оранский монастырь нижегородской области фото
Оранский монастырь нижегородской области фото
Село Оранки и Оранский монастырь находятся в Богородском районе Нижегородской области, в 100 км от Нижнего Новгорода.
Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода
В Оранки на автобусе
Доехать можно с пересадкой в Богородске. До Богородска – на автобусе с автовокзала «Щербинки». В Богородске на автостанции пересесть на автобус №115 Богородск – Оранки (время отправления 8.30; 12.00; 16.20). В Оранках на автобусной остановке есть обратное расписание.
От автобусной остановки идти по асфальтовой дороге, мимо магазинов, до синих ворот в монастырь.
В Оранки на автомобиле
Въехав в Оранки, ехать по асфальтовой дороге, мимо автобусной остановки, проехать мимо двух магазинов до синих ворот в монастырь. Ворота нужно открывать самим. На территории Оранского монастыря есть большая парковка.
Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Оранок – около 100 км.
Координаты монастыря: N 55° 53′ 41» ; E 43° 42′ 53,8»
История Оранского Богородицкого мужского монастыря
Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым.
В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.
Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.
Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через чудотворную Оранскую икону. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее существование.
Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано.
В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до 90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой профилакторий (ЛТП).
В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.
Оранский Богородицкий мужской монастырь сегодня
Доминирующими на территории Оранского монастыря являются собор Владимирской иконы Божьей Матери (там хранится Оранская икона Божьей матери) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Оба храма проходили реставрацию совсем недавно, частично работы еще ведутся. Храмы действующие, проводятся службы.
А еще при Оранском монастыре есть святой источник. Построена крытая купальня.
Телефон Оранского монастыря (83170) 4-55-45.
Оранский Богородицкий мужской монастырь Нижегородской области – обзор, история, советы паломникам
Драгоценнейшей из жемчужин русского православия обитель, расположенную в селе Оранки на Нижегородских землях, именуют недаром. Подобное определение она заслужила необычностью происхождения, трудами своих отцов-создателей, святостью пройденного ею тернистого пути и находящимися в ней удивительными реликвиями.
Оранский монастырь: исторические вехи
Письменных источников, освещающих историю создания монастыря вблизи Оранского поля на Славеновой (сегодня – Словенской) горе, немало. Первый из них – рукописная Повесть о возникновении монастыря, изложенная безымянным автором-монахом в 1662 году.
Откуда что пошло, и как начиналось
Возвышенность, на которой в начале второй трети XVII века основана была пустынь (так традиционно называли территории, заселяемые отшельниками), столетия опоясывали непроходимые заволжские леса. Чтобы ее подготовить к застройке, лесной массив надо было расчистить, а оголившееся Оран-поле (топоним восходит к старославянскому орати) распахать. Отсюда и слово Оранки – «вспаханное место». Задолго до продвижения сюда славян, однако, местность эту считала своею языческая мордва.
Как мог возникнуть православный очаг на участке, веками используемом язычниками в качестве мольбищ и кровавых жертвоприношений многочисленным божествам диких племен?
Благодаря нижегородскому вотчиннику дворянских кровей Петру Андреевичу Глядкову (по иным данным – Гладкову/Гляткову). Дослужившись до звания военного головы и взяв отставку, он решил удалиться от мира и поселился в сельце Бочеево – своей вотчине.
В разумном хозяйствовании, воспитании сыновей и преклонении перед Владимирской иконой Богоматери из Успенья при Московском соборе видел он смысл дальнейшего существования. Могущество образа Матери Божьей бывший воин ощутил лично: Пречистая исцелила его от тяжелой болезни.
5 лет спустя в благодарность, в 1634 году, П.А. Глядков заказал список (то есть копию) чудотворной иконы живописцу Григорию Черному. Этим годом впоследствии и датировали основание обители. Сама же мысль возвести храм на расположенном поблизости взгорье посетила Глядкова после трех одинаковых вещих снов, где голос свыше повелевал спящему поставить церковь в честь иконы-покровительницы в угодном Богородице месте. А до того – водрузить на богоизбранной горе крест.
Точного местонахождения святилища хозяин поместья не знал, но вскоре, пересекая Оранное поле, увидал устремленное из земных недр ввысь огненное сияние. Восприняв это как знамение, сподвижник понял: Оран-гора избрана для реализации высказанной в сновидениях идеи.
Осталось получить патриаршее благословение на строительство – и приступить к воплощению в жизнь ниспосланного с небес пожелания. Мраморный крест-символ Глядков установил в 1634 же году, ознаменовав тем закладку будущего храма.
Деревянная церковь-первенец была построена в считанные сроки – за три месяца. Открытие состоялось в 1634 (по некоторым сведениям – в 1635) году, 21 сентября (4 октября по новому летоисчислению), в памятный для верующих день Апостола Кондрата. Икону-копию к алтарю привезли в расчете на повторение ею вслед за оригиналом чудодейственного эффекта. Вокруг церквушки выстроили бревенчатую келейную группку, и туда вселились восемь старцев под предводительством иеромонаха Феодорита.
Надежды на светлую ауру изображения Божией Прародительницы оправдались: почти с первых дней чудо-икона стала мироточить, исцеляя богомольцев десятками. Прозревали слепые, добрели бесноватые, обретали слух немые, а подвижность – пораженные недугами рук-ног.
Чудеса фиксировались официально, во всех подробностях. Слава о них разлеталась по стране, достигая ушей патриарших и государевых. В первое же десятилетие перечень счастливых излечений зашел за 5 сотен.
По стезе достижений и бед
Судьба первооснователя Оранского храма-пустыни была трагической. Приняв постриг под именем Павел через 8 лет после освящения своего детища, он переселился в его стены и вступил в управление общиной послушников. С этого и начался новый, уже монастырский период. Он сопровождался недовольством соседей-язычников, чинивших препятствия при рубке деревьев, сборе ягод, грибов и устраивавших нападения на саму постройку. Завершились эти протесты убийством схимника-основателя в 1665г.
Это событие положило конец враждебному отношению мордовского окружения – противники перестали нападать, а их потомки со временем заинтересовались христианскими ценностями. После смерти своего создателя Оранский Богородицкий мужской монастырь не раз поддержал морально и физически жителей Нижегородской губернии и окрестных земель. В 1771г. мощь иконы-защитницы подтвердилась на практике: после обнесения Владимирской-Оранской иконой стен Кремля город покинула эпидемия моровой язвы (чумы).
Отступление страшной напасти нижегородцы отметили молитвенным шествием – и с того момента крестные ходы стали проводиться систематически. Рассказы о чудодейственных способностях иконы-исцелительницы вызвали необычайный интерес в среде паствы ближней и дальней. К обители потянулись, и в знак благодарения за чудо-исцеление оставляли приношения. Доходы росли. Святое начинание хотелось продолжить уже не только наследникам рода Глядковых, но и представителям других дворянских фамилий.
Поддержка проявлялась в дарах, призванных украсить внутренность сооружений, и в потоке ценной религиозной литературы. Драгоценную утварь и книги дарили князья Одоевские, Черкасские и Горчаковы, купцы Строгановы, бояре Бутурлины и даже грузинские царевны. Возникла потребность в перестройке, внутренней и внешней. 20-е годы XVIII столетия этим и ознаменовались. Деревянный храм заменили каменным, по соседству воздвигли колокольню и кельи из камня. Старые чернецкие покои укрепили, а подворье принялись обносить прочным забором.
Итог оказался непредсказуемым: богатая когда-то казна истощилась и церковное хозяйство из-за непосильных затрат пришло в упадок. Вдобавок к обиталищу схимников Петром Первым была приписана совершенно нищая Кресто-Маровская Пустынь Воздвиженья с ее 26 монахами. Содержать их всех монастырь-покровитель был не в состоянии – смогли расселить лишь девять чернецов. В 1771г. полупустое здание Кресто-Маровского братства окончательно разграбили пугачевские повстанцы.
Наступил период выживания. Книжные полки редели, иконы и украшения закладывались. Выручка шла на хлеб. Екатерина II лишила обитель всех имений, крепостных работников, земельных наделов. Монастырь исключили из числа штатных, и казенные средства прекратили поступать на нужды насельников. От прежней братии осталось всего 19 человек, пропитание они искали сами. Переломной стала цепочка описанных несколько выше событий – чума-мор-избавление-шествия.
На этом ряд материальных бедствий закончился. Начинался этап организованных паломничеств богомольцев во славу Богоматери-покровительницы и с целью дальнейшего укрепления и возвеличивания соборного комплекса.
Крестные ходы, проектирование, возведение и обустройство монастыря до революции
Строительные планы возобновились в начале XIX века. Стимулирующим фактором выступили многолюдные крестохождения – не просто ежегодные, а осеннее-зимние и весенние. Их частенько именовали мордовскими, что подтверждало распространение православия среди народов, ранее отрицавших христианские понятия и веру. Владимирско-Оранская икона за год успевала побывать в сотне и более населенных пунктах. Вопрос о деньгах на строительство теперь не стоял: оно шло непрерывно.
В 1804-1819гг. в свод небесный вонзились шпили собора-красавца Владимирской иконы Божией Матери. По прошествии неполных 30 лет (в 1837г.) была сооружена трехпридельная церковь Рождества Богородицы о пяти куполах и церковь единопрестольная – Петра и Павла. Выросла пятерка сопутствующих основным каменных корпусов, часовня над целебным родником и конный двор. В 1867г. Оранско-Богородицкий монастырский комплекс возвели в ранг первоклассных. Управлять им стал архиерей.
В 1905г. появляется лесной иноческий скит, а рядом с ним – очередная каменная церковь под именем Успения Божией Матери. Крестные ходы продолжались, уводя за пределы старообрядческих сел. Икону-целительницу несли на руках нередко по 50 верст и разрешали вносить в дома в перерывах между богослужениями – из желания помочь тяжелобольным и недвижимым. Ее многократно привлекали к благословлению строящихся церковно-храмовых заведений.
В 1913 году святыня вместе с нижегородцами приветствовала царя, поздравляя его с 300-летним юбилеем Династии Романовых. На рубеже XIX-XX веков Оранский монастырь процветал. Кроме ведущих ансамблей, под его сенью возвышались уже 6 братских общежитий. Радовали глаз гостиница для паломников-богомольцев, водокачка из кирпича для разветвленного водопровода, баня и дюжина лавок-погребков-амбаров. Пасека была своя, аптека, сад с огородом и конюшня – тоже.
Обстроился хоздвор и мастерскими – столярной, слесарной, портняжной да сапожной. Не обошлось и без кирпичного заводика с кузницей. Любые реставрационные, бытовые проблемы решались собственными силами, все необходимое производилось на месте. Трудились здесь не исключительно монахи – заданий хватало и мастеровым из близлежащих деревень. Возможность почитать, просветиться духовно сохранялась также – для этого имелись библиотека и музей церковных ценностей.
Век двадцатый и его последствия
1917 год прервал яркое восхождение Оранского общежительного монашеского единения к высшей точке его развития и процветания. На судьбе всей русской Православной церкви, и Богородицкой обители как крупнейшего ее звена Октябрьская революция сказалась негативно. В преддверии двадцатых ликвидируются духовно-учебные заведения, закрываются монастыри, уничтожаются религиозно-общественные институты и правящие духовные организации.
Уже в июле 1918 арестовывают и обвиняют в контрреволюционных планах архимандрита Августина, назначенного настоятелем менее чем за год до призывных речей и дворцовых штурмов. Святого отца расстреливают почти сразу после ареста, в августе – еще 15 его сподвижников. Их гибель послужила толчком к череде печальных событий. Численность монахов-оранцев быстро сократилась вчетверо – с 200 до полусотни. Примонастырские земли были национализированы, и к 1928 году насельников осталось всего 17.
Но крестные хождения с ликом Оранской Богоматери-защитницы не прекращались. Невзирая на фактическое закрытие монастыря и всяческие запреты, верующие приходили в Оранки лицезреть святыню и помолиться-исцелиться у источника. До 1954 года регулярные молебны, пусть и при сравнительно скромном стечении народа, продолжались. В непосредственной близости от давно не функционирующего монастыря (он был официально закрыт властями в 1920 году).
Обитель с «коминтерновским» лицом
В каких только ипостасях не использовался «очищенный» от черноризцев монастырско-общежитский квартал! В теплой церкви проходили театральные репетиции, в другие помещения переместились дом для престарелых, профтехшкола для столяров и швейников. Сетевязальная фабрика успешно соседствовала с Народным Университетом. Чуть погодя здесь разместили колонии – для несовершеннолетних, а затем и взрослых преступников. Летом тут отдыхали дети-беспризорники. Хронологию перемен завершил лечебно-трудовой профилакторий.
Наиболее значимый след оставили лагеря 40-х годов. В них свозили поначалу финнов, за ними – интернированных чехов с поляками. В дальнейшем состав дополнялся военнопленными немцами и румынами. Итальянцев, французов, венгров и прочих представителей европейских наций тоже было достаточно. В немецком секторе преобладали офицеры высоких чинов, – после Сталинграда мелькнул среди них даже фельдмаршал Паулюс.
Пленных не принуждали к тяжелым работам, – наоборот, пытались перевоспитать, прививая им коммунистические взгляды в антифашистской школе, опекаемой Коминтерном. На курсах выступали с лекциями секретари компартий Германии, Венгрии, Румынии. Планировалось организовать и интербригады, но до логического завершения эту мечту не довели. А вот крест и мемориал из четырех памятников, увековечивших имена похороненных на общелагерном кладбище беженцев и оккупантов, по просьбе их детей и внуков в 1995г. открыли.
Возрождение
О восстановлении обители в предназначенной ей от рождения роли заговорили четверть века назад, после регистрации в 1992 году прихода Успенской церкви и постановления 1993 года о возврате объектам отечественного зодчества их облика в полной мере, с поэтапным воскрешением монашества. Развернулось строительство и реставраторские хлопоты. Стартовала благородная эпопея с теплых элементов композиции – Храма в честь Рождества Девы Марии и игуменского корпуса.
Концепция развития и перспективы ее выполнения
В 1994 году тогдашний губернатор области Б.Немцов распорядился передать Нижегородской епархии все культовые строения архитектурной композиции, объединенной вокруг Оранского мужского монастыря. Так возобновилась активная созидательная деятельность, а монастырь-святилище в который уж раз вернулся к привычному монахам-черноризцам жизненному ритму – размеренному, и согласованному с уставными положениями. Оформили крестоходный список, расписали порядок служб и озаботились возвращением массивного колокола.
Далее следовало реконструировать церкви-соборы, поработать над интерьером служебных зон и обустроить жилые покои; наладить общехозяйственные связи. К многопрофильному переустройству подключили не только местный сельсовет, но и отдаленные райцентры, областные структуры, Связались с богородскими краеведами и поделились с городской библиотекой уцелевшими печатными изданиями. Внедрили практику совместных культурно-просветительских мероприятий.
С 2004 года, с приглашением на наместническую должность игумена Нектария, процесс обновления не просто ускорился, а приобрел стремительные темпы. Результаты его заслуживают отдельного описания.
Современное состояние комплекса
В 2008-2009 были побелены все храмовые постройки, отремонтирован братский корпус-общежитие, прохудившийся заборчик заменен кирпичной оградой с боковыми и главными воротами. Укреплена старинная изолированная звонница, кардинально перестроена колокольня. Разбросанные по огромной площадке храмы освящены, за каждым закреплено его имя-символ. Совершен обряд закладки надвратной храмовой пристройки в честь реорганизатора скита преподобного отца Нектария Киево-Печерского.
Основные шедевры храмового зодчества Оранского монастыря сегодня – это:
Снаружи творения русских зодчих радуют стройностью линий и мозаичностью разноцветных фасадов. Пространство внутри вновь отстроенных храмов восхищает изяществом отделки, грамотным подбором материалов, гармонией красок и оттенков в орнаментах пола, колонн, арок. Поражая обилием богатых аксессуаров, роскошью иконостаса, искусством художественного литья, ковки и настенной росписи.
Композиционную группу Оранковского ансамбля дополняют корпуса:
Кроме перечисленных зданий, на обширном подворье есть баня и останки юго-западного крыла древней толстостенной кладки.
Архимандрит Нектарий (Марченко)
Незаурядность нынешнего руководителя общественно-духовной и экономической жизни Оранковского Богородицкого мужского монастыря-скита вызывает желание поклониться мудрости и терпению человека, осознавшего глубокий смысл разумного устройства мира по замыслу Божьему. Всепрощение и требовательность, неконфликтность и воля сочетаются в нем удивительным образом. Отец Нектарий Печерский – прекрасный оратор и наставник, умеющий понять, убедить и вселить надежду.
Организатор он талантливый, врачеватель душ редкостный. Пообщаться с ним, услышать его мнение по животрепещущим вопросам дня сегодняшнего стоит каждому. Уму, опыту, совести мужа столь праведного, готового делиться с окружающими позитивной энергией, доверять можно. Таково мнение как пребывающих с ним под единой крышей схимников, прихожан или прибывших из различных уголков России соотечественников, так и паломников-иноземцев.
Чем храм привлекает?
Для туристов особой притягательностью обладают чтимые верующими объекты, святые источники и крестопаломнические подробности. Что касается святынь-реликвий, то Владимирско-Оранская икона Богоматери мало с каким творением рук человечьих может сравниться по силе воздействия на больных и мятущихся. В одноименном соборе ее хранят с надлежащими для хрупких экспонатов предосторожностями – за стеклом, под охраной датчиков температуры и влажности.
С Владимирским Оранским образом Богородицы-матери связана давняя традиция крестного хода, приобретшая с возрождением духовничества значительный размах. Крестоходцы нижегородских земель несколько раз в год преодолевают расстояние в сотни километров – обычно в первой трети июня, в сентябре (начиная с Престольного праздника) и весной. Большую же часть года чудотворный лик ожидает гостей в родной обители.
Это не единственный объект с чудодейственными свойствами. Два других: источник на территории обители и лесной чудо-ключ за ее пределами – вызывают нешуточный интерес. Ближайший из родников с минеральной водой отлично обустроен. На открытой площадке-крыльце наполняют водицей емкости. Есть и закрытая купальня со ступенями и поручнями, удобная для погружения. Рядом пруд со стайкой уточек, тихий и умиротворяющий.
За селом, в лесу – дальний родничок, отличающийся замечательным вкусом очень холодной живоносной воды. Над ним часовенка-купальня поскромнее, наподобие бревенчатой избушки. Местечко глуховатое, но уютное и зеленое, в центре соснового бора.
Оба водотока врачуют спину и конечности, но ради эффективности лечения надобно соблюдать правила:
Требований гораздо больше – выше изложены лишь основные.
Расписание богослужений
Каждодневные литургии – традиционное для монастыря действо. К полунощнице приступают в 6.00 (в праздник) либо в 7.00 (в будни). За молебном следует Божественная Литургия (обычно в 8.00), для желающих – с исповедью. Вечерняя служба проводится аккуратно. В будние дни и воскресенья она начинается в 16.30 и завершается крестным обхождением трех соборов с иконой.
Внимание! График может корректироваться в связи с великими датами и праздниками.
Как добраться
На автомобиле
От Нижнего Новгорода оптимальный вариант – по Богородской трассе. Рассчитывайте на 100км.
Ехать до пункта ДПС/ГИБДД у поворота на Богородск, затем по главной дороге к Павлово. Не реагировать на стрелку на Лакшу! Через 8км на перекрестке появится указатель на Оранки-Ключищи (налево).
Трасса перейдет в живописную асфальтовую дорогу. Следующий левый поворот укажет путь на Оранки. В целом свернув с трассы вы проедете 36км. В селе надо проследовать мимо автобусной остановки и двух магазинов до синих скитских ворот.
Автопарковка на территории большая
На автобусе
От Нижнего удобно ехать пересев в Богородске. Старт на автовокзале Щербинки. От автостанции райцентра повезет автобус Богородск-Оранки под номером 115. Первый рейс – в 8.30, следующие – в 12.00 и 16.20. Изучите обратное расписание!
Путь от конечной остановки преодолевают пешком, минуя магазины – до самых входных ворот. Вход свободен: в обители рады всем.
Экскурсионные поездки
Есть возможность записаться на 10-часовую паломническую экскурсию на комфортном транспорте, в сопровождении опытного и знающего православного гида, с отправкой от Нижегородского Московского Вокзала. Программа охватывает еще два храма – в Лукино и Сартаково. Вариаций подобного рода групповых посещений существует несколько – можно выбрать наиболее устраивающую вас по целям и обстоятельствам. Приглашаем в гости!
Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Оранский Богородицкий монастырь. 1 класса, общежительный, в 50 верстах от Нижнего-Новгорода, на урочище, называемом исстари Орано-Поле. Основан в 1634 году, в виде пустыни, жившим в окрестностях Оранова поля дворянином Петром Андреевичем Гладковым, в честь Оранской иконы Божией Матери. Эта святая икона была написана в 1629 году протоиереем Московского Успенского собора отцом Кодратом, по желанию П. Гладкова, имевшего особенную веру в Владимирской иконе Богоматери, находящейся в Московском Успенском соборе. Написанная отцом Кодратом икона представляет собой точную копию со святой иконы Владимирской. Принесенная Петром Гладковым в его вотчину, село Бочеево, святая икона вскоре прославилась чудотворениями.
Через несколько времени Петр Гладков, по особенному внушению Божию, построил церковь на Славенской горе (возле Оранова поля), куда по повелению Михаила Федоровича и была перенесена святая чудотворная икона. При этой церкви и была основана обитель, названная Оранскою. Жившие в окрестностях обители язычники — мордвины не раз делали на нее набеги и в один из них разграбили ее и умертвили ее основателя Петра Гладкова. После этого обитель пришла в запустение. Но, будучи восстановлена в 1700 году, она сделалась центром христианского просвещения для язычников — мордвинов.
Хранящаяся в монастыре Оранская икона Богоматери ежегодно в субботу на Пасхе приносится из обители в Нижний Новгород и остается здесь до 19 июня, возвращаясь обратно в обитель к 23 июня. Осенью святая икона приносится на некоторое время в город Арзамас. При монастыре школа и ремесленное училище.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В 1771 г. после молитв перед чудотворной иконой произошло избавление нижегородцев от моровой язвы. При монастыре имелось ремесленное училище и школа для мальчиков. После 1924 г. закрыт. До 1949 г. на его территории был лагерь для заключенных, позднее лечебно-трудовой профилакторий. В 1993 г. возобнавилась монашеская жизнь.
Монастыри, энциклопедический справочник, 2000 г. Изд-во Мск.Патриархии
Свято-Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году нижегородским дворянином Петром Андреевичем Глядковым. В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться в Успенском соборе Владимирской иконе Божией Матери. Съездив и получив исцеление, он заказал известному живописцу Григорию Черному через протоирея Успенского собора Кондратия снять точный список с иконы Владимирской Богоматери. Спустя несколько лет после чудесного исцеления, будучи глубоко религиозным человеком, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Три раза с поразительной ясностью видел Глядков это сон. И вот в субботу на Святой неделе Великого поста отправился он на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к тому месту он пробирался лесом и увидел на той самой Словеновой горе огонь. Предполагая, что у костра находятся люди, Глядков направился туда, где вместо людей увидел сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, и он нашел то место, которое представилось ему во сне. Вслед за этим событием отправился Глядков вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма. Явившись к патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшим и попросил грамоту на сооружение церкви. После того как Святейший патриарх дал благословение и храмозданную грамоту на это богоугодное дело, Петр Андреевич незамедлительно приступил к строительству храма.
Первая деревянная церковь была воздвигнута на Словеновой горе за Орано-полем за 3 месяца. Сюда же и была принесена чудотворная икона. Вскоре возле церкви была возведена небольшая деревянная келья, в которой поселились 8 монахов. Сам же основатель новой пустыни, Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по-прежнему всячески способствовал устройству Оранской обители. Однако проживавшая в окрестостях языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья и пожелала разрушить православный храм. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг Словеновой горы, но места святого не смогли отыскать. Предпринимались попытки чинить препятствия и в дальнейшем, нападая на обитель и монахов во время рубки леса, сбора грибов и ягод, но Богородица всякий раз охраняла обитель от неверных.
В 1642 году Петр Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в Оранскую пустынь на жительство, где и был убит во время ночного нападения предположительно шайкой мордовских разбойников. Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворном образе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 году во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода благодаря заступничеству иконы. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, село Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее процветание.
Революция 1917 года тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 году был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущество монастыря реквизировано и разворовано. В 1924 году монастырь прекратил свое существование. В разные годы в нем размещались воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков, затем в стенах бывшей обители по распоряжению НКВД разместился лагерь для военнопленных немцев, румын, финнов, интернированных поляков, получивший с 1942 года официальное название «Оранки-74» и просуществовавший до 1949 года. В 1950-1970 годы здесь уже помещался дом престарелых, где был организован народный театр. С 1971 по 1985 год расолагается лечебно-трудовой профилакторий, его сменила женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония была ликвидирована и Оранский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
По материалам сайта html//оранкимон.рф/история
Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 г. дворянином Петром Андреевичем Глядковым, в схиме Павлом, отставным головой или капитаном. В 1629 г. Петр Андреевич очень тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Получив исцеление и исполнив обещание, он заказал сделать с Владимирской иконы точный список. С ним он возвратился в свое родное село Бочеево. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Все дни Великого поста Петр Глядков провел в воздержании и молитве, а в субботу на Светлой седмице отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался через лес и увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и, не увидев людей, увидел сияние, столпом восходящее к небу. Он понял, что знамение говорит о конце его пути, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне.
Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему всё, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе. После получения грамоты он водрузил крест на указанном месте и немедленно приступил к строительству храма, который был возведен в течение 2-3 месяцев и освящен в 1634 г. Вокруг храма было построено несколько деревянных келий, где жили восемь старцев во главе с иеромонахом Феодоритом, совершавшим богослужение.
В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. А в 1665 г. он был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени. В 1665 г. основатель монастыря схимонах Павел был злодейски убит разбойничьей шайкой из окрестных мордовских сел, ночью напавшей на обитель.
В самые первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы происходили чудесные знамения и исцеления, которых было более 500. Молва о чудотворной иконе распространилась повсеместно, и большое количество богомольцев посещали обитель.
В XVIII ст. при архимандритах Афанасии и Иоакиме монастырь был перестроен. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, возвели каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря — каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для настоятеля и братии построены каменные кельи.
В 1720 г. указом Петра I была приписана к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ села Быковка. Эта пустынь из-за бедственного состояния монастыря не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена Пугачевым. Во время правления Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, братии было 19 человек.
В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода через чудотворную икону «Оранская». После этого ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители.
В начале XIX в. началось большое строительство. С 1801 по 1837 г.г. были сооружены большой летний собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки.
В 1905 г. в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Божией Матери. К 1907 г. в нем уже жило 27 монахов.
Революция 1917 г. стала тяжелым ударом для Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита. В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом для престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архангельским). В 1921-1923 г.г. был организован церковный приход, но в 1928 г. и он был упразднен, а архимандрит Димитрий расстрелян.
В период с 1939 по 1941 гг. монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. здесь был организован лагерь для пленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 г., а последние покинули лагерь в марте 1950 г. Затем здесь была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 гг. в бывшем монастыре размещался мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 г. колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви.
В 2008 г. благодаря усилиям многих священнослужителей, сотрудников Нижегородской епархии и светских лиц обители была возвращена чудотворная Оранская икона Божией Матери, в свое время положившая основание монастырю.
В 2014 г. Оранский Богородицкий монастырь отметил два значимых юбилея: 380 лет основания обители и 385 лет написания образа Оранской Владимирской иконы Божией Матери.
История строительства и формирования существующего архитектурного ансамбля Оранского Богородицкого мужского монастыря на территории Богородского района Нижегородской области делится на два основных периода.
Благодаря щедрым дарам различных именитых вкладчиков, в первой четверти XVIII в. при настоятелях архимандритах Афанасии и Иоакиме в монастыре начались капитальные перестройки. Вместо деревянного храма, построенного еще основателем обители, был возведен каменный, а вблизи церкви устроена каменная же колокольня. Кроме этого, у монастыря появилась каменная ограда, над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь св. апп. Петра и Павла, а для настоятеля и братии выстроены новые каменные кельи.В период реформации церковной жизни, в 1764 г., составляется опись Оранского монастыря, из которой следует, что к тому времени здесь находилось уже два каменных храма: один соборный и один с монашеской трапезной: «Показанный монастырь построен в 1634 г. по грамоте царя и великого князя Михаила Федоровича всея России, которая грамота и доныне в оном монастыре имеется. В том монастыре две каменные церкви. Первая соборная во имя Владимирская пресвятой Богородицы с трапезою об одном престоле. Другая во имя святых апостолов Петра и Павла с трапезою об одном престоле».
Наряду с этим в описании говорится и о монашеских кельях, а также о различных хозяйственных постройках: «…Первая архимандричья о двух апартаментах в них 8 покоев между ими сени с чердаком деревянным. Длиной те кельи на пяти саженях и паперек тож. Другая казначейская о двух апартаментах и меж нея апартамент каменная ветхая длиной на 4-ре а шириной на 3 сажени. Третья братская о двух апартаментах снизу на фундаменте каменном а верх деревянный в них три покоев длиною на 7-ми а шириною на трех саженях. Четвертая келья каменная для печения хлебов с сенями длиною на 4 саженях шириною тож. Поварня каменная длинною на 4 саженях и шириной тож. Два погреба деревянные. Все вышеописанные строения и церкви крыты по тале тесом. Около всего того монастыря обведена ограда каменная длинною на 54-х а шириною на 33 сажени в вышину то ограда 1 сажень два аршина. Да в ограде в том же монастыре состоят четыре амбара для клади съестных припасов и прочего бревенчатые …».
Таким образом, во второй половине XVIII в. в Оранском монастыре находилось, кроме двух каменных храмов, еще 5 каменных корпусов, а территория была ограничена каменной оградой. Сохранился план монастырских владений 1786 г., на котором показан только один каменный храм и два корпуса, а также неизвестные постройки за пределами ограждения.
После официального зачисления монастыря в заштатные и секуляризации всех его вотчин появилось более позднее описание 1799 года, которое описывает обитель следующим образом: «Деревня Поляна, Оранка тож, прежде бывшего Оранского Богородицкого монастыря. Внутри той деревни заштатный Оранский мужской монастырь. Деревня на правой стороне ручья Безымянного, а монастырь на левой. На правой стороне в монастыре церквей Владимирской пресвятой богородицы и чудотворца Николая и кельи каменные, вокруг монастыря каменная стена с въездными воротами и четырьмя башнями». Ни одно из вышеназванных сооружений до наших дней не сохранилось.
Второй период связан с экономическим возрождением монастыря в начале XIX в., вызванным развитием традиционных крестохождений по Нижегородской епархии братии обители с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Именно в это время обитель была полностью перестроена по новому регулярному плану в духе классицизма. «Начало этому делу [т.е. перестройки монастыря – прим. авт.) положил строитель иеромонах Пахомий (1798–1804 г.г.). При нем был составлен новый план для зданий монастырских, так как прежнее расположение их было неудобно…».
До наших дней сохранился только фиксационный план, датируемый 19 декабря 1817 г., который имеет следующее название: «Геометрический увеличительный план Оранскому мужскому монастырю, составленный в Нижегородском уезде при деревне Поляне, Оранка тож, казенного ведомства с нанесением выстроенного деревянного гостиного двора». На этом архивном документе показана территория обители и ее основные каменные сооружения. Согласно данному плану в то время Оранская обитель выглядела следующим образом: территория была обнесена каменной оградой; в центре находился каменный Владимирский холодный собор; с северной стороны от собора находилась каменная теплая Петропавловская церковь, «с помещением кельи игумена с братией на зиму»; напротив храмов с западной стороны было выстроено два корпуса, которые названы по плану как «летние кельи игумена Иллариона с братией».
Собор Владимирской иконы Божией Матери
«Первая церковь соборная однопрестольная, постройкою начата в 1804 г., а окончена в 1819, в честь празднества Владимирской иконы Божией Матери, о пяти возвышенных куполах с полукруглым алтарем, покрыта по железным стропилам листовым железом, окрашенным медянкою; на куполах пять куполов, по полукружиям обиты в замок листовым железом, с пятью осьмиконечными крестами, по дереву опаянными белым железом и позолоченными на мардан 1875 году; стены церкви снаружи и внутри оштукатурены, в оной церкви дверей створчатых три, по железным рамам, и узорчатым решеткам обиты листовым железом, с крючьями и двойными запорами; в стенах в нижнем ярусе и в алтаре окон с железными решетками и деревянными рамами семнадцать, во втором ярусе без решеток – пятнадцать, в пяти куполах разной величины с рамами – сорок, в осьмерике среднего купола под лавою – четыре малых окна.
Над окнами нижнего яруса по трем стенам до иконостаса по кирпичному и алебастровому карнизу устроены хоры, с деревянными крашеными перилами, в расстоянии от стены на три четверти аршина. Таковые же хоры устроены и в среднем куполе над арками, поддерживающими купол храма. Пространством оная церковь от восточной полукруглой стены алтаря до западных дверей 13 сажен, от северных дверей до южных 8 сажен. Пол в алтаре и во всей церкви чугунный, на коем вокруг стены по окна устроены деревянные филенчатые панели, окрашенные дикою краскою.
Снаружи церкви к западной стене пристроена на четырех каменных круглых столбах с пилястрами паперть с парапетами и карнизами, крытая листовым железом, окрашенным медянкою, пол на паперти и ступени чугунные, а при южных и северных дверях – крыльца с полами ступенями деревянными», – таким приводится описание собора в 1883 г.
Примечателен тот факт, что архимандрит Амвросий (Орнатский) при составлении в 1807–1815 годах своей монографии «История Российской иерархии», говоря о монастырских постройках Оранского монастыря начала XIX века, отмечал, что, «здание в нем, ныне примечательнейшее каменное, есть следующее: 1). Соборная церковь во имя Владимирской Божией Матери, явленного образа Ея, который во всем подобен Иверскому, находящемуся в Москве. 2). Теплая церковь. 3). Колокольня и 4) в ограде купеческие лавки…».
В дореволюционное время последний раз Владимирский собор переосвящали в 1882 г., после того как в нем были сделаны росписи на стенах: «Св. антиминс атласный дико-голубого цвета, священнодействован преосвященным Макарием епископом Нижегородским и Арзамасским в 1882 г., месяца марта 4 дня».
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Согласно планировочному решению с южной стороны от Владимирского собора в 1830-е г.г. (на месте прежней Владимирской церкви XVIII века) строится новая теплая церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Как и другие графические материалы, прежде в монастырской ризнице хранились следующие документы, касающиеся зимнего храма: «Фасад прежней теплой церкви и келий» (то есть фиксационный план с изображением храма XVIII века); «План и фасад на построение теплой церкви, утвержденный Преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским и Арзамасским, августа 2 дня 1833 года». Однако ни в монастырских документах, ни в документах Нижегородской духовной консистории не называется автор-составитель данных фиксационных чертежей и проекта. К большому сожалению, не сохранились эти документы и до наших дней.
Рождественский теплый храм строили в течение трех лет, в период с 1833 по 1836 год, и еще два года в нем продолжались внутренние и наружные отделочные работы. Строительные работы производились за счет средств, получаемых обителью от процентных вкладов, хранившихся в Московском опекунском совете. Значительные пожертвования на возведение Рождественского храма были сделаны коллежским советником Дмитрием Степановичем Шнитниковым. Впоследствии он был погребен рядом со своей женой Е.И. Карповой-Шнитниковой в фамильном склепе, существовавшем здесь с 1798 г., который при строительстве был включен в объём вновь выстроенного храма. Родовой склеп Шнитниковых размещался с южной стороны под алтарем правого придела зимней церкви.
При возведении этого храма использовался кирпич от разборки ряда монастырских зданий и сооружений, в том числе и старой Владимирской церкви, торговых лавок, монастырской ограды и северо-восточной башни. Все работы были завершены уже в период настоятельства архимандрита Германа (1837–1855). Торжественное освящение главного престола в новопостроенном храме в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, совершенное епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном (Доброзраковым), состоялось 21 июня 1838 г. Во время этого торжества на литургии настоятель отец Герман за свои заслуги по благоустройству Оранской обители был возведен в сан игумена. За день до этого торжества произошло освящение левого (северного) придела церкви во имя Вселенских Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый (южный) придел в честь святителя Димитрия Ростовского был освящен 18 декабря 1837 г.
Согласно описанию конца XIX столетия зимний храм монастыря выглядел следующим образом: «Вторая церковь тёплая, трех престольная построена в 1836 г., о пяти возвышенных куполах. Длина ея внутри с алтарем девять сажень и один аршин, шириною шесть сажень и два аршина. Внутри церкви четыре столпа каменных, поддерживающих купола и своды. В стенах оной церкви с папертями 21 окно с железными прямыми решетками и двойными рамами. Двери в церковь двойные, створчатые, столярной работы под политру, на петлях медных отставных, с внутренними замками, оправленными медью, а при входе в паперть – створчатые железные из резного железа по узорчатым решеткам обиты листовым железом, при них две накладки с пробоями и двумя висячими замками. Сверху сводов в пяти куполах 24 окна, в коих рам со стеклами одинокие вся церковь с куполами, карнизами и папертями покрыта по деревянным стропилам листовым железом. Под кровлей желобья и водосточные трубы такого же железа, покрыты медянкою, а вокруг среднего осьмерика – железная узорчатая решетка, окрашенная черною краскою.
Главы и пять крестов осьмиконечных по дереву опаяны белою жестью и в 1875 г. позолочены на мардан. Пол двойной: нижний на дубовых балках наслан из соснового мелкого пластинника, а белый – из сосновых досок, окрашен масляною краскою, охрою; стены внутри и снаружи штукатурены, внутри до окон обложены деревянными филенчатыми панелями с карнизами и пандусами. При западной стене устроено помещение как для ризницы, так и для книгохранилища. Печей четыре, из коих две в алтаре из белого полуторного изразца и у западной стены из такого же изразца, затворки и вьюшки в них чугунные».
В 1858 г. в Рождественском храме были выполнены росписи на стенах, которые спустя годы, в 1901 г. частично заменили, «изображениями по библейским сюжетам, выполненными масляными красками».
В период с 1898 по 1900 год по проекту нижегородского епархиального архитектора А.К. Никитина в непосредственной близости с двумя основными храмами обители было построено специальное здание для монастырской ризницы (находящееся между алтарями Владимирского собора и теплой Рождественской церковью). Указом Нижегородской духовной консистории от 30 мая 1898 года, после согласования проекта в Строительном отделении Нижегородского губернского правления весной этого же года было получено разрешение на ее строительство. При этом фасады здания ризницы были выполнены в эклектичном стиле, несмотря на пристройку этого сооружения к двум основанным зданиям обители (собор и зимний храм), выполненных в классицистическом стиле.
Настоятель монастыря архимандрит Аркадий (Антуфьев) в своем рапорте от 23 марта 1898 г. обосновывал необходимость постройки отдельного здания для ризницы: «. Теплая церковь, настолько тесна, что в зимнее время не вмещает богомольцев и неотложно требует расширения, и потому существующие при ней паперть вместе с помещениями ризницы и библиотеки придется присоединить в церковь, а паперть устроить новую в небольшом размере в виде тамбура. Между тем, для помещения церковной утвари, ризницы и библиотеки в прочих монастырских зданиях совершенно не имеется вполне безопасного от похитителей и от огня помещения. Куда можно было бы перенести вышеозначенное церковно-ризничное имущество, посему необходимо построить вполне соответствующее сему новое здание. Лучшим и удобнейшим местом для постройки сего здания избрана небольшая площадь между холодной и теплой церквам, где здание ризницы будет находиться между обоими алтарями, соединенными между собою коридором, ход из которого будет устроен в ризницу имея в тоже время и парадный вход снаружи. ».
В свою очередь, начавшиеся работы по строительству ризницы позволили также расширить внутренний объём зимнего храма за счёт включения в него помещения бывшей крытой паперти. При этом по особому проекту архитектора А.К. Никитина, с западной стороны Рождественской церкви была пристроена новая паперть. За этот проект и за надзор за работами Никитину было выплачено 125 рублей. В помещении новой западной паперти Рождественской церкви в последствии размещалась монастырская библиотека, где для этих целей был специально предусмотрен второй (антресольный) этаж, имеющий дополнительное оконное освещение.
В монастырских архивных документах сохранилось подробное описание здания ризницы, составленное архимандритом Аркадием: «Постройка здания для помещения ризницы в Оранском Богородицком монастыре вызвана необходимостью распространения теплой Рождество-Богородицкой церкви, которая по тесноте своей не вмещала богомольцев в праздничные богослужения, особенно в зимнее время. Вследствие сего признано более удобным существующую при оной церкви паперть присоединить к церкви, а для входа в церковь паперть пристроить новую. Но так как прежняя паперть большая, часть ея была занята помещением ризницы и библиотеки…
Заручившись на эти постройки согласием Архипастыря – настоятеля и составив предварительно план и фасад, испрошено было разрешение нижегородского епархиального начальства, выраженное в указе дух. консистории 1-го июня того же года мною совершенно было освящение места для закладки постройки. Кирпичная кладка продолжалась медленно до половины почти 1899 г., а в конце года здание покрыто железом и окрашено.
По желанию настоятеля Преосвященного Владимира, план составлен с пятью главами увенчанных крестами. Кресты сделаны арзамасским мастером Ал.П. Ключевым на щедроты Оранского иеромонаха Исаакия, стоимостью в 500 рублей. Они сделаны из красной меди и вызолочены через огонь. Главы под крестами покрыты толстым белым железом, а крыши железом черным и окрашены зеленою краскою. По краю коридора утвержден барьер из железной решетки. Перед зданием разбит палисадник и цветник любителем послушником Сергеем Лебединским и огражден железною решеткою с тремя дверьми».
Церковь Петра и Павла
Ещё одним храмовым сооружением монастырского ансамбля является каменный храм при монастырской трапезной во имя св. апп. Петра и Павла. Из описания монастыря конца XIX в. следует, что храм этот находился на первом этаже двухэтажного прямоугольного в плане корпуса, расположенного с северной стороны от собора. Трапезный корпус с храмом был выстроен еще в 1807 г., по плану, выданному Нижегородским архиепископом Вениамином (Краснопевковым) и первоначально, как уже было сказано, здесь размещались зимние кельи для монахов. Владыка Вениамин имел намерение выстроить этот корпус лично для себя, чтобы в последствии уйдя на покой и проживать в Оранской обители. Но Господь призвал этого святителя раньше данного намерения, и возведенный корпус с домовой церковью был оставлен впоследствии для братской трапезы. Очевидно, что спустя годы корпус этот и храм неоднократно перестраивался. Так, к примеру, доподлинно известно, что святой антиминс Петропавловской церкви был «…священнодействован Пресвященным Иоанном, епископом Нижегородским и Арзамасским 1836 г. сентября 26 дня», то есть спустя 29 лет после постройки данного корпуса.
Из описания монастырского имущества на 1883 год следует, что «третья церковь однопрестольная теплая во имя св. апостола Петра и Павла, пространством в длину с атарем 5 сажен, в ширину 2 сажени и 1 аршин, об одном возвышающемся под кровлею корпуса куполом осьми-угольной формы, коего верх покрыт железом и окрашен медянкою, а глава обита белою жестью, крест деревянный, осьмиконечный; стены снаружи оштукатурены и покрыты бирюзового цвета краскою на клею, в них окон: внизу 6 с железными решетками и вверху 6 без решеток, с двойными рамами; пол деревянный, окрашен охрою на масле; потолок деревянный, накатный, оштукатуренный. Дверей две: одна с южной стороны из братской трапезы, деревянная, а другая с западной, деревянная же; из коридора 2 этажа от братских келий. К западной стороне пристроены хоры с перилами, окрашенными дикою краскою. Печь одна из простого кирпича оштукатуренная».
В том же 1883 г. при настоятеле монастыря, епископе Балахнинском Макарии (Миролюбове) в Оранском монастыре был устроен водопровод. Главный накопительный бак с водою, вмещающий до 1000 ведер воды был установлен в западной части трапезного корпуса под крышей, откуда вода по трубам подводилась на монастырский двор и в баню. Однако при этом были выпилены некоторые кровельные стропила, и не учитывалась та нагрузка, которая возникла на кровле и стенах всего корпуса. В последствии появились на стенах трещины, а от сырости деревянные конструкции запрели и прогнили, вследствие чего ряд келий не использовался для проживания насельников.
В начале XX в., по причине ветхости кровли и ее основных несущих конструкций, Петропавловский храм был перестроен. При этом, наместником монастыря архимандритом Аркадием предполагалось изменить не только его планировочное решение, но и изменить весь облик классицистического здания. Для этого насельником монастыря послушником Сергеем Лебединским был составлен проект, по которому фасады трапезного корпуса и церкви при нем выполнялись в эклектическом стиле. Однако, в последствии корпус был капитально отремонтирован, и изменения коснулись в основном внутренней планировки и отделки. Ремонтно-реставрационные работы велись хозяйственным способом, за счет средств обители.
Из дневниковых памятных записок архимандрита Аркадия следует, что решение о ремонте Петропавловского храма было принято им в 1903 году: «…Чтобы не сделать остановки в работе каменщикам, которые оканчивают кирпичную кладку водокачки, решено приступить к ремонту Петропавловского храма. Мною дан на особой бумаге план, и размер нового алтаря». Упомянутые планы и чертежи, выполненные самим архимандритом, сохранились. Из этих документов следует, что тогда был полностью перестроен алтарь храма и изменена внутренняя планировка, как в храме, так и в самом корпусе.
4 июня 1903 г. начались работы по забутовке фундаментов под новый алтарь Петропавловского храма. Спустя несколько дней, 9 июня, рабочие приступили к раскрытию кровли восточной части корпуса и разломке каменного карниза, при этом, через некоторое время, потолочное перекрытие второго этажа рухнуло во внутрь здания, настолько оказались прогнившими и ветхими балки, на которых оно держалось. Впоследствии во время ремонта балки заменили на металлические, которые были куплены у канавинских купцов братьев Булычевых и привезены по железной дороге из Нижнего Новгорода. Кровельный карниз по периметру всего корпуса был поднят вверх на 1,5 метра, расширены были и окна (по высоте) на уровне второго этажа.
При возведении нового алтаря, была вновь выстроена восточная стена самого корпуса, которая одновременно служила перегородкой между алтарем и храмом, в стене было устроено три дверных колоды (для царских и дьяконских и пономарских врат). В корпусе и храме были смонтированы новые голландские печи, с керамическими дымоходами, вмонтированными в стены, а в алтаре сложена изразцовая печь, на кухне установлены большие современные чугунные варочные котлы. Братскую трапезную перенесли в западную часть корпуса, соединив ее с церковью большой аркой с закрытыми стеклянными дверьми, которые раскрывали на время богослужений в случае тесноты в храме. Помещение храма освящалось через два уровня окон, как на первом этаже, так и на втором.
Весной следующего 1904 г., на главный купол Петропавловской церкви был установлен большой медный с позолотой крест. Мастером изготовителем нового креста являлся арзамасец Александр Петрович Ключев, который очень много трудился по заказам Оранского монастыря. Стоимость работы исчислялась в 250 рублей, а «. расход этот для оплаты принял на себя иеромонах Исаакий, коим также на свой счет сделаны таковые кресты на холодный собор и ризницу».
Новый двухъярусный иконостас для Петропавловского храма был выполнен не совсем в обычной технологии: он был сделан из гипса и штукатурки. Чертежей с его изображением не сохранилось, есть только описание икон. Они для вновь перестроенного трапезного храма писались в Серфимо-Дивеевской обители. На чугунно-литейном заводе торгового Дома братьев Рекшинских в Нижнем Новгороде отливались чугунные столбы-опоры, которые были установлены в храме для обустройства хоров.
Согласно страховой оценочной ведомости монастырского имущества составленной в 1910 г., после перестройки храм Петра и Павла и трапезный корпус имели нижеследующий вид: «…Корпус каменный двухэтажный снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Окрашенным зеленою масляною краской. Длина корпуса 19 сажень, наибольшая ширина 8 сажень; высота до верха карниза 4 сажени; на церкви имеется одна большая глава и одна малая над алтарем; больших окон 55 штук; 4 штуки малых слуховых; дверей наружных (в церкви) створчатых 4 штуки – деревянных и внутренних створчатых 5 штук – деревянных; в корпусе внутренних дверей 7 штук в нижнем этаже и 14 штук в верхнем – все одностворчатые деревянные. Иконостас длиною 4 сажени 2 аршина; высотою 1,5 сажени. ».
Одновременно с ремонтными работами по перестройки Петропавловского храма в 1903 г. началось строительство новой водокачки, для которой был запроектирован специальный двух этажный каменный корпус. Из рапорта архимандрита Аркадия Преосвященному Назарию (Кириллову): «Старая водоподъемная машина, существующая в Оранском монастыре с 1883 г., подвергается частым поломкам, вероятно по давности постоянного употребления и от холодного помещения, в котором она находится. По сему вновь купленный керосиновый двигатель и само действие водоподъемной машины необходимо поставить в теплое помещение, каковое приходится построить новое и уже не деревянное, а каменное, что при собственном кирпичном заводе не поставит монастырь в затруднение. Составив на постройку такового здания план и фасад, долг имею представить его, при сем, на архипастырское утверждение и покорнейше прошу разрешить постройку здания водокачки хозяйственным способом».Проект водокачки был составлен послушником Оранского монастыря Сергеем Лебединским (о чем свидетельствуют сохранившиеся чертежи). В дальнейшем проект был доработан и изменен в 1903 г. При этом в верхнем этаже корпуса в последствии разместились жилые покои для настоятеля монастыря правящего архиерея Нижегородской епархии, в подвальном (цокольном) этаже были установлены керосиновый двигатель и оборудование для водопровода. Здание строилось из красного кирпича, в «неорусском» стиле, с использованием новейших технологий того времени: металлических балок для усиления перекрытий, бетона, металлических кованых элементов отделки; отапливался корпус голландскими печами. Данный корпус был выстроен в 1904 г. за пределами основной монастырской территории рядом с естественным источником воды – прудом и святым источником, где стояла небольшая восьмигранная каменная часовня.
По плану застройки Оранского монастыря начала XIX в. к западу от Владимирского собора должен был находиться парадный въезд в обитель и колокольня. В связи с этим в декабре 1808 г. при настоятеле монастыря строителе иеромонахе Нафанаиле начались работы по разборке старой монастырской колокольни, которые завершились уже в марте следующего года. Спустя два года, 27 февраля 1810 г., уже строитель монастыря иеромонах Иродион заключил контракт на строительство новой колокольни. Основные подрядные работы по строительству колокольни осуществил нижегородский мастер крестьянин из деревни Озерки Арзамасского уезда М.К. Филифанов. Небольшая двухъярусная колокольня со святыми вратами в первом ярусе, была построена в 1811 г.
«Оранский Богородицкий монастырь огражден со всех сторон каменною стеною с двумя башнями с северной стороны. Ворот в монастыре четверо: первые под Колокольнею, именуемые святые, двои по сторонам оной колокольни, четвертые на восточную сторону на Источник к часовне» – писал в середине XIX столетия известный церковный историк, будущий епископ Макарий (Миролюбов).
По описанию в страховой оценочной ведомости квадратная в плане монастырская колокольня имела нижеследующий облик: «Колокольня каменная в два яруса, общею высотою до верха карниза 9 сажень, снаружи оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина и ширина колокольни по 5 сажен 1 аршину. Построена в 1811 году, строением хорошо сохранилась. Стоит особняком…».
Анализ вышеназванных документальных источников свидетельствует о том, что уже в середине XIX столетия в застройке Оранского монастыря происходил постепенный распад четкой классицистической схемы (плана), по которому изначально создавался монастырский архитектурный комплекс. Вызвано это было как новым строительством, так и перестройкой уже существующий сооружений. Расширялась со временем и сама территория обители, которая в ограде не имела четких форм, так как в соответствии с рельефом местности, была ограничена практически со всех сторон оврагами, прудами и дорогой.
Отсутствие графических документов и фотоматериалов, к сожалению, не позволяет полностью представить, как выглядел архитектурный ансамбль Оранского монастыря в начале ХХ в. Из документов явствует, что, как большинство крупных обителей, с большим числом насельников и паломников к святыням, этот монастырь на протяжении всего периода своего существования постоянно перестраивался и развивался как в хозяйственном, так и в практическом функциональном отношении. И совершенно четко закономерно прослеживается тенденция изменения архитектурно-планировочного решения его застройки, переход от классицистического к «неорусскому» или эклектическому стилю.
Из страховой оценочной ведомости 1910 г. следует, что в начале XX столетия помимо вышеназванных основных сооружений на территории монастыря, а также за ее пределами находилось более 50 различных зданий и сооружений (каменных, полукаменных, деревянных), многие из которых имели хозяйственное назначение.
В 1928 г. монастырь был закрыт, и на его территории разместились различные организации. С целью расширения проезда между корпусами в 1930-е г.г. монастырская колокольня была разобрана местными жителями на кирпич, а колокола отправлены на переплавку. В советский период все храмы обители были осквернены и перестроены.
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)