особенности педагогических технологий в условиях профессионального обучения
Педагогические технологии в образовательном процессе в СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогические технологии в образовательном процессе в СПО
Доклад на методической
Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.
Эффективность системы российского профессионального образования, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий.
Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.
Наиболее полной и логичной классификацией педагогических технологий, является классификация Г.К. Селевко, она является многоаспектной и осуществляется по двенадцати признакам: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, концепции усвоения, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу управления познавательной деятельностью и др.
Согласно классификации Г.К. Селевко педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру.
1. Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, которая с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более высокого уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:
2. Горизонтальная структура педагогических технологий содержит три основных аспекта:
В отличие от методов и методики обучения, педагогические технологии предполагают характеристики и системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах; гарантирует достижение и воспроизводимость целей обучения. Главным отличительным качеством педагогической технологии от метода, методики и технологии обучения является измеримость и воспроизводимость результатов, что предполагает в ее наличии системы контрольных заданий, адекватных поставленным задачам, и алгоритма контроля, включая его виды и способы.
Структура педагогических технологий включает в себя следующие компоненты:
Уровни педагогических технологий:
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и переход к практико-ориентированному образованию требует применения в учреждениях начального и среднего профессионального образования педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у учащихся ключевых компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и трансформированных в содержание образования: Федеральных государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения.
Формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования реализуется посредством различных педагогических технологий:
— демонстрация обучающимся различных предметов и явлений;
— наблюдение обучающимися за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;
— когнитивное инструктирование: сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств;
— установление и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;
— абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;
— обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.
Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования возможно посредством реализации всей образовательной программы, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий.
Комплексный подход к использованию педагогических технологий позволяет систематизировать организацию целостного учебного процесса на всех его этапах и реализовать цели начального и среднего профессионального образования повысить качество образования.
Рассмотрим основные педагогические технологии, которые эффективно влияют на развитие ключевых компетенций обучающихся.
При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.
Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.
Но проблема данной технологии заключается в том, что сегодня методом проектов владеет далеко не каждый преподаватель, поэтому метод проектов должен войти в обязательный перечень профессиональных компетенций преподавателя учреждения профессионального образования.
Технология проблемно-модульного обучения.
Технология проблемно-модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.
При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.
Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.
Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.
Технология проблемно-модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально-педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,’ повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.
Деятельностные педагогические технологии
Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:
Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.
Основными видами личностно ориентированных педагогических технологий являются:
а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально ‘профессиональных ситуаций, диалогические лекции.
Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции.
в) метод направляющих текстов. Развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов, который получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий, организаций. Этот метод представляет большие возможности для гибкой организации производственного (практического) обучения.
г) интерактивное обучение. Безусловно, «формирование компетенций возможно через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в применении интерактивного обучения». Здесь основным источником познания становится опыт учащихся.
Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.
д) игровые технологии. Понятие «игровые педагогические техно- логии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические, деловые, ролевые игры.
Игровые технологии формируют у учащихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.
е) тренинговые технологии. В меньшей степени в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования используются тренинговые технологии, но в практике повышения квалификации специалистов они широко применяются; действие этих технологий очень эффективно.
Целесообразно использование тренинговых технологий как вспомогательных технологий, поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и строятся под отдельные задачи развития личности.
Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий обучения.
Мотивационные педагогические технологии.
Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализаци, лояльность;
Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности.
Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности формируют у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, професиональные компетенции.
Технология «полного» усвоения.
Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:
— от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;
— от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;
— от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.
Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.
Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования
Киселева Л.Б. преподаватель спецдисциплин
ГБОУ МО Электростальский колледж
Термин «технология» появился несколько столетий назад в период становления промышленности. Затем, благодаря широкому использованию этот термин пришёл в профессиональную педагогику. Этому также способствовало развитие информационных технологий, которые также стали использоваться в сфере образования.
Авторы С.А. Смирнов, И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов полагают, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке (схема 1):
Схема 1. Цепочка развития любой сферы деятельности человека.
Сначала, сталкиваясь с каким-либо объектом, предметом, явлением, человек получает случайный опыт, начальные умения работы с ними. Затем – на втором этапе – этапе развития ремесла – человек не просто осваивает данное явление, предмет, объект, но и осваивает на нём определённый вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. В этот период возникает профессия по виду деятельности (рыболов, гончар, лекарь и т.д.).
Следующий этап – этап технологий – этап, на котором для производства продукта создаются механизмы, технические средства и именно они теперь выполняют основную работу. Отсюда первоначальное понимание технологий как производства продукции при помощи конкретных средств (технических средств) производства. Всякое изменение в наборе средств производства приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а значит и к изменению самой технологии.
Машинное производство потребовало более детального описания каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении) уже не достаточно. В описание необходимо вносить точные характеристики используемых средств, регламент их использования.
С.А. Смирнов, И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов считают, что если перенести смысл «промышленного» термина «технология» в педагогику, то под технологией обучения можно понимать определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.
И.Б. Котова, С.А. Смирнов и Е.Н. Шиянов также считаю, что разница между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чём заключается различие между технологией и ремесленичеством в производственной сфере.
Первое упоминание термина «технология» в педагогической науке относят к 40-м годам XX в. и связывают его с введением плана обучения студентов Индианского университета США с помощью технических средств обучения. План аудиовизуального образования в 1946 году разработал Л. Ларсон.
С того времени содержание понятия «технология» в сфере образования неоднократно менялось. Авторы, работающие в этом направлении, предлагают свои оригинальные трактовки данного понятия. Таким образом, на данный момент образовалось порядка четырёх десятков формулировок понятия «технология».
Несмотря на широкое использования термина «технология» за рубежом, в отечественной педагогике термин «педагогическая технология» не признавался до 1971 г.
Обзор педагогических технологий обучения
Технология обучения связана с эффективным построением и реализацией учебного процесса с учётом гарантированного достижения дидактических целей.
Технологизация учебного процесса базируется на положении о проектировании учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей обучения, исходя из заданных установок.
Преподаватель обязан рассматривать конкретные средства обучения, которые раскрывают сущность технологического подхода к учебному процессу.
Современные технологии обучения характеризуются системностью, научностью, интеративностью, воспроизводимостью, эффективностью, качеством, мотивированностью обучения, новизной, алгоритмичностью, информационностью, возможностью тиражирования и переноса в новые условия.
Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая новую научно обоснованную модель дидактического процесса, которая обладает более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет при традиционных моделях обучения ( 28).
Технология обучения может рассматриваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, а также приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Между методикой обучения и технологией обучения существует разница. Методика обучения отвечает на вопрос: Каким путем можно достичь требуемых результатов обучения? Технология обучения отвечает на вопрос: Как сделать это гарантировано?
Методика обучения выражает конкретные процедуры использования комплекса методов и приемов обучения, но в применении технологии обучения присовокупляется и личность преподавателя во всех многообразиях его деятельности.
Но методика и технология обучения при многократном использовании позволяют получить заранее спрогнозированный результат.
Опыт использования различных технологий обучения позволяют сделать вывод, что при применении любой технологии обучения необходимо помнить о личных качествах обучаемых, направленности на активизацию познавательной деятельности студентов и оптимальности.
Сущность технологии обучения сводится к следующим положениям.
1. Проектирование учебного процесса должно проводиться заранее с последующей возможностью воспроизведения этого процесса в педагогической практике.
2. Должна быть разработана в конкретной технологии система слежения объективным контролем за качеством достижения поставленных целей.
3. Структура и целостность технологии обучения должна сохраняться, так как внесение хотя бы одного нового элемента в технологии приводит к затрагиванию изменений в связях с другими элементами технологии.
4. В технологии должны использоваться только оптимальные формы и методы обучения.
5. Конкретная технология должна иметь оперативную обратную связь, позволяющую своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.
В итоге, по мнению В.А. Сластенина, технология обучения включает систему дидактических целей и задач, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организацию учебного процесса, средства обучения, обучающихся, педагогов, а также результат их совместной деятельности [28].
В работе В. А. Сластенина приведена классификация существующих технологий по следующим критериям:
Направленности действий (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные);
По целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности);
По предметной среде (гуманитарные и социально – экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);
По применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные);
По организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).
Селевко Г.К. классифицирует технологии обучения по сущностным и инструментально значимым свойствам на общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные), признаком классификации является уровень применения.
По ориентации на личностные структуры выделяют: операционные (формирование способов умственных действий); информационные (формирование знаний, навыков и умений); эмоционально-нравственные и эмоционально-художественные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).
По организационным формам: альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективный способ обучения и дифференцированное обучение.
По преобладающему (доменирующему) методу: догмативные (репродуктивные), объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные (поисковые), программированное обучение, развивающее обучение, саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные) и творческие.
По направлению модернизации существующей традиционной системы обучения – на основе гуманизации и демокритизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, на основе эффективности и организации управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, альтернативные, природосообразные, целостные технологии авторских школ.
По категориям обучающихся: продвинутого образования, компенсирующие, виктимологические, массовой технологии, технологии работы с трудными обучающимися, технология работы с одаренными обучающимися.
Крившенко Л.П. по многочисленным сходствам и общим признакам выделяет следующие технологии:
1. По уровню применения: общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные).
2. По философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные.
3. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие.
4. По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы).
5. По характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности обучаемых; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между педагогом и обучаемыми; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала.
Крившенко Л.П. рекомендует анализировать известные технологии по следующим признакам: уровень применения; философская основа; концепция усвоения знаний; характер содержания; организационные формы обучения; преобладающие методы обучения; категория обучаемых.
Буквальное значение термина «технология» – «учение о мастерстве». В настоящее время педагоги стали чётко различать понятия, которые уже чётко установились среди педагогов. Термины как «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология» воспринимались в разном контексте.
Так «педагогическая технология» понималась как технология, где обучение велось с помощью технических средств. В настоящее время педагоги понимают эту технологию как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, воплощение на практике заранее спланированного педагогического процесса (19,20].
Отечественная теория и практика технологизации обучения основана на трудах таких учёных как П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин.
Беспалько В.П. чётко определил, что педагогические технологии характеризуются рядом признаков, среди которых выделяются следующие:
1. Чётко выделяются педагогическая, дидактическая разработки целей обучения и воспитания.
2. Информация, подлежащая усвоению, должна быть структурирована, упорядочена, уплотнена.
3. Все дидактические, технические и компьютерные средства обучения, а также контроля должны применяться комплексно.
4. По мере возможности должны постоянно усиляться контрольная и диагностическая функции обучения и воспитания.
5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения должна обеспечиваться постоянно [4].
По мнению Крившенко Л. П. педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством и совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство.
В работе Л.П. Крившенко приведены педагогические технологии, получившие признание в системе отечественного образования. Среди многочисленных педагогических технологий выделяются следующие педагогические технологии.
Это репродуктивная технология, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия, технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология адаптивного обучения, технология программированного обучения, технология компьютерного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология концентрированного обучения, технология проектного обучения, технология дистанционного обучения, авторские технологии обучения.
По мнению Кукушина В.С. выделяют дополнительные технологии следующего назначения:
1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.
2. Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.
3. Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе.
4. Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе.
5. Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
6. Технология, построенная на алгоритмической основе.
7. Технология, построенная на программированной основе [19,20].
Особое внимание уделяется гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили. Технология Ш.А. Амонашвили включает следующие положения:
1. Идеал воспитания человека – самовоспитание.
2. Наличие условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений.
3. Развитие и становление познавательных сил обучаемого.
4. Способствование становлению, развитию и воспитанию благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
Технология знаково-контекстного обучения в педагогике разработана профессором Вербицким А. А. Впервые был сделан вывод, что традиционная система обучения не обеспечивает условий для развития активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, усложняет процессы перехода от абстрактной модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной деятельности со всеми трудностями и противоречиями [10].
В качестве переходных от традиционных до новейших форм учебного процесса являются следующие занятия:
1. Спецкурсы и спецсеминары.
2. Имитационное моделирование (игровые ситуации, деловые игры, разыгрывание ролей).
3. Неимитационное моделирование (дискуссии, коллективно-познава-тельная учебная деятельность, лекция с обратной связью, лекция-шоу, лекция вдвоём, проблемное изложение).
По мнению Вербицкого А.А. такие технологии позволяют преодолеть противоречия профессионального образования, что формы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых неадекватны формам профессиональной деятельности специалистов.
В своих работах Кашлев С.С. указывает следующие отличительные особенности интеративных технологий обучения:
1.Педагог становится не транслятором готовых знаний, а организует самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, побуждая к самостоятельному поиску путей решения проблемы.
2. Педагог в учебном процессе становится помощником в организации мыслительной деятельности, смыслового творчества обучаемого.
3. В учебном процессе создаются условия для активности обучаемых на занятиях, разрешается свободное перемещение по аудитории, рисование на интерактивной доске, обмен мнениями и использование аргументов для отстаивания своей точки зрения [18].
Интерактивные технологии обучения предполагают введение новых понятий и определений, которые ранее не использовались в педагогике.
Понятие «полилог» используется для объяснения в интерактивных технологиях обучения возможностей обучаемых иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме, но отказываться от права на абсолютную истину педагога и обучаемого.
Вместо монотонной традиционной лекции появляется возможность ведения диалога на лекции. Диалогичность общения педагога и обучаемого предполагает наличие правильного слушания и понимания друг друга, внимательного отношения к участнику учебного процесса, желания помогать друг другу в формировании своего образа мыслей.
Педагог обязан организовать мыследеятельность обучаемых, где используются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации и так далее, что приводит к сочетанию различных форм организации мыслительной деятельности обучаемых.
Педагог обязан при использовании интерактивных технологий обучения создать условия для ситуации успеха в обучении, когда на занятиях обучаемые испытывают только три эмоции: радость, интерес и удивление.
Успех обучаемых на занятиях приводит к саморазвитию, самосовершенствованию, к позитивности и оптимистичности обучаемых.
Такое взаимодействия на занятиях приводит к возвышению достижений личности и саморазвитию.
Названные признаки интерактивной технологии обучения интегрируются в единый комплекс, составляющих содержательную и технологическую основу использования интерактивных методов обучения.
По мнению Кашлева С.С. технологию интерактивного обучения можно представить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия обучаемых и педагога, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития [18].
Описание некоторых технологий вводит понятия, которые используются в образовательных системах, например, технологическая карта.
В технологической карте описывается учебный процесс по предмету в виде поэтапной последовательности действий с точным указанием применяемых форм, методов, приемов и средств. Это программа действий и ее рабочее исполнение.
Технологическая карта может быть представлена в графической форме, как бы в виде опорного конспекта, все выстраивается в логической технологической последовательности, образуется целостная педагогическая технология (Пионова). К критериям эффективности педагогических технологий следует отнести то, что можно оценить качественно или количественно:
1. Создание успеха в деятельности обучаемых и педагогов во время процесса реализации технологии.
2. Собственный опыт использования педагогом педагогических технологий.
3. Опыт использования педагогических технологий в аналогичных образовательных учреждениях.
4. Достаточно полное описание технологий.
5. Возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучаемых и педагогов.
Кроме рассмотренных технологий обучения, существует большое количество авторских технологий.
Любая авторская технология обучения содержит общеизвестные приемы, методы, которые организуются в своем применении вокруг какой – то наиболее значительной авторской идеи.