Осоргин пенсне чему учит
В чем смысл рассказа «Пенсне» Михаила Осоргина
Михаил Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показал нам, что каждая вещь имеет свою личную жизнь. Иногда они выходят «погулять», а затем возвращаются. Могут предметы и прятаться от нас, поэтому-то мы нередко и находим их в самых необычных местах. Такая же история случилась и в самом рассказе «Пенсне». Но если ли у этого произведения смысл? Что хотел донести до нас автор? Давайте разбираться!
Краткое содержание рассказа «Пенсне»
Рассказчик спокойно сидит в кресле и читает. Помогает ему в этом любимое пенсне, с которым он почти не расстается. Но вот незадача — оно неожиданно падает и закатывается куда-то под кресло. Удивительно то, что рассказчик четко слышал звук падения, но найти пенсне не смог. Даже прислуга во время уборки не заметила пенсне. Оно будто бы пропало.
Мужчина уже забыл о своем «друге», поэтому купил новое пенсне. Оно не было таким же удобным, как старое, но выбора не было. И вот однажды оно находится. Причем, в очевидном месте, которое проверял абсолютно каждый. Тогда мужчина делает вывод, что пенсне ходило «погулять», а сейчас вернулось.
Тогда он ставит его к стене и велит никому его не трогать, в знак наказания. Вот только пенсне не выдерживает такого наказания и в тот же день, когда рассказчик чихнул, упало и разбилось. Интересно, что в это время мужчина тянулся за рукописями, для чтения которых ему потребовалось бы пенсне. Видимо, предмет не выдержало бы снова работать на благо обидевшего его человека.
Смысл рассказа «Пенсне»
Смысл произведения, хоть и достаточно размыт, четко прослеживается в произведении. Автор хотел оказать нам, что все окружающие нас предметы имеют самую настоящую душу, поэтому не стоит их обижаться или же самим обижаться на них. Дело в том, что иногда им тоже нужно отдохнуть от нас, людей. Поэтому они «случайно» пропадают так, что никто не может их найти. А потом оказывается, что предмет лежал на видном месте. Так он «возвращается» домой и пытается показать, что всегда был рядом.
А если мы начинаем обижаться на то, что используем ежедневно, то такая вещь может перестать служить на благо владельца. Она разобьется, упадет, пропадет, достанется другому, да и что угодно. Но не будет уважающая себя вещь терпеть оскорбления. Поэтому к каждому предмету нужно относиться с уважением. Он не будет терпеть.
Также в рассказе показывается, что давно полюбившемуся предмету очень сложно найти хорошую замену. Новое пенсне рассказчика ему жутко не нравилось. Оно было не удобным, да и вообще не таким прекрасным, как старое. В этот момент он, пожалуй, и понял, что ему жутко не хватает того старенького пенсне. Оно приносило ему только комфорт. В такие моменты мы и задумываемся над истинной ценностью любимых вещей и предметов. Такое, наверняка, происходило и с вами!
Обратите внимание на то, что песне имело виноватый вид. После своего исчезновения оно вернулось немного «побитым жизнью». Дело в том, что предметы, когда пропадают, понимают свою вину. Но ничего поделать с этим они не могут, ведь жажда некой свободы иногда способна затмить сознание. Итак, вдоволь нагулявшись, они возвращаются и надеются на прощение от своих владельцев. Но наш герой достаточно жестоко обошелся с любимым пенсне, поэтому наказал его. Поэтому оно и прыгнуло на пол, чтобы разбиться — не перенесло душевной травмы. Все, как у людей.
А вот верить в жизнь наших домашних предметов или нет — дело каждого читателя. Михаил Осоргин рассказал нам чудесную историю, которая всеми силами пытается показать, что да, это возможно. Поэтому стоит запомнить, что нужно бережно относиться к нашим вещам, ведь они все помнят. И в один момент какой-то обиженный предмет сможет просто покинуть нашу жизнь, даже если его многое связывает с владельцем.
Пенсне. Анализ рассказа Осоргина
Рассказ «Пенсне» написан в 1929 году, когда Осоргин уже жил в эмиграции. О чем же этот рассказ?
— На первый взгляд, перед нами полушутливое-полусерьёзное, ироничное, свободное, увлекательное повествование о мире вещей. Исходя из убеждения, что «вещи живут своей особой жизнью», рассказчик представляет нам одну историю из жизни вещей — историю о своем пенсне, которое, внезапно исчезнув, судя по всему, отправилось путешествовать, но вскоре вернулось-таки к хозяину:
» Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?»
— Мы видим, что пенсне здесь становится полноценным героем рассказа. Но как? С помощью олицетворения. Олицетворение — тот самый прием, который помогает «вдохнуть жизнь» в вещь, сделать ее похожей на человека.
— Но разве этот рассказ только о вещи? Ведь в рассказе есть еще один герой — рассказчик. Повествование в тексте словно бы разделено на два плана:
1. первичная реальность (обычная ситуация — человек потерял вещь, не заметил, когда искал, затем нашел — это история с точки зрения «реалистически мыслящего человека»);
2. реальность рассказчика, в которой вещи живут своей, независимой от человека, жизнью, и примером этой жизни служит история с путешествующим пенсне.
— Значит, в центре рассказа не столько история пенсне, сколько фигура и сознание рассказчика, его личность, его восприятие мира. В чем особенность этого восприятия? Это ТВОРЧЕСКОЕ восприятие, ТВОРЧЕСКОЕ мышление, способное пересоздать реальность, раздвинуть границы привычного мира и увидеть в нем нечто новое, иное.
Рассказчик — прямая противоположность «реалистически мыслящему человеку», он — творческая личность, и мир рассказа «Пенсне» воссоздает мир творческой личности, ее способ мышления.
— Таким образом, чтобы понять рассказ «Пенсне», нам необходимо сосредоточить внимание не столько на истории путешествия вещи, а на личности человека, способного об этом путешествии рассказать. Он наделен уникальной способностью иного — любовного, чуткого — восприятия привычной действительности. И мы, читая рассказ, получаем возможность научиться ему.
«Когда вещи разговаривают. Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне»». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Оборудование: интерактивная доска.
I. Вступительное слово учителя.
Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.
В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.
Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.
II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.
Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.
Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.
Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.
III. Работа с текстом.
— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?
— Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.
— В чём никто не должен сомневаться?
— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.
— В чём нас хочет убедить рассказчик?
— Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.
IV. Будьте внимательны к слову.
— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?
— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.
Работа со слайдами
“Необычная “жизнь” вещей”.
— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.
…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.
— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.
Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
V. Характеристика автора.
— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.
Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.
Какими художественными приёмами достигается такой эффект?
— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.
VI. Пересказ фрагментов текста.
— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.
— В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.
— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
VII. Развивайте дар слова.
/Презентация работ “История предметов”./
У каждого из нас есть такие вещи, которые могут бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом неожиданно вернуться. В таких случаях я задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей жизнью? Всё возможно.
Я расскажу об одной своей вещичке, которую я беру в руки по сто раз на день – о чехле для мобильного телефона. Он должен находиться на телефоне или рядом с ним.
Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер без всякого успеха, а утром, собираясь в школу, могу найти его без проблем.
Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его оставляю, забываю.
Однажды случилось так, что я разговаривала по телефону в саду, а чехол положила в карман и потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он его нашел, я даже и не знаю.
Ещё одна удивительная история произошла с моей сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она положила дома. Прошло много времени, сестра купила такую же пару перчаток.
Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была всё это время и как вернулась к хозяйке?
Рассказ старого учебник
Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на своем веку. За всю свою жизнь я успел познакомиться со многими ребятами. Общение с ними оставляло во мне или теплые воспоминания, или неприятные отметины.
Например, когда я жил у Нади, мне всегда было уютно и хорошо, потому, что она редко доставала меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои странички тогда были чистыми, белыми, а обложка – яркой и цветной.
Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он носил меня в школу в большом красивом рюкзаке, где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того, чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не отрывались корешки, мальчик с самого начала учебного года одел нас в яркие нарядные обложки. Мы чувствовали себя модными и красивыми.
А затем в моей жизни настала черная полоса. Я попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я только не испытывал! Это было ужасно! Андрей пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с репродукциями известных картин, брал меня грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из меня листки и делал самолетики. Особенно сильно потрясла меня попытка Андрея в чем-то переубедить своего друга: он ударил мной его по голове! От такого сильного удара я чуть не рассыпался на все листочки!
Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки меня никому не дают, только в читальном зале можно пользоваться. И правильно, мне так спокойнее.
Нас окружает большое количество различных предметов. Часто в повседневной жизни мы не обращаем на них особого внимания. Но иногда я стала замечать, что у окружающих меня вещей своя, не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова появляются, когда им вздумается. Со мной очень часто такое случается.
У меня есть диск, на который я записала свои любимые песни. И как-то раз мне захотелось его послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его на привычном месте. Обычно он лежит на полке рядом с компьютером вместе с остальными дисками. Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто не увидела его среди всех остальных дисков. Я посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей комнате его тоже не было. У меня началась паника. Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было. После неудачных поисков занялась более важными делами, и на какое-то время даже забыла о диске.
Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало, лежал на том самом месте, где и должен был лежать. Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я задумалась, а что если все вещи живут “своей” жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы думаем, что переложили вещи куда-то в другое место или дали кому-то попользоваться и просто забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают существовать отдельно от нас. Они теряются и снова находятся, когда им этого захочется.
— Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.
— Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе М.Осоргина «Пенсне»
Главным героем рассказа М.Осоргина «Пенсне» является неодушевленный предмет, простейшее приспособление для чтения: два стекла и соединяющая их дужка. С «героем» рассказа, пенсне, случилась одна таинственная история. Однажды автор рассказа читал, сидя в кресле, которое стояло у стены. На носу у него было пенсне.
Решив протереть стекла, автор снял пенсне, взял платок и в этот момент понял, что пенсне в его руках нет. Зная о свойстве предметов теряться в самый неожиданный момент, автор приступил к поискам. В первую очередь он проверил, не надето ли пенсне на нос. Затем автор проверил все складки одежды, карманы, обыскал кресло, пролистал всю книгу. Осмотр паркетного пола тоже ничего не дал. Пенсне исчезло бесследно.
Позднее прислуга сделала уборку в этой комнате, но пенсне не нашлось. Автор завел себе новое пенсне, и забыл о потере. И вот однажды, сидя в том же кресле с книгой, он уронил карандаш. Автор вскочил, чтобы поймать карандаш, и нашел его на полу у стены, а рядом с ним он обнаружил потерянное пенсне, которое почему-то стояло, прислоненное к стене. Оно было запылено, как будто проделало долгое путешествие. Впечатленный находкой, автор не стал сразу брать пенсне-невидимку в руки, а показал его прислуге и знакомым. Все только разводили руками и не могли сказать ничего определенного.
Судьба этого пенсне сложилась трагически. В тот же вечер автор надел его, чтобы почитать. Но он так неудачно чихнул, что пенсне слетело у него с носа и разбилось на мелкие осколки.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа М.Осоргина «Пенсне» заключается в том, что, как правило, утерянные нами вещи лежат у нас под носом, а мы их не замечаем, в силу особенностей работы нашего мозга. А часто придаем потере мистический смысл. Можно долго гадать о том, где же находилось потерянное пенсне, но, скорее всего, оно не покидало пределов комнаты.
Рассказ М.Осоргина учит быть внимательным и наблюдательным и более тщательно относиться к вещам первой необходимости.
Какие пословицы подходят к рассказу «Пенсне»?
Среди бела дня пропало, что корова языком слизала.
Потерял — не сказывай, нашел — не показывай!
Что упало, то пропало.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Презентация «Анализ рассказа М.А.Осоргина «Пенсне»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «ПЕНСНЕ»
Обсудим … 4. Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом? 5. Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Вспомним … Олицетворение – изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафора образуется по типу олицетворения.
Объясним … «печка мыслит» Печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).
Объясним … «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
Объясним … «раздвинутые ножницы кричат» Если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».
Объясним … «кресло сидит» Рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.
Объясним … «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» Когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы, они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга.
Ответим … Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут? Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла? Каковы рассуждения автора в конце рассказа? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Определим … Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»; многочисленные длинные ряды однородных членов; обращения к читателю. Употребление глаголов 2 лица в настоящем времени, чем достигается эффект присутствия читателя в действии. Много восклицательных знаков, вопросительные предложения. Синтаксические приёмы Грамматические приёмы Интонационные приёмы
Более того… вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения «демократический стакан», «реакционная стеариновая свечка», «интеллигент-термометр», «неудачник из мещан – носовой платок» «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка» Поясните, почему именно такие эпитеты использует писатель, характеризуя своих «героев».
Подведём итоги … Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-393994
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.