организация и методика проведения занятия на учебном месте в ходе проведения огневой тренировки
Организация и методика проведения занятия на учебном месте в ходе проведения огневой тренировки
Тема 17. Методика огневой подготовки
Методика огневой подготовки
Огневая подготовка является составной частью полевой выучки мотострелковых подразделений.
Для успешного решения огневых задач в бою личный состав подразделений должен:
знать боевые возможности и материальную часть вооружения и боеприпасов, основы и правила стрельбы;
Офицеры, прапорщики и сержанты, кроме того, должны уметь управлять огнем своих подразделений во всех видах боя.
Формы, принципы и методы обучения
Методическая подготовка студентов является очень важным звеном в их общей военной подготовке. Необходимость методической подготовки обуславливается, прежде всего, тем, что студент, став офицером, будет обязан не только командовать своим подразделением, но и повседневно обучать и воспитывать подчиненный ему личный состав.
Именно поэтому командные и методические навыки прививаются студентам на протяжении всего срока военной подготовки, на всех занятиях и тренировках в соответствии с планом, разработанным на кафедре.
В основу привития студентам командных и методических навыков должна быть положена практика в командовании отделением, взводом.
Приобретение студентами методических навыков осуществляется также на плановых занятиях по методической подготовке. Перед проведением занятия (за 2-3 недели) дается задание, в котором указывается тема, цель, учебные вопросы, место и время проведения занятий, и их материальное обеспечение.
На основании задания студенты готовятся к проведению занятия и разрабатывают планы-конспекты, которые представляют преподавателю для проверки и утверждения. В проведении каждого занятия по методической подготовке принимает участие несколько студентов. Каждый из них проводит часть занятия. По окончанию занятия преподаватель выслушивает замечания присутствующих студентов, затем проводит разбор со всем составом взвода и выставляет оценки.
Важнейшей обязанностью командиров всех степеней является тщательная организация и подготовка занятий. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий от них кропотливой работы, творчества, методического опыта и соответствующих теоретических знаний и в зависимости от того, насколько хорошо руководитель подготовился к занятиям, настолько поучительно, интересно и методически грамотно будут проведены занятия.
Формы обучения
На стрелковых тренировках вырабатываются, совершенствуются и доводятся до автоматизма навыки обучаемых в действиях при оружии (в приемах стрельбы), в разведке целей наблюдением, определении дальностей до них и целеуказании, в практическом применении правил стрельбы, в метании ручных гранат и управлении огнем подразделений, необходимые для успешного решения различных огневых задач в бою.
При проведении стрелковых состязаний совершенствуется огневая выучка личного состава подразделений.
Принципы обучения
Огневая подготовка проводится на основе общих принципов обучения и воспитания войск: научность в обучении; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность и активность обучаемых; систематичность и последовательность в обучении; наглядность в обучении; доступность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Сознательность и активность обучаемых заключаются в осмысленном усвоении обучаемыми изученного материала и проявлении ими творчества и активности в ходе занятия. Сознательное усвоение учебного материала должно быть противопоставлено механическому «натаскиванию» или зазубриванию.
Доступность в обучении требует, чтобы объем и содержание изучаемых вопросов были посильны для данной категории обучаемых.
Прочность знаний, умений и навыков предусматривает, чтобы ранее изученный материал (прием, действие) усваивался прочно и на длительное время, систематически повторялся, а приобретенные знания совершенствовались и применялись в новых, более сложных условиях.
Коллективизм и индивидуальный подход в обучении заключаются в том, чтобы в ходе обучения создать благоприятные условия для успешной работы всех воинов подразделения и в то же время индивидуально подойти к каждому из них. Коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, взаимозаменяемость всех воинов расчета, экипажа и подразделения.
Методы обучения
В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, лекция, объяснение, показ, тренировка (упражнение), беседа, самостоятельная работа и стрельба. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых.
Показ является наиболее доступным методом обучения.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному воину. Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.
Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого материала, проверки знаний обучаемых и сообщения им новых знаний.
Последовательность подготовки к занятиям и составление плана (плана-конспекта)
Занятия по огневой подготовке, как правило, организуются и проводятся в масштабе взвода. Занятия во взводе организуются по отделениям. Такая организация занятий позволяет каждому командиру учить своих подчиненных и повышает его ответственность за их огневую подготовку. При необходимости, обучаемые некоторых специальностей (например, гранатометчики, снайперы) могут выделяться на занятиях в отдельные группы.
Любое занятие по огневой подготовке подразделяется на вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть включает проверку наличия обучаемых, их внешнего вида, готовности к занятию, степени усвоения пройденного материала, знаний условий упражнения, порядка его выполнения и мер безопасности; объявление темы, учебных целей, отрабатываемых вопросов и порядка проведения занятия.
Основная часть включает изложение учебных вопросов изучаемой темы или отработку упражнений, нормативов, приемов, закрепление знаний и навыков, проверку практического усвоения изучаемого материала.
Заключительная часть включает разбор занятия, задание на самоподготовку, объявление темы очередного занятия.
Вводная и заключительная части должны занимать не более 10% учебного времени, отводимого на занятие.
Планирование и учет огневой подготовки
Огневая подготовка должна планироваться в тесной связи с тактической подготовкой.
Для проведения стрелковых тренировок на каждый период обучения разрабатываются подготовительные упражнения, обеспечивающие подготовку личного состава к выполнению запланированных стрельб, и определяются сроки их отработки.
Итоги каждого занятия по огневой подготовке записываются в журнал взвода, в котором учитывается посещаемость занятий и успеваемость личного состава взвода, выполнение нормативов, подготовительных упражнений, упражнений учебных стрельб. Учет результатов выполнения упражнений учебных стрельб, кроме того, ведется руководителем стрельбы в ведомости, предусмотренной Курсом стрельб.
В учебных заведениях учет успеваемости обучаемых по огневой подготовке ведется в классных журналах, экзаменационных ведомостях, зачетных книжках и учебных карточках курсантов.
Подготовка к проведению занятий
Подготовка к проведению занятий по огневой подготовке обычно включает: подготовку руководителя и его помощников (руководителей занятий на учебных местах), подготовку обучаемых, подготовку учебных мест и материального обеспечения занятий.
Качественное проведение занятий по огневой подготовке зависит, прежде всего, от уровня огневой выучки и методического мастерства руководителей занятий.
Подготовка руководителей занятий проводится на учебно-методических сборах, инструкторско-методических, показных и открытых занятиях, инструктажах и путем самостоятельной работы. Кроме того, для повышения методического мастерства руководителей занятий проводятся методические совещания и конференции.
На учебно-методических сборах офицеры получают единые методические установки в проведении занятий по наиболее сложным темам огневой подготовки и рекомендации по эффективному использованию учебно-тренировочных средств, учебных приборов и пособий и интенсификации обучения, изучают передовые методы обучения.
Показные занятия могут преследовать две цели: показ образцовых действий подразделений, которых необходимо достичь при обучении, и показ образцовой подготовки, организации и методики проведения занятия, как правило, по новым темам (вопросам) огневой подготовки.
Открытые занятия проводятся в целях оказания помощи командирам подразделений (преподавателям) в организации и методике проведения занятия по огневой подготовке путем коллективного изучения, обсуждения и выработки наиболее целесообразных методов и методических приемов проведения занятий.
Инструктажи по огневой подготовке проводятся, как правило, командирами рот и взводов накануне занятия. На инструктаже офицеры получают указания о порядке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении.
Самостоятельная работа офицеров по подготовке к очередным занятия проводится (по указанию старшего командира) в учебное время и в часы самоподготовки.
В зависимости от своей личной подготовки и опыта руководитель, готовясь к занятиям, проделывает следующее: уясняет тему, цель, содержание, а также место и время проведения занятия, указанные в расписании, условия нормативов и подготовительных упражнений, подбирает и изучает статьи руководств (наставлений), Курса стрельб и методические пособия, имеющие отношение к содержанию темы.
Методические совещания и конференции по огневой подготовке проводятся в частях и подразделениях в целях обобщения и распространения передового опыта огневой подготовки.
Подготовка обучаемых к занятию заключается в сообщении темы занятия и повторении ими ранее изученного материала, необходимого для успешного усвоения темы предстоящего занятия.
Подготовка учебных мест и средств материального обеспечения занятия заключается в определении емкости учебных мест и количества необходимых мероприятий по их дооборудованию, в проверке наличия и исправности учебно-тренировочных средств, наглядных и учебных пособий, используемых на занятии, и в подготовке их к работе.
Учебно-материальная база по огневой подготовке
Составление плана (плана-конспекта)
План-конспект является рабочим документом руководителя. В нем обычно дается четкая формулировка темы занятия; определяются учебные и воспитательные цели; формулируются учебные вопросы; время и место проведения занятия, литература, используемая при подготовке к занятию, материальное обеспечение, содержание работы на каждом учебном месте.
План-конспект составляется лично руководителем занятия и должен включать в себя:
— время проведения занятия;
— место проведения занятия;
— руководства и пособия;
— ход проведения занятия:
— учебные вопросы и время, отводимое на их отработку;
— содержание учебных вопросов;
— действия руководителя и обучаемых.
Качественное проведение занятий по огневой подготовке зависит, прежде всего, от уровня огневой выучки и методического мастерства руководителя занятий, а также тщательной подготовки к занятию, в том числе и правильное составление плана конспекта.
Документы
86. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они обязательны для всех категорий военнослужащих.
89. Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров.
90. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические.
91. Учебно-тренировочные занятия проводятся в составе, определяемом соответствующим Руководством по физической подготовке вида (рода войск) Вооруженных Сил. Количество обучаемых на одного руководителя занятий не должно превышать для военно-учебных заведений – 15 человек, для воинских частей – 30 человек.
92. Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
93. На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин. (10-25 мин. при двух часовом занятии). В ней решаются задачи организации занимающихся и подготовки организма к предстоящим физическим нагрузкам.
94. Для военнослужащих 5–8-й возрастных групп продолжительность подготовительной и заключительной частей занятия увеличиваются. В процессе занятий ограничивается применение физических упражнений, требующих большой физической силы и статических напряжений, резких наклонов, а также вызывающих длительную задержку дыхания.
95. Основная часть занятия проводится в течение 35-40 мин. (65-85 мин. при двух часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными навыками, развивают физические, специальные и морально-волевые качества, формируют умения действовать в сложных условиях.
96. Основная часть занятия проводится на учебных местах с последующей их сменой и заканчивается комплексной тренировкой в течение 5-10 мин. (10-20 мин. при двух часовом занятии).
97. На заключительную часть занятия отводится 3-5 мин. (5-10 мин. при двух часовом занятии). Содержание заключительной части составляют бег в медленном темпе, ходьба, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. Организм приводится в относительно спокойное состояние, подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах.
98. Учебно-тренировочные занятия проводятся комплексно или по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры.
99. Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности военнослужащих.
100. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.
Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военнослужащих и материальным обеспечением занятий.
101. Методические занятия подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.
102. Учебно-методические занятия направлены на формирование у военнослужащих навыков и умений, необходимых для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. Они проводятся с курсантами учебных подразделений, курсантами и слушателями вузов.
103. На подготовительную часть учебно-методического занятия отводится 5-15 мин. В ней ставятся задачи и объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию, к проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий.
Основная часть проводится в течение 35-40 мин. (60-80 мин. в двух часовом занятии). Основное содержание учебно-методического занятия составляет учебно-методическая практика, которая осуществляется под контролем руководителя занятия. В ходе практики применяются такие способы организации обучения, которые позволяют выполнять методическое задание максимальному количеству занимающихся.
На заключительную часть отводится 5-15 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную подготовку. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
104. Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений командиров подразделений (руководителей занятий) в организации и проведении занятий в различных формах физической подготовки. Продолжительность инструкторско-методических занятий 2 учебных часа.
105. На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-15 мин. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию и проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных военнослужащих назначаются руководители занятия.
Основная часть проводится в течение 70-80 мин. В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей форм физической подготовки, с методикой обучения упражнениям, приемам и действиям. Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний командиров подразделений, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. При проведении методической практики, учебная группа делится на несколько подгрупп с целью максимального привлечения обучающихся к выполнению методического задания. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную работу.
106. В воинских частях инструкторско-методические занятия с командирами подразделений (руководителями занятий) проводятся перед изучением новой или наиболее сложной темы обучения, а также в ходе подготовительного периода, при проведении методических сборов под руководством командира части.
107. Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у командиров (руководителей занятий) единого подхода к применению средств и методов физической подготовки военнослужащих. Они могут проводиться перед инструкторско-методическими занятиями а также в ходе сборов с командирами частей и подразделений перед началом нового периода обучения.
К проведению показных занятий привлекаются штатные подразделения. Руководителем показного занятия является: в воинской части — специалист физической подготовки; в военно-учебном заведении — начальник (заместитель) кафедры физической подготовки.
В процессе занятия демонстрируется организация и проведение отдельных разделов или форм физической подготовки с попутными комментариями.
108. В целях повышения устойчивости организма военнослужащих к действиям в особых условиях проводятся занятия со специальной направленностью.
109. В условиях жаркого климата в первые 1-1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся (первые две недели) при средней интенсивности.
В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до +350С. Через каждые 5-7 мин непрерывной физической тренировки со средней интенсивностью (ЧСС 150-160 уд./мин.) предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2-3 мин.
В последующем учебные занятия проводятся при более высокой температуре воздуха и с большей интенсивностью (ЧСС 160-180 уд./мин.). При этом продолжительность непрерывной физической тренировки каждую неделю повышается ступенчатым методом и доводится до 15-20 мин.
Проведение учебных занятий в условиях воздействия высоких температур с личным составом, впервые попавшим в условия жаркого климата, должно сопровождаться медицинским контролем.
110. За 1-1,5 месяца до передислокации военнослужащих в горную местность учебные занятия должны быть направлены на выработку устойчивости организма к кислородному голоданию и на формирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действиях в опасных условиях.
111. В первую неделю пребывания военнослужащих в условиях горной местности используются физические упражнения для развития общей выносливости с низкой интенсивностью. В дальнейшем объем и интенсивность физических упражнений постепенно увеличиваются.
При наличии горной полосы и других специальных сооружений преодоление их сочетается с обучением способам преодоления естественных горных препятствий, горных рек, метания гранат на точность.
112. В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже минус 25оС.
На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков выполнения физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки – развитие выносливости.
113. При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливается наблюдение военнослужащих друг за другом.
114. Физическая подготовка с личным составом в период полярной ночи проводится, как правило, в помещениях. При достаточной освещенности и благоприятных погодных условиях занятия проводятся вне помещения.
Общая организация стрельб методом огневого урока
Инструктируя личный состав, прибывший для проведения стрельб, старший руководитель стрельбы указывает учебные места и объявляет руководителей занятий на учебных местах (руководителей стрельбы на участках).
Объявляет порядок взаимодействия с руководителями стрельбы на участках во время проведения стрельб и доводит время начала и окончания стрельбы. В конце инструктажа объявляет порядок смены учебных мест согласно сетевого графика огневого урока.
Название учебного места (отрабатываемые вопросы)
Инструктаж и проведение разбора стрельбы. Проверка знаний обучаемыми условий упражнений и усвоение требований безопасности при стрельбе. Образцовый показ порядка выполнения упражнения стрельб
Порядок обучения личного состава изготовке к стрельбе из различных положений и выполнение нормативов (при стрельбе из стрелкового оружия)
Тренировка в действиях при вооружении (оружии) МОБД (БТР, МТ-ЛБ) и выполнение нормативов (при стрельбе из БТР (МОБД, МТ-ЛБ)
Обучение разведке целей наблюдением, определению дальности и целеуказанию
Обучение меткости стрельбы с использованием командирского ящика
Обучение меткости стрельбы на тренажерах. Изучение основ и правил стрельбы. Тренировка в решении огневых задач
Выполнение упражнений подготовительных стрельб из малокалиберной винтовки, автомата (ручного пулемета) одиночными выстрелами
— на участке для стрельбы из автомата, пулемета
— на участке для стрельбы из пистолета
— на участке для стрельбы из вооружения боевых машин
Изучение материальной части вооружения (оружия). Выполнение нормативов по его разборке и сборке
Изучение материальной части ручных осколочных гранат. Подготовка ручных гранат к метанию. Метание ручных учебно-имитационных гранат в пешем порядке
К практическому выполнению упражнений стрельб военнослужащие допускаются только после обучения и получения положительных оценок на учебных местах, оборудованных в тылу войскового стрельбища.
На этапе непосредственной подготовки: накануне стрельб и по результатам предыдущих занятий личный состав подразделения делится на две учебных группы:
военнослужащие, выполнившие упражнение стрельб на предыдущих занятиях с положительной оценкой
военнослужащие, выполнившие упражнение стрельб на предыдущем занятии с оценкой «неудовлетворительно»
Для рационального использования учебных мест в ходе занятия на войсковом стрельбище, выделенного учебного времени и оптимальной загрузки помощников руководителя занятий первая учебная группа делится на четыре учебных потока:
военнослужащие, уверенно владеющие личным оружием
2 (2а), 4 и 5-й учебные потоки
военнослужащие, оцененные положительно по результатам предыдущих стрельб (количество военнослужащих во 2 (2а), 4 и 5-м учебных потоках должно быть примерно одинаковым)
военнослужащие второй учебной группы в полном составе (военнослужащие, оцененные на «неудовлетворительно», по результатам предыдущих стрельб)
Накануне стрельбы из числа военнослужащих, выполняющих упражнения практических стрельб на «отлично» подбираются два-три лучших стрелка для участия в образцовом показе порядка выполнения упражнения стрельб. Во время стрелковой тренировки с ними проводится инструкторско-методическое занятие по образцовому выполнению упражнения стрельб, которое спланировано для отработки в ходе огневого урока.
При подготовке к занятию старший руководитель стрельбы составляет сетевой график организации и проведения огневого урока, который утверждает у непосредственного командира (начальника). Сетевой график разрабатывается в 11-ти экземплярах:
для старшего руководителя стрельбы
для руководителей занятий на учебных местах
для руководителя огневой декады (закладывается на командный пункт войскового стрельбища)
Сетевой график учитывает обязательное обучение военнослужащих, оцененных на «неудовлетворительно», по результатам предыдущих стрельб на учебных местах № 2 (2а), 3, 4, 5, 6, прежде чем допустить их к выполнению стрельб на учебном месте № 7. Военнослужащие, стреляющие на положительные оценки, до выполнения стрельб должны пройти обучение на учебных местах № 2 (2а), 4, 5.
Огневой урок начинается на учебном месте № 1, где в течение 10 минут старший руководитель стрельбы:
— объявляет тему, цели и порядок проведения занятия;
— указывает учебные места и порядок взаимодействия с руководителями стрельбы на участках, время начала и окончания стрельбы, порядок смены учебных мест;
— доводит условия выполнения упражнения;
— проверяет знание обучаемыми основных положений Курса стрельб и требований безопасности при стрельбе.
Далее подразделение в полном составе перемещается на учебное место № 7, где с привлечением наиболее подготовленных военнослужащих, образцово показывается порядок выполнения упражнения стрельб.
Для этого после доклада руководителя стрельбы на учебном месте № 7 о готовности к стрельбе старший руководитель стрельбы дает распоряжение на подачу звукового сигнала «Слушайте все» и на поднятие на командном пункте красного флага вместо белого (выставление соответствующего визуального сигнал); после доклада о готовности стреляющей смены к стрельбе и, убедившись в отсутствии на мишенном поле людей, машин и животных, дает распоряжение на подачу звукового сигнала «Огонь».
Образцовый показ выполнения упражнения учебных стрельб старший руководитель стрельбы сопровождает комментариями, а руководит стрельбой руководитель стрельбы на участке.
После окончания показной стрельбы подготовленными военнослужащими старший руководитель стрельбы приказывает поднять на командном пункте белый флаг и подать звуковой сигнал «Отбой».
После этого старший руководитель стрельбы перестраивает подразделение на пять учебных потоков и под руководством помощников руководителя занятий (старших) отправляет личный состав на учебные места в соответствии с сетевым графиком организации и проведения огневого урока:
учебные места № 5, 2 (2а), 7, 8, 3, 9, 4
учебные места № 8, 9, 3, 4, 2 (2а), 5, 7
учебные места № 2 (2а), 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
учебные места № 9, 4, 5, 2 (2а), 7, 8, 3
учебные места № 4, 5, 2 (2а), 7, 8, 3, 9
По готовности всех участков к стрельбе старший руководитель стрельбы приказывает поднять на командном пункте красный флаг (включить красный фонарь) и подает звуковой сигнал «Слушайте все».
Убедившись в готовности обучаемых и в безопасности стрельбы, старший руководитель стрельбы отдает распоряжение на доведение сигнала «Огонь» до руководителей стрельбы на участке.
Отдельные военнослужащие 1–го учебного потока после прохождения учебных мест № 5, 2 (2а) и 7 могут назначаться помощниками руководителя занятий на учебных местах.
В ходе занятий на учебных местах необходимо строго выдерживать следующую последовательность обучения военнослужащих: рассказ (до 5%); образцовый показ (до 5%); разучивание (до 10%); тренировка (до 80%) выделенного учебного времени.
В ходе выполнения упражнения старший руководитель стрельбы наблюдает за действиями стреляющих.
После завершения занятий на всех учебных местах в установленное сетевым графиком время, обучаемые во главе с помощниками руководителя занятий (старших) в составе учебных потоков прибывают на учебное место № 1 для проведения разбора и подведения итогов занятия.
В ходе разбора занятия каждому военнослужащему и подразделению в целом доводятся оценки, отмечаются положительные стороны в личной подготовке военнослужащих и их недостатки. При этом особое внимание обращается на недостатки, которые привели к неудовлетворительному результату.