основные концепции обучения в дидактике

Основные концепции обучения в дидактике

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

основные концепции обучения в дидактике. pic06. основные концепции обучения в дидактике фото. основные концепции обучения в дидактике-pic06. картинка основные концепции обучения в дидактике. картинка pic06.

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

основные концепции обучения в дидактике. pic07. основные концепции обучения в дидактике фото. основные концепции обучения в дидактике-pic07. картинка основные концепции обучения в дидактике. картинка pic07.

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

62. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

62. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Принцип обучения основывается на дидактических системах, которые часто называют психолого-педагогическими концепциями. Дидактическая система представляет собой совокупность элементов, которые образуют единую целую структуру и служат достижению целей обучения. Ученые выделяют три дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.

Такое подразделение объясняется тем, что в каждой группе по-разному понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения главенствующей ролью является роль учителя, преподавание. Основу данной системы являются работы таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Например, дидактику И. Гербарта характеризуют такие слова, как «деятельность учителя», «управление», «руководство учителя», «регламентация», «правила», «предписания» и т. д. Структура традиционного обучения включает в себя четыре ступени:

Логический смысл процесса обучения состоит в том, что движение происходит от предоставления материала учащимся через его объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.

И. Гербарт стремился систематизировать и организовать деятельность преподавателя, что было достаточно важным для дидактики.

Но уже к началу XX в. традиционная система подверглась критике. Причиной этого была ее авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов учащихся, от жизни, так как такая система обучения лишь передает учащемуся готовые знания, не способствуя при этом развитию его мышления, активности, творчества, следовательно, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в XX в. появляются новые технологии.

К новым технологиям относится педоцентриче-ская концепция. Главная роль в данной концепции отводится учению – деятельности ребенка. Основой педоцентрической технологии стала система американского педагога Д. Дьюи, а также трудовая школа Г. Кершенштейна и В. Лая. Свое название система получила из-за того, что Дьюи говорил о том, что данную концепцию нужно строить, основываясь на потребностях, интересах учащихся, их способностях, при этом стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учащихся, когда процесс обучения носит спонтанный, самостоятельный, естественный характер, а получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, т. е. обучение через выполнение действий. Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения, случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности детей.

Современная дидактическая система строится на том, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. В основе современной дидактической концепции лежат такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Цель современных дидактических систем заключается не только в формировании знаний, но и в общем развитии учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умениях, удовлетворении познавательных и духовных потребностей учеников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856–1939)Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его

Основные концепции

Основные концепции Психология отношений При изложении своей концепции В. Н. Мясищев придерживается методического принципа изучения природы – изучения ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и

Основные концепции

Основные концепции Эллис разделяет когници на холодные, теплые» и горячие. Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Теплые и горячие кониции являются оценочными. Теплые когниции – это

Психоанализ: основные концепции и принципы

Психоанализ: основные концепции и принципы Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более

Аналитическая психология: основные концепции и принципы

Аналитическая психология: основные концепции и принципы В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Социокультурная теория: основные концепции и принципы Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во — первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их

Теория черт личности: основные концепции и принципы

Теория черт личности: основные концепции и принципы Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна

Основные концепции и принципы теории типов личности

Основные концепции и принципы теории типов личности Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6–4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное

Основные концепции

Основные концепции [Материал данного раздела адаптирован по работе Epting, 1984, р. 23–54.]Конструктивный альтернативизм: философская позицияВ основе теории личностных конструктов лежит положение о том, что для теории личности или психотерапевтической теории крайне важно

Основные концепции

Основные концепции Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только

Основные концепции

Основные концепции На теорию Фромма оказали воздействие работы многих известных ученых и мыслителей. Пять основных источников, сформировавших образ мысли Фромма: доктрина человека в ортодоксальном иудаизме, революционный дух Карла Маркса, столь же революционные идеи

Основные концепции

Основные концепции Практически не рассматривая роль биологических факторов в формировании личности, Бандура постулировал, что человек — это продукт научения, в ходе которого он способен усваивать разнообразные поведенческие паттерны.Помимо пластичности сознания

Основные концепции

Основные концепции Основной задачей теории социального научения Роттера является прогноз целенаправленного поведения человека в сложных ситуациях. Будучи интеракционистом, Роттер считает, что люди взаимодействуют со значимой для них окружающей средой (Rotter, 1982).

Основные концепции Вирджинии Сатир

Основные концепции Вирджинии Сатир Психотерапия и духовность Когда мы читаем различные описания, сделанные коллегами, друзьями и клиентами Вирджинии Сатир, внимание привлекает то, как необычайно ее уважали. Ричард Бэндлер, например пишет:»В течении последних 15 лет, я

Источник

Основные дидактические концепции образовательного процесса

Для воссоздания и развития общества существует условие, иначе говоря, потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением нажитого социального опыта. При наличии противоречий между величиной содержания образования и его недостаточным усвоением появляется дидактика в качестве отрасли знания и науки.

Становление дидактики

Немецкий педагог В. Ратке упоминал слово «дидактика», а его курс получил название «дидактика» или «искусство преподавания». Основателем разработки дидактики в качестве целостной системы научных знаний был Я. Коменский. Книга «Великая дидактика» особенно точно трактует понятие принципов правил обучения. Вся система по Коменскому основывается на принципе природосообразности воспитания.

Во времена Просвещения при приобретении гуманистического начала особого значения в философии, Ж.Ж. Руссо повлиял на распознавание нужд ребенка, требований, интересов при помощи дидактики. И.Г. Песталоцци большое количество времени уделил цели обучения: формирования сил и способностей человека, осуждая одностороннее образование любого вида.

Рубеж конца XVIII и начала XIX вв. характеризуется появлением двух теорий школьного воспитания. Сторонники теории формального воспитания считали основной проблемой умственное развитие детей. Важное психолого-дидактическое рассмотрение процесса – овладение знаниями учащимися, которые идут под руководством учителя, что способствовало указанию на два основных акта умственной работы Гербартом – углубление и осмысление.

Середина XIX в. Ф. Дистервег изложил передовую концепцию о том, что формирование человека возможно посредством труда, позже становится основателем развивающего обучения.

Вопросы обучения в России рассматривались в трудах таких писателей-демократов, как А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, сыгравших важные роли в приближении русской педагогики к прогрессивным дидактическим мыслям конца XVIII и начала XIX вв.

Вторая половина XIX в. характеризуется основанием единой дидактической системы К.Д. Ушинским. Опираясь на просветительские философские идеи, он сумел изобразить ограниченность формального и материального воспитания, показал равенство и отличие познания и учения, подготовил круг вопросов для восприятия, изучения и закрепления знаний, сформировал познание в процессе обучения, возникновение причин стремления учащихся к учению, проблемы соединения преподавательской деятельности и самостоятельной работы детей.

Граница XIX и XX вв. после появления способов экспериментальной психологии взаимодействия дидактики с другими смежными предметами стала наиболее четкой.

Западная педагогика первой половины XX в. характеризуется педоцентрической дидактикой Дж. Дьюи, развивающейся в рамках прагматической педагогики. Основным ее законом считалось воспитание, основанное на опыте ребенка. Школа в то время только помогала в учении, которое было основано на самостоятельном опыте. Усвоение учениками теории не выполняется на должном уровне по причине деятельности школы с такими учебными планами.

Позднее готовится план обучения в качестве основы постоянного умственного развития учащихся во время процесса усвоения наук, общественного опыта и практического применения под руководством педагога. Вместе со знаниями, умениями, навыками вводятся новые элементы, обеспечивающие расширение улучшенной и развивающей функций обучения, то есть опыт творческой работы и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу.

Оживленное освоение знаний учащимися получает новое подтверждение и усваивает особенность обязательного условия развития самостоятельности познавательной деятельности. Эта направленность связана с системами обучения, которые формировали дидакты и психологи, называемыми проблемными. Позже была изучена проблема появления и развитие интереса к обучению и тяги к знаниям, самообразованию.

Основные дидактические концепции процесса обучения

Процесс воспитания базируется на психолого-педагогических концепциях, а именно ˜– дидактических системах. Структура, образованная совокупностью компонентов, способствует достижению целей обучения, составлению дидактической системы. Дидактические элементы классифицируются на:

Образование единой конструкции необходимо для достижения целей в обучении, возможное при образовании множества элементов дидактической концепции в педагогике. Их классификация на 3 группы создана на основании усвоения процесса обучения.

Общепринятая система обучения предусматривает наличие главной роли у педагога. Данная система образована концепциями Коменского, Песталоцци, Гербарта. Строение обучения обладает 4 стадиями:

Логика процесса обучения строится на понимании материала посредством объяснения, обобщения и применения понятий.

Гербарт вводит понятие воспитывающего обучения, то есть, структура обучения и порядок в учебном заведении должны способствовать созданию морально волевой личности.

Строение процесса обучения обусловлено 4 этапами:

Данная система получила осуждение в начале ХХ в. Она не способствовала развитию мышления, творчества, самостоятельности. Это дало толчок к появлению новых подходов.

Педоцентрическая концепция говорит о наличии главной роли ребенка и его деятельности. Данный подход основывается на системе Дж. Дьюи. Он высказал мнение о создании процесса обучения согласно интересам и потребностям детей для приобретения знаний в качестве их самопроизвольной деятельности.

Отражение исследовательского мышления и научного поиска выражалось при помощи этапов процесса обучения. Для активизации познавательной деятельности, развития мышления, умений применялась различная деятельность детей, выраженная при помощи сочинений, рисунков, практических работ.

Современная дидактическая система опирается на преподавании и учении в качестве процесса обучения. Система состоит из направлений: программированного, проблемного и развивающего обучения, гуманистической и когнитивной психологии, педагогики сотрудничества.

Современные аспекты предусматривают задачи воспитания в качестве развития знаний, общее развитие детей, интеллектуальные, трудовые, эстетические навыки с удовлетворением всех потребностей учащихся. Учитель считается главой учебного процесса, причем способствует оживлению самостоятельной деятельности, активности и их творческого поиска.

Совместной работой учителей называют гуманистическую идею объединенной развивающей работы учителей и учащихся, основывающуюся на понимании, совместном рассмотрении данного процесса и достижения результатов. Сотворчество является процессом изменения осознания от схемы «услышал – удержал – изложил» к «познал – осмыслил – сказал – запомнил».

Источник

Основные дидактические концепции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Становление дидактики

Для воссоздания и развития общества есть одно условие, а именно, общественная потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением нажитого социального опыта. Из-за существующих противоречий между нарастающей величиной содержания образования и недостаточным его освоением появилась дидактики как отрасль знания и науки. Слово «дидактика» упоминал немецкий педагог В. Ратке, который назвал свой курс выступления «дидактикой» или « искусством преподавания». Впервые Я. Коменский разработал дидактику как целостную систему научных знаний. В своей книге «Великая дидактика» Коменский дал обоснованное описание принципов и правил обучения детей. Система обучения великого педагога основана на принципе природосообразности воспитания. Во времена Просвещения, когда гуманистическое начало приобрело особенное значение в философии, Ж.Ж. Руссо повлиял на распознавание дидактикой нужд ребёнка, его требований, современных интересов. И.Г. Песталоцци уделил огромное внимание к такой цели обучения, как формирование всех сил и способностей человека, осуждая все виды одностороннего образования.

В середине 19 в. Ф. Дистервег изложил передовую для своего времени концепцию о том, что формирование человека проходит лишь в его труде, и тем самым стал основателем развивающего обучения.

Во 2-й половине 19 в. единую дидактическую систему основал К.Д. Ушинский. Основываясь на просветительских философских идеях, он изобразил ограниченность формального и материального воспитания, показал равенство и отличие познания и учения, подготовил круг вопросов восприятия, изучения и закрепления знаний, формирование познания в процессе обучения, возникновение причин стремления школьников к учению, проблемы соединение преподавания и самостоятельной работы школьников.

Готовые работы на аналогичную тему

На границе 19 и 20 вв. с рождением прямых способов экспериментальной психологии взаимодействия дидактики с другими смежными предметами стала более четкой.

Требование оживленного осваивание знаний учениками приобрело новое подтверждение и усвоило характер обязательного условия развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности. С этой направленностью связано построение дидактами и психологами системы проблемного обучения. Изучена проблема развития у учащихся познавательного интереса, тяги к знаниям, потребности в самообразовании.

Особый интерес с 50-х гг. вызывают проблемы методологии и методики дидактических усвоений, начинают разрабатываться проблемы педагогической диагностики. Проведены расследования по истории дидактики. Огромную ценность для дидактики получили работы психологов, открывшие психологические условия организации усвоения и выстраивания содержания образования. Безусловную роль выполняет обобщение передового, в том числе новаторского опыта.

Основные дидактические концепции

Процесс воспитания основывается на психолого-педагогических концепциях – дидактических системах. Система компонентов, которые образуют одну структуру, позволяют добиваться целей обучения, и составлять дидактическую систему. Различают 3 дидактические элемента:

Дидактическая система образует множество элементов, которые образуют одну единую конструкция и предназначенная для достижения целей обучения. Деление элементов на три группы создается на основании того, как осваивается процесс обучения.

При общепринятой системе обучения главную роль играет работа учителя. Эту систему образовывают дидактические концепции Я. Коменского, И. Песталоцци и И. Гербарта. Традиционно строение обучения включает в себя четыре стадии: изложение, осознание, резюмирование, использование. Логика процесса обучения содержится в предъявление материала через разъяснение к пониманию, обобщению, а затем применение знаний.

Вместе с тем И. Гербарт ввел представление воспитывающего обучения: построение обучения и весь порядок в учебном заведении должны создавать морально волевую личность.

Процесс обучения строиться по четырем формальным этапам:

Однако эта система подверглась осуждению к началу ХХ в. Такая система не способствует развитию мышления, творчества и самостоятельности ребенка. После этого в начале ХХ в. начинают появляться новые подходы.

Появляется педоцентрическая концепция, в которой главную роль играет ребенок и его деятельность. Такой подход базируется на системе педагога Дж. Дьюи, который предложил создать процесс обучения, обращая внимание на интересы и потребности ребенка, чтобы получение знаний совершалось в виде самопроизвольной деятельности.

основные концепции обучения в дидактике. didakt koncept. основные концепции обучения в дидактике фото. основные концепции обучения в дидактике-didakt koncept. картинка основные концепции обучения в дидактике. картинка didakt koncept.

Этапы процесса обучения отражают исследовательское мышление, научный поиск. Различная деятельность детей – сочинения, рисунки, практические работы, театр («педагогика действия») – активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и умения.

Сегодняшняя дидактическая система основывается на том, что как преподавание, так и учение являются процессом обучения. Эта система складывается из следующих направлений: программированное, проблемное и развивающее обучение, гуманистическая и когнитивная психология, и педагогика сотрудничества.

В современных аспектах задачи воспитания предусматривают как развитие знаний, так и общее развитие детей, их интеллектуальных, трудовых, эстетических навыков, удовлетворение всех потребностей учеников. Учитель стоит во главе учебно-познавательной деятельности учащихся, при этом оживляя их самостоятельную деятельность, активность и творческий поиск.

Совместная работа педагогов – это гуманистическая идея объединенной развивающей работы детей и учителей, основывающейся на понимании, совместном рассмотрении процесса и результатов работы. Сотворчество – это процесс изменения осознания от схемы «услышал – удержал – изложил» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *