отчет по практике сбербанк экономическая безопасность

Отчет по практике в ОАО “Сбербанк России”

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:16, отчет по практике

Краткое описание

Целями данной работы являются:
Закрепление студентом полученных знаний в университете, получение навыков работы в области защиты информации, ознакомление со спецификой компании, её функционированием, закрепление знаний полученных при выполнении должностных обязанностей.
Задачами данной работы являются задачи поставленные руководителем практики:
Изучить систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Написать 4 недельных отчета;
Изучить следующие нормативные документы;
Предоставить полученную информацию в виде отчета.

Файлы: 1 файл

отчет ОАО Сбербанк.doc

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Институт информационной и экономической безопасности

Кафедра «Комплексная безопасность»

по производственной – практике

студента 4 курса ______________________________ ______

(Фамилия и инициалы)

______________________________ ___ Подпись

(выставляется преподавателем по итогам защиты отчета)

______________________________ ___ Подпись

Задание на производственную практику

Продолжительность практики – 4 недели (с 05.06.2014 по 03.07.2014)

Студенту 4 курса ИИЭБ ______________________________ ____________

Данная работа является отчетом о прохождении производственной практики. Актуальность данной работы заключается в формировании рабочих навыков в условиях функционирования компании ОАО “Сбербанк России”.

Целями данной работы являются:

Закрепление студентом полученных знаний в университете, получение навыков работы в области защиты информации, ознакомление со спецификой компании, её функционированием, закрепление знаний полученных при выполнении должностных обязанностей.

Задачами данной работы являются задачи поставленные руководителем практики:

Введение

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме. Примерную схему работы СМЭВ можно увидеть на рисунке1 (рис.1)

Рис.1 “Общая схема оказания государственных услуг в электронной форме “

Глава 1. Общая характеристика компании

1.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»

На рисунке 2 представлен действующий логотип Открытого Акционерного Общества “Сбербанк России”.

Рис.2 логотип ОАО “Сбербанк России”

Сбербанк России — российский коммерческий банк, международная финансовая группа, один из крупнейших банков России и Европы, основанный в 1841 году. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Сбербанк России». Кроме того, в деловой практике, в том числе во внутренних документах и формах, зачастую используется сокращение — СБ РФ.

Сбербанк России — универсальный банк, предоставляющий широкий спектр банковских услуг. Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов на 1 июня 2009 года составляла 50,5 %, а его кредитный портфель соответствовал более 30 % всех выданных в стране займов.

Бренд Сбербанка на начало 2010 года по оценке журнала «The Banker» и компании Brand Finance занимает 15 место в рейтинге самых дорогих банковских брендов и стоит приблизительно 11,7 миллиарда долларов.

Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций № 1481 от 08 августа 2012 года.

Филиальная сеть банка на 1 апреля 2011 года включает 17 территориальных банков и 19292 подразделения по всей России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, Украине, Беларуси, Германии. В июне 2010 года Сбербанк получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в Пекине, а в сентябре 2010 года Банк России зарегистрировал филиал ОАО «Сбербанк России» в Индии.

У банка имеется дочерняя инвестиционная компания ООО «Сбербанк Капитал», занимающаяся санацией и управлением заложенными в банке активами.

С 1993 по 2010 годы Сбербанк участвовал в развитии российской платёжной системы СБЕРКАРТ. С 2010 года банк участвует в проекте создания универсальной электронной карты, являясь одним из учредителей оператора проекта ОАО «УЭК».

Доля Центрального банка Российской Федерации в уставном капитале ОАО «Сбербанк России» составляет 50 % плюс одна голосующая акция, в голосующих акциях — 52,32 %. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Доля физических лиц в уставном капитале банка составляет около 9 %, а доля иностранных инвесторов — более 24 %.

C 1996 года торги акциями Сбербанка России проводятся на российских биржах ММВБ и РТС. В марте 2007 года Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего уставный капитал увеличился на 12 %, и было привлечено 230,2 млрд рублей. Средний дневной объём торгов акциями Сбербанка составляет 40 % объёма торгов на ММВБ.

Органами управления Сбербанка являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление Банка. Возглавляет Правление Президент и председатель Правления Банка. С ноября 2007 года эту должность занимает Герман Греф.

1.2 Отдел безопасности Автоматизированных банковских систем Департамента безопасности

Существует несколько ращений в области автоматизации банковских систем. Приведем некоторые из них:

Если автоматизированные банковские системы (АБС) является тиражным решением, все основные бизнес-процессы уже проработаны и отлажены. Данный факт не означает, что система не требует внедрения или этот процесс отлажен. Многое зависит многих факторов: новый ли это банк или уже проработавший некоторое время. В первом случае для внедрения необходима начальная настройка, проведение обучения нескольких пользователей и, если в этом есть необходимость, адаптация ряда отчетов или соединения с внешними системами. Внедрение может осуществляться силами компании-консультанта – в этом случае банк опирается на опыт сотрудников и гарантии фирмы. Стоит учитывать, что при наличии в штате банка высококвалифицированных программистов, имеющих опыт работы с АБС, кредитное учреждение может провести внедрение самостоятельно.

Второй вариант – банк, который уже выполняет определенный набор операций, работает с АБС (не имеет значения тиражной или собственной разработки), накопил определенный объем данных, а так же имеет проверенную технологию банковских операций, внутренние формы отчетности, обширный штат сотрудников, которые необходимо обучить и адаптировать к работой в новой системе. При этом внедрение проводится в соответствии с налаженной технологией, обеспечивающей максимально эффективную дальнейшую работу АБС.

Если необходимо автоматизировать все операции банка, внедрение предполагает:

Перечень необходимых работ весьма обширен, поэтому выполнить внедрение, опираясь только на собственные силы банка, проблематично (но возможно – все зависит от уровня требований, предъявляемых к системе, и квалификации ИТ-персонала кредитного учреждения). При этом, если банк стремится минимизировать затраты на внедрение, он может поручить сотрудникам компании занимающейся внедрением отдельные наиболее сложные виды работ (например, обучение ИТ-персонала и конвертацию данных из прежней АБС), а остальное проделать самостоятельно.

Исключительно важная роль отводится поэтапному внедрению АБС. Пример: при внедрении R-Style Softlab (российский разработчик автоматизированных банковских систем) процесс может выглядеть так. Вначале запускается ядро системы, обеспечивающее самые необходимые функции:

После того как работа этих участков будут налажена, настраивается выпуск отчетности для Центрального банка России (ЦБР). Следующим может быть запущена, например: RS-Loans – система автоматизации кредитной деятельности банка. Далее происходит внедрение системы класса «клиент–банк». Следующий шаг – автоматизация работы операционистов с вкладами физических лиц, то есть запуск RS-Retail. Таким образом, даже небольшой банк переживает процесс внедрения без особых затрат, но и постепенно автоматизирует различные участки своего бизнеса в соответствии с расширением деятельности в целом.

Основной принцип автоматизации заключается в следующем: если какая-то операция выполняется редко, то не имеет особого смысла ее автоматизировать сразу, а если ее осуществление становится постоянным то стоит рассмотреть вопрос об автоматизации этой области деятельности.

Не менее существенным, чем внедрение, является обеспечение бесперебойной работы АБС. Для этого необходимо грамотное администрирование АБС со стороны службы автоматизации банка, настройка и развитие системы, а также предоставление услуг ее поставщиком. Когда решается вопрос о технической поддержке АБС, руководитель ИТ-службы банка должен понимать, что банк получит от сопровождения:

Зачастую в нормативно-законодательных документах содержатся нечеткие формулировки, и чтобы реализовать их корректно, необходимо предметный анализ, а в следствии – предметные аналитики. Как правило, в банках они есть, но позволить себе держать аналитика по каждому направлению (по отчетам в Банк России, налогам, кредитам, материальному учету и т.д.) могут только очень крупные кредитные организации. Кроме того, чтобы в системе что-то изменить (уже после анализа), нужно не только написать код, но и протестировать его, документировать изменения, объяснить, как все это функционирует. Одного-двух программистов для осуществления всего этого комплекса задач зачастую недостаточно. К тому же, как правило, в коде, написанном штатными специалистами банка, в случае их увольнения обычно никто другой разобраться не может – а значит, вновь прибывшему специалисту придется все начинать сначала. Иными словами, без профессиональных разработчиков обойтись весьма сложно.

Пример используемых АБС можно увидеть в таблице 1.

Источник

Дневник и отчет о производственной практике в Сбербанке

Дневник прохождения производственной практики в Сбербанке

Дата

Изучаемые вопросы, характер выполняемой работы

Результат, итоги проделанной работы

Подпись руководителя подразделений

Ознакомление с документами и правилами работы отдела ипотечного кредитования

Изучение ипотечных программ банка и обучение расчету платежей по кредиту

Обучение работе с клиентами отдела по ипотечному кредитованию

Участие в работе отдела по ипотечному кредитованию: консультирование клиентов и оформление бумаг по ипотечному кредитованию

Подбор документов финансовой отчетности Стромынского отделения Московского банка ОАО «Сбербанка России»

Проведение анализа финансовой деятельности Стромынского отделения Московского банка ОАО «Сбербанка России»

Подбор и анализ данных по кредитованию физических лиц в Стромынском отделении Московского банка ОАО «Сбербанка России»

Проведение анализа ипотечного портфеля Стромынского отделения Московского банка ОАО «Сбербанка России»

Разработка перспективных методов направления развития ипотеки в России

Систематизация и оформление полученных данных

Составление отчета о практике

Отчет о прохождении преддипломной практики в Сбербанке

Содержание

Выводы и предложения

Введение

Актуальность практики. Одной из главных потребностей любой семьи является приобретение собственного жилья. Ипотечное кредитование многофакторно влияет на процесс развития любого государства. Развитие ипотечного бизнеса позитивно отражается на функционировании реального сектора экономики – промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д. Как показывает мировая практика, распространение ипотечного кредитования как эффективного способа финансирования капитальных вложений может способствовать преодолению инвестиционного кризиса.

Ипотечное кредитование, отвлекая денежные средства из текущего оборота во внутреннее накопление, в некоторой степени способствует снижению уровня инфляции.

В современных условиях повышается значение ипотеки для социального развития общества. Жилищное ипотечное кредитование способствует обеспечению граждан доступной частной жилой собственностью, являясь мощным фактором формирования среднего класса общества.

Российский ипотечный рынок в современных условиях мирового экономического кризиса резко начал сдавать позиции.

Наибольшей актуальностью в данный момент пользуются вопросы повышения эффективности взаимодействия различных структур государственного и негосударственного уровня, принимающих непосредственное участие в ипотечном процессе.

На сегодня существует масса проблем, связанных со снижением эффективности американской модели на российском ипотечном рынке.

Целью проведения преддипломной практики было обобщение знаний и навыков работы по специальности.

Основными задачами преддипломной практики являлись:

— углубление профессиональных знаний, опыта и навыков, полученных в ходе обучения в учебном заведении, в практической профессиональной деятельности:

— сбор, обработка и анализ документов и информации, необходимых для написания выпускной квалификационной работы по теме исследования.

Практическое значение преддипломной практики заключается в том, что в процессе ее прохождения были разработаны мероприятия по совершенствованию ипотечного кредитования в России.

1. Общая характеристика ОАО «Сбербанк»

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% акций уставного капитала). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания;

— привлечь в банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;

— внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;

-увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;

— сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза;

— усилить работу с корпоративными клиентами;

— опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими;

— обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта;

— диверсифицировать ресурсную базу банка, в том числе используя внешнее фондирование;

— достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции банка в экономику России;

— повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;

— обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%;

— внедрить в банке полнофункциональную систему управления рисками;

— создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий;

— оптимизировать филиальную сеть банка с учетом как экономических, так и социальных факторов.

Неразвитость и отставание законодательной базы, слабость системы контроля и обеспечения исполнения действующих законов является серьезным фактором, сдерживающим развитие банковской системы России. Сбербанк России действует в едином правовом поле с другими коммерческими банками и вынужден учитывать высокий правовой риск в текущей работе.

Нормативная база по трастовым операциям фактически блокирует возможности их проведения. Складывающаяся судебная практика по ряду операций (срочный рынок) фактически исключает возможность использования этих инструментов. Крайне противоречива законодательная база по ипотечному кредитованию, что является значительным ограничением для развития банковской деятельности в этом направлении. Окончательно не сформирована единая государственная система регистрации залогов. Не всегда эффективна действующая система судопроизводства и исполнения судебных решений, законодательство об исполнительном производстве имеет много неоднозначных толкований. Серьезно сдерживает развитие банковской системы отставание налогового законодательства и правовой вакуум по ряду вопросов налоговой практики. В результате банк вынужден платить налоги с убыточных операций, нести дополнительные налоговые издержки по инвестициям в реальный сектор экономики. Широко распространена практика местного законотворчества, противоречащая федеральным законам. В целом ряде регионов ставки арендной платы для банков в несколько раз выше, чем для предприятий других отраслей народного хозяйства и приравнены к ставкам арендной платы для казино. Для снижения величины издержек и стоимости предоставляемых услуг Сбербанк России вынужден отказываться от аренды и увеличивать долю собственных помещений. Несовершенство ведомственной нормативной базы сдерживает развитие банковских продуктов, не затрагивает операций с рядом обращающихся на рынке финансовых инструментов. Процесс нормотворчества отстает от действующей практики и не стимулирует освоение банком новых операций. Нормативы регулирования деятельности кредитных организаций не в полной мере учитывают качество системы управления, инвестиционной политики и реалий работы коммерческих банков.

Установленные критерии оценки риска кредитов не всегда объективны и в ряде случаев сдерживают инвестиционную деятельность банка. Не отработаны многие вопросы обращения векселей, других корпоративных ценных бумаг.

В ряде случаев требования нормативных документов вынуждают банк нести излишние затраты, исполнять несвойственные функции, держать дополнительный штат для формирования дублирующей и избыточной отчетности. Опираясь на накопленный опыт и текущую практику работы, используя определенную Законом “О Центральном банке Российской Федерации” и Уставом Сбербанка России роль государства как главного акционера, банк имеет возможности для формирования законодательных инициатив, внесения предложений по совершенствованию нормативной базы.

Активная работа в этом направлении может существенно снизить правовые риски в работе не только Сбербанка России, но и всех кредитных организаций, создать дополнительные стимулы участия банковского капитала в развитии экономики России. Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. Ему нет равных среди коммерческих банков по числу филиалов, территориальных банков и агентств. Благодаря своим ведущим позициям в банковской системе и, исходя из решаемых им задач, Сберегательный банк РФ является учредителем ряда других кредитно-финансовых учреждений: промышленного коммерческого «АвтоВАЗбанка», Внешторгбанка РФ, Корпорации «Жилищная инициатива», и другие. Уставный капитал Сберегательного банка РФ как акционерного общества формируется путем выпуска и размещения обыкновенных и привилегированных именных акций (т.е. имя владельца регистрируется в специальном реестре, ведущемся в банке).

Сберегательный банк РФ – это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 разнообразных услуг: операции по вкладам, кредитование, операции с ценными бумагами, аренда сейфов, операционно-кассовое обслуживание, валютно-обменные операции и др.

Целями ипотечного кредитования Сбербанком РФ является приобретение, строительство (в т.ч. реконструкция старого жилого фонда), реконструкция, ремонт (в т.ч. отделочные работы) объектов недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации. Капитал СБ РФ, как уже отмечалось, был сформирован за счет уставного капитала. Вместе с тем банк имеет резервный, специальные и другие фонды. Наиболее важными направлениями размещения средств СБ РФ являются ссуды и инвестиции, на которые приходится 44,3% активов баланса банка, за ними следуют: перераспределение кредитных ресурсов между учреждениями СБ РФ (19,2%), размещение средств на валютных счетах в банках-корреспондентах (1,3%), в основные фонды, дебиторам и прочие. Сберегательный банк Российской Федерации предоставляет кредиты заемщикам на цели, предусмотренные их уставом для осуществления текущей и инвестиционной деятельности. Приоритет при формировании кредитного портфеля, как правило, имеют акционеры, затем заемщики, имеющие в банке расчетные счета и совершающие по ним операции. Предоставление банком кредитов основывается на учете необходимых потребностей заемщиков в заемных средствах, наличии достаточных гарантий для своевременного их возврата. Банк предоставляет кредиты в пределах собственного капитала и привлеченных средств, обеспечивая сбалансированность размещаемых и привлекаемых ресурсов по срокам и объемам.

2. Анализ финансовой деятельности Стромынского отделения ОАО «Сбербанк России»

отчет по практике сбербанк экономическая безопасность. rec3. отчет по практике сбербанк экономическая безопасность фото. отчет по практике сбербанк экономическая безопасность-rec3. картинка отчет по практике сбербанк экономическая безопасность. картинка rec3.

Анализ динамики активов Стромынского отделения Московского банка ОАО «Сбербанк России» в 2007-2009 гг., тыс.р.

Источник

Обеспечение экономической безопасности ПАО «Сбербанк России»

Теоретические аспекты исследования экономической безопасности организации в условиях банковской деятельности. Оценка современного уровня экономической безопасности кредитной организации. Факторы и угрозы, влияющие на экономическую безопасность банка.

РубрикаБанковское, биржевое дело и страхование
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления11.05.2016
Размер файла248,7 K

отчет по практике сбербанк экономическая безопасность. ba. отчет по практике сбербанк экономическая безопасность фото. отчет по практике сбербанк экономическая безопасность-ba. картинка отчет по практике сбербанк экономическая безопасность. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности организации в условиях банковской деятельности

1.1 Понятие и сущность экономической безопасности банковской деятельности

1.2 Угрозы экономической безопасности банковской деятельности

1.3 Обеспечение экономической безопасности банковской деятельности

2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности ПАО «Сбербанк России»

2.1 Оценка современного уровня экономической безопасности кредитной организации

2.2 Факторы и угрозы, влияющие на экономическую безопасность кредитной организации

2.3 Механизм предотвращения угроз экономической безопасности ПАО «Сбербанк России»

экономический безопасности банковский кредитный

Развитие рыночных отношений и формирование коммерческих структур невозможно без кредитных организаций, которые играют важную роль в этом процессе. Именно кредитные организации, в частности банки, аккумулируют огромные финансовые потоки и способны активно повлиять на развитие национальной экономики. На сегодняшний день банки являются главным локомотивом рынка, но в тоже время именно банки подвержены наибольшей опасности, поскольку аккумулируют большие деньги. Проблема безопасности банка касается не только его владельцев и сотрудников, а еще и его клиентов, акционеров. Проблемы банка затрагивают широкие слои населения и способны повлиять на ситуацию в государстве. Последние достижения науки и техники, использование современных технологий, подвергают банки совершенно новым и более опасным угрозам. Для коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков. Поэтому среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защиты информации и имущества коммерческого банка, создание системы его финансовой безопасности.

Актуальность темы определяется необходимостью понимания и решения концептуальных вопросов обеспечения экономической безопасности кредитной организации. Это связано с тем, что деятельность кредитной организации всегда связана с риском, возможной утечкой конфиденциальной информации, наличием внутренних и внешних угроз.

Задачи курсовой работы:

— изучить понятие «экономическая безопасность» организации;

— выделить факторы, влияющие на экономическую безопасность организации;

— определить возможные угрозы экономической безопасности организации;

— определить решение предотвращения угроз экономической безопасности организации.

Объектом исследования курсовой работы является кредитная организация ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

Предметом исследования выступают совокупность факторов и условий обеспечения экономической безопасности кредитной организации. Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов: Глазьев С.Ю, Леонтьев В.В, Фоминский И.П, Олейникова Е.А, Ануфриев В.П, посвященные проблемам экономической безопасности.

Структура работы включает в себя:

· Понятие и сущность экономической безопасности банковской деятельности.

· Угрозы экономической безопасности банковской деятельности.

· Обеспечение экономической безопасности банковской деятельности.

1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности организации в условиях банковской деятельности

1.1 Понятие и сущность экономической безопасности банковской деятельности

Под экономической безопасностью банка следует понимать состояние защищённости его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, достигаемое путём реализации определённой системы мер экономического, организационного и технического характера.

Экономическая безопасность банка включает в себя все виды безопасности, поскольку в процессе её обеспечения достигается безопасность и от тех угроз, на устранение которых направлена деятельность информационной и «вещественной». Наиболее эффективное достижение экономической происходит при создании специализированной службы.

Деятельность службы экономической безопасности банка направлена на устранение угроз нормальному функционированию банковских структур и создание условий для эффективного развития банковской деятельности.

Рассмотрим деятельность и принципы функционирования стандартной службы экономической безопасности банка. Следует признать большую долю опасностей криминального характера (давление на сотрудников, разбойное хищение ценностей, внедрение «своего человека» в персонал и в связи с чем сформировался ошибочный подход к подбору кадрового потенциала в службы экономической безопасности.

Часто не только работники, но и руководитель является бывшим представителем силовых структур и ведомств. Это уменьшает эффективность работы службы экономической безопасности банка. Служба экономической безопасности, построенная по такому принципу, по вполне объективным причинам не может выполнить достаточно большую часть своих задач. Так, из рассмотренных нами направлений деятельности в данном случае возможно лишь частичное выполнение организационной задачи и столь же частичное выполнение требований оперативного аспекта.

Работники спецслужб могут вполне эффективно обеспечить сохранность имущества банка, безопасность работы персонала и проверку вновь принимаемых сотрудников. Но они не могут свести к минимуму риск мошенничества по той простой причине, что оно, как правило, скрыто в экономических операциях, в которых работники спецслужб некомпетентны.

В данном случае нельзя надеяться и на реальный анализ партнёров и конкурентов, а соответственно и на реальные меры защиты от недобросовестного партнёрства и недобросовестной конкуренции. Между тем потери от недобросовестной конкуренции весьма существенны, а анализ партнёров является достаточно проработанной проблемой, с которой более успешно справится экономист.

Кроме того, работники специализированных служб безопасности не могут эффективно нейтрализовать уже возникшие угрозы, т. к. они в большинстве случаев носят экономический характер.

Обеспечение безопасности банка как финансовой структуры требует в первую очередь обеспечения защиты от различных финансовых махинаций и мошенничеств, а также проведение мероприятий по уменьшению риска осуществления современных банковских операций. В экономической науке и практике данные вопросы находят всё более пристальное внимание и уже достигли степени достаточной разработанности.

Анализ всевозможных видов банковских угроз и методов снижения риска позволяет сделать следующие выводы:

· необходимо чёткое разграничение деятельности каждого банковского работника и предоставление информации строго в необходимом для работы объёме;

· необходим полноценный анализ всех решений кредитований и инвестиций, осуществляемых банком;

· существенную роль играют системы контроля за деятельностью работников и системы обеспечения безопасности самого производственного процесса.

Эффективное обеспечение экономической безопасности банка осуществляется в основном экономическими методами, хотя необходимость проведения определённых мер строго охранного характера так же продолжает присутствовать.

Служба экономической безопасности банка должна представлять собой структуру, состоящую из специалистов по информационной безопасности; экономистов, чётко представляющих себе работу на местах; юристов; специалистов по экономическому анализу и специалиста по обеспечению имущественной безопасности и безопасности остального персонала.

Руководить службой безопасности, несомненно, должен человек, обладающий не только большими организаторскими способностями, но и знаниями во всех перечисленных сферах деятельности.

1.2 Угрозы экономической безопасности банковской деятельности

Банковская деятельность всегда связана с риском, возможной утечкой конфиденциальной информации, наличием внутренних и внешних угроз.

Слабость системы экономической и финансовой безопасности, отсутствие конструктивных методов защиты банковской деятельности предопределяет её неустойчивость. Тем не менее, научно обоснованной концепции и механизма обеспечения финансовой безопасности банковской деятельности пока не сложилось.

Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защита информации, имущества и персонала коммерческого банка, создание механизмов финансовой защиты банковской системы и др.

Для коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков.

Сущность экономической безопасности в банковской системе состоит в обеспечении состояния наилучшего использования ее ресурсов по предотвращению угроз коммерческим банкам и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и максимизации прибыли.

Принципы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности:

2. Экономическая целесообразность и прибыльность. Защита экономической деятельности должна быть рациональной и не съедать слишком много средств фирмы. Прибыльность фирмы является показателем работы и службы безопасности.

3. Программно-целевое планирование. Обеспечение безопасности осуществляется на основе комплексных программ.

4. Самостоятельность и ответственность в работе Службы безопасности. Служба безопасности должна располагать ресурсами, а руководитель отвечать за порученное ему дело.

5. Взаимодействие и координация со всеми подразделениями фирмы и правоохранительными органами.

7. Конспирация и гласность. Защита должна носить скрытый и открытый характер.

Уровень обеспечения экономической безопасности банка определяется общепринятыми критериями его надежности, а также другими показателями, характеризующими его способность противостоять различным негативным явлениям.

Уровень экономической безопасности банковской деятельности определяется тем, насколько эффективно подразделениям и службам банков удается предотвращать угрозы и устранять ущерб от негативного воздействия на банковскую систему.

Главная цель обеспечения безопасности банковской деятельности заключается в достижении устойчивого и максимально эффективного функционирования коммерческих банков на данный момент времени и с учетом перспективной динамики развития, что достигается при решении следующих задач по обеспечению безопасности банковской деятельности: достижение достаточной финансовой устойчивости, конкурентоспособности и независимости коммерческого банка; защита законных прав и интересов банка и его сотрудников; формирование и поддержание высокого технического и технологического потенциала, противодействие техническому проникновению в преступных целях; своевременная и полная гражданско-правовая и уголовно-правовая защита всех видов банковской деятельности; защита информационной среды коммерческих банков и сведений, составляющих банковскую тайну; сохранность материальных ценностей; защита сотрудников банка от насильственных посягательств, формирование условий для их безопасной работы; контроль за эффективностью функционирования системы безопасности и ее техническое оснащение.

Своевременное выявление внешних и внутренних банковских угроз составляет основу для организации действенного управления процессом обеспечения экономической безопасности банковской деятельности.

Оперативное управление этим процессом состоит в регулярном получении информации о состоянии безопасности в каждом конкретном банке, появлении угроз, а также выявлении их возможного воздействия на банковскую деятельность.

Общие подходы к обеспечению экономической безопасности банковской деятельности представлены в рисунок. 2.1

Рис. 2.1 Меры обеспечения экономической безопасности банковской деятельности

Система приведенных мер позволяет обеспечивать устойчивую экономическую безопасность банковской деятельности. Основу этих мероприятий составляет планирование и прогнозирование.

Прогнозные оценки находят отражение в стратегическом плане предприятия, содержащем качественные параметры использования всех имеющихся ресурсов. Для реализации стратегии обеспечения банковской безопасности определяются основные тактические шаги. Наиболее оптимальной представляется разработка нескольких альтернативных сценариев развития ситуации в коммерческом банке и расчета показателей обеспечения экономической безопасности банковской деятельности по каждому из них.

После выбора оптимального варианта по результатам расчетов осуществляется составление текущих банковских планов.

Реализация планов обеспечения безопасности банковской деятельности возможна лишь при непосредственном анализе угроз экономической безопасности.

Основными составляющими обеспечения экономической безопасности банковской деятельности являются:

Наиболее важной и сложной является проблема обеспечения финансовой составляющей безопасности коммерческого банка.

В устойчивом, эффективно работающем банке имеются достаточные средства для решения задач по защите информации, охране сотрудников банка, привлечению во все структуры высококвалифицированных специалистов.

Сущность финансовой составляющей безопасности банковской деятельности состоит в обеспечении организационно-управленческих, режимных, технических и профилактических мер, гарантирующих качественную защиту прав и интересов коммерческого банка, рост уставного капитала, повышение ликвидности активов, обеспечение возвратности кредитов, сохранность финансовых и материальных ценностей.

1.3 Обеспечение экономической безопасности банковской деятельности

Так как план обеспечения экономической безопасности является одним из наиболее важных приоритетов любой организации, необходимо создавать четкую структуру действий для их достижения, просматривать все возможные условия работы этого предприятия.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности банковской деятельности, включает совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического и правового характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к экономическим потерям.

Экономическая безопасность обеспечивается путем:

· выявления угроз со стороны организованной преступности, конкурентов и недобросовестных партнеров;

· предупреждение агентурного и технического проникновения их на фирму;

выявление подрывной деятельности со стороны отдельных сотрудников фирмы;

· защиты коммерческой тайны;

· обеспечение физической и инженерно-технической защиты помещений и зданий фирмы, а также ее имущества;

· поддержания законности, взаимовыгодности, добросовестности сотрудничества, внутренних и внешних связей;

· отработка механизма ликвидации угроз;

· пресечения посягательств на законные интересы фирмы: юридическим, экономическим, организационным и другими путями.

В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должна лежать определенная концепция, которая в себя включает цель комплексной системы обеспечения экономической безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы можно сформулировать следующим образом: минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию предприятия, в том числе его финансовым, материальным, информационным и кадровым ресурсам на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера.

В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности.

К задачам, решаемым системой обеспечения экономической безопасности, обычно относятся:

— прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

— организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

— выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

— принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

— постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Тактика обеспечения безопасности предприятия предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения его экономической безопасности. Речь идет о таких процедурах и действиях как: расширение юридической службы предприятия; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебные органы; обращение в правоохранительные органы и т.п.

Рассматривая систему общих мер обеспечения безопасности с точки зрения правового регулирования, необходимо отметить роль государства в лице государственных органов в обеспечении экономической безопасности предприятия (фирмы), которое включает в себя правовой, экономический и организационный аспект. Достижение указанных целей обеспечивается, прежде всего, путем закрепления в законодательстве соответствующих правовых норм.

Можно разделить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, а также предприятий по виду регулируемых отношений в области экономической безопасности, а именно:

1. гражданско-правовые отношения между субъектами по обеспечению безопасности бизнеса регулируются, прежде всего, нормами Гражданского кодекса РФ (Ст. 393, 394, 395, 396, 397, 398, 399 ГК РФ).

2. а также иными нормативными актами гражданского законодательства;

3. отношения в области государственного управления, связанные с созданием и деятельностью государственных органов, обеспечивающих безопасность, в том числе и безопасность предпринимательской деятельности, регулируются Законом РФ «О безопасности» № 390 ФЗ

Концепция экономической безопасности необходима в силу качественного изменения уровня рисков хозяйствования. Изменение внешних и внутренних факторов хозяйственной деятельности приводит к изменению степени устойчивости экономики как экономической системы.

Поэтому достижение устойчивого функционирования требует создания системы мер по обеспечению безопасности, которая обеспечивала бы обнаружение признаков возможных правонарушений и преступных действий на разных стадиях, на этапе формирования и разработки планов преступных действий, что дало бы возможность своевременно предупредить и предотвратить преступные намерения.

2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности ПАО «Сбербанк России»


2.1 Оценка современного уровня экономической безопасности кредитной организации

Правительство Российской Федерации продолжает экономические реформы и совершенствование юридического, налогового и нормативного законодательства.

Текущие действия Правительства, сфокусированные на модернизации экономики России, нацелены на повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции, а также увеличение доли отраслей, выпускающих наукоемкую продукцию и услуги. Стабильность российской экономики в будущем в значительной степени зависит от подобных реформ и эффективности экономических, финансовых и денежно-кредитных мер, предпринятых Правительством.


В течение 2014 года Правительство Российской Федерации предпринимало меры поддержки экономики страны в целях преодоления последствий глобального финансового кризиса, начавшегося в 2012 году. Постепенное восстановление экономики сопровождалось стабилизацией в финансовой сфере и снижением безработицы. Начиная со второго квартала 2014 года начал расти спрос на кредиты со стороны корпоративных клиентов. Постепенный рост доходов домовладений также привел к повышению спроса на кредитные продукты со стороны физических лиц. Показатели ликвидности российского финансового сектора вернулись на докризисный уровень, что привело к повышению конкуренции между финансовыми организациями и снижению ставок кредитования.

Несмотря на указанные признаки восстановления экономики России, все ещё сохраняется неопределенность в отношении её дальнейшего роста, а также возможности и ее контрагентов привлекать новые заемные средства по приемлемым ставкам, что в свою очередь может повлиять на финансовое положение, результаты операций и перспективы развития.

Поскольку экономика России чувствительна к негативным тенденциям на глобальных рынках, все ещё остается риск повышенной волатильности российских финансовых рынков. Несмотря на то, что Руководство «ПАО Сбербанк» уверено, что в текущей ситуации предпринимает все необходимые меры для поддержания устойчивости и роста бизнеса, негативные тенденции в областях, приведенных выше, могли бы оказать отрицательное влияние на результаты деятельности и финансовую позицию «ПАО Сбербанк». При этом в настоящее время сложно оценить степень подобного воздействия.


Представленная таблица в целом демонстрирует рост всех основных показателей. Рост чистой прибыли и чистых доходов положительно характеризуют экономическую безопасность организации, поскольку извлечение прибыли, есть цель кредитной организации.


Динамика основных статей отчета о прибылях и убытках за 2013 год в сравнении с 2012 годом:


1. Чистый процентный доход сократился на 0,5%;


2. Чистый комиссионный доход увеличился на 14,0%;


3. Расходы по созданию резервов на возможные потери составили 53,6 млрд. руб. против 302,3 млрд. руб. за 2012 год;


4. Операционные доходы до создания резервов на возможные потери снизились на 9,6%;


5. Операционные доходы после создания резервов на возможные потери увеличились в 2,0 раза;


6. Операционные расходы возросли на 21,8%;


7. Прибыль до уплаты налогов из прибыли составила 231,0 млрд. руб. против 45,0 млрд. руб. за 2012 год;


8. Чистая прибыль составила 197,8 млрд. руб. против 32,8 млрд. руб. за 2012 год.


В то же время банк существенно нарастил процентные доходы по ценным бумагам (+99%) за счет увеличения портфеля бумаг, а постепенное восстановление рынка розничного кредитования сказалось на увеличении доходов по кредитам частным клиентам (+6,8%). Наряду с сокращением объема процентных расходов это позволило банку компенсировать снижение доходов по кредитам юридическим лицам.


Таблица 2.1


Основные показатели отчета о прибылях и убытках за 2012-2014 гг. (в млн. руб.)

Основные показатели отчета о прибылях и убытках

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *