особенности архиерейского богослужения на всенощном бдении
Указания при совершении архиерейского всенощного бдения.
Встреча
Встреча архиерея на всенощном бдении отличается от встречи архиерея на Божественной литургии тем, что на ней нет входных молитв и облачения.
В алтаре перед престолом кладется 2 орлеца головой орла на восток: по центру ковра и вплотную к передней стороне престола. В южной части алтаря (обыкновенно, справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса) поставляется седалище (кресло со спинкой) рядом с которым тоже кладется орлец.
Кадильщик готовит 2 кадила.
Посошник раскладывает орлецы:
1. перед Ц.В. головой орла на восток;
2. на краю амвона головой орла на запад;
3. на кафедре головой орла на восток;
4. перед иконой праздника и, если есть, перед чтимой святыней храма;
5. в храме перед западными дверями (головой орла на восток).
После того, как духовенство выйдет на встречу архиерея, с внутренней стороны Ц.В. встают два рипидчика, чтобы открыть Ц.В., когда архиерей будет заходить в алтарь.
Иподиаконы выходят на встречу архиерея аналогично, как и на Божественной Литургии.
Когда подъезжает автомобиль с архиереем, первый иподиакон открывает дверь машины. Затем первая пара иподиаконов крестится на храм, кланяется на храм и архиерею и подходит к архиерею под благословение. При необходимости первая пара принимает у архиерея цветы и другие подарки.
Первая пара входит в храм перед архиереем и встает по сторонам от ковровой дорожки лицом к алтарю перед посошником и иподиаконом с мантией.
Архиерей входит в храм и встает на орлец. Протодиакон возглашает: «Премудрость!», хор начинает петь «От восток солнца…»
Посошник принимает у архиерея посох. Если архиерей одет в зимнюю рясу, то первая пара иподиаконов принимает ее и отдает иподиакону с мантией. Второй иподиакон поднимает наметку на архиерейском клобуке, иподиакон с мантией расправляет мантию и подает ее первой паре иподиаконов. Первый и второй иподиакон одевают на архиерея мантию, причем первый иподиакон застегивает 2 пуговицы на мантии под бородой у архиерея, а второй иподиакон в это время аккуратно пропускает наметку клобука между нижними скрижалями мантии. Затем первая пара переносит нижнюю часть мантии со скрижалями (осторожно, чтобы не задеть клобук) и становится по сторонам от архиерея. Второй иподиакон сзади расправляет конец мантии.
Архиерей дает целовать крест священникам, кладет его на поднос, крестится и благословляет духовенство. Вместе с архиереем крестится первая пара иподиаконов и кланяется архиерею. Посошник подает архиерею жезл и берет сзади мантию двумя руками. Первая пара иподиаконов идет перед архиереем, обходит с двух сторон кафедру и становится в один ряд с диаконами с кадилами и дикирием и трикирием, по сторонам. Иподиакон, который выходил с мантией, убирает орлец, который лежал у западных дверей, и уходит в алтарь, неся в руках орлец, посох и зимнюю рясу.
Архиерей поднимается на кафедру и благословляет духовенство. Первая пара иподиаконов кланяется архиерею вместе с диаконами, забирает у диаконов кадила и уходит в алтарь.
Затем архиерей поднимается на амвон, поворачивается на запад и благословляет народ на 3 стороны.
Когда архиерей начнет разворачиваться для благословения народа, два рипидчика отверзают Царские врата. Посошник принимает у архиерея жезл, свещеносец поднимается на солею. Посошник и свещеносец становятся на свои места. Посошник убирает орлецы с амвона.
Вечерня
Кадильщик с зажженной диаконской свечей встает рядом с горним местом Протодиакон возвращается со встречи, отдает кадило священнику и принимает у иподиакона диаконскую свечу. Есть традиция, когда священника на каждении сопровождают два диакона с диаконскими свечами, тогда кадильщик готовит и вторую диаконскую свечу.
Архиерей заходит в алтарь, прикладывается к престолу и отходит на свое место. Первая пара иподиаконов снимает с архиерея мантию. Рипидчик убирает орлецы перед престолом.
Протодиакон выходит на амвон и возглашает: «Восстаните!» В это время все духовенство собирается на горнем месте. Протодиакон возвращается в алтарь. На возгласе «Слава святей…» все духовенство по знаку протодиакона крестится, кланяется архиерею и поет: «Приидите поклонимся…» По окончании пения все снова крестятся, кланяются архиерею и расходятся по своим местам.
Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником, архиерей читает светильничные молитвы. Когда священник с диаконом совершат каждение храма и вернутся в алтарь, первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Кадильщик забирает кадило и свечи у священника и диаконов.
После возгласа мирной ектении служащий священник, протодиакон, все остальное духовенство и иподиаконы подходят под благословение к архиерею.
После малой ектении по «Блажен муж» кадильщик подает диаконам 2 кадила на горнем месте. После каждения диаконами алтаря и храма кадильщик забирает у них кадила на горнем месте.
Когда канонарх возгласит «и ныне…», книгодержец подает архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне хвалим…», кадильщик подает на горнем месте кадило протодиакону. Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам. Когда все духовенство выйдет северными дверями на вход, второй иподиакон кладет орлец на центр ковра перед престолом головой орла на запад. Архиерей благословляет вход. Второй иподиакон убирает орлец.
Когда протодиакон покадит престол, кадильщик забирает у него кадило на северной стороне алтаря.
После возгласа священника «Мир всем!» посошник и свещеносец поднимаются на свои места.
Есть традиция на архиерейском богослужении петь «Сподоби Господи…» духовенством в алтаре. В конце сугубой ектении все духовенство собирается на горнем месте, по знаку протодиакона крестится и кланяется архиерею. В конце пения все духовенство снова крестится и кланяется архиерею.
Лития
Во время пения «Сподоби Господи» посошник раскладывает орлецы на амвоне. Один орлец перед царскими вратами головой орла на восток, другой орлец на край амвона головой орла на запад, и орлец у западных дверей храма головой орла на восток. Два орлеца рипидчики кладут в алтаре перед престолом, один вплотную к передней стороне престола, другой по центру лежащего перед престолом ковра.
Кадильщик готовит 2 кадила. На пустой поднос, покрытый воздухом, кладутся архиерейские епитрахиль, поручи и малый омофор.
По окончании пения «Сподоби Господи» первая пара иподиаконов облачает архиерея. Порядок облачения следующий:
Мантию и клобук первой паре иподиаконов подают рипидчики.
После возгласа «Буди держава…» кадильщик подает диаконам на горнем месте два кадила. Архиерей подходит к престолу. Один из рипидчиков берет конец мантии двумя руками, несет его за архиереем и становится позади архиерея. На возгласе «Буди держава…» первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий, крестится на горнем месте, кланяется архиерею и выходит на солею. Первый иподиакон выходит с южной стороны, второй иподиакон – с северной. Книгодержец выходит на солею с северной стороны.
Когда архиерей поворачивается от престола и выходит из алтаря, рипидчик заносит за ним конец мантии и подает его посошнику в Царских вратах.
Посошник подает архиерею жезл у Царских врат.
Архиерей выходит из алтаря, благословляет народ и идет по ковровой дорожке в конец храма. Перед архиереем идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец, сзади архиерея – книгодержец. Архиерей встает на орлец, все духовенство и иподиаконы вместе крестятся, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу.
По окончании четвертого прошения первая пара иподиаконов и диаконы крестятся, кланяются архиерею и подходят к нему.
Перед возгласом «Мир всем» посошник принимает у архиерея жезл и берет конец мантии двумя руками (некоторые архиереи отдают жезл сразу, как только становятся на орлец, перед первым прошением диакона).
Книгодержец подает архиерею молитву «Владыко Многомилостиве…».
Когда архиерей прочитает молитву и наденет клобук, посошник подает архиерею жезл, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею и идет перед ним к кафедре. Первая пара иподиаконов становится перед иконой праздника, свещеносец – за иконой праздника лицом к архиерею, книгодержец – за кафедрой с северной стороны.
Во время пения «Ныне отпущаеши…» кадильщик выносит кадило и запас ладана с южной стороны.
На возгласе по «Отче наш»: «Яко Твое есть Царство…» рипидчики открывают Царские врата.
Когда протодиакон трижды покадит литийный столик и икону праздника, кадильщик забирает у него кадило, а посошник кладет орлец перед литийным столиком головой орла на восток.
По окончании пения 3-го тропаря архиерей спускается с кафедры и подходит к литийному столику, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею и становится по сторонам литийного столика.
Посошник принимает у архиерея жезл. Книгодержец подает архиерею молитву на освящение хлебов, пшеницы, вина и елея: «Господи Иисусе Христе Боже наш…».
Когда архиерей прочитает молитву и наденет клобук, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею, идет за остальным духовенством в алтарь и становится на Г.М.. Хор поет 33 псалом. Архиерей поднимается на амвон и стоит лицом на восток.
Свещеносец стоит перед амвоном лицом к Царским вратам.
За один стих до окончания пения хором 33-го псалма все духовенство и первая пара иподиаконов поворачивается лицом к Царским вратам и кланяются в ответ на благословение архиерея. По другой практике первая пара иподиаконов крестится и кланяется по возгласе Архиерея «Благословение Господне на вас…». Архиерей осеняет народ со словами «Благословение Господне на вас…» и входит в алтарь. Посошник на амвоне принимает у архиерея жезл.
Второй иподиакон заносит конец мантии за архиереем. Архиерей проходит на свое место и разоблачается.
Кадильщик на подносе готовит архиерею в сосудах благословленное на литии вино, горячую и холодную воду, 2 освященных на литии хлеба и отдельно аккуратно вырезанную частицу литийного хлеба. Кадильщик подает поднос 1-му священнику, который подносит его архиерею.
Архиерей запивает и начинается облачение.
Особенность: на поднос с крестом, панагией и расческой еще кладутся четки.
Когда архиерей облачится, книгодержец подает ему чиновник. Архиерей читает светильничные молитвы.
Посошник оставляет два орлеца на амвоне и кладет орлец перед иконой праздника головой орла к иконе.
Рипидчики раскладывают в алтаре орлецы:
1. перед престолом – головой орла к престолу;
2. орлец вплотную к передней стороне престола головой орла к престолу;
3. орлецы с северной и с южной стороны от престола – головой орла к сторонам престола;
4. орлец на горнем месте – головой орла к престолу.
Кадильщик готовит архиерейское кадило и свечу для архиерея.
Полиелей
Если чтение уставной кафизмы опускается, то во время пения «Бог Господь» первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики с рипидами вместе с протодиаконом, который возвращается в алтарь после Великой ектении, на горнем месте крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят на солею. Первый иподиакон – с южной стороны, второй иподиакон – с северной. Если уставная кафизма читается, то первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся и кланяются на возгласе малой ектении. Кадильщик подает протодиакону ручную свечу для архиерея.
Хор начинает петь «Хвалите Имя Господне…», архиерей выходит из алтаря. Посошник подает архиерею жезл у Царских врат, архиерей благословляет народ и идет к кафедре. Перед архиереем идут первая пара иподиаконов и рипидчики, сзади архиерея за диаконами – свещеносец.
Свещеносец и рипидчики доходят до иконы праздника и останавливаются, первая пара иподиаконов идет к кафедре и поворачивается лицом на восток. Когда архиерей подходит к аналою, первая пара иподиаконов кланяется архиерею и идет к иконе праздника.
Архиерей поднимается на кафедру, посошник принимает у архиерея жезл. Все духовенство, первая пара иподиаконов, рипидчики и свещеносец крестятся и кланяются архиерею.
Кадильщик подает протодиакону архиерейское кадило.
Когда архиерей сходит с кафедры и начинает каждение иконы праздника, рипидчики поднимают рипиды, расходятся в стороны и пропускают архиерея.
Протодиакон и 1-й диакон с диаконскими свечами, первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием, начинают вместе с архиереем движение вокруг аналоя. По практике служения митрополита Ювеналия посошник и свещеносец не ходят вокруг иконы праздника вместе с первой парой иподиаконов и диаконами. Затем первая пара иподиаконов поднимается на солею. Первый иподиакон с трикирием становится у южных дверей алтаря, второй иподиакон с дикирием – у северных. Посошник и свещеносец становятся перед амвоном лицом к Царским вратам. Архиерей кадит алтарь и иконостас. Во время каждения архиереем иконостаса первый и второй иподиаконы ходят за диаконами по солее сначала в южную сторону, затем в северную. Когда архиерей покадит с амвона духовенство и народ, первая пара иподиаконов спускается и встает в ряд с посошником и свещеносцем перед амвоном. Начинается каждение храма.
Порядок шествия следующий:
3. первый иподиакон с трикирием;
7. второй иподиакон с дикирием.
Кадильщик подкладывает ладан в архиерейское кадило во время каждения в следующих местах храма:
1. в алтаре с северной стороны престола, когда архиерей покадит горнем место и пойдет в Царские врата для каждения иконостаса;
2. у края амвона, когда архиерей будет спускаться с него для каждения храма;
3. у западных дверей храма;
4. у кафедры, если будет петься второй раз величание.
Когда архиерей покадит храм, первая пара иподиаконов, протодиакон и 1-й диакон поднимаются на солею, свещеносец и посошник остаются перед амвоном. Архиерей вновь поднимается на амвон и кадит Царские врата.
Архиерей спускается с амвона и идет на кафедру. Рипидчики поднимают рипиды, расходятся и пропускают архиерея. Свещеносец встает за иконой праздника лицом к архиерею, посошник идет за кафедру и становится с северной стороны. Первая пара иподиаконов встает в ряд с рипидчиками ближе к архиерею.
Протодиакон принимает у архиерея кадило, архиерей с кафедры трижды благословляет диаконов и иподиаконов. Первая пара иподиаконов и свещеносец трижды кланяются архиерею, крестятся, кланяются архиерею, первая пара иподиаконов остается перед иконой праздника, а свещеносец идет на солею и становится у иконы Божией Матери.
Диакон произносит малую ектению.
Начинается пение антифонов степенных. Когда диакон станет возле престола, чтобы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом, стоящим возле престола, кланяются архиерею и идут на амвон. Во время прокимна иподиаконы с дикирием и трикирием стоят на амвоне с двух сторон от диакона с Евангелием, рипидчики осеняют Евангелие рипидами. При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания. ” иподиаконы поворачиваются лицом к архиерею, посошник принимает у архиерея ручную свечу. Во время возгласа протодиакона «Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия!» архиерей с кафедры благословляет двумя руками восток (перед «мир всем»), диакон и обе пары иподиаконов кланяются в ответ на благословение архиерея и идут к кафедре, где пары иподиаконов поворачиваются лицом друг к другу. Посошник подает архиерею ручную свечу.
Архиерей читает Евангелие.
После чтения Евангелия первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь. Если поется «Воскресение Христово видевше…», то протодиакон, первая пара иподиаконов и рипидчики стоят на амвоне во время пения «Воскресение Христово видевше…», затем спускаются с амвона, протодиакон кладет Евангелие на аналой. Диакон 2 раза крестится, когда он начинает крестится третий раз, все иподиаконы вместе с ним крестятся, кланяются архиерею и уходят парами в алтарь боковыми дверями.
Книгодержец готовит сосуд с елеем и чистое полотенце.
Перед возгласом «Милостию и Щедротами…» все иподиаконы выходят на солею, крестятся, кланяются архиерею и спускаются с солеи. Книгодержец с елейницей встает у иконы праздника с южной стороны. Когда архиерей прикладывается к иконе праздника, посошник принимает у него жезл, а книгодержец подает кисточку. Архиерей помазывает себя святым елеем, отдает кисточку, одевает митру, берет жезл и идет на кафедру. Посошник и книгодержец с елейницей идут за архиереем.
Во время елеопомазания пара рипидчиков стоит у иконы праздника, первая пара иподиаконов около архиерея, образуя своеобразный «коридор» и обеспечивают порядок, тишину в храме и благочиние в народе во время помазания.
Когда архиерей окончит помазание народа, все иподиаконы, стоящие у кафедры и иконы праздника, крестятся, кланяются архиерею и парами уходят в алтарь через боковые двери. Архиерей поднимается на амвон, отдает посошнику жезл и заходит в алтарь.
Если служба воскресная, то в конце помазания посошник кладет орлец на амвоне головой орла на запад. Архиерей берет Евангелие и идет с ним в алтарь. Посошник идет за архиереем и становится вместе со свещеносцем перед амвоном лицом к алтарю. Архиерей поднимается на амвон, поворачивается, осеняет народ Евангелием и заходит в алтарь. Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Посошник и свещеносец становятся на солее на свои места.
Великое славословие
Когда запоют стихиры на «Хвалитех…», посошник кладет на амвоне два орлеца. Один орлец у Царских врат головой орла на восток, другой орлец на край амвона головой орла на запад. На «И ныне…» первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий на горнем месте, крестится, кланяется и подходит к архиерею. Первый иподиакон подходит с южной стороны, второй иподиакон с северной.
Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.
Первая пара иподиаконов подает архиерею дикирий и трикирий и поправляет рукава на саккосе. Архиерей возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет!», осеняет дикирием и трикирием духовенство, выходит на амвон и осеняет народ на три стороны. Когда архиерей выходит на амвон для осенения народа, первая пара иподиаконов поворачивается лицом на запад. Архиерей возвращается в алтарь. Первая пара иподиаконов кланяется архиерею, осеняющему их дикирием и трикирием, принимает у архиерея дикирий и трикирий, идет на горнее место, поворачиваются лицом друг к другу и стоит с дикирием и трикирием во все время пения Великого славословия.
В конце пения Великого славословия, когда запоют Трисвятое, первая пара иподиаконов вместе с двумя диаконами крестится на горнем месте, кланяется архиерею и гасит дикирий и трикирий.
В начале просительной ектении книгодержец подает архиерею молитву главопреклонения «Господи Святый, в Вышних живый…».
Посошник убирает орлецы с амвона и кладет один орлец к Царским вратам головой орла на запад.
В конце просительной ектении посошник и свещеносец спускаются с амвона и поворачиваются лицом к алтарю. Архиерей произносит «Мирвсем!», посошник и свещеносец кланяются и поднимаются на солею на свои места.
На возгласе «Сый благословен Христос Бог наш…» первая пара иподиаконов на горнем месте возжигает дикирий и трикирий, крестится, кланяется архиерею и выходит на солею: первый иподиакон с северной стороны, второй иподиакон – с южной. Посошник и свещеносец спускаются с амвона.
Архиерей произносит отпуст, осеняет народ дикирием и трикирием и идет в алтарь. Начинается разоблачение архиерея.
Разоблачение и проводы архиерея на Всенощном бдении аналогичны разоблачению и проводам на Божественной литургии.
Особенности архиерейского богослужения на всенощном бдении
Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся. ”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.