основные критерии выбора технологий обучения на практике

Реферат на тему: «Педагогическая технология и проблема ее выбора»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализацией

ФГОС общего образования»

на тему: «Педагогическая технология и проблема ее выбора»

ВЫПОЛНИЛА: Исакова Оксана Ивановна

филиал МОУ СОШ № 17 – СОШ № 3

учитель начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Первый ряд трудностей связан с тем, что абсолютное большинство практикующих учителей получило педагогическое образование, ориентированное на работу в советской традиционной школе, поэтому многие из нас вынуждены самостоятельно учиться выбирать и применять педагогические технологии, что бывает достаточно сложно, поскольку большое количество технологий относительно недавно стали использоваться отечественными педагогами и, таким образом, не до конца соответствуют состоянию российской школы. Абсолютное большинство педагогических технологий (технология проектов, кейс-стади, различные виды дебатов) опирается на активную, часто самостоятельную, работу учащихся (самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени). В то время как наши ученики до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления.

Стоит отметить недостаток в свободной продаже, в школьных библиотеках серьезной методической литературы, обучающей процессу работы по различным педагогическим технологиям. Большинство представленной литературы является самообобщенным опытом педагогов-новаторов, неподтвержденным серьезными методическими исследованиями. Фундаментальными здесь можно считать труды таких ученых как Г.К. Селевко [13], В.С. Кукушина [7], В.П. Беспалько [2] и других.

изучить научную литературу, раскрыв понятие «педагогические технологии» и составляющие этого понятия;

рассмотреть признаки и классификацию педагогических технологий;

обозначить современные авторские педагогические технологии.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, цитирование, сравнение, обобщение.

§ 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие конкретной личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения «педагогической технологии» как системы или системного метода. Например, ЮНЕСКО трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования».

Рассмотрим другие определения педагогической технологии:

Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимаются организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Итак, в нашем исследовании под педагогической технологией мы будем понимать упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса.

Источник

Алгоритм выбора технологии обучения

основные критерии выбора технологий обучения на практике. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основные критерии выбора технологий обучения на практике. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основные критерии выбора технологий обучения на практике. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основные критерии выбора технологий обучения на практике. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основные критерии выбора технологий обучения на практике. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основные критерии выбора технологий обучения на практике. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

(по В.И. Загвязинскому)

Выбор технологии обучения, адекватной соответствующей цели изучения раздела или темы, обусловлен следующим:

1. Если цели изучения раздела (темы) не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная технология обучения, которая включает в себя: внимательное слушание преподавателя; работу учащихся с учебником; наблюдение за изучаемыми объектами, явлениями; выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя.

2. Если целью изучения раздела (темы) является усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической, которая предполагает учебно-познавательную деятельность, включающую в себя: конспектирование учебного материала; выступления с докладом (сообще­нием); решение типовых задач; участие в дидактических играх.

3. Если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует избрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием: проблемного обучения; деловых игр; реального проектирования; разбора нетиповых производственных ситуаций.

5. Если цели изучения раздела (темы) направлены на формирование инфор­мационной культуры обучаемых, умение осуществлять обработку информации, то должны применяться новые информационные технологии: автоматизирован­ные обучающие системы; интерактивные программы; технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии; телекоммуникационные проекты и др.

Основными условиями применения технологий обучения на практике явля­ются: а) последовательность действий; б) своевременность включения в учебный процесс; в) адекватность целям и психолого-педагогическим условиям.

Каждая вы­бранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:

1) структурирования учебной информации;

2) предметности изучения;

3) образовательной и психологической готовности учащихся;

4) субъективности педагогических учебных действий;

5) комплиментарности действий преподавателя и учащихся;

6) синхронности учебного процесса;

7) применения системы дидактических средств обучения.

основные критерии выбора технологий обучения на практике. 640 1. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-640 1. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка 640 1.

При выборе новых технологий обучения необходимо также учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О.Б. Хововым система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения. Отли­чительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения не только на этапе оценки результатов, но и на этапах проектирования и функционирования. О.Б. Ховов выделяет три группы критериев (рис. 15).

основные критерии выбора технологий обучения на практике. image016. основные критерии выбора технологий обучения на практике фото. основные критерии выбора технологий обучения на практике-image016. картинка основные критерии выбора технологий обучения на практике. картинка image016.

Рис. 15. Группы критериев оценки технологий обучения

1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования:

а) возможность разделения процесса обучения на связанные между собой про­цедуры, операции, этапы;

в) технологическая последовательность выполнения операций и процедур;

г) критерий управления процессом обучения.

2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:

а) оценка содержания обучения;

б) оценка использования методов обучения;

в) оценка используемой системы дидактических средств;

г) оценка организации обучения.

3. Критерии эффективности результатов обучения:

а) усвоение знаний: глубина, системность, осознанность знаний; объем усвоен­ных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность и точность усвоения учебного материала;

б) сформированность ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты; полнота информа­ции, представленная в заполненных учащимися картах; самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;

в) сформированность профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий; рациональность организации труда и рабочего мес­та; самостоятельность в работе; соблюдение правил техники безопасности; применимость теоретических знаний при выполнении заданий; применение передовых методов труда; сложность изготовленной продукции; рациональность построения технологического процесса; точность работы (отклонения от норматива); время, затраченное на выполнение задания; про­цент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); рациональный выбор оборудования и инструментов.

В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможно­стью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный экспе­римент, проследить влияние педагогических действий, определить эффектив­ность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия.

Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий обучения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей, их интеллектуальной и педа­гогической культуры.

Источник

Статья для учителей как выбрать технологии обучения при подготовке к уроку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Актуальность выбора педагогических технологий

в современной школе

Хороших методов существует

ровно столько, сколько существует

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Таким образом, технология обучения – это реально то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.

Технология обучения как педагогическая система – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания. Научных подходов к анализу и организации учебного процесса направленная на достижение высоких результатов в развитии личности учащихся.

Основной объект проектирования в технологии – это учебная тема. Учитель формирует микроцели для каждой темы в форме: «знать…», «уметь…», «понимать…», «иметь представление о …», «уметь давать характеристику…». Язык микроцелей должен быть понятен учащимся. В основе этой ответственной и творческой, профессиональной деятельности учителя лежат соответствующие учебные программы.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

Так почему же в последнее десятилетие так актуально внедрять в учебный процесс новые технологии обучения? Мы активно стали повышать образование, и те традиционные методы обучения, которые были заданы нам ещё в вузе, не стали столь актуальными в решении некоторых вопросов педагогики и методики? Обучая детей, мы стали обучаться сами. А всё дело в том, что последнее десятилетие 20 века внесло в историю образования трагические страницы: появился новый термин – «децелерация», обозначающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес «акселерации»).

Причины децелерации многочисленны:

массовая алкоголизация и наркотизация населения;

злоупотребление в использовании фармацевтических препаратов;

некачественное питание беременных;

последствия экологических катастроф;

«афганский» и «чеченский» синдромы;

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты.

Современной школе нужен новый тип педагога, компетентного специалиста в области предметного обучения, владеющего коррекционно – развивающими технологиями обучения и развития творческих способностей. Это одновременно и педагог, и психолог и технолог учебно – воспитательного процесса, способный создавать развивающее образовательное пространство для проявления безграничных возможностей ребенка. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будет сплачиваться духовные силы общества учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать:

стиль общения с учащимися;

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает и как понимают его ученики!

И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносят радость.

В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувства восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Дайте ребенку возможность на уроке осознать свою социальную значимость, духовую красоту и благодарность поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка!

В последнее время многие учителя обращаются к технологии уровневой дифференциации. Литературы по этой проблеме не так много, не все словесники имеют возможность с нею познакомиться.

Внедрение в школьное образование государственных общеобразовательных стандартов среднего образования требует четкого выполнения учреждениями образования всех их требований в качестве нормативного документа. В Законе «Об образовании», в 41 статье указано обязательное выполнение требований госстандарта, устанавливающего обязанности педагога. Согласно данной статье закона педагогические работники обязаны добиваться получения учащимися знаний не ниже минимальных требований государственного общеобязательного стандарта, т.е. учителя обязаны обеспечить 100 процентную успеваемость по своему предмету. Однако исследования ученых и наш опыт показывают, что традиционная методика не гарантирует такого результата обучения, т.е. до сих пор не нашли своего решения наиболее острые проблемы обучения как:

100 % успеваемость каждого из учащихся по каждому предмету;

проблема перегрузки учащихся и организации комфортных условий работы для каждого из них в доступном ему темпе;

обеспечение учащихся индивидуальным дифференцированным домашним заданием;

необъективность оценивания знаний учащихся;

профориентация у выпускников;

проблема выявления одаренных детей.

Поэтому для решения перечисленных и других проблем школьного образования в настоящее время технологизация образовательных систем, решающая перечисленные и другие проблемы обучения и прежде всего гарантирующая 100 % успеваемость учащихся, стала новым перспективным направлением педагогической науки и практики.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире творчества. Оно помогает формировать интерес к предмету, развивать нравственные начала. В атмосфере творчества дети становится добрее, человечнее…

Учитель должен постоянно стремиться к переходу от традиционной педагогики, от обучения «по программе» к педагогике прогрессивной, удовлетворяющей потребностям своих учеников и своего общества.

Надеюсь, эта деятельность современного учителя поможет воспитать граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели. Они проживут жизнь так, чтобы мир стал лучше.

Методист средней школы № 2 имени К.Э.Циолковского

Источник

Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий на занятиях учебной практики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Ишимбайское специальное

учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

«Применение современных образовательных технологий

на занятиях учебной практики»

Подготовила мастер п/о: Галиулова О.М.

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического, до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Система профессионального образования в России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций, а компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.

Под технологией обучения (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – знание, учение) понимается совокупность методов и средств обработки, изменения и представления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя/мастера на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство мастера состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии мастер основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации практически всегда происходит в форме монолога. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ обучающихся в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое обучающихся, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, адаптированную к современным требованиям.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить некоторые:

Среди многих форм активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях довольно широко в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: разнообразить формы работы, осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями персонального компьютера, развивать интерес к изучаемому материалу, активизировать внимание обучающихся, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность, формировать коммуникативные навыки, повышать творческий потенциал личности и мотивацию, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если человек привлечён в активные действия в процессе обучения.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Можно применять видеоролики, презентации, различные тесты, задания развивающего характера.

Одним из преимуществ использования мультимедийных презентаций в обучении является возможность выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать необходимые таблицы, схемы, графики на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт со студентами, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Другое преимущество заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.

Презентацию можно считать увлекательным способом вовлечения студентов в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности студентов и создает у них положительную мотивацию.

Применение компьютерных технологий позволяет:

— наполнить урок новым содержанием;

— развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучаемых;

— прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

— поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

— идти в ногу со временем.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность обучаемых, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Главная цель учебной практики – практическое обучение воспитанниц профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей.

Чтобы привлечь воспитанниц к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:

уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;

уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;

уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;

уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у обучающихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между обучающимися.

Мастер п/о является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя/мастера самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Основная задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск обучающихся решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении обучающихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов занятия, направленных на оформление мысленной деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер п/о может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер п/о, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики; обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития студента. Результатом использования личностно–ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации обучающихся. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитанницам знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к обучающимся в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуаллизации личности.

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Можно выделить разные подходы:

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного обучаемому.

Дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение обучающихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге мастера п/о и обучающейся, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность обучающейся к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Работа с обучающимися по данной технологии зависит от мастера п/о – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. При этом к мастеру производственного обучения предъявляются следующие требования: он должен иметь ценностное отношение к обучаемому, культуре, творчеству; проявлять гуманную педагогическую позицию; заботиться о сохранении физического здоровья обучающихся; уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придать им личностно-развивающую направленность; проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого обучаемого.

Состояние здоровья молодого поколения – важный аспект благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В нашей стране в последние годы заметно возросло внимание к вопросам здоровья учащихся и студентов.

Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду.

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Реализация задач в данном направлении должна базироваться на принципах профилактической направленности; доступности информации, помощи и услуг на групповом и индивидуальном уровнях, дифференцированного подхода, анонимности и конфиденциальности. Поэтому необходимо создать механизмы реализации нескольких направлений концепции данной работы: становление культуры семейных отношений, бытовой культуры, формирование физической и медицинской культуры, культуры проведения свободного времени, пропаганда здорового образа жизни и искоренения вредных привычек.

Здоровый образ жизни и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста – значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.

C истемное использование здоровьесберегающих технологий (их элементов) ведёт к снижению показателей заболеваемости, улучшению психологического климата.

Рассмотрев существующие инновационные образовательные технологии, применимые при получении среднего профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

Целью каждой образовательной технологии является развитие у обучающихся умения работать с информацией, использовать информационные ресурсы, работать в команде и самостоятельно, качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что, в конечном счете, ведет к заинтересованности обучающихся в образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и ученики: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.

Список используемой литературы:

Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2008.

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. –

М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения. –

М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. –

М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. – М.: Народное образование, 2009.

Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *