остров пасхи почему так назван
Остров Пасхи
Остров Пасхи (по-испански Isla de Pascua, а на рапануйском языке Rapa Nui), лежащий в Тихом океане — самый удаленный населенный остров в мире, расстояние до ближайшего населенного места — острова Питкэрн — 1819 км, а до континентального побережья Чили — 3703 км.
Остров известен своей угасшей цивилизацией, оставившей после себя таинственные статуи.
Почему остров Пасхи так называется
Остров Пасхи назван так своим первооткрывателем — голландским путешественником Якобом Роггевеном, так как был открыт в день Пасхи в 1722 г. Также этот остров известен как Рапа-Нуи, (большой Рапа), так остров называли полинезийские (таитянские) мореплаватели и китобои, в отличие от просто Рапа — острова в 650 км к югу от Таити.
Где находится остров Пасхи
Остров Пасхи расположен в Тихом океане (27°07′ ю. ш. 109°21′ з. д.), географически его относят к Полинезии, это самая восточная точка «Полинезийского треугольника». Ближайший континент — Южная Америка находится от острова Пасхи более чем в 3 700 км на восток.
Административно остров Пасхи входит в состав чилийской области Вальпараисо, возглавляется губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом Чили.
Столица острова Пасхи, единственное постоянное поселение, Ханга-Роа (в ином чтении Анга-Роа) расположена на юго-западе острова. Рядом с городом находится аэропорт Матавери.
Аэропорт Матавери построен в 1962 г. специалистами американского NASA: в Тихом океане срочно потребовалась база слежения за космическими запусками и надежная полоса для спасения астронавтов при экстренных посадках.
Каков климат на острове Пасхи
Климат острова Пасхи субтропический. Средняя годовая температура 21,8 °C, самый холодный месяц — август (19,2 °C), самый теплый — январь (24,6 °C). Несмотря на близость к тропикам, температуры сравнительно умеренны. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта.
Кто жил на острове Пасхи
Остров Пасхи известен, прежде всего, благодаря многочисленным каменным статуям — моаи, созданным древней цивилизацией острова.
О даже приблизительной дате заселения острова Пасхи до сих пор в научной среде ведутся жаркие споры. Предполагается, что первые поселенцы появились здесь от 300—400-х до 1200-х гг. н. э. По местным легендам, поселенцы прибыли на остров на двух огромных пиро́гах большими семьями. Основал поселения легендарный вождь и отец всех рапануйцев Хоту-Мату’а.
Кем были и откуда прибыли первые рапануйцы также остается спорным вопросом. Лингвистически рапануйский язык уверенно относят к полинезийской группе, большинство исследователей считают рапануйцев пришедшими из Восточной Полинезии, этнически близкими к народу маори (Новая Зеландия). Интересно также, что на острове Пасхи, единственном в ареале распространения полинезийских языков, имелась письменность до прихода европейцев. Существовало как минимум три письменных системы, самая известная из которых — ронго-ронго — иероглифическая резьба на деревянных дощечках. Ни одна из письменностей к настоящему времени не дешифрована, последний носитель ронго-ронго был насильственно вывезен в Перу на рабские работы в 1863 г.
Известный путешественник и исследователь Тур Хейердал отстаивал противоположное, южноамериканское, перуанское происхождение рапануйцев и привел множество доказательств происхождения жителей острова Пасхи от южноамериканских индейцев.
Также существует третья, менее популярная теория о происхождении рапануйцев от меланезийцев, находя культурные параллели на Соломоновых островах и Новой Гвинее.
Записанная на острове Пасхи легенда о войне двух островных племен — длинноухих (hanau-eepe) и короткоухих (hanau-momoko) некоторыми исследователями считается подтверждением одновременного присутствия на острове разных рас, чаще всего перуанцев и полинезийцев.
Наивысшего культурного расцвета цивилизация острова Пасхи достигла в XVI—XVII вв., когда население составляло предположительно порядка 10 тысяч человек.
В результате антропогенной экологической катастрофы (были вырублены все леса на острове, население лишилось источников пищи и материала для изготовления лодок) и ряда войн численность населения ко времени появления на острове первых европейцев сократилось до 2 тысяч человек. Впоследствии практически все рапануйцы были вывезены в Перу для рабского труда. В 1888 г., когда остров Пасхи аннексирован Чили на острове проживало всего 178 местных жителей. В настоящее время на острове Пасхи проживает 3,7 тысяч человек, около 60% из которых — коренные рапануйцы.
Древние рапануйцы были не только крайне воинственны, они занимались каннибализмом — ели человеческое мясо. Деликатесом считались пальцы рук и ног.
Чуть ли не единственным задокументированным рапануйским обрядом было состязание в поиске первого яйца, отраженное в популярном приключенческом художественном фильме Кевина Костнера «Рапа-Нуи«: молодые воины разных кланов в определенный день отправлялись вплавь на тростниковых вязанках к соседнему скалистому островку Моту-Нуи, где искали первое в сезоне снесенное яйцо темной крачки. Яйцо в целости необходимо доставить назад, на остров Пасхи и передать вождю.
Обряд был элементом культа Тангата-ману (человека-птицы). Рапануйцев иногда называют «птицепоклонниками». Одной из наиболее частой тем в петроглифах (наскальных изображениях) после мужских и женских половых органов были птицы и, особенно, птица-фрегат как в непосредственном изображении, так и в образе человека с головой фрегата.
Достопримечательности острова Пасхи
Моаи, аху, пукао
Главная достопримечательность острова — каменные истуканы — моаи (дословно с рапануйского — образы). Как только их не называют: и статуями, и исполинами, и идолами, и колоссами. Представители нашей компании в ходе ознакомительного тура предложили новый термин, живо подхваченный отечественными туристами — «долдо́ны».
Подавляющее большинство «долдонов» вырубалось из породы вулкана Рано-Рараку. Крупнейшая (неоконченная) статуя имела размер около 20 м и вес 270 тонн. Моаи-«долдоны» совершенно непонятным образом доставлялись на побережье, где устанавливались спиной к океану, лицом вглубь острова. Всего на острове зарегистрировано 997 моаи (см. карту о. Пасхи выше).
Известно, что моаи считались вместилищами особой волшебной силы — маны предков рапануйцев.
Внешне моаи разительно отличаются друг от друга, выделяют несколько типов статуй. Различные гипотезы объясняют разнообразие стилей либо постепенной сменой «моды» на изобразительные средства, либо действительным изображением разных островных рас с их внешними отличиями (конечно же, допуская, что на острове существовали этнически разные народы).
Способы транспортировки гигантских статуй обсуждаются многочисленными группами энтузиастов по всему миру, проводятся математические расчеты и эксперименты, однако местная легенда говорит о том, что «моаи шли сами».
Практически все «долдоны» дошли до нового времени в поваленном виде. Считается, что массовое свержение моаи происходило в ходе межклановых войн на острове. В настоящее время множество статуй установлено назад на их законные места.
Моаи устанавливались на постамент (аху), и иногда дополнялись шапкой (пукао) из красного туфа. Считается доказанным, что как минимум некоторые «долдоны» имели глаза из белого коралла. У некоторых истуканов в настоящее время реконструированы глаза.
На склонах Рано-Рараку в настоящее время находится множество неоконченных статуй на разных стадиях изготовления. Создается полное впечатление внезапного прекращения производства моаи.
Рано-Рараку
Рано-Рараку — древний вулкан, на склонах которого находится около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.
Анакена
Анакена — бухта с пляжем из кораллового песка. По легенде именно здесь высадился вождь и праотец рапануйцев Хоту-Мату’а. Неподалеку расположены аху Атуре-Хуки и Наунау.
Пуна-Пау
Пуна-Пау — небольшой вулкан, где добывался красный туф для изготовления шапок-пукао, венчающих головы моаи.
Рано-Као
Рано-Као — вулкан с лучшей смотровой площадкой острова. Рядом находится аху Оронго.
Аху-Тонгарики
Тонгарики — крупнейшая ритуальная площадка (аху) острова, на которой установлены 15 моаи в ряд. Одно из самых часто фотографируемых мест.
Те-Пито-те-хенуа
Те-Пито-те-хенуа (пуп Земли) — церемониальная площадка с особым круглым камнем.
Фото острова Пасхи
В ходе рекламного тура во Французскую Полинезию и на остров Пасхи в марте 2008 года, организованного компанией АС-тревел, представители нашей фирмы посетили остров Пасхи. См. полный фотоотчет о путешествии на о. Пасхи.
Почему Остров Пасхи так называется?
Остров Пасхи ― это не единственное название острова. Местные жители называют его Рапануи, а мореплаватели придумали такие названия как Ваиху, Хититеаираги и Сан-Карлос.
Рапануи получил своё привычное для нас название Остров Пасхи после того, как его открыли европейцы. В то время между голландцами и англичанами разгорелся конфликт: они спорили, кто же всё таки первый открыл остров.
Англия говорила, что первооткрывателем стал Эдвард Дэвис, выходец их страны. Хоть он и не смог надолго задержаться на острове, так как скрывался от испанского флота, открытие Рапануи в любом случае принадлежит ему. После этого мореплаватели несколько раз пытались найти неизученный континент, но у них ничего не вышло.
В 1721 году мореплаватель Якоб Роггевен собрал экипаж из нескольких судов и отправился на поиски «Земли Дэвиса». Спустя год, 5 апреля 1722 года, экипаж основного судна прокричал: «Земля!». Роггевен принял решение приблизиться к суше.
5 апреля 1722 год ― официальная дата открытия континента, которому Якоб Роггевен дал название «остров Пасхи».
Если посмотреть календарь того времени, то 5 апреля отмечался праздник католической Пасхи, ― отсюда и появилось европейское название острова.
У голландцев не получилось сразу высадиться на остров, они простояли в море более четырёх дней. Роггевен во время путешествия вёл записи, в которых рассказывал об открытом континенте и местных жителях. Когда экипаж Роггевена начал сходить на берег с кораблей, рапануйцы решили с ними сражаться, но потерпели поражение.
Остров Пасхи
Остров Пасхи (полинезийское название Рапа-Нуи) – это крошечный клочок земли, расположенный на юго-востоке Тихого океана на полпути между Чили и Таити, удаленный от ближайшей обитаемой суши на 2000 км.
Это не райский остров с туристических буклетов, утопающий в зелени и цветах, его природа очень аскетична – низкая растительность, преимущественно кустарниковая, камни, вулканический песок. Но туристы со всех концов земли приезжают сюда не ради природной красоты, а движимые желанием прикоснуться к его тайнам. Вопросы, связанные с закатом древней цивилизации, населявшей остров Пасхи, а также с причиной и способом сооружения загадочных статуй моаи по сей день будоражат умы как обывателей, так и ученых.
История острова
Ученые предполагали, что первыми о. Пасхи заселили полинезийцы в 400 г. – 900 годы н.э. (по другим сведениям заселение произошло лишь в 1200 годы н.э.). В 1990-е годы генетики из Кембриджского университета, изучив останки людей, обитавших на о. Пасхи с ХI до XIX века, обнаружили в ДНК островитян полинезийский маркер. На основании археологических раскопок исследователи сделали вывод о том, что первыми поселенцами были фермеры. В то далекое время облик острова был совершенно иным, чем сейчас: он был покрыт густыми лесами, которые защищали его от ветров с океана и снабжали поселенцев древесиной для обустройства жилищ и сооружения каноэ.
Благодаря климату и почве пасхальцы начали активно заниматься сельским хозяйством, выращивая бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс. Поселенцы были хорошими моряками, строили длинные каноэ и выходили рыбачить далеко в море на дельфинов, так как у берегов рыбы практически не было, и можно было выловить только крабов и моллюсков.
Постепенно по мере развития сельского хозяйства и разделения труда, в обществе рапануйцев начало выделяться два класса – класс «длинноухих», которые являлись правящей элитой, они обладали письменностью, занимали доминирующее положение, и класс «короткоухих», к нему принадлежали все остальные жители. По преданию, длинноухие первые заселили остров, и именно их предки увековечены в камне в виде статуй моаи.
Легенды о моаи
До сих пор точно не известны ответы на следующие вопросы: кто и зачем начал воздвигать каменные статуи на острове Пасхи; как выбиралось их месторасположение; каким образом аборигены могли передвигать каменные глыбы весом в десятки тонн.
Считают, что гигантские изваяния начали появляться в Х веке, и по одной из теорий они олицетворяли полинезийских богов или обожествляли местных вождей, а устанавливали их с целью защиты острова от злых духов. Последние статуи были построены около 1500 года. После этого их резко прекратили воздвигать. Со стороны это выглядит так, как будто в одно мгновение люди по каким-то причинам бросили всё и ушли, оставив заготовки монументов в каменных мастерских, где десятки моаи расположены в самом центре вместе с самой грандиозной статуей весом около 180 тонн.
Вопрос о том, как изваяния появились на острове, сразу же возник у Джеймса Кука, когда он и его команда впервые увидели в 1774 году на побережье огромные каменные статуи и туземцев, у которых не было инструментов, чтобы изготовить подобные монументы. Загадка их появления не разгадана до сих пор. Есть только несколько теорий:
Инопланетный след
Швейцарский писатель Эрих фон Дэникен утверждает, что идолы на острове Пасхи, подобно египетским пирамидам, были воздвигнуты инопланетянами. Автор считает, что аборигены якобы не были достаточно развиты, чтобы воздвигнуть каменных исполинов.
Лемурия
Согласно некоторым легендам, десятки тысяч лет назад в Индийском океане существовала страна Лемурия, а о. Пасхи является частью этой мифической страны. Сторонники этой теории считают творцами статуй высоких 18-ти метровых лемурийцев, обладавших сверхъестественным способностями.
Дело рук аборигенов
Наиболее близка к жизни версия о том, что статуи – творения местных жителей. В кратере вулкана Рано Рараку были обнаружены следы мастерской, в которой островитяне при помощи каменных инструментов, похожих на топоры, высекали моаи.
Что же касается загадочного расположения изваяний, то помимо мистической версии о защите населения от злых духов, исследователи пришли к выводу о более рациональной причине выбора места для их расположения. Антропологи, среди которых известный ученый Карл Липо, заинтересовались вопросом, как поселенцам удалось выжить на острове, на котором практически нет пресной воды, не считая одно небольшое озеро. Изучив расположение подземных ручьев, команда пришла к выводу, что моаи установлены там, где есть подземные ручьи. Видимо, с помощью статуй древние люди маркировали источники свежей пресной воды.
Письменность островитян
Еще одной известной особенностью поселенцев, указывающей на высокий уровень развития общества, было наличие своей иероглифической письменности (кохау ронгоронго), происхождение которой не известно. На блестящих деревянных дощечках жители острова Пасхи записывали легенды и мифы, используя фигуры животных, неизвестные символы, геометрические или символические иероглифы. Современные пасхальцы не умеют читать иероглифы, высеченные на табличках, поэтому расшифровать надписи не представляется возможным. Не осталось представителей древней цивилизации, владевших искусством читать кохау ронгоронго.
Причины исчезновения цивилизации
Ученые в своих рассуждениях о причинах, послуживших исчезновению древней цивилизации, разделились на два лагеря. Сторонники первого утверждают, что вина за события, произошедшие на острове, лежит непосредственно на самих островитянах. Ученые выстраивают следующую хронологию событий.
Версия первая
В 400-900 годах н.э. происходит заселение острова Пасхи. В это время остров был покрыт субтропическим лесом с разнообразными видами деревьев, кустов и трав, что подтверждают результаты исследований древней пыльцы, сохранившейся в болотах. Имея такие природные лесные богатства, люди начали активно их использовать, бездумно вырубая леса для строительства домов, каноэ и очистки земель для посевов. Также ученые считают, что огромные лесные и человеческие ресурсы требовались для сооружения статуй, так как с помощью древесных настилов и канатов островитяне перемещали каменные изваяния из каменоломни в различные концы острова.
Археологи утверждают, что период активного строительства статуй пришелся на расцвет цивилизации рапануйцев. В XIV веке это было уже высоко-организованное общество, которое насчитывало примерно 15 000 человек. Но в какой-то момент оказалось, что растущее население использует ресурсы быстрее, чем они успевают восстановиться.
В итоге все действия островитян привели к тому, что к XV веку погиб лес, и вымерла большая часть составлявших его растений. Исчезли многие виды животных и птиц, что привело к значительному сокращению рациона рапануйцев. Из-за отсутствия пригодной для строительства каноэ древесины, жители перестали охотиться на дельфинов. Чтобы восполнить недостатки мясной пищи, островитяне начали усиленно разводить кур. Устные предания, которые известны местным жителям в наши дни, гласят о том, что в пищу пасхальцы стали употреблять людей. Вскоре жителям перестало хватать не только древесины, но и воды. Деревьев не осталось, вода утекала в океан, почва стала не пригодна для использования – все эти факты чрезмерного и нерационального потребления создают общую картину упадка общества.
По мере ухудшения условий жизни, нехватки пищи и воды назревал социальный конфликт. Власть жрецов и вождей подошла к концу, и главенство захватили воины. В XVI-XVII веках разразилась война между кланами «короткоухих» и «длинноухих». Около XVII века началось резкое падение численности населения. В XVIII, когда первые голландские мореплаватели открыли остров, по их подсчетам население рапануйцев составляло всего около 2000 человек. По свидетельствам европейцев, аборигены были вполне дружелюбны, они укрепляли почву, защищая ее от ветров, и занимались, как и прежде, сельским хозяйством.
Согласно этой версии количество островитян за пару сотен лет резко уменьшилось с 15 000 до 2 000 человек вследствие экологической катастрофы, виновниками которой ученые признают самих жителей острова.
Версия вторая
Приверженцы второй версии, к которым относятся антропологи Терри Хант и ранее упомянутый Карл Липо утверждают, что цивилизация пасхальцев погибла по причине внешнего воздействия. В начале 2000-х в научном американском журнале Science было опубликовано исследование, в котором оспаривались традиционные даты появления первых рапануйцев. В нем поставлена под сомнение точность дат 400-900 годы н. э., в связи с тем, что следы древесного угля, останки съеденных животных и рыб указывают на 1200 годы нашей эры, т.е. нет никаких доказательств более раннего появления на острове человека.
Археологические раскопки подтверждают, что пасхальцы вели сельское хозяйство разумно и принимали все возможные меры для защиты земель: они удобряли почву, строили каменные стены для защиты земель от ветров и использовали обломки вулканических скал для удержания влаги в почве.
Хант и Липо также уверены, что статуи возводились в целях поддержания мира между народами острова, а для их сооружения не требовалось ни древесных конструкций, ни больших человеческих ресурсов. Экспериментальным путем они доказали, что статуи можно передвинуть силами нескольких человек, используя всего пару веревок.
В том, что экосистема острова оказалась полностью уничтожена, ученые обвиняют не островитян, а как это ни странно – крыс. Эти мелкие грызуны прибыли на остров в каноэ полинезийцев. Для стремительного размножения крыс в наличии были все условия: отсутствие хищников, других грызунов, огромное количество пищи. Они уничтожали яйца птиц, семена деревьев и растений, из-за чего те больше не могли размножаться.
Исследователи уверены, что именно крысы уничтожили леса, что привело к эрозии почвы и другим отрицательным последствиям. Что касается сокращения численности населения, то Хант и Липо уверены, что цифра в 15 000 всего лишь выдумка. Они полагают, что население острова Пасхи не превышало всего 7 000 человек.
Археологи Терри Хант и Карл Липо считают, что пример рапануйской цивилизации служит образцом стабильного развития общества. Несмотря на гибель экосистемы, в условиях нехватки основных жизненных ресурсов – пищи и воды, они смогли несколько веков прожить на о. Пасхи, создать организованное общество и воздвигнуть удивительные монументы. Археологи, изучив количество обитаемых мест, выявленных при раскопках, определили, что до прихода в XVIII века европейцев численность населения оставалась стабильной.
Альтернативная версия
У ученых есть основания полагать, что общество рапануйцев не было «убийцами» экосистемы, и их цивилизация погибла в результате воздействия, которое пришло извне. Исследования показывают, что сокращение численности пасхальцев связано с освоением острова европейцами. Таким образом, коренные жители острова стали жертвами не природных условий, а геноцида. Их погубили завезенные европейцами болезни, на которые у аборигенов не было иммунитета, и пули. А позже в XIX веке количество аборигенов сократилось до сотни человек из-за жестоких действий перуанских работорговцев, которые вывезли почти все мужское население острова.
Рекомендуем посмотреть видео
Почему остров Пасхи так назвали и имеет и отношение к христианскому празднику
У нас уже было несколько историй на эту тему. В частности мы обсуждали Истуканов острова Пасхи и последний пальмовый побег, а так же рассматривали вопрос Где рождались статуи острова Пасхи.
А что вам известно про название острова? Почему оно такие и не случайно ли его созвучие с христианским праздником?
Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года
Первым делом стоит отметить, что остров Пасхи – далеко не единственное название. Вторым широко распространенным именем считается Рапануи – именно так остров называют местные жители. Но также ему неоднократно присваивали и другие названия: Ваиху, Хититеаираги, Сан-Карлос и прочие. В частности любили придумывать новые наименования различные мореплаватели, которые бывали на этом острове. Рапануи стал островом Пасхи одновременно с тем, как его открыли европейцы.
Дело в том, что в истории существовало много споров относительно того, кто же первым обнаружил остров. Основной конфликт разгорелся между голландцами и англичанами. Англия настаивала на том, что это выходец из их страны, Эдвард Дэвис, нашел остров первым. Но он не смог там задержаться, поскольку вынужден был убегать от испанского флота. Потом путешественники пытались снова отыскать неизвестный континент, но так и не смогли этого сделать. Зато вместо Рапануи они обнаружили множество других островов.
Очередную попытку найти «Землю Дэвиса» предпринял голландский мореплаватель по имени Якоб Роггевен. Он начал путешествие с несколькими суднами из Амстердама в 1721 году. Почти через год – 5 апреля 1722 экипаж, который находился на основном корабле, заприметил на горизонте сушу. Было принято решение максимально приблизиться к ней. Этот же день стал официальным днем открытия острова, а название выбрал сам Якоб Роггевен. Дело в том, что по календарю того времени 5 апреля как раз отмечалась католическая Пасха. Так Рапануи и заполучил свое европейское название.
Примечательно, что попасть на сушу голландцы смогли не сразу. Пока их корабли стояли рядом с островом, 6 апреля к ним приплыл местный житель на каноэ и с удивлением рассматривал большое судно. Высадка состоялась только через четыре дня. В своих записях путешественник Роггевен сделал подробное описание самого острова, а также местных жителей. Рапануйцы были не рады вторжению и вступили в сражение с голландцами, но, естественно, потерпели поражение.
В дальнейшем на остров Пасхи прибывало множество иностранных кораблей из Испании, Америки и даже России. Испанцы пытались подчинить остров себе, и рапануйцы были не против протектората. Но потом об острове забыли. Некоторые иностранные путешественники демонстрировали агрессию по отношению к местному населению, поэтому рапануйцы тоже начали относиться ко всем прибывшим корабля враждебно.
19 век стал переломным в истории существования рапануйцев, когда остров находился в юрисдикции Перу. Местных жителей использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Другими словами, коренных обитателей острова Пасхи превратили в рабов, в результате чего численность островитян существенно снизилась.
Последующие исторические и религиозные события привели к тому, что остров Пасхи стал частью Чили. С 1995 года Рапануи считается наследием ЮНЕСКО – то есть, принимаются существенные меры по сохранению местной культуры.