «Управление образования Енисейского района»
3. Социальный педагог должен способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Чтобы обеспечит разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур.
При работе с получателями социальных услуг в обязанности школьного социального педагога входит:
Обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;
Организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;
Содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем, предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;
Представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
К формам работы социального педагога можно отнести:
групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);
соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
работа с родителями, представление интересов родителей;
профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Методы работы школьного социального педагога:
Метод убеждения — педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
Метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.
Метод беседы — важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
Метод социометрии — при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Мероприятия, проводимые социальным педагогом, в школе:
Беседа: «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах»; Беседа: «Правонарушение и наказание. Причина правонарушений»
Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»
Игра: « Правовой турнир »
Лекция для родителей: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей»;
Классный час: « На пороге самостоятельной жизни»
Беседы в группах: «Пьянство – путь к преступлениям»;
Открытое внеклассное мероприятие: «Все обо мне, я обо всех!»
4. Количество учащихся 1 – 11классов: 158
Количество семей: 65
Количество малообеспеченных детей: 123
Количество неполных семей: 12
Количество многодетных семей: 24
Количество семей, где оба родителя безработные, зарегистрированные на бирже: 4
Количество детей – инвалидов: 11
Количество семей, где один из родителей инвалид: 4
Количество детей стоящих на внутрешкольном учете: 7
Количество семей, находящиеся в социально-опасном положении : 8
5. Учреждение тесно контактирует:
Участковый уполномоченный полиции;
Социальная защита населения;
Администрация п. Новоназимово;
6. Международные нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребёнка;
Ратификация Р.Ф. Конвенции ООН о правах ребенка и реализация ее положений в законодательстве Р.Ф;
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г..
Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. с изменениями и дополнениями 1996г., 2006г.,
Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г.,
Федеральный закон РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,.
Федеральный закон Р.Ф. №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»,
Федеральный закон РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г.,
Гражданский кодекс Р.Ф.,
Жилищный кодекс РФ,
Семейный кодекс РФ,
Трудовой кодекс РФ,
Конституция Российской Федерации 1993г.,
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др.
Нормативные документы учреждения:
Устав образовательной организации;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
Свидетельство о государственной аккредитации;
Локальные нормативные акты.
7. Школа имеет филиал: Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа д. Колмогорово»
Органами управления в МБОУ Новоназимовская СОШ№4 являются (на основании Устава):
общее собрание трудового коллектива;
классные родительские собрания;
Школа сдана в эксплуатацию после капитального ремонта в 2008 году. После ремонта во все учебные кабинеты приобретена новая мебель, постоянно пополняется оснащенность кабинетов новым оборудованием.
В сентябре 2010 года в школу поступило оборудование для кабинетов физики, биологии, географии и начальных классов для МКОУ Новоназимовская СОШ № 4.
В настоящее время большое значение придается изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В 2011 – 2012 учебном году в школу поступило оборудование для кабинета ОБЖ.
Также приобретено оборудование для кабинета СБО, что необходимо для лицензирования специальной (коррекционной) образовательной программы.
Также улучшается материально-техническая база кабинета химии; спортивная база школы.
Постоянно обновляются компьютеры и оргтехника, приобретаются новые.
Приобретение оборудования ведется за счет субвенций.
В соответствии с требованиями СанПин в школе устанавливаются за счет средств местного бюджета дверь в электрощитовой, соответствующая требуемому пределу огнестойкости (не ниже EI 60), двери в противопожарных преградах (стенах), разделяющие здание школы на пожарные отсеки.
В библиотеке имеется персональный компьютер с выходом в Интернет.
Организованно бесплатное и платное питание. Столовая соответствует требованиям САНПиН.
В МКОУ Новоназимовская СОШ № 4 имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с САНПиН.
В компьютерном классе имеется 10 компьютеров. имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Кабинет социального педагога:
компьютерный стол – 1;
компьютерный стул – 1;
ученическая парта – 1;
ученический стул – 2;
компьютер и оргтехника – 1;
материалы для проведения досуга.
8. Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штамп и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, другие реквизиты.
9. В Школе устанавливается шестидневная рабочая неделя. Общим выходным днем является воскресенье.
Режим работы Школы при шестидневной рабочей неделе устанавливается с 8.00 часов и в соответствии с расписанием занятий и внеурочной занятости детей.
Продолжительность рабочего дня, режим рабочего времени и выходные дни для обслужи вающего персонала и рабочих определяются графиком сменности, составляемым с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за неделю и утверждаются директором Школы по согласованию с профсоюзной организацией.
10. Стены кабинета выкрашены в нежно бежевый цвет. Оформление кабинета эстетично, оптимально, нет ничего лишнего. Каждый элемент дизайна несёт в себе и воспитательное и образовательное назначение.
На базе кабинета создаётся площадка психологической разгрузки, в наличие имеются шашки, шахматы, фотоматериалы, журналы «Подросток», литература по профилактике вредных привычек, литература правовой направленности.
На стендах «Имею право» и «Твой выбор» социальным педагогом и активом клуба оформляются публикации на правовую тематику, по здоровому образу жизни, социальной защите и др.
Методическая папка «В помощь классному руководителю» с разработками классных часов и родительских собраний, профилактической направленности, создана библиотечка для педагогов и учащихся, а также буклеты, брошюры.
11. Основные компоненты внутренней культуры специалиста социальной сферы:
а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры.
в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данный уровень включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы.
Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста (внешний вид, привычки, манеры и прочее)
б) проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры.
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами
г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности.
СХЕМА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ СПЕЦИАЛИСТА УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Оксана Николаевна, социальный педагог, 26 лет.
2. Социальные мотивы: осознание себя как члена общества с присущей обязанностью трудится на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие.
Материальные мотивы: наличие потребности в материальном благополучии (заработная плата).
Профессиональные мотивы: наличие интереса к самому труду, процессу и результату.
Мотив самосовершенствования: ее потребность в постоянном личностно-профессиональном росте.
3. У Оксаны Николаевны возникла необходимость педагогического переосмысления используемых форм, методов и подходов в работе с детьми и семьями, что повлекло за собой переориентацию профессиональной деятельности на новые педагогические ценности. Она установила с получателями социальных услуг доверительные отношения. Сопровождает семьи, находя все более новые подходы.
4. Оксана Николаевна постоянно занимается самообразованием, все появляющиеся дефициты в своей деятельности старается восполнить новыми знаниями и исследовательской деятельностью.
5. Оксана Николаевна хорошо разбирается в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способна прийти ему на помощь, в совершенстве владеющая комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.
6. По мере возникновения задач на определённом этапе своей деятельности, она найдет правильные пути решения и придет к заветному «финалу».
7. Поскольку Оксана Николаевна работает с детьми, то ее профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.
Представление ситуации: Ученик 5 класса систематически опаздывает на занятия, выглядит неопрятно (пятна на рубахе, грязь под ногтями, взъерошенные волосы и др.). 18.09. Вызвали родителей в школу, но они не явились. 21.09. Была собрана комиссия для посещения данной семьи, в составе, которой были: социальный педагог, классный руководитель и заместитель директора по УВР. Так как это не единичный случай, то семья уже стоит на учете. Родители периодически выпивают, в доме собираются шумные компании. Отец работает, зарабатывает хорошо, но деньги идут на другие нужды, в связи с этим у семьи много долгов. За внешним видом детей родители не следят. После посещения семьи, родители прекратили устраивать «гулянки» дома. Мать привела санитарно-эпидемиологический вид ребенка в соответствие. Одежда постирана и поглажена. Ребенок стал приходит в школу вовремя.
Контекст работы над ситуацией
17.09-18.09. – выявление проблемы с учеником 5 класса;
18.09. – приглашение родителей в школу;
19.09. – посещение семьи;
19.09-25.09 – работа с семьей:
Проведена профилактическая беседа с семьёй;
Индивидуальная беседа с учеником;
Контроль за посещением уроков;
Ежедневный осмотр санитарно-эпидемиологического вида ребенка медицинской сестрой.
Вопросы или задания для работы с кейсом
Если оказать психологическую помощь семье, можно ли справиться с асоциальным поведением?
Как отражается на ребенке поведение родителей?
Возможно ли при помощи консультирования и профилактических бесед сориентировать ребенка на выбор других жизненных принципов?
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕЕ РЕШЕНИЯ
1. Социальная проблема – употребление алкоголя родителями, ненадлежащее воспитание и забота о ребенке. Возникновение данной ситуации послужило психологические и социальные проблемы в семье.
2. Ребенок в силу своей беспомощности не может разрешить данную ситуацию. Трудности, которые испытывает ребенок: осуждение и насмешки со стороны одноклассников, дискомфортное пребывание дома, нехватка внимания и любви.
3. Ресурсы для решения данной проблемы: создание комиссии, которая периодически будет посещать семью, контроль со стороны участкового уполномоченного полиции, профилактическая работа с семьей в лице психолога, социального работника.
4. Мать: любит ребенка, поэтому, чтобы не лишится родительских прав, сможет провести работу над собой, но только при помощи специалистов.
Отец (не родной): Так как в семье двое детей (родной), пойдет на путь преодоления проблемы при помощи специалистов.
Ребенок: Стремится к преодолению ситуации, не замечен в употреблении алкоголя и курении, значит, не хочет следовать примеру родителей.
Тренинги на сплочение семьи
Контроль за внешним видом
Контроль за поведением
Контроль за успеваемостью
Ежедневный осмотр санитарно-эпидемиологического вида
Контролирование, оценивание результатов, коррекция работы
6. Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях и к совместной деятельности с ребенком.
Классный руководитель: Внеклассное мероприятие «Как понимать других и жить, не ссорясь»
Профилактическая беседа участкового: «От безответственности до преступления один шаг»
Цикл занятий у специалистов «Как найти с подростком общий язык»
Цикл занятий у психолога: «Мой выбор»
7. Итогом данной работы должен стать: Осознанный выбор родителей к нормальной жизни, прекращение употребления алкоголя (либо снижение), надлежащее воспитание и забота о ребенке.
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ МЕРОПРИЯТИИ
Внеклассное занятие по нравственному воспитанию для младших школьников с презентацией. «Дружба и что мешает нам дружить?»
Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде;
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование и средства: презентация power point, педагогические ситуации, музыкальное сопровождение, карточки с пословицами о дружбе, карточки со сказочными героями, иллюстрация с изображением поляны, кружочки, шаблоны цветов.
План занятия
1. Организованное начало занятия
1.1. Настрой учащихся на занятия
2. Вступительная часть занятия
3. Основная часть занятия
3.1. Беседа о дружбе
3.2. Игра «Кто с кем дружит?»
3.3. Игра «Темные и светлые мешочки»
3.4. Игра «Светофорики»
3.5. Игра «Как бы я поступил?»
3.6. Физкультминутка «Дружба
3.7. Викторина «Сказочные герои»
3.8. Игра «Собери пословицу»
3.9. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
4. Заключительная часть занятия
4.1. Сюрпризный момент
4.2. Рефлексия «Поляна настроения»
4.3. Прощание
Я вам буду читать загадки, а вы поднимая руки будете отвечать, но я буду спрашивать тех кто правильно поднимает руку.
1. Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
2.Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
(Карлсон)
3.Она красива и мила.
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
4.Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
5.У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это.
(Буратино)
6.С голубыми волосами
И с огромными глазами.
«Зубы чистить! Руки мыть!»
Любит по руководить! (Мальвина)
Анализ полученных результатов:
При подготовке внеклассного мероприятия определила тему, методы, формы, приёмы проведения мероприятия, место и время проведения, составила план подготовки. Продумала расстановку мебели в классе. Как и в любом воспитательном мероприятии учитывала возрастные особенности детей, особенности классного коллектива и уровень его развития (перед классным часом провела анкетирование «Дружный ли твой класс?» На основании проведённой анкеты, её анализа, подбирала материал к классному часу.
При проведении мероприятия удачными оказались следующие моменты: форма, приёмы, методы проведения, смена видов деятельности учащихся, активное участие ребят в ходе выполнения заданий.
На протяжении всего внеклассного мероприятия учащиеся были активны.
По моему мнению, цель и задачи, на достижение которых было направлено содержание данного мероприятия, выполнены.
В целом, мероприятие прошло организованно, эмоционально. После классного часа от ребят слышала положительные отзывы о проведенном времени. Всем понравилось и много нового, интересного они взяли для себя.
Правильно организованные мероприятия помогают ребёнку чувствовать себя комфортно в детском коллективе, высказывать чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.