отчет по учебной практике психологическое консультирование
Отчет о прохождении учебной практики по специальности: «Педагогика и психология»
Кокшетауский Университет имени Абая Мырзахметова
о прохождении учебной практики
«Педагогика и психология»
Цель практики: ознакомление студентов с организациями образования: с деятельностью директора школы, заместителя директора по учебной и по воспитательной работе, классного руководителя, системы его работы, планированием учебно-воспитательным процессом школы, колледжа. Знакомство с психологическими основами педагогического процесса и межличностными отношениями школьников и системы учитель-ученик. Психологические основы индивидуального и коллективного наблюдения.
познакомить с научными и практическими основами профессиональной деятельности учителя, школьного психолога
познакомить с основными направлениями и видами работы учителя в школе, школьного психолога
помочь овладеть культурой учебного труда школьного психолога;
научить самостоятельно, формировать у себя профессиональные качества школьного психолога.
Время и место прохождения практики: Акмолинская область город Кокшетау Центр Внешкольной работы « Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Я, проходила учебную практику с целью расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
В кабинете находится литература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологические процессы
Ø Педагогическая психология
Ø Основы медицинской психологии
Ø Основы конфликтологии
Ø Возрастная психология
Ø Методическое обеспечение (учебники)
Время работы: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу
Роль психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
1. Ознакомление с документами
Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:
2. Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Должен знать Закон Республики Казахстан «Об образовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. План работы психолога
План работы школьного психолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такие разделы:
· Коррекционно развивающая работа
Мною был создан план работы за недельный период практики.
План работы на 1 неделю
Недельный план о прохождении практики психолога-практиканта Пархоменко Анны Юрьевны в Центре Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Отчет магистранта по практике по психологическому консультированию (для студентов, психологов)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Факультет психолого-педагогического и социального образования
Кафедра психологии образования и развития
о прохождении производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (психологическое консультирование)
Ерёмина Надежда Викторовна
Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Наименование магистерской программы «Школьная психология»
Образовательная организация (база практики) МКОУ СШ №1 им. А.М. Горького городского округа г. Фролово
Руководитель практики от вуза Андрущенко Татьяна Юрьевна, профессор кафедры психологии образования и развития
Руководители практики ОО педагог-психолог ОО
Рабочий график проведения практики…………………………………..4
1.1. Знакомство с образовательным учреждением, психологической службой……. 6
1.2. Интервью с педагогом-психологом, выявление наиболее актуальных проблем для консультирования…………………………………………………………………………..9
2. ЭТАП АПРОБАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………….11
2.1. График проведения подготовительных мероприятий и консультативных встреч……………………………………………………………………………………….11
2.2. Консультативная беседа по проблемам профессионального самоопределения….12
2.3. Консультативная беседа по проблемам личностного самоопределения………….13
2.4. Консультативная беседа по проблемам межличностных отношений…………….14
2.5. Консультативная беседа с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности……………………………………………………………………………….15
3. ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………….16
3.1. Выбор проблемы для формирования консультативных навыков…………………16
3.2. Результаты опроса коллег по данной проблеме…………………………………….17
3.3. Выводы по результатам опроса……………………………………………………. 18
Организация практической деятельности позволяет выделить направления, функции, задачи работы психолога в школе; познакомиться с рациональными и удобными формами ведения документации; увидеть реальные трудности, с которыми сталкивается педагог; определить круг проблем в оказании психологической помощи участникам педагогического процесса.
В ходе психологической практики должно быть возможным применить теоретические знания в непосредственной работе с детьми и педагогами, развить умение вести наблюдение, фиксировать и анализировать внешние проявления личностных особенностей, поведения, деятельности.
Практика способствует развитию коммуникативных умений, вызванных необходимостью общаться с детьми и педагогами, становлению собственного делового стиля общения. Практическая деятельность в роли психолога содействует повышению ответственности, требовательности, критичности к собственному поведению и организации работы; стимулирует самоанализ. Работа с детьми и педагогами дает возможность проявить инициативу и такие личностные качества, как требовательность, настойчивость и выдержку.
Цель производственной практики по психологическому консультированию :
— развитие профессиональных умений и навыков в области психологического консультирования по различным запросам;
— формирование соответствующих компетентных действий как инструмента осуществления консультативной деятельности психолога;
— закрепление и углубление знаний в области психологического консультирования, применение этих знаний в практической деятельности;
— развитие способностей к анализу консультативной деятельности психолога;
— знакомство с практическим опытом консультативной деятельности.
Сроки практики: 16.03.2019 – 12.04.2019.
Место прохождения практики: МКОУ «Средняя школа № 1 им. А.М. Горького» городского округа г. Фролово.
Рабочий график (план) проведения практики
Производственная практика по получению профессиональных умений
и опыта профессиональной деятельности (психологическое консультирование)
Ф.И.О. студента – Ерёмина Надежда Викторовна
Факультет – психолого-педагогического и социального образования
Направлени е – 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа – «Школьная психология»
Сроки практики: с 16.03.2019 по 12.04.2019
Место практики : МКОУ «Средняя школа №1 им. А.М. Горького» городского округа г. Фролово
Образовательные результаты – компетенции, формируемые в результате прохождения практики
Общекультурные компетенции (ОК) :
— готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)
— готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)
Профессиональные компетенции (ПК)
— способен конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся (ПК-4)
— способность разрабатывать рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения обучающегося (ПК-6)
— способность оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности (ПК-8)
— способность консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности (ПК-9)
— способность определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10)
(в том числе индивидуальные задания на практику)
Ориентировочный этап практики
Знакомство с образовательным учреждением,
с психологической службой школы
Проектирование этапов психологического консультативного содействия обучающимся и педагогическим работникам в оптимизации образовательной деятельности (разработка индивидуального плана работы магистранта в ОО).
Проведение интервью со специалистом-психологом: выявление наиболее актуальных проблем и практических задач в области психологического консультирования обучающихся и других субъектов образовательного процесса.
Знакомство с содержанием документации консультативного процесса у педагога-психолога ОО.
Составление перечня возможных запросов на психологическое консультативное содействие оптимизации образовательной деятельности
(возраст обучающихся – с 14 лет).
Разработанный план практики
Реестр практических задач в области психологического консультирования субъектов ОО
Анализ документации психолога по ведению психологического консультирования в ОО.
Перечень возможных запросов на психологическое консультирование от разных субъектов ОО.
Этап апробации профессиональных консультативных действий в условиях образовательной организации
Включение магистрантов в работу психолога ОО, направленную на определение актуальных запросов обучающихся.
Проведение подготовительных мероприятий (организация пространства, предварительное согласование встреч, подготовка протоколов и др.).
Составление графика проведения консультативных встреч с тремя обучающимися и педагогом.
Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам личностного и профессионального самоопределения, межличностных отношений, их поддержка в поиске ресурсов и решении учебных и жизненных задач.
Проведение психологического консультирования с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности.
Получение в ходе супервизии обратной связи о проведении консультативной работы (от руководителя практики, от других магистрантов).
Утвержденный психологом ОО план-график консультативных встреч с обучающимися и педагогом.
Рабочие протоколы проведения консультативной работы.
Рекомендации участникам образовательного процесса (учителям, обучающимся).
Рабочий протокол супервизии.
Этап выполнения психолого-педагогического исследования
Выполнение мини-исследования условий эффективности и проблем выполнения различных профессиональных действий в области консультирования
Отчет по НИРС, включающий описание методологического, теоретического, эмпирического и практического этапов исследования.
Участие магистрантов в групповой и индивидуальной рефлексии опыта практики, направленной на обсуждение и анализ оснований собственных действий в ситуации решения различных консультативных задач. Рефлексивный анализ новых профессиональных возможностей, ограничений, планирование развития и реализации в области осуществления психологического консультирования в системе образования
Индивидуальная рефлексия профессиональных возможностей (в форме эссе как часть отчета по практике)
Руководитель от ВГСПУ: __________________________________ Т.Ю. Андрущенко
Руководитель от профильной организации:____________________
I . ОРИЕНТИРОВОВЧНЫЙ ЭТАП
1.1. ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
Краткое описание ОО.
В МКОУ «Средняя школа №1» обучается 1 050 учащихся. МКОУ «СШ №1» включает в себя два обособленных подразделения – МУ «Центр образования», филиал МКОУ «СШ №1» (начальная школа). Учащиеся обучаются в две смены, т.к. здание по техническим параметрам не может вместить всех учащихся в одну смену.
Психологическая служба ОО.
Психологическая служба в МКОУ «СШ №1 им. А.М. Горького» представлена педагогом-психологом, Пурецкой Надеждой Сергеевной, работающей на 0,5 ставки. Психолог совмещает работу в МКОУ «СШ №1» с основным местом работы. График работы педагога-психолога МКОУ «СШ №1»:
Структуру психологической службы в МКОУ «СШ №1» можно представить в виде схемы:
Психодиагностическая функция педагога-психолога состоит в измерении какого-либо качества, особенности человека, постановке диагноза на этой основе, сопоставлении результатов с результатами других испытуемых. Диагностика является средством, способствующим более эффективной организации работы.
После того, как проведена диагностика того или иного качества, педагог-психолог осуществляет работу по коррекции или развитию этого качества. Коррекционно-развивающая деятельность обычно проводится в форме обучения, консультации или тренинга. Тренинг же обычно проводится для развития определенных навыков и умений в учебе, общении и для формирования значимых качеств личности.
Психологическое просвещение – первый шаг в приобщении педагогов, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Посредством просвещения педагог-психолог знакомит педагогический коллектив и администрацию школы с различными отраслями психологии, учащихся – с основами самовоспитания.
Также педагог-психолог проводит консультации, т.е. особым образом организованное общение с учениками и их родителями, педагогами или их группами. Чаще всего психолог консультирует: администрацию школ, учителей, родителей, учащихся и группы учащихся, отдельные классы.
Профессиональная деятельность психолога в МКОУ «СШ №1» предполагает также обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка.
Реестр практических задач в области психологического консультирования субъектов ОО.
Психологическое консультирование в школе – это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель, администрация) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога.
Осуществляя консультативную работу в образовательном учреждении, педагог-психолог МКОУ «СШ №1» решает следующие конкретные задачи:
1. консультирует администрацию школы, учителей, воспитателей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
2. проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания;
3. способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педагогических советах и методических объединениях, родительских собраниях;
4. по запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния учащихся, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы ребенка.
Документация педагога-психолога МКОУ «СШ №1» по ведению психологического консультирования в ОО.
Педагог-психолог МКОУ «СШ №1» ведет следующую документацию в области психологического консультирования:
— график консультативных встреч;
— протоколы консультативных встреч;
— рекомендации субъектам ОО (согласно консультативного запроса).
Отчет о прохождении консультативной практики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике
Краткое описание
Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
— чтение литературы по консультированию;
— наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
— проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.
Содержание
Вложенные файлы: 1 файл
dnevnik_konsultiruemogo.doc
о прохождении консультативной практики
Орлова Е.А Вострокнутова Т.Ф.
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
— чтение литературы по консультированию;
— наблюдение за работой психолога – консультанта;
Понятие психологического консультирования, цели.
Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [ 7 ].
Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем, их осознании.
Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения (Таблица 1)[10].
Основные методические подходы к психологическому консультированию
Направление, его представители
Методические приемы, используемые в консультировании
Основной метод и задача
I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн)
Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента.
Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса.
Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсознанием
Интерпретация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа.
II. Бихевио-ральное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура)
Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения
Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия
Изменение поведения клиента
III. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл)
Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв
Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его во время ответственного решения
Повышение ответственности человека за свои поступки, социальная самоактуализация
Модель психологического консультирования
Ни одно направление в психологии не может отразить все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе консультирования, поэтому чтобы представить процесс консультирования более структурированным воспользуемся моделью, которая включает в себя этапы и технологии, используемые в психологическом консультировании.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (По Ю.Е. АЛЕШИНА) [2]
Этапы психологического консультирования
Содержание этапов психологического консультирования
Технологии, используемые на разных этапах психологического консультирования
Знакомство с клиентом. Начало беседы.
1) Приветствие 2) Пауза (40-60 сек.)
3) Знакомство (принцип равенства имен)
4) Как будет проходить работа (рассказать об условиях, принципах консультирования)
Результат этапа: принятие клиентом осознанного решения о вступлении в процесс консультирования
Технология установления контакта
(подстройка к клиенту на невербальном и вербальном уровнях)
2.1. Формирование консультативных гипотез
2.2. Проверка консультативных гипотез
Цель: Понимание сути проблемы клиента
1) Эмпатическое слушание
2) Стимулирование клиента на рассказ
3) Структурирование беседы
4) Осмысление того, что говорит клиент
2 алгоритма проверки гипотез:
1) Начать задавать вопросы, связанные с уточнением возникших у консультанта идей.
2) Изложение гипотезы (осуществление интерпретации).
В случае согласия клиента с предположениями консультанта проводится анализ 2-3-х конкретных ситуаций
Результат этапа: принятие клиентом гипотезы консультанта о причинах проблемы
Технология активного слушания
Технология работы с эмоциональными переживаниями клиента
3.1. Коррекция установок клиента
3.2.Коррекция поведения клиента
Формирование в сознании клиента цепочки событий:
Негативные чувства клиента → цель клиента → неадекватные средства достижения цели → негативные чувства партнера → усугубление проблемы
Результат подэтапа: выраженное непринятие клиентом прежних способов поведения в конфликтной ситуации, установка на поиск новых способов.
Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению, их критическая оценка. Совместная разработка детализированного плана позитивного реагирования клиента
Технология работы с эмоциональными переживаниями клиента
Завершение консультативной беседы
1)Подведение итогов беседы
2) Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений
3) Обсуждение домашнего задания
4) Прощание с клиентом
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу- консультанту
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.
Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Представленная ниже Таблица 2 включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.
Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта
Сравниваемые особенности поведения
Постановка целей консультирования
Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей
Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента
Стратегия консультирования, проявляемая в
рекомендациях, предлагаемых клиенту
Предлагает клиенту разные способы поведения и,
если это необходимо,
называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить
Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит
Происходящего во время консультации
Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней
Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и
признать точки зрения других
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди
Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий.
Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих
альтернативных психотерапевтических подходов
Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода.
Другие теории и подходы воспринимает как не верные
Осознание собственных возможностей и
ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами-
консультантами и готов воспользоваться их опытом работы
Действует без осознания
ограниченности собственных возможностей.
под контролем других
психологов-консультантов. Не любит делиться
секретами и профессиональным опытом с другими психологами- консультантами, не использует в своей работе их опыт
Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта
Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него
Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого
Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди
Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди
Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования
В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования
Есть ситуации, для которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией
Уважение человеческого достоинства клиента
Честно и с должным уважением относится к клиенту
Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне
Сохраняет в тайне все, что касается клиента, его проблемы и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения
Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми
В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами:
1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло
9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя [9].
Консультируемый: Ваня, подросток.
Повод обращения: Конфликтные отношения с отчимом.
Ход консультации: Знакомство.
В начале консультации познакомилась с клиентом, попросила сесть, как ему будет удобно.
В. Выбрал самое значимое место в кабинете (сел за учительский стол) (нет условий для проведения консультации в отдельном кабинете) и попросил выйти всех тех, кто присутствовал в кабинете.
В начале консультации я попросила В. рассказать о его настроении, о себе, а также подробнее рассказать о его запросе, с которым он пришел.
В.: «Судьба распорядилась, и я родился». Вспоминает, что в начальной школе он попадает в класс, в котором не хотел бы учиться. Мама переводит его в класс, где нет его друзей по садику Он говорит, что в классе все делились на подгруппы. Часто возникали такие ситуации, что с ним поначалу играли, подлизывались к нему, а потом «кидали». «Ненавижу людей, которые сначала подлизываются, а потом кидают».