основная форма организации обучения в российских школах это

Основная форма организации обучения в российских школах это

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Источник

Формы обучения в школе

Какие бывают формы обучения в школе — очная, заочная и очно-заочная. В чем отличия различных видов получения образования, и как выбрать для своего ребенка оптимальный?

Как получить образование

Необходимо различать формы образования и формы обучения.

И то, и другое определяет Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция — 06.02.2020).

Форм образования две:

В первом случае за организацию и качество учебного процесса отвечает школа, во втором — родители.

Формы образования и обучения:

Форма образованияФорма обучения
В образовательном учрежденииОчная
Заочная
Очно-заочная
Вне образовательного учрежденияСемейное образование (1-9 класс)
Самообразование (10-11 класс)

Формы школьного образования

Очная

К тому, что такое очное обучение в школе, все мы привыкли — это традиционная классно-урочная система, с пяти- или шестидневным расписанием, переменами, каникулами, ежедневным объяснением нового материала учителем, с домашним заданием, проверочными и контрольными работами, оценками и т. д.

При очном обучении ребенок максимально включен в школьную жизнь во всем ее многообразии, в этом есть и плюсы, и минусы:

Заочная

Заочное обучение — выход для детей, которые занимаются спортом и много времени проводят на сборах, и тех, чьи семьи часто и надолго уезжают с основного места жительства. Ученик осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов. Его учеба идет в «фарватере» класса и по тем же программам, он числится учеником данной школы, проходит все положенные его классу аттестации.

Плюсом последних лет является то, что у заочников есть возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, то есть контрольные сдаются через сайт школы или другие электронные ресурсы.

Главный минус заочного обучения — необходимость самостоятельно придерживаться графика занятий, к положенному времени осваивать программный материал. Это требует от ребенка и его родителей большой самодисциплины.

Очно-заочная

Очно-заочная форма — смешанная. Ребенок не отсиживает уроки, но регулярно приходит в школу, сдает на проверку домашние задания, вместе с классом пишет проверочные и контрольные работы.

Такая форма подходит для школьников, способных освоить программу без учителя, по учебникам, тем, кто активно занимается спортом или творчеством, и это мешает обычной учебе с классом.

Плюс очно-заочного обучения в том, что при нем не теряется связь со школой, учителями, одноклассниками.

В рамках школьного образования для детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и т. д. при наличии медицинских показаний практикуется обучение по адаптированным программам с меньшими учебными нагрузками.

Чем отличается семейное образование от заочного

основная форма организации обучения в российских школах это. konstruktorkartinok 2 16. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-konstruktorkartinok 2 16. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка konstruktorkartinok 2 16.

У семейного и заочного образования много общего: ребенок учится дома при помощи репетиторов, интернет-ресурсов и т. д. По итогам того и другого ребенок обязан пройти аттестацию в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов).

В чем основные отличия:

Особенности самообразования и экстерната

Термин «самообразование» применяют для обучающихся вне системы образовательных учреждений старше 15 лет, т. е. учеников 10-11 классов.

Экстернат, по последней редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», не выделяют в самостоятельную форму получения образования. Это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании, при которой ученик самостоятельно осваивает программу и экстерном сдает промежуточные и итоговые экзамены.

Как выбрать форму обучения для ребенка

Решая, как учить свое чадо, родителям необходимо не только выяснить, какие существуют формы обучения в школе или вне школьной системы, но и взвесить все «за» и «против» выбранного ими пути.

Подумать о переходе на очно-заочное или заочное обучение имеет смысл, если:

На семейное образование своих детей переводят родители, если их не устраивает школа как таковая: система обучения, программы, необходимость находиться в коллективе и т. д. Но и в этом случае ФГОСы никто не отменял: среднее образование в России обязательное, и оценивается оно по единым стандартам аттестации.

Сочетание различных форм образования допускается. Если вы перевели свое чадо на заочное обучение, но поняли, что ошиблись, всегда есть возможность вернуться в обычный класс. К сожалению, подобные эксперименты не всегда проходят бесследно. Упущенное время, утерянный контакт друзьями-одноклассниками, психологические проблемы из-за того, что «не получилось, не сумел» — безусловно, опыт, но опыт непростой. Прежде чем принять решение, честно ответьте себе: это необходимо ребенку или вашим родительским амбициям.

Источник

Вопрос 17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития

основная форма организации обучения в российских школах это. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основная форма организации обучения в российских школах это. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основная форма организации обучения в российских школах это. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основная форма организации обучения в российских школах это. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основная форма организации обучения в российских школах это. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основная форма организации обучения в российских школах это. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Форма организации обучения— специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме. Выделяются две основных формы организации обучения.

1) Индивидуально-групповая система обучения.Прием в школы с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально.

2) Классно-урочная система.Эта система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.

1) экономичность обучения;

2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;

3) четкую структуру урока;

4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;

5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;

6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие: ученика, приобретающего новые знания, и педагога.

В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:

1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;

2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.

1) постоянным составом учащихся;

2) устойчивыми временными рамками занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);

3) заранее составленным расписанием.

Основными типами уроков являются:

1) уроки смешанные, или комбинированные;

2) уроки изложения нового материала;

3) уроки закрепления изученного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

5) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы: факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра­бота. Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза­мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо­вание.

В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также одаренным детям.

Источник

Формы организации обучения

Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Эмпирическая типологизация средств обучения

В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:

Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.

В группе во время совместной деятельности наблюдается гармонизация отношений между всеми участниками процесса, создание благоприятной атмосферы, что сказывается как на продуктивности обучения, так и на активности во внеклассной и внешкольной деятельности.

К числу основных преимуществ фронтальной формы работы можно отнести возможность охвата педагогическим воздействием сразу большого количества обучающихся.

Классно-урочная система как основная форма организации обучения

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:

Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.

Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.

Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.

Классификация уроков как форм обучения

Классно-урочная система включает различные типы уроков:

Как видите, форма обучения – это процессуальная сторона образования, которая позволяет организовать целенаправленный процесс личностного и профессионального развития.

Источник

Урок как основная форма организации обучения в школе

основная форма организации обучения в российских школах это. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основная форма организации обучения в российских школах это. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основная форма организации обучения в российских школах это. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основная форма организации обучения в российских школах это. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основная форма организации обучения в российских школах это. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основная форма организации обучения в российских школах это. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

С позиций целостности педагогического процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальной формой организации обучения. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков и личностного развития всех учащихся.

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Типология уроков. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Так, И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по способу их организации или ведущему методу обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические уроки, уроки с разнообразными видами заданий.

Все остальные классификации типов уроков, предложенные С.В. Ивановым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, В.А. Онищук, Г.И. Щукиной, мало чем отличаются друг от друга. В их основе лежит ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:

· уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

· уроки закрепления и повторения знаний;

· уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

· уроки выработки и закрепления умений и навыков;

· уроки проверки знаний и разбора проверочных работ;

· комбинированные, или смешанные, уроки.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока такова: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

основная форма организации обучения в российских школах это. 640 1. основная форма организации обучения в российских школах это фото. основная форма организации обучения в российских школах это-640 1. картинка основная форма организации обучения в российских школах это. картинка 640 1.

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.

Тенденции развития урока. Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил учащихся.

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

В современной практике обучения применяются нетрадиционные видыурока, среди которых можно назвать путешествие, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, конкурс «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов урока по существу выступает модификациями урока-игры.

Требования к современному уроку. Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и собственно дидактических требованиях.

К первой группе требований относятся внешняя организованность, внутренняя целенаправленность и четкое построение урока. Внешняя организованность связана со своевременным началом и окончанием урока; соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении урока.

Внутренняя целенаправленность предполагает ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов; своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения в строгом соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, особенностями класса, возможностями учителя.

Четкое построение требует целесообразного разделения урока на этапы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся; ясного представления учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока; логической взаимосвязи в переходах от одного этапа урока к другому; целесообразной смены видов и форм работы.

Дидактические требования к уроку сводятся к его содержательной ценности, созданию благоприятного микроклимата, интенсификации и оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся, высокой результативности.

Содержательная ценность урока обусловлена выбором в изучаемом учебном материале наиболее значимых для развития личности разделов и тем; четким пониманием учителем развивающего, обучающего, воспитывающего потенциала отобранного учебного материала.

Создание благоприятного микроклимата требует осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся на основе учета различий в познавательной и эмоционально-волевой сферах учащихся; совместного творческого взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой; создания ситуации удовлетворенности успехами в обучении; объективности в оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Интенсификация и оптимизация предполагают насыщенность урока разнообразными и результативными учебно-познавательными действиями; рациональное использование каждой минуты урока; отсутствие перегруженности на уроке, сокращение объема домашнего задания; своевременное и рациональное использование технических и информационных средств обучения и возможностей кабинетной системы.

Высокая результативность связана с осуществлением межпредметных и внутрипредметных связей; актуализацией опорных знаний, умений и навыков при переходе к новому материалу; нацеленностью на максимально высокие результаты, которых можно достичь в данном классе.

Реализация всего комплекса требований к современному уроку требует от учителя тщательной и основательной подготовки к его проведению.

Подготовка учителя к уроку. Эффективный урок – это не только рациональная конструкция, но и творческий проект учителя. В нем должны быть заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль. Обстоятельства обучения настолько разнообразны и многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий сценарий урока, предвосхитить планируемые ситуации обучения.

Подготовка к уроку представляет собой разработку комплекса мер, выбор такой его организации, которая в конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяют три этапа: диагностику; прогнозирование; проектирование (планирование). При этом имеется в виду, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете.

Диагностика заключается в изучении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры ypoкa и затрат времени на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального для решения целей урока.

Проектирование (планирование) – это завершающая стадия подготовки урока, оканчивающаяся разработкой плана (для опытных учителей) или конспектом урока (для начинающих учителей).

План урока – это краткий и конкретный произвольно составленный рабочий документ, в котором отображается методический вариант его организации. В плане обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспитательная), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко поясняется содержание и методы изучения и проверки усвоения учебного материала, отмечается домашнее задание. Полезно наметить запасные варианты на случай несовпадения реального хода урока с запланированным и подготовить дополнительный материал для тех, кто раньше других справится с заданиями, или на случай, если запланированное удалось выполнить в более сжатое, чем предполагалось, время.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока, отражающие такие моменты, как дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; цели обучения, воспитания и развития школьников; оборудование, необходимое для проведения урока; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; описание хода урока, раскрывающее содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; задание на дом.

Качество каждого урока и всей системы обучения во многом определяется стремлением и умением учителя осуществлять педагогическую рефлексию (анализировать и адекватно оценивать свою деятельность). Учитель, анализируя проведенный урок, выявляет то, что удалось, и то, что не удалось, ищет возможности дальнейшего совершенствования процесса обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *