основатель кирилло белозерского монастыря
Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель
Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.
Из Москвы — в пещеру
Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.
Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.
«Золотой век русской святости»
По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.
В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.
По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.
Вернуть князя на трон
В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.
Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.
С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).
Расцвет монастыря
После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!
В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.
Обитель царей. Обитель опальных
Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.
Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.
Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…
Смута и после нее
В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.
Упадок
Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.
С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Возрождение
В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.
Кирилло-Белозерский монастырь
К концу ХVI века на берегу Сиверского озера возник значительный монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевым монастырем. Внутри его каменных стен расположились девять каменных церквей, колокольня, казенная палата, поварня, ледники. Монашеские кельи и окружавшие монастырь хозяйственные дворы были сперва деревянными, а населяли их многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, серебряники, резчики по дереву, кузнецы. По описи 1601 года в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии.
История монастыря
Кирилло-Белозерский монастырь основал монах московского Симонова монастыря Кирилл в 1397 году. Обителью он управлял до самой смерти — более 30 лет. Первым каменным зданием монастыря был построенный в 1497 году Успенский собор, а в XVI веке рядом с ним возвели Ивановский монастырь.
Обитель богатела и разрасталась — князья и цари не скупились на пожертвования и вклады. В 1557 году в монастыре случился большой пожар, однако многие каменные строения уцелели, а в 1600 году монастырь обнесли каменной стеной с восемью башнями.
Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году: в августе того года они подошли к стенам монастыря, но на прямой штурм не решились, а только разорили монастырские дворы и слободки, вытоптали огороды. В декабре отряды под руководством пана Бобовского и полковника Песецкого снова осадили монастырь, и находившиеся в обители стрельцы, монастырские крестьяне и служки, сами монахи оказали сопротивление. Противник отошел от монастыря, но еще долго поляки, литовцы и «воровские казаки» продолжали жечь и грабить монастырские села и деревни. Около пяти лет монастырь находился под постоянной угрозой нападения и был отрезан от своих вотчин. Однако он довольно быстро оправился от разорения. Уже около 1630 года началось восстановление монастырских стен, затем выстроили ряд новых зданий.
Великая государева крепость
Самое крупное за всю историю монастыря строительство началось в 1653 году на пожертвования царя Алексея Романова. За 30 лет трудом тысяч крестьян и ремесленников была возведена Великая государева крепость, окружавшая монастырь с трех сторон. Длина стен новой крепости составляла 732 метра, высота — около 11, толщина — 7. Благодаря постройке так называемого Нового города монастырь стал одним из самых крупных в Европе, а крепость — самой мощной на Русском Севере.
1764 год стал тяжелым для монастыря: Екатерина II своим указом лишила обитель угодий и крестьян. Позже из территории монастыря образовался город Кириллов, а в крепостной стене была организована тюрьма.
Епископ Кирилловский Иоаникий в 1914 году поднял вопрос о капитальном ремонте сооружений Кирилло-Белозерского монастыря, однако началась Первая мировая война и работы пришлось отложить. В 1924 году монастырь утратил статус действующего, на части его территории создали музей, однако работы по спасению памятников обители продолжились. Особая заслуга в спасении Кирилловского ансамбля принадлежит архитектору Владимиру Данилову: под его руководством реставраторы в 1919–1940 годах спасли от разрушения Свиточную башню, Большие и Малые больничные палаты, стенопись Святых врат и другие памятники. Работы по реставрации и реконструкции монастыря продолжались и после Великой Отечественной войны.
Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря
Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Историческая структура обители включает в себя Успенский Большой, Ивановский Малый монастыри и Новый город.
Успенский Большой монастырь
Это одна из первых каменных построек Русского Севера. Стены массивного храма разделены узкими лопатками и украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имеют характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Облик собора сильно менялся со временем: из трех порталов сохранился только один, покрытие по закомарам заменили на четырехскатную кровлю, над массивным барабаном возвели новую высокую главу сложной формы.
В 1554 году к собору пристроили придел Владимира с северной стороны — небольшой бесстолпный храм. В конце XVI века к южной стороне Успенского собора пристроили церковь Кирилла, а в 1781–1784 годах ее обновили.
В 1641 году костромские мастера во главе с Любимом Агеевым — одним из лучших художников середины ХVII века — расписали собор. В 1838 году оригинальную живопись пропитали олифой и покрыли слоем масляной живописи. В таком виде росписи собора сохранились до 70-х годов ХХ века, а сегодня их реставрируют.
Церковь Введения
К началу XVII столетия в Кирилло-Белозерском монастыре проживало около 180 монахов, монастырских слуг и послушников, и возникла необходимость в еще одной церкви с трапезной. Так появилась вторая каменная постройка на территории монастыря — церковь Введения.
Ее вместе с трапезной палатой возвели в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной. Стройный граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников, контрастировал с суровой гладью стен массивной палаты. Ее фасады были украшены лишь небольшими окнами, обрамленными своеобразными наличниками с килевидными завершениями, и членящими стены лопатками.
Позднее трапезная неоднократно перестраивалась, и переделки исказили ее внешний и внутренний облик. Часть окон и других элементов фасада и интерьера удалось восстановить позднее в ходе реставрации.
Церковь Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи
Московский князь Василий III в 1528 году приезжал в монастырь со второй женой Еленой Глинской — молиться о даровании наследника. И когда у царской семьи родился сын Иван, Василий III пожертвовал монастырю огромную сумму, на которую в обители построили два новых храма.
Архитектурные формы церквей Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличаются от Успенского собора. В них нашли отражение те новые черты, которые внесли в московскую архитектуру итальянские зодчие. Заметнее всего это проявилось в облике церкви Архангела Гавриила. На фасадной части здания выделяется развитой трехчастный карниз, опоясывающий стены по верху храма. Над карнизом — стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона венчала целая корона небольших кокошников, а в его северо-западном углу были установлены часы.
Церковь завершалась двумя главами, большой — в центре и малой — над приделом Константина и Елены. В 1638 году ярус звона перестроили в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом.
Периметр комплекса
По периметру площади, раскинувшейся вокруг комплекса Успенского собора, находятся хорошо сохранившиеся строения XVI–XVII веков: казенная палата, архимандричьи кельи, монашеские корпуса. В северной крепостной стене до сих пор стоят казенные палаты, сушила и Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника.
Этот комплекс начали строить еще в 1523 году. Первоначально казенная палата представляла собой небольшое двухэтажное, квадратное в плане здание. Второй этаж, вероятно, был снесен в XVI веке.
Святые ворота также сохранились до наших дней не полностью. В 1572 году над ними выстроили церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов, их стены и своды покрыты живописью. Ее выполняли «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично скрыта под поздними записями.
Церковь Преображения
Церковь Преображения стоит над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны озера. Ранее за ними находилась удобная небольшая бухта, в которую входили речные суда.
Барабан и своды церкви опираются не на четыре столба, как у других кирилловских храмов, а на два. Из-за этого барабан сдвинут к востоку, а не находится в центре постройки. Над юго-восточным и северо-восточным углами церкви (над приделами Николы и Ирины соответственно) есть два малых барабана. Как и церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения завершается тремя ярусами кокошников, которые были восстановлены во время реставрационных работ в 70-е годы ХХ века. Алтарь церкви представляет в плане прямоугольник и перекрывается тремя двухскатными крышицами, выходящими на восточный фасад в виде щипцов.
Внутри церкви сохранился четырехъярусный иконостас. Основу деисусного ряда иконостаса составляют русские святые: митрополиты Петр и Алексей, ростовские чудотворцы Леонтий и Исайя, крестившие ростовские земли. Их дополняют образы Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого, распространявших православие в северных землях.
Келарский корпус
Почти без изменений сохранилось в Кириллове монастыре небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Обычно его называют домиком келаря или Келарским корпусом. На нижнем этаже по обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже — шесть маленьких комнат кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания богато украшен, хорошо сохранились наличники окон.
Поварня
Пройдя под аркой домика келаря, можно попасть на обширный хозяйственный двор Успенского монастыря. Когда-то в Кириллове монастыре были свои поварня, солодежня, погреба, кузница, оружейная палата. Часть этих строений сохранилась до наших дней. Наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря — сложный корпус монастырской поварни, построенный еще в XVI веке. Поварня примыкает к западной стене трапезной палаты. В настоящее время в Поварне размещается одна из экспозиций Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Между 1680 и 1685 годом со стороны крепостной стены к поварне пристроили новое двухэтажное здание Поваренных келий, включавшее в себя Уксусную келью, Сушило с каменным крыльцом и другие помещения. От этого здания сохранилась одноэтажная палата, на наружных стенах которой видны пяты сводов примыкавших к ней помещений. На одном из фасадов сохранились окна, украшенные характерными для XVII века наличниками.
Малый монастырь
Началом каменного строительства на территории Малого монастыря стало возведение церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Позднее вокруг нее построили невысокую каменную стену.
Долгое время Ивановский монастырь подчинялся Большому монастырю, а позднее, в XVII веке, они слились. Вскоре в Ивановском монастыре построили небольшую трапезную и церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого.
В конце XVI века над церковью выстроили ярус звона. В Ивановском монастыре кроме церквей имелись и деревянные кельи: жилых каменных покоев в нем не строили. В 1730-е годы, после пожертвования императрицы Анны Иоанновны, здесь возвели Малую больничную палату.
Местные святыни
Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения — местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетскую деревянную часовню, по преданию, построил сам Кирилл по приходу на Белоозеро в 1397 году. Существующая в наше время постройка более поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века.
Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. По преданию, ее поставили на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест возвели в 1994 году во время реставрации деревянной сени.
Известные вологжане
Кирилл Белозерский (в миру Козьма)
общерусский святой, основатель Кирилло-Белозерского монастыря, † 1427 год, память 9/22 июня
Дата рождения: октябрь 1337 г.
Место рождения: Москва
Дата смерти: 09.06.1427
Место смерти: Кирилло-Белозерский монастырь
(Ок. 1337 г., Москва(?) – 9.06.1427, Кирилло-Белозерский монастырь)
Общерусский святой, основатель Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1997 г. исполнилось 600 лет со времени возникновения одного из самых известных в России памятников истории и культуры – Кирилло-Белозерского монастыря. Огромные суровые стены и башни монастыря многие столетия охраняют территорию, где вершили духовный подвиг создатели этого северного чуда.
Основные сведения о жизни и деятельности Кирилла содержит житие, написанное в начале второй половины XV в. выходцем с Афона Пахомием Сербом. Родился преподобный около 1337 г. и при рождении был наречен Козьмой. О родителях его почти ничего не известно. После их смерти опекуном его стал представитель одного из самых богатых и знатных московских родов Тимофей Вельяминов. Пахомий пишет, что Козьма приходился ему родственником. «Пережив отшествие к Господу своих родителей», Козьма «хотел облачиться в иноческие одежды, но никто не смел совершить его рукоположения из-за того вельможи». По достижении совершеннолетия Тимофей Вельяминов назначил Козьму казначеем своего имения, где тот приобрел некоторый административный опыт. Видимо, молодому человеку очень трудно жилось в неродном доме, а кроме того, должность казначея, хотя и была высокой, но все же относилась к категории слуг, поэтому он не оставлял мысли о пострижении в монахи. Козьме помог Стефан Махрищский – игумен монастыря в с.Махрищи, близ г.Александрова. Он определил Козьму в Симонов монастырь, где того и постригли под именем Кирилла. Было ему в тот период около 30 лет. Кирилл был отдан в послушание старцу Михаилу (будущий епископ Смоленский) и определен на работу в хлебню и поварню. Кроме того, ему поручали переписывать книги. Новый монах был замечен Сергием Радонежским, который при посещении монастыря первым делом шел в хлебню, чтобы побеседовать с Кириллом.
В Симонове монастыре Кирилл прожил около 30 лет и стал очень известен. Но его популярность за пределами монастыря, видимо, стала причиной ухудшения отношений с братией и руководством, поэтому он стал подумывать об уходе из данной обители. Однажды во время молитвы Кирилл услышал голос, говорящий ему: «Кирилле, иде на Белоозеро, и добрый покой обрящеши». И увидел свет за окном, нечто вроде панорамы с Белым озером, и место, «идеже и ныне монастырь стоит».
На Белоозеро Кирилл ушел с монахом того же Симонова монастыря Ферапонтом. Обоим было тогда около 60 лет. Путники обошли много мест, прежде чем Кирилл увидел с горы Мауры небольшой холм на берегу Сиверского озера, который ему очень понравился. Так в 1397 г. началось создание будущего Кирилло-Белозерского монастыря. «Место… где поселился Кирилл, находилось в глухом бору, в чаще, и не жил там никто из людей. Это был небольшой, но очень красивый холм, со всех сторон, словно стеною, окруженный водами». Ферапонт нашел себе место в 18 километрах отсюда, между Бородаевским и Паским озерами.
Вскоре к Кириллу присоединилось еще два монаха из Симонова монастыря – Зевезей и Дионисий. Следом за ними «начаша приходити к святому мнози отовсюду». К 1427 г. в монастыре было уже 53 человека. Начало быстро расти имущество обители. Всего сохранилось 25 грамот Кирилла, связанных с совершением земельных сделок. Крестьяне, конечно, несли повинности в пользу монастыря, но и монастырь поддерживал их в трудные годы. В монастыре велась переписка книг, неграмотных обучали чтению и письму. Рос монастырь, росла слава его создателя. Уважением к Кириллу прониклись сыновья Дмитрия Донского – Василий, Юрий и Андрей, с которыми он вел переписку.
На чем же основывался авторитет Кирилла? Прежде всего на мудрости и духовной силе. В тот жестокий и сложный век Кирилл показывал образцы работы над собой. В то время, когда господствовало право сильного, Кирилл призывал к милости и правде по отношению к слабым. Людям, которые пытались сделать ему зло, он не мстил, работал наравне со всеми братьями, но одежды и пищи получал меньше всех. Пахомий, прося в житии у усопшего Кирилла быть за него предстателем перед Богом, пишет: «Знаешь ведь нашу леность и уныние, знаешь, как природа наша легко поскальзывается и быстро устремляется ко злу». Кирилл не только исповедовал нравственные ценности, но и твердо, не позволяя себе ни малейшего послабления, следовал им. Не заискивал перед богатыми, был ровней с простолюдинами, а ведь он был из знатной семьи. В монастыре у себя он ввел общежительство, которое тогда вновь стало распространяться на Руси. Как пишет Пахомий, монахи работали «не как для себя, а словно для Бога», т. е. на совесть, и каждому доставалась лишь малая часть из заработанного – пища и одежда. Остальное все было общим. Общежительный устав Кирилло-Белозерского монастыря послужил образцом последующим обителям.
В своих посланиях князьям Кирилл пишет об ответственности носителей власти по отношению к своим подданным, призывает их судить праведно и честно, искоренять в княжеской администрации «мздоимство». По его мнению, власть должна быть нравственным образцом для простых людей.
Кирилл Белозерский известен и как древнерусский писатель: он автор трех посланий князьям – сыновьям Дмитрия Донского, нескольких купчих грамот и, возможно, нескольких духовно-поэтических текстов. В Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится подлинная, написанная на свитке духовная грамота (завещание) Кирилла. Свой монастырь этой грамотой Кирилл передал под покровительство великого князя Андрея Дмитриевича и под управление инока Иннокентия.
Кирилл был владельцем древнейшей дошедшей до нас русской личной библиотеки (12 книг: два Евангелия, Псалтирь, три Канонника, Лествица с Аввой Дорофеем, Святцы и четыре четьих сборника). В одном из сборников находятся диетические рекомендации на разные времена года, руководство по практической медицине.
В 1424 г. игумен Глушицкого монастыря Дионисий написал портрет Кирилла, благодаря чему мы теперь знаем, как выглядел знаменитый старец. Портрет этот хранится ныне в Третьяковской галерее.
Умер Кирилл 9 июня 1427 г. в возрасте 90 лет. Общерусское почитание святого началось в 1447–1448 гг. На свитке, который держит в руке преподобный Кирилл на своих изображениях, пишется последнее предсмертное слово его к братии: «Любовь имейте между собою!».
Жизнеописание Кирилла Белозерского, составленное Пахомием Сербом (Логофетом) в 1462–1463 гг., основано на подлинных рассказах учеников Кирилла – Кассиана и Мартиниана. В нем подробно говорится о молодости святого, о его родственниках – Тимофее и Ирине Вельяминовых, Стефане Махрищском и Сергии Радонежском и др. Духовный облик основателя Кирилло-Белозерского монастыря представлен зримо, колоритно и привлекательно.
Духовный заряд, данный Кириллом, был настолько велик, что из основанного им монастыря вышло впоследствии много замечательных подвижников. Из них самыми выдающимися были Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития, и Корнилий Комельский, который в своей обители ввел общежительный устав Кирилла. Монастырская библиотека, богатая древними рукописями и книгами (до двух тысяч), стала настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины.
Литература
Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. – СПб.: Глаголъ, 1993.
Прохоров Г.М. Кирилл Белозерский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Вып. 2. – Часть 1. – Л., 1988. – С. 475–479.
Житие Кирилла Белозерского. Текст и словоуказатель. – СПб., 2000.
Из Послания Кирилла Белозерского к князю Андрею Дмитриевичу Можайскому:
«Господин князь Андрей, …людей, господин, своих смиряй дурные обычаи. Суды бы, господин, пусть судили праведно, как перед Богом справедливо. Клеветы, господин, пусть бы не было. И подметных, господин, писем тоже не было бы. Судьи бы взяток не брали, довольствовались бы своим жалованьем, потому что говорит Господь: «Да не оправдаешь нечестивого мзды ради, ни сильного, ни богатого не устыдись на суде, ни друга любви ради, ни нищего нищеты ради; ни сотворишь неправду на суде, ибо суд должен быть истинным; проклят всякий неправедно судящий»…
И ты, господин, следи внимательно, чтобы корчмы в твоей отчине не было, потому что, господин, великая от нее пагуба душам: христиане, господин, пропиваются, и души гибнут.
Также, господин, и поборов бы у тебя не было…
Также, господин, и разбоя и воровства в твоей отчине пусть бы не было. И если не уймутся преступники делать свое злое дело, то ты вели их наказывать своим наказанием, – чего будут достойны.
Также, господин, унимай подвластных тебе людей от скверных слов и от ругани, потому что все это прогневляет Бога. И если, господин, не постараешься ты все это исправить, то все это Он на тебе взыщет, потому что властителем над своими людьми ты от Бога поставлен.
А христианам, господин, не ленись управу давать сам: то, господин, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста.
А от упивания вы бы воздерживались, и милостыню по мере силы давали, потому что, господин, поститься вы не можете, а молиться ленитесь: так вместо этого вам милостыня ваш недостаток восполнит…».