осташков церкви и храмы
Храмы Осташкова
Осташков – город с древней историей. На его территории на сегодняшний день сохранилось достаточное количество уникальных храмов. Некоторые из них после закрытия в советские времена были вновь освящены и стали доступны для православных верующих.
Монастыри в Осташкове
Наиболее крупными храмами Осташкова считаются постройки Осташковского Знаменского женского монастыря и Житенный женский монастырь.
собор Вознесения Господня
На территории Знаменского монастыря ведутся православные службы в соборе Вознесения Господня. Это основной действующий храм Осташкова. Знаменский монастырь был построен в 1673 году. После 1917 года монастырь был разорен, в его помещениях обосновалась швейная фабрика. В 1947 году местные власти разрешили проводить в этом храме богослужения. Церковь была вновь расписана иконописцами. Здесь же хранились мощи преподобного Нила, которые были переданы в монастырь Нилова пустынь в середине 90-х годов прошлого века. Координаты Знаменского монастыря : 57°9’7″N 33°6’32″E. Точный адрес храма ул. Рабочий городок, 49.
женский Житенный монастырь
Вторым крупным сооружением считается женский Житенный монастырь. Монастырь действующий. Монастырь был основан по приказу Петра I в 1716 году. В советские времена на территории монастыря выпускал свою продукцию осташковский маслозавод. К 2000-м годам производство совершенно свернулось. Постройки храма были в плачевном состоянии. В 2002 году на базе этого храма был создан женский Житенный монастырь. Внешний вид монастыря за последние годы преобразился в лучшую сторону. Находится монастырь по дороге на остров Кличен (город Осташков о. Житенный). Монастырь можно найти по координатам: широта 57°10′3″N, долгота 33°5′36″E.
Часовни, храмы и другие православные объекты в Осташкове
Не менее популярным среди гостей Осташкова считается Троицкий собор, который был построен в конце 17 века. В настоящее время здесь расположено осташковский краеведческий музей.
Его можно найти в конце Ленинской улицы у самого Селигера. Координаты храма: широта 57°9′41″N
долгота 33°6′8″E. Адрес: улица Печатников Троиций храм.
Тут же, к Троицкому собору примыкает Воскресенская церковь. В настоящее время она используется для проведения фестиваля «Музыкальные вечера на Селигере».
Кроме вышеописанных храмов в Осташкове можно ознакомится с менее крупными православными объектами.
В городском парке Осташкова напротив фонтана стоит Церковь Преображения Господня. На ней расположены городские часы. Раньше они исправно работали и по ним осташи определяли время.
Вальский столп
Недалеко от Троицкого собора на улице Володарского можно увидеть Вальский столп.
На улице Евстафьевская стоит Часовня Ксении Петербургской. Во времена Советского союза здесь продавали керосин. Сейчас эта часовня действующая.
Рубрика: Храмы Осташковского района
Церковь Казанской Божией Матери в д. Залучье
Казанской Иконы Божией Матери церковь построена в начале ХХ века в стиле эклектика. Закрыта в советское время. Вновь открыта для богослужений в 2011 году, первая служба прошла 21 июля в день Казанской Иконы Богоматери. Приписана к Введенской церкви села Кравотынь. Просмотры(18)
Поделиться:
Историческая справка Андреевского храма д.Ясенское Осташковского рай-она
Историческая справка Андреевского храма д.Ясенское Осташковского района,приписного храма к Приходу Введенской церкви д.Кравотынь Осташковского района ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Андреевский храм в деревне Ясенское Осташковского района Тверской области – деревянный, однопрестольный. История строительства этого храма берет свое начало в 2010 году, когда по просьбе жителей д.Ясенское о совершении богослужений в их деревне …
Поделиться:
Историческая справка храма в с. Рогожа (Рогожа погост, Рогоза погост) — Спаса Преображения церковь
Недалеко от того места, где из озера Селигер вытекает речка Селижаровка, находится село Рогожа, или, как иногда его называют старые документы, — Рогоза. В селе на берегу Селижаровского плеса стоит Преображенская церковь. Добраться туда нетрудно. По шоссе Осташков — Торжок всего девять километров можно проехать автобусом или пройти пешком вдоль берега озера, которое постепенно будет сужаться. Берега, извиваясь, подойдут вплотную друг к другу, окрестности станут совсем непохожи на приволье Осташковского плеса, и сквозь негустой прибрежный лес будет казаться, что за следующим поворотом они сомкнутся.
Село Рогожа — одно из древнейших на Селигере — появилось у истока речки Селижаровки не случайно. Для одних тут заканчивался озерный участок нелегкого «серегерского пути». Для других Рогожа становилась преддверием желанной новгородчины. Тут же возник небольшой женский монастырь — Пелагеина пустынь, основание которого литературные источники прошлого столетия относят к концу XV века, то есть к тому времени, когда эти земли принадлежали волоцкому князю Борису Васильевичу. В смутные годы польско-литовского нашествия пустынь, видимо, была полностью разорена. До конца XVII века она оставалась очень бедной: «И по тем де Нашим грамотам воеводы Наши земли не отмежевали и Игуменья де Ираида голодною смертью умерла, а они де (монашенки — прим.) ныне скитаются меж дворов и помирают голодною смертию», — записано в жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Пелагеиной пустыни. Но и после этого положение монастыря не улучшилось. Опись второй половины XVII века вновь сообщает о его бедственном положении: «А в нем церковь Преображения Спасова древянклетцки. На монастыре три кельи, а в них живут старицы… питаются Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровича и всея Руси жалованием, милостынными деньгами, а вотчины к тому монастырю нет». Некоторое оживление наступило в 80-е годы XVII века, когда пустынь получила земли и монах Нилова монастыря старец Герман Лутохин, бывший до пострижения полковником и головою московских стрельцов Юрием Петровичем Лутохиным, на свои средства построил деревянную церковь. В 1694 году в Пелагеиной пустыни строится другая деревянная церковь, но вплоть до середины XVIII века никакого каменного строительства там не ведется. В 1756 году на месте второй деревянной церкви состоялась закладка каменной. Вначале была построена трапезная, освященная в 1758 году, а вслед за ней и сам храм. Но достраивали его после упразднения монастыря по указу Екатерины II в 1767 году. Живших в нем монахинь перевели в осташковский Знаменский монастырь, и церковь освящали в 1770 году уже как приходскую. Такое подробное знакомство со строительной историей рогожской церкви необходимо для того, чтобы можно было отчетливо представить, как развивались местные архитектурные традиции. Ведь закладка церкви состоялась примерно в одно время со строительством соборов в Житенном и Знаменском монастырях в Осташкове, а закончили ее тогда, когда была освящена городская Преображенская церковь и началось формирование нового центра Осташкова.
Храм в селе Рогожа, сохранивший свой облик в первозданном виде, имеющий сходство с монастырскими соборами в городе и испытавший влияние более поздних архитектурных вкусов, является памятником переходного периода, где лучше всего можно проследить, как постепенно местное зодчество, тяготевшее к наследию конца XVII столетия, начинало впитывать новые веяния и осваивать новые формы.
Эта церковь, как и городские монастырские соборы, тоже типа «восьмерик на двусветном четверике» и увенчана пятиглавием. С запада — трапезная с приделом, с востока — граненая апсида. Но первое, на что сразу же обращаешь внимание при ближайшем рассмотрении здания, — не композиция его объемов, не их сочетание друг с другом, а то, как разнообразно украшены его фасады и как перемешались два различных стиля. Слияние их поистине редкое! Трапезная, придел, нижний ярус четверика храма и апсида оформлены наличниками из фигурного кирпича в формах декора XVII столетия. Колонки, обрамляющие окна, с перехватами и дыньками. Наличники завершены кокошниками, причем на трапезной и апсиде их рисунок почти одинаковый. Наиболее нарядно декоративное обрамление ложного окна в центре апсиды. Если к этому добавить крыльца на столбах с севера и юга и перспективные порталы из фигурного кирпича, то может статься, что речь идет о памятнике архитектуры XVII века или о каком-то запоздалом всплеске в провинции форм, давно ставших анахронизмом в столице. Декор фасадов выполнен с удивительным совершенством. Словно демонстрируя свое умение делать наряду с узорными наличниками барочное обрамление окон, второй ярус четверика мастер оформляет плоскими «дощатыми» наличниками. На первый взгляд может даже показаться, что ярусы церкви строили разные мастера. Но, приглядевшись к рисунку венчающего карниза, базам и капителям, понимаешь, что это не так. Церковь от подошвы до глав построена одними и теми же мастерами. Кульминацией в композиции храма служит завершение восьмерика традиционнымпятиглавием, с диагональной расстановкой барабанов, обработанных декоративными арочками.
Вплотную к трапезной примыкает колокольня, строительство которой было начато в 1856 году на месте деревянной. Это довольно заурядное столпообразное невысокое сооружение, завершенное деревянным шатром. Однако, украшая ее фасады, мастера пытались повторить те самые вазоны, которыми были некогда оформлены Вальский столп и колокольня Преображенской церкви в Осташкове.
В 30-е годы ХХ века церковь закрыли. Рядом с ней была создана МТС им. Тельмана, которая заняла и церковные помещения. С 1986 года в церкви размещается музей природы Селигерского края.
Музей природы в летней части храма
По благословению Митрополита Тверского и Кашинского Виктора в августе 2012 года настоятелем Прихода Введенской церкви д.Кравотынь протоиереем Алексием Соловьевым были поданы документы в Министерство имущественных отношений Тверскорй области о передаче здания Преображенской церкви д.Рогожа Осташковского района Русской Православной Церкви.
Внастоящее время идет процесс передачи здания храма.
Рядом с Преображенским храмом находится святой источник святого Иоанна Предтечи, разрушенный с советское время и восстановленный в 2016 году.
Поделиться:
Историческая справка храма иконы Божией Матери Троеручица д.Троеручица Осташковского района
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Исстари в Кравотынский приход входила часовня в честь иконы Божией Матери Троеручицы. Здание находилось в сосновом бору, на высоком берегу небольшого тихого озера Глубокое. Ныне, когда вы едете в Кравотынь, возле дороги видите сельский погост и полуразрушенную колокольню. У озера стоит старый деревянный дом и хозяйственные строения. Больше здесь ничего нет. Это место местные жители называют Троерушное. О часовне известно из трудов замечательного историка Селигерских земель Владимира Петровича Успенского (1823-1894). Он был настоятелем Преображенского храма в Осташкве. Протоиерей Владимир – талантливый исследователь, активный член Тверской ученой архивной комиссии и Тверского губернского статистического комитета. На заседании Тверской ученой архивной комиссии в 1891 году В.П. Успенский сделал доклад о часовне в честь иконы Божией Матери Троеручицы.
Отец Владимир свидетельствовал: «Часовня в честь Божией Матери Троеручицы находится в 7 верстах от города Осташкова, на северо-восток от него, близ дороги из деревни ПачковоКравотынского прихода в село Кравотынь, в месте необитаемом, где сходятся земли деревень Кравотынского прихода, с одной стороны Твердякина и Зальца, с другой – Жара и Пачкова (между озерами Белым и Дохлецом).
Местоположение очень красивое; с южной стороны из-за бугра, поросшего молодыми соснами, открывается вид на Осташков; с западной мелькают воды малых озер… и светятся купола и главы церквей Ниловой пустыни, находящейся в 4 верстах отсюда; на северной белеется каменная церковь села Кравотынь, расположенная в 5 верстах; с северо-восточной и восточной стороны красуется поросшая молодыми соснами маленькая, но, по-видимому, насыпная горка, имеющая к западу и северу крутые, а к востоку и югу довольно отлогие спуски, а за нею тянется к деревне Глубочице озеро Глубокое, окаймленное с южной стороны бугром, поросшим мелкими соснами. В двух-трех верстах от часовни к западу и юго-западу струятся воды озера Селигер».
По одной версии, часовню построили в связи с внезапной кончиной архиепископа Новгородского Мартирия, когда он в 1199 году селигерским путем ехал из Новгорода Великого в город Владимир-Залесский к великому князю Всеволоду Юрьевичу просить на княжение в Новгород сына князя. Эта версия не подтвердилась. Некоторые утверждали, что часовню установили в том месте, откуда в 1238 году повернул назад свои войска хан Батый, который селигерским путем шел на Новгород Великий. По третьей версии, на месте часовни существовал древний погост. Все эти версии также не получили подтверждения. Сторож часовни поведал протоиерею Владимиру Петровичу Успенскому предание, будто икона Божией Матери Троеручицыявилась на сосне в давние времена и будто об этом явлении довелось раньше других узнать крестьянину из деревни Глубочицы (находящейся в полутора верстах от часовни). Прозвище крестьянина было Плуг. О явлении иконы он сообщил священнику Введенской церкви в Кравотыни. Священник с причтом три раза брали эту икону в Кравотынский храм, но она каждый раз переносилась вновь на сосну. Тогда на месте явления иконы поставили часовню. Скорее всего, крестьянин Плуг, который имел отношение к явленной иконе, и срубил первую деревянную часовню. Из приходно-расходных книг Нило-Столобенской пустыни известно, что Плугины были хорошими плотниками; Кирилл и Иван Плугины, крестьяне из деревни Глубочица, скорее всего потомки Плуга, делали для новопостроенной церкви в честь Нила Преподобного (позднее – храм во имя Всех Святых) пять новых деревянных глав. Некоторые историки утверждают, что часовню Троеручицы поставили в память о мирных переговорах со шведами, проходивших в 1615 году неподалеку – в деревне Пески. Здесь состоялся съезд полномочных послов российского и шведского, а также посредников – английского и голландского, готовивших переговоры о мире. Со стороны России главным представителем был князь Данило Иванович Мезецкой, со стороны Швеции – генерал Делагарди. Перемирие тогда не состоялось, и мирный договор был подписан в 1617 году. Один из исследователей прошлого пытается даже объяснить возникновение часовни Троеручицы тем, что она служит как бы безмолвным памятником бывшего при совещании о мире трехсоставного (троеручного) посольства – русского, шведского и третьего, посредствующего к миру, английского, почему-то забыв упомянуть голландское. Причины, почему избрали это место для устроения часовни, могли быть разные. Но следует заметить, что традиционно на Руси на перекрестках дорог («святом перекрестье») ставили столбы или часовни.
К тому же здесь сходились земли нескольких близких к часовне деревень – Зальцо, Твердякино, Жар, Пачково, Пески, Глубочица. Часовня находилась прямо напротив Ниловой пустыни. Все, кто приходил или проезжал мимо, осенял себя крестным знамением. В Житии преподобного Нила Столобенского приводится случай, произошедший в 1598 году со слугой Богдана Яковлевича Бельского Исайей Травковым. Он ехал из Зальца в Осташков мимо Ниловой пустыни и с дерзостью сказал: «Хотя и свят ты, Нил, но я к тебе в монастырь не поеду, пройду мимо». За что был наказан болезнью. Этот случай был хорошо известен в Кравотынской волости, и все проезжавшие считали своей обязанностью против Ниловой пустыни, где стояла часовня, остановиться и помолиться. В 1879 году на месте деревянной часовни построили каменную. В плане она представляла равноконечный крест. Рядом с часовней находился колодец с деревянным обрубом, а
также несколько старых сосен. Через дорогу
от часовни, на берегу озера Глубокое, стоял большой деревянный дом для сторожа. В начале ХХ века рядом с часовней возвели высокую колокольню, таким образом часовню преобразовали в храм. Внутри церковь была отделана богато: на западной стене ее в середине находилась икона Божией Матери Троеручицы. По сторонам от иконы Божией Матери Троеручицы в храме находились следующие иконы: по правую руку Рождество Христово, по левую Богоявление Господне и еще по одной иконе с той и другой стороны – святителей.На боковых стенах: на досках масляными красками и в вызолоченных рамках изображены на южной – богатый юноша, вопрошающий Иисуса Христа о пути в Царствие Небесное, и Алексий человек Божий, на северной – притча о десяти девах и Распятие Иисуса Христа; в южном боковом выступе на передней стене: Божия Матерь, Положение во гроб Иисуса Христа и суд Соломона; на боковой стене – резное изображение Нила преподобного, икона Божией Матери Троеручицы и Кирика и Улиты; на задней – Введение Божией Матери во храм и святого Апостола Петра; в северном боковом выступе: Сретение Господне, Мария, помазывающая миром Господа и снятие Иисуса Христа со Креста; на боковой – преподобный Пафнутий Боровский и святитель Николай Чудотворец; на задней – Богоявление Господне и святой апостол Павел. На сводах изображены двунадесятые праздники, евангелисты и коронование Марии.
В 1920-е – начале 1930-х годов иереем в церкви был Павел Каморин, приехавший сюда с семьей из Прибалтики. У него была жена и двое детей – сын и дочь. Старожилы хорошо помнят отца Павла; он был высокий, стройный, красивый, одевался элегантно. Запомнились и его проповеди, и то, как отец Павел исповедовал прихожан, как торжественно проходила литургия. Похоронен он на кладбище в селе Кравотынь. Церковь во имя иконы Божией Матери Троеручицы закрыли в конце
1930-х годов. Служил в ней в то время иерей Ладыгин, у него было три дочери и сын Владимир. Его исключили из школы, потому что отец был священником. В деревянном доме у озера размещалась сельская школа-семилетка. Храм тогда использовали как клуб и физкультурный зал.
Когда разрушили церковь, сейчас сложно сказать, вероятно перед Великой Отечественной войной. Но местность, где находилась церковь, особо почиталась у населения. Сильным ударом для окрестностей Троеручицы в 1980-е годы стало строительство асфальтированной автотрассы. Летом, в разгар туристического сезона, замечательный уголок Селигерских земель страдал от многочисленных туристов, повсюду машины, кострища. Благодаря усилиям патриотов края окрестности Троеручицы получили статус природного заказника, что позволило сберечь прекрасный сосновый бор поблизости от часовни. Ныне близ полуразрушенной колокольни храма – большое кладбище, где хоронят жителей окрестных селений, Осташкова. Печально видеть живописные развалины святыни, имеющей такую большую и славную историю. Очень хочется надеяться, что разрушенная церковь в честь иконы Божией Матери Троеручицы будет восстановлена.
Храм Вознесения Господня г. Осташков
Храм Вознесения Господня г. Осташков запись закреплена
Храм Вознесения Господня г. Осташков запись закреплена
Храм Вознесения Господня г. Осташков запись закреплена
Храм в п. Селище
Считается, что Хэ́ллоуи́н (Halloween, или как его еще называют Hallow Evening) — праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых и традиционно празднуется в англоязычных странах. Но с конца XX века, в ходе процесса американизации и глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ.
Показать полностью.
Грим Рипер. В ее честь празднуется Хэллоуин Праздник Хэллоун возник в дохристианские времена среди кельтских племен Шотландии, Ирландии и северной Франции. Прообразом этого праздника является кельтский фестиваль Самхейн (Samhain). Считается, что в языческие времена праздник не имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного. Однако это не совсем так. Самхейн (или Сауин, Самайн) является кельтским богом Смерти. Некоторые исследователи считали слово «Самайн» происходящим от имени Сатаны.
Важной частью языческого культа являлся акт жертвоприношения тёмным силам, состоящим на службе у Самхейна. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхейна обрушатся на людей.
Православные христиане должны понимать, что принимая участие в подобных действиях, они предаются идолопоклонству и тем самым предают Господа нашего и нашу Святую Веру. Более того, раздавая угощения, мы не раздаем сладости невинным детям, а приносим жертву богу смерти Сауину, слугами которого они становятся, бродя во тьме в подражание мертвым.
Хэллоуин символизирует победу над Христом, а также, как и другие аспекты современной рок- и поп-культуры, проповедует патологическую агрессию.
Организаторы Хэллоуина спекулируют на тяге детей к сказочному, волшебному и необычному. Никто из детей в здравом рассудке не согласится принять участие в ритуале, имеющем отношение к сатанизму, тогда как любой ребенок будет рад участвовать в костюмированном красочном карнавале шутливой направленности да еще с оттенком волшебства, как представляют хэллоуин детям организаторы и пропагандисты этого действа. Думают ли люди в костюмах вурдалаков и упырей, что и кому они платят?
Что посетить в Осташкове Тверской области
Много интересных мест и достопримечательностей ждёт туристов в Осташкове — небольшом городе Тульской области, который раскинулся на берегу красивейшего озера Селигер. Он был основан в XIV веке, на его территории сохранилось немало памятников истории и древнего зодчества. Всё это в сочетание с живописной природой придаёт Осташкову необычайный колорит, создающий прекрасный фон для увлекательного путешествия по лучшим туристическим местам этого славного городка.
Самые интересные места Осташкова: ТОП-3
Первый день поездки стоит посвятить наиболее знаменитым и популярным достопримечательностям Осташкова, которые являются его символами и гордостью.
Озеро Селигер
Озеро Селигер знаменито своей красотой. Его берега и острова утопают в роскошных хвойных лесах, где обитают лоси, медведи и лисы, гнездятся журавли, дикие утки и цапли. Озёрные глубины изобилуют рыбой. Местные рыбаки вылавливают здесь судака, налима, язя и крупных особей щуки.
Среди туристов Селигер пользуется популярностью за счёт расположенных в его окрестностях древних монастырей, золотые главы которых украшают панораму озёрных берегов. Привлекает и возможность совершить круиз на катере или самостоятельный сплав на весельной или моторной лодке. Маршрут такого путешествия, как правило, захватывает дальние острова с красивыми природными пейзажами.
Богородицкий Житенный монастырь
Женская обитель была основана в 1716 году. Целью её создания было примирение Троицкой и Воскресенской церквей, прихожане которых не могли поделить икону Смоленской Божией Матери. Чтобы сохранить нейтралитет и не отдавать предпочтение ни одному из враждующих приходов, власти решили построить новую церковь и хранить икону в её стенах. Так началась история Богородицкого Житенного монастыря.
Обитель расположена в живописном месте на Житном полуострове у вод озера Селигер. Её главным украшением являлся храм Смоленской иконы Божией Матери, построенный в 1724 году. Белокаменный собор в стиле барокко венчался тремя куполами и отличался богатым декоративным оформлением. Его фасад украшала лепнина, фигурная кладка и резьба по камню. В том же стиле была выполнена ярусная шатровая колокольня и трапезная комната.
Архитектурный ансамбль понёс серьёзный урон в советский период. В 1929 году обитель закрыли, а здания отдали под нужды маслозавода. Собор переоборудовали под производственный цех: изменили внутреннюю планировку, провели трубы, установили центрифуги. Восьмигранный барабан, которым был увенчан храм, полностью разобрали, оконные рамы расширили, а элементы декора стесали. Производственная деятельность и перестройки привели к тому, что 200-летнее здание пришло в негодность.
Главный храм монастыря находился в законсервированном состоянии вплоть до 2018 года. Тогда старое здание снесли и на его месте возвели новую (не столь величественную) церковь. Современный храм выполнен в стиле классицизма и представляет собой трёхъярусное сооружение, увенчанное золотым куполом.
Реконструкция остальных построек обители идёт полным ходом. Уже восстановлена колокольня, кельи, открыта воскресная школа и социальная гостиница для малоимущих. Также на территории монастыря существует небольшая ферма и ботанический сад «Напоминание о рае». Обитель открыта для посещений и часто организует мероприятия праздничной, образовательной и религиозной тематики.
Музей забытых вещей и не только
Один из самых трогательных и оригинальных музеев города. Его экспозицию составляют вещицы времён СССР, с которыми у многих связаны детские и юношеские воспоминания. Старшему поколению интересно вновь увидеть и поддержать в руках предметы, вызывающие ностальгию и пробуждающие в памяти эпизоды пионерского детства:
Младшему поколению здесь уделяется особое внимание. Экскурсоводы любят играть с современными детьми в «угадайку», заставляя их догадываться, для чего был нужен тот или иной предмет.
Выставка занимает три зала. Два из них посвящены советскому периоду, один дореволюционной эпохе. В последнем можно увидеть столетние платья, фотоаппараты, картины, сервизы и прочие предметы быта, которые некогда считались обыденными, а теперь носят звание раритета. В музее царит уютная, домашняя атмосфера. Как говорят отзывы, это место, где оживают воспоминания.
Что за музеи посмотреть в Осташкове
В городе Осташков не любят скучные выставки, аналоги которым можно найти в любом другом уголке нашей России. Здесь к организации экспозиций подходят с фантазией, чтобы привлечь туристов и удивить их.
Музей «Острог»
Музей разместился в здании бывшей городской тюрьмы. Его экспозиция рассказывает о тяжёлой жизни заключённых. Выставочные залы представляют собой отреставрированные камеры с решётками, тугими запорами и нарами. Отдельная выставка рассказывает о заключённых, подвергшихся политическим репрессиям.
Здесь можно узнать некоторые сведения из их биографии, увидеть фотографии и письма. Самый страшный зал называется «Камера скорби» — это расстрельная камера, на стенах которой ещё заметны следы пуль.
Вокруг этой камеры ходят легенды о приведениях, будто бы в близлежащих коридорах слышатся стоны и мелькают тени, но это истории из рода баек для экскурсий. Но даже несмотря на отсутствие приведений, это место производит жуткое впечатление и пугает до мурашек. Его стоит посетить туристам, любящим пощекотать себе нервишки.
Музей рыбы
Музей этот был основан относительно недавно — в 2006 году. Его особенность состоит в том, что здесь туристам не придётся разглядывать экспонаты, акцент заведения делается не на предметы, а на традиции. Во время экскурсионной программы туристы узнают старинные обычаи и суеверия коренных жителей, касающиеся рыбалки.
Мужчинам на практике покажут, как ловить ту или иную рыбу, какую приманку необходимо насаживать на крючок, когда и куда лучше отправляться за уловом. Программа экскурсии для женщин направлена на секреты приготовления рыбных блюд по народным рецептам.
В музее открыта сувенирная лавка, где продаются керамические статуэтки рыб, а также более практичные предметы: удочки, сети, крючки, снасти, приправы и так далее. Местные жители часто шутят, что любой уважающий себя рыбак просто обязан посетить этот музей. Только побывав здесь, он станет настоящим мастером своего дела.
Осташковский краеведческий музей
Краеведческий музей находится в одном из старейших зданий города — Троицком соборе. Само заведение появилось в 1889 году. Его основателем был П.А. Шубяков — школьный учитель, влюблённый в историю родного края.
Благодаря его старанием в музее по сей день хранятся уникальнейшие предметы XIX века: самовары, старинные рукописи и книги, прялки, картины и монеты. Из рассказа опытного экскурсовода можно почерпнуть интересные сведения о местной культуре, традициях и промыслах.
Помимо экскурсионной деятельности музей участвует в программе эстетического образования «Осташков художественный». В её рамках дети разного возраста углубляют свои познания в отечественном и зарубежном искусстве.
Музей природы Селигерского края
Музей разместился в Спасо-Преображенском соборе, построенном в XVIII веке. Богатая и интересная экспозиция знакомит посетителей с красотами Селигерского края.
Здесь представлены чучела животных и птиц, обитающих в местных лесах, живописные диорамы лесов, озерных глубин, медвежьих берлог и волчьих логовищ, коллекция бабочек, образцы почвы и каменных пород, гербарии, а также скульптуры животных и рыб (в том числе вымерших).
Музей, а точнее его сотрудники, часто организует образовательные лекции, беседы с краеведами и викторины для школьников.
Старинная архитектура города Осташков
Улицы Осташкова производят большое впечатление за счёт необыкновенных зданий, которые как будто восстают из прошлого. Эти удивительные постройки поражают своим величием и показывают, с каким талантом и фантазией работали архитекторы минувших веков.
Ратуша Осташкова
Ратуша — одно из наиболее старых и исторически значимых зданий города. Оно было построено по указу Петра Великого в 1722 году. Ратуша выполнена из кирпича и имеет строгий, элегантный вид. Единственное украшение — лепной наличник в стиле барокко, обрамляющий окно в центре мезонина.
В XVIII-XIX вв. Ратуша являлась центром светской и политической жизни. Здесь собирались «сливки» общества, устраивались праздничные мероприятия и заседания городского совета. В начале XX столетия Ратушу использовали в качестве дома соборного притча, а после революции её переоборудовали под общежитие, которое существует до сих пор. Ратуша признана памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством.
Здание народного театра
История народного театра началась в 1805 году, когда двое горожан увидели представление импровизированного крепостного театра в поместье семьи Толстых и, вдохновившись, решили организовать собственную труппу.
Результатом их труда стал театр, на сцене которого выступали люди всех сословий, национальностей и возрастов. Вскоре он стал популярным культурным центром, и интерес к нему не угасал десятилетиями. Театр многократно сменял покровителей и переезжал. Его последним пристанищем стал особняк, построенный в 1892 году. Здание из красного кирпича своим видом напоминает сказочный терем. По бокам от парадного входа возвышаются башни с шатровыми крышами. Фасад украшен узорной кладкой, а каждая из башен оснащена узкими оконцами по три в ряд.
Народный театр давно исчез, а здание, где проходили его последние представления, стоит до по сей день. В настоящее время в нём расположен Районный Дом культуры.
Колокольня Спасо-Преображенского храма
Посреди парка Свободы возвышается старинная колокольня — единственный сохранившийся элемент Спасо-Преображенского храма, уничтоженного в XX веке. Колокольню возвели братья Парфёновы-Фомкины в 1789 году. Она выполнена из белого камня, имеет несколько ярусов изысканной формы и увенчана массивным шпилем, под которым установлены башенные часы. Сейчас колокольня закрыта и исполняет роль достопримечательности и памятника церковного зодчества XVIII столетия.
Здание пожарной команды
В 1844 году в Осташкове была создана первая в России добровольная пожарная команда. Инициатива её основания принадлежала Ф.К. Савину. Он самолично взял управление командой и не жалел ни сил, ни средств на её развитие и совершенствование.
В 1850 году учреждение увеличило количество оборудования и штат сотрудников. Каждый из служащих проходил спецподготовку и должен был в совершенстве владеть всеми имеющимися инструментами пожаротушения.
В конце 1860-х пожарная команда расположилась в здании, первый этаж которого был выполнен из кирпича, а второй из древа. Сооружение можно было увидеть издалека благодаря высокой смотровой башне, над крышей которой поднимался острый шпиль. Постройка использовалась по назначению почти 200 лет и была упразднена только в начале 2000-х, когда пожарная часть переехала в современное здание.
Сегодня старая пожарная каланча пустует. Она признана памятником архитектуры федерального значения и является одной из самых знаменитых построек Осташкова.
Осташковские храмы и церкви
Основную часть исторической застройки Осташкова и окрестностей составляют старинные здания культового назначения: церкви, монастыри и соборы. Эти места обладают своей уникальной историей и ежегодно посещаются тысячами паломников.
Нило-Столобенская пустынь
Пустынь была основана преподобным Нилом Столобенским на полуострове Светлица, где он провёл последние 27 лет жизни. Умирая, Нил завещал построить на месте его смерти монастырь, что было исполнено отшельниками-молитвенниками в 1598 году.
Обитель начала своё существования с маленькой монашеской общины и постепенно разрослась до одного из самых почитаемых монастырей в России. Полуостров на протяжении веков застраивался белокаменными храмами, колокольнями и кельями. В начале XX века здесь даже имелась своя больница. Число постоянных жителей монастыря превышало тысячу.
Период процветания пустыни окончился в 1919 году, когда на ее территории произошли грабежи, в результате которых многие реликвии и драгоценности были утеряны. Окончательное закрытие монастыря произошло в 1927 году. В Советские годы часть исторических построек пошла под снос, часть находилась в аварийном состоянии, а более или менее целые сооружения использовались для общественных нужд.
Монастырь был возрождён в 1990 году. В ходе реставрационных работ восстановлены:
Сегодня в пустыни снова бурлит жизнь. Здесь существуют столярные и ювелирные мастерские, ферма и пасека, продукты которых можно приобрести в местных лавках. Пустынь является популярным направлением паломнического туризма, и для приезжих здесь открыт гостевой дом.
Собор Воскресения Христова
Воскресенский собор был построен в 1689 году и стал одним из первых каменных храмов в Осташкове. Здание, выполненное в стиле русской архитектуры, отличалось затейливыми формами, изящным силуэтом и обилием украшений.
В середине XIX столетия в храме провели реставрацию, в результате которой здание приобрело более строгий облик. Единственным элементом архитектурного ансамбля, сохранившим древнерусские черты, стала шатровая колокольня. Сооружение имеет восемь граней, каждая из которых украшена арками, пилястрами и ажурными наличниками.
Интерьеры собора впечатляли роскошью и красотой. Стены и своды были расписаны яркими, живописными фресками, над которыми трудились осташковские мастера. Художественная композиция посвящалась библейским сюжетам, в частности, жизни Христа.
В Советский период Воскресенский собор был закрыт, а его помещения переоборудованы под склады. Настенные росписи, представлявшие художественную и историческую ценность, были заштукатурены. Долгое время здание собора использовалось не по назначению и не получало должного ухода, из-за чего утратило свой величественный облик и пришло в негодность.
В конце 1990-х полуразрушенный храм вернули православной общине. Реставрационные работы ведутся в нём до сих пор. В отремонтированных залах собора проводятся богослужения.
Собор Троицы Живоначальной
Троицкий собор возвели в конце XVII века по соседству с Воскресенским собором. Первоначальный облик здания был изменён во время перестройки во второй половине XVIII столетия. Тогда древнерусские элементы декора были сбиты и заменены новыми «барочными» украшениями.
В то же время на территории храма появилась ярусная колокольня, покрытая массивным куполом, которая сегодня является главной достопримечательностью собора.
Верхний ярус колокольни используется туристами в качестве смотровой площадки, с которой открывается впечатляющий вид на панораму города. На площадку ведёт старинная лестница, а в середине подъёма существует маленькая звонница. Здесь каждый желающий может позвонить в колокола.
Собор Вознесения Христова
Роскошный краснокирпичный собор в псевдорусском стиле строился почти 70 лет и многократно менял свой облик. Таким, каким мы можем видеть его сейчас, он стал в середине XVIII века. Это внушительное здание, увенчанное пятью серебристыми куполами и богато украшенное орнаментальной кладкой, элегантными наличниками и узорчатыми полуколоннами. В той же изысканной манере выполнена ярусная колокольня, увенчанная шатром с пирамидальным шпилем.
Собор служил прихожанам до 1928 года, когда его закрыли и обустроили в нём швейные мастерские. Производственная деятельность и военные действия 1940-х не повлекли за собой серьёзных разрушений, и по окончанию ВОВ храм вернули верующим практически нетронутым.
С 1947 по 1995 гг. главной святыней собора являлись мощи преподобного Нила Столобенского. Позже реликвия была перенесена в Нилову пустынь, а в Вознесенском соборе остались лишь её частицы. Сегодня Собор Вознесения Христова признан центром паломничества и важным памятником истории и архитектуры.
Часовня Нила Столобенского
Часовня Нила Столобенского — единственное культовое сооружение в Осташкове, построенное в XXI веке. Её возвели в память о жителях города, погибших в боях Великой Отечественной войны. Количество их имён превышает шесть тысяч.
Небольшая часовня выполнена из кирпича и увенчана стальным шатром. Молельная комната освещается с помощью высоких окон, расположенных в торцах восьмигранного барабана.
Торжественное открытие состоялось 9 мая 2005 года. С тех пор в День празднования Великой Победы в часовне совершаются богослужения.
Исторические мемориалы и памятники в Осташкове
Богатая история Осташкова нашла отражение в скульптурных композициях, которые можно найти на улицах города и в его окрестностях. Как правило, здешние памятники посвящены значимым событиям и выдающимся личностям прошлого.
Памятник партизанам Великой Отечественной войны
Памятник партизанам был установлен в парке Свободы в 1958 году. Он представляет собой три бронзовые фигуры, изображающие двух мужчин и одну женщину. Центр композиции — скульптура партизана с поднятым автоматом. Это образ командира ведущего отряд в бой. Памятник является символом мужества, отваги и героизма, проявляемых партизанами в кровавые годы войны.
Мемориал «Ксты»
Памятник находится на берегу озера Пено, где некогда располагалась деревня Ксты, сожжённая дотла фашистами в 1942 году. Скульптура выполнена в виде обгоревшей стены дома и падающей на колени женщины с младенцем на руках. Мемориал возвышается на насыпи, у подножия которой установлена гранитная плита с краткой историей гибели деревни и её жителей.
Памятник К.С. Заслонову
Уроженец Осташкова Константин Сергеевич Заслонов, также известный под псевдонимом «Дядя Костя» знаменит тем, что в годы ВОВ командовал всеми партизанскими отрядами на территории Белоруссии.
В 1942 году группа фашистов под видом «народников» проникла в партизанский штаб и захватила его. Заслонов погиб, и местные жители близлежащей деревни спрятали его тело, так как за командира партизан (живого или мёртвого) немецким солдатам обещалось большое вознаграждение.
После окончания войны Заслонов был перезахоронен с почестями в белорусском городе Орша. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник 32-летнему герою представляет собой каменную скульптуру, изображающей Константина в уверенной, гордой позе с заложенными в карманы шинели руками.
Мемориал постоянно реставрируется и поддерживается в достойном виде. Вокруг этой достопримечательности Осташкова разбит живописный сквер с лиственными аллеями и цветочными клумбами.
Памятник работникам локомотивного ДЕПО
Мемориал посвящён памяти работников локомотивного ДЕПО станции Осташков, погибших во время войны. Он был открыт в июне 2016 года, в день 75-летия начала ВОВ. Первоначально мемориал находился на территории ДЭПО, и посетить его было практически невозможно, однако военно-патриотический клуб «Память» добился разрешения на перенос памятника в более доступное место — в привокзальный парк.
Сегодня мемориальная зона занимает небольшую площадку в окружении старинных тополей. Монумент представляет собой два металлический столба, объединённых плитой с изображением солдата и Георгиевского ордена. По обе стороны от него установлены скамейки для отдыха посетителей.
Вальский столп
Вальский столп был построен в конце XVIII столетия на территории Южной смотровой башни крепостной стены, окружавшей город в древности. Он представляет собой монолитный четверик в стиле барокко, украшенный длинным шпилем.
Всего в городе существовало три подобных столпа, сооружённых на месте крепостных башен. Местные жители возвели их в память о некогда существовавшей крепости. До настоящего времени сохранился только Вальский столп. Двое других были снесены в Советское время.
Селигерский Игнач Крест
Селигерский Игнач Крест — копия древнего памятника, упоминаемого в старинных летописях. Согласно легенде, каменный крест был установлен в 1238 году, когда хан Батый, шедший с войском на Новгород, внезапно остановился и по неизвестной причине повернул назад. Новгород был чудом спасён от нашествия Золотой Орды, и в честь этого на месте, дальше которого не ступил хан Батый, поставили Игнач Крест.
В последствии с каменным крестом были связаны и другие исторические события. На поле, где он находится, русские воины одерживали победы над шведскими и литовскими войсками. А в годы ВОВ на этом месте проходил оборонительный рубеж. Таким образом Игнач Крест стал символом непокорного русского духа.
Природа Осташкова и окрестностей
На территории озера Селигер туристы находят множество прекрасных уголков, где приятно провести время, наслаждаясь красотой природы.
Остров Кличен
Небольшой остров Кличен славится живописными холмами, покрытыми богатыми лесами. Здесь встречаются сосновые боры, берёзовые рощи и столетние можжевельники, наполняющие воздух душистым ароматом.
Остров является популярным направлением экологического туризма. Здесь проложены оздоровительные тропы, охватывающие весь остров. Через бурные ручьи перекинуты деревянные мостки, обеспечивающие комфорт и безопасность путешествия.
Парк Свободы
Осташковский парк Свободы — это место сосредоточения архитектурных памятников, а также главный «зелёный» уголок города. Прогулочные дорожки тянутся вдоль лиственных рощ и пересекаются возле разноцветных клумб геометрической формы. Обширная территория украшена скульптурными фонтанами и декоративными озерцами. Также здесь находится несколько монументов, в том числе статуя В.И. Ленина и бюст Ю.А. Гагарина.
Набережный сад
Набережный сад появился ещё в 1860 году и на протяжении столетий менял свой облик. Сегодня это современный развлекательный центр для горожан и туристов. Вдоль набережной, усаженной зелёными аллеями, размещаются детские аттракционы и уютные кафе. Оригинальным украшением сада выступают забавные деревянные скульптуры в виде людей и животных, а также маленькие фонтаны.
Бурная цивилизация плавно переходит в тихий уголок природы, где берега Селигера не скованы асфальтом, а покрыты нежной травкой. Здесь можно посидеть в тени деревьев, покормить проплывающих мимо уток и арендовать весельную лодку, чтобы в полной мере насладиться красотой озера.
Читайте также про достопримечательности
Осташков — уютная русская провинция в Тверской области с впечатляющей историей. Многогранность местных достопримечательностей способствует разнообразному, увлекательному времяпровождению, в течение которого турист не только отдохнёт телом, но и обогатит свою душу.