основная форма обучения иностранному языку

4 Формы и средства обучения

Тема: Формы и средства обучения ИЯ

1. Формы обучения иностранному языку.

2. Средства обучения иностранному языку.

Существует три основных формы обучения английскому языку: индивидуальное, групповое и корпоративное.

Во время индивидуального обучения, время, отведенное на обучение, преподаватель посвящает только одному человеку, поскольку нет необходимости распределять время на других слушателей. Индивидуальная форма является самой эффективной при изучении иностранных языков, особенно если у Вас мало времени на изучение, или Вам нужно решить специфические задачи в процессе обучения. Для решения задач, выходящих за рамки стандартных, разрабатываются специальные курсы.

Групповое обучение помогает развить языковые навыки, улучшить английский разговорный язык, приобрести новых друзей. В программу группового изучения английского языка включают различные источники, такие как диалоги, ролевые игры, интервью известных людей, музыка (караоке), классические и современные фильмы, занимающие особое место. Использование перечисленных источников английского языка позволяет сделать процесс обучения увлекательным и незабываемым. Аудио и видео материалы содействуют активному закреплению курса и постановке правильного произношения.

Ещё посмотрите лекцию «Интерактивная сторона общения» по этой теме.

Корпоративное обучение очень похоже на групповое обучение, однако эта форма обучения объединяет сотрудников одного предприятия для изучения английского языка. Предназначена эта форма для обучения компаний, сотрудники которых общаются с англоязычными коллегами и зарубежными партнерами по бизнесу, в современных условиях развития международного бизнеса это очень важно.

В программу для корпоративного обучения входят специально разработанные методики, которые рассчитаны для решения определенных нужд сотрудников компаний. Базовые знания английского языка систематизируются в кратчайшие сроки. После такого обучения слушатели курсов учатся грамотно вести деловые переговоры, проводить презентации, составлять резюме, вести деловую переписку, а также решать другие задачи с учетом специфики бизнеса.

Средства обучения ИЯ. (СО) 1) основные и вспомогательные 2) технические Средства обуч-я – все то, что помогает изучать ИЯ в классе и дома. СО могут быть обязательными (основными) и вспомогательными; ориентированными на ученика и на Учителя; нетехническими. Основные СО: УМК (учебно-методический комплекс) компоненты УМК: 1) инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК: книга для уч-ся, аудиокассеты к книге, книга для Учителя. 2) возможные дополнительные компоненты: рабочая тетрадь, книга для чтения, спец набор кассет только для Учителя, культуроведческое пособие, аудиокассеты по культуроведению, контрольно-тестовые задания, видеокассета, книга для Учителя по использованию видеоматериалов, лексикограмматических упражнений и задания (с ключами или без), пособие по обучению письменной речи. Требования, по кторым выбирается УМК: 1) является ли этот курс полным УМК, необходимо ли подбирать недостающие компоненты? 2) Соответствует ли требованиям федеральной программ по ИЯ? 3) Соответствует ли возрасту уч-ся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям, возможностям?4) Развивает ли он в достаточной мере необходимые языковые, речевые, социокультурные умения в различны видах речевой деятельности? 5) Обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление? 6) Доступен ли он ученику и учителю?

Вспомогательные СО – учебные пособия, профессионально изданные и составленные самим Учителем. В качестве вспомогательных могут выступать: другие УМК, которые используются частично, специальные учебные пособия для развития видов речевой деятельности, книги для чтения, видео и аудио материалы, сборники языковых и речевых игр разных этапов обучения, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки, картинки (по темам), музыка и песни, рифмовки и стихи.

Технические СО: чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практической деятельности надо не просто самим использовать технические СО на уроках, но и научить их работать с ними самостоятельно!

Источник

Современные формы организации обучения иностранным языкам

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

основная форма обучения иностранному языку. presentation bg. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-presentation bg. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современные формы организации обучения иностранного языка

Содержание Понятие формы обучения Формы обучения и формы организации обучения Урок Примеры классификаций уроков Лекция Примеры классификаций лекций Семинар Конференции. Лабораторно-практические занятия. Практикумы. Факультативные занятия Экскурсия Курсовое проектирование. Дипломное проектирование. Производственная практика. Домашняя самостоятельная работа Зачет. Консультация. Экзамен. Предметные кружки Конкурсы и олимпиады Классификация форм организации обучения А.В. Хуторского Образовательные системы

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Формы обучения подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный ВИД ЗАНЯТИЙ Индивидуальные Групповые Фронтальные Коллективные Парные Аудиторные и внеаудиторные Классные и внеклассные Школьные и внешкольные Урок Лекция Семинар Конференция Лабораторно-практическое занятие (практикум) Факультативное занятие Экскурсия Курсовое проектирование Дипломное проектирование Производственная практика Домашняя самостоятельная работа Консультация Экзамен Зачет Предметные кружки (вкл. мастерские, лаборатории, кафедры, студии) Конкурсы и олимпиады (вкл. дистанционно с помощью сети Интернет)

Урок Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Лекция Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

Примеры классификаций лекций

СЕМИНАР – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения. В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров. СЕМИНАР-БЕСЕДА. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими. Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание). СЕМИНАР-ДИСПУТ. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами. Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по: углубленному изучению базовых учебных предметов; изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык); изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). В соответствии с направленностью факультативы бывают: теоретические, практические, комбинированные.

Источник

Обмен опытом «Формы и методы обучения английскому языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы и методы обучения английскому языку

Как известно, цель обучения иностранному языку в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией. Поэтому мои усилия как учителя английского языка направлены:

· на формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей школьников,

· на ознакомление с миром зарубежных сверстников, с доступными детям образцами художественной литературы, приобщение к нравам и обычаям страны изучаемого языка,

· на развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные виды деятельности,

· на развитие интеллектуальных, речевых, познавательных способностей учащихся.

Курс английского языка дает возможность овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, получить представление об основных грамматических категориях, овладеть техникой чтения, понимать на слух иноязычную речь, освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка, овладеть навыками письма.

Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей необходимо подбирать методы, формы, средства обучения и типы уроков.

В современной дидактике организационные формы обучения подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока.

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. На среднем и старшем этапах можно использовать графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, уроки с использованием интерактивной доски. Данный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, ученик усваивает логику решения..

Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый (эвристический) метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Предлагаю рассмотреть некоторые варианты применения вышеизложенных форм и методов работы, используемые на уроках английского языка.

Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

Вторая — находит указатели, слова-помощники;

Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Групповая форма, эвристический метод

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Present perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “ Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.

Групповая форма, эвристический метод

Метод “Brain Storming”( Мозговой штурм )

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

ФОРМА ФРОНТАЛЬНАЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

«-» Подлеж + do/does not + V 1

Настоящее простое знаем,

Если видишь It,He,She,

А не видишь – не пиши.

Do иль Does всегда вставляем.

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод

Проект » It’s Delicious!” – “Очень вкусно!” (в 6 классе)

1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках.

2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо придумать собственное блюдо для детского кафе, написатть все ингридиенты этого блюда, придумать оригинальное название своему шедевру. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации.

3.Каждая команда придумывает название для своего детского кафе и оформляет меню из выбранных блюд. Детям предлагается яркий наглядный пример меню, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году.

основная форма обучения иностранному языку. hello html mb6b1a98. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-hello html mb6b1a98. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка hello html mb6b1a98.основная форма обучения иностранному языку. hello html m4dc707f9. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-hello html m4dc707f9. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка hello html m4dc707f9.основная форма обучения иностранному языку. hello html m70bec258. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-hello html m70bec258. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка hello html m70bec258.

основная форма обучения иностранному языку. hello html 1cd9d3c2. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-hello html 1cd9d3c2. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка hello html 1cd9d3c2.основная форма обучения иностранному языку. hello html m3987a1bf. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-hello html m3987a1bf. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка hello html m3987a1bf.основная форма обучения иностранному языку. hello html d1464ee. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-hello html d1464ee. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка hello html d1464ee.

4. Каждая команда придумывает свой диалог на тему «Посещение кафе», используя меню собственного изготовления.

5. И на последнем этапе учащиеся готовят и представляют свои презентации

Исследовательский метод, форма: групповая, индивидуальная.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал

Источник

Основные формы организации учебного процесса по иностранному языку в средней школе

Лекция, экскурсия, ролевая игра, презентация как формы организации учебного процесса по иностранному языку в школе. Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Классно-урочная система обучения. Методы обучения английскому языку.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления02.10.2016
Размер файла44,2 K

основная форма обучения иностранному языку. ba. основная форма обучения иностранному языку фото. основная форма обучения иностранному языку-ba. картинка основная форма обучения иностранному языку. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Кафедра иностранных языков

Основные формы организации учебного процесса по иностранному языку в средней школе

студент группы: АЯ-41 И.В.Рихтер

Старший преподаватель А.Е.Протопопова

1.1Особенности изучения иностранного языка в средней школе

1.2 Классно-урочная система

2.1.Характеристика урока иностранного языка в школе

2.2 Разновидности уроков

Другие формы организации учебного процесса по иностранному языку в средней школе: лекция, экскурсия, ролевая игра, проект, презентация

Роль и место домашнего задания

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных форм и методов преподавания английского языка представляется крайне важной.

В современном понимании, процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

В настоящее время урок признан основной формой организации учебной работы. Дидактика считает урок основной формой организации учебной работы, прежде всего потому, что он позволяет учителю систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину, сочетая работу учащихся под своим руководством с их самостоятельными занятиями.

Урок дает учителю возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.

Актуальность исследования обусловлена потребностью социума в расширении коммуникативных связей на основе овладения учащимися иностранными языками, прежде всего английским как языком международного общения.

Проблема исследования заключается в противоречии между востребованностью обучения английскому языку в школе и недостаточностью использования наиболее эффективных форм и методов обучения английскому языку на всех ступенях образования.

Цель исследования: изучить и выделить наиболее эффективные формы и методы обучения иностранному языку в школе

Объект исследования: процесс организации обучения английскому языку в школе.

Предметом исследования: формы обучения школьников английскому языку.

Гипотеза исследования: вероятно недостаточная осведомлённость учителей английского языка в области общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в школе ведет к низкому уровню усвоения лексического и грамматического материала школьниками в области английского языка.

1.Проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования.

2.Изучить общепедагогические и специфические формы обучения английскому языку в школе.

4.Провести диагностику, какие формы организации учебного процесса являются наиболее предпочтительными в современной школе.

5.Подвести итоги исследования, сделать выводы.

1.1 Особенности изучения иностранного языка в средней школе

иностранный язык обучение

Перед современной школой стоят следующие задачи:

· Создать условия для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся;

· формировать у учащихся широкие, гуманно-толерантные взгляды на мир.

Одна из ведущих ролей при этом из всего ряда учебных дисциплин, без всякой скромности, отводится иностранному языку, как деятельностному учебному предмету, наполненному образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, способным создать прочную основу для формирования современного интеллигентного человека через образовательный процесс в рамках средней общеобразовательной школы. Именно в школе самым важным и надёжным способом получения систематического образования, выступает обучение вообще и обучение иностранному языку, в частности.

Методика обучения иностранным языкам представляет собой самостоятельную педагогическую дисциплину о законах и правилах обучения языку, способах овладения языком, особенностях не только образования, но и, что важно, воспитания посредством иностранного языка. Через систему занятий (как основных, так и дополнительных) учащиеся овладевают иностранным языком, в первую очередь, как средством общения, в их сознании формируется представление о целостной системе изучаемого языка, что поднимает процесс овладения языком на уровень сознательного процесса [4, c. 19].

Последнее положение достаточно актуально на современном этапе развития общества. Трудно согласиться с методистами, выдвигающими положение о преимуществе автоматического изучения иностранного языка. Нельзя забывать, что при творческо-осознанном и сознательном подходе к процессу изучения иностранного языка происходит проникновение не только в язык как средство общения, но и в лингво-культуру страны языка, что является залогом самовоспитания, обогащения духовного мира, кругозора и, наконец, саморазвития подростка.

Другим важным положением при изучении иностранного языка, на мой взгляд, является ведущая и направляющая роль учителя иностранного языка. Ведь обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый и направляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, но как грамотно и качественно интегрировать современные компьютерные технологии в процесс обучения. Использование Интернета в значительной степени способно расширить спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысить мотивацию учащихся, позволить применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных иноязычных коммуникативных задач.

Безусловно, существующие принципиальные положения, которые определяют общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения языку, вытекают из общей методологии педагогического процесса. Вместе с тем, в силу того, что обучение иностранному языку связано непосредственно с организацией познавательной деятельности учащихся, необходимо помнить о специфике его методологических и методических основ, учитывая индивидуально-уровневую языковую подготовку обучаемых [3, c. 151]. И, поскольку современные дети с легкостью вовлекаются в процесс обучения через ИКТ (в частности, через совместно созданный сайт). Можно предположить, что эти средства могут стать достаточно эффективным средством обучения иностранному языку, в условиях самой обычной средней школы.

На практике случается, что самые интересные и неординарные идеи исходят от самих ребят. Получая поддержку учителя, будучи подкрепленными его опытом и практикой, детские предложения оказываются способными на жизнь в плане реализации новых подходов к процессу обучения иностранного языка.

Нельзя упускать из вида, что ведущей деятельностью при иноязычном обучении является все же речевая деятельность, которая обеспечивается в идеале совместной работой нескольких взаимосвязанных психофизиологических анализаторов, взаимосвязь между которыми динамична и подвижна, изменяема при переходе от одной формы речевого общения к другой. Общие умения и навыки, свидетельствующие о взаимодействии различных форм речевого иноязычного общения, методисты (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез) прослеживают именно на перцептивно-смысловом уровне. Так, чтобы развивать определенные иноязычные речевые навыки и умения учителю следует обращать внимание на необходимость соблюдения ряда правил:

· соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении и письме) образы со значением;

· соотносить скорость слушания (чтения) иноязычного текста;

· регулировать восприятие и переработку информации, в зависимости от трудности иноязычного текста;

· автоматически применять правила, накопленные в памяти;

· пользоваться правилами восприятия и порождения текста при создании установки на выполнение конкретной речевой деятельности с принятым сообщением;

· уметь соотносить форму и содержание текста;

· использовать разные формы общения;

· опираясь на педагогическое общение на уроке решать коммуникативные задачи в разных ситуациях.

Вместе с тем, следует научиться правильно переносить сенсорно-перцептивные навыки, сформированные в родном языке, на иностранный язык [1, c. 159-160].

· активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);

· использование англоязычных текстов разной жанровой принадлежности в качестве источников информации по актуальным проблемам современности;

· инициатива учащихся на уроке;

· спонтанность речи учащихся, преимущественно в нестандартных ситуациях общения;

· опора на диалогическую речь (спонтанная беседа, групповое обсуждение проблемы, обмен мнениями);

· построение развернутых собственных высказываний учащихся на основе текста;

· самостоятельное аргументированное построение развернутых высказываний учащихся по поводу прочитанного (услышанного).

Таким образом, основной целью обучения иностранному языку, является совершенствование одновременно всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, что является доминирующим условием реализации межкультурной коммуникации.

В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре, способность и умение участвовать в диалоге культур. Речь идет не просто о знании языка, но об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком. Перед учителем иностранного языка стоит достаточно глобальная задача по формированию личности, способной участвовать в коммуникации межкультурного уровня.

1.2 Классно-урочная система

На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Её контуры очертили голландский педагог Д. Сил, немецкий профессор И. Штурм, а теоретические основания подвёл Я.А. Коменский в XVII веке.

Суть классно-урочной системы, как специфической формы организации учебной работы. Важнейшими признаками, определяющими классно-урочную систему, являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

—основной единицей занятий является урок;

—урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

—работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то лее время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно:

· классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика и создает непосильные трудности для слабого, задерживает развитие способностей более сильных учеников;

· создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения;

· не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

2.1 Характеристика урока иностранного языка в школе

«Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика»

Признанным подходом в обучении иностранному языку, выступает системно-деятельностный подход, т.е.:

— применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;

В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:

1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;

2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

5. вывод делают сами учащиеся;

6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

7. здоровье сбережение;

9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

10. планирование обратной связи.

На основании перечисленных требований можно определить особенности современного урока иностранного языка.

Особенности современного урока иностранного языка

В настоящее время основной стратегией обучения является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании урока.

1. Практическая направленность урока. На уроке и. я. учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать и. я. как средство общения. Знания признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор: знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений.

3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

Формулировка цели должна быть четкой и конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильными будут, следующие формулировки цели:

· «Формирование лексических навыков»

· «Развитие техники чтения»

· «Развитие монологических умений»

2.2 Разновидности уроков

В наши дни специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку, именно как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.

Сегодня классно-урочная система по-прежнему занимает ведущее место в процессе предметного обучения в средней школе. Урок иностранного языка является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. На важность применения различных типов уроков в процессе изучения иностранных языков, обращали внимание многие педагоги и методисты, в частности: Н.И. Гез, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, И.А. Зимняя и другие ученые, занимавшиеся проблемой обучения иностранным языкам. Однако современность предъявляет все новые и новые требования к организации и проведению уроков по иностранным языкам, что вызывает необходимость разработки их новых форм и типов, изучение возможности применения на уроках самых современных технологий, таких как видео, DVD, компьютерные мультимедийные технологии, использование международной сети Интернет на уроках иностранного языка. Таким образом, остро стоит проблема изучения возможностей существующих типов уроков иностранного языка, а также разработки новых типов уроков, которые могут эффективно использоваться в процессе обучения иностранным языкам в современной школе.

В методике на сегодняшний день общепринятой считается типология уроков Е.И. Пассова, предложенная им в работе «Урок иностранного языка» (М., 2010).

Каждый этап имеет конкретную цель, которая должна решаться с помощью соответствующих средств, упражнений. На основе данных этапов и выделяются следующие типы уроков:

По мнению Е.И. Пассова, эти типы уроков весьма логичны и обоснованны.

Но выделение лишь типов урока не может удовлетворить нужды учебного процесса. Существуют факторы, влияющие на построение разных типов урока, не учитывать которые невозможно. К ним относятся:

Вполне понятно, что никакая типология не может предусмотреть все возможные варианты обучения, следовательно, и варианты урока. Соотношение предлагаемых видов с условиями обучения является предметом творчества каждого учителя.

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но и интересен и результативен для учащихся?

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

· межпредметные и внутрипредметные связи и др.

Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков:

3. Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.

5. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике. Такие как: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия и др.

7. Урок-экскурсию трудно переоценить в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между странами и народами. Знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса изучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, что позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

9. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников стремление к иноязычному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

10. Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные под темы. Например: «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

12. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью меж предметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

В последнее время особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов, и, обычно, выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Для многих педагогов, в том числе и меня, вопрос эффективности домашней работы продолжает оставаться открытым. Его сторонники осознают необходимость выполнения домашней работы, понимая, что она способствует лучшему усвоению пройденного материала и пытаются выполнять ее большую часть. Его противники, в свою очередь, считают, что домашняя работа вредно влияет на учебную мотивацию, лишает их отдыха и вообще, считают ее бессмысленной тратой времени.

Что же такое домашняя работа? Какова ее роль в обучении? Имеем ли мы на практике примеры успешного изучения иностранного языка без выполнения домашнего задания или же мы просто боимся меняться? В этом вопросе пытались разобраться многие ученые из разных стран мира. Было написано много книг, статей, проведено множество исследований при помощи анкет, интервью, а также анализа объема работ, предлагаемого школьникам и студентам. Домашняя работа определяется как комплекс заданий, задаваемых ученику для самостоятельного изучения, с целью на практике закрепить материал, пройденный на занятии.

Давайте рассмотрим все недостатки и преимущества домашнего задания.

Среди негативных последствий можно выделить пресыщение, приводящее, в свою очередь, к потере интереса к учебному материалу, физическую и моральную усталость, мошенничество, путем копирования у других студентов или поиска ответов в других источниках.

Без сомнения, из-за подавляющего количества домашних заданий, выполненных в школах, в высших учебных заведениях, студенты переносят свое отношение, привычки, стереотипы на дальнейшее обучение. Поэтому, для того, чтобы домашняя работа была эффективной, необходимо соблюдать определенные принципы.

Ученикам необходимо самим видеть и осознавать пользу домашнего задания. Преподаватель, в свою очередь, должен объяснить цель домашней работы в целом, а также отдельных ее задач. Более того, необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого и делать задание максимально интересным для ученика. Кроме того, домашняя работа должна дифференцироваться с точки зрения времени, которое необходимо потратить на ее выполнение, а также уровня сложности.

Мотивация школьников на выполнение домашней работы, изучения иностранного языка, представляет собой непрерывный процесс. Поощрение, на мой взгляд, может осуществляться с помощью комментариев и вопросов (как в письменной, так и в устной формах) в целях демонстрации интереса со стороны преподавателя, особенно в случае самостоятельной работы или работы над проектом.

Анализируя вышеизложенное, я пришла к следующим выводам. Несмотря на появление все новых и новых нетрадиционных форм обучения, в современной школе отдаётся предпочтение традиционному уроку. Можно также сказать, что это создаёт некоторые трудности в овладении учащимися иностранным языком. Основными недостатками традиционной методики обучения можно считать следующие:

· Низкий авторитет предмета из-за несовершенства нынешней методики преподавания;

· Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся;

· Поверхностность в формировании базовых умений, и поспешность перехода от репродуктивных к продуктивным видам работы;

· Высокая степень забывания учебного материала за время каникул;

· Отсутствие хороших практических рекомендаций по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учеников;

· Слабость существующей системы оценивания труда ученика;

· Стихийность выбора и применения наглядных опор, их низкая дидактическая эффективность.

Также необходимо отметить, что в результате имеющихся недостатков классно-урочной системы обучения, не прекращаются попытки усовершенствовать урок.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как уже упоминалось ранее, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Целью моей работы, являлось изучить основные формы организации учебной деятельности по изучению иностранного языка в школе, определить наиболее эффективные. Анализ литературы показал, что как традиционные, так и новаторские формы обучения имеют ряд преимуществ и недостатков. Опираясь также на свой опыт и мнение коллег, я могу сделать вывод, что каждый современный учитель должен грамотно сочетать в своей работе все доступные формы обучения, постоянно пополнять свои знания, стараться не работать по шаблону, стремиться к индивидуальному подходу к учащимся.

11. Скалкин В.Л. Плюрализм мнений и проблема выработки единой концепции учебного предмета «Иностранный язык» // Иностр. яз. в школе, 2003. №4.

14. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Система внеклассной работы по иностранному языку в средней школе как часть общего учебно-воспитательного процесса. Когнитивный аспект обучения иностранного языка с помощью внеклассной работы. Особенности тематического вечера как формы внеклассной работы.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 20.06.2014

Психолингвистическая основа школьного многоязычия. Коммуникативная компетенция как основная цель обучения английскому языку как второму иностранному. Содержание обучения английскому языку. Исследования современных методик обучения английскому языку.

курсовая работа [44,0 K], добавлен 13.05.2012

Факультативные занятия как педагогическое явление. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку. Реализация факультативных занятий в средней школе как средства мотивации для младших школьников. Факультативный курс по английскому языку.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 06.06.2015

Цели, задачи, виды и формы использования технологии разноуровневого обучения иностранному языку в средней школе. Разработка дифференцированных заданий для учащихся с разным уровнем подготовки. Особенности работы в группах на уроке иностранного языка.

курсовая работа [72,8 K], добавлен 04.02.2016

История возникновения игрового обучения. Роль игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Примеры фонетических, лексических и орфографических игр, заданий для работы с алфавитом, аудирования. Закрепление и контроль грамматических знаний.

курсовая работа [80,5 K], добавлен 17.12.2014

Современные требования к содержанию обучения иностранному языку в средней школе. Специфические и общедидактические принципы обучения: коммуникативной направленности, дифференциации и интеграции, учета родного языка, активности, наглядности и доступности.

курсовая работа [56,2 K], добавлен 29.01.2014

Специфика методики обучения иностранному языку на средней ступени. Цели и задачи обучения иностранному языку. Различные виды упражнений как ведущие средства обучения на средней ступени. Активные методы обучения и их реализация на средней ступени.

курсовая работа [60,1 K], добавлен 20.03.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *