основные понятия психологии обучения ментальная карта
Педагогическая психология
1. Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени
1.1. Младенчество
1.1.1. Новорожденность(0-2 месяца) как кризисный период
1.1.1.1. Переход от внутриутробного к вне утробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
1.1.2. Младенчество как период стабильного развития(2 мес.-1год)
1.1.2.1. Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого(«мы»)
1.1.2.2. Ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение
1.1.3. Развитие общения и речи
1.1.4. Развитие двигательных функций и действий с предметами
1.1.5. Созревание, обучение и психическое развитие по первому году жизни
1.1.6. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
1.1.6.1. Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции
1.1.6.2. Потребность в общении, базовое доверие к миру, различие близких и посторонних людей, предметное восприятие, преднамеренные действия, автономная речь, ходьба, мотивирующие представления
1.2. Дошкольное детсво(3-7 лет)
1.2.1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
1.2.1.1. Ребенок и взрослый(общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений
1.2.2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
1.2.3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
1.2.4. Познавательное развитие
1.2.5. Общение со взрослыми и сверстниками
1.2.6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
1.2.6.1. Воображение, наглядно образное мышление, начала понятийного мышления, картина мира, «абрис», новые мотивы поведения, соподсинение и иерархия мотивов, произвольность поведения, первичные этические инстанции, самосознание, самооценка, практическое овладение речью, развитие функций речи
1.2.7. Характеристика кризиса дошкольного детства(7 лет)
1.2.7.1. Потеря детской непосредственности. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
1.3. Раннее детсво(1-3 года)
1.3.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
1.3.2. Развитие предметной деятельности
1.3.2.1. Ведущая деятельность
1.3.3. Зарождение новых видов деятельности
1.3.4. Познавательное развитие ребенка
1.3.6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
1.3.7. Развитие личности в раннем детстве
1.3.8. Психологические новообразования
1.3.8.1. Овладение предметными действиями, символическое и замещающее действия, предметные игры, начальные этапы изобразительной и других-видов продуктивной деятельности, активная речь, личное действие, сознание «я сам»,отделение себя отокружающих и сравнение себя с ними
1.3.9.1. Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, диспотизм. Психологическое отделение от близкого взрослого.
1.4.1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
1.4.1.1. Внутреняя позиция ученика как чнловека, совершенствующего самого себя
1.4.2. Адаптация к школе
1.4.3. Ведущая деятельность младшего школьника
1.4.3.1. Учебная деятельность
1.4.4. Основные психологические новообразования младшего школьника
1.4.4.1. «Умение учиться», понятийное общение, внутренний план действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентация на группу сверстников
1.4.5. Кризис отрочества (предподростковый)
1.4.5.1. «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя
1.5.1. Социальная ситуация развития
1.5.1.1. Формирование сознательного отношения к себе как члену общества. Благоприятные условия(сензитивность) для проявления индивидуальности
1.5.2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
1.5.2.1. Интомно-личностное общение сверстников(Д.Б. Эльконин). Общение в общественно полезной деятельности(Д.Б. Фельдштейн)
1.5.3. Специфические особенности психики и поведения подростков
1.5.4. Особенности общения со взрослыми
1.5.4.1. Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости, потребность в защиое и поддержке
1.5.5. Психологические новообразования подросткового возраста
1.5.5.1. Чувство взрослости, стремление к самоутверждению, возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей, Я-концепция, рефлексия, формально-логическое мышление
1.5.6. Развитие личности и кризис перехода к юности(15-18лет)
1.5.6.1. Становление человека как субъекта собственного развития
1.6. Взрослость: Молодость и зрелость(ранняя-20-30 лет), средняя(30-60 лет)
1.6.1. Взрослость как психологический период
1.6.2. Проблема периодизации взрослости
1.6.3. Социальная ситуация ра з вития и ведущая деятельность в период зрелости
1.6.3.1. Принятие на себя полноты ответственности
1.6.4. Р а з в и т ие личности в период взрослости. Но р м а т и в ные кризисы взрослости
1.6.4.2. Кризис 40-летия(кризис середины жизни)- осознание утраты молодости;сомнения в правильности прожитой жизни как центрпльная проблема возраста;кризис 50 лет
1.6.4.3. Пути и способы преодоления возрастных кризисов
1.6.5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
1.6.6.1. Построение стратегии жизни, феномен акме, смысложизненные решения, новый уровень интеллектуального развития, материнство/отцовство
1.7.1. Старость как биосоциопсихологическое явление
1.7.2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
1.7.3. Теории старения и старости
1.7.4. Проблема возрастных границ старости
1.7.5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
1.7.6. Социальная ситуация раз вития и ведущая деятельность в старости
1.7.6.1. Соц.ситуация:готовность к выходу на пенсию, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости
1.7.6.2. Вед.деятельность:проф.деятельность в адаптированных формах,структуризация и передача жизненного опыта, хобби, прародительство, постепенный отказ от активности
1.7.7. Личностные особенности в старости
1.7.8. Познавательная сфера в период старения
1.7.9.1. Сужение круга общения, взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
1.7.10. Психологические новообразования
1.7.10.1. Принятие своей жизни, жизненная мудрость, счастливая старость, интегрированность, уельность
1.8.1. Юность как психологический возраст
1.8.2. Социальная ситуация развития
1.8.2.1. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффектиный центр социальной ситуации развития
1.8.3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
1.8.3.1. Учебно-професиональная деятельность. Профессиональное самоопределение
1.8.4. Интеллектуальное развитие в юности
1.8.5. Развитие личности
1.8.6. Общение в юности
1.8.6.1. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаомоотношений с лицами противоположного пола. Любовь
1.8.7.1. Потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировоззрение
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзан, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
В чём преимущества интеллект-карт
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
1. Процесс обучения становится осмысленным
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
2. Информация лучше запоминается
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
3. Сложные концепции проще воспринимаются
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Как составить интеллект-карту
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Как применять интеллект-карты в обучении
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.
Основные понятия психологии обучения ментальная карта
Описывая технологию майндмэппинга (англ. mindmapping – применение ментальных карт), Тони Бьюзен советует использовать не линейную, а радиальную структуру, отдавая предпочтение не логико-иерархическим, а ассоциативным связям.
Приводимые далее примеры – «домашние заготовки» для лекций, которые по форме не очень отличаются от логических схем (так проще всего соблюсти принцип научности). Однако они наглядно отражают ход мысли и стимулируют мыслительную деятельность студентов.
Первый пример – ментальная карта «Учебный процесс» – сохранён благодаря веб-сервису Mindomo (www.mindomo.com). Это такой полезный ресурс для создания различных логических схем, в том числе и ментальных карт. Я освоил его сравнительно недавно – после упорных, но безуспешных попыток найти и установить бесплатную программу с аналогичными возможностями. (Те, что я нашёл и протестировал, оказались либо слишком сложными для освоения и использования, либо слишком примитивными в плане полученного результата, либо настолько англоязычными, что при вводе текста игнорировали кириллицу.)
В оригинале ментальная карта интерактивна, например, можно настроить, чтобы при наведении курсора на иконки с символическим изображением текста появлялась дополнительная информация. Перед началом использования она сворачивается до такого вида.
В процессе работы с картой её удобно разворачивать, кликая «плюсики». При полном развёртывании карта примет такой вид.
Использование онлайн-сервиса Mindomo – вариант, удобный для создания и хранения ментальных карт (их можно редактировать в любой момент в режиме онлайн). Но и «капризный» в повседневной преподавательской работе, ведь для полноценного использования необходимо подключение к Интернету. У меня во время лекций обычно Интернет недоступен, поэтому приходится кроме гиперссылки на веб-страницу с картой вставлять в презентацию сделанные с неё картинки-скриншоты. Есть и ещё один минус: для одного аккаунта этот ресурс бесплатно сохраняет не более трёх карт. Хотите больше – платите или регистрируйте несколько аккаунтов. Или делайте скриншоты.
Второй пример – слайд, сделанный с помощью популярной программы PowerPoint. Он изображает ход мысли, приводящей к пониманию сущности и формулированию определения учебного процесса. Это детальная проработка одной из веток предыдущей карты, отражающей взаимодействие «учитель – ученик» в учебном процессе.
Вот как выглядит ментальная карта-схема полностью.
В оригинале слайд, конечно, интерактивный: карта разворачивается по мере изучения материала, чтобы студенты домысливали продолжение схемы до появления следующего элемента. При использовании интерактивной доски на слайде можно делать и рукописные пометки.
Эти и другие подобные им ментальные карты готовятся заранее и применяются при объяснении нового материала или обобщения изученного для структуризации знаний.
Построение ментальной карты для усвоения материала
В современном мире ментальные карты применяются очень широко. В данной статье хотелось бы осветить только одно направление, для которого они и предназначались изначально: усвоение и обобщение материала.
В данном материале рассказывается о 3 различных методах создания ментальных карт. Какой из них наиболее актуален, зависит от ситуации.Что скрывается за этими словами?
Обобщение и усвоение необходимы, если вы хотите очень быстро разобраться в определенной теме, изучить что-то новое или выделить основные моменты, отбросив несущественные детали.
Этот процесс может принести пользу:
• студентам университетов и других учебных заведений;
• бизнесменам, желающим погрузиться в новую профессиональную область, например, изучить финансовые показатели, стратегическое планирование или прямой маркетинг;
• всем стремящимся узнать нечто новое и усвоить необходимые знания наиболее простым способом.
В данном руководстве рассказывается о 3 различных методах создания ментальных карт. Какой из них наиболее актуален, зависит от ситуации.
Прежде чем взяться за дело, вам нужно решить, насколько глубоко вы хотите погрузиться в предмет исследований. А также не забывайте о разнице между прикладными знаниями и знаниями ради самих знаний.
Краткий обзор
• Метод 1: пункт за пунктом; уместен, если вам нужно быть очень обстоятельным, или вы вынуждены читать много материалов по теме.
• Метод 2: кратчайший путь; для тех, кому нужны только основные сведения.
• Метод 3: неторопливый; подойдет, если вы готовы потратить на овладение новыми знаниями недели/месяцы/годы.
Метод 1: пункт за пунктом
Этот способ чаще всего используется в традиционном обучении и достаточно прямолинеен.
В самом общем виде процесс выглядит так:
• найти 3—5 интересных источников;
• прочесть/послушать/изучить каждый из них;
• создать отдельные ментальные карты для каждого из ресурсов;
• объединить их в одну общую.
Он отлично подходит для студентов, которые получают знания на лекциях и семинарах, от репетиторов, из учебников и других источников. Этот же метод хорош и для бизнес-сферы, где необходимо тщательное изучение вопросов.
Перейдем к деталям.
1. Найти 3—5 источников
Предположим, что ресурсы не навязаны вам учебным планом или профессиональной организацией, и вы можете выбирать их самостоятельно.
Лично я предпочитаю книги, рекомендации можно найти на солидных сайтах или попросить у друзей/наставников.
Также в качестве источников хороши специализированные обучающие курсы, например, Productivity Blueprint.Они дают фантастический результат: во многом они похожи на книги, но более «концентрированы». Обычно они представляют собой смесь из аудио, видео и других медийных форматов, что позволяет взглянуть на вопрос с разных точек зрения.
Еще один вид ресурсов — люди. Это, наверное, самый быстрый способ что-то узнать. Неважно, идет ли речь о посещении семинара или беседе с наставником, хорошо осведомленном в нужной вам области. Люди — это бесценный источник знаний.
Последний вид ресурсов — онлайн-статьи. Единственный их минус — краткость. А потому для получения по-настоящему глубоких знаний вам, скорее всего, придется «перелопатить» не 3—5, а куда больше заметок. Ну, или найти несколько обстоятельных обзоров вроде этого.
2. Прочесть/послушать/изучить
Вполне очевидный шаг: познакомиться с каждым из выбранных источников.
Делать это нужно в тандеме с пунктом 3.
3. Создать ментальную карту для каждого из ресурсов
Главным образом ментальная карта, «нарисованная» после прочтения книги или посещения семинара, используется для резюмирования изученного материала и превращения его в ключевые идеи (обычно их оказывается не больше 10). Также здесь возможны выделение подпунктов и установление связей между ними.
4. Обобщение ментальных карт
Последний шаг — объединение полученных ментальных карт в одну.
Для этого нужно отложить учебу на 2—3 дня. Спите, размышляйте, ешьте, отдыхайте. Позвольте своему подсознанию сделать его работу и сформировать нейронные связи в вашем мозге.
Разум — это невероятно сильный девайс для обработки информации, который способен действовать самостоятельно, если оставить его в покое.
Что делать потом? Рассмотреть каждую из ментальных карт, подумать в течение минуты, а затем ответить на вопрос: «Каковы главные вопросы темы?»
Скорее всего, вы выделите 5—10 моментов.
Эти 5—10 точек нужно использовать в качестве основы для строительства нового, обобщенного набора знаний. Велика вероятность того, что заполнив каждый из пунктов информацией, предложенной вашим разумом, вы удивитесь объему собственных знаний.
Когда вам понадобятся детали, вы сможете вернуться к любой из карт отдельных ресурсов и извлечь оттуда дополнительные данные.
Закончив эту работу, вы получите очень концентрированную ментальную карту конкретной темы, где можно будет быстро найти ответы, ведь она создана именно вашим разумом. Каждый из пунктов будет запускать ассоциации, связанные друг с другом и с имеющейся в вашей памяти информацией.
Метод 2: кратчайший путь
Именно его вы используете, когда на освоение темы у вас есть всего пара дней, или хочется сэкономить время.
Вот как это работает:
1. пообщаться с экспертом ИЛИ прочесть множество статей-резюме;
2. приступить к созданию ментальной карты, выбрав наиболее важные идеи;
3. исследовать каждый из пунктов и добавить необходимое количество деталей;
4. «интуитивно» проверить, достаточно ли подробностей.
Этот способ хорош, если вам нужно за 3—4 дня подготовить презентацию, выступление или краткую заметку, или вы хотите лишь «пробежаться» по основным вопросам темы. Также он может пригодиться при изучении совершенно новой отрасли знаний, став своеобразной «разведкой» перед погружением.
Итак, подробнее.
1. Пообщаться с экспертом ИЛИ почитать статьи-резюме
Самый простой способ познакомиться с темой — поговорить с экспертом в данной области. Можно сходить на семинар или поболтать с приятелем или наставником. Почему? Эксперт уже потратил годы на изучение вопроса, и ему известны как самые важные его аспекты, так и второстепенные детали.
А если вам не удается найти специалиста, то можно почитать статьи в интернете. Для этого отлично подходит Wikipedia, а также блоги и сайты, специализирующиеся на определенных областях знаний.
Главная цель данного шага — выделить 20% наиболее полезной информации и отбросить 80% менее важных сведений.
2. Приступить к созданию ментальной карты
Второй шаг — взяться за построение ментальной карты и заполнить ее теми 7—10 основными идеями, которые вы вынесли из беседы с экспертом или чтения статей.
Да, это будет «наиболее вероятным предположением», но на данном этапе и этого вполне достаточно. По мере продвижения вперед вы всегда сможете отредактировать ее.
3. Изучить подробности
Имея ориентировочный план, и выяснив, что же конкретно вас интересует, следует провести некоторые краткие изыскания.
Начать можно с Wikipedia или чтения отдельной главы книги, посвященной более общим вопросам темы. Также стоит обратить внимание на другие онлайн-статьи или побеседовать еще с несколькими специалистами в данной области.
Главное — избирательность: вам не нужно читать всю книгу, если к изучаемому пункту относятся лишь 5—10 страниц. Полезным окажется и владение методикой быстрого чтения.
Повторяйте этот шаг до тех пор, пока не рассмотрите все основные пункты «достаточно подробно».
4. «Интуитивная» проверка
Когда вы нанесете на карту изрядное количество деталей, вам захочется проверить, хватит ли вам изученного материала.
Лучший способ сделать это — «переспать» с информацией, позволив мозгу обработать ее.
Вернувшись к своей карте после этого, вы поймете, достаточно ли она подробна. Если да — отлично, если нет — то вы всегда можете повторить шаг №3 и внести дополнения.
Да, этот метод усвоения материала менее обстоятелен, чем способ «пункт за пунктом». Но он позволяет сэкономить много времени, особенно если рядом есть эксперт, с которым можно пообщаться в самом начале.
Метод 3: Неторопливый
Этот способ идеален, если у вас есть неограниченное количество времени, которое вы можете посвятить изучению вопроса, или вы готовы исследовать его всерьез, не боясь потратить на это месяцы или даже годы.
Он великолепно подходит для объемных областей — иностранного языка или технических дисциплин.
Заметьте: вы можете воспользоваться методом «пункт за пунктом» и просто растянуть его на более долгий срок. Так вы получите примерно те же результаты.
Вот как «неторопливый» метод выглядит на самом деле:
1. взять новую ментальную карту;
2. создавать пункты и заполнять их информацией по мере изучения;
3. постоянно обобщать данные.
1. Взять пустую карту
Реализация «неторопливого» метода начинается с чистого листа, на котором нет ничего, кроме названия темы в центре.
2. По мере изучения создавать заметки и вносить информацию
Приступив к освоению области знаний, постепенно формулируйте пункты и заполняйте их данными и ключевыми идеями. Чем больше ресурсов, тем больше записей. Продолжая изыскания, формируйте подпункты и связи между ними.
Суть в том, чтобы не ограничивать себя. Ваша карта может иметь любые размеры и быть настолько подробной, насколько вам того хочется, ведь время в данном случае не играет никакой роли.
К тому же вы совершенно свободны в выборе источников. Они могут принадлежать к самым разным типам: книги, семинары, общение с экспертами, статьи, курсы и т. д.
3. Постоянно обобщать
Постоянно (после изучения каждого из ресурсов) обобщайте полученные знания.
Добиться этого можно, находя связанные между собой пункты с идентичными идеями, и объединяя их в единое понятие. Здесь вам следует довериться своему подсознанию, ведь оно знает, что делает.
Мыслительный процесс, обеспечивающий подобное обобщение, называется раскрутка вверх.
К примеру, и яблоки, и апельсины — это фрукты. Если для каждого из них на карте есть свой пункт, то вы можете объединить их под вывеской «фрукты».
Другим примером станет обобщение идей, связанных с доходами и расходами, в один пункт «основные цифры».
Третий пример — слияние заданий, действий и результатов в более общие «цели».
Поскольку этот процесс протекает неторопливо, вы можете повторять шаги №2 и № до тех пор, пока объем знаний по определенной теме не удовлетворит вас.
Заключение
Все 3 рассмотренных в этом руководстве метода хороши. Какой из них выбрать, зависит лишь от количества имеющегося у вас времени и того, как вы хотите применить полученные знания.
• Метод 1 пригодится, когда нужно обстоятельно разобраться в вопросе.
• Метод 2 хорош для ситуаций, когда приходится действовать быстро.
• Метод 3 идеален, если вы готовы потратить на исследование определенной области знаний немало времени.
P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — Учимся учиться: простые и эффективные способы.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.