отчет по практике научно исследовательская работа психология
Практика психолога
Написать отчет по практике психолога – это полностью задокументировать проделанную студентом работу, уточнить детали и подчеркнуть нюансы деятельности. Специфика профессиональной ориентированности требует грамотного подхода, с четким разъяснением характеристик проблем клиентов и сложностей с которыми приходилось сталкиваться. Целью практики психолога является использование полученных во время обучения навыков в реальной рабочей обстановке, а отчет лишь способ подтверждения деятельности.
Примеры работ
Примеры отчета по практике психолога
Формы отчета по практике психолога
Первое с чем приходиться сталкиваться студенту, это преобразование своих практических знаний в документальный вид. При этом форма оформления согласно стандартным регламентам может быть следующей:
Каждая форма отчетности несет в себе информацию и полученных студентом практических навыков.
Обязательные составляющие отчета по практике
Большинство учебных учреждений подходят строго к типизации документов по прохождению практики. Как правило, студенту выдаются четкие указания по оформлению, стилизации и всем необходимым характеристикам к работе.
По стандарту в отчете необходимо соблюдать повествовательную последовательность документа.
Приложение к отчету содержит:
В разных учебных заведениях могут быть свои требования к оформлению, присутствовать дополнительные пункты.
С чего начинается отчет по практике психолога
Отчет по практике психолога должен начинаться с того момента, как студент получил направление на практику согласно регламенту учебного учреждения. Далее идет работа по реализации полученных знаний в условиях естественных моментов деятельности психолога. Как правило, студенту прикрепляется наставник, который следит за прохождением практики давая свои профессиональные советы, так же присутствует куратор со стороны ВУЗа, к которому студент может обратиться за пояснениями по прохождению практики и оформлению работы.
Нюансы прохождения практики и оформления отчета
Чаще всего, во время прохождения всех видов практики, соблюдать предписанные дневником требования не получается. Рабочие ситуации и задачи рядового психолога обычно далеки от исследований, пациенты приходят с простыми банальными проблемами.
Чтобы упростить себе задачу, надо тесно общаться с наставником, как со специалистом, который когда-то тоже был студентом и знаком с оформлением практической работы.
Необходимо показывать отчет по практике своему куратору перед окончательной сдачей, для получения разъяснений или рекомендаций. Надо понимать, что окончательное решение и оценку будет выносить именно он.
Рекомендации к отчету по практике психолога
Студентам свойственно начинать оформлять отчет по практике в последние дни, когда до сдачи остается неделя, а то и меньше. Подобная ситуация невольно ведет к сложностям по получению всех необходимых документов, может сильно раздражать наставника и учебную часть. Надо понимать, что отчет по практике — это довольно большой объем работы требующий планомерного подхода. Делая его поэтапно, можно существенно облегчить себе задачу.
Отчёт о прохождении практики студента по специальности «Психология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт ________________Образования и социальных наук______________________
Кафедра ____________Педагогики и образовательных технологий__________________
Зав. кафедрой_педагогики и образовательных технологий,
к.п.н., доцент, Халяпина Л.В. _________________________
(наименование кафедры, звание, Ф.И.О.)
ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
(указывается вид и тип практики)
Руководитель практики от профильной организации:
Романенко Т.А., педагог-психолог __
(Ф.И.О., курс, группа, направления подготовки, профиль, форма обучения)
образовательных технологий ______
(Ф.И.О., звание, должность)
Отчет защищен с оценкой ________________________ Дата защиты__________________
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ДНЕВНИК СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ
1. Фамилия ___________________Гопаненко________________________________
2. Имя, Отчество ___________Ольги Александровны_________________________
3. Курс__5____ институт_________________________________________________
4. Форма обучения_____заочная___________________________________________
6. Место прохождения практики__Муниципальное бюджетное дошкольное______ образовательное учреждение детский сад № 48 «Одуванчик» г.Светлоград_____
7. Вид практики_____________преддипломная ______________________________
8. Руководитель практики от СКФУ _________Диана Теувежевна Асланова______
9. Руководитель практики от организации __Татьяна Алексеевна Романенко __
10. Сроки практики по учебному плану_________с 03.04.2017г. по 13.05.2017г.____
Зав. кафедрой ___________________________________
1. Задание на преддипломную практику
1. Изучить методики для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Провести диагностическое исследование особенностей развития детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
3. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Задание утверждено на заседании кафедры ____________________________
(протокол от «____»_________________20____г. №_______).
Дата выдачи задания: «____»_________________20____г.
Задание принял к исполнению______________«____»_____________20____г.
2.Календарный план прохождения практики
Сроки (продолжитель-ность) работ
Цех, отдел, лаборатория, рабочее место студента
Виды работы студента
Отчетность по выполненной работе
1. Ознакомление с предприятием, работниками и детьми.
2. Знакомство с содержанием работы психологической службы МБДОУ ДС №48 «Одуванчик».
Ознакомлена с учреждением, сотрудниками.
1.Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.
Составила индивидуальный план прохождения производственной практики.
1.Наблюдение и анализ классического занятия «Ощущение».
Проанализировала занятие и зафиксировала результаты в дневнике наблюдения.
1. Оказание помощи в работе психологу с группой детей младшего дошкольного возраста в отработке методики «Форма». Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития.
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Оказала помощь в работе психологу.
1. Оказание помощи в работе психологу с группой детей младшего дошкольного возраста в отработке методики «Цветовой гнозис». Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития.
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Оказала помощь в работе психологу.
1.Ознакомление с методиками и рабочими материалами для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Ознакомлена с методическими и рабочими материалами
1.Работа под руководством психолога детсада с детьми младшего дошкольного возраста по методике «Пространственный гнозис ». Цель: Изучение развития внимания, восприятия.
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Проведена диагностика по методике «Пространственный гнозис». Оказала помощь психологу.
2. Наблюдение во время НОД развитие речи.
Пронаблюдала за работой психолога.
1.Помощь психологу при работе с детьми младшего дошкольного возраста по исследованию развития памяти. Цель: определить уровень развития памяти
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Оказала помощь в работе психологу.
1.Участие в обработке диагностических данных
Участвовала в обработке диагностических данных.
1. Психогимнастика. Этюд «Котенок принюхивается».
1.Изучение методических материалов, с целью подготовки проведения индивидуального задания.
Изучила методический материал.
1.Участие в проведении группового тренинга по раскрытию состояния эмоциональной сферы ребенка, обнаружение наличия агрессии, ее направление интенсивности. 2. Психологическая игра
Приняла участие в групповом тренинге по раскрытию состояния эмоциональной сферы ребенка..
1. Помощь психологу детсада в проведение фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Оказала помощь в работе психологу.
1. Ознакомление с методиками и рабочими материалами для диагностики психического развития детей младшего дошкольного возраста. Цель: Выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего, для оказания им коррекционной помощи.
Ознакомлена с методиками и рабочими материалами для диагностики психического развития детей младшего дошкольного возраста.
1.Диагностика агрессивности у детей дошкольного возраста
Помогла психологу при обработке результатов.
1.Графическая методика «Кактус».
Провела диагностику, обработала данные.
1.Изучение методических материалов, с целью подготовки проведения индивидуального задания.
Изучила методический материал.
«Целебная музыка» Тренинг
Присутствовала на тренинге.
1.Родительское собрание «Влияние неблагополучной семьи на развитие старшего дошкольника».
Приняла участие в родительском собрании.
Помогла организовать выставку рисунков.
Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.
Провела работу по оформлению информационной папки.
1.Помощь психологу при работе с детьми младшего дошкольного возраста по исследованию развития памяти. Цель: определить уровень развития памяти
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Оказала помощь в работе психологу.
1.Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».
Разработала и распространила памятки для родителей
1. Помощь психологу детсада в проведение фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.
2. Помощь психологу при обработке результатов.
Оказала помощь в работе психологу.
1.Выставка рисунков «Радость».
Помогла организовать выставку рисунков.
1.Анализ работы с неблагополучными семьями.
Провела анализ работы с неблагополучными семьями.
1.«Моя семья». Выставка детских рисунков
Помогла организовать выставку рисунков.
1.Изучение методических материалов.
Изучила методические материалы.
1.Рейд в неблагополучные семьи.
Присутствовала на рейде в неблагополучные семьи.
1.«Подружись с тревогой», Дидактическая игра
Провела дидактическую игру.
1. Посещение педагогического совета МБДОУ.
2. Присутствие на коррекционно-развивающем занятии группы развития.
Посетила методический совет МБДОУ. Присутствовала на коррекционно-развивающем занятии группы развития.
1. Оформление документов по практике: дневника, отчета, приложений.
2. Подготовка презентации по практике.
Оформила документы по практике.
Подпись руководителя практики:
От предприятия ________________________________(Т.А.Романенко)
2. Участие в научно-исследовательской работе, краткое описание и результаты ( при наличии )
4.Занятия, проводимые на практике
Классическое занятие «Ощущение».
Наблюдение во время НОД развитие речи.
Психогимнастика. Этюд «Котенок принюхивается».
Диагностика агрессивности у детей дошкольного возраста
Развитие творческого воображения. Аутотренинг.
Диагностика мотивационной и интеллектуальной готовности к школе.
Проведение диагностики тревожности двух подготовительных групп по методике Тэммл, Дорки, Амен.
«Моя семья». Выставка детских рисунков
О.Н. Добрынина, И.В. Водолажская
«Подружись с тревогой», Дидактическая игра
Подпись руководителя практики:______________ (Д.Т.Асланова)
От предприятия ____________ (Т.А.Романенко)
5.Участие в экскурсиях
ФИО руководителя экскурсии
Подпись руководителя практики:
От предприятия ________________________________(___________)
6. Анкета обучающегося по итогам прохождения практики
1. Удовлетворены ли Вы условиями организации практики?
2. В какой степени студенты привлекаются к разработке программы практики?
— В достаточной степени.
— Привлекаются, но не достаточно.
— Совершенно не достаточно.
3. Обеспечен ли доступ студентов на практике ко всем необходимым информационным ресурсам?
— Да, обеспечен полностью.
— Да, в основном обеспечен.
— Нет, обеспечен недостаточно.
— Нет, совсем не обеспечен.
4. Достаточно ли полон перечень дисциплин, которые Вы изучали в вузе, для успешного прохождения практики?
— Да, полностью достаточен.
— Да, в основном достаточен.
— Нет, не совсем достаточен.
— Абсолютно не достаточен.
5. Какие дисциплины из изученных в вузе особенно пригодились Вам в процессе прохождения практики?
6. Знаний по каким из дисциплин Вам не хватало в процессе прохождения практики?
7. Предложения по организации практики или ее содержанию
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
УМКД СПО по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»
Рабочая программа по дисциплине «Психология общения»
Пояснительная записка к рабочей программе 2 класса «Шахматы»
Календарно-тематическое планирование по предмету «Шахматы» 2 класс
УМКД СПО по дисциплине «Психология общения»
Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках недели психологии и социальной активности «Викторина на тему «Права ребенка»
Портрет выпускника начальной школы
Рабочая программа ПМ.05 специальность 08.02.01 Вспомогательная деятельность по сбору и хранению информации
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267854 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ОТЧЕТ ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ »
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Ф.И.О. студента Дюсенбаева Гаухар Кенжебаевна
Руководитель практики от университета:
Корнеева Анна Андреевна,
ст. преподаватель кафедры психологии
от образовательного учреждения Альмагамбетов Еркин Жанашевич
директор Новотроицкой средней школы
____________________ «___» _________ 2016 г.
Итоговая оценка ________________
____________________________ «___» _________ 2016 г.
(подпись руководителя практики от университета)
Содержание
Введение
Организация практической деятельности позволяет выделить направления, функции, задачи работы психолога в школе; познакомиться с рациональными и удобными формами ведения документации; увидеть реальные трудности, с которыми сталкивается педагог; определить круг проблем в оказании психологической помощи участникам педагогического процесса.
В ходе психологической практики должно быть возможным применить теоретические знания в непосредственной работе с детьми и педагогами, развить умение вести наблюдение, фиксировать и анализировать внешние проявления личностных особенностей, поведения, деятельности.
Практика способствует развитию коммуникативных умений, вызванных необходимостью общаться с детьми и педагогами, становлению собственного делового стиля общения.
Практическая деятельность в роли психолога содействует повышению ответственности, требовательности, критичности к собственному поведению и организации работы; стимулирует самоанализ.
Работа с детьми и педагогами дает возможность проявить инициативу, личностные качества – требовательность, настойчивость, выдержку.
Целями научно-исследовательскойпреддипломной практики являются:
обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников;
приобретение опыта научно-исследовательской деятельности посредством овладения методами поиска источников информации о предмете исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, их систематизации, осмысления и преобразования; овладения методикой проведения различных типов психолого-педагогического эксперимента; освоения способов обработки данных и представления результатов опытно-экспериментальной работы;
формирование информационной культуры и методологического мышления будущего специалиста.
Задачи научно-исследовательской преддипломной практики
В процессе прохождения научно-исследовательской практики студент должен:
практически освоить знания об основных характеристиках образовательной среды, наполнении этих характеристик конкретным социально-культурным и педагогическим содержанием;
владеть знаниями о видах, структуре, организации и основных методах научно-исследовательской работы;
уметь формулировать и корректировать в соответствии с реальными образовательными условиями методологические параметры выпускной квалификационной работы, выявлять и доказывать актуальность и практическую значимость исследования;
уметь планировать и организовывать научно-исследовательскую работу в условиях образовательного учреждения;
уметь осуществлять библиографический поиск с применением современных информационных технологий, корректно использовать научные и нормативные источники, статистические данные и результаты эмпирического исследования в своей работе, владеть методами реферирования, цитирования, контент-анализа, сопоставления. Интерпретации и обобщения полученной информации;
уметь объективно сочетать методы психолого-педагогического исследования для получения научно достоверного результата;
владеть умениями самостоятельно конструировать диагностический инструментарий и методы формирующей опытно-экспериментальной работы, исходя из задач конкретного исследования;
представлять итоги исследования в виде отчетов, докладов, рефератов, тезисов, статей, визуализаций в соответствии с современными требованиями к оформлению и презентации с применением мультимедийных технологий;
разрабатывать предложения и рекомендации по управлению развитием образовательной среды в конкретном образовательном учреждении.
Содержание работы по реализации цели и задач учебного учреждения отражено в планировании работы психолога с детьми, родителями, педагогами. Психологом широко используются разнообразные формы и методы работы: лекции, беседы, «круглые столы»,проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, классных часах; групповые и индивидуальные консультации, тренинги, психологические игры, семинары-практикумы, родительские собрания, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, кружковая работа, выставки, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, выпуск тематических газет.
Время прохождения практики: 29.02.2016-27.03.2016
Место прохождения практики: Новотроицкая средняя школа, Карабалыкский район, п. Новотроицк.
Основная часть
Новотроицкое (каз. Новотроицк) — село в Карабалыкском районе Костанайской области Казахстана. Административный центр Новотроицкого сельского округа. Находится примерно в 39 км к северо-западу от районного центра, посёлка Карабалык.В 1999 году население села составляло 1499 человек (732 мужчины и 767 женщин). По данным переписи 2010 года в селе проживает 978 человек (480 мужчин и 498 женщин).
1 Особенности работы психолога в школе
Психологическая служба школы – специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы – психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.
Цель психологической службы – обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.
1. Психологическое просвещение – приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
2. Психопрофилактика – психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
3. Психоконсультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
4. Психодиагностика – проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
5. Психокоррекция – устранение отклонений.
Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
Главный принцип организации психологической службы – системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)
В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или «конструирование»).
Проектирование деятельности. Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.
Консультирование.Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.
Можно сказать, что если при консультировании цель психолога – максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.
Проектировочная деятельность.Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, – все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой – является составляющей многих сложных комплексных задач.
Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.
Работа педагога-психолога заключается в оказании психологической помощивсем обратившимся детям и учителям (возраст обращающихся людей от 6 до 67 лет), а так же в помощи классным руководителямв проведении классных часов, в подборе и проведении различных методик, разрешении внутришкольных конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы (наркомания, курение, проф. ориентация и др.).
В задачи педагога-психолога входит подробное изучение личности обратившегося: направленность, социальный опыт, интеллект. Также, в случае со школьниками, необходимо определить значимость для учащихся среднего и старшего возраста различных сфер жизни. Психолог должен определить уровень социального опыта (т.е. степень воспитанности) учащихся, уровень притязаний школьника, уровень развития интеллекта(мышление, память, внимание, воображение).В обязанности педагога-психолога общеобразовательного учреждениятакже входит:
Определение мнения учителей общеобразовательных предметов (специальные возможности учеников к отдельным предметам – к языкам, математике, физике, химии, биологии, литературе и т.д.; сильно выраженные общие способности – особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и др.;
Оценка учителей труда – отношение к труду, трудолюбие, физическая и психическая устойчивость, и выдержка в работе, специальные способности в работе (сообразительность, изобретательность и др.), психомоторика (точность, быстрота движений и ориентировка, координация и т.п.);
Мнение учителей физической подготовки – физическая подготовка, движения в спорте;
Мнение учителей музыки, рисования и черчения – специальные способности;
Мнение классного руководителя – моральные качества, внеклассные интересы и склонности, специальные способности (в частности в организаторской деятельности).
Вышеперечисленное помогает оценить индивидуальность личности, ее сильные и слабые стороны – как основы понимания ценностей, формирование интересов и мотивов личности, развитие интеллекта. Выясняются факторы, способствующие или затрудняющие развитие индивидуальности школьника. Намечаются перспективы по совершенствованию индивидуальности ученика.
Так как значительными побудительными силами воздействия на личность является коллектив, то никак нельзя обойтись без изучения уровня развития коллектива (класса), состояния организованности деловых отношений в классе. Психолог должен оценить общее состояние класса и личность каждого отдельно взятого ученика и на основании сделанных выводов дать классному руководителю рекомендации по организации учебной деятельности в своем классе, с кем-то необходимы индивидуальные занятия, которые строятся также на основании общей оценки класса. Также работники Новотроицкой средней школы проводят лекции на различные темы (профилактика наркомании в детской и подростковой среде, подготовка к ЕГЭ, профилактика курения, правонарушения в детской и подростковой среде, готовность к школе – для подготовительных классов и мн. др.). Лекции читаются как школьникам, так и их родителям и учителям. Психологи помогают учителям в подготовке и проведении родительских собраний на различные темы, в устранении конфликта между учащимися, учителем и учеником (медиация) и т.д.
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.В мои обязанности как студентки-практикантки входила помощь в подготовке и проведении различных методик, коррекционных занятий, консультаций. Помощь в подборе литературы для проведения лекций.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
2 Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования
Свою деятельность педагог-психолог осуществляетвучебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреждениях специального типа (для особо одаренных детей, для малолетних правонарушителей), специальных детских учреждениях для детей с особенностями умственного и физического развития, диагностико-реабилитационныхцентрах, детскихоздоровительных комплексах, органах управления образованием и т.д.
Заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нееразвивающей психологически комфортной среды. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определяет лиц,нуждающихсяв психологическойпомощи, осуществляет их учет и контроль.Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.
Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов.
Ведетконсультационную работу.Планируетиорганизуетпрофориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.
Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах Ии коллективах.
Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
Взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.
Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.
Педагог-психолог должен знать:
естественно-научные основы психологии;
общую, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда, психологию развития личности;
методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;
психодиагностику, тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;
положение о психологической службе, этический кодекс психолога, нормативные документы об образовании;
юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка, родителей и педагогов.
обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности учащихся;
по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности учащихся на протяжении всего периода обучения;
оказывать помощь учащимся в процессе адаптации;
выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности учащихся посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;
содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости учащихся;
содействовать предупреждению возможных асоциальных действий учащихся, осуществлять коррекцию асоциального поведения учащихся;
повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, учащихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности учащихся;
содействовать творческому развитию одаренных учащихся;
консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития учащихся;
консультировать учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;
систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
Педагог-психолог имеет право:
знакомиться с документацией образовательного учреждения;
участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания учащихся;
сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития учащихся, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития учебного заведения;
самостоятельно формировать конкретные задачи работы с учащимися и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;
участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей учащихся и педагогического коллектива;
участвовать в формировании корпоративной культуры;
вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;
выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;
обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением учащихся.
Педагог-психолог несет ответственность за:
качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;
качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихов и педагогов;
создание условий для полноценного развития и самоопределения учащихов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;
за соблюдение и защиту прав и свобод учащихся, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога
Правила поведения специалиста
1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их.
2. При организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, не исключать интересы ребенка.
3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничиваться только собственной информацией, необхо¬димо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
5. Не стройте отношения «сверху вниз», ведь даже ма¬лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.
6. Постараться понять психологическую атмосферу в детском коллективе
7. Уметь слушать детей.
8. Стремиться ощущать их настроение в процессе общения.
9. Не забывать, что у детей могут быть конфликты и что можно спровоцировать их своей педагогической несостоятель¬ностью.
10. Убеждая ребенка в его ошибках, стараться быть тактичным.
11. Быть инициативным в общении.
12. Избегать штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
13. Преодолевать отрицательное отношение к некоторым детям.
14. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
15. Чаще улыбаться детям.
16. Стараться, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
17. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет их отношение к вам.
18. Запоминать отношения с каждым ребенком, из¬менение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
19. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывать стра¬тегию разговора.
20. Помнить, что дети растут и первоначальное поведение сме¬няется новым.
21. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, вос-питателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психоло-гическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.
22. Педагогу-психологу следует обратить внимание на куль¬туру и технику речи.
23. Педагог-психолог должен владеть организаторскими спо¬собностями.
24. Опыт актерского влияния может пригодиться педагогу-психологу.
Основные направления деятельности психолога в средней школе
I. Работа с учащимися школы
1. Психолого-педагогическая диагностика
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа
3. Диспетчерская работа
II. Работа с родителями
1. Консультирование по вопросам воспитания и психологического развития детей
2. Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое)
3. Психологическое просвещение родителей
III. Сотрудничество с педагогами предметниками и классными руководителями
1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников
2. Психологическое просвещение педагогов
IV. Работа с администрацией
1. Консультации по вопросам деятельности психолога
2. Информирование по психологическим вопросам
3. Совместное планирование деятельности
V. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
1. Разработка нового и адаптация существующего инструментария деятельности психолога
2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников
Содержание работы школьной психологической службы
1. Психологическая работа
Изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии
2. Диагностическая работа
Выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Профориентация старшеклассников
3. Коррекционная работа
Устранение отклонений в воспитании и обучении учащихся
4. Консультативная работа
Консультации для администрации школы, учителей, родителей, учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного определения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, самовоспитания.
5. Вспомогательные задачи
6. Организация педагогических семинаров для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, с целью раскрытия индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся
7. Участие в работе педагогического совета школы
8. Комплектация библиотеки психолого-педагогической литературой на базе психологического кабинета и библиотеки школы
3 Анализ организации педагогической деятельности психолога
Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации. Она включает в себя следующее.
1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.
2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.
Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.
Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.
3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровеньпритязаний, интересы. Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью, методики «Лесенка уроков», «Лесенка побуждений», сочинение на тему «Моя жизнь в школе». Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.
Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И.Липкиной «Три оценки».
4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может получить эту информацию от учителей по результатам контрольных срезов.
5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:
как ребенок относится к плохим оценкам;
какую получает типичную обратную связь от взрослых;
какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:
кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
7) Изучается предыстория консультируемого:
собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;
что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.
1) Индивидуальные консультации
Железняк Максим, 4 класс
Проблема: неадекватное (агрессивное) поведение в школе (может кидать тетради, книги, даже стулья в сверстников).
1. Консультация родителей – беседа.
2. Методики по обследованию: «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрушенко), «Дорога жизни», «Кто виноват?», опросник Кеттелла, методика ранжирования признаков средовой адаптации (по Овчаровой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (рисуночные тесты), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Мальчик открытый, доброжелательный в беседе, общительный, участливый. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний. Уровень тревожности средний (50%), присутствует чувство одиночества. В классе хотел быть лидером, не признал коллектив. На этой почве конфликтность, агрессия по отношению к сверстникам, учителю. Посещал занятия у психолога «Умение общения». Переведен в другой класс. Стал более спокоен, реже вспышки гнева. Приспосабливается к требованиям разных учителей.
1. Личный пример общения в семье (без ссор, скандалов).
2. Не допускать высказываний о своих друзьях, коллегах.
3. Объективно разбираться в возникновении конфликта, находить выход.
4. Давать поручения, самостоятельное выполнение определенных заданий дома.
5. Занятия спортом, в любом кружке.
Горячева Лена, 2 класс
Запрос мамы: невнимательность, большая отвлекаемость на уроках.
1. Консультация с мамой – беседа.
2. Методики по обследованию познавательных процессов: тест фонематического слуха, «Исправь ошибки», таблицы Шульта, корректорная проба.
У девочки неустойчивое внимание, тенденция к снижению вниманию, переключение снимания хорошее, зрительное восприятие снижено.
Посещает занятия по развитию внимания, памяти, мышления.
1. Посещать занятия у психолога.
2. Больше уделять времени на дополнительные занятия дома.
3. Интересоваться изучаемым материалом в школе.
4. Еженедельные консультации с учителем и психологом.
Николаев Алеша, 7 класс
Запрос родителей: навязчивые идеи суицидального характера (выброситься из окна, броситься под машину).
1. Консультация с родителями – беседа.
2. Методики по обследованию: проективная «Волшебный мир», тест «Незаконченное предложение», рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующие животные».
Ребенок считает, что его не любят. Мама – главная в семье. Раньше был развод с отцом, и мальчик жил то с мамой, то с бабушкой и дедушкой. Родители помирились. Появился маленький ребенок. Теперь мальчик считает себя ущемленным. К сестренке относится негативно. В отношении со сверстниками – по настроению. Часто возбужденный, трудно успокоить. К сверстникам может быть жестоким. Хочет быть сильным, чтобы в семье было много денег.
Ходит в адаптивную группу. Стал более спокойным, уравновешенным, рассудительным. Навязчивость идей пока не проявлялась.
1. Больше проявлять внимания к мальчику, показывать (особенно маме), что его любят.
2. Привлекать к помощи по отношению к сестренке (играть, следить за ней и т. д.)
3. Беседовать о добре, добрых поступках. Самим быть добрее по отношению друг к другу (особенно папе).
4. Поощрять дружбу со сверстниками.
Бухтев Ваня, 4 класс
Запрос родителей: одиночество, необщительность.
1. Консультация с родителями – беседа.
2. Методики по обследованию отношения к школе: проективные «Моя семья», «Несуществующие животные», «Дорога жизни», «Мой круг общения», тест тревожности, тест Розенцвейга.
Семья внешне благополучная. Родители стараются быть больше с детьми. Устраивают походы, экскурсии. В семье много животных. Но мальчик чувствует себя одиноко. Общается с собакой, поверяет ей свои секреты, а не сестре. Очень много читает. Раньше воспитывался у бабушки, д\с не посещал. Со сверстниками не умеет общаться, не уверен в себе. Часто пропускает школу, т. к. часто болеет соматическими заболеваниями.
Посещал тренинг общения (10 занятий). Ведет себя также. Сейчас дружит с таким же мальчиком, которого не приняли в коллективе.
1. Больше приглашать сверстников домой.
2. Отпускать со сверстниками на улицу (а не с мамой и папой).
3. Привлекать детей своих друзей.
4. Быть терпеливыми. Больше давать ребенку самостоятельности.
Морев Дима, 8 класс
Запрос от учителя: пропуски уроков, неадекватное повеление по отношению к отцу.
1. По приглашению родители в школу не пришли.
2. Выход в семью (завуч, соц. педагог, психолог, классный руководитель). В беседе с мамой выяснилось негативное отношение к школьной жизни. Главное – только материальное положение.
3. Беседа с учителем.
4. Посещение уроков.
5. Методики по обследованию: проективная «Несуществующие животные», «Моя семья», беседа о школьной жизни. Мальчик способный, учится хорошо. В семье раздор: папа был вынужден уйти. Бабушка сыграла роль в том, что авторитет отца потерян. Родители развелись. Авторитарная система воспитания со стороны мамы и бабушки. Ребенок вечером предоставлен себе, т. к. мама работает вечер и ночь (официант в баре). Но запрет на выход из дома, посещение кружков.
На занятия с психологом не ходит – запрет матери.
Дальнейшая работа не ведется.
2) Коррекционные и развивающие занятия
Организация и проведение развивающих занятий
Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.
Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;
Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у детей трудностей.
Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2-3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.
Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий.
Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.
Необходимо ставить перед ребенком реалистичные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.
Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.
Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании «нормативов», либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.
Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий – не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.
Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
1)Запрос родителей к психологу звучал следующим образом: плохо запоминает, не может воспроизвести только что выученное, не запоминает таблицу умножения, много времени тратит на уроки.
Было проведено психологическое обследование ученика Андрея Т. По интеллектуальной шкале Векслера. При достаточно высоком интеллектуальном потенциале оказался сниженным уровень произвольной концентрации внимания, слабая кратковременная память.
Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.
На коррекционном занятии использовались следующие упражнения:
1) Упражнение «Точки».
Цель: тренировка объема внимания, памяти.
Для тренировки используются наборы из 8 карточек, на которых расположены от 2 до 9 точек. От ребенка требуется в течение 1 сек. посмотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем точек и место их расположения. Затем на отдельном листе, на аналогичном квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по количеству правильно воспроизведенных точек. В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вокруг своей оси для изменения расположения точек в пространстве. Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь уже не может, значит объем его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 ± 2 усл. ед.
2) Упражнение «Проследи за направлением».
Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности.
Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них перепутанными линиями, которые слева и справа пронумерованы. Задача ребенка – проследить каждую линию слева направо и определить номер начала и конца каждой линии. Следить за линиями глазами. При определении качества выполняемого упражнения учитывается время выполнения одной таблицы и количество ошибок.
При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим количеством линий, усложняется рисунок.
3) Упражнение «Корректура»
Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности.
Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок.
Для тренировки распределения и переключения внимания задача усложняется: одна буква зачеркивается вертикальной чертой, другая – горизонтальной. Могут быть другие варианты усложнения.
4) Упражнение «Визуализация».
Цель: тренировка зрительной памяти.
Для запоминания большей части коротких чисел и формул вполне достаточно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе.
1. Сделай паузу, мысленно воспроизведи образ запоминаемого числа.
2. Представь, что оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне черного неба (и т.п. образы).
3. Заставь эту надпись мигать в своем воображении не менее 15 секунд.
Такие упражнения тренируют различные свойства внимания, памяти.
Повышается мотивация к достижению результата, ребенок обучается новым способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать материал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются новые стратегии мышления.
2)Групповое развивающее занятие. Комплекс упражнений по развитию аналитического восприятия
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности, определенные элементы и т.п. Умение мысленно расчленять воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции.
Упражнение 1: «Поиск рисунков – двойников»
В каждом задании этого типа по несколько изображений одного и того же предмета. Один рисунок – основной (он выделяется). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, какой из них повторяет основной.
Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность
Упражнение 2: «Где два одинаковых?»
Это упражнение более трудное, так как в нем отсутствует исходный рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется найти эту пару. В процессе решения заданий 1,2 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая, он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения).
И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются одинаково:
1) поэлементные сравнения основного изображения с другими;
2) выполнение действий вслух.
Бывает, что дети решают задания типа 1,2 верно, но очень медленно. Причины этого могут быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях.
Для медлительных детей целесообразно нормирование времени решения задания; заполнение так называемой «таблицы достижений».
Для неуверенных детей необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами «правильно», «молодец», т.п.
Упражнение 3: «Поиск простой фигуры»
На отдельной карточке детям предлагается изображение простой фигуры. Затем раздаются другие карточки с изображениями фигур, в которые эта простая фигура включена один либо много раз. Дети ищут ее в таком пространственном изображении и размере, которые даны на образце.
Для выполнения задания данную фигуру необходимо постоянно удерживать ее перед своим мысленным взором, чему мешает восприятие других фигур и линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная «помехоустойчивость» зрительной памяти.Если ребенку трудно работать, можно вооружить его карандашом для облегчения поиска.
Упражнение 9: «Загадочные картинки»
Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на них изображено и в каком количестве.
Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процессов восприятия, умения анализировать сложные переплетения линий.
3) Групповое развивающее занятие. Комплекс упражнений на пространственное воображение и пространственное мышление.
Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одних случаях большую роль играет пространственное воображение, в других – мышление.
Упражнение 1: «Сколько здесь кубиков?».
Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков (можно использовать кубики Кооса). Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным.
Упражнение 2: «Сколько кубиков не хватает».
Психологически близко к упражнению 1.
Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного количества кубиков. На других карточках изображена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно посчитать, сколько кубиков не хватает.
Упражнение 3: «Вообрази, что получится».
Предназначено для тренировки пространственного воображения (способности оперировать в уме образами 2-х, 3-х-мерных объектов).
Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е. дважды пополам). После того, как салфетку сложили, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо представить вид развернутой салфетки (поиск среди готовых ответов). Можно использовать различные игры типа «Собирание картинок из паззлов», различные развертки, коробочки и т.п.
4) Групповое развивающее занятие. Комплекс упражнений на умозаключения при сопоставлении предметов и событий.
Общее в упражнениях то, что детям предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции. Задания типа 1-7 имеют общую цель: выделение существенного признака предмета.
Упражнение 1: «Пара к паре».
Устанавливается вид связи между заданными предметами, составлениепары. Определять пару трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре).
Упражнение 2: «Подбери пару».Психологически близко к упражнению 1.Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара. Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно употреблять совместно с выделенным.
Упражнение 3: «Противоположности в картинках».Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь функциональные.
Упражнение 4: «Пятый – лишний».Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством.На карточках изображены 5 предметов: 4 сходны, а один отличается от других. Найти его.
Упражнение 5: «Составление квартета».Психологически близок к упражнению 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений.
Упражнение 7: «Расположение иллюстраций к сказкам».Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непоследовательно. Ребенок должен вспомнить сказку и расположить эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает знание сказки). Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ребенка.
3)Социально-психологический тренинг «Человек в конфликте»
Цели: Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в ходе конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния. Понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.
Упражнение 1. Работа с ассоциативным рядом «конфликт».
Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию психолога
В фокусе нашего внимания – конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?
После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее: – если конфликт – это мебель, то какая. – если конфликт – это посуда, то какая. – если это одежда.
Для чего мы делали это упражнение?» Важно заметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом «конфликт». Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.
Упражнение 2. Эмоциональная тропинка.
Подберите символические рисунки, с помощью которых можно отразить свое эмоциональное состояние в различные моменты развития конфликта.
Нарисуйте в тетради самоанализа свою «тропинку» и свои символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте. Можно дополнить их краткими фразами.
Пункт В – «все снова хорошо!»
Упражнение 3. Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают «скульптора». Он строит скульптурную группу «конфликт» и занимает свое место в ней.
Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у «скульптур» чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.