осташков собор вознесения господня

Собор в честь Вознесения Господня г. Осташков

Официальный приходской сайт

осташков собор вознесения господня. pine cone. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-pine cone. картинка осташков собор вознесения господня. картинка pine cone.

осташков собор вознесения господня. i. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-i. картинка осташков собор вознесения господня. картинка i.

Контактная информация

Воодушевленные поддержкой земляков, старицы испросили в 1673 году у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Питирима святительское благословение на основание монастыря, а также обратились к Великому Государю царю Алексею Михайловичу и получили позволение построить монастырь при водах Селигера, на месте называемом Старое Струговище, в расстоянии версты от Осташкова.

Вскоре на выбранном месте возвели небольшой деревянный храм в честь иконы Божией Матери Знамение, с приделом св. Илии пророка и трапезной. Хозяйство монастыря еще не было налажено и поэтому старицы жили милостыней и ежегодным царским подаянием, которых, впрочем, не всегда хватало.

В эти годы количество сестер, которых уже было 50, пополнилось еще на 11, за счет упразднением Пелагеиной пустыни, где образовался погост Рогожа.

Следующей игуменьей стала Олимпиада, старанием которой в 1762 году приобретены в вечное владение острова Ивановский и Перетерье с покосами, и, что особенно важно, в 1764 году монастырь стал штатным, то есть получающим ежегодное государственное денежное пособие.

Потом управляли монастырем игуменьи: Александра (в схиме Олимпиада), Евпраксия (Евдокия), Евстолия (Евпраксия).

В 1799 году монастырь получил во владение ловли на Волге, при деревне Починки, и в озере Волосце, 17 десятин земли в пустоши Николаевской, при реке Тихвине, и мельницу при реке Песочне, что стало подспорьем в хозяйстве обители.

При игумении Марии в 1840-1843 годах были построены уже в камне одноэтажная трапезная и амбар с погребом. По распоряжению епархиального начальства и по благословению Св. Синода в
1844 году образовался в монастыре приют для бедных девиц духовного звания, где помимо пропитания обучались они наукам и хозяйствованию.

В 1849 году определена была игуменьей монастыря монахиня Агния, о которой в своих воспоминаниях о духовных лицах пишет граф М В. Толстой (см. кн. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Изд. Валаамского монастыря. М. 1995).

Игуменье Агнии в старости ее суждено было испытать тяжкую скорбь: 8 июня 1868 года вспыхнул в городе Осташкове сильный пожар. Сгорел Знаменский монастырь, но иконы и утварь церковная были спасены.

Епархиальное начальство предлагало упразднить погоревший монастырь и перевести из него игуменью с сестрами в Новоторжский Воскресенский монастырь. Но осташковское дворянство и городское общество отстояли существование своего монастыря и собрали средства для его восстановления.

Через несколько месяцев после пожара игуменья с сестрами могли возвратиться в свою обитель. Погоревший храм был отремонтирован и достроен новой колокольней и двумя приделами Божией Матери и св. Илии пророка.

Монастырь был отстроен в камне: корпуса для сестер, 2-х этажная гостиница за оградой, просфорня, с помещением для живописной, больница, прачечная; была проведена вода из озера. Вновь открылось училище для бедных девиц. В то время несколько лет управляла монастырем схиигумена Амвросия, известная своей перепиской (издана в Твери в 1908 году) с преп. Амвросием Оптинским, духовной дочерью которого она была.

После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея.

За период военного времени изменений в храме не было. По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда се. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы. Для мощей преподобного Нила была устроена вызолоченная рака и сень, в которой они находились до 9 июля 1995 года. В июле 1995 г. были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.

С открытия храма в 1947 году служба Божия в нем не прекращается и до сего времени.

Источник

Собор Вознесения Господня (Осташков)

осташков собор вознесения господня. 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B20. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B20. картинка осташков собор вознесения господня. картинка 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B20.

Строительство Вознесенского собора было начато в 1673 году, все работы по перестройке церкви и по внутренней отделке были окончены в январе месяце 1890 года. Стиль архитектуры смешанный, но очень красивый.

Содержание

История [ править ]

осташков собор вознесения господня. 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2. картинка осташков собор вознесения господня. картинка 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2.

осташков собор вознесения господня. 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B21. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B21. картинка осташков собор вознесения господня. картинка 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B21.

Через три месяца по получении грамот, 25 сентября 1673 года, Осташковским воеводой Иваном Ивановичем Евреевым была отведена земля под строительство монастыря и церкви.

Долго-ли строилась эта церковь, когда строение её кончилось, когда она и кем освящена, — по недостатку в монастыре сохранившихся от того времени рукописей и по неимению указаний на этот предмет — ни в старинных, ни в позднейших письменных документах монастыря, остается неизвстным. Можно предположить, что, для ускорения дела, церковь была построена на первое время из какой нибудь готовой деревянной церкви, или даже часовни, с надстройкой над ней верха и пристройкой алтаря и паперти, как это нередко делалось в прежние времена.

Спустя не более 12 лет от основания монастыря, по благословенной грамоте патриарха Иоакима от 5 марта, 1686 года, взамен прежней деревянной церкви в честь Знамения Божией Матери с придлом Св. Пророка Илии, тесной и приходившей в ветхость, построена новая деревянная же более вместительная и благолепная церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь Знамения Божией Матери.

В 1887 году начата перестройка по новому плану в обширнейших размерах теплой монастырской церкви с престолами — на правой стороне в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, на левой — в честь Знамения Божией Матери и над западным входом её колокольни. Перестройка началась и производилась так: теплая церковь монастыря, которую предполагалось перестроить, действительно представляла значительные неудобства по своему старому и не соответствовавшему современным потребностям устройству и, со времени пожара 1868 года, не имела надлежащей прочности. Неудобства заключались в малых размерах длины, ширины и вышины церкви, от чего в зимнее время в большие праздники, при многочисленном стечении народа, происходила необыкновенная теснота, жар и духота; кроме того в ней не было хоров, как в церквах других хорошо устроенных женских монастырёй, для стояния во время богослужения монахиням отдельно от народа. Предположено было теплую церковь и колокольню разобрать и на месте их построить новую церковь с двумя престолами в прежнее наименование в обширнейших против прежнего размерах и с хорами на западной стороне для стояния во время Богослужения монахиням и новую колокольню; перестройку предполагалось производить хозяйственным способом. В январь 1887 года заготовлено было прошение к Высокопреосвященнейшему Савве о разрешении начать перестройку. Разрешение на перестройку последовало 12 февраля того же года.

осташков собор вознесения господня. 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B22. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B22. картинка осташков собор вознесения господня. картинка 300px %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B22.

Постройка церкви, с наступлением весны 1888 года, опять пошла своим чередом: сделаны были к 30-му июня карнизы и своды, к осени покрыта железом крыша, зимой устроена духовая печь, построена колокольня.

И вот работы по перестройке церкви и по внутренней отделке её, в январе месяце 1890 года окончились и 2 февраля этого года, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Саввы, совершено освящение правого придела церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи настоятелем Ниловой Пустыни о. архимандритом Арсением с игуменом Осташковского Житенного монастыря Алексием и несколькими лицами Осташковского духовенства, при громадном стечении народа городского и уездного.

На 25 мая 1890 года назначено было освящение левого придела перестроенной церкви во имя Знамения Божией Матери, которое должен был совершить сам Высокопреосвященный Савва.

Стиль архитектуры новопостроенной теплой монастырской церкви смешанный, но очень красивый. Церковь и внутри и снаружи имеет очень благолепный вид: внутри много красоты придают ей опирающиеся на средних столбах, украшенных по углам колоннами, стрельчатые своды; снаружи очень хороший вид имеют средние с южной и северной сторон выступы с красивыми карнизами. Решетки в окнах и двери столярные очень нарядных рисунков. Колокольня тоже красивой архитектуры оканчивается пирамидальным шпилем, обитым белой жестью в шашку. Внутри церкви на западной стороне и по ту и по другую сторону западного входа устроены помещения для ризницы и библиотеки, а над ними хоры для стояния монахиням во время Богослужения отдельно от народа.

В 1890 году закончена постройка теплой церкви и колокольни, проведено освящение. Переделан холодный собор по новому плану. Испрошено разрешение и заготовлены материалы на пристройку при холодном соборе двух новых приделов, с правой стороны в честь Перенесения Нерукотворного Образа Господня, с левой во имя «Всех Святых».

К 1893 году закончена внутренняя отделка новых приделов при холодном храме и проведено их освящение.

После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея. За период военного времени изменений в храме не было.

Современное состояние [ править ]

С открытия храма в 1947 году служба Божия в нем не прекращается и до сего времени.

При храме действует Воскресная школа.

Святыни [ править ]

По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда св. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы. Для мощей преподобного Нила была устроена вызолоченная рака и сень, в которой они находились до 9 июля 1995 года. В июле 1995 г. были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Тверская обл., Осташковский р-он, г. Осташков, Рабочий городок, д. 49

Источник

Храм Вознесения Господня г. Осташков

осташков собор вознесения господня. tLCP2oYJWkA. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-tLCP2oYJWkA. картинка осташков собор вознесения господня. картинка tLCP2oYJWkA.

осташков собор вознесения господня. qn 0W5EVtgc. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-qn 0W5EVtgc. картинка осташков собор вознесения господня. картинка qn 0W5EVtgc.

осташков собор вознесения господня. . осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-. картинка осташков собор вознесения господня. картинка .

осташков собор вознесения господня. V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can. картинка осташков собор вознесения господня. картинка V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can.

Храм Вознесения Господня г. Осташков запись закреплена

осташков собор вознесения господня. V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can. картинка осташков собор вознесения господня. картинка V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can.

Храм Вознесения Господня г. Осташков запись закреплена

осташков собор вознесения господня. V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can. картинка осташков собор вознесения господня. картинка V2ZVB8DSmh6xGV2Mgs5aB0ET3QC1Qn6PNB5Lf2aHnN8IqeEK15 F7Td91 tEGuoFj4s82can.

Храм Вознесения Господня г. Осташков запись закреплена
Храм в п. Селище

Считается, что Хэ́ллоуи́н (Halloween, или как его еще называют Hallow Evening) — праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых и традиционно празднуется в англоязычных странах. Но с конца XX века, в ходе процесса американизации и глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ.
Показать полностью.

Грим Рипер. В ее честь празднуется Хэллоуин Праздник Хэллоун возник в дохристианские времена среди кельтских племен Шотландии, Ирландии и северной Франции. Прообразом этого праздника является кельтский фестиваль Самхейн (Samhain). Считается, что в языческие времена праздник не имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного. Однако это не совсем так. Самхейн (или Сауин, Самайн) является кельтским богом Смерти. Некоторые исследователи считали слово «Самайн» происходящим от имени Сатаны.

Важной частью языческого культа являлся акт жертвоприношения тёмным силам, состоящим на службе у Самхейна. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхейна обрушатся на людей.

Православные христиане должны понимать, что принимая участие в подобных действиях, они предаются идолопоклонству и тем самым предают Господа нашего и нашу Святую Веру. Более того, раздавая угощения, мы не раздаем сладости невинным детям, а приносим жертву богу смерти Сауину, слугами которого они становятся, бродя во тьме в подражание мертвым.

Хэллоуин символизирует победу над Христом, а также, как и другие аспекты современной рок- и поп-культуры, проповедует патологическую агрессию.

Организаторы Хэллоуина спекулируют на тяге детей к сказочному, волшебному и необычному. Никто из детей в здравом рассудке не согласится принять участие в ритуале, имеющем отношение к сатанизму, тогда как любой ребенок будет рад участвовать в костюмированном красочном карнавале шутливой направленности да еще с оттенком волшебства, как представляют хэллоуин детям организаторы и пропагандисты этого действа. Думают ли люди в костюмах вурдалаков и упырей, что и кому они платят?

Источник

Исторические сведения о храме Вознесения Господня г. Осташков

Исторические сведения о храме Вознесения Господня г. Осташков

Знаменская церковь

Монастырь получил начало в 1673 году. При основании его, Осташков был только ещё значительной слободой, населённой патриаршими крестьянами и Иосифа Волоколамского монастыря. Всё население Осташкова теснилось тогда на северной оконечности занимаемого им полуострова, — там, где теперь стоит Троицкий собор и Воскресенская церковь. При слободе была деревянная крепость, почему Осташков обыкновенно назывался городом и состоял под главным управлением воеводы. От слободы Осташкова, на юг, вдоль восточного берега озера Селигер, до места, где стоит монастырь, в 1645 году тянулись огородные места патриарших крестьян, а на самом месте, где стоит теперь монастырь, была пустошная земля Иосифова Волоколамского монастыря, на которой в конце XVI столетия стояла особая слобода, по положению её позади большой слободы, называвшаяся задней. В ней жили крестьяне Иосифова монастыря лодочники, занимавшиеся изготовлением стругов, или лодок, от чего эта слободка называлась ещё струговищем.

осташков собор вознесения господня. aAF7FHR 1m8. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-aAF7FHR 1m8. картинка осташков собор вознесения господня. картинка aAF7FHR 1m8.

Так как эти лодочники после литовского разорения переселились на другое место, то место, брошенное ими и занятое потом монастырём, стало называться в народе Старым Струговищем. С таким названием оно оставалось и до времени основания монастыря. У западной стороны упомянутых огородных мест и пустошной земли пролегала большая Московская дорога. В нескольких саженях от этой дороги, на юг, начиналась пустошка, принадлежащая графу Лыкову, перешедшая потом во владение Пафнутьева Боровского монастыря, по имени Трестянка, на которой в 1676 году возникла слободка с тем же именем. Когда по Осташкову в 1620 году составлялись дозорные книги, то при внесении в книги переписи земельных участков Осташковских жителей, занесён был в них и какой-то крест, стоявший близ упомянутой пустошной земли. Так как земля эта была совершенно свободная и от пашни и от построек, то со временем отведено было здесь место для погребения странных и убогих, от чего это место, кроме названия Старого Струговища, стало называться ещё и убогим. Перед основанием монастыря появляется здесь деревянная часовня, называвшаяся убогим домом или дальней часовней, т.к. она находилась от Осташкова почти в полуверсте.

осташков собор вознесения господня. pro4FQAYKcg. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-pro4FQAYKcg. картинка осташков собор вознесения господня. картинка pro4FQAYKcg.

Ещё с первой половины XVII столетия в Осташкове стал заметно выделяться небольшой круг любительниц иноческой жизни: тут были и Осташковские уроженки и переселенки из уезда. До 1673 года они не имели ни монастыря, ни настоятельницы; жили близ Осташковских приходских церквей и питались доброхотным подаянием боголюбивых жителей Осташкова и его уезда, занимались рукоделием. Всё отличие их от мирянок состояло в монашеской одежде, которую они принимали с пострижением, в неупотреблении мясной пищи и в безбрачной жизни. Число их в начале было очень небольшое: в древнем синодике Ниловой пустыни 1638 года упоминается их только три: Евпраксия Волговская (из погоста Волга), Фотиния из Трестина и Марина Безногая; но конечно это не всё общество (упомянуты только вкладчицы на поминовение. Потом общество стало разрастаться. В 1673 году число их возросло до 30. Главными из них были Екатерина, Марина и Параскева. Этим благочестивым старицам и пришла в 1673 году первая мысль об основании в Осташкове монастыря. Жители Осташкова, услышав об этом намерении, тотчас изъявили готовность помогать старицам в их важном и святом деле. Местом для устройства монастыря было определено на Старом Струговище. У стариц давно уже была своя икона Божьей матери Знамение, к ней они имели великую веру, и общим соглашением они решили поручить будущий монастырь и его церковь своей небесной покровительнице.
4 мая 1673 года старицы обратились с прошением к царю Алексею Михайловичу, чтобы он дозволил им устроить на помянутом месте девичий монастырь и в нём церковь во имя Знамения Божьей матери с пределом святого пророка Ильи. В грамоте от 12 июня того же года на имя Осташковского воеводы Ивана Ивановича Евреева государь предписал объявить старицам разрешение на строительства монастыря. Вместе с этой грамотой старицы имели утешение получить и благословенную святительскую грамоту на построение церкви в монастыре. 25 сентября 1673 года И.И. Евреев отвёл старицам под строение монастыря ту самую землю, которую они просили. Игуменьей монастыря была выбрана Евпраксия Волговская, которая на тот момент жила на погосте Рогожа, в бывшем Рогожском женском монастыре, называемым Пелагеиной Пустынью. 22 марта 1674 года она получила благословение и произведена в сан игуменьи. Евпраксия со всем усердием и ревностью тотчас занялась постройкой Знаменской церкви и самого монастыря.

осташков собор вознесения господня. w55OTJjFZxQ. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-w55OTJjFZxQ. картинка осташков собор вознесения господня. картинка w55OTJjFZxQ.

После постройки монастыря и церкви, состояние его в первые годы было очень бедное; монастырь не имел ни земель, ни угодий, ни руги. Всё это время монастырь существовал на средства жителей Осташкова. А затем стали изливаться на него и царские милости (с 1678 года давалось в Знаменский монастырь, по указам Дворцового Приказа, игуменье и старицам некоторое определённое количество хлебной руги, церковных потреб и столовых припасов). Царскому примеру последовали и патриархи: патриарх Иоаким в 1683 году, по прошению игуменьи Евпраксии, пожаловал монастырю в вечное владение под огород пол десятины свободной земли между монастырём и начинавшейся недалеко от него межою земель Пафнутьева Боровского монастыря; для сенных покосов на прокормление 10 коров пожалован остров Ивановский, находящийся в Котицком плёсе. В 1700 году патриарх Адриан пожаловал монастырю в безоброчное пользование на 10 лет, вместо милостыни, остров Перетерье в Сосницком плёсе, который с 1714 года был отдан монастырю в пользование из оброка по 10 копеек с деньгою за каждый год. Архимандрит Московского Чудова монастыря Евфимий в 1687 году пожертвовал в монастырь колокол в 10 пудов с отлитой надписью: «сей колокол дал вкладу в девичь монастырь, что под Осташковым, зовомый Вознесенский и Знаменский, Чудова монастыря архимандрит Евфимий, по прошению игуменьи монастыря 7195 г. генваря в 20 день». Позже в 1691 году он же, уже в сане митрополита Сарского и Подонского пожертвовал 12 печатных книг.
При таких с разных сторон благотворениях, монастырь время от времени получал лучшее устройство и благолепие. В 1686 году 5 марта, в замен прежней деревянной церкви, тесной и приходившей в ветхость, построена новая деревянная, более вместительная церковь во имя Вознесения Господня с пределом во имя Знамения Божьей Матери. В 1692 году был построен отдельный тёплый храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи для служения в зимнее время.

осташков собор вознесения господня. wmAIx4jsm6w. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-wmAIx4jsm6w. картинка осташков собор вознесения господня. картинка wmAIx4jsm6w.

С наступлением XVIII столетия, течение жизни монастыря несколько затруднилось. Правительство, по случаю войны со Швецией, уменьшило выдачу монастырям руги. Но уже в 1727-1730 годах всё наладилось. В 1730 году в душе игуменьи Евфимии родилась мысль начать в монастыре строительство каменной церкви вместо прежней деревянной. И в 1734 году храм был отстроен и освящён. На строительство пределов церкви самым главным пособием было пожаловано 1 сентября 1734 года Императрицей Анной Ивановной сумма 300 рублей.
В 1748 году над западным входом в церковь построена новая каменная колокольня; в 1760 году на средства осташковского уроженца, Санкт-Петербургского купца обер-директора коллежского асессора Саввы Яковлевича Яковлева (Собакина), вокруг монастыря построена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и тремя воротами, ведущими в монастырь.

осташков собор вознесения господня. vo6S8P4qmms. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-vo6S8P4qmms. картинка осташков собор вознесения господня. картинка vo6S8P4qmms.

Савва Яковлевич Яковлев

Новопостроенная церковь была одноглавая, покрыта как и её пределы тёсом, полы были деревянные. Колокольня была с шатровым верхом; колоколов на ней было шесть. Около церкви и пределов были устроены в четырёх местах паперти. При приделах были ризничные и казённые палатки, хлебная и келарная. Ограда имела протяжение 283 сажени (603,8 м.); восточные в ней ворота были крыты железом, глава на них и крест были опаяны жестью. Около монастыря была каменная гостиная.
13 января 1764 года Знаменский монастырь включён в число штатных девичьих монастырей третьего класса под № 14. Монашествующих положено быть в нём с игуменью 17 человек. Жалованье было назначено монастырю, как и другим 3 класса, 375 рублей 60 копеек в год. Также во владении монастыря оставлены острова Ивановский и Перетерье.

осташков собор вознесения господня. 1UehmjbILi4. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-1UehmjbILi4. картинка осташков собор вознесения господня. картинка 1UehmjbILi4.

Вследствии Высочайше утверждённых в 1764 году монастырям штатов, Рогожский женский монастырь или Пелагеина пустынь, упразднён; церковь его обращена в приходскую. Последняя настоятельница его, игуменья Александра, казначея Матрона и монахини Марфа и Феодора переведены в Знаменский монастырь (сверх штата). По прошению игуменьи Олимпиады и по указу Тверской Духовной Консистории в 1768 году из упразднённой Пелагейной пустыни в Знаменский монастырь были переданы железные колокольные боевые часы, священнослужебные серебряные вызолоченные сосуды, пожертвованные Саввой Яковлевым, трое риз. Упомянутые часы сначала ходили, потом от времени испортились и оставлены без употребления.
С 1780 года церковь стала пятиглавой, ограда покрыта новым тёсом; в 1784 году у восточного берега озера Селигер были сделаны новые деревянные обрубы для предохранения берега от размытия волнами озера. В 1795 году в пределах обновлены иконостасы, настелены новые деревянные полы и увеличены для прибавления освещения окна. В 1796 году в главном храме поселян новый чугунный пол вместо прежнего деревянного, пределы покрыты вместо тёса железом.
Совершенно отдельно в 1783-1793 годах в монастыре над восточными воротами на средства Настасьи Никитишны Глебовой-Стрешнёвой (вдова тайного советника и камергера Василия Ивановича Стрешнёва) построена небольшая каменная церковь во имя Тихвинской Божьей матери.

осташков собор вознесения господня. Btcnp4w9b7w. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-Btcnp4w9b7w. картинка осташков собор вознесения господня. картинка Btcnp4w9b7w.

Церковь во имя Тихвинской Божьей матери.

Постройку церкви завершила её сестра Мария Никитишна Миклашевская, т.к. сестра Настасья в 1792 году умерла.
Во всё это время, спокойствие обители нарушено было только один раз. 26 декабря 1766 года в праздник собора Богородицы, во время утрени в тёплой придельной церкви, крестьянин слободки Трестянки Адриан Ульянов Кошелев имел дерзость снять и похитить с образа Знамения Божьей Матери убрус, шитый жемчугом вместе с венцом, украшенным драгоценными камнями (алмазами, янтарём и изумрудами, стоившим по старинным расценкам 1500 рублей, и скрылся. Но все драгоценности скоро были отысканы, за исключением небольшого количества жемчуга.
В 1799 году в добавок к прежним своим владениям по указу Казённой Палаты монастырь получил Николаевскую пустошь, что при реке Тихмень Горышинской волости, водную мукомольную мельницу на реке Песочне, при впадении её в Волгу; близ посада Селижарова на реке Волга при деревне Починок и в озере Волосце разрешён лов рыбы.
В 1803 году в главном храме в замен прежнего, устроен новый резной иконостас, покрытый червонным золотом. Подрядчиком на резную работу был осташковский купец Андрей Шолохов, а на позолоту тоже осташковский купец Терентий Глазухин.
В 1844 году по благоволению Императора Николая Павловича из казенных земель монастырь получил Петропавловскую пустошь площадью 63,4 Га.
В 1848 году монастырь приобрёл в своё распоряжение дом с землёй, пожертвованный ему Надеждой Егоровной Игнатьевой (переулок Панфилова д.1), который она купила в 1841 году у осташковской мещанки Пелагеи Зетюковой.
При игуменьи Марии в 1840 году в монастыре построен каменный одноэтажный корпус с деревянным мезонином для общей трапезы; 1843 построен такой же корпус для амбара и погреба. В 1844 году открыт приют для бедных девиц духовного звания.

осташков собор вознесения господня. 0MrFf1AJTiM. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-0MrFf1AJTiM. картинка осташков собор вознесения господня. картинка 0MrFf1AJTiM.

Большой колокол с 1830 года был уже весом 120 пудов вместо прежнего в 103 пуда. 22 декабря 1829 года прежний колокол дал трещину и в состав нового колокола вошла вся медь прежнего и часть прикупленной меди. Колокол переливал на своём заводе осташковский колокольный мастер Александр Проскуряков.
Осташковское городское общество в октябре 1860 года предложило в распоряжение монастыря участок, прилегавший к нему с северной стороны пустопорожней земли на полуквартал. После этого настоятельница монастыря с сёстрами стали просить у преосвященного разрешения перенести северную часть ограды на вновь назначенную северную линию новоотведенного монастырю участка. Преосвященный разрешил и упомянутая часть ограды с помощью доброхотных дателей, в 1862 году была перенесена, и на новом северо-западном углу ограды к прежним четырём, была выстроена новая пятая каменная башня. В 1854-1866 годах монастырь приобрёл на устройство огородов участки земли в кварталах 51 и 97 по генеральному плану города.
8 июня 1868 года в Осташкове в 15:00 час. случился страшный пожар, который уничтожил около 200 жилых зданий. В 18:00 пожар настигает девичий монастырь и подвергает его опустошению. В 20:00 уже пылали иконостасы внутри храмов.
Настоятельницу с сёстрами на время приютила в общественном доме благотворительных заведений Прасковья Ивановна Савина, пообещав своё содействие по восстановлению монастыря. Преосвященным дано было разрешение на восстановление монастыря под надзором исполняющего должность архитектора, осташковского мещанина Николая Бабина.

осташков собор вознесения господня. yNTCKIqANlg. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-yNTCKIqANlg. картинка осташков собор вознесения господня. картинка yNTCKIqANlg.

Восстановление монастыря началось уже в августе 1868 года. 3 июня 1873 года монастырь был восстановлен и стал таким же, как и прежде. В 1887 году настоятельницей монастыря Ольгой начата перестройка монастыря по новому плану. Она давно замечала все неудобства и повреждения и думала, как бы поправить дело, но не знала как.

осташков собор вознесения господня. ILSakWbrqa0. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-ILSakWbrqa0. картинка осташков собор вознесения господня. картинка ILSakWbrqa0.

Осташковский техник Демидов объяснил ей, что исправить все неудобства можно только перестройкой церкви, что перестройка не потребует больших расходов и вызвался помочь ей в этом деле. Демидов, по предложению игуменьи, составил проект, сделал чертёж будущей церкви с колокольней и смету расходов на перестройку в сумме 13000 рублей. 12 февраля 1887 года было дано разрешение на перестройку церкви, но чтобы перестройка производилась под наблюдением ответственного лица, чтобы входные двери открывались наружу и чтобы соблюдались другие правила, обуславливающие прочность перестройки, которые пропечатаны в № 16 Тверских Епархиальных Ведомостях 1881 года.

осташков собор вознесения господня. gZBoZi23Fpw. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-gZBoZi23Fpw. картинка осташков собор вознесения господня. картинка gZBoZi23Fpw.

Внутренний вид тёплого предела с входной аркой в главный храм

Ответственным лицом был назначен Демидов. По окончании пасхальной недели, 13 апреля 1887 года в Фомин понедельник началась работа по реконструкции церкви. За время работ сменилась настоятельница и среди её неусыпных забот постигает тяжёлое испытание: наблюдавший за работами техник Демидов, 13 марта 1888 года умирает, и всё бремя тяжких трудов обрушивается на неё. Демидова заменил архитектор Кузьмин. Внутренней отделкой стен и сводов церкви занимался Иван Николаевич Суравков.

осташков собор вознесения господня. LlmUsxg6FEY. осташков собор вознесения господня фото. осташков собор вознесения господня-LlmUsxg6FEY. картинка осташков собор вознесения господня. картинка LlmUsxg6FEY.

Суравков Иван Николаевич

Помимо отделки стен и сводов, производилась настилка полов чугунной плитой, заказанной на Петербургском заводе мастера Рудольфа Озаменчи. Устраивались на места иконостасы и киоты, производилась кладка печей. Железные решётки установлены по рисунку Демидова осташковским мастером Кочурским. Двери изготовлены также по рисунку Демидова осташковским столяром Ивановым.
И вот работы по перестройке церкви в январе 1890 года окончились, и 2 февраля совершено освещение правого предела церкви. А 25 мая этого же года освящён и левый предел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *