организация и методика проведения попутной физической тренировки в подразделении конспект
Попутная физическая тренировка
В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены)через каждые 2 ч продолжительностью 5—8 мин. При подборе упражнений особое внимание уделяется возможности привлечения к динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в статическом напряжении или подвергались сдавливанию.
Перед заступлением на дежурство физические упражнения выполняются в виде специального комплекса в течение 8—10 мин в составе расчета, смены или индивидуально в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10—15 мин до заступления на дежурство.
Основные виды физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности — физические упражнения в условиях дежурства, попутная физическая тренировка, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
Спортивно-массовая работа направлена на повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства военнослужащих, организацию содержательного досуга личного состава.
Утренняя физическая зарядка — обязательный элемент распорядка дня. Проводится она через 10 мин после подъема военнослужащих (продолжительность от 30 до 50 мин) и включает в себя подготовительную, основную и заключительную часть.
Утренняя физическая зарядка
Утренняя физическая зарядка проводится в виде комплексной тренировки с использованием ранее изученных физических упражнений. Варианты физической зарядки разрабатываются специалистом физической подготовки и спорта и утверждаются командиром воинской части (начальником высшего военного учебного заведения).
Спортивно-массовая работа проводится в следующих формах:
• учебно-тренировочные занятия по спорту;
• спортивные и военно-спортивные соревнования;
• смотры спортивно-массовой работы;
• спортивные праздники, вечера и другие мероприятия
Учебно-тренировочные занятия проводятся:
• в сборных командах воинских частей, военно-учебных заведений и подразделений — 3—4 раза в неделю продолжительностью до 2 ч;
• в составе подразделений по упражнениям программы физической подготовки, Военно-спортивного комплекса и Военно-спортивной классификации — в часы спортивно-массовой роботы;
• в виде учебно-тренировочных сборов для подготовки сборных команд воинских частей — на протяжении двух недель.
Физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности отличают следующие особенности:
• тесная связь с содержанием учебно-боевой деятельности;
• отсутствие жесткой организационной и методической регламентации.
Физические упражнения в условиях дежурства. Физические упражнения выполняются в целях:
• сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности, умственной и физической работоспособности;
• восполнения дефицита двигательной активности;
• поддержания физической и психической готовности военнослужащих к экстремальным действиям.
Применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих в себя упражнения для отдельных групп мышц, на внимание и координацию, для предупреждения или снятия неблагоприятного воздействия на организм монотонной работы, однообразной позы, ограничения двигательной активности, некоторых факторов внешней среды.
Подбор физических упражнений осуществляется с учетом особенностей соответствующей военно-профессиональной деятельности военнослужащих (общего режима дежурства, характера работы, наличия в ней пауз или перерывов, рабочей позы, внешних условий), а также уровня тренированности и степени утомляемости личного состава.
В зависимости от характера и условий дежурства предусматривается возможность выполнять комплекс физических упражнений до, во время и после дежурства. В каждом из этих случаев комплексы упражнений должны несколько различаться по направленности, содержанию, времени выполнения и продолжительности.
3. После окончания дежурства физические упражнения обычно выполняются в виде специального комплекса в течение 8—10 мин. В содержание комплекса могут включаться: упражнения в потягивании в поясничной части в сочетании с глубоким дыханием, бег на месте с поворотами, наклоны, повороты и вращения головой и туловищем, приседания, подскоки на месте с различными движениями рук и ног, в заключение — бег и ходьба на месте.
Этот вид упражнений направлен на повышение физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и полевой выучки военнослужащих:
• для закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях военно-профессиональных приемов и действий в сложных условиях, например в сочетании с передвижением на местности, преодолением препятствий, перенесением груза и т. д.;
• для повышения общей физической нагрузки на занятиях, когда необходимо научить личный состав выполнять то или иное действие на фоне утомления в условиях большого физического напряжения;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
105. На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-15 мин. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию и проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных военнослужащих назначаются руководители занятия.
Основная часть проводится в течение 70-80 мин. В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей форм физической подготовки, с методикой обучения упражнениям, приемам и действиям.
Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний командиров подразделений, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. При проведении методической практики, учебная группа делится на несколько подгрупп с целью максимального привлечения обучающихся к выполнению методического задания.
Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную работу.
123. Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных навыков и полевой выучки военнослужащих. Она организуется и проводится при передвижениях подразделений к местам занятий, а также в ходе практических занятий по другим предметам обучения.
В организацию попутной физической тренировки входят:
Порядок ее проведения и содержание для каждого варианта определяются заместителем командира воинской части.
Попутная физическая тренировка отражается в конспектах занятия!
Варианты и содержание должен давать заместитель командира части, который поручит это начальнику физкультуры и спорта. Но, учитывая, что документами не определено «Планы попутной физической тренировки», командир роты составляет их самостоятельно в соответствии с этой статьей.
План-конспекты по физической подготовке
ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится с целью повышения уровня физической тренированности и поддержания профессиональной работоспособности военнослужащих. Она организуется с учетом решаемых учебных и боевых задач, включает физические упражнения в условиях дежурства, попутную физическую тренировку, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами.
Физические упражнения в условиях боевых дежурств организуются и проводятся исходя из особенности воинской специальности. Инструкция по выполнению физических упражнений в условиях боевого дежурства разрабатывается начальником физической подготовки и утверждается командиром воинской части.
В организацию попутной физической тренировки входят: выбор маршрута, его подготовка, определение методов тренировки и нагрузки; отражение в расписании занятий и плане-конспекте краткого содержания тренировки и инструктаж соответствующих должностных лиц. Порядок ее проведения, содержание и контрольные нормативы для каждого варианта определяются заместителем командира воинской части и начальником физической подготовки и спорта.
увеличением количества повторений специальных приемов и действий;
увеличением дистанции ускоренного передвижения;
повышением скорости передвижения и выполнения других действий;
увеличением массы переносимого груза;
использованием средств индивидуальной защиты;
уменьшением времени отдыха между упражнениями и действиями.
Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности и поддержания постоянной готовности к действиям с максимальным физическим напряжением.
В период длительного передвижения войск железнодорожным транспортом физические упражнения выполняются во время продолжительных остановок в форме зарядки в порядке установленном начальником воинского эшелона. Во время безостановочного движения воинского эшелона физические упражнения выполняются в вагонах через каждые 3-4 ч с соблюдением норм и правил безопасности.
При передвижении войск на боевых и транспортных машинах физические упражнения выполняются во время остановки, не выходя из машин или после высадки из них.
При нахождении в военно-транспортной технике военнослужащие выполняют физические упражнения на своих местах. Применяются наклоны, повороты и вращения головой и туловищем, поднимание рук, ног, прогибание в грудной части и другие физические упражнения.
После высадки из транспортных средств физические упражнения выполняются с разрешения старшего колонны, который определяет порядок, время и место занятий. Применяются пробежки по местности с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения или подвижные игры.
СПОРТИВНАЯ РАБОТА
Спортивная работа в подразделениях проводится с целью вовлечения военнослужащих в регулярные занятия физическими упражнениями и направлена на повышение уровня их физической и спортивной подготовленности, а также на организацию досуга. Она проводится во время, предусмотренное распорядком дня воинской части.
Спортивная работа осуществляется в следующих формах: учебно-тренировочные занятия по спорту, спортивные и военно-спортивные соревнования, смотры спортивной работы, спортивные праздники и другие мероприятия.
Спортивная работа в воинской части включает: массовый спорт и подготовку сборных команд воинской части. Основными формами спортивной работы являются: учебно-тренировочные занятия по спорту, спортивные и военно-спортивные соревнования, смотры спортивной работы, спортивные праздники, вечера, а также массовые спортивные мероприятия и работа по военно-спортивному комплексу.
Содержание занятий массовым спортом составляют: регулярная физическая тренировка и спортивные соревнования по упражнениям, входящим в программы физической подготовки, Военно-спортивный комплекс (ВСК), а также виды спорта, включенные в Военно-спортивную классификацию и Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
Мероприятия по массовому спорту в воинской части проводятся 3 раза в неделю: два раза – по 1 ч в рабочие дни (в свободное от занятий время) и 3 ч – в выходные и праздничные дни.
В подразделении для помощи командиру в организации и проведении спортивной работы назначается спортивный организатор. Он обязан:
участвовать в организации и проведении спортивной работы в подразделении;
оформлять и представлять командиру подразделения материалы на военнослужащих, полностью выполнивших нормы и требования ВСК.
Учебно-тренировочные занятия в сборных командах подразделений проводятся 3-4 раза в неделю по 2 часа.
При организации спортивной работы планируется проведение соревнований для военнослужащих разных возрастных групп и их участие в соревнованиях, проводимых для всего личного состава. Военнослужащие привлекаются к выполнению норм и требований Военно-спортивного комплекса, соревнований по военно-прикладным видам спорта, активно участвуют в организации учебно-тренировочных занятий, судействе спортивных соревнований.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется возможность свободного выбора занятий тем или иным видом спорта.
Участие военнослужащих в спортивных мероприятиях обязательно и не зависит от их возраста и служебного положения.
Спортивные и военно-спортивные соревнования проводятся в соответствии с действующими правилами. Результаты соревнований фиксируются в протоколах, которые хранятся в течение одного года.
Военнослужащие могут принимать участие в соревнованиях, проводимых городскими, областными, общественными и другими спортивными организациями. Командирование военнослужащих производится в порядке, установленном в Вооруженных силах.
Смотры спортивной работы проводятся ежегодно по упражнениям Военно-спортивного комплекса, военно-прикладным видам спорта с определением мест каждому подразделению, воинской части.
К выполнению норм и требований Военно-спортивного комплекса привлекаются все военнослужащие, кроме занимающихся в группе лечебной физической культуры и освобожденных по состоянию здоровья.
Военнослужащие, выполнившие все упражнения и требования Военно-спортивного комплекса, представляются к награждению знаками отличия Министерства обороны в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации.
Награждение военнослужащих нагрудным знаком «Воин-спортсмен» первой и второй степени осуществляется по приказу командира воинской части, а нагрудным знаком «Воин-спортсмен» золотистого цвета – по приказам командующего войсками военного округа и выше. Нагрудный знак и удостоверение к нему выдаются военнослужащим бесплатно и вручаются в торжественной обстановке.
Установленные в Российской Федерации спортивные звания и разряды, судейские звания и категории присваиваются военнослужащим, членам их семей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с требованиями и условиями Всероссийской Единой спортивной классификации.
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Военная топография дает знания о местности, учит способам ориентирования на ней, умелому использованию топографических карт при выполнении различных задач, а так же приемам работы с картой на местности и составлению графических документов.
Знания военной топографии позволяют командиру более полно оценить обстановку, принять наиболее целесообразное решение лучше организовать наблюдение и систему огня, полнее использовать тактические и защитные свойства местности в интересах успешного выполнения боевых задач.
Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 831 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Попутная физическая тренировка
Физические упражнения в особых условиях
Рост технической оснащенности и вооружения обусловил изменение характера труда сотрудников ОВД ряда специальностей. Профессиональная и служебная деятельность сотрудников ОВД некоторых специальностей связана с длительным пребыванием в условиях ограниченной подвижности. Это особенно относится к личному составу, несущему боевые дежурства у пультов управления, радиолокационных приборов, на узлах связи и в других аналогичных условиях.
Длительные марши на автомашинах и других транспортных средствах также связаны с пребыванием в условиях ограниченной подвижности.
Физические упражнения в особых условиях применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих упражнения для отдельных групп мышц на внимание и для предупреждения неблагоприятных функциональных изменений.
Учебно-тренировочные занятия по спорту и состязания
Учебно-тренировочные занятия и состязания по видам спорта, упражнениям из программ служебной подготовки, служебно-спортивного комплекса, единой всероссийской и военно-спортивной классификации составляют основу всей спортивной работы в органах внутренних дел.
Принципы, методы обучения и их реализация в процессе занятий по
Физической подготовке
Качество любого учебного процесса зависит от того, как и в какой степени, его руководители используют основные, руководящие положения обучения – дидактические принципы, которые служат научно-педагогической основой учебного процесса и их реализация в процессе обучения является обязательным требованием для каждого руководителя занятий.
Важнейшими дидактическими принципами, принятыми в системе ОВД являются принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, а также коллективизма и индивидуального подхода в обучении. Кроме того, исходя из объективных закономерностей обучения сотрудников, в учебно-педагогическом процессе необходимо учитывать некоторые специфические принципы обучения: это принцип научности и принцип «учить тому, что необходимо в условиях профессиональной и служебной деятельности», а также принципы безопасности жизнедеятельности, гуманизации; воспитательной направленности, преемственности и поступательности в процессе обучения, принцип междисциплинарных взаимосвязей.
Принципы обучения в своем содержании должны отражать мировоззренческий характер постановки учебного процесса и отвечать не только на вопрос: « как учить?», но и « как сочетать обучение с воспитанием».
Принципы обучения в своей реализации должны отражать требования научной организации учебного труда (НОТ), основными задачами которой являются:
— обеспечение научности учебных материалов в процессе обучения;
— качественное планирование и организация учебного процесса;
— организация учебного дня и самостоятельной учебной работы;
— техническое оснащение учебного процесса;
— апробация условий труда преподавателей;
— разработка методом отбора, профориентации и подбора преподавательских кадров;
— сочетание условий по обучению и воспитанию сотрудников с постоянным поддержанием и повышением их профессионального мастерства.
Основными принципами обучения физическим упражнениям являются: сознательность, активность, наглядность, систематичность, постепенность и доступность, прочность. Они тесно связаны и взаимно обусловлены.
Принцип сознательноститребует от занимающихся ясного понимания изучаемых упражнений и сознательного отношения к их овладению.
Реализация принципа сознательности при обучении физическим упражнениям зависит от соблюдения следующих условий:
— разъяснение сотрудникам значения физической подготовки для повышения их профессионального мастерства;
— четкая постановка задач;
— разъяснение сущности изучаемых упражнений и их влияния на организм;
— воспитание у занимающихся умения анализировать неудачи и успехи.
Реализации принципа активности при обучении физическим упражнениям способствуют следующие условия:
— четкость процесса обучения;
— применение состязательного метода;
— оценка и поощрение;
— самостоятельное выполнение упражнений.
Принцип наглядностипредполагает формирование у обучаемых точных и ясных представлений об упражнении. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:
— образцовый показ изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым объяснением;
— использование учебных кинограмм, кинофильмов, плакатов, схем и других наглядных пособий.
Принцип систематичностипредполагает систематизированное, строго последовательное и регулярное прохождение учебного материала, это достигается соблюдением следующих условий:
— методически правильное распределение учебного материала в процессе о6учения;
— регулярное использование всех форм физической подготовки.
Принцип постепенности и доступностипредполагает постепенное усложнение учебного материала и его посильность для занимающихся. В связи с этим необходимо соблюдать следующие условия:
— последовательность в переходе от легких и простых упражнений к более сложным и трудным;
— постепенное повышение физической нагрузки..
Принцип прочностиозначает такую постановку обучения, которая обеспечивает твердое закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени, а также их устойчивость в разнообразных условиях. Для этого целесообразно соблюдать следующие условия:
— многократное повторение физических упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке;
— проверка и оценка достигнутых результатов.
Под методами обучения физическим упражнениям понимают пути и способы, при помощи которых руководитель вооружает занимающихся знаниями, формирует у них двигательные навыки и развивает их физические и специальные качества. В соответствии с этим различают следующие основные методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Словесные методыоснованы на использовании слова, как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу и др.
Рассказ – повествовательно – описательное изложение материала с целью сообщения фактов и выводов.
Беседа применяется при изложении нового материала, повторении пройденного, закреплении и проверке знаний обучаемых. В процессе обучения физическим упражнениям используют и другие словесные методы: команда, указание, замечание.
Наглядные методы обучениявключают: показ упражнений руководителем и демонстрацию кинофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий, создающих у занимающихся образные представления об изучаемых упражнениях. К наглядным методам обучения относится также использование зрительных и слуховых ориентиров, облегчающих выполнение двигательных действий.
В процессе физической подготовки чаще всего используется показ упражнений. Поэтому руководитель должен правильно и четко показывать то или иное упражнение, так как занимающиеся будут стремиться подражать ему. Здесь вступает в силу принцип «делай как я!».
Практические методы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств сотрудников. Они основаны на активной двигательной деятельности самих обучаемых, основным из практических методов является повторение упражнений, приемов и действий с постепенным усложнением условий и повышением физическощй нагрузки.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1511 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Указанные особенности предъявляют специфические требования к организации и проведению физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности. К таким требованиям относятся:
исключение нарушений распорядка дня, изменения времени проведения, структуры и содержания занятий по боевой подготовке;
максимальное содействие решению учебных и воспитательных задач каждого занятия (мероприятия);
достижение максимальной прикладности используемых средств и методов физической тренировки;
учет закономерностей физического совершенствования военнослужащих;
соответствие организационно-методических указаний требованиям руководящих документов, обеспечение постоянной бдительности и мер безопасности при выполнении физических упражнений в процессе дежурств и при передвижении войск транспортными средствами.
Данные требования должны обязательно учитываться как при организации физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности, так и при ее обеспечении и реальном проведении.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОПУТНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Выбор и подготовка маршрутов попутной физической тренировки. Для проведения тренировки изучаются пути следования подразделений к местам занятий, находящимся вне части, уточняется удаление этих мест от расквартирования личного состава, рельеф местности, наличие естественных и искусственных препятствий и водных преград. На основе этого проводится необходимая подготовка путей передвижения. На отдельных участках пути следования подготавливаются дополнительные к имеющимся искусственные препятствия: заборы разной высоты, бревна, переброшенные через глубокие канавы, лесные завалы, рвы различной ширины. Количество препятствий и их размеры должны обеспечивать выполнение одинаковых действий несколькими военнослужащими одновременно. При наличии на пути движения водной преграды обследуется состояние ее дна, обозначаются места преодоления вброд и вплавь на подручных средствах.
После изучения и подготовки местности для передвижения к местам занятий устанавливается несколько маршрутов попутной физической тренировки, указывается протяженность каждого из них и путь следования подразделений.
Разработка вариантов тренировки на каждом маршруте. В связи с неодинаковым уровнем физической подготовленности военнослужащих различных подразделений, а также изменением этого уровня на протяжении периода обучения на каждом маршруте устанавливается несколько вариантов проведения попутной тренировки. При одинаковой общей протяженности маршрута варианты будут отличаться друг от друга временем, затрачиваемым на передвижение, характером сочетания ходьбы и бега, количеством и сложностью преодолеваемых препятствий, выполняемых приемов и действий, использованием действий в противогазе и защитной одежде, величиной установленных контрольных нормативов. Количество вариантов на каждом маршруте определяется в зависимости от конкретных условий, они должны разрабатываться с учетом постепенного усложнения трудности их выполнения.
Попутная физическая тренировка должна решать как общие, так и специальные задачи физической подготовки. Поэтому в содержание вариантов включаются упражнения, приемы и действия, направленные на совершенствование наиболее важных для личного состава данной воинской специальности качеств и навыков. Кроме того, в процессе попутной физической тренировки выполняются боевые приемы и действия, характерные для соответствующего рода войск.
В Инструкции указываются перечень маршрутов тренировки и их протяженность, варианты тренировки для каждого маршрута, дистанции передвижения шагом и бегом, режим чередования ходьбы и бега, темп передвижения, порядок выполнения боевых приемов и действий, ориентировочное время на проведение тренировки по соответствующему маршруту и варианту.
Руководствуясь данной инструкцией, командиры подразделений в зависимости от характера и содержания проводимых на учебных местах занятий, от уровня подготовленности личного состава и от общей физической нагрузки определяют количество попутных тренировок в неделю, время их проведения, а также маршрут и вариант тренировки. Эти данные приводятся в расписании занятий подразделения на неделю.
В планах занятий по соответствующим предметам боевой подготовки отражаются: целевая направленность занятия применительно к физической тренировке личного состава, содержание и порядок проведения физической тренировки, организационно-методические указания по соблюдению на занятиях заданного режима тренировочных воздействий.
Подготовка командиров. Этот элемент организации является необходимым условием эффективности попутной физической тренировки. Необходимый уровень методической подготовленности командиров подразделений обеспечивается проведением с ними инструкторско-методических и показных занятий, а также их самостоятельной подготовкой. Для подготовки своих помощников командир подразделения проводит инструктажи, на которых сообщает содержание попутной тренировки, порядок ее проведения и уточняет действия помощников на отдельных этапах тренировки.
Эффективность попутной физической тренировки достигается путем рационального последовательного выполнения упражнений, выбора оптимальной физической нагрузки и эмоциональностью проведения.
При высокой тренированности воинов последовательность чередования упражнений, приемов и действий периодически изменяется. Так, если в течение ряда тренировок преодоление препятствий, выполнение боевых приемов, действия в защитной одежде использовались в конце, то в дальнейшем они применяются и в начале тренировки.
Попутная физическая тренировка в зимних условиях должна всегда начинаться с передвижения на лыжах, после чего могут выполняться и другие действия.
для закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях боевых или профессиональных приемов и действий в сложных условиях;
для повышения общей физической нагрузки на занятиях, когда необходимо научить выполнять то или иное действие или прием на фоне утомления, в условиях большого физического напряжения;
Большое число упражнений, приемов и действий, выполняемых в ходе попутной тренировки, обусловливает ее высокую плотность и большую физическую нагрузку. Постепенность в повышении нагрузки достигается прохождением одинакового расстояния в более короткое время, увеличением дистанции, преодолеваемой бегом, усложнением рельефа местности и сложности преодолеваемых препятствий, увеличением веса выкладки и переносимых грузов.
Для повышения эмоциональности выполнения попутной физической тренировки широко используется состязательный метод. Состязания в процессе попутной тренировки носят, как правило, командный характер и включают выполнение нескольких приемов и действий. Проведение состязаний по преодолению всего маршрута попутной тренировки затрудняет возможность точно дозировать физическую нагрузку и может привести к переутомлению военнослужащих, поэтому состязания по передвижению на всю дистанцию с выполнением соответствующих приемов и действий проводятся лишь при высокой степени тренированности личного состава.
§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В УСЛОВИЯХ ДЕЖУРСТВА
Организация физических упражнений в условиях дежурства включает те же элементы, что и организация попутной физической тренировки.
Для военнослужащих, учебно-боевая деятельность которых проходит в условиях ограниченной подвижности, офицером-специалистом физической подготовки и спорта части разрабатывается инструкция по выполнению физических упражнений в условиях дежурства. В ней должны быть указаны условия, в которых выполняются физические упражнения, их задачи, лица, ответственные за проведение упражнений, место, время выполнения, перечень и описание упражнений; методика их выполнения (последовательность, темп, количество повторений, интенсивность), указания по мерам безопасности, поддержания бдительности и другим необходимым вопросам.
Физические упражнения в условиях дежурства проводятся на местах выполнения военнослужащими учебно-боевых и боевых задач обычно без какого-либо инвентаря и предварительной подготовки мест. Если есть возможность, для выполнения физических упражнений отводится и оборудуется специальное место, на котором необходимо иметь гантели, гири, эспандеры, набивные мячи, гимнастические палки и другой простейший спортивный инвентарь.
Командиры, проводящие физические упражнения в условиях дежурства, должны знать их значение, влияние на организм и владеть правильной методикой их применения. Привитие командирам этих знаний, умений и навыков осуществляется в процессе теоретических и инструкторско-методических занятий, а также инструктажей.
Правильность использования физических упражнений в условиях дежурства контролируется штабами частей и батальонов (дивизионов) соответствующими командирами (начальниками), офицерами-специалистами физической подготовки и спорта, офицерами медицинской службы. Основное внимание при контроле обращается на регулярность выполнения физических упражнений, их подбор и соблюдение правильной методики выполнения.
Физические упражнения в условиях дежурства выполняются перед заступлением на дежурство, в процессе дежурства и после его окончания. Они могут выполняться в самой разнообразной обстановке. Их содержание и методика выполнения определяются в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности военнослужащих. Однако в любом случае применения физических упражнений в особых условиях должны соблюдаться следующие общие методические требования: рациональная последовательность выполнения упражнений, правильное дозирование физической нагрузки, обеспечение положительного эмоционального воздействия, учет времени суток и микроклиматических условий.
Вначале выполняется ходьба и упражнения в потягивании (в умеренном темпе) с прогибанием в поясничной и грудной части, которые сочетаются с глубоким дыханием. Затем в комплекс включаются упражнения, связанные с более активной двигательной деятельностью и воздействующие на отдельные мышечные группы: разнообразные движения руками (поднимание вверх и опускание вперед и в стороны, вращение в плечевом суставе, сведение и разведение рук от груди, вращение кистями и т. п.), ногами (поочередное поднимание и опускание прямых и согнутых в коленном суставе ног, вращение ступней, поочередное отведение ног в сторону и назад, приседания и др.). Далее выполнение упражнений усложняется вовлечением в работу большого числа мышечных групп. В такого рода упражнения, выполняемые обычно на четыре счета, включаются движения рук, ног и туловища. Например, из исходного положения «строевая стойка» на счет «раз» движением вперед поднять руки вверх, пальцы выпрямлены, на счет «два» наклониться вперед, руки опустить вниз и дальше назад до отказа, на счет «три» выпрямиться и присесть, руки — вперед, ладони — внутрь, насчет «четыре» встать, руки опустить вниз. Подобные упражнения оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся. В конце выполняются ходьба, бег, упражнения для расслабления мышц и в глубоком дыхании.
Физическая нагрузка в процессе выполнения комплекса упражнений вначале постепенно повышается, а в конце плавно снижается. Количество повторений и интенсивность выполнения упражнений должны быть оптимальными для организма. Недостаточное количество повторений упражнений и низкая нагрузка не вызовет необходимого повышения обмена веществ и возбудимости центральной нервной системы, не приведет к улучшению работоспособности.
Чрезмерно же высокая физическая нагрузка может вызвать излишнее возбуждение и утомление, а в связи с этим — и снижение работоспособности.
Учитывая это, первые и последние упражнения комплекса нужно выполнять в медленном темпе из расчета выполнения одного движения примерно за 1,5 с. В середине комплекса упражнения выполняются в среднем (одно движение за каждую секунду) и быстром темпе (каждое движение — менее чем за 1 с). Темп выполнения упражнений, амплитуда движений и степень мышечных напряжений должны обеспечивать значительную интенсивность физической нагрузки.
Эмоциональность выполнения физических упражнений достигается: разъяснением личному составу значения выполнения комплексов для поддержания работоспособности; периодическим изменением содержания комплексов; включением в них игровых упражнений; умением руководителя живо и интересно показать упражнения; использованием портативных снарядов (гантелей, эспандеров, резиновых лент и др.); предоставлением возможности воинам выполнять некоторые упражнения или весь комплекс самостоятельно; поощрением отдельных военнослужащих за добросовестное выполнение упражнений.
В ночное время вольные упражнения для отдельных групп мышц выполняются в более быстром, чем обычно, темпе и с большей интенсивностью. Это обусловлено тем, что ночью уровень возбудимости центральной нервной системы понижен. При этом особо важное значение имеет разнообразие упражнений по характеру и структуре и заинтересованность воинов в их выполнении. На повышение тонуса нервной системы военнослужащих ночью большое влияние оказывают упражнения на (внимание с более сложной координацией движений: одновременные движения рук и ног в разных плоскостях и направлениях, повороты с различными положениями рук, выполнение упражнений по заданию руководителя.
При низкой температуре внешней среды упражнения выполняются чаще и быстрее. Благодаря этому их количество, а главное, физическая нагрузка увеличиваются. В содержание комплекса включаются прежде всего упражнения, связанные с вовлечением в работу больших мышечных групп и вызывающие интенсивное теплообразование.
При высокой температуре воздуха упражнения выполняются в более медленном темпе, с большой амплитудой движений. Они должны быть связаны с вовлечением в работу отдельных, как правило, небольших групп мышц и не вызывать повышенного теплообразования. При длительных статических позах в условиях высокой температуры внешней среды рекомендуется использовать упражнения на внимание и приемы самомассажа.
Физические упражнения перед заступлением на дежурство (специальный комплекс) выполняются в течение 8-10 мин в составе расчета, смены или индивидуально. Упражнения проводятся в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10-15 мин до заступления на дежурство.
Для включения в комплекс могут быть рекомендованы:
динамические упражнения для умеренного повышения обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ходьба спокойная, ускоренная и с высоким подниманием колен);
динамические упражнения для более быстрого увеличения интенсивности обмена веществ и повышения деятельности органов и систем организма, для ликвидации застойных явлений в отдельных частях тела (медленный бег, прыжки, подскоки, приседания в сочетании с прыжками);
упражнения для выпрямления позвоночника, расширения грудной клетки, активизации дыхания (потягивание с глубоким дыханием);
упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса и усиления в них кровообращения (движение рук в различных направлениях, сгибание в локтевых суставах, вращение рук и кистей);
упражнения для укрепления мышц туловища и живота, увеличения подвижности позвоночника, улучшения осанки (наклоны туловища в стороны и вперед, вращение туловища в разных направлениях);
упражнения для укрепления мышц ног и усиления в них кровообращения (приседание на одной и на обеих ногах, поочередное размахивание ногами в различных направлениях, поднимание на носках, вращение ступней ног в голеностопном суставе);
упражнения вдвоем, выполняемые с целью более сильного воздействия на организм и повышения эмоционального состояния;
упражнения на координацию движений и на повышение внимания.
В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены) через каждые 2 ч продолжительностью 5-8 мин.
Выполнение упражнений не должно снижать внимание военнослужащих, при первой необходимости или команде они немедленно должны приступить к исполнению своих служебных обязанностей.
Основное внимание при выполнении упражнений уделяется динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в статическом напряжении или подвергались сдавливанию.
Так, например, при боевом дежурстве летчиков в дежурной комнате основное содержание комплекса составляют вольные упражнения для отдельных групп мышц, а также специальные вольные упражнения для летного состава, включающие наклоны, повороты, вращения головой и туловищем в различном темпе. Комплекс включает 8- 12 упражнений и выполняется в течение 5-6 мин. Целесообразно использовать при этом ходьбу и бег в умеренном темпе. Опыт войск показывает, что в некоторых частях в условиях дежурства кроме вольных упражнений выполняются упражнения с гантелями, гирями и штангой, применяются упражнения на гимнастических снарядах, а также проводятся подвижные и спортивные игры (волейбол и ручной мяч). При подборе упражнений необходимо исходить, прежде всего из строгого соблюдения требований несения боевого дежурства. При отсутствии надлежащего врачебного и педагогического контроля подвижные игры проводить не рекомендуется.
Таким образом, постоянная и систематическая физическая тренировка военнослужащих в процессе учебно-боевой деятельности является важным средством обеспечения их физической готовности к успешным действиям в современном бою.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. В чем сущность и значение физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности?
2. Когда и с кем проводится попутная физическая тренировка?
3. В чем особенности организации физических упражнений в условиях боевого дежурства?