основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ. ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Исторически первой системой обучения была предметная (ве­щевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Сущность этой системы состоит в том, что учащиеся овла­девают трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых про­цессов.

Основным элементом содержания обучения в предметной сис­теме является трудовой процесс в целом, без расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполне­ния каких-либо специальных упражнений при обучении. Вновь изучаемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», ра­створялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися мед­ленно и к тому же неряшливо. «Копия» — работа обучаемых — нередко значительно отличалась от «оригинала», т.е. работы ин­структора.

Начиналось обучение с простого изделия (допустим, плоской тарелки из глины). Лишь освоив в совершенстве это изделие, мож­но было переходить к следующему, более сложному. И так далее, пока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это ухо­дили годы.

Предметная система имеет ряд недостатков, не позволяющих вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном объеме по соответствующей квалификации. Но ее несомненным достоинством является обучение учащихся трудовым процессам на изготовлении полезной продукции по принципу «от простого к сложному», освоении трудовых приемов и операций не изолиро­ванно, а в связанном, комплексном виде, во всем многообразии их связей и отношений.

Пришедшее на смену ремесленному мануфактурное производ­ство и последующий переход к машинной индустрии коренным образом изменили содержание и характер труда. Это очень верно подметил Карл Маркс, который писал: «Современная промыш­ленность. постепенно производит перевороты в техническом ба­зисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, и в обще­ственных комбинациях процесса труда. »

В условиях разделения труда требовалось не произвести изде­лие, а лишь выполнить одну или несколько операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появившаяся система трудового обучения, назовем ее операционной (создатели называли ее «систе­матическим методом преподавания механических искусств»), еще носила и название русской, так как была разработана в Москов­ском техническом училище (в 1868 г.). Это был крупный шаг к на­учной системе производственного обучения, породившей такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, при­емы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения и возможность создания учебных программ.

Под руководством Д. К. Советкина группа единомышленников из МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки и соответствующие им трудовые приемы и операции. Эти наиболее важные и типичные технологические про­цессы были отобраны в качестве объектов изучения и располага­лись в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу се- ‘рии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций, решены вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных посо­биях и т.д.

В отличие от предметной системы, где главным элементом со­держания был трудовой процесс в целом, в операционной систе­ме такими элементами стали прием и операция.

Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения, а включали в нее, как необходимые элементы, организацию и методы обучения.

Создатели системы вместе с тем увидели в ней и ряд отрица­тельных моментов, главный из которых заключается в недостаточ­ной связи обучения с реальным производством, в котором изуча­емые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях.

Высоко оценив достоинства операционной системы, выдаю­щийся русский деятель профессионально-технического образова­ния С. А. Владимирский и ряд других инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно-предметной системой. По мнению Владимирского, в производственном обучении тому или иному ремеслу после предварительного изучения важнейших при­емов и операций необходимо обратить особое внимание на усвое­ние учащимися наиболее типичных для производственной деятель­ности по данной специальности комбинаций приемов и операций. Владимирский предложил оставить операционную систему обуче­ния лишь в качестве краткого введения в изучение ремесла. Он указывал, что содержание труда рабочих определяется не отдель­ными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях.

Существенным недостатком операционно-предметной системы было отсутствие какого-либо научного подхода к отбору изделий для изготовления при обучении.

Быстрое развитие массового конвейерного производства в ус­ловиях капитализма потребовало большого изменения функций работающих. Результат четко выразил создатель конвейера Генри Форд-старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыс­лительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности. выполнять одно и то же дело одним и тем же движением».

Ответом на такие требования было появление моторно-тренировочной системы, при которой каждая физическая трудовая опе­рация расчленялась на отдельные приемы и действия. Обработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе при­менительно к режиму работы машины или механизма.

Как видим, при моторно-тренировочной системе элементами ее содержания являются уже не операции, как это было при опе­рационной системе, а приемы и действия. Плюсом системы была краткость времени обучения до достижения высокой производи­тельности. Недостаток (и самый существенный!) выражен в пер­вой фразе высказывания Форда.

Когда наша страна встала на путь индустриализации, а в каче­стве рабочей силы были привлечены сотни тысяч малограмотных выходцев из деревень, возникла необходимость поиска новых под­ходов к обучению.

Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А. К. Гастев был прогрессивно мыслящим человеком. Разработанная в ЦИТ система устанавливала четыре периода в обучении:

· упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых трена­жерами);

· упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);

· обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;

· самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий.

Система ЦИТ имела недостатки, которые были отмечены уче­ными и методистами, но имела и много положительного. В ней впервые правильно намерена последовательность изучения тру­довых процессов: движение — действие — операция — трудовой процесс.

Появившиеся в нашей стране фабрично-заводские училища (ФЗУ), а затем (в 1940 г.) целая система подготовки трудовых резервов потребовали разработки новой организации обучения с учетом происшедших в стране изменений. Такой системой стала операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием пред­шествующих систем, преодолев недостатки и ошибочные положе­ния предметной и операционной систем.

Операционно-комплексная система включает в себя ряд этапов, которые схематически отображаются следующим образом (схема 3).

Операционно-комплексная схема (по Н. И. Макиенко)

основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. image006. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является фото. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является-image006. картинка основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. картинка image006.

основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. image007. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является фото. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является-image007. картинка основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. картинка image007.

— отдельные операции (период освоения);

основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. image007. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является фото. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является-image007. картинка основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. картинка image007.

— комплексные работы (I, II, III);

основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. image008. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является фото. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является-image008. картинка основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. картинка image008.

— учебно-производственные работы соответствующей квалификации (период совершенствования);

основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. image009. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является фото. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является-image009. картинка основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. картинка image009.

— работа на штатных рабочих местах (завершающий период)

Операционно-комплексная система, претерпев очень малые из­менения, более шестидесяти лет продолжает оставаться ведущей для профессионально-технических училищ, что показало ее не­сомненную ценность. Такая система производственного обучения обеспечивает прочное и всестороннее освоение основных трудовых приемов и операций, из которых складывается работа по дан­ной профессии, приучает к конкретному производительному тру­ду, дает возможность воспитать, умения, качества, необходимые квалифицированным рабочим.

Вместе с тем лучший арбитр — жизнь показала, что обучение должно учитывать изменяющиеся функции труда человека. Это доказывает, что в науке познания нет ничего незыблемого.

Источник

4.2. Системы технологического, трудового и производственного обучения

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…

Система технологического (трудового) обучения – дидактическая категория, включающая в себя совокупность содержания, методов и организации обучения, определяющая структуру и последовательность изучения учебного материала. Система технологического обучения, положенная в основу учебного процесса, значительно влияет на содержание учебного материала и на методы обучения. Дидактические системы трудового, производственного обучения имеют свою историю.

Предметная (вещевая) система производственного обучения является исторически первой системой практического обучения. Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Учащиеся овладевают трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий по принципу постепенного нарастания сложности. Это период ремесленного ученичества: ученик-подмастерье, помогая мастеру, приглядывался к его работе и затем сам начинал изготовлять некоторые изделия.

Предметная система существовала до второй половины XIX века.

Достоинства этой системы:

1) знакомит учащегося со всем процессом изготовления каждого вида изделий и дает навыки организации труда;

2) поддерживает интерес к работе, т.к. учащийся видит полезные результаты своего труда;

3) позволяет сочетать обучение с производительным трудом;

4) обучение проходит по принципу от простого к сложному.

1) требовалось много времени, чтобы ученик стал мастером;

2) трудовые приемы и операции усваивались учениками медленно и неряшливо, забывались;

3) изучение каждого трудового процесса шло как совершенно новое, тогда как многие приемы и операции могут повторяться при изготовлении разных изделий.

Главным элементом содержания является весь трудовой процесс в целом, без предварительного освоения входящих в этот процесс трудовых операций и рабочих приемов.

В настоящее время предметная система может быть использована в отдельных видах деятельности: при изучении народных промыслов – изделия из бересты, плетение корзин, кружевоплетение и др.

Операционная система была разработана в МТУ (Московское техническое училище, в дальнейшем им. Н.Э. Баумана) под руководством инженера Д.К. Советкина в 1868 г. Создатели ее называли «систематическим методом преподавания механических искусств». Система получила широкое распространение, за рубежом ее называли русской.

Пришедшее на смену ремесленному труду мануфактурное производство характеризовалось быстрым развитием и совершенствованием орудий труда. Последующий переход к машинной индустрии коренным образом изменил содержание и характер труда. В условиях разделения труда требовалось не произвести изделие, а выполнить лишь одну или несколько операций с высокой скоростью и ловкостью, т.е. расчленить производственный процесс на отдельные операции и приемы.

Содержание обучения включает в себя сначала усвоение обучаемыми ряда типичных операций, составляющих основу технологических процессов. После освоения всех основных технологических операций обучаемый переходил к работе по их применению, изготавливая какое-нибудь изделие. Были выделены по каждой профессии типичные виды, способы обработки и соответствующие им трудовые приемы и операции. Затем отобраны в качестве объектов изучения, включены в программу в определенной последовательности и сочетаниях. Кроме того, были разработаны серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций, решены вопросы о методах и формах организации производственного обучения, о наглядных пособиях и т.д.

Достоинства операционной системы:

1) благодаря систематическим упражнениям более тщательно формируются умения и навыки в выполнении отдельных операций;

2) впервые технологический процесс изготовления детали был расчленен на отдельные операции, что позволяет последовательно строить обучение, переходя от простых операций к более сложным;

3) готовит учащихся к выполнению любых работ по определенному виду труда или профессии, сокращаются сроки на подготовку.

1) отрывает выполнение операций от изготовления законченного изделия;

2) ученик не видит результаты своего труда, работа долгое время носит непроизводительный характер – это снижает интерес к работе;

3) бесполезно расходуется большое количество сырья и заготовок;

4) длительный промежуток между освоением операций и их применением по изготовлению полезной продукции приводит к потере некоторых умений и навыков в выполнении изученных операций.

Операционная система применяется и в настоящее время: во внеклассной работе, при обучении ремеслам и др.

Главными элементами содержания являются прием и о перация.

Операционно-предметная система – соединение операционной и предметной систем. Операционная система основное внимание уделяла изучению операций и допустила отрыв обучения от процесса изготовления изделия в целом, от освоения целостного производственного процесса. Операционно-предметная система позволила устранить эти недостатки (русский деятель профессионально – технического образования С.А. Владимирский).

Эта система предполагает предварительный отбор объектов труда таким образом, чтобы при их выполнении постепенно изучались и осваивались все операции, присущие данному виду труда. Постепенное освоение все новых и новых операций с применением уже изученных операций на основе изготовления соответственно подобранных изделий и составляет суть операционно-предметной системы. Эта система и в настоящее время достаточно широко используется.

Недостатком этой системы было отсутствие какого-либо научного подхода к отбору изделий для изготовления.

Моторно-тренировочная система (система ЦИТ) разработана Центральным институтом труда, который существовал в России в 20-30-х годы XX века и занимался проблемами производственного обучения рабочих. Быстрое развитие массового конвейерного производства потребовало изменения функций работающих.

«Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности… выполнять одно и то же дело одним и тем же движением» (Генри Форд-старший).

После тщательного анализа всех составляющих технологического процесса от технологических операций до отдельных рабочих приемов и трудовых процессов, изучения наиболее рациональных способов их выполнения были определены комплексы упражнений и практических работ по освоению всех составляющих технологического процесса, разработаны тренажеры, модели, инструменты, специальные приспособления, а также дидактические средства и условия обучения (инструкции по выполнению упражнений и др.).

Система устанавливала 4 периода обучения:

1. Тренировочные упражнения в трудовых движениях и рабочих приемах с применением специальных устройств (тренажеров). Упражнения проводились на учебных моделях по специальным инструкциям. Моделировался и рабочий инструмент. Выполнение изучаемого движения или рабочего приема доводилось до автоматизма.

2. Упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях).

3. Обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий. Ученики осваивают простейшие, но целостные технологические процессы по изготовлению изделий.

4. Период самостоятельного выполнения изделий, характерных для изучаемого вида труда.

Достоинство моторно-тренировочной системы:

– впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых процессов: движение – рабочий прием – операция – трудовой процесс.

– много времени отводилось механической тренировке, требовались специальные тренажеры, умалялась роль сознания в выработке трудовых умений и навыков;

– разрыв между процессом обучения и производственным процессом.

Эта система просуществовала до 40 – х годов XX века.

Главными элементами содержания системы являются приемы и действия.

Операционно-комплексная система объединила все положительное от моторно-тренировочной и операционно-предметной систем. От моторно-тренировочной системы взято детальное усвоение отдельных трудовых движений и рабочих приемов, а изучение операций взято из операционно-предметной системы, так как в ней изучение операций осуществляется на примере изготовления соответственно подобранных изделий, требующих при их изготовлении применения изучаемых операций. Но отличие состоит в том, что освоение операций строится таким образом, что ученик, освоив последовательно 2-3 операции, затем изучает их в комплексе, при изготовлении изделия, требующего их применения. Затем снова 2-3 операции, далее – второй комплекс. Причем каждый последующий комплекс операций включает все предыдущие. В операционно-комплексную систему входят следующие этапы учебной работы:

1. Тренировочные упражнения в выполнении отдельных трудовых движений и рабочих приемов, составляющих изучаемую операцию.

2. Упражнения в сочетании изученных трудовых движений и рабочих приемов, входящих в состав данной операции.

3. Последовательное изучение и усвоение нескольких основных операций, представляющих собой некоторую ступень в изучении данного вида труда рабочего.

4. Комплексное применение изученных операций в изготовлении несложных, но типичных для данного вида труда изделий.

5. Изготовление учащимися предметов, деталей учебно – производственного характера с включением все большего количества изучаемых операций в более сложных их комплексах (последующие комплексы с включением в них предыдущих).

6. Совершенствование и специализация приобретенных умений и навыков на рабочих местах в цехах промышленных предприятий.

Операционно-комплексная система позволяет проводить практическое обучение, при котором объектами изучения последовательно становятся трудовые движения, рабочие приемы, операции и технологические процессы в целом. Учащиеся овладевают прочными умениями и навыками. Эта система просуществовала более 60 лет и продолжает оставаться ведущей для профтехучилищ.

Но недостатком является то, что главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса.

На современном этапе в технологическом обучении используется операционно-комплексная система, но в усовершенствованном виде. Введение в базисный учебный план предмета «Технология» потребовало разработки новой системы технологического и производственного обучения. Планирование, конструирование, проектирование, творческий подход к разработке технологических процессов становятся неотъемлемыми частями системы. Систему можно назвать проектно-конструкторско-технологической. Она требует дальнейшего осмысления и детальной разработки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ. ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Исторически первой системой обучения была предметная (ве­щевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Сущность этой системы состоит в том, что учащиеся овла­девают трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления Гряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов.

Основным элементом содержания обучения в предметной сис­теме является трудовой процесс в целом, без расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Вновь изучаемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», ра­створялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися мед­ленно и к тому же неряшливо. «Копия» — работа обучаемых — (нередко значительно отличалась от «оригинала», т.е. работы ин­структора.

Начиналось обучение с простого изделия (допустим, плоской тарелки из глины). Лишь освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, тока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили годы.

Предметная система имеет ряд недостатков, не позволяющих вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном объеме по соответствующей квалификации. Но ее несомненным

достоинством является обучение учащихся трудовым процессам на изготовлении полезной продукции по принципу «от простого к сложному», освоении трудовых приемов и операций не изолиро­ванно, а в связанном, комплексном виде, во всем многообразии их связей и отношений.

Пришедшее на смену ремесленному мануфактурное производ­ство и последующий переход к машинной индустрии коренным образом изменили содержание и характер труда. Это очень верно подметил Карл Маркс, который писал: «Современная промыш­ленность. постепенно производит перевороты в техническом ба­зисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, и в обще­ственных комбинациях процесса труда. »

В условиях разделения труда требовалось не произвести изде­лие, а лишь выполнить одну или несколько операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появившаяся система трудового обучения, назовем ее операционной (создатели называли ее «систе­матическим методом преподавания механических искусств»), еще носила и название русской, так как была разработана в Москов­ском техническом училище (в 1868 г.). Это был крупный шаг к на­учной системе производственного обучения, породившей такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, при­емы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теорети­ческого и производственного обучения и возможность создания учебных программ.

Под руководством Д. К. Советкина группа единомышленников из МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки и соответствующие им трудовые приемы и операции. Эти наиболее важные и типичные технологические про­цессы были отобраны в качестве объектов изучения и располага­лись в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу се­рии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций, решены вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных посо­биях и т.д.

В отличие от предметной системы, где главным элементом со­держания был трудовой процесс в целом, в операционной систе­ме такими элементами стали прием и операция.

Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения, а включали в нее, как необходимые элементы, организацию и методы обучения.

Создатели системы вместе с тем увидели в ней и ряд отрица­тельных моментов, главный из которых заключается в недостаточ­ной связи обучения с реальным производством, в котором изуча­емые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях.

Высоко оценив достоинства операционной системы, выдаю­щийся русский деятель профессионально-технического образова­ния С. А. Владимирский и ряд других инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно-предметной системой. По мнению Владимирского, в производственном обучении тому или иному ремеслу после предварительного изучения важнейших при­емов и операций необходимо обратить особое внимание на усвое­ние учащимися наиболее типичных для производственной деятель­ности по данной специальности комбинаций приемов и операций. Владимирский предложил оставить операционную систему обуче­ния лишь в качестве краткого введения в изучение ремесла. Он указывал, что содержание труда рабочих определяется не отдель­ными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях.

Существенным недостатком операционно-предметной системы было отсутствие какого-либо научного подхода к отбору изделий для изготовления при обучении.

Быстрое развитие массового конвейерного производства в ус­ловиях капитализма потребовало большого изменения функций работающих. Результат четко выразил создатель конвейера Генри Форд-старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыс­лительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности. выполнять одно и то же дело одним и тем же движением».

Ответом на такие требования было появление моторно-тренировочной системы, при которой каждая физическая трудовая опе­рация расчленялась на отдельные приемы и действия. Обработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе при­менительно к режиму работы машины или механизма.

Как видим, при моторно-тренировочной системе элементами ее содержания являются уже не операции, как это было при опе­рационной системе, а приемы и действия. Плюсом системы была краткость времени обучения до достижения высокой производи­тельности. Недостаток (и самый существенный!) выражен в пер­вой фразе высказывания Форда.

Когда наша страна встала на путь индустриализации, а в каче­стве рабочей силы были привлечены сотни тысяч малограмотных выходцев из деревень, возникла необходимость поиска новых под­ходов к обучению.

Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А. К. Гастев был прогрессивно мыслящим человеком. Разработанная в ЦИТ ; система устанавливала четыре периода в обучении:

■ упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами);

• упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);

• обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;

•самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий.

Система ЦИТ имела недостатки, которые были отмечены уче­ными и методистами, но имела и много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения тру­довых процессов: движение — действие — операция — трудовой процесс.

Появившиеся в нашей стране фабрично-заводские училища (ФЗУ), а затем (в 1940 г.) целая система подготовки трудовых резервов потребовали разработки новой организации обучения с учетом происшедших в стране изменений. Такой системой стала операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием пред­шествующих систем, преодолев недостатки и ошибочные положе­ния предметной и операционной систем.

Операционно-комплексная система включает в себя ряд этапов, которые схематически отображаются следующим образом (схема 3).

Схема 3 Операционно- комплексная схема (по Н. И. Макиенко)

основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. image007. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является фото. основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является-image007. картинка основным элементом содержания обучения предметной вещевой системы является. картинка image007.

Операционно-комплексная система, претерпев очень малые из­менения, более шестидесяти лет продолжает оставаться ведущей для профессионально-технических училищ, что показало ее не­сомненную ценность. Такая система производственного обучения обеспечивает прочное и всестороннее освоение основных трудо-

пых приемов и операций, из которых складывается работа по дан­ной профессии, приучает к конкретному производительному тру­ду, лает возможность воспитать умения, качества, необходимые квалифицированным рабочим.

Вместе с тем лучший арбитр — жизнь показала, что обучение должно учитывать изменяющиеся функции труда человека. Это доказывает, что в науке познания нет ничего незыблемого,

7.2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ СОДЕРЖАНИИ

Операционно-комплексная система заняла главенствующее ме­сто в производственном обучении. Но в ней была заложена, если образно выразиться, «мина замедленного действия», которая и сработала, как только жизнь изменила функции человека на про­изводстве. Дело в том, что все названные системы, в том числе и операционно-комплексная, были направлены на формирование исполнительских функций рабочего. Справедливости ради надо отметить, что система ЦИТ специально выделяла функции конт­роля и расчета, которые в технике имели не меньшее значение, чем функции обработки, и впервые поставила вопрос о творче­ском выполнении своих обязанностей («рационализации и рекон­струкции производства»). Но в связи с автоматизацией и механи­зацией производственных процессов функции рабочих претерпели существенные изменения. Деление трудовых операций на основ­ные и вспомогательные утратило свою силу. Более того, так назы­ваемые вспомогательные функции, для которых характерны глав­ным образом умственные действия по планированию и контролю, становятся основными для ряда профессий. Умственные и сенсор­ные навыки играют в деятельности рабочего все большее значение по сравнению с двигательными (моторными).

ных, а также аппаратурных производственных процессов дела­лись попытки разработки таких систем, как оперщионно-поточная, операционно-производственноя и другие, то возникает про­блема выбора.

Каковы же условия выбора системы при изменяющемся содер­жании труда на современном этапе? Для ответа проведем анало­гию. Если сравнить работу двух станочников — токаря на универ­сальном станке и оператора обрабатывающего центра с числовым программным управлением, — то отличие окажется разительным. Содержание труда современного рабочего-станочника определя­ется не отдельными технологическими операциями, а изготовле­нием типичных для данной профессии продуктов труда (деталей) в целом. И участие человека при этом становится все меньшим — на современном оборудовании функции контроля размеров, заме­ны инструментов, смены заготовок и многое другое выполняются по командам, заложенным в программе для исполнения ЭВМ.

Появились сотни профессий, когда при подготовке будущих специалистов в основу системы обучения должен быть положен предметно-функциональный подход. Применительно к операторам ЭВМ, системам автоматического проектирования (САПР), налад­чикам промышленных роботов и оборудования с ЧПУ и многим Другим предметно-функциональная система решает задачи обуче­ния. В этом случае производственное обучение начинается с озна­комления учащихся с производством, избранной профессией и требованиями безопасности труда. Затем учащиеся осваивают об­щие и типичные для данной профессии приемы и методы органи­зации труда и рабочего места, практически знакомятся с устрой­ством техники, осваивают выполнение соответствующих упраж­нений по приемам ее настройки и наладки, управления. Дальней­шее изучение трудового процесса идет в постепенном нарастании сложности, причем обработочным приемам предшествует усвое­ние функций планирования и организации работы.

Какой напрашивается вывод? Очевидно, что поиски наиболее рациональных эффективных систем обучения, отвечающих запро­сам, выдвигаемым жизнью в наибольшей степени, будут продол­жаться. Примеры тому имеются. На основе детального анализа тру­довых функций доктором педагогических наук К. Н. Катхановым построена приемо-компяексно-видовая система производственного обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *