особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования

Особенности организации образовательного процесса в системе дополнительного образования

особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. fb. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-fb. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка fb.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. tw. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-tw. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка tw.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. vk. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-vk. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка vk.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. ok. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-ok. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка ok.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. tg. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-tg. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка tg.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. vb. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-vb. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка vb.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. wa. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-wa. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка wa.особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. pi. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования фото. особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования-pi. картинка особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования. картинка pi.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности с позиций развивающего обучения.

Важно, что образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.

Здесь процесс обучения имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Обучающийся становится активным субъектом деятельности, активно решает образовательные задачи: объясняет смысл и причины наблюдаемых явлений, определяет способ выполнения деятельности, исследует зависимости между объектами наблюдения и др.

Если в школе индивидуализация обучения, как правило, инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей, прежде всего, — со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается идея сотрудничества, неформального общения. Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда — повышенные требования к его личностным качествам.

Чтобы достичь целей развития ребенка, необходимо применение в учебном процессе индивидуальных и коллективных форм организации (парного взаимодействия, малых групп, межгруппового взаимодействия) и проблемных методов обучения. Их использование меняет позицию обучающегося и педагога, помогает реализовать субъект-субъектный характер их взаимодействия, усиливает демократический стиль общения, открытость, диалогичность и рефлексивность действий педагога.

В сравнении с дополнительным образованием, школьное обучение сегодня во многом остается инертным, сохраняется ориентация на передачу определенных знаний, умений и навыков без учета развития личности, несмотря на постоянно провозглашаемые установки на развитие обучающегося, раскрытие его творческих возможностей и способностей, реализацию личностно ориентированного подхода.

Неудивительно, что в таких условиях в решении проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации личности существенно возрастает значение дополнительного образования детей. Принципиальная установка педагога дополнительного образования — такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина — не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации. Другими словами, дополнительное образование — это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования детей, должен отвечать следующим требованиям:

• иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов (соответственно этому достижение учащимися определенного уровня знаний — умений — навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития личности ребенка и его способностей);

• быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию (способствовать развитию общих и специальных способностей детей);

• основываться на многообразии дополнительных образовательных программ — примерных, модифицированных, авторских; все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

• базироваться на развивающих методах обучения детей; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает: переход дополнительного образования детей в систему развивающего обучения требует от каждого преподавателя умения использовать в своей работе психологические и дидактические принципы и методы развития способностей детей, их личностного роста;

• использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.

Таким образом, основной целью образовательной деятельности является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей. Для реализации этой цели важно видеть обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

Учебный и воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей имеет свои, конкретные, присущие только ему, характерные черты:

— осуществляется детьми в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года;

— характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), отсутствием жесткой регламентации и жестко заданного результата;

— направлен на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий;

— носит неформальный и комфортный характер для всех его участников.

Содержание образовательной деятельности обусловлено социальным заказом, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов и направлений на базе общекультурных, художественных, социальных, бытовых, профессиональных и прочих интересов детей; максимальной включенностью в нее не только педагога, но и ребенка. Эту деятельность можно определить как взаимодействие педагогов и воспитанников, которое «включает в себя систематическое обучение, просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, стимулирование самообразования»*.

Научно-педагогической и практической основой образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей являются следующие принципы**:

* Мудрик А.В. Социализация и воспитание. — М.: Сентябрь, 1997, с. 91.

** Принцип — основное, исходное положение — руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

• гуманизма (утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры);

• демократизма (предполагает право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе);

• детоцентризма (предполагает приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);

• дифференциации и индивидуализации образования (выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами);

• увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих способностей детей, в связи с чем в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе);

• системности (предполагает преемственность знаний);

• сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых);

• природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности);

• культуросообразности (ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества).

Использование перечисленных выше принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, выработать педагогическую стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.

Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей регулируются Законом РФ «Об образовании» (1992 г. с изменениями и дополнениями от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 7 марта 1995 г. № 223 с изменениями и дополнениями от 22 февраля 1997 г. № 212), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям). (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003) // Официальные документы в образовании, 2003, № 20), уставом образовательного учреждения, договором о взаимоотношениях с учредителем.

Режим организации образовательного процесса в блоке дополнительного образования должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Расписание занятий в детских объединениях составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение определенных требований.

В уставе школы должны быть зафиксированы временные рамки учебного года в объединениях дополнительного образования детей. Как правило, учебный год в детских объединениях начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Занятия с детьми могут организовываться в течение всего календарного года. В этом случае в период с 31 мая по 31 августа приказом директора школы блок дополнительного образования переходит на летний режим работы.

В период школьных каникул занятия могут:

• проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;

• продолжаться в форме поездок, профильных лагерей, туристических походов и т.п.

Кроме того, могут создаваться различные объединения с постоянным и переменным составами детей в лагерях или на базе школы, а также по месту жительства детей.

При зачислении в объединение (кружок, студию и т.д.) каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю (СанПиН, р. 8. п. 2.1).

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако в соответствии с СанПиН (р. 8. п. 2.2), посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2-х раз в неделю.

Занятия детей в объединениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенье. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа (СанПиН р. 8, п. 2.3).

Численный состав детских объединений определяется уставом школы и соответственно программой педагога. К сожалению, в настоящее время педагоги дополнительного образования не располагают конкретными указаниями по вопросам наполняемости учебных групп. В п. 1.6. СанПиН содержится общая рекомендация, чтобы наполняемость групп не превышала 15 человек (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

В практике учреждений дополнительного образования детей (и этот опыт могут взять на вооружение педагоги дополнительного образования школ) сложилась следующая ситуация. Списочный состав детского объединения формируется, исходя из необходимости присутствия на занятиях:

• на первом году обучения — не менее 12–15 человек;

• на втором году обучения — не менее 10–12 человек;

• на третьем и последующих годах обучения — не менее 8–10 человек.

В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений или изъяты учредителем.

В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.

Численный состав объединений, использующих компьютерную технику, должен соответствовать санитарным нормам СанПиН 2.2.242-96, утвержденным Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. № 14.

Списочный состав объединений детей-инвалидов формируется в индивидуальном порядке, допускается меньшая наполняемость групп*. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей сказано, что с детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства (р. III, п. 27).

* Приложение к приказу Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18.07.91 №251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии».

Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется Уставом учреждения (см. Типовое положение, р. III, п. 27) и программой педагога.

В практике обычно программа 1-го года обучения ориентирована на 4–6 академических часов в неделю; 2-го года обучения — на 6–8 академических часов в неделю; 3-го и последующих годов — на 8–12 часов в неделю.

Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03 продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать в учебные дни 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни — 3 часа. После 30–45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам (СанПиН р. 8. п. 2.6).

Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается уставом школы и программой педагога. Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми — от 30 до 60 минут 2 раза в неделю.

Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю в системе дополнительного образования не должна превышать 12 академических часов.

Кроме того, продолжительность учебного занятия находится в прямой зависимости от возраста обучающихся и вида их деятельности. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования рекомендуют определенный режим занятий детей в объединениях различного профиля* (Таблица 1).

* СанПиН 2.4.4.1251-03, Приложение 3 «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля» // Официальные документы в образовании, 2003, №20, с.70–71.

Таблица 1. Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля

Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03

п/пПрофили и отдельные

виды кружков

Наполняемость групп Число занятий в неделю Продолжительность занятий
оптимальнаядопус-тимая
123456
1Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнические и др.)101522 по 45 мин., с 10-ми­нутным перерывом
2Занятия с использованием компьютерной техники10151–22 по 30 мин. учащихся

1–5 классов (7–10 лет);

с 6 класса и старше (11–16 лет)

3Художественные объединения детей: литературно-творческие101522 по 45 мин.
театральные101522 по 45 мин.
хоровые307022 по 45 мин.
оркестровыеот 10до 302Репетиция — около 3,5 час., внутренний перерыв — 20–25 мин.
музыкальные1/8

30 мин. (индивидуальные занятия), 2–3 по 45 мин. (групповые)

бального танца10–124522 по 45 мин.
хореография1025

22 по 30 мин. — младшие школьники, 2 по 45 мин. — другие группы
изобразительное искусство101522–3–4 по 45 мин.
кинолюбителей101522 по 45 мин.
шахматный клуб2–32 по 45 мин.
4Занятия в кружках юных туристов и краеведов10151–2 похода или за­нятия на местности в месяц3 по 45 мин., занятия на местности — до 4 час.
5Занятия эколого-биологической направленности10202, из них одно проводится по подгруппам2 по 45 мин.
6Занятия физкультурно-спортивного профиля:

группы начальной подготовки

10152–345 мин. — для учащихся 8–13 лет, 2 по 45 мин.

2 — для учащихся 14–17 лет

радиоспорта8152–32 по 45 мин.
занятия картингом1015145 мин.
прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.)10152–3в зависимости от характера занятий, теоретические — 2 по 45 мин.

Продолжительность занятий от 30 до 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений.

В числителе — индивидуальные занятия, в знаменателе —групповые.

Младшая группа первого года обучения.

Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы занятия в подразделениях дополнительного образования детей заканчивались не позднее 20.00.

Администрации школ надо помнить, что нарушение СанПиН влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1, 2005)

Источник

«Особенности организации занятия в системе дополнительного образования детей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Особенности организации занятия

в системе дополнительного образования детей»

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитие детей.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жёстких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога, он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности учащегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу, в которой не возможно не выучиться».

Образовательный процесс в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, то есть должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие), так и по содержанию;

основываться на разнообразии дополнительных образовательных программ (модифицированных, авторских, адаптированных);

базироваться на развивающих методах обучения;

педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.

Приоритетные принципы при организации занятия в системе дополнительного образования детей:

Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.

Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и Дополнительного образования.

Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).

Принцип деятельностного подхода.

Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.

Принцип разновозрастного единства.

Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Принцип открытости системы.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы :

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений,

Изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т. д.);

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, выполнение практических заданий, лабораторные работы и др.);

Самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, творческие работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

Создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности детей.

Целесообразное расходование времени занятия.

Применение разнообразных методов и средств обучения.

Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми.

Практическая значимость полученных знаний и умений.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определённые методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определённую структуру, то есть состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определённой логике, зависящей от его цели и типа.

Организация начала занятия – постановка задач, сообщение темы и плана занятия.

Проверка имеющихся у детей знаний, умений их готовность к изучению новой темы.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Цель и задачи занятия.

Это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Она должна быть достаточно конкретна и достижима за одно занятие. Например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любовь к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

Цель достигают через решение задач, которые раскрывают и конкретизируют цель, ставятся с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

проконтролировать усвоение сформированных ранее знаний, умений и навыков;

обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия;

сформировать, продолжить формирование, закрепить специальные знания, умения и навыки по данному учебному материалу.

содействовать формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственных связей, познаваемость мира и природы и др.);

трудовое обучение и воспитание;

нравственное воспитание (обеспечить изучение вопросов патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения);

содействовать физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию, профилактике переутомления.

развивать умение выделять главное в изучаемом материале, формулировать выводы, обобщать изучаемые понятия;

развивать самостоятельность мышления;

содействовать развитию речи обучающихся;

формировать умение преодолевать трудности в обучении;

содействовать развитию познавательного интереса;

развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения.

Традиционные формы организации деятельности

детей в учебном процессе

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов контроля и коррекции. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Формы организации обучения : игра, лекция, диспут, интегрированное занятие, беседа, экскурсия, репетиция, тренировка, соревнование, концертная деятельность, творческий отчет, занятие-конкурс, зачет, практическая работа.

Режим занятий : занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей. При приеме в спортивные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья детей.

Формы занятий определяются педагогом и программой.

Нетрадиционные формы организации деятельности

детей в учебном процессе

— расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

— повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения;

— интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования;

— укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

— снижение роста негативных явлений в детской среде;

Формы контроля знаний:

— организация выставок и презентаций;

— показ, защита индивидуальных и групповых проектных работ;

— проверочные, контрольные работы;

— тестирование, анкетирование обучающихся и т.п.

Примерная схема оформления

Конспекта открытого занятия

Название творческого объединения

Город, год проведения занятия

Целевая аудитория, продолжительность занятия:

Цель, задачи (обучающие, воспитательные, развивающие) занятия

Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.)

Инструменты и материалы

План занятия (возможно, с хронометражом)

Техника безопасности (охрана труда)

Подробно по всем пунктам плана

Самоанализ проведенного занятия

Задачи прошедшего занятия:

Обучающие – теоретическая часть занятия намеренно дается в небольшом объеме и носит поверхностный характер. Это связано с возрастом обучающихся и с преимущественно практическим направлением занятия. Тем не менее, знания детей о декоративно-прикладном искусстве, народных ремеслах (конкретно – кукле-скрутке) неизменно пополняются. Основное внимание уделяется знакомству, освоению и отработке технологических приемов, повышению швейного мастерства.

Воспитательные – формирование гражданской позиции через знакомство с историей народных ремесел, прикладным творчеством также важно, как и развитие таких личностных качеств, как чувство прекрасного, внимание к окружающему миру. Творческое самовыражение дает возможность воспитания полноценной, уверенной личности.

Оборудование – на занятии используются инструменты, уже знакомые детям. Их размещение на столах привычно для обучающихся и оптимальной организации рабочего места.

Данное занятие соответствует определенной теме Образовательной программы, имеет четкую структуру и состоит из нескольких взаимосвязанных частей.

Организационный момент: должен быть достаточно коротким, но иметь традиционные именно для этого творческого объединения элементы. Предсказуемость начала занятия призвана наиболее быстрой перестройке детей на рабочий лад.

Ритуал приветствия очень прост, но его традиционность позволяет быстрее настраивать детей на занятие, создавать атмосферу группового доверия и взаимоуважения.

Подготовительный этап. Разминка – для профилактики гиподинамии, для разогрева мышц рук перед работой, для настраивания детей на занятия. Разминка неизменно проводится в начале занятия в отличие от физкультминуток, которые проводятся по мере утомления.

Теоретическое содержание занятия – при подготовке к занятию обычно подбирается больший объем информации, чем возможно дать. Уже на занятии по состоянию учащихся, по общему настрою группы в данный момент окончательно определяется объем сообщаемых знаний.

Практическая часть занятия – знакомство с технологическими приемами состоялось ранее, но не было отработано, поэтому вновь объясняется каждый этап работы, операции выполняются параллельно с объяснением и демонстрацией. Обученность большинства детей средняя и низкая, вследствие чего постоянно им оказывается помощь, идет корректировка их действий.

Контрольный этап. Рефлексия занятия: предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось – не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились).

Ритуал прощания – смысловое завершение занятия, внешняя рефлексия своего эмоционального состояния в кругу сверстников.

Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., ВЛАДОС, 2003.

Материалы к. п. н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышение квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Г. Урая ХМАО-Югра, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *