организация интерактивного обучения включает
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
· доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
· опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность
Результативностьинтерактивного обучения:
¾ развитие активно-познавательной и мыслительной деятельности;
¾ вовлечение студентов в процесс познания, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
¾ развитие умений и навыков анализа и критического мышления;
¾ усиление мотивации к изучению дисциплин, учебного плана;
¾ создание благоприятной, творческой атмосферы на занятии;
¾ развитие коммуникативных компетенций студентов;
¾ сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы;
¾ развитие умений и навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
¾ формирование и развитие умений и навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;
¾ гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
¾ использование таких форм контроля, как электронные тесты (текущие, рубежные, промежуточные), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний, умений и компетенций студентов;
¾ интерактивные технологии обеспечивают постоянный, а не эпизодический (по расписанию) контакт студента с преподавателем.
Статья «Всё об интерактивном обучении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Всё об интерактивном обучении
Современная ориентация образования направлена на формирование компетенций готовности человека к деятельности и общению и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано.
ИНТЕРАКЦИЯ (в психологии) — это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то).
Задачи педагога в интерактивной технологии:
— направление и помощь процессу обмена информацией;
— выявление многообразия точек зрения;
— обращение к личному опыту учащихся;
— поддержка активности участников;
— соединение теории и практики;
— взаимообогащение опыта учащихся;
— облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников процессе обучения;
— поощрение творчества и самостоятельности учащихся.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Считается, что интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.
В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Это обусловлено процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».
Ориентированность на интерактивное обучение обусловлена необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.
Интерактивное обучение является эффективным инструментарием решения задач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.
Определим, на наш взгляд, наиболее важные компетенции :
— необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
— нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого);
— научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
— следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
Формирование компетенций возможно только через соответствующий
опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в
режиме интерактивного обучения.
Принципами интерактивного обучения являются:
— работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
— активно-ролевая (игровая) деятельность;
— тренинговая организация обучения.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи :
— учебно-познавательную (предельно конкретную);
— коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
— социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
— опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
— развитие личностной рефлексии;
— освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
— развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
— формирование ценностно-ориентационного единства группы;
— поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
— принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
— развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
— развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
— нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
— многомерное освоение учебного материала;
— формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.
Эффективность интерактивного обучения
— интенсифицирует процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;
— повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;
— обеспечивает не только накопление знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;
— изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.
Интерактивные приемы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся
«Мастерская будущего» ― один из интерактивных, продуктивных педагогических методов, который обеспечивает эффективное:
По форме организации деятельности участников образовательного процесса метод «Мастерская будущего» представляет собой сочетание индивидуальной и групповой, а также фронтальной деятельностей; способствует развитию мышления, сознания, ценностных ориентаций, приобретению учащимися опыта творческой деятельности, осуществления различных мыслительных операций, моделирования, конструирования деятельности, развивает субъектность участников педагогического взаимодействия.
Условия реализации технологии :
просторная аудитория, где могли бы разместиться все участники.
листы ватмана (по 2-3 листа на каждую творческую группу);
листы бумаги формата А4 (по одному листу для каждого участника);
маркеры (по 1-2 на каждую творческую группу).
Педагог, реализующий данный метод, знакомит участников педагогического взаимодействия с целями и задачами, порядком и услов условиями ее проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии (либо проблему предлагает педагог).
Примером возможных проблем, определяющих содержание технологии «Мастерская будущего», могут быть следующие:
Взаимодействие человека и природы;
Общение человека с искусством;
Совершенствование жизнедеятельности класса.
Для методической работы с педагогами (проведение семинаров, педсоветов) можно предложить любую из актуальных проблем организации и осуществления педагогического процесса, например:
Организация личностно-ориентированного педагогического процесса;
Продуктивные педагогические технологии в школе;
Организация педагогической диагностики учителем;
Целеполагание в педагогическом процессе.
По истечении времени каждому из участников предлагается назвать результаты своей аналитической работы (можно с кратким комментарием).
Этап критики можно закончить обобщающим комментарием педагога или создать из числа участников две аналитические группы, каждая из которых сможет обобщить «+» (одна группа обобщает только «+») и «-» (другая группа обобщает только «-»), а затем выступить с результатами осуществленного обобщения.
Для оформления разрабатываемой модели у каждой творческой группы должны быть листы бумаги большого формата и маркеры.
После того как проекты идеальных моделей подготовлены, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей. Заканчивается этап комментарием педагога об идеальных моделях решения проблемы.
Отметим, что при разработке такой модели руководитель может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, при разработке идеальной модели взаимодействия человека и природы отразить в ней цели, принципы, условия, средства и методы взаимодействия.
Четвертый этап. Рефлексия. В «рефлексивном кругу» каждому из участников дается возможность:
зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
определить причины зафиксированного состояния;
дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития.
Педагог завершает анализ, а также подводит итог реализации технологии.
Прием «Незаконченное предложение»
С помощью данного метода можно как осуществить проверку знаний и способов действия учащихся, так и проверить знания и способы действия, усвоенные на уроке. Приемом «Заверши предложение» необходимо выявить все смыслы, которые учащиеся вкладывают в изученные на уроке понятия. Например, «Человеческое достоинство – это…».
Прием включает два этапа. На первом этапе педагог выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум, ассоциации. Учащиеся выполняют работу индивидуально. Обсуждение полученных записей происходит в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. Следующий этап ― «сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Педагог фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Заранее готовится текст, содержащий ошибочную информацию. Данный текст предлагается учащимся, которые должны выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Педагог предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Составление кластера»
Прием позволяет установить максимальное количество признаков изучаемого явления. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Учитель выделяет ключевое понятие. Далее идет составление кластера, отражающего имеющиеся у учащихся представления по изучаемой теме. С помощью кластера происходит изучение нового материала, и затем учащиеся исправляют кластер в соответствии с полученными новыми знаниями.
Прием «Анализ текста по предложенной схеме»
Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных источников.
Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
«V» – то, что было известно учащимся ранее;
«+» – новая, неожиданная информация;
«–» – информация, противоречащая взглядам учащихся;
«?» – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:
Прием «Двойной дневник»
Педагог предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок учащиеся выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке выражают собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Учащиеся формируются в несколько групп. Важно, чтобы количество образованных групп было четным. Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объему фрагментов. При этом следует учитывать, что количество групп должно быть в 2 раза больше, чем количество фрагментов текста. Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа готовит вопросы к такому же отрывку текста. Целесообразно заранее обговорить их количество. Следующие 2 группы выполняют те же задания, но уже с другими фрагментами текста и т.д. По очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие группы учащихся. Учитель подводит итоги учебной деятельности.
Прием «Учебный мозговой штурм»
Штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся. В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением правил, направляющий деятельность учащихся, а также секретарь, фиксирующий предложенные идеи на отдельном ватманском листе. Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности. Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения.
Решение проблемы состоит из трех этапов:
1. Создание банка идей – учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (никакой критики!).
2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой идее рациональное звено.
3. Обработка результатов – учащиеся отбирают от 2 до 5 наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа.
Далее проводится защита и обсуждение предложенных учащимися проектов.
Данный прием позволяет формировать у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы; развивать мыслительные способности учащихся; диагностировать уровень усвоения нового материала. Перед изучением учебного текста, учитель ставит задачу составить к нему список вопросов. Целесообразно оговорить их минимальное количество. Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Вопросы, расширяющие знания, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Все вопросы учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:
первая группа: вопросы, на которые можно ответить на уроке;
вторая группа: вопросы, требующие отдельного исследования;
третья группа: вопросы, ответы на которые, возможно, не существуют.
При ответе на вопросы первой группы целесообразно предоставить право ответа более подготовленным ученикам. Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих сообщений учащихся.
Условия организации интерактивного обучения
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Правила организации интерактивного обучения
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Понятие и сущность интерактивного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Грибкова Н.В., методист
ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
«Понятие и сущность интерактивного обучения «
Аннотация. В данной статье автором рассматривается интерактивное обучение: его понятие и сущность, цель и задачи, основные правила организации, преимущества и недостатки.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые для наглядности представим схемами. [24. с. 19-25]
1.Пассивная форма обучения (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей («объекта» обучения), подчиненных директивам преподавателя (авторитарный стиль взаимодействия).
Рис 1.1.. пассивная форма обучения
2.Активная форма обучения (рис.1.2) – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (субъекты обучения), обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах( демократический стиль взаимодействия).
Рис 1.2. активная форма обучения
Рис 1.3. интерактивная форма обучения
В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение». В обобщении опыта активной педагогики соединились лучшие традиции зарубежной (Г.Гегель, А.Дистервег, Д.Дьюи, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Фребель), достижения русской (Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский) и советской (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) педагогической практики и науки.
Интерактивное обучение по мнению Е.В, Коротаевой [31. c 57-59]следует рассматривать как многомерное явление. Оно одновременно решает три задачи:
учебно-познавательную (предельно конкретную);
коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном);
социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Интерактивные методы организации учебного процесса, в определенной степени представляют смену образовательной парадигмы и направлены, прежде всего, на развитие у обучающихся умения учиться, критически анализировать и ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными. Эти навыки не только способствуют усвоению обучающимися программного материала, но и во многом обеспечивают социальную компетентность личности и достижение ею жизненного успеха.
Учебная среда существенно трансформирует мотивацию учения: в дело вступают такие стимулы как качественные и количественные характеристики результатов, публичность оценки, стремление проявить качества лидера, добиться личного признания не только у преподавателя, но и у обучающихся группы.
Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения [25. c /64].
Основные правила организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению обучающихся на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности, а затем воспользоваться принципом случайного выбора [24. C 32-38].
Обязательные условия организации интерактивного обучениях
доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [25,c.24-26]:.
Преимущества и недостатки интерактивных форм обучения (подход Н.А.Шмелевой) [24,c.42-44].
1.Создают мотивацию к обучению.
2.Способствуют развитию личности.
3.Облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
4.Побуждают участников формировать определенные психологические навыки, а именно: дифференцированное восприятие, открытую коммуникацию, постановку требований, принятие решения, сотрудничество, личную ответственность.
5.Способствуют появлению ценностных ориентаций.
6.Интерактивные формы могут сбалансировать активность обучающихся, так как вовлекают в работу первоначально пассивных обучающийся.
7.Снижают тревогу, экономят время учебного процесса.
8.Способствуют снятию некоторых защитных механизмов.
9.Побуждают обучающихся распознавать, понимать и оценивать примененные к ним методы обучения.
10.Интерактивные формы обучения способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в сфере человеческих отношений
1.Затраты большего времени на предварительную подготовку (в некоторых случаях специальных опорных дидактических конспектов, опережающих заданий, ознакомление со структурой занятия, управление деятельностью обучающихся по подготовке к занятию).
2.Меньшая возможность одновременного подключения всех видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, двигательной.
3.Интерактивные формы обучения не всегда подходят для решения профессиональных задач в тех случаях, когда содержание материала требует спокойной и сосредоточенной работы.
4. Затруднение широкого применения в вузе из-за отсутствия высокого уровня сформированных умений и навыков обучающихся по ведению диалогового общения, различного рода дискуссий, бесед, обсуждений.
5.Необходимость детальной подготовки к занятиям со стороны преподавателя.
6.Возможно возникновение сложностей у обучающихся в неадекватности восприятия нестандартных способов решения задачи или выхода из ситуации.
7.Отсутствие критериев эффективности интерактивных форм обучения, небольшой процентный показатель их использования в вузе затрудняет повышение качества обучения в формировании конкурентоспособного специалиста
3. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
9. Зарукина Е. В.,Логинова Н.А., Новик М.М.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 59 с.
11. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. /Б.И.Коротяев,- М.:Просвещение, 1986,-209с.
12. Новиков А. М. Понятие о педагогических технологиях [Текст] / А. М. Новиков // Специалист. – М., 2009. – № 10. – С.18–24.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
16. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000.