организация образовательного процесса в период дистанционного обучения
Дистанционное обучение школьников
В школах дистанционное обучение — не такая уж и новинка. Еще до карантина приблизительно 600 000 российских школьников учились из дома. Причины у всех были свои: кто-то жил за границей, кому-то здоровье не позволяло ходить в школу. А многие родители просто решили, что такая система подходит им гораздо больше, чем традиционная школа. Так что в обучении онлайн нет ничего принципиально нового и необычного.
Но для учителей необходимость переходить в удаленный режим работы — настоящая головная боль. Ведь никто не дал им четких инструкций: при помощи каких инструментов проводить домашний урок и как организовать работу с классом. Рассказываем, где можно найти курсы по дистанционному обучению школьников, где брать учебный материал для проведения занятий и почему дистанционное обучение открывает огромные возможности как для преподавателей, так и для детей.
Как перейти на дистанционное обучение
Преподаватели онлайн-школы Skysmart успешно работают онлайн и добиваются поразительных успехов со своими учениками. В дистанционном обучении нет ничего сверхсложного и тем более невозможного. Главное — хорошо подготовиться. Вот несколько организационных советов для школьных учителей от тех, кто может считаться экспертом в организации удаленных уроков.
И, хоть учителям никто и не предоставил универсальных и идеально комфортных решений, они всегда могут воспользоваться современными сервисами по своему выбору и оценить их удобство.
Какой закон регламентирует дистанционное обучение в школах
Сегодня дистанционное обучение школьников в России регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Он предусматривает две формы организации процесса — электронное обучение и дистанционное обучение. Электронное обучение предполагает использование информационных технологий и баз данных, а дистанционное — прямое взаимодействие ученика и учителя посредством телекоммуникационных сетей.
По этому закону школа составляет расписание и учебный план, регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи и проведения тестирований по всем учебным дисциплинам, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме.
Ресурсы и инструменты для дистанционного обучения
Несмотря на то, что количество школьников, обучающихся дистанционно, и так росло с каждым годом, а во время карантина приблизилось к 100%, министерство просвещения так и не разработало единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы.
Но существуют интернет-платформы, организующие удаленное обучение для школьников и рекомендованные министерством. Каждый такой сайт позволяет более или менее удобно осуществить переход с обычного обучения на удаленное. В их число входят две государственных платформы:
Российская электронная школа — интерактивные уроки по большинству предметов школьной программы, а также задания, видеолекции, концерты и многое другое.
Московская электронная школа — библиотека электронных учебников и пособий. Здесь также можно найти сценарии уроков.
Но для организации классной работы на расстоянии имеются и частные платформы:
МосОбр ТВ — образовательный ресурс, где проводят уроки в прямом эфире.
Яндекс.Учебник — задания по русскому, математике и окружающему миру для учеников 1-5 классов.
Учи.ру — по сути, интерактивный онлайн класс с уроками и заданиями по основным школьным дисциплинам. С его помощью можно организовывать образование на дому, следить за прогрессом в личном кабинете и выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
Организация учебы на дому не ограничивается просмотром уроков. Учителю могут помочь и другие ресурсы — для проведения олимпиад в режиме онлайн, для контроля и самопроверки, профориентации и поддержки мотивации. Министерство просвещения рекомендует:
Мои достижения — известный российский онлайн-сервис для самопроверки, где можно протестировать знания по школьным предметам.
Билет в будущее — видеокурсы для развития полезных soft-skills — личных качеств, которые пригодятся во взрослой жизни. Тут можно найти лекции о развитии креативности, основах командной работы, принятии решения. А также профориентационные тесты для учеников средней и старшей школы.
Платформу новой школы — многофункциональный инструмент для формирования индивидуальной траектории обучения.
Платформу для проведения олимпиад Олимпиум.
Кроме того, новая система «Маркетплейс образовательных услуг» позволяет найти практически любые обучающие ресурсы. Это каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов, где любой ученик, родитель или преподаватель найдет качественный учебный контент.
А онлайн-школа Skysmart вместе с АО «Издательство „Просвещение“» разработали Skysmart Класс с заданиями по школьной программе для 5–11 классов. Они позволят не менять учебный план и заниматься по привычной школьной программе — только онлайн. Skysmart Класс доступен ученику с компьютера, планшета и даже со смартфона. Она содержит задания по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку.
Пользоваться Skysmart Класс очень просто — учитель выбирает задание по теме и отправляет ученикам ссылку на него любым удобным способом — через чат или по e-mail. Учащийся переходит по ссылке и выполняет задание, а учитель видит результаты на той же странице в реальном времени. Ничего проверять не нужно: система сама автоматически все проверяет и анализирует ошибки. Все предельно просто и, главное, в свободном доступе на время карантина.
Трудности дистанционного обучения
В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.
И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.
Существуют полезные курсы для учителей, вынужденных быстро перестраиваться на удаленное преподавание. Эксперты онлайн-школы Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“» проводят вебинары по темам, которые сегодня волнуют учителей сильнее всего: с чего начать организацию дистанционного обучения, как провести видеоурок, каким популярным платформам для дистанционного обучения можно доверять, как использовать социальные сети и мессенджеры в дистанционном обучении, как повышать уровень компьютерной грамотности среди педагогов. За несколько вебинаров любой учитель сможет сориентироваться в новой реальности — еще и получить сертификат за прохождение цикла экспертных мастер-классов Skysmart.
Заменит ли дистанционное обучение учителя
Карантин показал, что российская школа пока не готова к полному переходу в цифровой формат. Многие учителя (да и родители тоже) относятся к идее перехода на «цифру» скептически. Главный аргумент — «система никогда не заменит живого учителя».
Но этот аргумент не принимает во внимание один важный момент: система и не должна заменять учителя. Она разработана для того, чтобы облегчить его работу и снять с него часть рутинной нагрузки — работы, которая не требует ни творческого подхода, ни умения находить общий язык с детьми. Например, проверка домашних заданий и формирование статистики класса — все это система может сделать за секунды, освободив учителю время на решение по-настоящему интересных задач.
Работа учителя — не сидеть вечерами над горой домашек. Его миссия — вдохновлять учеников, мотивировать их, находить индивидуальный подход к каждому в классе. Ни одна система пока на это не способна. Но она может облегчить работу преподавателя и помочь ему сделать уроки интереснее, увлекательнее и современнее. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.
Организация образовательного процесса в период дистанционного обучения
В интернете завирусились скрины школьных уроков из WhatsApp, Viber и других мессенджеров — так проводили даже занятия по физкультуре. Конечно, это обучение неэффективно: мессенджеры предназначены для переписок, а не проведения учебных занятий.
✅ Лучшим вариантом для обучения онлайн можно назвать платформы учреждения, Zoom и Skype. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть своя удобная платформа для занятий — с уроками, домашними заданиями и теорией. Всё интуитивно понятно даже первоклашке. Алгоритм помогает понимать и запоминать материал — следит за прогрессом, даёт подсказки и награды за правильное решение. Классный интерфейс сайта — важный пункт для того, чтобы правильно организовать дистанционное обучение.
❌ Ошибка 2. Воспринимать дистанционку как халяву
Школьники легко решат, что дистанционка — это «каникулы», если в правилах работы не будет чёткой системы и плана действий. Когда обучение превращается в хаос, нельзя получить никакой пользы.
✅ В онлайне можно организовать учёбу, например, в Trello — создать доски по классам, внести расписание, а проверку знаний проводить в гугл-формах.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят по удобному и гибкому расписанию, которое подстраивается под индивидуальные потребности ребёнка. Школьник всегда знает, что запланировано на день, что и когда нужно сделать, и легко может совмещать учёбу с другими курсами, кружками или секциями.
❌ Ошибка 3. Пытаться повторить обычный урок
Обучение в онлайне отличается от обычных уроков в школе. Чтобы оно прошло эффективно, педагог должен уметь работать через интернет. Большинство учителей в обычных школах никогда не сталкивались с онлайном и не знают, как правильно провести дистанционное обучение.
✅ Чтобы урок на удалёнке прошёл успешно, нужно задействовать электронные ресурсы: например, презентации и интерактивные онлайн-доски.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» преподают педагоги, которые знают, как грамотно строить онлайн-занятие, и мастерски общаются через экран. На занятиях ученики задают вопросы и сразу получают ответы преподавателя, а потом закрепляют знания — решают домашку и читают теорию.
❌ Ошибка 4. Задавать тонны домашки
Пытаясь компенсировать отсутствие обычных занятий и не зная, как правильно организовать дистанционное обучение в школе, администрация заваливала учеников горами заданий. Детям приходилось осваивать программу практически самостоятельно, пытаясь поспеть за бесконечными домашками.
✅ Если грамотно выстроить онлайн-занятие с применением электронных ресурсов, успеть раскрыть новую тему или повторить старую, то домашнее задание может быть небольшим. Задача ребёнка — закрепить полученные знания, а не изучить учебник за месяц.
Ещё одно правило дистанционного обучения детей в «Фоксфорде» — объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Как правило, домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то в среднем уходит не больше 30–60 минут.
❌ Ошибка 5. Традиционная система оценок
Онлайн-обучение — это современный подход. Устаревающая система «двоек» и «пятёрок» не вписывается в онлайн-формат.
✅ В онлайн-школе «Фоксфорда» ученики получают очки опыта, которые подстёгивают решать ещё и ещё — чем больше ХР, тем круче. Прямо как в любимых компьютерных играх! Правило дистанционного обучения: пусть будет весело.
В любом случае можно постараться сделать обучение дома комфортным для ребёнка.
Как правильно организовать дистанционное обучение
Резюме
Дистанционное обучение провалится, если проводить уроки в мессенджерах, считать, что это «халява», бомбардировать учеников домашкой и использовать наскучившую систему оценок. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучение организовано грамотно — удобная платформа, отработанный формат, адекватные объёмы домашки и крутые очки опыта вместо привычных оценок. А наши преподаватели блестяще знают свой предмет и умеют объяснять материал в онлайне. Мы знаем, как правильно оформить дистанционное обучение.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение
Доклад на тему: «Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение».
Доклад на тему: «Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение».
Дистанционное обучение – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
На сегодняшний день дистанционное обучение наиболее быстро и динамично развивающаяся область образования, позволяющая создавать новые модели и формы организации образовательного процесса. По оценкам отечественных специалистов спрос на дистанционное образование в России составляет примерно 1,5 млн человек в год, так как именно дистанционное обучение обеспечивает всем гражданам Российской Федерации доступное, качественное, эффективное образование в соответствии с их возможностями и потребностями независимо от места проживания обучающихся, их социального положения, состояния здоровья, возраста и иных особых условий в Российской Федерации.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. «Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б. Т. Лихачев).
С развитием информационных технологий многие сферы жизни переходят в онлайн. Дистанционное образование и работа уже давно не в новинку, а в последние годы уверенно набирает обороты еще одна тенденция – дистанционное обучение в ДОУ. Многие детские сады в России, так или иначе, применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей повседневной деятельности. Почти у каждого дошкольного учреждения есть веб-сайт, где родители или опекуны воспитанников могут получить информацию о развивающих программах, распорядке дня, графике работы, меню и т. д. Для родителей организуются чаты в мессенджере WhatsApp или ветки на форумах, чтобы каждый родитель мог в любое время задать вопрос сотруднику ДОУ и получить оперативный ответ, узнать о самочувствии ребенка, питании, режиме дня, увидеть его фотографии в период пребывания в группе. Но и это далеко не все.
Существуют образовательные платформы для дистанционного обучения дошкольников, которые позволяют полностью переводить воспитанников на домашнее обучение без посещения детского сада. Кроме того, многие ДОУ разрабатывают собственные методические материалы для удаленных занятий. Используя эти методички, родители могут самостоятельно заниматься с ребенком дома, отправляя педагогу видеозаписи и результаты выполненных заданий.
Дистанционное обучение детей дошкольников зачастую оказывается психологически более комфортным по сравнению с традиционным. Правильно выстроенная система занятий позволяет ребенку гармонично развиваться и мобилизует его творческий потенциал, оставляя к тому же больше свободного времени. Современные способы видеосвязи дают возможность ощущать себя причастным к коллективу, даже находясь дома, и это чувство общности особенно важно для малышей.
В большинстве случаев онлайн обучение в детском саду организуется для тех детей, которые по каким-либо причинам не могут регулярно посещать группу. Это, в первую очередь, малыши с нарушениями развития и хроническими заболеваниями. Таким детям требуется особый уход, и пребывание в обычной группе может стать для них сильным стрессом.
Программы дистанционного обучения в ДОУ, рассчитанные на малышей с нарушениями развития, включают не только задания для детей, но и рекомендации родителям. Виртуальные занятия, организуемые профессиональными педагогами, помогают родителям не просто обучить малыша счету, чтению и письму. Такие занятия играют и куда более важную роль. Они дают родителям понимание правильного взаимодействия с ребенком, помогают узнать об особенностях его развития, лучше понять его потребности и проблемы.
К сожалению, многие родители особенных детей имеют тенденцию самоустраняться, отгораживаясь от тех трудностей, которые возникают в воспитании такого малыша, и, тем самым, отгораживаясь и от самого ребенка. Такое желание отстраниться во многом обусловлено недостатком педагогических и психологических знаний, навыков общения с особенными детьми.
Организация дистанционного обучения в ДОУ с участием квалифицированных педагогов позволяет решить эти проблемы, научить родителей выражать свои чувства по отношению к ребенку и проявлять эмоциональную поддержку. Это очень важно, поскольку отсутствие поддержки со стороны родителей чревато формированием устойчивой тревожности у ребенка, снижением его самооценки, появлением вторичных дефектов развития.
Способы организации дистанционных занятий с дошкольниками
Существует множество способов создания и реализации дистанционных обучающих программ.Чаще всего используются следующие:
• познавательные онлайн-игры, позволяющие родителям проводить занятия с детьми в простой и приятной игровой форме;
• видео-презентации, фотогалереи и виртуальные экскурсии, просмотреть которые можно в удобное время;
• групповые интерактивные занятия и мастер-классы в режиме реального времени;
• тесты, пройти которые можно либо онлайн, либо скачать, распечатать и выполнить;
• дистанционные конкурсы.
При организации удаленного обучения большое значение имеет грамотно составленный план занятий и взаимодействие с родителями. Рекомендации родителям дошкольников по дистанционному обучению направляются по электронной почте или посредством личных сообщений в популярных соцсетях (Одноклассники, ВКонтакте) вместе с методическими материалами и расписанием уроков.
Для многих родителей необходимость взять на себя обучение ребенка на дому становится непростой задачей. Поэтому педагогами организуются группы помощи и виртуальные центры, где можно получить консультацию специалистов, ознакомиться с видеоматериалами, записями конференций, рекомендациями по планированию обучения и взаимодействию с ребенком. Основная задача таких центров – помочь родителям эффективно преодолеть возникшие трудности и овладеть современными технологиями дистанционного обучения, научить их находить общий язык с ребенком и содействовать социализации тех детей, которые не посещают детский сад вообще.
Дистанционное обучение подразумевает организацию занятий по всем основным областям ФГОС ДО. Это и физкультура, и дистанционное обучение музыке для дошкольников, и тематические занятия, приуроченные к государственным праздникам или памятным датам.
Преимущества дистанционного обучения в ДОУ
Онлайн обучение дошкольников имеет ряд весомых преимуществ – как для семьи,так и для персонала ДОУ:
• сокращение расходов на пребывание ребенка в группе;
• повышение качества обучения благодаря возможностям разработки индивидуальных программ для каждого ребенка;
• формирование единой образовательной среды;
• налаживание контакта с родителями и приобщение их к процессу обучения, что благотворно влияет на отношения родителей и детей и помогает им сблизиться;
• улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
• увеличение численности воспитанников – это особенно важно в сельских районах, где детских садов нет, либо родители не могут себе позволить оплачивать их услуги.
Но существуют и очевидные минусы:
• Отсутствие очного общения между ребенком и педагогом. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
• Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
• Отсутствует постоянный контроль над ребенком, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
Проблема дистанционного образования начала широко обсуждаться в России в конце 90-х годов XX века. В это время Интернет начал широко использоваться в мире, в том числе в России. Компьютер также перестал быть редкостью и принадлежностью только хорошо обеспеченных семей.
Приводилось много аргументов как за дистанционное образование, так и против него. Вопросы эти связаны были и с организацией учебного процесса, и с качеством знаний, и с возможностями контроля знаний, умений и навыков.
Хотя сейчас развитие информационных и коммуникационных средств вышло на новый уровень, ряд проблем, обозначенных десять лет назад, и сегодня актуальны.
Проблемы дистанционного обучения в дополнительном образовании
1) Технические проблемы
Первое, с чем столкнулись педагоги – это неудовлетворительная работа сайтов, которые предлагались в качестве платформы для онлайн-обучения. Причина проста – они не были рассчитаны на взрывной рост количества посетителей.
Решение. Спустя некоторое время стало понятно, что в такой ситуации предпочтительнее более персонализированное общение (телефон,skype, watsapp, электронная почта). По крайней мере, до тех пор, пока работа крупных платформ не будет адаптирована к ежедневному посещению сотен тысяч пользователей. Перечисленные виды связи привычнее, проще и вполне устраивают как обучаемых, так и педагогов.
2) Проблема коммуникации с родителями
Эпидемия и самоизоляция на большинстве домохозяйств отразились негативно. Это касается взаимоотношений в семье, уровня тревожности и финансовых вопросов. Некоторые из родителей воспитанников оказались уволенными или вынужденно ушли в неоплачиваемые отпуска. Разумеется, это не самым лучшим образом сказалось на том времени, которое они обычно тратили на развитие детей, в том числе и средствами дополнительного образования.
Другими словами, в таких условиях часть родителей перестали выходить на связь, не отвечали на сообщения педагогов о новой схеме обучения и планах по её организации.
Решение. Как показала практика, лучше обращаться к родителям по телефону – кратко объяснить ситуацию и предложить выбрать удобный для них вид связи для обучения детей. Обязательно нужно упомянуть о том, что в сложившейся ситуации дополнительное образование призвано не нагрузить родителей еще больше, а наоборот, помочь им организовать досуг детей. Это позволяет наладить контакт и вернуть учащегося к привычному ритму ежедневных занятий.
3) Предоставление обратной связи
Как уже было отмечено ранее, дистанционное обучение создает определенные проблемы в коммуникации и одной из таких проблем является предоставление обратной связи.
Работая с детьми онлайн, важно помнить, что у них по-прежнему будут возникать вопросы и вам, как педагогу, нужно будет на них отвечать. Если вопросов несколько, то это не так трудно, но со временем они накапливаются и педагогу нужно что-то предпринять, чтобы не тратить на ответы много времени.
Решение. Чтобы хоть как-то упростить предоставление обратной связи, можно использовать голосовые сообщения в качестве ответов. Так вы сможете ускорить процесс коммуникации с учениками и сэкономите немного времени для других заданий.
4) Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многие педагоги и дети еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Решение. Дистанционное обучение в системе российского образования будет продолжать развиваться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и мы будем совершенствоваться и преодолевать трудности вместе с ним.
Конечно же, дистанционное образование не может заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.
Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.
Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.
Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про.
Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.
Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.
Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочется рассказать Вам о последнем родительском собрании, проведённым на днях. Многие трудности в работе воспитателя.
Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.