основные направления исследований в области психологии обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Возрастные особенности формирования учебной деятельности Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Понятие ведущей деятельности. Главные признаки ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Психологические новоообразования в младшем школьном возрасте. Диагностика учебной деятельности. Основные аспекты диагностики уровня сформированности учебной деятельности (А.К. Маркова). Диагностика состояния видов деятельности школьника критериально-ориентированными тестами.

Усвоение знаний, умений и навыков Сущность знаний. Определение понятия «знание». Функции знаний. Знания и правильно избранный путь их усвоения как предпосылка умственного развития учащихся. Донаучные, житейские, художественные и научные знания. Основные формы существования учебного знания (В.И. Гинецинский). Свойства знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Усвоение знаний. Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний. Этапы формирования знаний. Уровни усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный (А.К. Маркова). Уровни усвоения учебной информации по В.П. Беспалько. Диагностика уровней усвоения знаний. Проблема понимания в усвоении знаний. Соотношение знания и понимания. Признаки понимания. Сущность умений и навыков. Определение понятий «умение» и «навык». Соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Основные значения термина «умение». Уровни овладения умениями и навыками. Применение знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков как один из этапов усвоения. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин). Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Интериоризация как переход внешней деятельности вовнутрь. Условия, обеспечивающие формирование новых знаний и умений с заданными показателями. Этапы формирования умственных действий и понятий. Мотивационный этап. Этап составления схемы ориентировочной основы действия. Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде. Этап формирования действия как внешнеречевого. Этап формирования действия во внутренней речи. Характеристики действия. Независимые характеристики (параметры) действия: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.) Вторичные свойства действия: разумность, сознательность, абстрактность, прочность. Типы ориентировочной основы действия (ООД). Типы учения. Особенности типов учения: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом. Пример организации обучения при использовании разных типов ООД (Н.С. Пантина). Общеучебные умения и навыки. Определение понятий «общеучебные умения и навыки», «узкопредметные умения и навыки». Формирование общеучебных умений и навыков как специальная педагогическая задача.

Психологические основы типов обучения Типы обучения. Догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Парадигма традиционной педагогики. Современное традиционное образование. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении. Основные противоречия традиционного обучения (А.А. Вербицкий). Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Исторические аспекты проблемного обучения: зарубежный опыт, отечественный опыт. Психология творчества как основа проблемного обучения. Проблемные ситуации. Отношение ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические, продуктивно-рефлексивные (В.Я. Ляудис). Проблемная задача. Ее структура. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации. Типы проблемных ситуаций. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Определение и особенности программированного обучения. Виды программированного обучения. Психологические основы программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении. Типы обучающих программ. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении. Достоинства и недостатки программированного обучения.

Психологические основы развивающего обучения
Сущность развивающего обучения. Содержание понятия развивающего обучения. Термин «развивающее обучение».
Проблема соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.). Объяснение наличия развивающего обучения на основе установки структурной психологии (К. Коффка). Гипотеза Л.С. Выготского.
Основные характеристики развивающего обучения. Развивающее обучение как новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка и др.
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Предпосылки создания СРО Эльконина-Давыдова. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий (В.В. Давыдов и др.). Эмпирическое и теоретическое мышление. Основные различия эмпирического и теоретического знания (В.В. Давыдов). Некоторые особенности СРО Эльконина-Давыдова.
Теория учебной деятельности и теория содержательного (теоретического) обобщения как теоретическая основа концепции развивающего обучения. Генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения. Особенности проявления общедидактических принципов преемственности, доступности, сознательности, наглядности, научности в СРО Эльконина-Давыдова. Основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности: Реализация идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Разумовской, Г.Г. Граник и др. Реализация идей развивающего обучения в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича.
Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова. Разработка проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей в работах Л.В. Занкова. Результаты фундаментальных исследований в области общей педагогики под руководством Занкова. Принципы дидактической СРО Занкова. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Принцип осознания школьниками процесса учения. Принцип работы над развитием всех учащихся. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом. Сравнительный анализ принципов дидактической системы развивающего обучения Занкова и традиционного обучения. Некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику.

Источник

Структура педагогической психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая психология является одним из направлений развития психологических наук, изучающее природу, особенности и закономерности учения и воспитания; отрасль, которая исследует закономерности развития личности под влиянием целенаправленного обучающего, воспитательного процесса.

Специфика научного направления обусловлена особой природой предмета изучения, в качестве которого выступают закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, формирования профессиональных компетенций, исследования индивидуальных различий протекания процессов учения и воспитания, формирования психических новообразований; механизмы, закономерности освоения личностью социокультурного опыта, особенности личностного развития ребенка как субъекта учебно-воспитательной деятельности.

Структура педагогической психологии

В структуре научной области выделяют три раздела:

Психология обучения как направление научных исследований

Предметом психологии обучения выступает развитие познавательной деятельности личности в условиях целенаправленного, систематического обучения; раскрытие психологической сущности образовательно-воспитательного процесса.

Основными направлениями научных исследований в данной области выступают следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Психология воспитания как направление научных исследований

Предметом данной отрасли педагогической психологии выступает исследование особенностей развития личности в условиях целенаправленной организации деятельности отдельной личности и детского коллектива; изучение закономерностей и механизмов усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззренческой парадигмы, системы аксиологических модусов, убеждений в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Основными направлениями научных исследований в данной области выступают следующие:

Психология учителя как направление научных исследований

Предметом научной отрасли является изучение психологических аспектов формирования педагогической деятельности на профессиональном уровне, личностных особенностей, обеспечивающих успешность данной деятельности.

Основными направлениями научных исследований в данной области выступают следующие:

Таким образом, педагогическая психология представляет собой перспективное направление научной деятельности, направленное на исследование всех психологических аспектов организации и реализации образовательно-воспитательного процесса.

Источник

Психология: Педагогическая психология (стр. 2 )

основные направления исследований в области психологии обучения. pandia next page. основные направления исследований в области психологии обучения фото. основные направления исследований в области психологии обучения-pandia next page. картинка основные направления исследований в области психологии обучения. картинка pandia next page.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

основные направления исследований в области психологии обучения. 1502572851arosg. основные направления исследований в области психологии обучения фото. основные направления исследований в области психологии обучения-1502572851arosg. картинка основные направления исследований в области психологии обучения. картинка 1502572851arosg.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и структура педагогической психологии. Объект и предмет педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука.

Структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Предмет психологии обучения. Основные направления исследований в области психологии обучения: выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения; изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения; изучение зависимости усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся и др. Предмет психологии воспитания. Основные направления исследований в области психологии воспитания. Предмет психологии учителя. Основные задачи психологии педагогической деятельности. Проблемы и основные задачи педагогической психологии. Проблема соотношения развития и обучения. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Проблема одаренности детей. Проблема готовности детей к обучению в школе. Задачи педагогической психологии. Общая задача педагогической психологии.

Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики. Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии.

Основные понятия: воспитание, дидактика, обучение, опыт, педагогика, педагогическая психология, педология, психика, психическое развитие, психология, развитие, сенситивные периоды развития, учение

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что является предметом педагогической психологии?

2. Укажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии.

3. В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?

4. Назовите основные задачи педагогической психологии.

5. В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке?

6. Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики?

7. Назовите основные ветви педагогической психологии.

8. Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии.

9. В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?

10. Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии.

11. Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике?

12. В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя?

13. Назовите основные этапы развития педагогической психологии.

14. Что характерно для каждого из этапов развития педагогической психологии?

15. В чем особенности педологии как науки?

16. Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. XIX в. в области процессуальных аспектов обучения и воспитания?

17. Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. XX в.?

1. Ананьев как предмет познания. СПб., 2001.

2. Ананьев приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.

7. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.

8. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.

9. Выготский психология. М., 1996.

10. Габай психология. М., 1995.

11. Дистервег педагогические сочинения. М., 1956.

12. Зимняя психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

13. Ильясов процесса учения. М., 1986.

14. Каптерев и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

15. Крутецкий педагогической психологии. М., 1972.

17. Лейтес одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

18. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

19. Немов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.

20. Обухова психология: Учебник. М., 1996.

23. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. М., 1997.

26. Рубинштейн общей психологии. СПб., 1999.

28. Талызина психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

29. Ушинский сочинений. Т

30. Фельдштейн возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.

32. Шевандрин психология в образовании: Учеб. пособие. М., 1995.

33. Якунин психология: Учеб. пособие. М., 1998.

34. Ярошевский психологии. М., 1985.

1. http://www. *****/russian/vygot/vygotsky. html Сервер, посвященный

2. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-uchen. html Лаборатория психологии учения ПИ РАО

3. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-podjun. html Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО

4. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-ps-not. html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

5. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-prof. html Лабораторию профессионального развития личности ПИ РАО

6. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-teor-exp. html Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО

7. http://www. *****/strukt/lab_gr/g-ob-raz. html Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО

8. http://www. *****/strukt/lab_gr/g-fak. html Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО

9. http://www. *****/strukt/lab_gr/l_det_p. html Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО

10. http://www. *****/pedologia/home. html Сайт журнала «Педология»

11. http://www. *****/ Сайт журнала «Вопросы психологии»

12. http://virlib. /sofia/05-2002/text/0523.html Статья » о педологии и смежных с нею науках»

13. http://*****/arch/obukhova_1.shtml Электронная версию книги

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Методология как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Основные значения понятия «методология».

Теория как совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

Метод как «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций» практического и теоретического освоения (познания) действительности.

Уровни методологических знаний: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования.

Классификация методов психолого-педагогических исследований (по ): организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. Классификация методов (по ): эмпирические, теоретические, интерпретационно-описательные.

Основные методы педагогической психологии. Наблюдение: классификация, достоинства и недостатки, основные требования к проведению. Беседа. Интервью. Анкетирование как метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Типы анкет, применяемых в психолого-педагогических исследованиях. Основные требования, предъявляемые к составлению анкет. Метод тестирования. Отличие тестирования от других способов обследования. Исторические аспекты возникновения и развития тестов. Тесты успеваемости. Основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог ().

Эксперимент как один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Традиционные и факторные планы проведения эксперимента. Достоинства и недостатки метода эксперимента. Классификация психолого-педагогических экспериментов: по форме проведения (лабораторный и естественный эксперименты); по количеству переменных (одномерный и многомерный эксперименты); по целям (констатирующий и формирующий эксперименты); по характеру организации исследования.

Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований. Суть формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, метод активного формирования психики.

Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Виды экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент; коллективное экспериментальное обучение. Основные черты методики экспериментального обучения.

Достоинства формирующего эксперимента. Основные результаты применения формирующего эксперимента в педагогической психологии

Основные понятия: анкетирование, беседа, валидность, гипотеза, естественный эксперимент, задача, индукция, интервью, каузальная гипотеза, корреляция, лабораторный эксперимент, метод, методика, методология, наблюдение, надежность, независимая переменная, переменная, принцип, проблема, тест, формирующий эксперимент, эксперимент.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?

2. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?

3. Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.

4. Приведите классификацию методов психолого-педагогического исследования по разным основаниям.

5. Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.

6. В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?

7. Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.

8. В чем специфика использования метода изучения «продуктов деятельности» в педагогической психологии?

9. Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.

10. Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.

11. В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?

1. Айсмонтас психология: Схемы и тесты. – М., 2004.

2. Ананьев как предмет познания. СПб., 2001.

3. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.1, 2.

6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998.

8. Дружинин психология. СПб., 1997.

9. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987.

10. Зимняя психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

11. Корнилова психология: теория и методы. М., 2002.

12. Лазурский труды по психологии. М., 1997.

13. Ломов и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

14. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

17. Сидоренко математической обработки в психологии. СПб., 2000.

19. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001.

21. Ядов исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

22. Ярошевский психологии. М., 1985.

http://www. psy. *****/about/lab/ht. html Сайт Центра психологического и профориентационного тестирования «Гуманитарные технологии»

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА 3. НАУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ

Сущность научения. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.

Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Трактовка понятия «научение» в зарубежной и отечественной психологии.

Классификация деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт ().

Теории научения. Теории научения в зарубежной психологии: бихевиоризм, необихевиоризм, ассоцианизм, гештальтпсихология, когнитивная психология. Теории научения отечественных психологов.

Проблемы теории научения: проблема соотношения и разграничения понятий «научение»/»учение»/»обучение»; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.

Типы научения. Классификация различных типов научения () Виды научения: ассоциативное и интеллектуальное. Уровни научения: рефлекторный, когнитивный. Разновидности ассоциативного научения. Ассоциативно-рефлекторное научение: сенсорное, моторное и сенсомоторное. Ассоциативно-когнитивное научение: научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.

Разновидности интеллектуального научения. Рефлекторно-интеллектуальное научение: научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение. Интеллектуально-когнитивное научение: научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.

Сущность учения. Междисциплинарный подход к учению (И. Лингарт). Анализ учения с точки зрения философии, биологии, социологии, аксиологии этики, физиологии, кибернетики, психологии, педагогики. Учение как разновидность деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Различные трактовки понятия «учение» (, ). Многосторонность определения учения (). Проведенный системный последовательный анализ основных концепций учения для выявления особенностей его структурной организации и ее отличий в разных концепциях. Многообразие самой интерпретации этого процесса, что прежде всего обусловливается различиями общепсихологического подхода и авторских трактовок (, 1986).

Основные понятия: автоматизация, ассоцианизм, ассоциация, действие, деятельность, задача, знание, игра, интеллектуальный, интериоризация, навык, научение, необихевиоризм, опыт, обучение, память, поведение, понятие, проблема процесс, развитие, реакция, рефлекс, рефлекс условный (врожденный), синтез, созревание, становление, стимул, теория поэтапного формирования умственных действий, труд, умение, умственные действия, усвоение, учение, философия, формирование, цель, экстериоризация, этика.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Сравните следующие понятия: «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность».

2. Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.

5. Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?

6. Назовите основные теории научения.

7. Назовите основные проблемы теории научения.

8. Какие виды научения существуют в человеческом обществе?

9. В чем суть бихевиористской концепции научения?

10. Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.

11. В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?

12. Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?

13. Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.

14. Какие уровни научения принято выделять в психологии?

15. В чем суть междисциплинарного подхода к учению?

16. Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.

17. Назовите основные теории учения в отечественной психологии.

18. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?

19. В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?

20. Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.

21. Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.

1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

2. Габай психология: Учеб. пособие. М., 1995.

3. Габай деятельность и ее средства. М., 1988.

4. Гальперин обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5. Ильясов процесса учения. М., 1986.

6. Ительсон по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000.

7. Ительсон по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970.

8. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

10. Немов : В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

13. Рубинштейн общей психологии. М., 1946.

14. Рубинштейн общей психологии. СПб., 1999.

15. Талызина психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

16. Талызина процессом усвоения знаний. М., 1975.

17. Шадриков деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.

1. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-ps-not. html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

2. http://www. *****/strukt/lab_gr/l-uchen. html Лаборатория психологии учения ПИ РАО

3. http://www. psy. *****/about/kaf/pedo. html Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ

4. http://www. *****/journals_all/issues/1996/965/965030.html Статья «Две парадигмы в исследовании детского развития»

5. http://www. *****/journals_all/issues/1999/996/996048.html Статья «Еще один взгляд на феномен Пиаже».

6. http://www. *****/journals_all/issues/1995/951/951053.html Статья «Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий»

ТЕМА 4. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Основные ориентации человекознания (). Преобладание в психологии личности образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации человекознания.

Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Выявление условий, при которых обучение становится развивающим; определение конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие детей различного школьного возраста в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами).

Концепция зоны ближайшего развития (). Понятие «зона ближайшего развития». Основные «пласты»: а) уровня актуального развития: обученность, воспитанность, развитость; б) зоны ближайшего развития: обучаемость, развиваемость, воспитуемость ().

Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни. Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития.

Обучаемость как умственное развитие в динамике. Обучаемость (в широком плане) как приспособляемость. Различные трактовки обучаемости (, 3.И. Калмыкова, и др.). Признаки обучаемости.

Основные понятия: воспитанность, воспитуемость, задатки, зона ближайшего развития (ЗБР), интеллект, мышление, научение, обучаемость, обучение, обученность, память, развиваемость, развитие, развитость, созревание, способности, становление, уровень актуального развития (УАР), психическое развитие, развивающее обучение, учение, формирование.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?

2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?

3. Назовите основные ориентации человекознания (по ).

4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?

6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У. Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?

7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.

8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?

9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?

10. Что такое зона ближайшего развития?

11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?

12. Назовите основные показатели, «пласты» актуального развития учащегося.

13. Что понимается под обученностью?

14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).

15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?

16. Что понимается под обучаемостью?

17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.

18. Чем отличается общая обучаемость от специальной?

1. Ананьев психологические труды: В 2 т. М., 1980.

2. Ананьев как предмет познания. СПб., 2001.

3. Ананьев одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962.

6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

7. Выготский психология. М., 1996.

8. Гальперин обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

10. Давыдов развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

11. Занков педагогические труды. М., 1990.

13. Ильясов процесса учения. М., 1986.

14. Калмыкова принципы развивающего обучения. М., 1979.

15. Костюк психологические труды. М., 1988.

16. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.

17. Лейтес способности и возраст. М., 1971.

20. Менчинская учения и умственного развития школьника. М., 1989.

21. Немов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.

22. Рубинштейн общей психологии. 2-е изд. М., 1996.

23. Талызина психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

24. Шадриков деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.

25. Эльконин развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

1. http://www. maro. *****/licnie_str/elkonin_db/index. html Личная страничка, посвященная

2. http://www. maro. *****/licnie_str/vvdavidov/index. html Сайт, посвященный

ТЕМА 5. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сущность учебной деятельности. Концепция учебной деятельности в психологии как один из подходов к процессу учения. Теоретико-методологические основы концепции учебной деятельности. Представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Понятие «субъект познания». Субъектность ученика как способность воспроизвести содержание, путь, метод теоретического (научного) познания. Трактовка образовательного процесса. Понятие «развивающее обучение». Организация обучения по теоретическому типу.

Особенности учебной деятельности. Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (). Особенности усвоения знаний в УД.

Характеристика компонентов УД. Общепсихологическая теория деятельности (). Психологическое строение индивидуальной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Потребность УД. Учебная задача. Специфика учебной задачи. Мотивы учебной деятельности. Учебные действия (И. Ломпшер, А. Коссаковски, и др.) Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности. Особенности формирования УД. Закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности (). Становление УД. Формирование УД как управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника.

Возрастные особенности формирования УД.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Понятие ведущей деятельности. Главные признаки ведущей деятельности (). Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Психологические новоообразования в младшем школьном возрасте.

Диагностика учебной деятельности. Основные аспекты диагностики уровня сформированности учебной деятельности (). Диагностика состояния видов деятельности школьника критериально-ориентированными тестами.

Основные понятия: ведущая деятельность, действие контроля и оценки, деятельность, учебная деятельность, учебная задача, учебная операция, учебное действие, учебный мотив

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие существуют трактовки понятия «учебная деятельность»?

3. В чем сущность учебной деятельности?

4. Назовите авторов концепции учебной деятельности.

5. Как трактуется понятие «субъект деятельности» в концепции учебной деятельности?

6. Назовите основные особенности учебной деятельности.

7. Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *