организация и проведение тактико специальных учений
Организация и проведение тактико специальных учений
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный № 59580
УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 29.07.2020 № 565
Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
2. Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также настоящей Инструкции.
3. Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
5. Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС.
7. Опытно-исследовательские учения проводятся для исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.
8. При работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
12. ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.
ШТ могут быть совместные и раздельные.
Совместные ШТ проводятся органами управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организации для отработки вопросов взаимодействия между ними.
Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления ГО и РСЧС или отдельными структурными подразделениями организации.
ШТ могут быть совмещены с учениями вышестоящих органов управления ГО и РСЧС.
ОТ проводятся в целях отработки как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).
Продолжительность ОТ определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач.
ОТ могут быть совмещены с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
СУТ проводятся в целях проверки реальности планов противопожарной защиты и оценки состояния противопожарной защиты, проверки готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара, обучения работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара, повышения пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в образовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся образовательных организаций) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися образовательной организации) или отдельными группами.
Если цели, указанные в тематике при организации учений и тренировок, не достигнуты, то решением соответствующих руководителей они могут быть спланированы и проведены повторно.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2019, N 52, ст. 7805.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2019, N 27, ст. 3524.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
Обзор документа
МЧС определило порядок подготовки и проведения в органах и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок.
Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями органов и организаций с учетом задач, решаемых в области ГО и ЧС.
Учения и тренировки подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
Организация и проведении тактико-специальных учений
Подготовка и проведение разбора учений
Разбор проводится, как правило, сразу же после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту его завершения.
Еще до начала учения подготавливается теоретическая часть разбора, в которой излагаются основные требования нормативных правовых и методических документов, приказов и указаний соответствующих ведомственных структур применительно к теме проводимого учения.
Основными данными для разбора являются личные впечатления и наблюдения руководителя, его заместителей, замечания, высказанные при отработке учебных вопросов, а также замечания и оценка действий обучаемых, сделанные посредниками.
В докладе руководителя напоминаются тема и учебные вопросы, состав участников, обстановка, в которой действовали все участники. Затем рассматривается работа РиКНС, умение быстро и грамотно принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных. Дается оценка организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения действий, полноты отработки учебных вопросов и достижения целей учения. Завершается разбор рассмотрением реальности мероприятий, изложенных в планирующих документах по ГСЧС и ГО, изложением указаний по устранению выявленных недостатков и постановкой задач по совершенствованию деятельности органов управления и сил ГСЧС и ГО. Желательно иллюстрировать разбор схемами, графиками, таблицами, расчетами и другими документами.
До общего разбора могут проводиться частные разборы в службах ГО и формированиях, участвовавших в учениях. Их проводят заместители руководителя и посредники.
Все положительное и новое, направленное на дальнейшее совершенствование уровня решения задач ГСЧС и ГО, доводится до всего РиКНС.
Тактико-специальные учения (ТСУ) являются основной и наиболее эффективной формой подготовки и слаживания невоенизированных (специальных) формирований ГО, а также подразделений аварийно-спасательных служб для ведения АСДНР при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач ГО.
Основными целями ТСУ являются:
— совершенствование практических навыков командно-начальствующего состава по управлению формированиями при организации и проведении АСДНР и мероприятий по защите населения;
— подготовка и слаживание формирований как для самостоятельного выполнения АСДНР и мероприятий по защите населения, так и во взаимодействии с другими формированиями;
— проверка готовности формирований к действиям в зонах ЧС, очагах поражения (заражения) согласно предназначению;
— выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств.
В целях исследования новых форм и методов подготовки формирований, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения от ЧС и последствий применения ССП, а также проверки отдельных положений проектов нормативных документов по действиям формирований в соответствии с решением МЧС Республики Беларусь, руководителей республиканских органов государственного управления может быть организовано проведение опытно-исследовательских тактико-специальных учений.
На них должна создаваться сложная и поучительная обстановка, характерная для действий в условиях сильных разрушений, пожаров, наводнений, радиоактивного загрязнения и химического заражения, требующая от командно-начальствующего состава своевременных и обоснованных решений на проведение АСДНР, умелых действий формирований в различных условиях обстановки.
Учения формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно с формированиями служб. Например, совместно со спасательным отрядом (командой, группой) могут и должны участвовать санитарные дружины (посты), формирования разведки, охраны общественного порядка, противопожарные, убежищ и укрытий и другие. Количество привлекаемых формирований от служб зависит от темы учения, учебных целей, характера и объема АСДНР.
При этом если какое-либо невоенизированное (специальное) формирование по тем или иным причинам не было привлечено на общее ТСУ формирований, с ним до очередного комплексного учения должно быть обязательно проведено самостоятельное ТСУ.
В тех случаях, когда это предусмотрено планом, учения проводятся совместно с подразделениями специализированных аварийно-спасательных служб города (района).
Практическая работа является основным методом подготовки личного состава к проведению АСДНР в зонах ЧС и очагах поражения.
Руководитель учения при подготовке учения обязан:
— изучить соответствующие нормативные и правовые документы (законы, постановления, наставления, руководства);
— проанализировать состояние подготовки формирований, определить исходные данные, тему, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, количество и состав привлекаемых формирований, район учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения;
— установить порядок подготовки натурных участков, какими силами и в какие сроки должны быть они подготовлены;
— организовать подготовку заместителей, помощников, посредников и всех участников. Обучить командиров умелой организации управления при проведении АСДНР.
Руководитель учения в ходе проведения учения обязан:
— анализировать решения и отдаваемые распоряжения, степень и качество выполнения их личным составом;
— руководить наращиванием обстановки для достижения поставленных учебных целей;
— осуществлять контроль за соблюдением мер безопасности и экологических требований;
— по окончании учения провести разбор, оценить действия командиров, расчетов и формирований в целом.
На штаб руководства возлагается разработка документов по подготовке и проведению учения, оборудование района действий, а также осуществление контроля по окончании учения за сбором и возвращением формирований в места их постоянной работы, приведением в порядок района, где проводились практические работы.
Материально-техническое обеспечение при подготовке и проведении учения заключается в обеспечении формирований необходимой техникой, горюче-смазочными материалами, специальным имуществом, требующимися запасами средств имитации и другими материальными средствами, организацией питания.
При проведении учений с формированиями общего назначения начальники служб гражданской обороны организации, как правило, назначаются помощниками руководителя при соответствующих формированиях.
Для обеспечения своевременного, качественного и полного выполнения формированиями поставленных задач и достижения учебных целей, осуществления постоянного руководства, а также для предупреждения нарушений мер безопасности в формирования направляются посредники.
Для создания обстановки, приближенной к действительной, обозначаются зоны затопления, химического заражения и радиационного загрязнения, имитируются разрушения, пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях, разливы (выбросы) СДЯВ.
Имитация должна быть управляемой, не требующей больших затрат времени и средств на ее подготовку и приведение в действие. Для этого в распоряжение помощника руководителя учения по имитации выделяется необходимое количество личного состава, техники и материальных средств. Он разрабатывает план имитации, оборудует необходимым образом район учения, предусматривает и контролирует соблюдение мер безопасности.
Содержание и объем подготовительных мероприятий зависят от масштаба и целей учения, от уровня подготовленности привлекаемых к учению формирований, их материально-технического обеспечения, а также от состояния района учения.
При подготовке к учению разрабатываются следующие документы:
Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации
Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03
Статья просмотрена: 4489 раз
Библиографическое описание:
Мальцев, Е. П. Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации / Е. П. Мальцев, П. В. Мясников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 885-888. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34882/ (дата обращения: 04.11.2021).
В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные вопросы организации и проведения тактико-специальных учений, как в территориальных органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: тактико-специальные учения, тактико-специальная подготовка, подготовка сотрудников полиции
Законодательством Российской Федерации на территориальные органы МВД России МВД России возлагается огромный круг задач. Особо выделим лишь те задачи, решение которых обычно обусловлено возникновением чрезвычайных обстоятельств:
Участие в специальных мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также обеспечение защиты потенциальных объектов террористических посягательств.
Участие в операциях по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников.
Оказание содействия органам федеральной службы безопасности в борьбе с деятельностью преступных групп экстремистской направленности, а также в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований и банд.
Пресечение массовых беспорядков и иных противоправных насильственных действий.
Участие в предупреждении, пресечении вооруженного мятежа.
Пресечение захвата особо важных объектов или отдельных местностей, критически важных объектов, объектов органов государственной власти Российской Федерации, включая административные здания и объекты органов, организаций и подразделений системы МВД России, органов местного самоуправления [3, с. 36].
Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите, охране государственной границы Российской Федерации.
Отражение группового и (или) вооруженного нападения на собственные объекты системы МВД России, пресечение их захвата.
Оказание содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Принятие при возникновении чрезвычайных ситуаций неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
Стоит отметить, что ни один из органов исполнительной власти не сталкивается с исполнением столь широкого круга задач и в таких объемах. Все это, в свою очередь, предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел особые требования, как к уровню профессиональной подготовки, служебной дисциплины, так и морально-психологической готовности выполнять поставленные задачу в самых различных условиях [5, с. 87].
Указанные обстоятельства определяют значимость и важность заблаговременного проведения с личным составом командно-штабных учений, штабных тренировок, тактико-специальных учений и тактико-строевых занятий.
В рамках данной статьи мы подробно остановимся на изучении лишь тактико-специальных учений, поскольку считаем их наиболее эффективным способом подготовки личного состава к действиям при возникновении различного рода чрезвычайных обстоятельствах. Объяснить это можно, во-первых, тем, что в них может быть задействовано абсолютное большинство личного состава подразделения ОВД, во-вторых, в ходе ТСУ отрабатываются практические навыки и приемы действий личного состава, которые применяются непосредственно при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
Подготовка личного состава подразделений ОВД к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах осуществляется с целью обеспечения готовности к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Эта цель достигается за счет планирования действий сил и средств к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств; обучения личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств к выполнению поставленных задач; устранением недостатков, выявленных при проведении проверок готовности сил и средств в ходе различных тренировок.
Образовательные организации системы МВД России, не являются исключением, и аналогичным образом осуществляют подготовку курсантов и слушателей к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в соответствии с программами обучения.
Подготовка функциональных групп, выделяемых из числа постоянного и переменного состава в группировку сил и средств, осуществляется в порядке, установленном руководящими документами, издаваемыми МВД России.
Итак, тактико-специальное учение представляет собой форму практической подготовки руководителей, сил и средств ОВД, к выполнению задач, основным методом обучения которой является практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, на пунктах управления и на местности, проводимая с привлечением взаимодействующих сил с отработкой реальных действий различных должностных лиц и подразделений.
Анализ научной литературы в исследуемой предметной области показал, что тактико-специальные учения могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от числа участвующих сторон: односторонними и двусторонними.
По ролевому определению функций участвующих в них лиц: все обучающиеся исполняют одну учебную роль; каждый получает отличную от других индивидуальную роль, соответствующую функциям конкретного сотрудника ОВД.
По способу имитации временных рамок деятельности ТСУ могут быть с реальным масштабом времени, условным или их комбинацией.
По технической оснащенности: с привлечением специальной техники, средств связи и т. д.; с применением ЭВМ для обеспечения хода учения и обработки его результатов или без их использования.
Тактико-специальные учения в образовательных организация МВД России, в зависимости от объема и характера учебного материала, могут быть: монодисциплинарными, часто их называют «кафедральными», т. е. основанными на комплексе тем в рамках одной учебной дисциплины и проводимые обычно силами одной кафедры; междисциплинарными или «межкафедральными» — основанными на комплексе тем различных учебных дисциплин и проводимые во взаимодействии нескольких кафедр (к примеру, кафедрами огневой, физической, тактико-специальной подготовки, и др.).
Выбор типа учения (или сочетания типов) определяется характером вводных задач, содержанием учебного материала, степенью подготовленности участников ТСУ.
Основными целями проведения тактико-специальных учений можно назвать следующие:
слаживание действий функциональных групп;
выработка и совершенствование навыков командиров;
выработка у сотрудников высоких моральных и боевых качеств, психологической устойчивости, инициативности и самостоятельности [4, с. 133];
отработка организации и поддержание взаимодействия с представителями иных органов государственной власти, а также соседними подразделений органов внутренних дел.
Тактико-специальные учения являются высшей формой практического обучения, которые формируют у обучающихся навыки выполнения функций, как представителей управленческого аппарата (к примеру, дежурные части, оперативный штаб, группа управления), так и представителей отдельных функциональных групп (оперативно-поисковой, блокирования, конвоирования, связи и т. д.).
Сущность их заключается в том, что задействованный личный состав практически выполняет учебные служебно-боевые задачи на фоне общей непрерывно развивающейся обстановки, по единому замыслу, на местности и в ограниченные сроки.
Подготовка тактико-специального учения должна начинаться с определения его концепции. Для того чтобы ТСУ было правильно грамотно организовано, а поставленные цели учения достигнуты, необходимо определить тему и учебные цели, категорию обучающихся, время и место проведения учения, масштаб учения, легенду учения и авторский коллектив.
На этапе подготовки тактико-специальных учений, разрабатывается и издается целый ряд документов, таких как:
Приказ или распоряжение о проведении тактико-специального учения.
План проведения ТСУ (графическая часть с пояснительной запиской), который включает в себя замысел учения, тему, учебные цели, время проведения учения и т. п.
Организационные или организационно-методические указания личному составу подразделений, участвующих в ТСУ.
Календарный план подготовки к учению, который предусматривает уточнение и определение исходных данных для учения; сроки разработки документов учения и ответственные за это лица; время проведения рекогносцировки района предстоящего учения; мероприятия по подготовки личного состава; мероприятия и сроки подготовки тылового обеспечения, и др.
Оперативное задание, которое разрабатывается на основе тактического замысла и плана проведения учения в письменном виде. Оно включает в себя общую и частную обстановку; справочные данные; указания.
Личный план работы руководителя учения.
Частные планы проведения учения заместителей, помощников руководителя учений и посредников. В них указываются: подразделения, привлекаемые к учению; тема учения; учебные цели; этапы учении и их продолжительность; время отработки каждого учебного вопроса; группировка сил и средств; организация (схема) связи с обучаемыми подразделениями и руководителями; необходимые расчетные и другие данные.
План проведения рекогносцировки района проведения учения.
План подготовки личного состава, задействованного в имитационных действиях.
План имитационных действий.
Инструкция по соблюдению мер безопасности.
План наращивания обстановки или подачи вводных.
План перевозки подразделений или совершения марша.
План охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в районах проведения тактико-специальных учений.
Заявки, расчеты на дополнительные нормы моторесурсов, боеприпасов, имитационных средств, продуктов питания.
Проведение учения подразумевает под собой отработку практических вводных с последующим разбором действий обучающихся.
Таким образом, квинтэссенцией тактико-специальных учений выступает отработка тех вопросов и тактических приемов (способов действий), с выполнением которых обучающиеся могут столкнуться в реальной (боевой) обстановке, в процессе осуществления службы.
Тактико-специальные учения являются сложной, но перспективной формой практического обучения личного состава органов внутренних дел, позволяющая решить целый комплекс учебно-воспитательных задач, эффективность и успех которых, в значительной мере зависит от качества их разработки и методики проведения.