отчет по практике оао фпк
Отчет по практике в ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:34, отчет по практике
Краткое описание
Цель практики – закрепление полученных теоретических знаний в области управления предприятием. Достижение целей возможно посредством решения задач:
провести общую характеристику предприятия и основных бизнес-процессов, тенденций в отрасли;
провести анализ организационной структуры и управления предприятием;
изучить анализ услуг, оказываемых анализируемым предприятием;
провести анализ рынка: основные потребители и конкуренты;
провести анализ организации маркетинга и сбыта;
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика предприятия и основных бизнес-процессов, тенденции в отрасли 5
2. Анализ организационной структуры и управления предприятием 7
3. Анализ продукции, технологий, оборудования и организации производства 9
4. Анализ организации маркетинга и сбыта 12
5. Анализ системы управления персоналом 18
6. Анализ управления инновационной деятельностью. 20
7. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 23
8. Итоговый SWOT-анализ предприятия 33
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Вложенные файлы: 1 файл
отчет по практике ФПК.doc
Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Предлагаемая система показателей деловой активности базируется на данных финансовой отчетности предприятия. Это обстоятельство позволяет по данным расчета показателей контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия. показатели могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того, либо иного ресурса предприятия за анализируемый период.
В качестве анализа эффективности финансово – хозяйственной деятельности рассчитаем рентабельность продаж, которая отражает доходность реализации, показывая, на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить один рубль прибыли. Данный показатель напрямую связан с динамикой цены реализации продукции и уровнем затрат на производство.
где – прибыль от реализации продукции.
Рентабельность основной деятельности (текущих затрат) показывает прибыль от понесенных затрат на производство продукции. Данный показатель дополняет рентабельность продаж.
где – себестоимость реализации продукции
Рентабельность основной деятельности (текущих затрат)
Рентабельность основной деятельности (текущих затрат) отрицательна, что говорит об отсутствии прибыли от понесенных затрат на реализацию услуг.
Средства, принадлежащие собственникам предприятия, используются не эффективно.
8. Итоговый SWOT-анализ предприятия
Проводимый SWOT анализ позволит оценить конкурентную позицию компании в отрасли, сформулировать ряд стратегических действий, выявить ключевые факторы успеха и методы их достижения. В таблице 13 представлена матрица SWOT-анализа.
— привлечение спонсоров для глобальных мероприятий;
— новые направления получения прибыли.
— экономический кризис(урезание бюджета);
— уменьшение доли арендаторов;
— назначение наименьшего числа мероприятий на конкретный период.
-качество организации различных мероприятий;
-поддержание баланса от ОАО «ФПК»;
-хорошо-поставленная организационная структура;
При усовершенствовании деятельности организации за счёт нахождения новых направлений получения прибыли, работа компании по регионам будет более стабильной и качественной.
Из-за нестабильной экономики поддержание баланса компании будет неустойчиво, а назначение наименьшего числа мероприятий за период скажется на качестве работы компании в целом.
— невозможность расчёта средств на плановый год по конкретным мероприятиям;
— зависимость в ресурсах от ОАО «РЖД»;
— недостаток и неточность информации между филиалами.
При привлечении новых спонсоров не будет прямой зависимости в бюджете от ОАО «ФПК». Но также при недостатке и неточности информации между филиалами невозможно будет усовершенствовать деятельность организации за счёт новых направлений получения прибыли.
Постэкономический период скажется в том плане, что произойдёт урезание бюджета и возникнет сложность расчёта средств на плановый год.
Из SWOT-анализа становиться ясно, что ОАО «ФПК» благодаря адекватным финансовым ресурсам и своей хорошей репутации может осуществить следующие мероприятия:
— расширить сферу своих услуг, таких, например, как развитие электронных каналов продаж;
— развитие на базе существующего предприятия сферы своих услуг, таких, например, как развитие электронных каналов продаж;
— разработка и реализация долгосрочной конкурентной стратегии;
постоянный мониторинг рынка;
— разработка инновационных программ, направленных на удовлетворение растущего спроса;
— разработка плана маркетинга и продвижения услуг;
— внедрение системы управления персоналом,
— участие персонала в стратегических изменениях компании.
Заключение
В процессе прохождения практики была изучена деятельность предприятия ОАО «Федеральная пассажирская компания», менеджмент на предприятии. Исследована структура управления, выявлены основные технологические особенности. Изучена номенклатура, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Дана оценка эффективности работы системы управления текущей деятельностью организации и управления ее развитием. Исследована деятельность в области управления персоналом. Изучена маркетинговая деятельность предприятия. Проведен анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется высоким уровнем организации маркетинговой деятельности. На предприятии реализуются основные функции маркетинговой деятельности. Производится анализ сильных и слабых сторон организации, а также анализ возможностей и угроз. Это служит основой для выработки стратегических целей.
ОАО «ФПК» проводит единую корпоративную политику холдинга «РЖД» в сфере управления персоналом в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года.
Общая численность сотрудников компании – более 80 тысяч человек
Этим огромным коллективом, работающим в 15-ти филиалах, расположенных от Калининграда до Владивостока, управляют свыше 5 тысяч руководителей, из которых более 2 тысяч – начальники пассажирских поездов.
Компания ведет активную работу по повышению качества обслуживания пассажиров, осуществляя качественный подбор персонала.
Средний возраст работников ОАО «ФПК» составляет 39 лет, при этом 23% от общей численности персонала – молодые работники в возрасте до 30 лет.
Организационная структура является оптимальной и не содержит лишних звеньев.
Финансовые результаты деятельности предприятия показывают необходимость разработки и внедрения новых методов управления с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Для решения многих проблем, существующих у предприятия, наиболее актуальными являются следующие мероприятия:
— развитие на базе существующего предприятия сферы своих услуг, таких, например, как развитие электронных каналов продаж;
— разработка и реализация долгосрочной конкурентной стратегии;
постоянный мониторинг рынка;
— разработка инновационных программ, направленных на удовлетворение растущего спроса;
— разработка плана маркетинга и продвижения услуг;
— внедрение системы управления персоналом,
— участие персонала в стратегических изменениях компании.
Отчет по практике в ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:34, отчет по практике
Краткое описание
Цель практики – закрепление полученных теоретических знаний в области управления предприятием. Достижение целей возможно посредством решения задач:
провести общую характеристику предприятия и основных бизнес-процессов, тенденций в отрасли;
провести анализ организационной структуры и управления предприятием;
изучить анализ услуг, оказываемых анализируемым предприятием;
провести анализ рынка: основные потребители и конкуренты;
провести анализ организации маркетинга и сбыта;
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика предприятия и основных бизнес-процессов, тенденции в отрасли 5
2. Анализ организационной структуры и управления предприятием 7
3. Анализ продукции, технологий, оборудования и организации производства 9
4. Анализ организации маркетинга и сбыта 12
5. Анализ системы управления персоналом 18
6. Анализ управления инновационной деятельностью. 20
7. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 23
8. Итоговый SWOT-анализ предприятия 33
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Вложенные файлы: 1 файл
отчет по практике ФПК.doc
Введение
Актуальность темы. В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукци и и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится разработке путей повышения эффективности деятельности предприятия. С её помощью вырабатывается тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Кроме этого, по ряду причин с уверенностью можно судить о важной роли финансового анализа в системе управления предприятий и его актуальности для них в современных условиях. Во-первых, с помощью методов финансового анализа пользователи получают необходимые, более информативные по сравнению с показателями отчетности данные. От качества информации, которой владеют пользователи, зависит их представление о состоянии дел компании. Во-вторых, результаты финансового анализа служат аналитическим обеспечением финансового менеджмента. Для управления финансами организации необходимо обладать глубоким и всесторонним пониманием деятельности.
Цель практики – закрепление полученных теоретических знаний в области управления предприятием. Достижение целей возможно посредством решения задач:
Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Федеральная пассажирская компания»
База исследования – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (г.Челябинск).
При подготовке отчета использовались следующие источники: научная и учебная литература, интернет-источники, документы компании (устав, финансовые документы, результаты собеседований с сотрудниками.
1. Общая характеристика предприятия и основных бизнес-процессов, тенденции в отрасли
В 2006 году в рамках реализации мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 для организации и управления пассажирскими железнодорожными перевозками в дальнем следовании был создан специализированный филиал ОАО «ФПК» – Федеральная пассажирская дирекция.
В декабре 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской компании – филиала ОАО «ФПК» учреждено открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания».
В уставный капитал ОАО «ФПК» был внесен специализированный имущественный комплекс, а также переведен персонал, обеспечивающий пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании.
С 1 апреля 2010 года ОАО «ФПК» начало самостоятельную деятельность, в качестве перевозчика. Компания является субъектом естественной монополии: приказом ФСТ России от 27 мая 2010 года № 190-т ОАО «ФПК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок. Деятельность ОАО «ФПК» на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 года) «О естественных монополиях».
Компания ОАО «Федеральная пассажирская компания» осуществляет:
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
2. Анализ организационной структуры и управления предприятием
Организационная структура компании во многом определяет способность предприятия эффективно функционировать на рынке и достигать поставленных целей. Необходимо, чтобы организационная структура позволяла нормально функционировать организации на рынке в современных условиях.
Организационная структура предприятия позволяет достигать ряд важных целей, которые будут обеспечивать повышение эффективности снабженческих, сбытовых и др. процессов. Цели разработки организационной структуры:
— разделение стратегических и оперативных функций;
— обеспечение кратчайших путей прохождения информации;
— обеспечение оперативности при принятии управленческих решений;
Организационная структура ОАО Федеральная пассажирская компания» представлена на рисунке А1.
Организационная структура компании включает в себя аппарат управления ОАО «Федеральная пассажирская компания» и 16 филиалов, которые охватывают всю территорию Российской Федерации. В состав филиалов входят 40 пассажирских вагонных депо, 37 вагонных участка, 15 железнодорожных агентств, 6 дирекций по организации питания.
Структура ОАО «ФПК»
Аппарат управления ОАО «ФПК» (г. Москва);
Самую непосредственную роль в процессе разработки и реализации стратегии отводится персоналу компании.
Разработка организационно-корпоративного обеспечения отводится менеджменту и руководству компании.
Предприятие возглавляет Генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния в деятельность перед государством и трудовым коллективом.
Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Организационная структура является линейно-функциональной. Линейные звенья представлены филиалами. Функциональное звено включает в себя бухгалтерию и юридический отдел.
3. Анализ продукции, технологий, оборудования и организации производства
Транспортная подвижность населения, определяющая объемы оказываемых ОАО «ФПК» услуг по перевозке пассажиров в дальнем следовании, зависит от состояния национальной экономики и уровня жизни населения.
В отчетном периоде Компания работала в условиях продолжающегося посткризисного восстановления российской экономики.
Рост ВВП в 2012 году составил 3,4%. Объем промышленного производства, потребительские расходы превысили максимальные предкризисные значения середины 2010 года.
Индекс потребительских цен в 2012 году составил 6,6% (рост на 0,5% по сравнению с 2011 годом).
Уровень безработицы к экономически активному населению (на конец периода) сократился на 0,9% и составил 5,7%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 4,2% к уровню 2011 года.
В таких условиях объемы перевозок Компании в 2012 году выросли на 2,0%, а по отдельным направлениям рост составил более 10%. Основными пассажирообразующими маршрутами являются маршруты южного направления (на курорты Северного Кавказа и Крыма), а также в сообщением Москва — Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Саратов.
За июнь — август 2012 года, в период летних перевозок, ОАО «ФПК» перевезено 35,8 млн пассажиров (2,3% роста к 2011 году).
По направлениям перевозок из регионов России на курорты Черноморского побережья Северного Кавказа и Крыма в летний период 2012 года сформировалась более высокая динамика пассажиропотока железнодорожным транспортом по сравнению с авиационным транспортом.
Особенностью перевозок пассажиров в дальнем следовании является ярко выраженный и устойчивый характер неравномерности по календарным периодам года.
Минимальный объем перевозок осуществляется в феврале (5,8% годового объема), максимальный — в августе (12,5% годового объема).
На рисунке 1 представлена структура пассажироперевозок по годам.
Пиковый спрос на пассажирские перевозки наблюдается в период общегосударственных праздников и в преддверии выходных дней (пятница), во время проведения крупных спортивных мероприятий международного уровня и событий в регионах (форумы, юбилеи крупных городов, фестивали, концерты и т. д.). Для обеспечения перевозок пассажиров в условиях неравномерного спроса Компания вводит курсирование поездов круглогодичного, сезонного и разового обращения.
На пиковые даты перевозок назначаются дополнительные поезда.
На рисунке 2 представлен пассажирооборот в зависимости от типа поезда.
Таким образом, мы наблюдаем, что большее число пассажирооборота приходиться на скорые поезда круглогодичного обращения.
4. Анализ организации маркетинга и сбыта
ОАО «ФПК», в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, создано как национальный интегрированный перевозчик в дальнем следовании с целью повышения эффективности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом при обеспечении достаточного уровня прозрачности, управляемости и контроля со стороны государства. Видение Компании основывается на обоюдном понимании как со стороны ОАО «ФПК», так и со стороны государства приоритетности задачи сохранения доли железнодорожного транспорта на рынке перевозок пассажиров и взаимной заинтересованности сторон в развитии и реализации потенциала железнодорожных пассажирских перевозок в интересах граждан России. В таблице 1 представлены видение стратегического планирования и разработка стратегических проектов.
Стратегические цели компании
ОАО «ФПК» — высокоэффективная, финансово устойчивая, инновационная, динамично развивающаяся компания, ориентированная на увеличение акционерной стоимости
• Расширение практики применения динамического ценообразования
• Повышение эффективности деятельности в сфере перевозок багажа, грузобагажа и почты
• Замена одноэтажных вагонов купе двухэтажными
• Замена вагонов плацкартного типа на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах
ОАО «ФПК» выполняет функцию национального перевозчика, осуществляющего «традиционные» скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог России, стран ближнего и дальнего зарубежья
• Оптимизация маршрутной сети в части ускорения движения поездов и перевода их на дневное время курсирования
• Развитие мультимодальных перевозок совместно с другими перевозчиками
• Формирование дополнительных фирменных поездов
• Оптимизация продуктового предложения, в т. ч. обеспечение однородности продукта по качеству подвижного состава в рамках одного поезда
ОАО «ФПК» является клиентоориентированной компанией — лидером по качеству обслуживания.
Она обеспечивает удобные для пассажира условия перевозки, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки
• Оптимизация продуктового предложения в части разработки стандартов качества
• Формирование дополнительных фирменных поездов
• Оптимизация каналов продаж (включая брендинг) в части повышения доступности процедуры покупки билета посредством электронных каналов продаж
• Развитие мультимодальных перевозок совместно с другими перевозчиками
• Развитие ключевых навыков и компетенций сотрудников Компании
ОАО «ФПК» — социально ориентированная компания, решающая в рамках государственного заказа задачу по обеспечению доступности массового передвижения людей посредством экологичного вида транспорта
• Выполнение государственного заказа
по обеспечению транспортной доступности
• Замена вагонов плацкартного типа на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах
ОАО «ФПК» обладает узнаваемым международным брендом и является надежным партнером на евразийском пространстве
• Оптимизация каналов продаж (включая брендинг), в т. ч. обеспечение доступности приобретения билетов на международные поезда ОАО «ФПК» через электронные каналы продаж
• Развитие мультимодальных перевозок, в т. ч. повышение удобства расписания международных поездов ОАО «ФПК» и обеспечение стыковок с другими видами транспорта на межгосударственных маршрутах, ускорение движения международных поездов
• Оптимизация продуктового предложения, в т. ч. обеспечение понятного продуктового предложения для пассажиров международных поездов
• Развитие ключевых навыков и компетенций сотрудников Компании
Отчет по практике в ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:58, отчет по практике
Описание работы
Целями практики являются:
— систематизация, закрепление и расширение знаний и практических навыков студентов по управлению финансами организации, налогами, бюджетами;
— развитие инициативы и творческих способностей студентов при самостоятельном решении конкретных экономических и финансовых вопросов;
— приобретение практического профессионального опыта работы принятие управленческих решений.
Основными задачами практики являются:
— изучение организационно-экономической структуры организации;
ознакомление с финансовой и учетной политикой, которая реализуется в данный период времени;
— выявление методов и систем финансового планирования, контроля, анализа и разработки мероприятий по управлению финансовой деятельностью, по формированию и расходованию бюджетов, начислению и уплате налогов;
— сбор и обработка всей необходимой информации для выполнения дипломной работы;
— выполнение и защита отчета о преддипломной практике у руководителя практики.
Содержание
Введение
1. Общая характеристика организации, учреждения
2. Характеристика и функциональные обязанности, права и результаты деятельности структурных (управленческих) подразделений экономических и финансовых служб
3. Характеристика финансовых документов в организации, учреждении
4. Характеристика основных методов управления финансовых служб организации, учреждения
5. Характеристика финансовой политики, стратегии и тактики финансовых служб организации, учреждения
6. Характеристика собранных материалов для выполнения дипломной работы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Работа содержит 1 файл
Пред. практика управление обор кап. ОАО Федеральная пассажирская компания.doc
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах.
Целями практики являются:
— систематизация, закрепление и расширение знаний и практических навыков студентов по управлению финансами организации, налогами, бюджетами;
— развитие инициативы и творческих способностей студентов при самостоятельном решении конкретных экономических и финансовых вопросов;
— приобретение практического профессионального опыта работы принятие управленческих решений.
Основными задачами практики являются:
— изучение организационно- экономической структуры организации;
ознакомление с финансовой и учетной политикой, которая реализуется в данный период времени;
— выявление методов и систем финансового планирования, контроля, анализа и разработки мероприятий по управлению финансовой деятельностью, по формированию и расходованию бюджетов, начислению и уплате налогов;
— сбор и обработка всей необходимой информации для выполнения дипломной работы;
— выполнение и защита отчета о преддипломной практике у руководителя практики.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ
Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество.
Форма собственности – частная.
Полное наименование организации – открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания».
Сокращенное наименование организации – ОАО «ФПК».
Юридический адрес: 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д.12.
Почтовый адрес: 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д.12.
Фактический адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д.34.
Расчетные операции осуществляются через ОАО «ТрансКредитБанк»: р/с 40702810900071177018 в ОАО «ТрансКредитБанк» г. Москва. К/с 30101810600000000562. БИК 044525562
ОАО «ФПК» осуществляет:
— перевозку пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях;
— перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
— техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Основным учредительным документом ОАО «ФПК» является Устав, утвержденный собранием учредителей 2 декабря 2009 года.
Высшим органом управления Компании является Общее собрание акционеров. В период между собраниями общее руководство деятельностью Компании осуществляет Совет директоров. Текущей деятельностью Компании руководит Генеральный директор – единоличный исполнительный орган, контроль за работой которого осуществляет Совет директоров и Общее собрание акционеров. В Компании также сформированы специализированные комитеты при Совете директоров и действует Ревизионная комиссия.
Размер уставного капитала ОАО «ФПК» по состоянию на 31 декабря 2011 года составляет 137 238 246 306 руб.
Компания ведет постоянную работу по повышению качества обслуживания пассажиров. Впервые в пассажирском комплексе в премиальном сегменте введена Система менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2008 по сертификации Moody International. По всей сети в 11 поездах от Владивостока (фирменный поезд «Океан») до Санкт-Петербурга (поезд «Красная стрела») внедрены единые стандарты сервисного обслуживания самого высокого уровня и постоянное клиентоориентированное совершенствование продукта.
ОАО «ФПК» имеет свидетельства международного органа по сертификации TЬV SUD, выданных вагонным депо, подтверждающие соответствие требованиям ISO 9001:2008 «Деповский ремонт».
Организационная структура компании включает в себя аппарат управления ОАО «Федеральная пассажирская компания» и 16 филиалов, которые охватывают всю территорию Российской Федерации. В состав филиалов входят 40 пассажирских вагонных депо, 37 вагонных участка, 15 железнодорожных агентств, 6 дирекций по организации питания. Общая численность персонала компании превышает 85 000 человек.
Рис. 1.1 – Соотношение работников ОАО «ФПК»по должностям (профессиям) на 31 декабря 2011 года
Удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом:
— рабочие составляют 75,8% (62 647 человек);
— руководители – 6,5% (5 388 человек), из них начальников поездов – 2 004 человек;
— специалисты – 6,7% (5 543 человека);
— служащие – 11% (9 123 человека), из них кассиров билетных – 6 552 человек.
Основной контингент Компании – это поездные бригады (50%), из них 46% проводников
пассажирских вагонов, 2% поездных электромехаников и 2% начальников поездов.
Укомплектованность кадров ОАО «ФПК» составила 99% к штатному расписанию (в 2010 году – 98%), при этом молодые работники в возрасте до 30 лет составляют 23%. Средний возраст работников ОАО «ФПК» 39 лет. Число руководителей в возрасте от 36 до 45 лет составляет 37%.
В отчетный период ОАО «ФПК» работала в условиях продолжающегося посткризисного восстановления российской экономики: рост ВВП в 2011 году составил 4,3%. Объем промышленного производства, потребительские расходы превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Индекс потребительский цен (инфляция) снизился на 2,7% по сравнению с 2010 годом. Численность занятых возросла на 0,9 млн чел., безработица сократилась на 0,6 млн чел. Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 0,8%.
Падение пассажирооборота в поездах формирования ОАО «ФПК» к уровню 2010 года обусловлено:
— снижением средней дальности поездки к уровню 2010 года на 0,3%;
— снижением пассажирооборота в международном сообщении в среднем на 1,1%, отражающем общую тенденцию снижения пассажирооборота в международном сообщении за отчетный период (в сообщении Киргизией, Казахстаном, Азербайджаном, со странами СНГ и Балтии), что в значительной степени объясняется переходом потребителей на альтернативные виды транспорта, прежде всего – на авиатранспорт в силу более привлекательной тарифной политики.
В структуре пассажирооборота поездов формирования ОАО «ФПК» по филиалам максимальная доля приходится на Московский филиал ОАО «ФПК» (11,0% от пассажирооборота компании за 2011 год).
Особенностью перевозок пассажиров в дальнем следовании является ярко выраженный и устойчивый характер неравномерности по календарным периодам года. Минимальный объем перевозок осуществляется в феврале (5,5% годового объема в 2011 году), максимальный – в августе (12,4% годового объема пассажиропотока поездов формирования ОАО «ФПК»).
Пиковый спрос на пассажирские перевозки наблюдается в период общегосударственных праздников и в преддверии выходных дней (пятница), во время проведения крупных спортивных мероприятий международного уровня и событий в регионах (форумы, юбилеи крупных городов, фестивали, концерты и т.д.).
Для обеспечения перевозок пассажиров в условиях неравномерного спроса ОАО «ФПК» вводит курсирование поездов круглогодичного, сезонного и разового обращения. На пиковые даты перевозок назначаются дополнительные поезда.
В структуре пассажирооборота поездов формирования ОАО «ФПК» по типам поездов наибольшая доля приходится на скорые поезда круглогодичного обращения (54,8% пассажирооборота ОАО «ФПК» в 2011 году).
Транспортная подвижность населения, определяющая объемы оказываемых ОАО «ФПК» услуг по перевозке пассажиров в дальнем следовании, зависит от состояния национальной экономики и уровня жизни населения.
Конкуренцию ОАО «ФПК» на рынке транспортных услуг составляют перевозчики альтернативных видов транспорта (авиационный и автомобильный транспорт, преимущественно междугородные автобусные перевозки) и железнодорожный транспорт (частные независимые перевозчики и ОАО «РЖД»).
За 2011 год рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, вырос на 7%, достигнув значения 296 млрд пасс.-км.
Значительный вклад в расширение емкости рынка внесла гражданская авиация России (рост объемов перевозок на 13,4%). Пассажирооборот железнодорожного транспорта сократился на 0,1%. Данные факторы повлияли на формирование структуры транспортного рынка.
По итогам 2011 года железнодорожному транспорту принадлежало 39% рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании. По сравнению с предыдущим годом данный показатель сократился на 2%.
Во внутригосударственном сообщении рынок пассажирских перевозок вырос на 3,5%, доля железнодорожного транспорта сократилась на 2,1%.
Наиболее сильной конкурентной угрозой для пассажирских железнодорожных перевозок в России, как и во всем мире, являются авиационные перевозки.
Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний является скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.
Менее значимой, но не менее существенной для железнодорожных пассажирских перевозок является конкуренция со стороны междугородных автобусных перевозок. Расписание движения автобусов формируется исходя из потребностей и спроса пассажиров, в то время как график движения пассажирских поездов дальнего следования устанавливается исходя из пропускных возможностей инфраструктуры.
Авиационному и автомобильному транспорту пассажирский железнодорожный транспорт может противопоставить:
— высокий уровень безопасности перевозок;
— универсальность и регулярность (всепогодность) перевозок;
— высокую провозную способность;
— доступную для большей части населения (дифференцированную по типам вагонов и категориям поездов) стоимость проезда;
— больший уровень комфорта в пути следования.
В сложившихся экономических условиях зона конкурентных преимуществ пассажирского железнодорожного транспорта ограничена средними расстояниями перевозки.
Основными критериями выбора пассажирами вида транспорта являются: безаварийность, цена, комфорт, сервис, скорость, удобство и точное соблюдение расписания.
На дальних расстояниях конкурентоспособность авиационного транспорта повышается по стоимостным характеристикам и времени доставки пассажиров. По этим же показателям перевозки междугородные автобусные перевозки получают конкурентные преимущества на коротких расстояниях.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ (УПРАВЛЕНЧЕСКИХ) ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ
Управление ОАО «ФПК» осуществляется на основании Устава организации, разработанного в соответствии с законодательством РФ, принципами корпоративного поведения, и утвержденного на собрании акционеров.
Организационная структура ОАО «ФПК» представлена на рисунке 1.
Рис. 2.1 – Организационная структура ОАО «ФПК»
Руководство текущей деятельностью ОАО «ФПК» осуществляет единоличный исполнительный орган – Генеральный директор. В своей деятельности генеральный директор руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом ОАО «ФПК», заключенным с ним трудовым договором. Генеральный директор ОАО «ФПК» избирается советом директоров Компании. Генеральным директором ОАО «ФПК» является Акулов М.П.
Финансовый отдел является структурным подразделением ОАО «ФПК» и подчиняется Финансовому директору Компании в соответствии с организационной структурой Компании и приказом Генерального директора Компании о распределении полномочий и обязанностей. Должностная инструкция финансового директора приведена в Приложении А.
Финансовый отдел ОАО «ФПК» занимается:
— реализацией финансовой стратегии и финансовой политики Компании;
— организацией финансовой деятельности Компании с целью эффективного использования финансовых ресурсов;
— разработкой прогнозов экономического развития Компании и участием в формировании ключевых показа телей деятельности.
— разработкой бизнес-планов, составлением перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов Компании и осуществляет оперативный контроль их выполнения;
— предоставляет необходимую финансовую оперативную, регулярную и аналитическую информацию внутренним и внешним пользователям;
— проводит комплексный экономический и финансовый анализ деятельности Компании, разработку мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности Компании;