отчет по учебной практике педагогическая практика
Отчет по педагогической практике
Педагогическая практика – это неотъемлемый и основополагающий этап подготовки к деятельности будущего преподавателя. Именно во время отработки практических, а не теоретических знаний и происходит становление личности учителя, идет переоценка собственных ценностей и возможностей. Студент воочию наблюдает все аспекты будущей профессии и с головой окунается в специфику деятельности учителя.
Примеры отчета по педагогической практике
Помощь с выполнением педагогической практики.
Оставьте заявку: info@the-distance.ru
Особенности педагогической практики
Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя является важнейшим компонентом подготовки к профессии и регламентируется с помощью нормативных документов, с которыми можно ознакомиться на принимающей отчет кафедре.
Цели и задачи педагогической практики
Практикант, который идет на практику в школу, должен:
Основным и самым главным результатом подведения итогов педагогической практики является проведенная отчетность. После сдачи отчета предусматривается защита документации о прохождении практики.
Так, перед защитой студент должен предоставить на кафедру следующие документы:
Формирование отчета по педагогической практике
Сроки сдачи отчета и другой документации должны быть объявлены на вводной конференции и отражены в выдаваемом студенту задании на практику.
Во время прохождения практики каждый студент должен вести педагогический дневник, в котором зафиксированы результаты наблюдений и анализ как воспитательной, так и учебной работы с учащимися. Также в педагогическом дневнике должны быть отражены все данные о заданиях, которые студент выполняет в процессе практической деятельности. Здесь дается краткая характеристика каждого из учащихся, необходимая для психолого-педагогического анализа. Именно на этом материале и должен выстраиваться и базироваться весь отчет.
Так, после окончания практики студент должен предоставить на кафедру:
Кроме того, студенту нужно выполнить задания, данные методистами и психологами кафедры. Обычно они выдаются на вводной конференции.
Практика. Пример титульного листа педагогической практики
Содержание отчета по практике
Так, в своем отчете студент должен максимально развернуто:
Структура отчета по практике
Практика. Пример заключения педагогической практики
Вас также могут заинтересовать отчеты по практике СДО.
З аключение
Педагогическая практика – один из самых важных этапов становления будущего преподавателя. Поэтому подходить к выполнению данного вида деятельности и написанию отчета нужно подходить с должным усердием и пониманием важности момента.
Отчет по педагогической практике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Оценка конкретных условий обучения в данной школе…………………….6
2. Описание воспитательной работы классного руководителя………………. 8
3. Характеристика классного коллектива…………….……………………….10
4.Основные направления и содержание воспитательной деятельности……..11
5.Участие в работе методического объединения классных руководителей…13
«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьёзное дело в шутку».
К своей работе я не зря взяла эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского, на практике убедилась в правильности значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание и обучение очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливым, можно».
В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.
Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.
Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.
Целями педагогической практики являются:
-знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения;
-смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
-непосредственное участие в воспитательном процессе учебного заведения;
-верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.
-знакомство с особенностями работы классного руководителя;
-овладение содержанием и методикой воспитательной работы в классном коллективе;
-овладение методикой изучения личности подростка.
-Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.
-Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка лицея.
-получение практических навыков планирования воспитательной работы в группе учащихся;
-приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу воспитательных мероприятий;
-получение начальных навыков проведения классных часов в группе учащихся;
-изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения.
— По итогам практики представить для зачета отчетную документацию.
В содержание деятельности входит:
— знакомство с системой работы классного руководителя (беседа с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; посещение воспитательных мероприятий и др.);
— изучение опыта работы внеурочной воспитательной деятельности по предмету;
— помощь классному руководителю в проведении воспитательной работы
— помощь активу класса, органам самоуправления в планировании, организации и проведении классных воспитательных мероприятий;
— самостоятельная подготовка и проведение не менее трех отдельных форм работы с детьми;
— организация помощи отстающим в учебе учащимся;
— подготовка и проведение внеклассного воспитательного мероприятия по предмету;
— участие в работе методических объединений, семинаров в школе;
— помощь классному руководителю в подготовке и проведении родительского собрания
— овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в организации и проведении индивидуальной работы с учащимися, в определении конкретных воспитательных задач в своем коллективе, планировании работы и самостоятельном ее осуществлении;
— установление с учащимися доброжелательных, уважительных отношений;
— предъявление учащимся конкретных требований, контроль за их выполнением;
— ведение работы по сплочению коллектива класса;
— анализ своей педагогической деятельности, выявление достижений и недостатков, постановка конкретных задач для дальнейшего совершенствования;
— обобщение опыта классного руководителя по одному из направлений системы воспитательной работы (работа с учителями-предметниками, работа с “трудными детьми”, с родителями, организация досуга и др.)
Оценка конкретных условий обучения в данной школе, классе.
Я проходила свою педагогическую практику в МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области. Директором лицея является М.М.Шелехов.
Место нахождения лицея 305540, Курская область Курский район д.Полевая.
У меня осталось положительное впечатление от увиденного во время прохождения практики. В первую очередь хотелось остановиться на оценке лицея и учителей. Что касается школы, можно отметить, что состояние очень хорошее. В лицее проведен капитальный ремонт, оба этажа выглядят очень современно, оборудование и мебель полностью новая. Также в школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. На каждом этаже чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, интерактивные доски, телевизоры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке. Я также отметила отменный отбор учителей. Все они высоко квалифицированы и компетентны.
Руководителем моей практики была Ильюта Валентина Яковлевна, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР. Валентина Яковлевна продуктивно использует технологии исследовательской работы, информационно-коммуникационные, проектные, интерактивные, здоровье сберегающие технологии. Выявляет и системно развивает способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: в 2012, 2013 г.г. ее ученица Белкина В. была победителем муниципального конкурса сочинений «Моя семья», обучающаяся Субботина В. в 2013-2014 г.г. являлась победителем общероссийской дистанционной предметной олимпиады «Олимпус» по русскому языку, в 2015 г – победителем Всероссийских дистанционных олимпиад «ФГОСтест» по русскому языку, литературе. Уровень качества знаний обучающихся имеет позитивную динамику, за последние три года уровень качества знаний по русскому языку обучающихся по образовательным программам основного общего образования возрос с 52% до 62%, по литературе – с 63% до 71%.
В первый же день я самостоятельно ознакомилась с графиком работы учителя русского языка и литературы. За мной был закреплен физико-математический 8 «Б» класс. На основании графика работы учителя, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составила график индивидуальной работы, по каждому из предметов, который претерпел небольшие коррективы в процессе прохождения практики. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников, так же о общественных поручениях, интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья учащихся. Еще мне понравилось работать с классным руководителем 8 «Б» класса Разумовой Еленой Николаевной. Мной были посещены несколько уроков классного руководителя, так же классные и информационные часы и общешкольные мероприятия. Классный коллектив достаточно организованный, дисциплина хорошая и уровень знаний у большинства высокий.
По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Что касается его, это коррекционный класс, уровень знаний низкий, дисциплина шаткая, но дети очень хорошие и атмосфера в этом классе мне понравилась больше. Работать с ними было хотя и трудно, но интересно, и мы добились определенных результатов.
Воспитательная работа классного руководителя.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций:
— воспитательную (формирование личности и коллектива)
— коммуникативную (организация общения);
— координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
— коррекционную (преобразование, изменение личности);
— экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
— административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.
Характеристика классного коллектива.
Классный коллектив был образован 1 сентября 2012 года. В начальной школе с обучающимися работала Русанова А.Н. В сентябре 2011 года созданы два класса, а в сентябре 2012 из этих двух классов отличники и хорошисты были переведены в физико-математический класс. Между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные отношения, в классе нет аутсайдеров.
Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.
Основные направления и содержание воспитательной деятельности.
Практика велась в рамках, составленного мной, индивидуального плана. Значительных отклонений от плана не было, уроки и внеклассные мероприятия проводились вовремя.
Помимо запланированной мною работы я оказывала помощь лицею в проведении мероприятий. Вместе с коллективом учителей ездила на конкурс художественной самодеятельности работников образовательных организаций района, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и была отмечена призом зрительских симпатий. Также я была приглашена в жюри общешкольного конкурса чтецов и конкурса патриотической песни, на который написала статью в газету «Сельская новь». В данный момент помогаю в подготовке к конкурсу молодых специалистов: пишу сценарий в стихотворной форме, подбираю костюмы для презентации лицея. С молодым педагогом по химии буду принимать участие в проведении мероприятия ко дню Победы в Великой Отечественной войне в качестве ведущей.
Во время отсутствия учителя, когда она была на курсах, вместо нее я проводила занятия литературного кружка: готовила учеников к конкурсу чтецов. Ученицы моего класса показали хороший результат: Данилова Валерия заняла 1 место, а Субботина Лера 3 место.
Цель мероприятия «Занимательный русский язык»: воспитывать интерес к русскому языку, развивать речь и творческие способности детей. Викторина проводилась среди параллельных классов. Мероприятие прошло занимательно и интересно, дети смогли раскрыться, и каждый старался показать свои знания, к тому же между классами сразу образовалась сплоченная атмосфера, т.к. я организовала смешанные группы, а не устраивала соревнование между классами. Однако, было заметно слабое развитие детей из коррекционного класса, речь их не развита, фразеологизмы они знают плохо и от этого стеснялись высказывать свои мысли. По окончании мероприятия каждый класс получил задание написать коллективное сочинение на свободную тему с использованием большого количества фразеологизмов. Потом, мы сразу отправились в сельскую библиотеку, и ученики взяли фразеологические словари для выполнения данного задания. Также дети смогли ознакомиться с книжной выставкой «Писатель и художник», посвященной 90-летию со дня рождения Е.И.Носова, взять книги писателя-земляка и другую понравившеюся литературу. Ровно через неделю мы собрались снова в библиотеке, проверили сочинения, они получились очень интересные и смешные. Уровень знаний заметно увеличился, у детей появился больший интерес и желание развиваться.
Достаточно интересно прошел классный час на тему «Толерантность», у детей сформировалось представление о толерантном отношении, углубилось понимание его значения, они научились видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; смогли убедиться, что, несмотря на то, что все они очень разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. На мероприятии присутствовали родители учащихся, они также принимали активное участие в его проведении, что способствовало созданию благоприятного общения, как среди детей, так и среди взрослых и помогло в сплочении классного коллектива.
Во время практики мне приходилось работать с различной школьной документацией. В своей работе я использовала «Тематическое планирование», «План воспитательной работы»; заполняла журналы: писала темы уроков, ставила оценки, отмечала отсутствующих; ставила оценки в дневники школьников, писала замечания.
Участие в работе методического объединения классных руководителей.
Приняла участие в работе методического объединения классных руководителей, выступила с докладом на тему «Воспитание через художественные произведения». Заседание проходило 25 апреля.
Выводы и предложения.
От пройденной практики у меня остались лишь положительные впечатления. Все два класса, в которых я проводила внеклассные мероприятия, имели отличную дисциплину, дети были очень активны, стремились себя показать с лучшей стороны. Но конечно были отдельные недочеты. Ученики не привыкли работать с раздаточным материалом, что мне показалось неправильным. С помощью раздаточного материала можно работать намного быстрее. Но у меня это получалось наоборот, они долго ориентировались, путались.
В конце хотелось бы также отметить, что нужно учитывать особенности каждого ученика, составлять разные по сложности задания. Ученики делятся на активных и менее активных, и поэтому надо сделать так, чтобы были задействованы в процессе урока или мероприятия все. Не надо также повышать голос на учеников, часто ругать, акцентировать свое внимание на одном ученике. Все это негативно скажется на дальнейшем отношении ученика к предмету, к учителю и к учебному процессу в целом
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава лицея, познакомилась с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 4 воспитательных мероприятия.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.
Отчет о прохождении педагогической практики в ДОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Севастопольский государственный университет
о прохождении учебной практики в группе детей раннего возраста №2
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Севастополя «Детский сад №88»
Выполнили студенты группы ПОд/б-31-О
Проверили: Руководитель практики от
ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №88»
Бабинец Марина Олеговна_____________
Руководитель практики от университета
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №88» является организацией дошкольного типа, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства города Севастополя, печать со своим наименованием, бланки, штампы.
Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
ü реализация государственной политики по образовательным программам дошкольного образования;
ü реализация основных образовательных программ дошкольного образования;
ü осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
ü реализация дополнительных общеобразовательных программ;
ü взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №88 начало функционировать с 1968 года. Проектная мощность 12 групп, фактически функционируют 11 групп: 2 группы раннего возраста; 9 групп для детей дошкольного возраста и спортивный зал. Режим работы с 7.00 – 19.00 ч. Плановая численность детей 225, фактически списочный состав 256 детей.
Девиз дошкольного образовательного учреждения:
Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.
Цель: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Ø Повышать двигательную активность, укрепляя здоровье, развивая физическую подготовленность через формирование необходимых знаний и умений о здоровом образе жизни.
Ø Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
Ø Совершенствовать работу по познавательно-речевому развитию детей в соответствии с возрастными особенностями в контексте ФГОС ДО и обогащению содержания работы по региональному компоненту
Кадрами дошкольное образовательное учреждение укомплектовано полностью:
* Заведующий – Галянт Лидия Алексеевна, образование высшее, педагогический стаж работы – 30,5 лет.
* Заместитель по безопасности – Ставпивский Владимир Николаевич
* Старший воспитатель – Бабинец Марина Олеговна, образование высшее, высшая категория, педагогический стаж работы 22 год.
* Музыкальный руководитель – Бекирова Наджие Русламовна, образование высшее, специалист высшей категории, педагогический стаж 20 лет.
* Музыкальный руководитель – Пискун Оксана Ивановна, образование высшее, педагогический стаж работы 0,3 месяца.
* Инструктор по физической культуре – Пирогова Мария Анатольевна, образование средне-специальное, стаж работы 6 лет.
* Педагог дополнительного образования /хореограф/ – Винокурова Наталья Александровна, образование средне-специальное, педагогический стаж работы 3 года.
* Воспитатель гр. №2 – Черненко Александра Владимировна, образование неполное высшее, педагогический стаж работы 1 месяц.
* Помощник воспитателя гр. № 2 – Стефанова Оксана Юрьевна, образование среднее профессиональное, стаж работы 11 лет 5 месяцев
Образовательный процесс в ГБДОУ осуществляют 21 педагогов и узких специалистов. Педагоги имеют достаточный уровень специальной образованности:
· С высшим образованием – 9 человек (44%)
· Со средним специальным образованием – 11 человек (56%).
Нормативно – правовая база
1. Устав образовательной организации
2. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями)
3. Свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту её пребывания
4. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
5. Приказ о назначении руководителя образовательной организации
6. Договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями)
7. Дополнительное соглашение к договору по родительской плате за присмотр и уход за детьми
8. Бланк заявления на зачисление ребенка в дошкольное учреждение
9. Бланк заявления на компенсацию родителям
10. Согласие на получение медицинской помощи
11. Согласие на обработку персональных данных
12. Согласие родителя на фото и видеосъемку ребенка
13. Договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями) об оплате за присмотр и уход за ребенком в детском саду за счет средств материнского капитала
14. Бланк заявления на сохранения места в дошкольном учреждении на период отсутствия ребенка
15. Бланк заявления родителя на право забирать ребенка из детского сада
16. Бланк заявления на отчисление ребенка из дошкольного учреждения
17. Программа развития ГБДОУ «Детский сад №88» на 2016-2020 гг.
по выполнению плана учебной практики
Выход первый 26.11.2018 г.
Цель : изучение условий, созданных в группах раннего возраста, формирование представлений о деятельности воспитателя группы раннего возраста, ознакомление с построением развивающей среды, документацией.
На встрече с руководителем практики Бабинец М.О. нас ознакомили со структурой образовательной организации ГБДОУ «Детский сад №88». Также мы смогли изучить Годовой план работы детского сада и документацию воспитателя группы детей раннего возраста Мельниченко Е.В.
Таким образом, содержание настольной папки документов воспитателя выглядит следующим образом:
1. Рабочая программа гр.№2 (составлена на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы»)
2. Перспективное планирование 3 г.ж. на 2018-2019 уч. год (три папки «Осень», «Зима», «Весна», которые содержат подразделы: «Лексические темы», «Литература», списки детей группы и по подгруппам, тематическая карта по неделям, календарно-тематический план)
3. Рекомендации к планированию гр.№2 3 г.ж.
4. Журнал учета посещаемости детей
5. Журнал утреннего приема детей
6. Журнал протоколов родительских собраний
7. Тетрадь осмотра участка
8. Тетрадь по повышению профессионального уровня воспитателя, которая включает разделы по работе на семинарах, консультациях, по оснащению педагогического процесса, по посещению мероприятий, работа по самообразованию и наставничеству
9. Книга сведений детей и их родителей
10. Карты нервно-психического развития детей
11. Адаптационные листы
12. Методическое пособие по подготовке и проведению эвакуации в случае ЧС
13. Советы психолога воспитателю в работе с детьми
14. Лист здоровья детей
15. Целевые прогулки
Была проведена беседа с заведующей, методистом дошкольного учреждения, знакомство с литературой, картотекой организации работы в группах раннего возраста в методическом кабинете.
После этого было осуществлено распределение студентов по группам для наблюдения за особенностями организации в группах раннего возраста.
1. Мы ознакомились с помещением группы, расположением и назначением всех комнат, их оборудованием. Во время осмотра группы мы убедились, что в игровой комнате созданы условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития.
2. Мы ознакомились с интерьером группы раннего возраста. Данная группа полностью соответствует эстетическим требованиям предъявляемым группам раннего возраста: комнаты светлые и чистые, имеют приятный светло-желтый цвет, спальня – спокойных персиковых тонов, в игровой имеются 3 стола в форме цветов (желтый, синий и зеленый) для занятий и приема пищи, игровая зона красочная, чистая и всегда прибранная, всё всегда лежит на своем месте.
3. Анализируя предметно-пространственную среду в группах раннего возраста, можно сделать вывод, что она соответствует интересам ребёнка и его психологическому здоровью, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды. Игровая зона оборудована специальной мебелью для сюжетно-ролевых игр (кухня, больница, салон красоты и др.), в группе достаточно машинок для каждого ребенка, развивающие игрушки находятся в свободном доступе для детей.
Мы пронаблюдали за распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя. По итогам наблюдений составили таблицу распределения обязанностей в группе и составили хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации режимных процессов в соответствии с возрастом и анатомо-физиологическими особенностями детей раннего возраста по схеме (см. Приложение А)
Для продолжения практики нам необходимо было составить карманную книжку воспитателя, которая содержит потешки, песенки и прибаутки для обеспечения режимных моментов.
Выход второй 27.11.2018
Цель : наблюдать за детьми во время самостоятельной и организованной деятельности. Учить анализировать организацию педагогического процесса в группах раннего возраста. Изучить документацию на ребёнка раннего возраста (с целью выявления особенностей ребёнка).
В ходе дня мы проанализировали деятельность педагога Мельниченко Е.В. при организации учебно-воспитательного процесса в первой половине дня в группе раннего возраста. Исходя из этого, можем сделать следующие выводы:
— режим группы соответствует программе воспитания в детском саду;
— воспитатель и обслуживающий персонал работают слаженно, работа воспитателя соответствует плану;
— режимные процессы готовятся организованно, воспитатель заранее к ним готовится;
— в целом отношение детей к режиму дня и режимным процессам положительное, за исключением нескольких детей, требующих индивидуальные особенности поведения;
— во время приема детей, который осуществляется в группе, воспитатель организовывает игровую деятельность детей или привлекает их к посильному труду; воспитатель внимательно относится к самочувствию детей, активно использует игровые приемы с целью отвлечь ребенка от расставания с родителями, вызывая положительные эмоции;
— утренняя гимнастика в группе №2 начинается вовремя, длиться около 5-7 минут, для ее организации понадобилось около 2 минут; количество повторений гимнастических упражнений соответствует программе данной возрастной группы; темп гимнастики соответствовал возрастным возможностям детей, педагог обращал внимание на дыхание детей; в целом утренняя гимнастика вызвала положительные эмоции у детей;
— процедура умывания проводится организованно по подгруппам (одни умываются, другие сидят в игровой комнате под присмотром няни); для данной процедуры заранее готовы мыло, личные полотенца, висящие у каждого на своем крючке; во время и после умывания воспитатель проговаривает соответствующие стишки и всячески поощряет словом правильное выполнение процедуры; практически у всех детей сформирован навык умывания, некоторые немного разбрызгивают воду;
— во время приема пищи каждый ребенок знает свое место за столом, приносит и ставит стульчик на это место; все стулья соответствуют росту детей; за стол дети идут по сигналу воспитателя, после беседы о пользе обеда и одевания салфеток (к этому времени няня уже накрыла на столы); пища не была сильно горячей или холодной; во время еды воспитатель следит за посадкой детей, учит правильно держать ложку, пережевывать пищу, приобщает к культуре поведения за столом;
— прогулка детей организовываются согласно плану, используя наблюдения за погодой, птицами и растениями, активно используются воспитателем сюжетные подвижные игры, которые вызывают у детей положительные эмоции; воспитатель систематически проводит беседы о времени года и о характере погоды в данный момент времени, а также обращает внимание на то, как необходимо одеваться в холодную погоду; детям предлагалась посильная работа по наведению порядка на площадке и на веранде, которая вызывала у них положительный отклик;
— дневной сон проводится в заранее проветренной комнате при закрытой двери (в это время няня проводит послеобеденную уборку); в комнате установлено довольно большое количество кроватей, что затрудняет передвижение воспитателя по комнате; детские постели подготавливаются заранее няней; в комнате достаточно тепло; перед тем как лечь ребенок обращается за помощью к воспитателю и тот помогает ему раздеться; настроение перед сном у всех разное: некоторые сразу засыпают, с некоторыми нужно посидеть и спеть колыбельную; перед сном никакие подвижные игры, песни и танцы в воспитательной работе не используются; во время сна педагог включает негромкую спокойную мелодию, способствующую расслаблению;
— при организации познавательной деятельности соблюдается системный подход к развитию и обучению детей, предусматривается закрепление знаний, умений в ходе игры, трудовой деятельности детей; занятия вызывают положительные эмоции у детей и желание заниматься этой деятельностью снова; педагог старается привлекать всех детей к выполнению заданий, а также всячески активизирует их речь;
— при организации игровой деятельности детей воспитатель подбирает игры, соответствующие возрасту детей, способствующие обогащению опыта и формированию знаний, умений и навыков; в группе имеется достаточное количество одинаковых игрушек, в которые детям интересно играть; воспитатель систематически напоминает детям о бережном отношении к игровому материалу и приучает детей класть игрушки на свои места
С целью выявления особенностей детей раннего возраста нами была изучена документация на каждого из ребенка. Были изучены карты нервно-психического развития детей (см. Приложение Б) а также пособие для педагогов дошкольных учреждений «Развитие ребенка дошкольного возраста» Е.Н. Вераксы и А.Н. Вераксы (рис. 1)
Рис.1. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
«Развитие ребенка дошкольного возраста» (Н.Е.. Веракса, А.Н. Веракса)
Мы пронаблюдали за навыками и умениями детей, проявляемыми в различные режимные моменты, и обратили внимание на следующее:
1) проведение режимных моментов и воспитательной работы в группе раннего возраста имеет свою специфику (все мероприятия проводятся точно по графику режима дня, прогулка и сон проводятся немного раньше, чем в других группах, все действия детей сопровождаются речью педагога и воспитателя);
2) режим в группе №2 соблюдается неукоснительно, исключения бывают лишь по причине дождливой погоды, когда дети вместо прогулки играют с воспитателем в группе;
3) уровень овладения детьми культурно-гигиеническими навыками высокий для данного возраста, однако одеваться и раздеваться помогают воспитатель и няня;
4) воспитатель и няня работают очень слаженно, понимают друг друга с полуслова.
Тема. Наблюдение и организация самостоятельной деятельности детей.
Цель: готовить студентов к выполнению педагогической функции в качестве помощника воспитателя.
Задание 1. Участие в режимных моментах
В течение дня мы принимали посильное участие в режимных моментах гр.2 (прием детей, кормление, одевание и раздевание, укладывание спать)
Также, осуществляли помощь в организации игровой деятельности детей: с девочками играли в мам (манипулировали предметами игрушечной кухни), с мальчиками организовывали гонки на машинках, со смешанной группой играли в доктора).
В первой половине дня согласно расписанию было запланировано музыкальное занятие, поэтому мы участвовали вместе с детьми и воспитателем в подготовке новогоднего утренника.
От воспитателя мы получили консультацию по кормлению детей и укладыванию спать.
Задание 2. Самостоятельное проведения развлечений с детьми раннего возраста. Показ кукольного театра.
С помощью воспитателя мы определили сказку «Колобок» для показа кукольного театра и составили краткий конспект:
Конспект кукольного театра
по русской народной сказке «Колобок»
Цель: создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.
1. Учить внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом перчаточных кукол.
2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
3. Совершенствовать двигательную активность в игре со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникация.
Формы организации: групповая.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», рассматривание героев кукольного театра, чтение р.н. с «Колобок».
Оборудование: Перчаточные куклы: бабка, дед, колобок, заяц, волк, медведь, лиса из сказки «Колобок», театральная ширма, стол, стулья .
В рамках выполнения домашнего задания был составлен конспект консультации для родителей «Как научить ребёнка раннего возраста чистить зубы».
Выход четвёртый 29.11.2018
Цель : формировать готовность к выполнению педагогической функции воспитателя. Овладевать методикой организации и проведения занятий с детьми. Учить анализировать деятельность воспитателя раннего возраста.
Нами было проанализировано занятие по физической культуре, которое было проведено воспитателем Мельниченко Еленой Васильевной. Согласно анализу мы сделали следующие выводы:
1. Программное содержание занятия полностью соответствовало возрасту детей.
2. В конспекте занятия программные задачи были сформулированы программные задачи.
3. На занятии активно реализовывался наглядно-действенный метод обучения: педагогом был использован показ упражнений, своевременная коррекция неправильных движений.
4. Соотношение активности воспитателя составляло 50/50%
5. Во время занятия активно использовались игровые моменты.
6. Педагог не использовал в работе вариантов усложнения, воспитатель четко руководствовался методикой.
Наблюдая занятие «Витамины в фруктах и овощах» и прогулку, мы обратили внимание на следующие моменты:
1) были созданы благоприятные условия для занятия на прогулке с детьми;
2) активно была использована наглядность (муляжи фруктов и овощей, игрушки-персонажи);
3) воспитателем на занятии использовался прием проблемного вопроса, на прогулке;
4) эмоциональное состояние малышей было положительное, все были заинтересованы в процессе занятия;
5) уровень познавательной активности детей был высок, они активно отвечали на вопросы и участвовали в распределении фруктов и овощей на разные подносы;
6) стиль общения педагога с детьми оставался демократичным;
7) индивидуальная работа с детьми была проведена во второй половине дня.
В рамках выполнения домашнего задания были изготовлены маски для проведения подвижных игр с детьми раннего возраста:
1) подвижная игра «Паровоз» (нагрудная маска);
2) подвижная игра «Капустка» (маска на голову)
Выход пятый 30.11.2018
1. На основе наблюдений и данных о физическом развитии детей раннего возраста мы определи, что: воспитатель постоянно регулирует длительность сна детей, режим закаливания, количество пищи, темп игр и физических упражнений, а также объём информации, даваемой на занятиях.
2. Обратили внимание на гигиенические условия проведения занятий, форму проведения занятий, физическую нагрузку, качество двигательных умений детей, соответствие задач и содержания возрасту и физическим возможностям ребёнка раннего возраста, эмоциональное состояние детей и воспитателя, обеспечение страховки детей, объяснение и показ, соответствие способов организации детей их возможностям, индивидуальный подход к детям на занятии.
3. Проанализировали развитие двигательных навыков у детей группы №2 и оформили результаты в Таблице 2.
Таблица 2. Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста