основной период в дистанционном обучении это
Как проходит дистанционное обучение в вузе
Тема дистанционного обучения стала особенно актуальной в 2020 году. Из-за пандемии коронавируса на такой формат подготовки временно перешло подавляющее большинство российских вузов. Но популярность дистанционки объясняется не только появлением опасной инфекции.
Напротив, все большее число абитуриентов рассматривает такой способ получения высшего образования как приоритетный. В этом нет ничего удивительного, если учесть его очевидные достоинства – доступность, удобство и качество подготовки. Логичным следствием увеличения интереса становится появление вопроса о том, как непосредственно проходит дистанционное обучение. Ответ на него – в статье.
Этап № 1. Поступление
Процедура поступления в вуз на дистанционное обучение практически не отличается от обычной. Будущий студент последовательно выбирает вуз, направление подготовки и специальность, после чего изучает и четко выполняет правила приема.
От абитуриента требуется сформировать и предоставить в выбранный вуз стандартный комплект документов. Способ подачи выбирает он сам из трех возможных: дистанционно в электронном виде, лично или почтой. Далее остается дождаться решения приемной комиссии.
Этап № 2. Обучение
Структура дистанционного образовательного курса также не сильно отличается от очного. Обучение ведется циклами – семестрами, по окончании каждого из которых проводится промежуточная аттестация или, как звучит более привычно, сессия.
Учебные занятия делятся на классические виды:
Этап № 4. Итоговый экзамен
Отличается от промежуточной аттестации только объемом выполняемых заданий. Это может быть дипломная работа или несколько курсовых, объединенных по тематической направленности. В большинстве случаев в качестве подготовки к итоговой аттестации требуется пройти практику.
Такая гибкость подготовки выступает важным достоинством дистанционного обучения, которое еще не оценили в полной мере. Именно онлайн-формат образования способен максимально совместить теоретические знания и непосредственную их реализацию на практике. В результате у студента появляется более четкое представление, чему нужно обучаться и на что обращать внимание в своей профессиональной деятельности.
Этап № 5. Выдача диплома
Успешно завершившим дистанционное обучение в вузе выдается диплом государственного образца. Он полностью равнозначен тому, который оформляется по итогам очной подготовки. Документ действует по всей территории России, а для некоторых вузов – и за пределами страны. В качестве примера можно привести обучение в ИМЭС, когда студенту предоставляется возможность получить дополнительно международный диплом об образовании. Его наличие позволяет как продолжить обучение за границей, так и трудоустроиться в зарубежные компании.
Организация дистанционного обучения: этапы, формы, рабочее пространство.
кандидат психологических наук,
доцент (ВАК), доцент РАНХиГС при Президенте РФ,
руководитель отдела психологической поддержки
Содержание:формы и этапы дистанционного обучения: подготовительный, адаптационный, основной; электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн обучение, вебинары; система управления знаниями, конструкторы электронных курсов, дневник анализа учебного процесса онлайн обучения, наблюдение супервизора и обратная связь.
Запуск дистанционного обучения предполагает несколько основных этапов:
Подготовительный этап. От того, насколько осознано мы подойдем к запуску дистанционного обучения, во многом зависит эффективность его проведения.
Прежде всего, мы должны четко представлять, о какой системе дистанционного обучения идет речь. Существуют понятия, близкие по смыслу друг к другу, и в простом обиходе рассматриваемые как синонимы: электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн обучение. Если их представить в качестве кругов Эйлера, то получится нечто похожее на Рис. 1.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ |
Рис.1 Соотношение понятий Электронное обучение, Дистанционное обучение и онлайн обучение
Существует множество форм электронного обучения. И совсем необязательно оно является онлайн обучением или дистанционным. При электронных формах обучения могут использоваться разные электронные приборы: компьютеры, интерактивные доски, планшеты и даже смартфоны. Учитель может предложить ученикам использовать электронные устройства на очном занятие для того, чтобы прямо на уроке они могли искать слова в онлайн словаре, искать информацию по интересным местам планеты, выполнять задания на уроке информатики или демонстрировать свою презентацию на интерактивной доске или с помощью компьютера и проектора. Все это будет проявлением электронного обучения. Или точнее, включения электронного обучения в контекст очных форм взаимодействия с учащимися.
Рис. 2 Пример платформы для дистанционной формы обучения ООО «Инфоурок»
Здесь есть возможность транслировать видеоуроки, общаться в чате, размещать полезные материалы для занятий, вывешивать расписание уроков, осуществлять контроль знаний и т.д.
С пошаговой инструкцией по работе на платформе Онлайн-школы «Инфоурок» можно ознакомится по ссылке https://fs06.infourok.ru/files/online-school/instruction_online-school_INFOUROK.pdf и в папке «Литература»
Среди форм дистанционного обучения существуют синхронные и асинхронные. Синхронные формы предполагают, что задания и их проверка строго синхронизированы в пространстве (размещения) и во времени. Есть четкие дедлайны, понятно, где и как должны размещаться материалы, по какой программе следует обучение. Асинхронное обучение предполагает, что сопровождение учащегося может выстраиваться на основе степени усвояемости им материалов, вопросов, которое он задает, готовности к восприятию информации. Здесь очень важно «идти за учащимися», четко понимая границы его возможностей и представляя, где начинается зона ближайшего развития, а где она заканчивается (Рис.3). Ключевыми вопросами
Что могу делать с помощью другого |
Что не могу делать |
Что я могу делать прямо сейчас |
ЗБР |
ЗАР |
ЗН |
Рис.3 Модель Зоны ближайшего развития
ЗАР – зона актуального развития
ЗБР – зона ближайшего развития
ЗН – зона непонимания
для ее определения являются: Что человек может делать уже прямо сейчас? Что он может делать при помощи другого? Что у него не получается делать/понимать/ осознавать даже при наводящих вопросах или помощи со стороны другого? Задача такого процесса обучения – помочь ученику расширить зону ближайшего развития. И учитель строго индивидуально следует за учеником, корректирует задания и меняет их по ходу. Конечно, работа с зоной ближайшего развития происходит и при синхронной организации системы дистанционного обучения, но это не является ее главной целью.
Онлайн обучение предполагает получение знаний и навыков при помощи компьютера или других гаджетов в режиме «здесь и сейчас». Оно очень широко используется при дистанционном формате обучение, и по сути является одной из ее форм. Когда мы говорим об онлайн обучении, мы имеем в виду, что учащийся смотрит видеотрансляции, лекции, принимает участие в вебинарах, решает задания, отвечает на тесты. Он также, как и при любой форме дистанционного обучения, получает знания, находясь вне очной аудитории, а контакт с преподавателем осуществляется посредством электронных систем взаимодействия при помощи интернет-соединения и гаджетов.
При выборе системы и формы дистанционного обучения необходимо определиться с вашими целями и инструментами, которые вы собираетесь использовать. Среди последних выделяют три основных класса:
— система управления знаниями;
— конструктор электронных курсов.
Вебинар – это один из самых простых инструментов, который предполагает трансляцию вами информации в прямой эфир, возможность задавать вопросы учащимися и сразу давать им ответы в режиме «здесь и теперь». Для проведения вебинара нужно выбрать онлайн площадку, протестировать ее заранее, выбрать время для его запуска и проинформировать участников. Многие площадки предполагают возможность записи прямого эфира, что очень удобно. Во-первых, вы можете посмотреть запись занятия и оценить, что вы сделали хорошо, а что можно было бы улучшить или добавить. Во-вторых, если у вас идет несколько похожих занятий с разными потоками, то можно записать только одну только лекцию для одной группы, а остальным пустить ее в записи, оставив время только для вопросов.
Критериями выбора площадки могут служить следующие:
1) Обратная связь в форумах и группах относительно скорости передачи информации и устойчивости работы серверов (насколько часто площадка «вылетает» из эфира).
2) Известность площадки. Компании, которые сделали себе имя на онлайн сопровождении, дорожат своей репутацией. От того, насколько они эффективно работают, зависит количество людей, которые выберут именно их. Поэтому они внимательнее относятся к своим потребителям. И системы синхронизации процессов у них отлажены бывают лучше, чему у компаний-новичков. Правда, и цена таких площадок несколько выше, чем у менее популярных конкурентов.
4) Количество участников, которые она пускает в одно время. Если у вас предполагается единовременно от 10 до 30 участников, то может быть нет смысла переплачивать за возможность входа 100 человек или более единовременно. Многие компании предлагают разные пакеты услуг, из которых можно выбрать, ориентируясь на ваши потребности и возможности.
5) Возможности самой площадки. Среди наиболее необходимых – это: разделение понятия модератора (ведущий) и участников, наличие отдельных прав у модератора (например, отключать микрофон у участников, если те мешают занятию), возможность демонстрации презентации, возможность демонстрации экрана компьютера (как у участников, так и модератора), возможность трансляции видео (далеко не каждая площадка обладает сейчас таким ресурсом), возможность поделить материалами с другими участниками, возможность заранее проверить работу площадки и загрузить материалы. Приятным бонусом будет, если площадка будет позволять организовывать людей в группы и позволять делать мини-групповые дискуссии. Это сильно оживляет процесс обучения и открывает совершенно другие возможности для онлайн вещания. [2]
Системой управления знаниями (СУЗ) часто называют виртуальную школу, благодаря которой можно выстроить целенаправленный процесс обучения людей самых разных возрастных категорий. СУЗ часто применяется в системе управления персоналом или при организации масштабных длительных процессов обучения. Существуют уже готовые платформы, которые позволяют запустить СУЗ, но чаще компании предпочитают закупать основу такой платформы и «доводить ее до ума» под свои цели и задачи. Несомненными преимуществами СУЗ являются: возможность создать базу знаний (своеобразную библиотеку, в которой можно хранить лекции, электронные курсы, тесты, видео т т.д.), держать связь с участниками системы, предоставлять систему обучения на расстоянии (причем индивидуально подбирать систему курсов и заданий под запросы конкретной персоналии), контролировать качество обучения (причем как самим обучающимся, так преподавателем и системой), наличие личного кабинета каждого участника системы, где ему предоставляется статистика о количестве пройденных курсов и качестве их освоения, часто вывешиваются рейтинги участников. Одним из минусов – ее громоздкость и необходимость постоянно сопровождения. Этот выбор хорош для организаций.
Конструктор электронных курсов. Существует множество программа, где можно создать свой курс. Среди таких всем известный PowerPoint, например. Там есть множество функций, которые позволят вам красиво оформить ваш текст, вставить картинки, включить аудиосопровождение и видеоряд, сделать картинки движущимися, подключить анимацию и т.д. Это очень важный инструмент, но минус его заключается в том, что каждый раз вам необходимо заново создавать нечто новое. Или, в крайнем случае, вручную перетасовывать информацию. Конструкторы электронных курсов помогают по ключевым словам или задачам, которые вы указываете, сделать эту работу автоматически. Конечно, вам придется немного подкорректировать их работу, но времени они экономят существенно. Кроме того, подобные конструкторы могут служить «надстройкой» для того же PowerPoint. Достаточно их загрузить к себе на компьютере. И у вас в PowerPoint появятся дополнительные возможности. Например, в нужном месте (и времени, если вы настроите) подгружать тесты, кейсы или другие особые задания.
Определившись с тем, на какой площадке, в какой системе, под какие задачи вы будете работать, Вы сделаете огромный шаг к успешности запуска дистанционного обучения ваших учеников.
Когда вы уже практически на старте запуска, нужно еще раз обратить внимание на несколько важных технических моментов:
1) В каком состоянии находятся ваши гаджеты: работают ли они, достаточно ли заряда, оплачен ли интернет, достаточна ли его мощность для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу во время вашего занятия, удерживая объем вашей презентации (картинки, видео, аудио), вес самой площадки, наличие других участников на площадке.
2) Загрузили ли вы материалы заранее? Старт вашего занятия должен соответствовать назначенному старту входа участников на площадку. К сожалению, бывают случаи, что неподготовленный лектор начинает тратить время от занятия, загружая материалы, когда участники уже вошли на площадку. Могут произойти сбои. Придется выходить из нее и заново заходить. Это вызывает раздражения у участников (некоторые из них даже уходят с площадки, и вы можете потерять слушателей). Если вы начали занятие с первых секунд вещания, то сразу привлекли внимание, и все участники ваши.
3) Ссылки должны быть интегрированы заранее и разосланы за сутки. Очень важно, чтобы участники могли проверить возможность входа заранее. Это тоже значительно экономит время и придает дополнительную уверенность как преподавателю, так и участнику, создает ощущение готовности к предстоящему занятию.
4) Нужно четко договориться о сроках пересылки ссылок, техническом времени регуляции входа, ответах на вопросы.
Кроме того, необходимо помнить, что переходя на онлайн формат, мы с вами сразу становимся медийными персонами. Это накладывает на нас и наших участников определенные обязательства:
1) Мы должны договориться о возможности или невозможности копирования материалов занятия и выкладывания их в открытую сеть. Многие люди не задумываются, о том, что их действия нарушают права других людей, могут кого-то обидеть или ввести в неловкое положение. Для многих онлайн формат – это новая форма. О правилах поведения в ней нужно обязательно договариваться. В противном случае это может стать причиной кибербуллинга. Примером которого могут служить фотографии педагогов с подрисованными усиками и репликами, которые меняют смысл сказанного, вызывают нездоровые реакции участников процесса. Причем, если в очном формате это можно легко отследить по мимике, жестам, реакциям учеников, то в киберпространстве, к сожалению, не всегда получается понять, почему вдруг аудитория стала по-другому реагировать на транслируемую вами информацию. Профилактикой подобных действия может стать создание предварительных договоренностей с участниками занятий. О том, что информация, которая здесь обсуждается является доступной только участникам процесса и носит конфиденциальный характер (это даст возможность ученикам более смело задавать вопросы в чате), что модератором процесса являетесь вы, и, если возникают вопросы, то нужно обращаться к вам, и что вы вводите правило взаимного уважения. Фотогравировать и выкладывать в сеть лицо другого человек нельзя согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации Статья 152.1 Охрана изображения граждан. Согласие не требуется только в случаях, когда: «1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2. изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, и/или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3. гражданин позировал за плату.» [3]
3) Онлайн работа – это тоже работа. Для того, чтобы чувствовать себя в рабочем состоянии и позиционировать его участникам процесса, необходимо придерживаться делового стиля общения и одежды. Как это не парадоксально, но то, как мы с вами выглядим, придает разную степени силы и уверенности в голосе, от стиля одежды меняется манера поведения, тон речи. Садясь перед экраном, нужно привести себя в тот же вид, как перед уходом на очную работу, когда вы привычно входите в аудиторию: накрасится (если это необходимо), причесаться, одеть официальную одежду. Некоторые коллеги даже одевают каблуки или привычные туфли, в которых они обычно выходят в аудиторию. Все это помогает создать рабочую атмосферу и передать ее участникам занятий.
4) Необходимо не забыть и про собственное рабочее место. Это должно быть отдельное пространство, выделенное в вашем доме. Желательно, чтобы они никому больше не принадлежало. Это может быть ваш собственный стол (или его кусочек, если в квартире мало пространства), на котором разложены ваши рабочие принадлежности. Работая дома, важно разграничивать домашнее и рабочее пространство. В противном случае они постепенно сольются в одно целое, и уровень усталости будет сильно повышаться.
Адаптационный период. Если Вы скрупулезно подошли к первому подготовительному этапу дистанционного обучения, то адаптационный период пройдет практически незаметно. Главной его задачей является понять, все ли технические системы и системы взаимодействия отлажены, правильную ли площадку Вы выбрали, удается ли поддерживать связь с вашими учащимися, какие способы регуляции их действия работают, а какие необходимо отменить или заменить на более эффективнее.
При запуске дистанционных форм обучения (даже если Вы делаете это не в первый раз) рекомендуется вести своеобразный дневник, где после каждых первых 3-5 занятий модератор бы записывал бы свои достижения, то что хотел бы подправить, то, что плохо удавалось реализовать из-за технических особенностей площадки, то, что благодаря ей получилось сделать хорошо (Рис.4). Иногда такого анализа первого занятия бывает достаточно, чтобы принять решения о смене площадки или тактик взаимодействия. Иногда, только после 3-5 или более занятия становится понятным, правильный выбор был сделан или он требует пересмотра.
Технические особенности | Коммуникации с участниками | ||
Преимущества | Недостатки | Получилось хорошо | Требует доработки |
Рис.4 Пример дневника анализа эффективности занятия, проводимого в онлайн формате
В заключении важно подчеркнуть, что дистанционный формат обучения – очень трудоемкий. При его планировании важно учитывать:
— возрастные особенности слушателей (младшие школьники могут физически проводить за компьютером намного меньше времени, чем старшеклассники [6] );
— учет временной разницы между местами проживания слушателей;
— гармоничное распределение онлайн формата и домашних заданий (многие учителя, если не успевают дать материал на онлайн занятиях, задают его на самостоятельную доработку, что сильно утяжеляет учебный процесс и загружает детей и родителей);
— учет нагрузки на глаза;
— учет собственных трудозатрат (кроме онлайн эфира необходимо запланировать еще и подготовку к нему, что часто бывает не менее трудо- и времязатратным процессом).
1) Манухина С.Ю. И в онлайне важно улыбаться: 13 полезных советов, как провести урок в сети.// МЕЛ. Электронный журнал. 2020 https://mel.fm/blog/svetlana-manukhina/73965-i-v-onlayne-vazhno-ulybatsya-13-poleznykh-sovetov-kak-provesti-urok-v-seti
2) Правила работы за компьютером для детей.// Роспотребнадзор. http://12.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/285129
3) Гражданский кодекс РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина (введена Федеральным от 18.12.2006 № 231-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/14c6c3902cffa17ab26d330b2fd4fae28e5cd059
4) Сайт Онлайн-школы Инфоурок http://infourok.ru/school
5) Merry S., Price M., Carless D., Taras M. Reconceptualising Feedback in Higher Education. – Oxon: Routiedge, 2013
6) Winstone N. & Carless D. Designing Learning-Focused Approach. – Oxon: Routiedge, 2020
[1] Сайт Онлайн-школы Инфоурок http://infourok.ru/school
[2] Манухина С.Ю. И в онлайне важно улыбаться: 13 полезных советов, как провести урок в сети.// МЕЛ. Электронный журнал. 2020 https://mel.fm/blog/svetlana-manukhina/73965-i-v-onlayne-vazhno-ulybatsya-13-poleznykh-sovetov-kak-provesti-urok-v-seti
[3] ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина (введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
[4] Winstone N. & Carless D. Designing Learning-Focused Approach. – Oxon: Routiedge, 2020
[5] Merry S., Price M., Carless D., Taras M. Reconceptualising Feedback in Higher Education. – Oxon: Routiedge, 2013
Статья «Организация дистанционного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация дистанционного обучения в условиях карантина
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
обеспечение свободного графика обучения.
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования :
обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
повышение качества образования в малокомплектных школах;
обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
обеспечение возможности получения дополнительного образования;
возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.
Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:
планирование результатов обучения;
критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
набор моделей обучения.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:
самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.
При этом ученик должен:
достичь запланированных результатов обучения;
изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.
организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.
Основные формы дистанционного обучения
Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства :
система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;
разработанный и утвержденный обучающий контент;
обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
блог либо сайт учителя;
сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.
Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
подготовка к экзаменам;
участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;
осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Педагогические принципы построения дистанционного курса
В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.
В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.
Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.
Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.
Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:
детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;
обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
постоянная поддержка мотивации ученика;
учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.
Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.
Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.
Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:
осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;
организация более эффективного использования учебного времени;
повышение качества образования;
обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;
развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;
сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.
Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.
Сейчас выделяют два способа:
технология создания курсов дистанционного образования;
технология обучения по системе дистанционного образования.
Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:
оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.
И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.
каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;
организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.