особенности богослужения страстной седмицы

Страстная седмица

особенности богослужения страстной седмицы. 113337.p. особенности богослужения страстной седмицы фото. особенности богослужения страстной седмицы-113337.p. картинка особенности богослужения страстной седмицы. картинка 113337.p. Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице

Дни Страстной седмицы

Богослужение

Богослужебные особенности Страстной

Иконография

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

особенности богослужения страстной седмицы. 113339.p. особенности богослужения страстной седмицы фото. особенности богослужения страстной седмицы-113339.p. картинка особенности богослужения страстной седмицы. картинка 113339.p. Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Источник

Страстная седмица. Первые три дня

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами в помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю (воскресенье) ваий, вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня 159 и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном огяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишася; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской Духовной академии, при пении «Се, Жених. » отверзаются царские врата, и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы в седальна диакон произносит: «И о сподобитися нам. ». Царские врата открываются и читается (на Престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Ин., зач. 84; во Вторник – от Мф., зач. 90; в Среду – от Ин., зач. 41).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя. » и возгласа: «Милостию и щедротами. » поется трипеснец Триоди (в Понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник – двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду – 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды). Открываются царские врата. В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

Далее – хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» – чтец: «Тебе слава подобает. » и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси. » – священник: «Мир всем». «Главы наша Господеви. » и произносится второй возглас: «Твое бо есть еже миловати. ». Далее стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися. » (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тропарь: «В храме стояще славы Твоея. », «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую. », «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен. ». Чтец: «Небесный Царю. ». Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: «Приидите, поклонимся. ».

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах 163 последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий. » ( Ин. 13, 32 ). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

После пения «Да исправится молитва моя. » и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.

В Великую Среду в конце литургии (после «Буди ими Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас. ») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже. », отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть. ».

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169), и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа. 165

Великий Четверг

Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) – малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром – часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения

Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.

Особенность l-гo часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

После стихир на «Господи, воззвах. » и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого.

Задостойник Великого Четверга

(ирмос 9-й песни канона)

«Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша

Слова от Слова научившеся, Его же величаем».

«Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на Горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на Горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова, Которое мы прославляем» ( Лк. 22, 12 ).

В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». (Святые храма и дня не поминаются. См. В. Розанов. Устав, с. 376.)

Богослужения Великой Пятницы

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

«Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий – избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Таиной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» со стихами великопостными и тропарь: «Егда славнии ученицы. » (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными – малое каждение.

По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И сподобитися нам. ») читается 1-е Евангелие св. Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (по Уставу, петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), а после Евангелия – «Слава долготерпению Твоему, Господи».

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.

В 1-м Евангелии (от Ин.) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам. » и читается Евангелие.

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После светильна читается 9-е Евангелие – о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес. », и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие – о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие – о погребении тела Господа в новом гробе. Затем – стиховные стихиры (они же и на вечерни на «Господи, воззвах. ») и 12-е Евангелие – о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи» и т.д., и бывает особый отпуст (см. Служебник): «Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотню изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (Этот же отпуст – в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени.)

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня – около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.

После паремий читаются Апостол (Кор., зач. 125) – о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и Евангелие (от Мф., зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), – о страданиях и крестной смерти Господа.

После Евангелия – сугубая ектения, «Рцем вси. », «Сподоби, Господи. », просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеющагося светом, яко ризою. ».

Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую Пятницу тот же, что и на великих часах.

Великая Суббота

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь. » с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф. », на «Славу» – «Егда снизшел еси и смерти. » и на «И ныне» – «Мироносицам женам. ». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

«Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися. », и совершается каждение всего храма.

По 8-й песни вместо «Честнейшую. » поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати. », хор продолжает 181 : «зрящи во гробе, егоже во чреве без Семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После канона и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех (на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево. »). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного «Святый Боже. » совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении «Святый Боже. », чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37, 1–14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читается Апостол (Кор., зач. 183 – 0 плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Мф., зач. 113 – 0 запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектений. Диакон: «Премудрость», и бывает особый отпуст – тот же, что на великих часах в на великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста – целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. » (в это время елеем не помазывают), и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа – малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (см. Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе «поскору», без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: «Христос, истинный Бог наш. ».

По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектения, возглас: «Яко свят еси. ». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся. » – в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой. Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней.

После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения Престола и жертвенника меняются на белые – в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых Ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом. В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом в трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, мно- гоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина 186 в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной: «Се ныне благословите Господа. ». Вход с кадилом. Затем переобла- чается Престол и священнослужители в черные облачения (см. В. Розанов. Устав, с. 568).

Примечание: Но в среду на изобразительных, вместо обычного отпуста: «Грядый Господь на вольную страсть…», священник лицом к народу читает молитву: «Владыко многомилостиве…» и по окончании ее произносит: «Благословите отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Ему отвечают: «Бог да простит тебя и помилует, отче честный. Помолись и о нас грешных». Священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». И далее возглас: «Молитвами святых отец наших. » и следует литургия Преждеосвященных Даров.

Святые дня, храма и составитель литургии не поминаются (см. Богослужебные указания на 1958 г., с. 98, а также Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).

На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочитываются после псалмов часа, а затем произносится тропарь, например, «Иже в шестый день же и час на Кресте. ». Далее Богородичен часа и Евангелие.

В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием (см. Типикон, во Святой Понедельник вечера и т.д.).

Примечание: Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Великого поста, то накануне вечерня, по Уставу, совершается без 18-й кафизмы, даже и тогда, когда вечерня будет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет. (А Служебник предписывает перенесение Святых Даров с Престола на жертвенник именно во время 18-й кафизмы. В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник при пении стихир на «Господи, воззвах. » с обычными священнодействиями, т.е. – поклонами, каждением и т.д.)

Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг), то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия). Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды – с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословил) в литию.

На утрени поется вместо «Аллилуиа» – «Бог Господь. » и 3-й тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах – молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см. Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.

Русский перевод: «Когда славные (досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых – Ин. 13, 3–15 ), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жадный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности – вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да будет слава Тебе!»

Богослужебные указания на 1949 г., с. 81.

См. Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 175, 182; срав. В. Розанов. Цит. соч., с. 574–575.

В Великий Четверг и Пятницу на изобразительных не бывает припева, как в предыдущие недели, – «Помяни нас, Господи. », но вычитывается все подряд.

В воспоминание событий этого дня, после заамвонной молитвы в конце литургии, в патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается трогательный обряд омовения ног (имеется в Большом Требнике и в особой книжке), который воскрешает перед нашими очами безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей, и проповедует высоту христианского смирения. Обряд совершается посреди храма. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает и вытирает полотенцем ноги сидячим по обе стороны 12-ти священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников Господа. Иногда в патриаршем соборе на литургии Великого Четверга, после великого входа, совершается Патриархом еще другой чин – освящение св. Мира.

Если Благовещение случится в Великий Четверг, то в Среду вечером всенощное бдение начинается с великого повечерия. На литургии и на стиховне – стихиры Благовещения, на благословении хлебов – тропарь праздника (трижды).

На утрени, на «Бог Господь. » поется тропарь Благовещения (дважды), «Слава, и ныне» – «Егда славнии ученицы. ». Затем – полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира – Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия – ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни вместе «Честнейшую. » – припевы праздника. Светилен праздника, «Слава» – дня, «И ныне» – праздника.

Часы 3-й, б-й и 9-й, изобразительны совершаются как обычно. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие – дня и праздника. Вместо «Достойно есть. » поется ирмос: «Странствия Владычня. » и, только если храм Благовещения, поется Задостойник: «Яко одушевленному Божию кивоту» с припевом. Вместо Херувимской песни и «Да исполнятся уста наша. » поется «Вечери Твоея Тайныя. ». Отпуст – Великого Четверга.

См. Служба на каждый день Страстной седмицы, Богослужебные указания на 1949 г., с. 85.

Служба на каждый день Страстной седьмицы, с. 217

Во время чтения паремий и Апостола настоятель облачается в полное облачение для выноса Плащаницы.

Относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей Греческих, Южнославянских и Древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в XVIII веке (позже 1695 года, когда наш Церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики Восточных Церквей. В Церквах Греческих и Болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют: «Тебе одеющагося. ». После чтения: «Ныне отпущаеши. » и по «Отче наш» поются тропари, и бывает обычный отпуст вечерни.

Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храма – на понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия – на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля).

Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого), на «Господи, воззвах. » поются стихиры дня и праздника. Паремии – дня и три праздника. Далее – литургия св. Василия Великого, как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем.

Служба на самый праздник начинается с утрени. Особенности этой утрени следующие. На «Бог Господь. » – тропарь праздника (дважды), «Слава, и ныне» – «Егда славнии ученицы. ». Затем – обычное последование чтения двенадцати страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей и величание Благовещения; затем – степенны 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. Затем сразу же читается 8-е страстное Евангелие. После 8-го Евангелия Страстей и 50-го псалма поется стихира Благовещения, и произносится молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя. ». Далее, по возгласе священника, поется канон Благовещения и дня, после 5-й, 8-й и 9-й песней катавасией служат ирмосы трипеснца. На 9-й песни (вместо «Честнейшую. ») – припевы Благовещения, а после 9-й песни – светилен праздника, «Слава» – дня, «И ныне» – праздника. Далее читается 9-е страстное Евангелие и до конца служба совершается, как обычно в Великую Пятницу (на хвалитех и на стиховне – стихиры праздника и дня). Отпуст дня.

После отпуста совершается 1-й час со всеми особенностями Великого Пятка, т.е. читается паремия Апостол и Евангелие, а также прибавляется тропарь праздника и кондак. Часы же 3-й, б-й и 9-й читаются так, как обычно бывает в Великий Пяток. Из песнопений праздника берутся только тропарь и кондак: тропарь праздника поется после тропарей часов, а кондак дня и праздника – попеременно. После чтения часов и изобразительных бывает полный отпуст.

Затем совершается вечерня в соединении с литургией св. Иоанна Златоуста. На вечерни – вход с Евангелием, прокимен и паремии дня. После малой ектении и возгласа «Яко свят еси. » – Трисвятое. Затем – прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня, Задостойник и причастен – Благовещения.

Об этом см. Богослужебные указания на 1950 г., вып. И. Изд. Московской Патриархии.

Нестеровский. Литургика. СПб., 1905, ч. 2, с. 190–191

Канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутскому, а остальные песни – Косме, еп. Маиумскому. Ирмосы: «Волною морскою. » – инокини Кассии (IX в.).

См. Богослужебные указания на 1954 г., с. 204.

Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую Субботу произошел из разновременных обычаев, существовавших в XI-XVI веках (Б. Моек. Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован от Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в XVIII веке.

В Великую Субботу – на утрени, на часах, вечерни, литургии – все молитвы, чтения в священнодействия, которые обычно бывают на солее, как-то: входные молитвы, ектении, паремии, Апостол, Евангелие (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва – все, кроме причащения, совершается перед Плащаницей.

От вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне дня Св. Троицы прекращается употребление молитвы «Царю Небесный». Начиная с малого входа на литургии Великой Субботы до вечерни в день Св. Троицы коленопреклонения в храме отменяются в знак торжества.

См. Богослужебные указания на 1957 г., с. 143.

Уготованный столик со всенощным блюдом, на которое полагаются хлебы и сосуд с вином, ставится перед Плащаницей, и вокруг него совершается троекратное каждение, при пении тропарей: «Благообразный Иосиф. », «Слава» – «Егда снисшел. », «И ныне» – «Мироносицам женам. ». Эти же тропари поются и тогда, когда освящение совершается по заамвонной молитве. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает обычную молитву на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе, Боже наш. » (см. Служебник), но без упоминания об елее и пшенице (Богослужебные указания на 1949 г. и 1953 г.).

Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерни на «Господи, воззвах. » поются стихиры дня и праздника (всего 10), причем на «И ныне» поется стихира Благовещения: «Послан бысть. », и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерни только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее – ектении и стихиры на стиховне. Каждение Престола, на котором лежит Плащаница, совершается как обычно – без совпадения Благовещения. После «Ныне отпущаеши» поется тропарь Благовещения, «Слава» – «Благообразный Иосиф. », «И ныне» – «Мироносицам женам. ». Во время пения «Благообразный Иосиф. » – вынос Плащаницы.

В самый праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. На утрени после «Бог Господь. » поются следующие тропари: «Благообразный Иосиф. », «Егда снизшел еси. », «Слава» – «Мироносицам женам. », «И ныне» – «Днесь спасения нашего главизна. ». Затем поются «непорочны» с похвалами. После «непорочных», воскресных тропарей и малой ектений – полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен и Евангелие праздника. После Евангелия, по 50-м псалме, поется стихира праздника. Канон – праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы. На 9-й песни «Честнейшую. » на поется, но поется припев праздника. В конце 9-й песни ирмос: «Не рыдай Мене, Мати. ». После 9-й песни и малой ектении – «Свят Господь Бог наш». На хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, причем на «И ныне» поется: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. ». Поется великое славословие. Далее все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На литургии вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся. », вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть. », вместо «Достойно» – «Не рыдай Мене, Мати. », и только в храме Благовещения поется Задостойник праздника: «Яко одушевленному Божию кивоту. ». Апостол и Евангелие – дня и праздника.

Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди / Сост.: архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев: Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 314 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *