отчет по практике моторист

Старший рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.

Старший рулевой, рулевой на судах загранплавания обязаны знать команды, подаваемые на руль на английском языке.

На судах, где не предусмотрена штатным расписанием должность боцмана, старший рулевой выполняет его обязанности, предусмотренные настоящим Уставом.

Старший моторист, моторист.

Старший моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.

Старший моторист обязан:

Старший моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Старший моторист руководит работами мотористов при выполнении технического обслуживания и слесарно-ремонтных работ.

Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:

Во время вахты вахтенный моторист обязан:

Вахтенный рулевой непосредственно подчиняется вахтенному начальнику.

Прием и сдача вахты вахтенным рулевым производится с разрешения вахтенного начальника.

Заступая на вахту, вахтенный рулевой обязан проверить действие сигнальных огней, а в дневное время-наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Вахтенный рулевой при стоянке судна на якоре или швартовах обязан находиться на месте, указанном вахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовах, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.п. О всех изменениях обстановки вахтенный рулевой должен немедленно докладывать вахтенному начальнику.

В случае возникновения во время стоянки пожара на судне или в близи него, а также при возникновении других чрезвычайных происшествий вахтенный рулевой немедленно докладывает вахтенному начальнику и действует по его указанию.

Электромеханик (помощник механика по электрооборудованию).

Электромеханик непосредственно подчиняется механику и является начальником помощников электромеханика и электриков судна.

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

ПМ 02 ППрактика (для профессии моторист-машинист)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки Камчатского края

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский морской энергетический техникум»

зам. директора по УПР

______________Л. Ю. Петрова.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ.02. «Настройка, регулировка и контроль рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем».

МДК.02.01. «Основы настройки, регулировки и контроля рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем».

Профессия 26.01.09 Моторист (машинист)

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (далее – ФГОС СПО) по профессии 26.01.09 Моторист (машинист) утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09 апреля 2015г. №391, примерной программе разработанной ФГОУ ДПО «Речной учебно- методический центр» и в соответствии с МК ПДНВ 78/95 с учетом Манильских поправок 2010г.

Организация разработчик: КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум»

Разработчик – КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум»

Михайлов Сергей Николаевич – преподаватель первой квалификационной категории

на заседании методического объединения профессионального цикла

(Протокол № __ от ____ __________ 201_ г.)

Председатель методического объединения

Тунь А.А. __________________________

Старший методист по практике

______________ Д.Л. Недоспасов

Приложение 1. Направление

Приложение 2. Дневник (отчет)

Приложение 3. Рекомендации по ведению дневника

Приложение 4. Характеристика

Приложение 5. Отчет по практике

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа производственной практики является частью профессионального модуля ПМ.02. «Настройка, регулировка и контроль рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем», в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ФГОС СПО) по профессии 26.01.09 Моторист (машинист), входящей в состав укрупнённой группы 26.00.00. Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта.

Рабочая программа производственной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области речного и морского транспорта при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи производственной практики.

Производственная практика способствует формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения производственной практики, должен:

иметь практический опыт:

настройки узлов и агрегатов, функциональных систем;

регулировки и контроля рабочих параметров судовых механизмов;

проверки исправности контрольно-измерительных приборов и средств автоматики;

пользоваться контрольно-измерительными приборами;

осуществлять настройку, регулировку и контроль рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем;

определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, регулирующей и защитной автоматики;

устройство, принцип действия судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем и правила пользования ими;

требования к качеству судовых ремонтных работ;

допуски, посадки, технические измерения.

В период прохождения производственной практики обучающиеся полностью выполняют задания, предусмотренные программой практики, соблюдают действующие в организации правила внутреннего распорядка, строго соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

Контроль за ведением данной документации осуществляет мастер производственного обучения.

На заместителя директора по производственному обучению и мастеров производственного обучения возлагается обязанность по контролю выполнения программы практики.

Производственная практика предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необходимых умений практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности.

Снимать значения показаний приборов регулировки и контроля рабочих параметров судовой техники.

Эксплуатировать, регулировать, осуществлять наладку узлов и агрегатов с применением программных средств.

Осуществлять настройку и регулировку рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем в соответствии с нормативными эксплуатационно­техническими характеристиками.

Устранять возникающие небольшие неисправности при работе оборудования.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Критерии аттестации освоения обучающимися производственной практики:

Теоретическая подготовка (не ниже 3-его уровня усвоения): способность решать типовые производственные, структурно – логические ситуации, давать правильную формулировку и точное определение, способность аргументировать свой отчет с использованием межпредметных и внутрипредметных связей;

Владение практическими навыками в соответствие с требованиями ФГОС НПО;

Активность и интерес к выполняемой работе;

Соблюдение этических требований;

Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы;

Грамотное оформление документации.

1.4. Отчетность по производственной практике.

По окончании практики, непосредственный руководитель составляет характеристику на каждого обучающегося, которая отражает результаты работы обучающегося на данном предприятии, что необходимо для проведения итоговой аттестации.

Результаты аттестации на базе производственных предприятий заносятся в путевку.

Для аттестации обучающихся по итогам учебной практики создается аттестационная комиссия в составе:

заместителя директора по учебно-производственной работе;

заместителя директора по производственному обучению;

мастера производственного обучения;

Аттестационная комиссия оценивает общие и профессиональные компетенции обучающихся, освоенных ими в ходе прохождения производственной практики.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики: 396 часов.

2. СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

ПМ.02. «Настройка, регулировка и контроль рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем».

МДК.02.01. «Основы настройки, регулировки и контроля рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем».

2.1. Тематический план производственной практики .

Форма контроля оценки – дневник по практике

3.2. Содержание производственной практики.

производить санитарную обработку рабочих мест;

правильно применять средства для защиты рук, дезинфицирующие и моющие средства;

применять основные руководящие документы, определяющие требования к эксплуатации механизмов и устройств судовой энергетической установки (СЭУ) и вспомогательных механизмов и систем судна.

знакомство с экипажем судна, с обязанностями моториста – практиканта на судне;

санитарная обработка рабочего места;

знакомство с основным противопожарным оборудованием на судне, расположением спасательных плотов и шлюпок.

Автоматика и системы управления механизмами.

Обучающийся должен уметь:

Пользоваться контрольно-измерительными приборами;

Осуществлять контроль рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем;

Осуществлять настройку и регулировку рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем;

Определять правильность работы КИП;

Определять правильность работы регулирующей и защитной автоматики.

Контроль рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО в период несения вахты (под руководством вахтенного механика);

Контроль работы регулирующей и защитной автоматики, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО в период несения вахты (под руководством вахтенного механика);

Профилактическая проверка КИП, регулирующей и защитной автоматики судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО в период планового технического осмотра (под руководством механика по заведованию);

Демонтаж и замена КИП, регулирующей и защитной автоматики судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО выявленных по результатам проверки в период планового технического осмотра (под руководством механика по заведованию);

Демонтаж и замена КИП, регулирующей и защитной автоматики судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО подлежащих замене по гарантийному сроку;

Сдача и документальное сопровождение неисправных КИП, регулирующей и защитной автоматики судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО на береговые предприятия (под руководством механика по заведованию);

Демонтаж и монтаж КИП, регулирующей и защитной автоматики судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем МКО в период работ по ремонту судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем (под руководством механика по заведованию).

3. условия реализации ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ .

3.1. М атериально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт двигателей и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств», который оснащен: компьютер с электронным проектором, принтер, сканер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации, образцы оборудования машинного отделения судна.

Мастерские: слесарно-механический и слесарно-сборочный с оборудованием:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

токарные, фрезерные, строгальные, отрезные и сверлильные станки;

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

макеты дизел я в разрезе;

комплект деталей движения дизелей;

комплект в разрезе ТНВД и форсунок дизелей;

комплект макетов холодильников, сепараторов и фильтров масляных и водяных;

комплект учебно-методической документации;

наглядные пособия (плакаты и схемы по устройству судовых дизелей).

3.2. Информационное обеспечение.

Перечень рекомендуемых учебных изданий:

Дейнего Ю. Г. Судовой моторист. Москва «Моркнига», 2009 г.

Сизых В. А. Судовые энергетические установки. Москва «РосКонсульт», 2003.

Миклос А. Г. Автоматика и контрольно – измерительные приборы. С.-Петербург «Судостроение» 1996 г.

Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности. С-Петербург «ГИПРОРЫБФЛОТ» 1999г.

4. Контроль и оценка результатов освоения профессиональной деятельности.

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Снимать значения показаний приборов регулировки и контроля рабочих параметров судовой техники.

Выполнять настройку, регулировку и контроль рабочих параметров компрессорных установок, судовых механизмов грузоподъемных и буксирных устройств, рулевых устройств, судовых и функциональных систем.

Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка по дифференцированному зачету.

ПК 2.2. Эксплуатировать, регулировать, осуществлять наладку узлов и агрегатов с применением программных средств.

Осуществлять проверку работы холодильных установок и систем кондиционирования воздуха, регулирующей и защитной автоматики котельных установок.

Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка по дифференцированному зачету.

ПК 2.3. Осуществлять настройку и регулировку рабочих параметров судовых механизмов, узлов и агрегатов, функциональных систем в соответствии с нормативными эксплуатационно­техническими характеристиками.

Осуществлять проверку, контроль рабочих параметров функциональных систем и оценку работы холодильных установок и систем кондиционирования воздуха на соответствие нормативных эксплуатационно-технических характеристик.

Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка по дифференцированному зачету.

ПК 2.4. Устранять возникающие небольшие неисправности при работе оборудования.

Выполнять регулировку и контроль рабочих параметров судовых механизмов, устранять неисправности, возникающие при работе оборудования.

Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка по дифференцированному зачету.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

— демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

— обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

— демонстрация эффективности и качества выполнения

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

— демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

— нахождение и использование информации для эффективного выполнения

профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 5. Использовать информационно ­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

— демонстрация навыков использования информационно ­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

— взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

ответственности за работу подчиненных.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при вып олнении работ по учебной и производственной практик

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).

— демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

Министерство образования и науки Камчатского края

Краевое государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение «Камчатский морской

тел: 29-67-48; факс 29-67-48;

№ ______ от «_____» __________ 2015 года.

Направление на практику

Прошу Вас принять для прохождения производственной практики

с «___» ___________ 201__ г. по «___» __________ 201__ г.

студента КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум»: ____________________________

По профессии _________________________________________________________________

Старший методист по практике Недоспасов Д.Л.

По профессии _________________________________________________________________

Принят для прохождения практики с « ____ » __________________ 20 ____ г.

Приказ № _________ от « _______ » _____________________ 20 _____ г.

Руководителем практики от предприятия назначен: __________________________________

М.П. Инспектор по кадрам _____________________________

По профессии _________________________________________________________________

Закончил прохождение практики « ____ » __________________ 20 ____ г.

Приказ № _________ от « _______ » _____________________ 20 _____ г.

М.П. Инспектор по кадрам _____________________________

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКИЙ МОРСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

по производственной практике

ПМ 02. _________________________________________________________

МДК 02.01 ______________________________________________________

По профессии ___________________________________________________

Курс ___________ группа ___________

Место прохождения практики __________________________

Источник

Пример отчета о плавательной практике

Заказать отчет о плавательной практике можно недорого онлайн на нашем сайте. Доработки бесплатно. Гарантии сдачи.

План

Раздел 1. Организация службы на судах морского транспорта.

Основные положения статута службы на транспортных судах.

Организация службы на судне.

Обязанности моториста 2 класса.

Раздел 2. Устройство судна, судовые устройства и спасательные средства.

2.1 Предназначение, техническая характеристика и устройство корпуса судна.

2.2 Якорное устройство.

2.3 Швартовочное устройство.

2.4 Рулевое устройство и рулевая машина.

2.5 Судовой валопровод.

2.6 Судовые спасательные средства.

Раздел 3. Судовые системы.

3.1 Балластно-осушительная система.

3.2 Система водяного пожаротушения.

3.3 Система забортной воды.

Раздел 4. Судовые энергетические установки.

4.1 Масляная система.

4.2 Система охлаждения ГД.

4.3 Топливная система.

4.4 Система сжатого воздуха.

4.5 Система котельной установки.

4.6 Правила техники безопасности при обслуживании вспомогательной котельной установки.

4.8 Воздушный компрессор.

4.9 Сепаратор топлива и масла.

4.10 Сепаратор льяльных вод.

4.11 Водоопреснительная установка.

4.12 Обязанности вахтенного моториста на ходовом режиме и на стоянках.

1.1 Основные положения статута службы на транспортных судах.

Устав морского и речного флота определяет основы организации службы на судах, а также основные обязанности и права судовых экипажей. Требование устава распространяется на членов экипажа судов как при нахождении на судне, так во время исполнения служебных обязанностей на берегу. Нарушение требований устава влечет дисциплинарную или иную установленную законом ответственность. Устав определяет основы организации службы на судах, основные права и обязанности лиц судового экипажа. Требования Устава распространяются на всех членов экипажа и других лиц, временно пребывающих на судне. Капитану предоставляется право временно, в связи с произ­водственной необходимостью или в целях обеспечения безопас­ности судна, груза или людей, перераспределять обязанности между членами экипажа на судне.

1.2 Организация службы на судне.

Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командно­го состава и судовой команды. Судовая команда состоит из па­лубной и машинной. К командному составу относятся: капитан, помощник ка­питана, главные (старшие) механики, механики всех специальностей и другие лица, занима­ющие инженерно-технические должности. Старшим командным составом являются капитан, началь­ники служб. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам:

Судовые расписания

Каждый член экипажа обязан:

ава­рийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь, уметь пользоваться спасательными средствами.

1.3 Обязанности моториста 2 класса.

— Выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств;
— Правила техники безопасности и пожаробезопасности; нести вахту в соответствии судового расписания.
• Моторист 2 класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящих в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепления груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа с правил техники безопасности на рабочем месте и оформление допуска его к этим работам приказом капитана.

Перед заступлением на вахту, вахтенный моторист 2 класса обязан:
1. Ознакомиться с состоянием и режимом работы обслуживаемых технических средств.
2. Получить от моториста, сдающего вахту, сведения о состоянии обслуживаемых технических средств и распоряжения, передаваемые по вахте.
3. Доложить вахтенному механику о готовности принять вахту. С разрешения вахтенного механика, сделать прием-передачу вахты.

Во время вахты вахтенный моторист обязан:
1. Находиться на своем посту, вести контроль за работой порученных ему действующих технических средств механической установки и осуществлять управление ими.
2. Соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки.
3. Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах работы и другие распоряжения.
4. Соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.
5. Немедленно докладывать вахтенному механику о замеченных неполадках в работе технических средств, принимать меры для их устранения.
6. Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
7. Знать виды тревог и свои действия в соответствии с судовым расписанием.
8. Уметь управлять техническими средствами и электрооборудованием под руководством вахтенного механика.

2.1 Предназначение, техническая характеристика и устройство корпуса судна.

Корпус — основная часть любого судна, состоящая из набора (каркаса) и обшивки. Набор представляет собой совокупность продольных и поперечных связей, обеспечивающих корпус жесткостью и придающих ему соответствующую форму.

В качестве материала для корпуса применено судостроительная сталь изготовлена под надзором регистра и в соответствии требованиями правил регистра. В качестве материала основного корпуса (листы, полосы, сварной профиль) применены углеродистые судостроительные стали, низколегированная сталь повышенной прочности категории А32 и Д32 толщиной 8…50 мм включительно с пределом текучести 315 мПа для отдельных конструкций.

Для набора корпуса и рубки применены:

Корпус имеет полностью сварную конструкцию. Сварные соединения выполнены с помощью полуавтоматической и ручной сварки.

Сварка односторонними и прерывистыми швами только в случаях допускаемых классификационным обществом. Сварные соединения основных конструкций корпуса испытаны неразрушающими методами радиографического и ультразвукового контроля в соответствии со схемой контроля сварных соединений одобренной классификационным обществом.

Верхняя палуба выполнена параллельно основной плоскости и с наклоном на всех открытых частях. Борт выполнен по поперечной системе набора со шпангоутами стрингерами катаного профиля. Поперечные переборки выполнены плоскими с вертикальными стойками катаного профиля. По всему периметру верхней палубы установлен фальш-борт с наклоном во внутрь.

Цистерна пресной воды и топлива располагаются в кормовой части корпуса и в МКО. В районе МКО цистерны ограничиваются продольными переборками

В плоскости стрингеров необходимые дренажные отверстия предусмотрены в наборе цистерн, обеспечивающие беспрепятственное движение жидкости и воздуха.

2.2 Якорное устройство.

Якорь позволяет удерживать судно в определенном положении, противодействуя в открытом море внешним силам, таким как ветер, морское волнение, течение и т. д. В основном суда стоят на якоре, когда они находятся на рейде и ждут входа в гавань, а также в аварийных ситуациях, когда, например, судну угрожает посадка на мель. К якорному устройству относятся: якорь, якорная цепь и якорный шпиль, или якорная лебедка.

Постановка на якорь и снятие с якоря: а — якорь скользит по грунту; b — якорь зацепляется; с — якорь зарывается; d — якорная цепь натягивается;

е — якорная цепь вырывает якорь из грунта; f — якорь поднимается.

Якорная цепь соединяет погруженный на морское дно якорь с судном, поэтому она должна воспринимать все внешние силы (давление ветра, удары волн и т. д.), воздействующие на судно. Длина цепи зависит от типа и длины судна. Она намного больше глубины моря в месте стоянки, так как цепь должна так соединять судно с якорем, чтобы сила, воздействующая на якорь, имела горизонтальное направление. Благодаря этому лапы якоря зарываются в грунт.

Якорная цепь:
а — смычка якорной цепи (с якорной скобой); b — промежуточная смычка; с — коренная смычка; d — вертлюг; е — длинное звено; f — большое звено; g — обыкновенное звено; h — звено с распоркой; i — концевая скоба.

Якорная цепь состоит из отдельных звеньев; несколько соединенных между собой звеньев образуют смычку. Отдельные смычки соединяются при помощи соединительных звеньев. Якорь и якорная цепь соединяются друг с другом якорной скобой с вертлюгом, позволяющей цепи вращаться вокруг своей оси. Цепь проходит через углубление в борту у клюза для якоря, через стопор, препятствующий самопроизвольному вытраливанию цепи, и наматывается на цепную звездочку якорной лебедки. Другой конец якорной цепи находится в цепном ящике и прикрепляется к судну посредством скобы.

Носовое якорное устройство.
1 — якорная лебедка (брашпиль); 2 — стопор для якорной цепи; 3 — труба якорного клюза; 4 — якорь; 5 — якорная ниша; 6 — цепной ящик; 7 — устройство для крепления якорной цепи; 8 — цепная труба.

Якорное устройство находится в носу судна. Там же устанавливается и якорная лебедка. Главной частью лебедки является цепная звездочка, позволяющая осуществлять поднятие якоря с цепью, причем при наматывании звенья цепи могут ложиться на цепную звездочку обеими сторонами. Кроме цепной звездочки якорная лебедка имеет еще швартовные барабаны (турачки) для наматывания швартовов. К носовому якорному устройству относятся два якоря, расположенные по бортам судна. Из-за ограниченной площади для размещения в качестве якорной лебедки используют в якорный шпиль. Он представляет собой возвышающийся над палубой барабан с вертикальной осью вращения. Барабан, служащий в качестве лебедки, имеет в нижней части цепную звездочку. Он приводится в движение электродвигателем, смонтированным в барабане.

2.3 Швартовочное устройство.

Швартовочное устройство служит для швартовки судна к причалу во время стоянки его в порту или на верфи. Судно швартуется к берегу при помощи швартовов, которые протягиваются от судна к берегу по диагонали. В настоящее время изготовляются из различных синтетических материалов.

Буксирное и швартовочное устройство (общий вид).
1 — кормовые продольные швартовы; 2 — носовые продольные швартовы; 3 — кормовой прижимной швартов; 4 — носовой шпринг; 5 — кормовой шпринг; 6 — киповая планка; 7 — кнехт; 8 — буксирные кнехты; 9 — швартовный шпиль; 10 — швартовная киповая планка с тремя роульсами; 11 — обыкновенная киповая планка; 12 — швартовный клюз; 13 — швартовые вьюшки.

Швартовые тросы выбрасываются на пристань с приближающегося к берегу судна. На их концах имеются петли с оплеткой, которые надеваются на швартовные палы, расположенные на берегу порта или верфи. Свободный конец швартового троса закладывается на боковую турачку якорной лебедки или на барабан якорного шпиля (швартовного шпиля), и судно подтягивается к берегу. По окончании швартовки тросы укладывают вокруг швартовых кнехтов и закрепляют.

Клюзы, киповые планки и кнехты: а — швартовный клюз; b — швартовный клюз; с — утка; d — обыкновенная киповая планка с направляющим валиком; е — двойной кнехт;

f — двойной крестовый кнехт.

2.4 Рулевое устройство и рулевая машина.

С помощью рулевого устройства можно изменять направление движения судна или удерживать его на заданном курсе. В последнем случае задачей рулевого устройства является противодействие внешним силам, таким как ветер или течение, которые могут привести к отклонению судна от заданного курса.

Номинальный крутящий момент

на баллере при перекладке руля 16

на номинальный угол 35° на каждый

Время перекладки руля от 35° одного

борта до 30° другого борта при нагрузке 28

Мощность электродвигателя насосного агрегата, кВт 3

Габарит насосного агрегата, мм, La× Ba× Ha 660×505×675

Усилие на штурвал при перекладке руля

на номинальный угол 15°на каждый борт, 160

Габарит силового привода, мм, L×B×H 1180×510×675

Масса рулевой машины, кг, не более 800

1 — рулевая машина; 2 — рулевой штырь; 3 — полубалансирный руль; 4 — баллер руля.
При вращении рулевого колеса на мостике срабатывает датчик телемотора, Протекающее под давлением в трубопроводе масло вызывает перемещение приемника телемотора, за счет чего рулевой насос приводится в движение в соответствующем направлении.

2.5 Судовой валопровод.

Устройство, соединяющее главный судовой двигатель с движителем. Предназначен для передачи крутящего момента от главного двигателя движителю, а также для восприятия упора, создаваемого движителем, и передачи его корпусу судна. В состав Валопровода входят гребной, промежуточный и упорный валы, опорные и упорные подшипники, дейдвудные, валоповоротные, тормозные и др. устройства, обеспечивающие работу Валопровода. Гребной вал предназначен для крепления движителя, и его опорами служат подшипники дейдвудного устройства. Упорный вал передает упор, создаваемый движителем, упорному подшипнику, жестко соединенным с корпусом судна. Промежуточные валы устанавливаются между гребным и упорным валами для облегчения изготовления и монтажа валопровода. Их опорами являются опорные подшипники. Валы обычно выполняют полыми, что позволяет уменьшать их массу и обеспечивает лучшие условия для термической обработки. Соединение валов между собой осуществляют с помощью фланцев и соединительных болтов или посредством съемных стальных цилиндрических муфт. Длина составляет 20 м.

1-ГД; 2-маховик; 3-упорный вал; 4-упорный подшипник; 5-переборочный сальник; 6-опорный подшипник; 7-коридор гребного вала; 8-промежуточный валопровод; 9-полумуфта; 10-дейдвудное устройство; 11-гребной винт

Дейдвудное устройство — Служит для опоры гребного вала (или промежуточного) и уплотнения места выхода последнего из корпуса судна. Содержит дейдвудную трубу с размещенным в ней дейдвудным валом, причем внутри трубы установлены два подшипника с водяной смазкой, вкладыши которых образованы планками, расположенными вдоль оси упомянутого вала, отличающееся тем, что оно снабжено закрепленной в корпусе судна корпусной трубой, в которой с возможностью перемещения установлена упомянутая дейдвудная труба, и по меньшей мере двумя упругими элементами, которые контактируют с дейдвудной трубой, причем каждый из упругих элементов имеет внутреннюю полость, сообщенную с системой рабочей среды, и закреплен на корпусной трубе, при этом в корпусной трубе установлены активные радиальные магнитные подшипники с системой автоматического регулирования, рабочие зазоры которых обращены к дейдвудной трубе, а торцевые поверхности дейдвудной и корпусной труб снабжены конусными элементами, соответствующими друг другу. В местах прохода вала через водонепроницаемые переборки устанавливаются переборочные сальники.

Переборочный сальник: 1-переборка; 2-наварыш; 3-вал; 4-сальниковая набивка; 5-бронзовое кольцо; 6-нажимная втулка; 7-нажимное кольцо; 8-корпус; 9-масленка.

2.6 Судовые спасательные средства.

Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:
• Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III «Спасательные средства и устройства»;
• Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

Шлюпка спасательная открытая. Изготавливается из стеклопластика или металлических сплавов, редко из дерева. Длина открытых спасательных шлюпок колеблется от 7,3 до 11,3 м. Вместимость — от 37 до 145 человек.

Для повышения плавучести открытые шлюпки снабжаются встроенными или съемными герметическими воздушными ящиками из нержавеющих материалов. Объем воздушных ящиков затопленной по самый планшир шлюпки позволяет ей удерживаться на поверхности воды с полной нагрузкой — пассажирами, аварийным запасом и пр.

Открытые шлюпки приводятся в движение с помощью двигателя или вручную самими пассажирами посредством кривошипно шатунного механизма. Все открытые шлюпки имеют тенты из двухслойного (с воздушной прослойкой) непромокаемого материала, который защищает пассажиров от воздействия холода и непогоды.
Вдоль бортов шлюпки протянуты спасательные леера с деревянными или пластмассовыми ручками, за которые может ухватиться человек, находящийся в воде.

Шлюпка спасательная закрытая. Изготавливается из стеклопластика или металлических сплавов. Длина 66 местной спасательной шлюпки — 8,5 м, а наибольшая ширина 3,05 м, высота от днища до «потолка» жесткого тента — 2,35 м. Запас топлива рассчитан на 24 часа непрерывной работы.
При опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное положение. Чтобы в сильный шторм избежать травм, пассажиры должны пристегнуться к сиденьям специальными привязными ремнями. Прием пассажиров в шлюпку (в том числе пострадавших на носилках) производится через специальные люки и с воды.
Кроме описанных, существуют закрытые шлюпки меньшей вместимости, а также специальные, например, танкерные шлюпки.

Спасательные плоты жесткой конструкции. Чаще всего используются на судах речного флота. Оболочка жестких плотов изготавливается из стеклопластика или алюминиево магниевого сплава. Камеры плавучести разделены на изолированные отсеки, которые внутри заполняются пенопластом, что позволяет плоту держаться на поверхности воды даже при повреждении оболочки.
Большинство плотов снабжается съемным ветровлагозащитным тентом, устанавливаемым в рабочее положение с помощью дуг с любой стороны плота. Жесткий металлический плот СПС 12 при габаритах 1,5 на 1,8м имеет полный вес (со снаряжением и снабжением) 180 кг. Предназначен для спасения 12 человек — два человека помещаются сверху и 10 в воде удерживаются за круговой линь.
Пластмассовые жесткие плоты СПП 6 и СПП 12 оборудованы ветровлагозащитным тентом и соответственно вмещают 6 и 12 пассажиров. Самый тяжелый из жестких плотов — СПА 12, его полный вес составляет 280 кг.

Надувные плоты. При необходимости любой из плотов может принять экипаж, в два раза превышающий нормативный. Плот спасательный надувной состоит из основной камеры плавучести овальной формы, разделенной посредине на две равные по объему автономные секции.
Снизу по периметру камеры плавучести прикреплено надувное днище. Две балки в виде надувных дуг поддерживают защитный тент, состоящий из двух слоев водонепроницаемого материала. Воздушная прослойка, образующаяся между слоями ткани, повышает теплоизоляционные свойства тента, уменьшает отсыревание материала. Плот имеет два входных отверстия, которые при необходимости можно закрыть с помощью двойных шторок.
Плот с наружной и внутренней сторон окрашен в ярко оранжевый цвет. На внутренней стороне тента помещены: инструкция по первоочередному обслуживанию плота, схема расположения клапанов (предохранительных, поддува и сдува) и знаки азбуки Морзе.

Назначение предметов снабжения.

Индивидуальные средства спасения

То есть средства, предназначенные для спасения одного человека, попавшего в воду. К ним относятся: спасательные жилеты, нагрудники, круги и различные спасательные костюмы. Самыми распространенными являются спасательные жилеты. Количество жилетов на судне определяется суммарным числом его экипажа и пассажиров плюс пять процентов необходимого резерва. Кроме того, на судне должно быть не менее двух десятков детских спасжилетов, имеющих хорошо читаемую надпись «Для детей». Размещаются спасжилеты в легкодоступных, общеизвестных и четко обозначенных местах. Для пассажиров — в каюте. Существует несколько видов спасжилетов, но требования ко всем почти одинаковы. Спасжилет должен : быстро надеваться и фиксироваться на теле одной или двумя простейшими операциями. При необходимости он так же быстро должен сниматься. Неправильное или замедленное надевание спасжилета должно быть исключено; иметь две или три изолированные друг от друга камеры плавучести, каждая из которых способна удержать человека на поверхности воды. Тело пострадавшего, облаченное в спасжилет, должно быть приближено к горизонтали (в большинстве современных спасжилетов до 50 градусов отклонения от вертикали), так как вертикальное положение усиливало бы охлаждение ног — чем глубже, тем вода холоднее. Голова пострадавшего должна быть слегка запрокинута назад, рот при этом находится в 12 см от поверхности воды. При надетом жилете такое положение тело обретает в воде через 4 — 5 секунд, даже в том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии. Необходимо, чтобы затылок не погружался в воду, так как его охлаждение может привести к нарушению терморегуляции всего организма. В надувных спасательных жилетах наполнение внутренних объемов воздухом (или безопасным газом) производится автоматически за 2 — 3 секунды с помощью специального механизма газозаполнения. Для поддержания заданного давления в камерах плавучести предусматривается клапан рабочего поддува. Для облегчения поиска пострадавшего спасжилет снабжается средствами звуковой и световой сигнализации. Спасжилет не должен стеснять движений и причинять вреда человеку при прыжке в воду с высоты до 4 — 5 метров. Материал, из которого изготовлен спасжилет, негорюч и невосприимчив к действию нефтепродуктов. Пассажиры чаще всего имеют дело с нагрудником спасательным надувным (НСН).

Детали жилета:
1. Клапан поддува в виде обычной трубки предназначен для приведения жилета в рабочее положение при неисправности в системе газозаполнения и поддержания в камерах плавучести заданного давления.
2. Подъемный ремень имеет форму петли. Предназначен для подъема человека из воды. Петля ремня пристегивается к наружной поверхности нагрудника с помощью кнопки, которая легко раскрывается при подъеме тонущего.
3. Аварийно сигнальный огонь облегчает поиск человека на воде в темное время суток. Состоит из водоналивной батарейки типа «Маячок» и 2,5 вольтовой электролампочки, защищенной прозрачным колпачком. Электрическая схема приводится в действие в течение 2 — 10 мин. (в зависимости от температуры воды). Продолжительность свечения лампочки составляет 11 часов.
4. Свисток помещается в специальном карманчике, служит для звуковой аварийной сигнализации в условиях плохой видимости. Звук свистка слышен в два три раза дальше, чем крик, и легче поддается слуховой пеленгации.
5. Механизм автоматического газозаполнения состоит из баллончика емкостью 44 куб. см, заполненного жидкой углекислотой под давлением до 200 атм., и специальной пусковой головки. При вытягивании головки газ начинает поступать в камеры плавучести. В течение 2 — 3 секунд жилет принимает заданную форму.
Нельзя приводить в действие механизм газозаполнения, если до этого жилет был надут через рабочий клапан. Излишнее давление приводит к порче жилета, потому что в нем не предусмотрен предохранительный клапан.
6. Пеньковый штерт дает возможность потерпевшему привязаться к плавающему предмету или связаться вместе с другим пострадавшим. Поясные и ножные ремни предназначены для фиксации жилета на теле и снятия динамических нагрузок, возникающих при прыжке человека в воду.

Спасательные круги. В настоящее время изготовляются из различных марок пенопластов, пробковой крошки, пенополистирола и других плавучих материалов. Наружный диаметр спасательного круга должен быть не более 800 мм, внутренний — не менее 400 мм.

Спасательные круги размещаются таким образом, чтобы их можно было легко и быстро снять. На судах морского флота каждый второй круг снабжается аварийно сигнальным огнем. К некоторым кругам прикрепляется спасательный линь длиной 28 метров.

Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды 20 м.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

3.1 Балластно-осушительная система.

Балластно-осушительная система предназначена для:

Балласт принимается в форпик и ахтерпик, в междудонных и бортовые цистерны. В качестве балластных емкостей могут использоваться топливные цистерны и временно сухогрузные трюмы. Балластных система централизованная: по одному и тому же трубопроводу происходит заполнение и осушение емкостей. Прием воды осуществляется через донный или бортовой кингстоны. Cуда оборудуются автоматизированной балластной системой.

Осушительная система предназначена для удаления небольших количеств воды из отсеков судна, куда она систематически попадает. Стационарной системой оборудуются машинно-котельные отделения, сухогрузные трюмы, коффердам, коридоры гребных валов. Помещение грузовых насосов и носовые отсеки наливных судов, оборудуются собственными осушительными системами. Каждое судно должно иметь не менее двух, а пассажирское — не менее трех автономных, самовсасывающих осушительных насосов с механическим приводом. Упрощенная схема осушительной системы показана на рисунке ниже. Вода, собирающаяся в днищевой части судна, всасывается через фильтр и клапанную коробку и осушительным насосом выводится за борт. Так как трюмная вода часто содержит маслосодержащие примеси (особенно в районе машинного отделения), ее пропускают через маслоотделитель, который предназначен для того, чтобы отделять масло и маслосодержащие частицы и направлять эти примеси в специальные цистерны.

Осушительная система.
1 — всасывающая сетка; 2 — клапанная коробка; 3 — осушительный насос; 4 — маслоотделитель

3.2 Система водяного пожаротушения.

Система водяного пожаротушения, в которой вода подается центробежным насосом в пожарную магистраль под давлением 8-12 кг/см² к пожарным кранам, к которым присоединяются пожарные шланги. Предусматриваются два основных пожарных насоса и один аварийный пожарный насос с собственным кингстоуном.

Система водораспыления предназначена для тушения пожара мелко распыленной водой. На трубах системы есть распылители, которые создают водяную завесу.

3.3 Система забортной воды.

2 – Насосы забортной воды

3- Холодильник охлаждения масла

4 — Холодильник охлаждения пресной воды

5 – Холодильник охлаждения воздуха.

4.1 Масляная система.

4.2 Система охлаждения ГД.

4.3 Топливная система.

4.4 Система сжатого воздуха.

4.5 Система котельной установки.

4.6 Правила техники безопасности при обслуживании вспомогательной котельной установки.

Правила техники безопасности предъявляют высокие требования к персоналу, обслуживающего котел.
До работы в котельном отделении допускаются лица, которые достигли 18-летнего возраста, прошедшие медосмотр и имеющие удостоверение на право обслуживать паровые котлы. Во время вахты они должны носить спецодежду и безопасную обувь. Персонал КО обязан поддерживать чистоту и порядок. Настил КО должен быть выполнен с рифленых стальных листов, всегда прочно закрепленных, а все вырезы в них должны быть закрыты. Масло или мазут, пролитые на палубу, следует немедленно убрать. Техническую эксплуатацию действующего котла необходимо осуществлять с соблюдением правил технической эксплуатации и инструкциям завода-изготовителя Подготовку котла к действию следует начинать с осмотра всех элементов котла и топочной камеры, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо повреждений.
Для удаления взрывоопасной газо-воздушной смеси топку нужно вентилировать в течение не менее 3 минут.

4.7 Судовые насосы.

Насосами называют механизмы, с помощью которых жидкости транспортируются или перекачиваются из помещения с меньшим давлением в помещение с большим давлением. В зависимости от принципа действия различают объемные (поршневые, шестеренные, винтовые), центробежные (лопастные) и струйные насосы. На судах насосы разделяют по их назначению: трюмные, балластные, питательные для масла и охлаждающей воды, пожарные, нагнетательные и т. д. Объемные насосы служат для того, чтобы периодически нагнетать отдельные количества жидкости из камеры всасывания в камеру сжатия. Самый простой объемный насос — это поршневой. Принцип, работы такого насоса двойного действия показан на рисунке ниже.

Принцип действия поршневого насоса двойного действия.
1 — поршень; 2-5 — клапаны; 6 — всасывающая труба; 7 — напорная труба.

Другим очень распространенным видом объемного насоса является шестеренный. Подающий элемент состоит из двух зубчатых колес, помещенных в герметическом корпусе. Одно из зубчатых колес приводится во вращение, например, электродвигателем. При вращении колес зубцы, выступающие из зубчатого венца, вызывают увеличение объема в насосе, за счет чего жидкость всасывается нижним входным патрубком. Отдельные количества поступившей жидкости последовательно накапливаются в промежуточном пространстве между зубчатыми колесами и подаются между корпусом насоса и колесами к их внешней стороне. Наконец, жидкость поступает в камеру сжатия. За счет последовательного вхождения колес в зубчатый венец жидкость выдавливается в напорный патрубок. Шестеренные насосы используются на судах для выкачивания вязких жидкостей с хорошими смазочными свойствами, таких как масло, топливо и т. д.

Винтовые насосы также относятся к группе объемных насосов. Жидкость от всасывающего патрубка поступает в промежуточные пространства между винтами, которые называются также камерами и расположены между ведущим винтом, подключенным непосредственно к двигателю, и ведомым. После поворота винтов на определенный угол жидкость в камере запирается; затем вдоль винтов она поступает наверх и оттуда нагнетается в напорный трубопровод. При слишком сильном повышении давления в камере сжатия открывается предохранительный клапан, и жидкость течет назад во впускную камеру.

Принцип действия винтового насоса.
1 — ведущий вал; 2 — ведомые винты; 3 — предохранительно-перепускной клапан.

Принцип действия центробежного насоса показан на рисунке ниже. Характерным признаком этих насосов является непрерывный поток жидкости. Рабочий орган насоса, ротор с лопатками, смонтирован на вращающемся валу насоса, который чаще всего подключается непосредственно к приводному электродвигателю. Лопатки вращающегося ротора передают энергию двигателя жидкости, протекающей через насос, создавая при этом давление, под воздействием которого жидкость идет от входа к выходу. Центробежные насосы повсеместно применяются в судовых энергетических установках. Они имеют различную конструкцию в зависимости от мощности. Так, мощность нагнетательных насосов для танкеров достигает нескольких тысяч тонн жидкости в час. Если для перекачиваемой жидкости (например, для воды в пожарных насосах или в питательных насосах парогенераторов) требуется более высокое давление, применяют многоступенчатые насосы. Принцип их действия состоит в том, что вода, достигшая определенного давления и покидающая первую ступень, течет ко всасывающему патрубку следующей ступени, где давление снова повышается.

4.8 Воздушный компрессор.

Компрессорами называются машины, с помощью которых газы сжимаются от низкого давления на входе до высокого давления на выходе. Соотношение этих двух давлений представляет собой степень сжатия. Самым простым и чаще всего применяемым на судах компрессором является поршневой. По принципу действия он идентичен рассмотренному выше дизельному двигателю. Так как температура газов во время процесса сжатия повышается, в цилиндре компрессора можно получить степень сжатия только в пределах шести — восьми. Дальнейшее повышение степени сжатия приводит к росту температуры, оказывающей вредное воздействие на компрессор. Если необходимо получить более высокое давление (так, например, для пуска главного двигателя требуется давление воздуха 2,9 МПа), используют многоступенчатые компрессоры. Воздух атмосферного давления (0,59 МПа) всасывается в цилиндр высокого давления с меньшим рабочим объемом, чем в цилиндре низкого давления, так как количество воздуха уменьшается вследствие сжатия в цилиндре низкого давления и охлаждения в охладителе. В цилиндре высокого давления можно вновь повысить давление воздуха в шесть раз. Конечное давление воздуха составит тогда 3,5 МПа.

4.9 Сепаратор топлива и масла.

Сепараторы, установленные на морских судах, предназначены для очистки топлива и масла от механических примесей и воды. Отделение механических примесей и воды, как более тяжелых частиц, происходит в центробежных сепараторах под действием центробежных сил, возникающих при вращающемся движении топлива или масла. На морских судах устанавливают центробежные сепараторы тарельчатые (дискового) типа самоочищающиеся или с ручной очисткой. Отделение грязи и механических примесей от топлива называется клариарификацией (осветление), отделение воды — пурификация (очищением).
Обводненные и загрязненное топливо очищают, применяя комбинированное очищение. Для этой цели на судах устанавливают два сепараторы, один из которых работает в режиме кларификации, другой — в режиме пурификации. Сепарация масла и сепараторы для него ничем не отличаются от топливных сепараторов и при наличии соединительной системы могут быть взаимозаменяемы. На морских судах устанавливают дисковые сепараторы типа СЦС, «Лаваль», «Титан», «Вестфалия» и других зарубежных фирм.
Сборка барабанов на кларификацию и сборка на пурификацию отличаются друг от друга.

а – на кларификацию, б – на пурификацию;

1 – тарелка без отверстия, 2 – грязевое пространство, 3 – тарелка с отверстиями.

Во вращающийся барабан сепаратора, собранный как кларификатор (рис. а), топливо поступает по центральному каналу в нижнюю часть барабана, отбрасывается к стенкам, проходит по зазорам между тарелками и отводится через кларификационные отверстия (на рисунке показано стрелками). Механические примеси и грязь откладываются на стенках барабана и на поверхностях тарелок под действием центробежных сил. Осадок из стенок барабана и с тарелок удаляют вручную при разборке сепаратора.
Методом кларификации пользуются при наличии в топливе значительного количества механических примесей и незначительного количества воды. Вода, откидывается вместе с механическими примесями, заполняет все грязевое пространство 2 и образует гидравлический затвор, который перекроет путь поступления топлива между тарелочных зазоров. Топливо, поступающего в барабан непрерывным потоком, начнет выливаться из патрубка переполнения. В этом случае сепаратор останавливают и очищают барабан. При кларификации сепаратор запускают с сухим барабаном, и когда он разовьет необходимые обороты (8-10 тыс. об /мин), постепенно наполняют топливом.
Для сепарирования обводненного (до 3% и больше воды) топлива барабан сепаратора собирают, как пурификатор (рис. б). Для этого устанавливают нижнюю тарелку 3 с отверстиями. При работе сепаратора по методу пурификация барабан заполняют теплой водой, температура которой должна быть одинакова с температурой сепарированного топлива. Вода образует водяной затвор, а топливо проходит по отверстиям в тарелках. Вода и механические примеси отделяются от топлива в между тарелочных зазорах и направляются к стенкам барабана. Отделенная вода непрерывно отводится от барабана (на рисунке показано стрелками). Самоочищающиеся сепараторы отличаются от несамоочисних конструкцией барабана, очистка которого происходит без остановки сепаратора.

1 – разгрузочное отверстие; 2 – затворный поршень; 3,6 – водные полости;

4,7,9,10 – отверстия; 5 – сливной клапан; 8 – камера; 11 – канал; 12 – кольцевой паз.

На рисунке показано устройство барабана самоочищающегося сепаратора СЦС-3.

На стенках барабана вырезаны разгрузочные отверстия 1, через которые выбрасывается грязь, отделенная от топлива. Разгрузочные отверстия закрываются замыкающим поршнем 2. правая часть рисунка соответствует положению запирающего поршня при очистке барабана, левая — при сепарации топлива. В момент пуска сепаратора разгрузочные отверстия открыты и поршень находится в нижнем положении. Движением поршня управляет специальная гидравлическая система, рабочей жидкостью в которой есть вода. Когда барабан наберет необходимое число оборотов, воду подают в камеру 8, откуда она через отверстия 7 и 9 идет, соответственно, в полости 6 и 3. С полости 6 вода сливается наружу в отверстие 10. а из полости 3 — по отверстию 4, каналу 11 в теле поршня до кольцевого паза 12 в стенке барабана и канала 5. Подача воды прекращается после заполнения системы полостей и каналов. С полости 6 вытекает часть воды, которая находится между отверстием 10 и стержнем барабана, в то время как из полости 3 вода сливается полностью. В результате действия центробежных сил вода, оставшаяся в полости 6, создает давление на запирающий поршень, который поднимается и перекрывает разгрузочные отверстия. После этого в сепаратор подают топливо и работа по очистке топлива происходит, как описано выше.

Для очистки барабана снова подают воду в камеру 8, из которой по отверстию 7 и восьми отверстиями 9 вода начинает поступать в полости 6 и 3. В полости 3 вода накопляется гораздо быстрее, так как подается через восемь отверстий. Вода, накопившееся в полости 3, опускает поршень. Для очистки сепаратора прекращают подачу топлива в барабан и подают в большом количестве подогретую воду. Накопленная грязь под действием центробежных сил выбрасывается из барабана через разгрузочные отверстия. После остановки сепаратора вода из полости 6 стекает и поршень под действием силы тяжести опускается в нижнее положение.

4.10 Сепаратор льяльных вод.

1-корпус сепаратора; 2-пульт управления; 3-выводы датчика контроля содержания нефтепродуктов; 4-предохраиительный клапан; 5-манометр; 6-выводы датчика контроля содержания нефтепродуктов; 7-пневмоавтоматические поршневые клапаны сброса нефтепродуктов в сборный танк; 8-электропневматический клапан возврата льяльной воды при повышение нефтесодержания в ней выше 15 мл/л; 9-подпружинепный клапан слива воды за борт: 10-кран подачи воды для промывки; 11-аварийный датчик сигнализации при повышении нефтесодержания в сливаемой воде выше 15 мл/л; 12-кран слива воды; 13-сбориый танк нефтепродуктов; 14-винтовой насос;

15-запорно-невозвратный клапан выхода чистой воды; 16-соленоидиый клапан защиты винтового насоса; 17-корпус фильтра; 18-кран удаления нефтепродуктов и воздуха;

19-манометр; 20-шкаф аварийной сигнализации; 21-краны слива нефтепро­дуктов из сепаратора; 22-кран удаления воздуха из сепаратора; 23- контрольная кнопка работы системы автоматики; 24-главный выключатель системы автоматики; 25-запориый клапан между сепаратором и фильтром.

Эксплуатация сепаратора «RWO». Перед вводом в действие сепараторной установки «КМ» необходимо проверить подвод сжатого воздуха и электропита­ния к системе автоматики. При отсутствии электропитания системы автоматики оба поршневых клапана 7 отвода нефтепродуктов находятся в закры­том положении.

Ввод установки в действие следует производить в ниже указанной по­следовательности.

Группу клапанов на всасывающем трубопроводе переключить так, что­бы приём НВ производился из нужного колодца машинного отделения.

После этого установка «RWO» готова к работе.

В процессе работы сепараторной установки необходимо поддерживать следующие параметры:

— температура подогрева НВ в сепараторе — 60°С;

— давление в корпусе фильтра — 0,1 МПа;

— давление в сепараторе — 0,15… 0,2 МПа;

— периодически производить удаление нефтепродуктов вручную из колпаков сепаратора и фильтра;

— периодически контролировать работу системы автоматики, путем нажатия контрольной кнопки на щите прибора контроля.

4.11 Водоопреснительная установка.

Пресная вода, необходимая для технических и хозяйственных нужд, производится путем дистилляции (опреснение) забортной воды. Если воду довести до кипения, удалять пары, образующиеся и конденсировать их, то будет производиться дистиллят.
Процесс испарения при давлении ниже атмосферного имеет много положительных сторон: улучшается теплопередача от греющего пара (воды) до подаваемой забортной воды, уменьшается образование накипи, снижаются потери тепла, увеличивается производительность на единицу массы и объема испарителя. Испарители этого типа отличаются компактностью и простотой конструкции. Установка состоит из нагревательного элемента, трубчатого типа, выпарной секции и конденсатора. В состав установки входят: воздушный эжектор, рассольные эжектор, насос, подающий забортную воду, конденсатный насос, солемер, вакуумметры, термометры, манометры и др.
Забортные вода через дозирующие устройства подается в нагревательный элемент насосом забортной воды, который одновременно подает забортную воду на прокачку конденсатора и обеспечивает работу воздушного и рассольные эжекторов.
На дизельных судах в качестве греющего среды служит горячая пресная вода, которая отбирается из магистрали охлаждения дизеля между двигателем и холодильником пресной воды (в случае, если судно на ходу), или пара, товары вспомогательным котлом (на стоянке). Давление ниже атмосферного 0,7 бар обеспечивается воздушным водоструйной эжектором.
Подогретая забортные вода до 55-58 ° С поступает в выпарную секцию, где она кипит, испаряется, а затем конденсируется, соприкасаясь с трубами конденсатора, и откачивается конденсатных насосом в цистерну запаса пресной воды. Рассол после испарения забортной воды удаляется за борт рассольным эжектором.
Конденсатный насос прокачивает через солемер конденсат, и, если его соленость будет превышать 10 мг / л, то откроется соленоидный клапан и вода после насоса вернется снова в выпарную секцию.

4.12 Обязанности вахтенного моториста на ходовом режиме и на стоянках.

1 )когда имеет место нарушение в работе или поломка двигателя, которые могут поставить под угрозу безопасность судна;

2)когда имеют любые нарушение в работе, которые могут вызвать поломку или выход из строя главной двигательной установки, вспомогательных механизмов или системы управления и контроля;

3)при любых аварийных ситуациях или ситуациях, когда он сомневается в том, какое принять решение или меры.

в аварийной ситуации подавать сигналы тревоги, когда, по их мнению, этого требует ситуация, и принимать все возможные меры для предотвращения нанесения ущерба судну людям и грузу;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *