основными принципами активного обучения являются

Принципы «активного обучения»

Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса. Главной задачей становится не передача студентам определенной суммы знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Большое значение в создании таких предпосылок, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов в вузе имеет совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципов.

Процесс активного обучения необходимо осуществлять на основе определенных принципов. В систематизированном виде можно выделить следующие:

Принцип целеполагания

Преподаватель должен иметь иерархию целей: целей всего обучения, целей на каждое занятие и каждый конкретный период жизненного цикла группы. Цели относятся к группе в целом и к отдельным участкам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников.

Для обеспечения работы группы необходимо обеспечить соблюдение групповых норм и привил, которые преподаватель доводит до участников в начальной фазе занятия. К этим принципам относятся: правило активности, правило «здесь и сейчас» и т.д.

Принцип установки

Принцип установки заключается в следующем: начиная учебное занятие, надо дать установку студентам на определенную тему. В психологии этот начальный элемент играет большую роль для дальнейшего развертывания действий, воздействия и саморазвития. Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в его названии. Преподавателю следует провести вводную беседу, актуализировать на определенную проблему, ознакомить с тенденциями, дать информационную установку.

В установочной беседе обязательным элементом является введение понятийного аппарата. Усвоение любой теории начинается с усвоения понятий. Понятия являются основополагающей формой теоретического мышления и выступают своего рода «клеточкой», из которой образуются более сложные формы теоретического мышления.

В ходе обучения преподавателю необходимо добиваться формирования однозначного словаря терминов, используемых участниками. Без новых понятий, знаний, невозможно работать по-новому, и невозможно перестроить психологию человека, его отношение к новому, позиции, взгляды и профессиональные установки. Не имея информации, знаний, теории, невозможно достигнуть сознания цели. Таким образом, регулятором дальнейшего поведения в условиях обучения являются установки, которые регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности человека.

Принцип активности

Принцип активности предполагает активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу. Активность каждого позволяет достичь большего в обучении других и в собственном обучении. Сознательное усвоение знаний и активность самого обучаемого ведет к усвоению способов деятельности, и позволяет перенести теоретические знания в плоскость их практического усвоения.

«Активность студента создает условия для более развитой внутренней мотивации, формируя тем самым благоприятные условия для того, чтобы материал был не просто воспринят, но и усвоен по существу заинтересованно. Участие каждого студента (вовлеченность) в аудитории позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении, происходящих в группе явлений.

Главное правило: запрет высказываний «я не могу», «я не знаю».

Принцип диалога

В неживой природе явно преобладает тенденция к разрушению, а в живой природе, наоборот, стремление к повышению упорядоченности, организованности, к созиданию, т.е. иначе говоря, процесс обучения требует живого процесса познания. Диалог в процессе обучения является своего рода цепочкой к мысли и ведет к дальнейшему разворачиванию других элементов деятельности. В диалоге студенты могут поделиться опытом, который является открытием для других будущих руководителей, и не описан в большинстве учебников.

Принцип сочетания коллективной и индивидуальной самостоятельной работы студента в учебно-познавательном процессе.

Личность может быть субъектом познания лишь в обеспечении ему возможности взаимодействия, так как в действительности он не способен вне коллектива овладеть материальной и духовной культурой. Поэтому познание осуществляется не отдельно изолированным индивидом, а лишь субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Этот принцип один из наиболее характерных для высшей школы, поскольку решение задач учебного процесса в ней осуществляется в условиях сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Хотя коллективная форма является ведущей в организации учебного процесса, успех обучения обуславливается лишь единством этих компонентов.

Групповая форма выполняет важную социально-педагогическую функцию – она помогает воспитать коллективизм, дружбу, товарищество, чувство взаимопомощи, способствует развитию здорового общественного мнения формированию нормальных взаимоотношений в коллективе и т.д., активизируя коллективные формы учебного процесса.

Названный принцип рекомендует учитывать и совершенствовать индивидуальную работу студентов, так как развивает интересы, мотивацию, дарования каждого из них, внедрение при этом гуманистического подхода. Более того, индивидуальное наиболее плодотворно развивается и формируется в коллективе. То, что неосуществимо в полной мере для индивида, может быть осуществлено с помощью согласованной коллективной работы.

Принцип проблемности

Участвуя в упражнениях, деловых играх, групповых дискуссиях, члены группы должны приобретать знания, умения, навыки, путем преодоления трудностей, эмоционально переживая ситуации. Получение знаний должно быть пережито каждым участником, и стать его личным опытом.

Исследовательский принцип

Обучение таким образом, что любая ситуация, моделирующая управленческую деятельность, являлась предметом исследования для группы. Группа (5-6 человек) исследует ситуацию и находит решение самостоятельно. Преподаватель лишь способствует этому, но не предлагает готовых решений. Студенты к решению проблемной ситуации и к выводам приходят самостоятельно.

Принцип моделирования

Моделирование ставит перед студентами серьезную дилемму или проблему, которую они должны решить в предложенной обстановке, где они вместе с однокурсниками играют определенные роли, встречающиеся в реальной жизни. Моделирование вовлекает студентов в абстрактную или вымышленную ситуацию, которая представляет собой упрощенный, но живой пример реального события. Активно познать объект – значит воспроизвести его в мышлении как конкретное, то есть в виде системы необходимых связей, но не материальных, а идеальных.

В процессе моделирования благодаря аналитико-синтетической деятельности своего разума, студент получает всестороннее знание о предмете, ибо целое будет не полностью понято без рассмотрения его отдельных частей, так же как знание целого позволит глубже изучить его части. В процессе относительно самостоятельного развития мышления, субъект, моделируя, обобщая накопленный материал по управлению, приходит к установлению новых связей и закономерностей, новому знанию, созданию гипотез и теорий.

Интересной чертой моделирования является высокий уровень непредсказуемости. Принцип моделирования является важным элементом в процессе усвоения теоретических знаний и обобщенных способов деятельности.

Источник

Активное обучение

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Содержание

История возникновения

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460—370 до н. э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности. Сократ (470/469 − 399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.(так называемый сократовский метод). Платон (427−347 до н. э.) подчёркивал особую важность эстетического развития ребёнка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству. Среди древнеримских мыслителей выделяются взгляды Сенеки (4 до н. э. — 65 н. э.), который считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, считал, что должен говорить сам ученик, а не его память. Квинтилиан (42 — ок. 118) отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей». На занятиях по риторике рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. Ибн-Сина (Авицена в латинской транскрипции) (980—1037) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества.

Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533—1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт (1596—1650), советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. Ян Амос Коменский (1592—1670) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способности понимать вещи. Критиковал школы, которые стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание. И. Г. Песталоцци (1746—1828) первостепенное значение придавал обучению, построенному в соответствии с особенностями человеческой природы, законами её развития. Настаивал, что обучение должно научить мыслить, должно действовать возбуждающе на способности ученика, а не усыплять и смущать его. А. Дистервег (1790—1866) требовал, чтобы учитель не только «приохотил» ученика к учению, но всегда использовал бы его силы, возбуждал его деятельность. Дж. Дьюи (1859—1952), автор «прогрессивистской» концепции, видел основную задачу учебного процесса в развитии активности молодёжи. Передачу информации рассматривал как средство развития мышления, а, следовательно, предоставлять её ученикам предлагал только тогда, когда они действительно испытывают в ней необходимость. Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Н. А. Добролюбов, А. Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и другие. В частности, Н. Г. Чернышевский (1828—1889) и Н. А. Добролюбов (1836—1870) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления. В. А. Сухомлинский (1918—1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

Дидактические предпосылки

К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.

Принципы построения образовательного процесса активного типа

Индивидуализация — под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям слушателя.

Гибкость — сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и ещё более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов её направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т. д..

Элективность — предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ.

Контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.

Развитие сотрудничества — практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Использование методов активного обучения в педагогической практике — решение проблемы активизации учебной деятельности в вузах, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

В числе комплексных средств, в наибольшей степени реализующих указанные принципы организации учебного процесса, можно назвать модульно-рейтинговые системы. Частично принципы реализуются при увеличении числа практических занятий, реализации программ индивидуальной подготовки, введении модульных систем, элективных курсов и др.

Источник

Тесты онлайн

Тесты онлайн

Частная охрана (ЧОП)

Периодическая проверка работников юридических лиц с особыми уставными задачами

Ведомственная охрана

Психологические тесты

Тесты для пожарных и спасателей

Тесты по транспортной безопасности

Тесты для госслужащих

Тесты для Росгвардии

Тесты для судебных приставов

Медицинские тесты

Тесты для бухгалтера

Тесты для учителей

Тесты для мигрантов

Лицензия на оружие

Тесты по охране труда

Экзамены ГИМС

Электробезопасность

Правила дорожного движения

Тест по анатомии

Тесты по географии

Тесты по русскому языку

Тесты по литературе

Тест по химии

Тест по математике

Тесты по английскому языку

Тесты по менеджменту и маркетингу

Тесты по Истории

Тесты на госслужбу РК

Воспитание и обучение детей

Тесты по физкультуре

Тесты ДОПОГ

Юриспруденция, государство и право

Уголовное право тесты

Экономика и предпринимательство тесты

Общественные науки

Тесты по Политологии

Rhianna Smitham 23.10.2020 11:19

добрый вечер! Есть ли здесь тесты по оценке личных качеств?

Алина 19.10.2019 16:52

Огромное человеческие спасибо создателю сайта! Отдельное спасибо за пожарку!

М просто И 11.08.2019 21:23

Ольга 17.05.2019 06:58

Сайт супер но есть недостаток нет тестов для спасателей, а то немогу нигде найти.

СЕРГЕЙ 09.03.2019 08:42

Очень хороший сайт тесты онлайн, готовился на нем по медицинским тестам, понравилось, помог

Сергей 19.12.2018 06:47

Хороший сайт, очень полезный, спасибо разработчикам за подготовленные тесты и экзамены, реально помогает в подготовке к экзаменам.

Александр 09.03.2018 13:23

Сайт чудесный! Спасибо разработчикам! Так держать! 🙂

Виктория 04.02.2017 13:35

Спасибо большое за ваш вклад в подготовке к экзаменам.

Максим Вологжанин 05.09.2016 15:25

Очень хороший сайт! Спасибо!

Влад 20.03.2016 22:47

Отличный сайт. Он помог мне здать квалификационный экзамен на охранника.

Сергей 03.03.2016 09:46

Спасибо за отличную подготовку к экзамену для частных охранников, легко и быстро скачал тесты и pdf файлы за символическую цену «кружка пива». Экзамен сдал без ошибок. Супер.

Сулейманов Тимур 20.12.2015 23:06

Отличный сайт. Всё понятно, красиво, грамотно. Спасибо разработчикам.

Дмитрий 23.11.2015 12:51

Спасибо за тесты для охранников, мне 65, память поплохела и тесты онлайн очень помогают.

fks2tmb 27.09.2015 07:08

ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ ПОМОГЛО ОЧЕНЬ. СПАСИБО

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА 30.07.2015 12:01

Спасибо за помощь в прохождении тестов.

Анна 17.07.2015 15:22

Большое спасибо за тесты для охранников. Это как раз то, что мне сейчас нужно.

Адам 11.07.2015 09:41

Тесты для профотбора понравились, подходят для тех кто собрался поступать в на службу в силовые структуры, для проверки своих способностей. Выражаю Администраторам благодарность!

Дмитрий 15.03.2015 19:39

Я думаю всё будет окей. но вот практику не могу найти.

vasilisa1977@yandex.ru 18.02.2015 11:17

Спасибо,готовлюсь к экзаменам на этом сайте,очень удобно,но действительно есть вопросы к-рые не очень понятны.

Шахноза 12.02.2015 15:06

Неделя, как готовлюсь к экзаменам. И столкнулась с массой ошибок и абсурдов, мало того что сам вопрос задан с заковыркой и подвохом и так же ответы встречаются ну например с истории: кто был главнокомандующим в битве с французами? Муж на этот ответ не мог помочь так как они оба были главнокомандующими как Кутузов и Суворов. Интересно кто создавал эти вопросы и так же ответы?

Танич 28.01.2015 16:24

ОЧЕНЬ хороший тест! Скажите пожалуйста,а на уровень «вид на жительство» тоже из этих вопросов состоит экзамен, или что то по сложнее?

ВАРЯ 27.01.2015 21:37

Спасибо большое за сайт очень помогло в изучении истории России/

Намазов Исмаил 17.01.2015 09:31

Здравствуйте! Я очень блогодарен вам! Спасибо за выложенные тесты

Антон 08.01.2015 14:16

В 2015 году разработаны новые тесты онлайн необходимые для обучения и тренировки.

Администратор 07.01.2015 13:09

Присылайте нам готовые тесты мы их опубликуем, и на базе их создадим экзамены. Так же вы сами можете создавать и опубликовывать на нашем сайте свои тесты, или в закрытом режиме пользоваться своими тестами для прием экзаменов. Почитайте справку там все написано.

Администратор 04.01.2015 15:16

Хороший сайт, очень полезный, спасибо разработчикам за подготовленные тесты и экзамены, реально помогает в подготовке к экзаменам. Единственное пожелание, побольше тем и вопросов.

Источник

Статья «Принципы обучения с использованием активных методов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Принципы обучения с использованием активных методов

Карпенко О.А., преподаватель специальных дисциплин

Карпенко С.П., мастер производственного обучения

Активными методами обучения принято называть методы, которые позволяют побудить ученика к творческому участию в активном учебном процессе с целью обеспечить развитие личности на основе выявления её индивидуальных особенностей. Задача таких методов – развитие мышления, которое способно понимать внутренние противоречия изучаемых явлений. Считается, что активные методы вовлекают обучающихся в решение проблем, приближенных к реальным, одновременно с углублением знаний развивают и умения, практические навыки (Российская энциклопедия) [9].

Обратимся к истории активизации обучения. Свободная русская энциклопедия [1] отмечает историю педагогики как противостояние двух взглядов на роль ученика в образовательном процессе. С одной стороны, ученик – объект педагогического воздействия с собственной пассивной ролью. Сторонники другого взгляда утверждали, что ученик – равноправный участник процесса и его роль в обучении даже главная. Сами идеи активизации высказывались еще в древние времена, например Сократом, Сенекой, Квинтилианом (основателем лекций «с ошибками»). Мишель Монтень в XVI веке высказывался за то, чтобы больше говорил ученик, а учитель бы слушал. Среди родоначальников активизации учебного процесса в энциклопедии названы Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, Г. Гегель, А. Дистервег, Д.Дьюи. Среди русских ученых и исследователей важно отметить Чернышевского Н.Г., Добролюбова Н.А., Бердяева Н.А., Бирштейна М.М., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., Ушинского К.Д., Выготского Л.С. и других. Особенно интересно то, что первая деловая игра была разработана М.М. Бирштейном в 1932 году, однако в СССР этот метод своего применения не получил. А вот в 60-е годы прошлого столетия бурное развитие деловых игр началось в США. В 80-е годы произошел подъем популярности и других активных методов обучения. В среде специалистов в сфере активных форм обучения современности названы такие, как: Абрамова И.Г., Вербицкий А.А. Смолкин А.М. и другие. Должны отметить еще и Азимова Л.Б., Журавскую Е.В., так как свое тесное знакомство с активными формами преподавания начали в конце 90-х годов с их методик и книги «Преподавание экономики» в процессе обучения по программе «Современная экономика» в Международном Центре Экономического и Бизнес Образования.

Обобщение теоретических основ активного обучения начнем с определения основных понятий. Так, профессор Пидкасистый П.И. [7], рассуждая о наиболее точной трактовке понятия «метод», приходит к выводу о том, что «это общее теоретическое представление o единой деятельности учителя и учащихся, направленной на p ешение з a д a ч o бучения, т.е. дидактически x з a д a ч». При этом автор отмечает, что методы реализуются в различных формах, приемах, действиях. Каждый из методов имеет логическую структуру (индуктивную, дедуктивную, смешанную индуктивно-дедуктивную) в зависимости от построения содержания учебного материала и деятельности обучаемых. Наиболее ранней классификацией методов обучения профессор считает деление на методы работы учителя (например, рассказ) и методы работы учеников (например, упражнение). В качестве распространенной классификации отмечено деление в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению м a те p и a л a на:

Надо заметить, что, только, рассматривая классификацию методов обучения по источнику получения знаний на словесные, наглядные, практические, ученый отмечает игровой метод обучения среди практических.

Скаткин М.Н. определяет метод обучения как цель деятельности учителя средствами, находящимися в его распоряжении. Причем, именно в результате этой деятельности возникает цель у ученика и, соответственно, его деятельность средствами, имеющимися у него[8].

Колокольникова З.У. [6] приводит перечень функций методов в учебном процессе: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную. Все эти функции относятся к различным методам, применяющимся в образовании. Однако автор отмечает, что, если в результате применения способа организации учебного процесса обеспечивается ученическая активность, сопоставимая с преподавательской, то речь идет об активных методах обучения. При этом активность учащихся определяется, как: управляемая, оцениваемая и вынужденная. То есть методы активного обучения всегда имеют вынужденный характер и побуждают обучаемых к мыслительной (чаще всего одновременно практической) деятельности.

В этом месте нашего исследования стоит уточнить понятие активности. Например, Губина С.Т. [4] дает определение активности как способности человека производить общественно значимые преобразования. И приводит мнение Д.Н. Узнадзе: «Активность имеет независимую ценность как развитие в определенном направлении сил учащихся в процессе учения».

Сорокопуд Ю.В.[11] считает, что подлинная активность проявляется в сознательности действий учеников, ориентируясь на образцы, в планировании и анализе своего труда, собственном выборе способов действий и их сочетания. Другими словами, активность ориентирована на положительный результат при самостоятельном контроле самого себя, оптимизации усвоенных навыков и умении действовать в условиях изменяющейся среды. Подлинная активность на взгляд ученого – есть активность сознательная и творческая. Он утверждает, что как раз в целях формирования, развития «производственной смекалки» и применяются активные методы.

Присоединяясь к мнениям коллег, работающих в системе профессионального образования, отметим, что активность означает наличие инициативы, деятельное участие и готовность нести ответственность при достижении цели и решении поставленных задач.

Высказывание Губиной С.Т. [5] имеет похожую трактовку активных методов, однако подчеркивает высокую степень включенности учеников. При этом автор аргументирует особенности этих методов, причем точно такую же аргументацию можно увидеть и в других источниках литературы (например [3, 6] и некоторых других, изученных ранее). Итак, авторы считают, что отличительными чертами АМО выступают:

Целенаправленная или принудительная активизация мышления, поведения обучающихся. Каждый ученик не может не участвовать, так как он либо решает собственную задачу (чаще всего соревнуясь очно или заочно с другими ученикам/самим собой), либо от его усилий зависит решение задачи группой учеников;

Длительное время вовлечения в процесс обучения;

Самостоятельность и творческий подход при принятии решений;

Повышенная эмоциональность участников обучения;

Высокая степень мотивации учеников;

Наглядно признаки АМО представлены на рис.1:

основными принципами активного обучения являются. hello html 308d8323. основными принципами активного обучения являются фото. основными принципами активного обучения являются-hello html 308d8323. картинка основными принципами активного обучения являются. картинка hello html 308d8323.

Рис. 1 – Основные характеристики активных методов обучения

Обобщая все мнения авторов по определению АМО, считаем мнение А.М. Смолкина [10] наиболее оптимальным: «Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики».

равновесия между содержанием обучения и методом (с учетом темы и степени готовности учащихся к ее углублению);

соответствия содержания и методов целям обучения;

моделирования (желательна модель среды, обязательна – модель конечного результата;

входного контроля (главным образом для убедительной аргументации необходимости учиться, чтобы вызвать желание ученика);

«от простого к сложному»;

«негативного опыта» (чужого и собственно ученического, в основном для убеждения обучаемого в необходимости углублять знания и совершенствоваться);

непрерывного обновления (средств обучения, методов тем и т.д.);

организации коллективной деятельности (для того, чтобы каждый участник был уверен, что достижение цели невозможно без взаимодействия);

10) экономии учебного времени;

11) опережающего обучения;

12) диагностирования (эффективности занятия в активной форме, возможностей его трансформации, корректировки и т.п.);

13) выходного контроля.

Эти принципы абсолютно сочетаемы с принципами профессионального обучения: соединения обучения с производительным трудом студентов, моделирования профессиональной деятельности, экономической целесообразности, создания производственно-учебной среды, модульности обучения и др. [12].

Подводя итог, считаем важным отметить ошибочное мнение ряда преподавателей и мастеров производственного обучения, противопоставляющих активное обучение традиционному. Из педагогической теории известно, что роль последнего – воспроизведение наследия прошлого, а сущность – передача универсальных элементов (знаний, умений, идеалов). Универсальность их заключается в том, что они способствуют и сохранению социальных ценностей, и развитию индивидуальности человека. Именно поэтому не считаем возможным их сопоставлять, но настаиваем должным соединять: традиционное образование эффективно дает базовые ЗУН, без которых невозможно самостоятельно усваивать более сложные знания, умения и тем более развивать, а иногда и открывать совершенно новые.

Список использованных источников и литературы

Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 1986

Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учебное пособие. – Новосибирск, 2011

Губина С.Т. Активное социально-психологическое обучение: применение дискуссионных, игровых и тренинговых методов: учебное пособие. – Глазов: Глазовский педагогический институт, 2010

Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный университет; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007

Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996

Педагогика профессионального образования : учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «академия», 2008

Смолкин А.М. Методы активного обучения – М., 1991

Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – м., 2011

Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *