организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения

Типы и структура занятий. Специфика подготовки, организации и методики проведения занятий

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДУ является занятие.

— динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

— элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

— единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные признаки занятия:

— по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

— занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

— ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

— группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

— занятие проводится в заранее определенные часы дня.

Триединая задача занятия:

— Образовательная: повышать уровень развития ребенка

— Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

— Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Содержание занятий. Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Структура классического занятия

Структурный компонентСодержание
Начало занятияПредполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятияСамостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятияПосвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста (таблица 2).

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. 640 1. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-640 1. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка 640 1.

Классификация занятий в ДОУ(по С.А. Козловой)

Основание классификацииНазвание
1. Дидактическая задача1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
2. Содержание знаний (раздел обучения)1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.).

В комбинированном занятии происходит совмещение дидак­тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.

Экскурсия– важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко­торые дают возможность в естественной обстановке зна­комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни­ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз­витии, наблюдают взаимную связь явлений.

В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.

Содержание экскурсий определено программой, по ко­торой работает дошкольное учреждение.

Источник

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.

Латинское слово «forma» означает наружный вид, внешнее очертание. Исходя из этого, форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Установление форм обучения зависит от других элементов образовательного процесса: целей, содержания, методов и средств, состава участников процесса обучения, а также материальных условий обучения.

Выделяют такие основания для классификации форм обучения: количество и состав обучаемых, место обучения, продолжительность обучающей работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, аудиторные и внеаудиторные. Эта классификация не является строго научной, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Организационные формы обучения это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом студентов и слушателей, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

В структуре процесса обучения можно выделить три группы организационных форм:

· направленные преимущественно на теоретическую подготовку обучающихся;

· направленные преимущественно на практическую подготовку обучающихся;

· формы контроля знаний и умений обучающихся.

Каждая из организационных форм обучения обладает определенными особенностями, без учета которых немыслима оптимизация процесса обучения. Охарактеризуем основные организационные формы обучения.

Лекция как организационная форма обучения — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Учебная экскурсия. Эта организационная форма обучения позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсии позволяют преподавателю установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью. Экскурсии развивают познавательные способности обучаемых — внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу.

организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. 640 1. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения фото. организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения-640 1. картинка организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения. картинка 640 1.

Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при их максимумальной самостоятельности, активности, инициативы. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые обучающимся на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, оказание им помощи в самостоятельной работе.

Игра в образовательном процессе рассматривается как произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, обращаясь к своему прошлому, ориентируя себя к настоящему и прогнозу будущего в процессе игры.

Социально-психологический тренинг (СПТ). В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным навыкам в сфере общения, а также формы их соответствующей коррекции путем групповой практики психологического воздействия, основанной на активных методах групповой работы.

Лабораторное занятие — форма организации обучения, когда обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, при использовании которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.

Курсовое проектирование применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Производственная практика является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Производственная практика — самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы сферы труда и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам органов государственной власти, конкретного предприятия, учреждения, организации.

Наиболее управляемой формой практического обучения является учебная практика, которая позволяет последовательно поддерживать определенный режим деятельности обучающихся, а овладение практическим опытом профессиональной деятельности осуществлять в результате дидактически целесообразной системы упражнений под контролем педагогов и руководителей учебной практики или стажировки, назначенного от практического подразделения.

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании.

Дипломная работа — это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста.

Источник

17. Формы организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная система обучения я.А.Коменского. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.

Формы организации обучения, их многообразие и динамика.

Существуют различныеподходы к понятию «форма организации обучения».

Форма организации обучения – ( лат., forma означает «наружный вид, внешнее очертание») 1) дидактическая категория, обозна­чающая внешнюю сторону организации учебной работы, кото­рая связана с количеством учащихся, местом и временем обуче­ния, порядком осуществления учебного процесса. 2) ограниченная рамками време­ни конструкция отдельного звена процесса обучения, которая обозначает определенный вид занятий — урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультатив, экзамен и т. д.

Количество учащихся – индивидуальные, групповые, фронтальные (Чередов, 1988), на коллективные, парные, со сменным составом учеников (Дьяченко, 1989).

Место учебы – школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п.); внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) ;

Исторические модификации форм обучения

Сущность исторических модификаций форм обучения

Англия, конец VIII в.. Создатели – англ. Священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Учитель занимается сначала со старшими учащимися, после чего они обучают младших. Позволяет при малом количестве учителей организовать массовое обучение, однако качество обучения остается невысоким.

Коллективная в сочетании с индивидуальной.

США, конец XIX в. Учебный день делится на две части: первая половина – коллективные занятия; индивидуальные занятия и оказание помощи ученикам в преодолении затруднений в обучении. Со способными учениками работает учитель, с отстающими – его помощник.

Германия, начало XX в., г.Мангейм. Основаель Й. Зиккенгер. Учащиеся распределяются по классам в зависимости от способностей (сильные, средние, слабые). Отбор – на основе наблюдения учителя и тестов.

США. 1905, г.Долтон. Основательница – Е.Паркхерст. Уроки заменены самостоятельной работой по заданию и при соответствующей консультации дежурного учителя. Коллективная работа – 1 час в день, остальное время – индивидуальные занятия в лабораториях.

США, начало XX в. Высококвалифицированные педагоги проводят лекции в больших аудиторях; затем – занятия в малых группах под руководством рядового педагога; индивидуальная работа в кабинетах и лабораториях.

Общие и конкретные формы обучения.

Общие формы организации учебной работы:

1. Фронтальное обучение.

Предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими целями и задачами.

2. Групповое обучение.

Подразделяется на формы:

звеньевые (учебная деятельность осуществляется в постоян­ных группах учащихся);

бригадные (временные группы, сформированные для вы­полнения конкретных заданий);

кооперативно-групповые (класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет часть общего задания);

дифференцированно-групповые (постоянные и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных воз­можностей).

3. Индивидуальное обучение.

Осуществляется в рамках как фронтальной, так и групповой форм работы на уроке. Самостоятельное выполнение учащимся задания, одинакового для всего класса. Если в процесс включа­ется учитель, то такая организационная форма учебной работы в классе называется индивидуализированной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, гувернерство, консультации, самообучение и т. п.).

Коллективная форма обучения — это работа по типу фронталь­ной, однако с тем отличием, что учащиеся класса рассматрива­ются как целостный коллектив со своими лидерами и изолиро­ванными учениками, с особенностями межличностного взаимо­действия учащихся.

Парное обучение основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать проблему, задачу и осуществлять взаимообучение и контроль. При этом пары меня­ются в определенной системе и последовательности, что позво­ляет соединить парную форму обучения с коллективной и с формой работы со сменным составом учеников, которая предполага­ет замену старших учащихся младшими, успевающих, успешных неуспевающими.

Конкретные формы организации учебного процесса.

Тьюторство и менторство более распространены сегодня за ру­бежом. Эти формы способны обеспечить продуктивную образо­вательную деятельность ученика одновременно с его индивиду­альной образовательной траекторией. Тьютор — это научный руководитель учащегося, который учит его творческому решению учебных задач. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих недель, дней науки. Ментор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, чего невоз­можно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказыва­ет ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных про­ектов, знакомит его с реальными профессиональными сферами, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Лекционно-семинарская система — это разновидность коллективно-групповой формы обучения. Наиболее ши­роко используется в системе профессионального образования. Однако ее достоинства могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (пример — школы с углублен­ным изучением предметов). Школьная лекция — форма обучения, при которой учитель, из­лагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. На школьной лекции учащиеся выступают не пассивными слушате­лями, а осуществляют под руководством учителя познавательное движение. Типы лекций в современной школе: инструктивные, лекция-диалог, лекция — научное исследование и методологиче­ская лекция, историческая, обобщающая и пр. Семинар — форма занятия, которая предусматривает создание учащимися совместного образовательного продукта в результате коллективной, групповой коммуникации. Семинар отличается от других видов занятий повышенной активностью учащихся, самостоятельностью мышления, проявлением различных коммуникативно-деятельностных и организационных качеств лично­сти школьников. По способу и характеру проведения различают вводные, об­зорные, поисковые семинары, «круглые столы», «мозговые ата­ки», семинары — деловые игры и др.

Классно-урочная система обучения.

Возникла в ХУ—ХУI вв. Теоретически была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время, претерпев значительную модификацию, является преобладающей в школах мира уже более 350 лет.

Признаки классно-урочной системы обучения:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены между уроками-это тоже признаки классно-урочной системы.

Преимущества классно-урочной системы: дает возможность использовать в ее рамках другие элементы образовательно-воспитательной системы; обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы; экономически рациональна и выгодна, особенно по сравнению с индивидуальной; позволяет использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого ученика; обеспечивает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеклассной, внешкольной) работы; дает возможность обеспечить органическое сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Недостатки классно-урочной системы: опора на «среднего» ученика создает трудности для слабого ученика и задерживает развитие способностей более сильных, талантливых детей; трудности учета индивидуальных способностей учащихся, их особенностей развития; не обеспечивается организованное общение старших учеников с младшими; навязывается одинаковый темп и ритм работы,

Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.

Урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы, выступая в различных сочетаниях, определяют построение урока, взаимо­связь между этапами урока, т. е. его структуру.

Элементы (этапы) традиционного комбинированного урока:

проверка домашнего задания;

объяснение нового материала;

закрепление нового материала;

•применение знаний на практике и формирование умений и навыков;

Под структурой урока понимают соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи. В зависи­мости от данного соотношения и дидактической цели выделяют различные типы уроков.

1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний.

Содержанием урока является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг во­просов и требующий значительного времени на изучение.

повторение пройденного материала;

объяснение нового и работа с учебником;

проверка понимания и первичное закрепление знаний;

2. Урок закрепления знаний.

Вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.

проверка домашнего задания;

выполнение устных и письменных упражнений;

проверка выполнения заданий;

3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Закрепление умений и навыков идет на нескольких уроках

подряд, а в дальнейшем имеет продолжение, когда класс занима­ется другими темами. Структура урока:

воспроизведение теоретических знаний;

выполнение практических заданий и упражнений;

проверка выполнения самостоятельных работ;

Систематизация и воспроизведение наиболее существенных вопросов из ранее пройденного материала, восполнение имею­щихся пробелов в знаниях учащихся, раскрытие важнейших идей изучаемого курса. Обязательный элемент такого урока — вступление и заключение учителя.

• воспроизведение основных структурных блоков темы;

• выделение наиболее существенных вопросов, основных идей темы;

• подведение итогов учителем.

5. Урок проверки знаний, умений и навыков.

Выявление уровня обученности учащихся, определение недо­статков в овладении материалом, корректировка учебного процес­са. Проверка осуществляется в устной и письменной форме.

выполнение устных и письменных упражнений, заданий;

выполнение практических заданий;

проверка выполнения заданий.

6. Комбинированный урок.

Нестандартный урок — это учебное занятие, имеющее нетради­ционную (неустановленную) структуру.

Примером нестандартных уроков могут служить уроки-семи­нары и уроки-конференции.

Основная цель урока-семинара— активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и научной литературой и, таким образом, нацелить их на более глубокое осмысление изучаемого материала. Для этого заранее определяется тема семинара, даются учащимся вопросы для обсуждения, указывается литература для самостоятельной работы. В ходе семинара учителю следует поощрять нестандартные суж­дения, оригинальные мысли, новые подходы к осмыслению изу­чаемой темы.

Вводный семинар опирается на имеющиеся у учеников знания и опыт. Учащиеся коллективно собирают информацию по теме се­минара и классифицируют ее по разделам. По каждому разделу ученики выбирают руководителей, которые формируют свои группы. Группы готовят выступления по теме. Оценку выступле­ниям дают сами учащиеся.

Обзорный семинар предполагает самостоятельный обзор учени­ками всей темы на основе учебника и других материалов. Резуль­таты обзора ученики оформляют в виде следующих суждений: 1) смысл заданной темы; 2) ее главные направления или части; 3) изучаемые объекты; 4) возникшие вопросы; 5) отличия из­ложения темы в разных источниках.

Поисковый семинар предусматривает исследовательскую дея­тельность учеников в группах, а затем коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам.

Семинар — «круглый стол». На занятие приглашаются специа­листы по рассматриваемым вопросам — ученые или специально подготовленные ученики. Специалисты обмениваются с учени­ками подготовленной информацией, отвечают на их вопросы, задают свои вопросы по проблематике.

Семинар-выставка. Организуется в учебном кабинете по пред­мету, где выставляются демонстрационное оборудование по изу­чаемой теме, научно-популярная литература, ученические рефе­раты, самодельные газеты, наглядные пособия, диапроекторы с диафильмами, компьютеры с учебными программами. Учащиеся переходят от одной экспозиции к другой, смотрят, слушают экс­курсовода, задают вопросы, выполняют опыты. В конце занятия учащиеся пишут отзыв о выставке или рецензию по заданному плану.

Уроки-конференции посвящаются обсуждению тех существен­ных вопросов, которые нередко вызывают разноречивые суж­дения. Следовательно, их назначение в том, чтобы в процес­се обсуждения, дискуссий более глубоко осмыслить эти вопросы и прийти к более верному мнению. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, составляют различные мнения, вырабатывают индивидуальные суждения, что служит углублению знаний в рамках обсуждаемой темы.

Требования к уроку:

Дидактические: четкое формулирование цели, образовательных, развивающих и воспитательных задач; определение оптимального содержания в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; сочетание различных форм работы учащихся на уроке; реализация всех дидактических принципов; создание «ситуации успеха» для учащихся на уроке; оказание различных видов помощи учащимся (составление правил для учащихся, указания по ведению записей, введение алгоритмов – показ образцов, объяснение хода выполнения задания, наводящие вопросы, указание причинно-следственных связей, расчленение сложного задания на составляющие части, предупреждение наиболее типичных ошибок, дифференциация заданий, самой помощи); такт и мастерство учителя.

Психологические: проектирование развития учащихся в пределах конкретного урока; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход; опора на психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков; создание мотивации учения; развитие познавательного интереса, самостоятельности и активности учащихся в решении учебных задач; развитие творческого мышления; благоприятный психологический климат на уроке; и др.

Гигиенические: температурный, световой, воздушный режим; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности учащихся; соблюдение правильной рабочей позы учащихся и др.

Пути совершенствования урока: учет новейших достижений науки и передовой педагогической практики; деятельностный, компетентностный и комплексный подхолы к организации деятельности учащихся на уроке; стимулирование познавательной активности обучаемых; научная организация труда учителя и учащихся, оптимизация дидактического процесса; применение инновационных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *