основы учения о домохозяйстве заложил
Ответы на тесты по теме Менеджмент
Создателем концепции человеческого фактора в управлении, предвосхитившей многие положения школы человеческих отношений, выдвинутые на Западе, был советский ученый:
Первые разработки по кибернетике и методам исследования операций появились в середине ____________________ годов XХ века.
Теории мотивации, учитывающие психологические стимулы, относятся к категории
—> Ленточные графики, до сих пор применяющиеся для планирования и контроля работы на всех участках производства, впервые предложены:
Теории мотивации, основанные на идентификации человеческого поведения, восприятия и познания, относятся к категории
Лайкерт, Маслоу, МакГрегор
Статистическая оценка, используемая для выяснения влияния независимых переменных, значения которых известны, на искомую величину — это:
Статистическая оценка на основе системы регрессионных уравнений, используемая для определения состояния экономики и основных экономических тенденций, — это:
Системой пожизненного найма персонала в Японии охвачено около ____________________ рабочей силы.
Объектом текущего контроля являются:
Первым этапом составления бюджета фирмы является:
прогнозирование объема продаж
—>
Основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политэкономии) заложил:
Представителями школы человеческих отношений были:
Мюнстерберг, Фоллет, Мэйо
Экономическая реформа 1979 г. в СССР касалась вопросов
улучшения планирования общественного производства
В функцию контроля не входит:
сопоставление результатов анализа внешней среды с профилем фирмы
Теория «7S» была разработана:
Питерсом и Уотерменом
основных направлений деятельности
Идея о решающем влиянии на рост производительности труда не материальных, а, главным образом, психологических и социальных факторов, впервые была выдвинута
1.1.4. ДОМОХОЗЯЙСТВО
Ксенофонт написал первую работу о домохозяйстве. Аристотель использовал термин «домохозяйство». Тогда же на его основе возник и термин «экономика», как его синоним и как специальная наука о домохозяйстве.
Экономика представляет сегодня единство трех элементов: домохозяйств, предприятий и правительства. Каждый из них выполняет свою функцию в экономике.
Стая ® Стадо (орда) ® Племя ® Община ® Домохозяйство
переделяемое ® без передела
Формирование современных домохозяйств прошло ряд стадий, основные из которых связаны с развитием землевладения.
Хозяйствование ® труд ® потребление
своем доме ® общежитии
Производящее домохозяйство возникает вместе с земледелием. Оно все более выражается в создании орудий производства, в выращивании сельскохозяйственных растений, в разведении животных. Так труд превратился в производство. И первоначально все это происходит в рамках домохозяйства. Домохозяйство было основой домашней промышленности средневековья [см.: 79,Т.20, с.256]. И сегодня широко распространены такие домохозяйства (кустарное производство), в которых в одном и том же месте живут, ремесленничают и порой торгуют произведенными товарами.
Общество возникло в результате развития труда, который не возможен без средств производства. Подбор предметов природы в качестве средств труда привел ко все большему приспособлению их к труду. В связи с этим изготовление средств труда так же древне, как и само общество. Этот процесс созидания можно назвать и производством. При такой оценке производство было всегда. В то же время в науке обычно возникновение производства отождествляют не с изготовлением орудий труда, а с началом земледелия. Эта эпоха в жизни общества началась примерно 15-20 тыс. лет назад.
Хозяйствование ® производство ® потребление
Домохозяйство базируется на труде, но не сводится к нему. В последующем оно модифицируется в потребительскую ячейку рыночной экономики. 30% экономической деятельности мира приходится на домохозяйства. В США они обеспечивают 4% ВНП. Производственная функция домохозяйства падает по мере обособления производства от домохозяйства в качестве предприятия.
Доля домохозяйства в ВНП
Домохозяйства обычно являются формой альтруистического содружества родственников. Между ними происходит распределение и даже разделение труда, специализация. Оно стало основой возникновения межхозяйственной кооперации в форме помочей, супряг, то есть различных форм кооперации труда между различными хозяевами. Значимость этой формы производства в современном мире можно видеть из следующего факта: «В большинстве молодых африканских государств 3/4 самодеятельного населения, а иногда и больше, занято в натуральном и полунатуральном хозяйстве» [55,с.37].
В России 50 млн. домохозяйств. 4/5 из них имеют личное подсобное хозяйство. На него приходится 1/4 сельскохозяйственного производства страны, и на 90% оно является натуральным. В США этот вид производства также имеет значение: 64% фермеров США получают 85% своего дохода из источников, не связанных с фермой, подрабатывая на предприятиях. Их обычно называют «любительскими». Доход 1/3 фермеров составляет менее 1000 долларов в год от этого вида труда, что ниже уровня бедности.
Натуральная экономика ┌────┴──────┐ Рабовладельческая ® Феодальная |
Домохозяйство было основой для возникновения эксплуататорских формаций.
Производящая функция домохозяйств сохраняется в современном мире. Вырождение производящей функции домохозяйств представляет процесс, который далеко не завершен и не будет закончен в исторически близкое время. В связи с этим отметим чрезмерную идеализацию (упрощение) трактовки домохозяйств в некоторых пособиях по экономическим наукам: в них домохозяйства трактуются обычно как потребительские ячейки экономики. На самом же деле, во многих современных домохозяйствах имеется производство. Особенно существенно его значение в развивающихся странах.
Потребительское домохозяйство есть последняя форма домохозяйств, которая быстро распространяется в рыночной экономике, прежде всего, в современных городах. В потребительском домохозяйстве не ведется производство, которое обособляется в качестве предприятия. Оно оказывается поставщиком наемной рабочей силы для производства, которое осуществляется не в его рамках, и потребителем товаров предприятий. Потребительское домохозяйство не исключает производственных процессов, которые обычно являются вспомогательным источником доходов.
Домохозяйство ┌───────┼──────────┐ домашнее ® подсобное ® дачное |
Домохозяйство может сводиться только к домашнему хозяйству, то есть быть только потребительской ячейкой общества. В то же время в его рамках обычно существует и личное подсобное хозяйство (подворье, сады и огороды, дачи). Все это формы вспомогательного производства, любительского и рекреационного фермерства.
Основы учения о домохозяйстве заложил
301. Основоположником общей теории систем считается:
• Берталанфи
302. Основоположником подхода к организации и управлению с позиции «социальных систем» был:
• Парето
303. Основоположником содержательных теорий мотивации считается:
• А. Маслоу
304. Основы науки об общих принципах рациональной организации деятельности людей (праксеологии) были заложены советским ученым
• Слуцким
305. Основы структурно-функционального подхода в менеджменте заложил:
• Анри Файоль
306. Основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политэкономии) заложил:
• Аристотель
307. Открытость для внешней среды — принцип, характерный для системы управления:
• США
308. Отличительным признаком конфликта является:
• невозможность реализации целей какой-либо из взаимодействующих сторон
309. Относительная скорость изменения внешней среды называется ее:
• подвижностью
310. Относительно полное количество информации о внешней среде и ее возможная неточность называется:
• неопределенностью
311. Отношение к явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам — это:
• оценка
312. Отношения между руководителем и его подчиненными называются:
• линейными
313. Отношения между сотрудниками одного подразделения, подчиненными одному начальнику, называются:
• коллегиальными
314. Отношения между сотрудниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных подразделениях, называются:
• параллельными
315. Отношения специалиста, который выполняет определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации, называются:
• функциональными
Ответы на тесты по теме Менеджмент
Какая школа управления основывается на создании универсальных принципов управления, реализация которых ориентирована на успех?
Какая стратегия основывается на фиксированном горизонте планирования, включающем несколько временных интервалов, с пересчётом плана через каждый дискретный период
Метод оценки общей экономической ценности основывается на
комплексном подходе и учитывает не только ее прямые ресурсные, но и ассимиляционные функции
—> Исследование, обосновывающее экономическую целесообразность участия конкретного предприятия в выставке/ярмарке, называется:
Определите принципы, лежащие в основы менеджмента
единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь, научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров, экономичность, обратная связь, единоначалие, мотивация
Основы структурно-функционального подхода в менеджменте заложил:
Основы науки об общих принципах рациональной организации деятельности людей (праксеологии) были заложены советским ученым
Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу
Перечисленные идеи и теории: 1) Теория поэтапного формирования умственных действий, 2) Теория программированного обучения, 3) Кибернетическая идея гибкого управления деятельностью учащихся, переходящей в самоуправление, 4) Идея рефлективного управления преподавательским процессом, при котором человек осознает смысл своих действий, 5) Теоретические идеи дифференциации, оптимизации, проблемности — обогатили научные основы технологии
Российский ученый, известный работами по теории вероятности и математической статистике, заложивший основы науки об общих принципах рациональной организации деятельности людей — праксеологии
Прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в том числе экономических) задач, главным методом которого является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий, основывается на математической статистике, теории игр — это:
На __________________ уровне определяются концептуальные основы воспитания.
—>
Роль человеческих ресурсов как основного элемента эффективности организации обосновывали представители школы
Механизм психологического фактора «отношения к нам» основывается:
на том, что люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо
Согласно М. Веберу, служба в бюрократической организации основывается на том, что все ее члены:
соответствуют технической квалификации занимаемой должности
Формальное лидерство основывается на:
официальном статусе в организации
Автром, разработавшим основы логотерапии как эффективного средства в решении проблем утраты людьми смысла жизни является:
Вид власти, основывающийся на обычаях и признании законности статуса тех, кто имеет власть в соответствии с этими обычаями, называется:
Развитие менеджмента Д. Макгрегором
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Краткое описание
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом. [7]
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
Содержание
Вложенные файлы: 1 файл
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра менеджмента и ВЭД предприятия
Развитие менеджмента Д. Макгрегором
Выполнила: Паньшина Ю.О. ФЭУ-152 Проверил: Часовских В. П.
Глава 1. История менеджмента 5
1.1. Периодизация менеджмента 5
1.2. Эволюция менеджмента 6
Список используемой литературы 16
Введение
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом. [7]
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
Проблемы природы и принципов управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Особое внимание им уделяется на страницах специальной печати в период трансформации общественно-экономических отношений. Объективно теория и практика управления развивались в нашей стране и развитых капиталистических странах параллельно, что было обусловлено общественно-экономическими условиями организации и функционирования производства. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение эволюции формирования управленческой мысли в нашей стране и менеджменту как специфической области знаний о законах управления за рубежом. Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного капитализма, появлением в 1776 г. труда А. Смита «Богатство народов». Характерной чертой эпохи отмечалось значение специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в тот период капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.
Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента определяют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так как представители различных школ используют теории и концепции других школ.
Глава 1. История менеджмента
Вся история развития управленческой мысли делится на 4 периода:
1. Древний период. Характеризуется зарождением управленческой мысли (IX – VII в. до н.э. – XVIII в.). Накопление первого опыта управления и прежде всего в государственной сфере (Др. Шумер, зарождение письменности и образование касты жрецов – предпринимателей; Др. Вавилон – царь Хамурапи, Навуходоносор; Др. Греция – Сократ (470-399 лет до н.э), Платон (428-348 лет до н.э.) и др.)
2. Индустриальный период (1750 – 1850г). Характеризуется обоснованием разделения труда, гуманизацией упрвления производства, разработка прообраза ЭВМ. Представителями этого периода являются Адам Смит, Роберт Оуин, Чарльз Бэггидж.
3. Период «Систематизация менеджмента» 1850 – 1950 г.г.
Именно в этот период создаются несколько школ менеджмента, которые заложили фундамент его развития: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений, поведенческая школа.
4. Информационный период 1950 – по настоящее время.
Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как «теория принятия решений» и «количественный подход» (появление ПК), «системный подход», «ситуационный подход» и «процессный подход».
Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.
Платон, например, рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что управление является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. А на практике управление обществом есть своего рода искусство и поэтому целесообразней будет принадлежность полномочий не законам, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными делами на основах разума, способного к правильному пониманию и применению этих законов.
Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), которым указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя такую обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.
Эпоха рабовладения в целом характеризовалась преобладанием методов прямого принуждения, насилия и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд стал неэффективным, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся буржуазной эпохи основывалась на принципиально ином механизме социального принуждения, широко использующем материальное стимулирование работников и экономические рычаги в управлении трудом.
С накоплением собственности, с усложнением технического строения капитала владельцы производства стали передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают исполнителями, проводниками воли капиталиста на предприятии.
Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информированы о том, как наилучшим образом управлять организациями. В современных условиях конкурентной, изменчивой среды менеджеры являются носителями знаний о том, как лучше использовать ресурсы предприятия.
Глава 2. Теория управления Макгрегора 2.1. Теория «X» и «Y» Д. МакГрегора
Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
Все эти факторы, которые зависят от руководителя в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Макгрегор сформулировал, что на основе этих факторов можно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «Х» и теорией «Y». [8]