основные идеи учения томаса гоббса
Томас Гоббс основные идеи
Учение Томаса Гоббса, английского философа изложено в этой статье.
Томас Гоббс основные идеи
Философские идеи Томаса Гоббса
Философ Томас Гоббс считал, что единственным предметом науки и философии являются конечные и материальные предметы, то есть тела. Бог остается непознаваемым, поэтому философия о нем судить не может. Таким образом, естественный подход к мировоззрению сводился только к телам.
Мышление человека он сводил к логике и ограничивал простыми математическими операциями различения и сравнения, вычитания и сложения. Поскольку философ был последователем эмпиризма, то логика у него оперируется только данными из опыта. Мысли возникают в ходе движения органов внутри человека. А идеи обрабатываются путем связи между материальными следами движений. Соединение, разделение и сравнение перерабатывают простые идеи в сложные.
Политические учения Томаса Гоббса
Томас Гоббс учение о государстве изложено в книге «Левиафан». Сперва он выступал в защиту прав власти королей против мятежных подданных, делая упор на неограниченность верховной власти. Также мыслитель считал, что основу власти составляет воля народа. Его книга во Франции была запрещена.
В целом политическое учение Гоббса охватывало 2 стороны – он способствовал новому освобождению политической мысли от религиозной опеки, а также философ был теоретиком государственного начала, которое только укрепляло свое господство.
Гоббс – сторонник идеи государственного абсолютизма, вместе с тем абсолютно равнодушно относился к божественному происхождению королевской власти. Если быть точнее, то его политическая теория выражала идею светского государства, не симпатичного для теологических защитников королевской власти. Идеи Томаса Гоббса неоднозначно были приняты обществом. У его последователей отнимались дипломы и научные звания, а сами книги автора считались запретными.
Политическое учение Гоббса не обошлось без образования человеческих обществ. Мыслитель утверждал, что человек не является общежительным животным. Он ищет мир только для личного самосохранения. А это возможно только в обществе. Значит, человек с человеком заключает договор для общей защиты и мира. Права людей везде одинаковы, несмотря на различные государства, в которых они живут. Власть сама по себе безгранична, выше законов, безнаказанна, безответственна. А король должен быть воплощением народа или самым народом.
Права подданных исходят от государства. Естественное состояние государства обусловлено тем, что в нем нет собственности, ведь каждый у каждого может отнять что-либо.
Рассматривал он и вопросы церкви: она не должна иметь независимую верховную власть. Тогда в обществе будет 2 государства. А это привело бы к появлению анархии.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Томаса Гоббса.
Томас Гоббс родился пятого апреля 1588 года в Малмсбери. Его называют английским мыслителем. Концепции, разработанные им, были удостоены распространения в различных областях науки (этика, теология, геометрия, физика).
Справка
Томас Гоббс, биография которого наполнена работой над собственными произведениями и формированием концепций, родился преждевременно. Это было вызвано тем, что его мать слишком сильно переживала по поводу приближающейся испанской армады к Англии. Но несмотря на это, он прожил достаточно долгую жизнь, сохраняя на протяжении девяноста одного года ясный ум.
Образование он получал в Оксфорде. С ранних лет ему были интересны покорители морей, а также географические карты. На формирование идей мыслителя оказали влияние деятели тех времен. К примеру, он тесно общался с Марсенном, Декартом и другими. Некоторое время он подрабатывал секретарем у Бэкона, и именно разговоры с последним оказали существенное влияние на его взгляды.
Томас Гоббс, философия которого находит довольно противоречивые отклики, всегда говорил о том, что придерживается монархистских взглядов на жизнь. С 1640 по 1641 год он жил во Франции. В основу его концепций легла буржуазная революция, которая происходила на его родине. Вернувшись в Туманный Альбион после того, как там закончились гражданские столкновения, он разорвал контакты с роялистами. В Лондоне он работал над идеологическим обоснованием политической работы Кромвеля, диктатура которого была установлена после революции.
Томас Гоббс: труды
Основной мыслью философа являлись безопасность граждан и мир в целом. Проблемы, с которыми сталкивалось общество, были главным элементом в труде, который начал Томас Гоббс. Основные идеи мыслителя касались именно вопросов человека. На рассвете своей деятельности ученый работал над изданием трилогии. Первая часть должна была рассказать о теле, вторая – о человеке, а третья – о гражданине.
Но первым выпуском, несмотря на это, считается трактат «О гражданине», который появился в 1642 году. Следующий труд, рассказывающий про тело, появился на свет немного позже, а спустя несколько лет вышла часть «О человеке». Тысяча шестьсот пятьдесят первый год ознаменовался публикацией «Левиафана». Именно это учение Томаса Гоббса стало самым серьезным и объемным изданием. Философии уделялись первые главы произведения. Остальная часть рассматривала вопросы социального характера и то, как устроено само государство.
Кратко о концепциях
Мыслитель всегда отмечал, что прогресс предшественников был недостаточным. Он трудился над тем, чтобы исправить столь бедственное положение дел. Томас Гоббс, биография которого насыщена постоянными поисками, пытался разработать элементы, который бы выступили в качестве фундамента для развития истинной науки при условии применения предложенного способа. Таким образом, он предполагал предотвратить возникновение неправильных концепций. Свое внимание он сосредоточил на методологии в сфере познания науки. Необходимо отметить, что большинство деятелей в семнадцатом столетии интересовались данной методологией.
Специфика мыслей
Проблематично выделить одно научное направление, на которое бы опирался сам Томас. С одной стороны, мыслители опирались на эмпирические исследования. С другой, Гоббс был сторонникам применения математического подхода. Он применял его не только по отношению к точным наукам, но также в иных областях знаний.
Политическая наука – именно тот пласт, где математический способ нашел наибольшее отражение. К данной дисциплине относили совокупность познаний о состоянии общества, что позволяло правительству создавать и взращивать благоприятные условия. Специфика мысли в целом состояла в применении метода, который был выведен из физики Галилея.
Последний прибегал к помощи геометрии и механики. Он использовал эти знания для того, чтобы провести анализ и составить предсказания каких-либо явлений, происходящих в реальном мире. Он говорил, что при установлении некоторых фактов о природе человека из них можно вывести варианты поведения в конкретной области. Люди, по его словам, должны рассматриваться как один из моментов материального мира. Если говорить о склонностях человека, то они могут быть подвергнуты обследованию на базе физического перемещения. Таким образом, за основу собственной теории Томас взял принципы, которые были разработаны Галилеем. Все существующее – материя, находящаяся в движении.
Основа концепции
Природа и все окружающее рассматривалось мыслителем в комплексе. Изменение вещей, по его убеждению, случается из-за передвижения материальных элементов. Данное явление понималось как механическое передвижение. Для придания им подобного импульса необходим толчок, провоцирующий усилие. Оно и приводит все в движение. Таким же образом Томас Гоббс, философия которого довольно сложная для восприятия, объясняет духовную составляющую живых существ. Данные положения и выражают механическую концепцию.
Познание
Гоббс был уверен, что его осуществление происходит под воздействием идей. В качестве источника рассматривалось только то, как воспринимается окружающий мир. Ни одну идею нельзя назвать врожденной. Внешние чувства при этом, помимо всего остального, рассматривались в качестве познания. Сознание человека никоим образом не влияет на содержание мыслей. Ум начинает активно действовать и переваривает мысли благодаря сравнению, соединению, а также разделению. Данная идея и стала фундаментом для учения о знаниях.
Математическая истина
Томас Гоббс говорил, что для мышления в обычных условиях хватит обычно знания фактов. Но чтобы обосновать все с научной точки зрения, этого недостаточно. Для этих целей необходима общность, которую можно постичь только посредствам математики. Также он уверял, что достичь истины в данном предмете можно лишь словами, а не опытом чувств.
Важность языка
В «Левиафане» отмечалось, что индивидам, которые пытались постичь истину, нужно помнить обозначение всех имен, которыми они пользуются. Если этого не придерживаться, то неизменно попадешь в некую ловушку. Чем больше человек будет расходовать сил, чтобы выпутаться из сложившейся ситуации, тем в большие дебри он будет заходить. Точность слова должна определяться дефинициями, благодаря которым все двусмысленности отходят на второй план. Мысли и вещи могут быть частичными. Но если исходить из концепции номинализма, такого понятия попросту нет.
Причина движения
Онтологические понятия, благодаря которым происходило объяснение окружающего мира, натыкались на некоторые преграды. К примеру, сложности могли наблюдаться в вопросах об источниках движения. В этом качестве рассматривался Бог. Дальнейшие движения вещей, по словам Гоббса, случаются без его участия. Взгляды самого мыслителя, исходя из сказанного, не состыковывались с религиозными представлениями того времени.
Трудности механики
Осознание человека рассматривалось в качестве главной проблемы. Его жизнедеятельность рассматривалась в качестве механического процесса. Здесь нервы выступают в качестве нитей, сердце – пружина, а сустав – колеса. Данные элементы обеспечивают движение машине. Людская психика объяснялась механистически.
Следующим вопросом являлась свобода воли. В своих трудах Гоббс давал достаточно четкий ответ. Он отмечал, что все случается из-за того, что так нужно. Частью всех причин являются люди. Но при этом свобода не понимается как независимость от того, что необходимо. Томас отмечал, что движение конкретного индивида к своей цели может не встретить препятствий. В данной ситуации действие называется свободным. Если появляются трудности, то они движение ограничивают. В данном варианте речь идет о внешних преградах. Если достичь поставленных целей не выходит из-за самого человека, то данное явление не может быть названо ограничением свободы, а представляет собой недостаток конкретного объекта.
Социальная область
В философии Гоббса этот раздел занимает значительное место. Социальным аспектам посвящаются работы «О гражданине» и «Левиафан». Идя по следам гуманистов, он обращал внимание на то, какие позиции в обществе занимает личность. Тринадцатая глава описывает людей, а точнее, их естественное положение, право. По природе человек, а также сама природа, не хорошие, не плохие.
В первозданном виде индивиды борются за право на избежание смерти и дальнейшую жизнь. Но быть все время спокойным просто не представляется возможным, потому что жизнь не существует без потребностей, а также чувств. Именно так считал Томас Гоббс.
Естественное право человека состоит в том, что во время передвижения к целям все соприкасаются с иными индивидами. Стремясь к безопасности, люди постоянно попадают в конфликтные ситуации. Человек по своей природе следует законам сохранения. Здесь у каждого существует право на то, что можно получить с применением силы. Подобное положение трактуется в качестве войны, где «человек другому враг».
Становление государства
Томас Гоббс о государстве, о его становлении говорил в положительном свете. По убеждениям философа, именно это может повлиять на ситуацию. Для выживания каждый элемент должен поделиться первоначально свободой с субъектом. Взамен мира он будет наделен неограниченной властью. В пользу монарха люди отказываются от части свободы. В этой ситуации он занимается обеспечением их социальной сплоченности. Вследствие этого происходит формирование государства. Это достаточно гордое и серьезное, но при этом смертное существо, которое рассматривается как высшее на Земле и подчиняется лишь Божьим правилам.
Власть
Ее создание происходит за счет договора между индивидами. Централизованная власть помогает удерживать порядок в обществе и помогает населению существовать. Теория общественного договора Томаса Гоббса предполагает существование единственным методом. Он состоит в сосредоточении всей силы в определенных руках, которые в состоянии свести все желания граждан в единый клубок. При этом есть определенные законы, которые оказывают влияние на действия суверена. Всего их выделяют двенадцать. Но у всех прослеживается общая мысль, касающаяся того, что не стоит делать другим то, чего человек не желает себе. Подобный аспект вопроса являлся важнейшим механизмом для людского эгоизма, заставляя считаться с его наличием у других.
Вывод
Современники постоянно критиковали концепции Томаса. В первую очередь это касалось человеческого существа как материи, которая постоянно двигается. Негативную реакцию отметили также и на неприглядное описание природы людей. Абсолютная власть, отрицание божественной силы также подвергались сомнениям. Несмотря на это, историческое значение трудов мыслителя нельзя описать словами, оно огромно.
Философские взгляды Т. Гоббса
Томас Гоббс родился тогда, когда победоносный английский флот потопил испанскую Великую армаду, и Англия стала превращаться во владычицу морей на целые триста лет. И в последующие годы Гоббс был современником крупнейших политических событий XVII века — английской революции, казни короля Стюарта I, гражданской войны, протектората Кромвеля и реставрации Стюартов. После окончания университета, где он изучал в основном теологию и античную философию, Гоббс стал воспитателем в семье графа Кавендиша. Вместе с воспитанником он несколько раз посещает континентальную Европу, в частности Францию, Италию и Швейцарию.
В 1640 году Гоббс издал свою первую работу, посвященную социальным и политическим вопросам, под названием «Элементы законов», в которой проявил себя как решительный защитник монархии. В начале 40-х годов он эмигрирует во Францию, где издает работу «О гражданине» (1642). Но главное философско-политическое произведение Гоббса называется «Левиафан» (1651), и в нем Гоббс выступает как сторонник сильной монархической власти. В то же время в этой работе он критикует представителей роялистской эмиграции, в частности духовенство. После разрыва с роялистами он возвращается в Англию, где у власти находится Кромвель. Именно здесь выходят его работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), которые дополняют трактат «О гражданине». В этих работах представлены основные философские идеи Гоббса. В годы реставрации Стюартов Гоббс жил в стороне от политики, его трудами никто не интересовался. Гоббс одним из первых попытался распространить принципы механистического естествознания на понимание общества, которое у него оказывается «политическим телом».
Гоббс видит в окружающем нас мире многообразные взаимодействия физических тел, которые происходят по чисто механическим законам. Мир, с его точки зрения, есть материя, а точнее — материальные тела в движении. И такого рода движение легко научно спрогнозировать. Столь же механистически Гоббс описывает жизнедеятельность живых существ, в том числе и человека, у которого сердце подобно пружине, нервы — нитям, суставы — колесам. И все это сообщает нашему организму, как машине, движение. Что касается психики человека, то ее движущей силой Гоббс считал естественное стремление выжить.
В человеческом эгоизме Гоббс видит вполне естественное состояние, которое он как раз и отождествляет со свободой. А препятствия, возникающие на пути так понятой свободы, он характеризует в качестве необходимости. По сути дела то, что Гоббс именует свободой, есть не что иное, как произвол, аналоги которого существуют и в окружающей живой природе. Тем не менее, Гоббс не видит внутри самого индивида возможностей противостоять эгоизму. В противоположность Сократу, а затем Канту, у которых нравственность — реальный антипод эгоизма внутри человека, Гоббс признает для эгоизма не внутреннюю, а только внешнюю узду, связанную с силой государства. Широко известно следующее оригинальное высказывание Гоббса о мощи эгоистических интересов и их роли в жизни общества. В «Левиафане» он пишет о том, что «если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже владеет властью, то, поскольку это было во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Относительно произведения «Левиафан» этот прогноз Гоббса полностью оправдался.
Своеобразие политических воззрений Гоббса определяется тем, что он жил в эпоху междоусобицы и острой политической борьбы. В этих условиях Гоббс уповает на сильную государственную власть. Более того, он пытается дать свое теоретическое обоснование монархии в качестве наилучшей формы правления. Основой политических воззрений Гоббса является теория общественного договора, в которой он опять же исходит из «естественного состояния» людей, в котором идет «война всех против всех». Взаимная вражда людей, считает Гоббс, не говорит о том, что человек изначально зол. По его мнению, она свидетельствует об изначальном естественном стремлении людей к своей выгоде и самосохранению, а в результате по природе своей «человек человеку волк». Но в догосударственном состоянии люди не только эгоистичны, но и достаточно разумны, чтобы заключить между собой общественный договор. Следствием такого договора становится государство в качестве силы, препятствующей взаимной вражде людей. Сравнивая созданное таким образом государство с библейским чудовищем Левиафаном, Гоббс объясняет его безграничную власть не столько законом, сколько силой. И лучше всего, считает Гоббс, когда воля граждан концентрируется в руках одного лица. Так, к примеру, государь стоит над законом, ибо творит его сам. Его автократия, что переводится с греческого именно как «самовластие», проистекает из возможности силой преодолевать раздоры и распри частных лиц. Гоббс не отвергает правовых законов, но считает их орудием, в руках правителя.
По мнению Гоббса, главной целью познания является выяснение причин того или иного процесса. Начальным этапом познания является процесс осознания того, что в нашем мышлении отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом следует обратить особое внимание на язык, который является не только средством познания, но и источником лжи и ошибок.
Гоббс разработал цельное учение о знаках, в котором раскрывается их гносеологическая роль, структура и классификация (типология).
Каждый знак по своей структуре, отмечал Гоббс, состоит из значения, которое он заключает в себе, и материала. Гоббс, будучи классическим представителем номинализма XVII в., утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а понятия есть лишь их имена. Наиболее общие понятия представляют собою «имена имен», которыми пользуется человек в ходе познания. Человек, по Гоббсу, располагает двумя видами знаний: знанием о физических телах и знанием об именах вещей.
Основные моменты философии по Гоббсу
Томас Гоббс – английский философ, сторонник материалистического мировоззрения. Единственный предмет философии по Гоббсу – тело, главная проблема – межличностное взаимодействие. Философ известен благодаря своему учению о государстве. Гоббс предложил модель общества, управляемую государством, как единственный вариант мирного и продуктивного взаимодействия людей. Его идеи стали основой для формирования современного государственного строя.
Последовательный эмпиризм Гоббса
Гоббс был убежденным материалистом, признающим существование только материальных предметов. Единственным предметом философии он считал физические тела. Изучение души относил исключительно к вопросам веры, а не науки.
Теория познания Гоббса основана на последовательном эмпиризме. Физические движения вызывают впечатления в органах чувств. Впечатления вызывают внутренние движения – мысли. Идея появляется в результате возникновения связи между движениями. Простые идеи путем сравнения, соединения и разделения формируют более сложные.
Наряду с сознанием, воля возникает из впечатлений. Впечатления порождают чувство удовлетворения и неудовлетворения. Критерии удовольствия и неудовольствия субъективны. Они возникают только в сердце человека в виде движений. Он совершает движения, чтобы совершать добро и продлить удовольствие, или не двигается, если тяготеет ко злу. Выбор между добром и злом – волевой процесс. Человек выбирает сильнейшее влечение, поэтому свобода воли относительна.
Происхождение морали
Мораль относительна. В обществе, которое не регулируется внешне, она существовать не может. Природа сделала людей одинаковыми: они обладают равными возможностями и стремлениями. Из-за этого постоянно возникают конфликты, приводят человечество в состояние войны.
Чтобы сохранить мир, люди должны отказаться от своих эгоистических стремлений. Мораль общества состоит из определенных норм поведения, которые регулируют действия людей, и устанавливают общие нормы. Мораль неразрывно связана с правовой системой. Совокупность наград и наказаний позволяет создать единственный допустимый вариант поведения человека в обществе.
Естественные законы гражданского общества
Естественный закон – это общее правило. Оно запрещает подвергать опасности свою жизнь и жизни других людей. Полный свод законов, описанных в «Левиафане», состоит из 19 предписаний.
3 основополагающих закона:
16 законов, регулирующих взаимоотношения людей внутри гражданского общества:
Наличия законов для формирования общества недостаточно. Важно, чтобы существовала власть, которая будет заставлять людей соблюдать эти законы.
Природа и время
Для Томаса Гоббса, философия природы взаимосвязана с его представлениями о телесности. Он описывает Вселенную, как совокупность тел. Тела могут находиться в состоянии покоя или двигаться. К телам относится все, что имеет протяженность: физическую форму.
Понятие «протяженность» включает ряд критериев: оно объективно, его можно осязать. Следует отличать реальную протяженность от воображаемой. Реальные признаки тел определяются разумом, воображаемые – сознанием. Воображаемые признаки не дают объективного представления о предметах.
Подобным образом мыслитель рассматривает время. Определить время можно только по образу предмета, который остается в восприятии во время движения. Движение может быть совершено в прошлом, будущем или настоящем времени, а представление о нем – воспроизведено в любой момент.
Особенности познания
Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать только научно-философским путем.
Виды познания по Гоббсу:
В учении философа, речь – орудие мышления и средство общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может обозначить признаки предмета, определяющие его суть.
Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во все времена.
Соотношение морали и права
Предпосылки возникновения права, как единственного способа урегулирования отношений между людьми, Гоббс видел в человеческой природе. Эгоизм и гедонизм – основные стимулы деятельности. Разногласия, жажда признания, стремление удовлетворить свои потребности подталкивает людей к насилию. Человек нападает или защищается, но в любой ситуации остается врагом для других людей. Состояние вечной войны естественно. Оно существует там, где отсутствует гражданское общество.
Создание государства
Свое учение о становлении государства Гоббс изложил в работе «Левиафан». Исходя из представлений о человеческой природе, философ описывает войну, как следствие стремления людей к власти и признанию. Государство образуется тогда, когда индивид отказывается от права делать все, что ему хочется, сознательно ограничивая свою свободу. Права он передает другим людям, гарантирующим соблюдение одного закона для всех. Государство должно быть неограниченно в своем праве, а люди обязаны подчиняться ему беспрекословно.
Существует три вида государственного устройства:
Согласно Гоббсу, лучшая форма государственного правления – монархия. Только она обеспечивает гражданам безопасность.
Представители верховной власти являются гарантами закона, они формируют законодательную базу и следят за ее исполнением. Граждане государства имеют право на восстание и свержение действующего политического строя, если государство не обеспечивает поддержание мира. После установления новой системы власти гражданин обязан снова отказаться от своих прав в пользу государства.
Государство, как верховная власть, должно управлять не только обществом, но и Церковью. Религиозный культ не отделяют от государства, он обязан подчиняться высшим органам власти.
Роль религии в обществе
Философ выводит религию из сферы философского познания в область государственного законодательства. Предназначение религии – стать законом, которому должно подчиняться гражданское общество.
Существует истинная и неистинная религия. Неистинной религий Гоббс называл язычество. Оно было создано с политической целью – привлечь на сторону язычников как можно больше людей и утвердить их власть. Языческое правительство внушало людям страх перед служителями культа и ложные представления о правах. Истинная религия – христианство, основная концепция которого изложена в Библии и Ветхом завете. Христианство предлагает человечеству свод законов, который позволит создать общество, построенное на принципах безопасности и взаимовыгодны.
Бог – продукт человеческого мышления. Стремясь найти объяснения непонятным явлениям природы и поступкам, люди придумали высшие силы, которые управляют всеми процессами на Земле. Единственная причина возникновения религии – страх перед неизвестным.
Учение Гоббса о человеке
Гоббс называет ощущения отправной точкой познавательного процесса. Мышление – результат ощущений, мыслительный анализ невозможен без первичного впечатления, полученного с помощью органов чувств.
Ощущение вызывает внутреннее движение – представление. Оно равноценно памяти, но оказывает большее влияние, поскольку ощущения, возникающие в памяти, не такие яркие, их воздействие осталось в прошлом. Сновидения – это представления, возникающие во время сна. Во сне люди заново проживают те ощущения, которые накопили за день.
Чувства и эмоции, согласно Гоббсу, представляют собой «движения сердца». Они могут вызывать положительные эмоции (любовь) и отрицательные (отвращение). Это один и тот же процесс, приводящий к разным результатам, зависящим от конкретной точки зрения.