опыт дистанционного обучения в школе
«Опыт работы в рамках дистанционного обучения»
Содержимое разработки
Доклад Сурковой Т.В., учителя математики МБОУ «СОШ №5».
«Организация образовательной деятельности с применением дистанционных технологий»
Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для нас и вызвал множество вопросов. Перед нами был широкий спектр разных возможностей. Но нашей задачей было построить свою работу так, чтобы максимально эффективно объяснить материал. И постараться создать более или менее привычную атмосферу обучения. Чтобы не тратить время на освоение новых технологий.
Мы выбрали те платформы к которым ученики уже привыкли. Российская электронная школа, Якласс. Для обратной связи- любые месенджеры, электронная почта, соц сети.
Все помнят, что в первые дни возникли технические проблемы из-за перегруженности сайтов. Возникли риски, что что-то перестанет работать, или интернет отключат. Сервисы не рассчитаны на огромное количество людей. Другой риск — контроль. Большой класс контролировать, как в школе не получится. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов. И ещё одна проблема, с которой мы столкнулись, это отсутствие возможности выйти в прямой эфир на урок из-за того, что доступ к интернету есть только у родителей, а они до вечера на работе.
В нашей школе, мы начали составлять подробные планы уроков и вставлять в них ссылки на видео ресурс (Это либо своё личное объяснение материала урока в записи, либо другое видеообъяснение) для того чтобы ученик мог в любое время посмотреть или пересмотреть урок. И вся эта информация выкладывалась на сайт школы. Таким образом, родителям и ученикам не пришлось долго искать. Уроки всех учителей все на одном ресурсе.
Рекомендации. Обмен опытом.
В данный момент мы начинаем учебный год очно, но мы должны быть готовы в любой момент перейти к дистанту. Главное сейчас каждому учителю разработать для себя лично стратегию работы на дистанте, выбрать подходящие платформы и пока есть возможность познакомить детей с ними. Чтобы ребята уже сейчас с 1 сентября осваивали необходимые ресурсы.
Предлагаю небольшой перечень платформ наиболее надёжных и доступных для наших школ и обучающихся.
Google classroom – Лидер всех латформ для ДО, он и бесплатный и проработан хорошо. Эта платформа разрабатывалася специально для школ. Можно организовывать различные уроки, варианты опросов и заданий. Разобраться в нем сможет любой начинающий пользователь. Мой вам совет: начинайте с этого варианта и не пожалеете.
Недостаток IT-опыта, консервативное мышление и роль родителей: эксперты об итогах дистанционного обучения в школах
За последние несколько месяцев школам пришлось полностью перестроить процесс обучения и перенести его в онлайн. Ситуация с пандемией ярко показала, что российское образование нужно быстрее адаптировать к использованию цифровых сервисов и грамотному их сочетанию с традиционными инструментами.
Во-первых, наглядно проявилась картина цифрового неравенства в нашей стране. У людей в регионах разный интернет, а у более чем 15% российских школьников попросту отсутствуют цифровые устройства в личном пользовании – отметили эксперты в ходе первой сетевой онлайн-планёрки для учителей и родителей, которую 14 мая провел лидер общественно-педагогического движения «Школа – наше дело» Артем Соловейчик. Эту проблему пытались решить по-разному: в некоторых сельских школах организовали очное обучение в маленьких группах, обеспечивая дистанцию между учащимися, а в части образовательных организаций выдавали технику нуждающимся. Минпросвещения также объявило, что операторы связи сделали доступ к образовательным ресурсам бесплатным на это время.
Для продолжения работы педагоги могли выбрать удобные им платформы, в частности из списка, рекомендованного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
«Для передачи материалов наши педагоги пользуются платформами Яндекс.Учебник и Учи.ру. Традиционные домашние задания ученики также выполняют. Обратная связь ежедневная, Дневник.ру очень помогает в этой ситуации, всю информацию учителя размещают там. Я сама преподаю в ПсковГУ, то есть тоже работаю в основном дистанционно. Такой формат в целом дает возможность по-новому взглянуть на процесс обучения всем – и педагогам, и родителям, и детям. Это интересный опыт».
Чаще всего для проведения онлайн-уроков использовали Zoom, Skype, Учи.ру, Якласс, а администрирование учебного процесса вели через систему Дневник.ру. Так, только в апреле 2020 года посещаемость последней платформы выросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
Большинство родителей наших школьников выбрали обучение посредством мессенджера и портала Дневник.ру. Дистанционная форма для нашего учреждения не новая, она активно используется с 2017 года. Поэтому родители с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. Они поддерживают своих детей, направляют и контролируют их учебную деятельность.
Руководитель школы-интерната №8 в Благовещенске Амурской области
«У меня стаж 40 лет, электронный дневник – то, что надо. Оценки, темы уроков – все на виду, все на экране. Замечания о неаккуратных записях, разных ручках пропали. Но выросла другая проблема: в селе не у всех есть интернет, значит, не у всех есть выход на дневник, но, думаю, и это со временем решится. Кстати, гаджеты дети с удовольствием используют и на уроках для поиска информации, а моя задача помочь: как искать, как фильтровать, как понимать исторические, обществоведческие найденные статьи».
Педагог школы в селе Большая Дмитриевка Саратовской области
Использование цифровых инструментов во время занятий сегодня очень популярно в лидирующих по уровню образования странах мира: Финляндии, Корее, Америке и других. Там упор делается на самостоятельную работу детей в рамках исследований и совместных проектов, на которые их мотивируют технологии. Это позволяет формировать у школьников навыки, которые необходимы в современном обществе: критическое мышление, креативность, способность вычленять из большого потока информации самое важное и грамотно это использовать, умение работать в команде.
Несмотря на то, что в России сегодня есть масса удобных образовательных платформ, разработанных EdTech-компаниями, школам пока еще не удается использовать все их возможности в полной мере. Как показало исследование Комитета гражданских инициатив, посвященное дистанционному образованию в условиях пандемии, в период всеобщей самоизоляции образовательные платформы столкнулись с рядом проблем: недостаточной пропускной способностью сетей связи и мощностью самих площадок, нехваткой методической поддержки пользователей и учебного контента. В связи с этим представители EdTech-индустрии планируют развивать свои продукты в этом направлении, а также рассчитывают на некоторую помощь от государства. Среди необходимых мер поддержки участники исследования (12 ведущих IT-компаний в сфере образования) назвали улучшение интернет-покрытия в регионах, а также повышение цифровой грамотности учителей.
О необходимости обучения педагогов принципам дистанционной работы часто говорят и родители. Так, во время дистанционного обучения многие из них отмечали в соцсетях, что столкнулись с путаницей в школьной информации.
«Одни учителя просят отсылать задания на почту, другие в WhatsApp. Ребёнок одним отсылает, а за это ещё двойки умудряются ставить – за что? Ребёнок выучил, отослал. Такая путаница!».
Дистанционное обучение (из опыта работы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционное обучение: опыт учителей
В современной школе дистанционное образования является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.
Если сравнивать с классическим способом обучения, то дистанционное образование будет иметь ряд некоторых преимуществ:
— гибкость –учащиеся могут заниматься в любое время и в удобном месте;
— дальнодействие –не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания
— массовость – количество обучающихся может варьироваться;
— технологичность – использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
— социальное равноправие –все учащиеся не зависимо от места проживания и состояния здоровья могут одинаково получать материал и работать с ним.
— самодисциплина и ответственность.
Для реализации программы дистанционного обучения необходима система открытого образования, основанная на опыте обучения и имеющихся телекоммуникационных средствах..
Так же была разработана памятка «Садись за уроки», в помощь ученику.
Памятка « Садись за уроки»
1Садись за уроки в одно и тоже время.
2.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий
3. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо
4Уточни расписание занятий. Проверь, все ли задания записаны у тебя в дневнике.
5. Приготовь письменные принадлежности для выполнения заданий, убери все лишнее
6.Пришло время для выполнения заданий. Сядь удобно, открой учебник
Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
При всем многообразии возможностей было важно не перегрузить детей технологиями. Договорились, что средством для коммуникации, отправки и получения заданий будем использовать нашу корпоративную почту, где для каждого предмета создали свою папку, настроили фильтры, и все домашние задания, которые выполнили ученики, приходят на почту в определенную папку. Педагог просматривает работы, ставит отметку ребенку, отвечая ему в письме и дает краткое объяснение. Так же отметка выставляется в «Сетевой город». Учитель, ведущий переписку с учеником, может облегчить процедуру обработки получаемых сообщений путем установления правил, по которым обрабатываются адресованные ему почтовые сообщения. В частности, можно осуществить анализ сообщений по таким признакам, как «отправитель сообщения», заданные слова в поле «тема», по пометке важности сообщения, по наличию присоединенного файла и т.п. Среди возможных алгоритмов обработки сообщений следует упомянуть сортировку сообщений по различным папкам, автоматическую отправку заранее подготовленного сообщения (ответа), выделение сообщения цветом и т.д. Как отмечалось выше, получатель сообщения может прочитать его в удобное для себя время
Родители стали активными помощниками в организации образовательного процесса, так как без них в начальной школе ребенку непросто перестроися на другую форму работы.
Учи.ру всегда предоставляла неограниченный доступ ко всем своим ресурсам для школ и учителей, а также для учеников, когда те занимаются вместе с педагогом. В связи с переходом на дистанционное обучение платформа запустила ряд новых решений.
Педагоги нашей школы активно используют этот ресурс и вне. Плюсом этого портала является то, что на выполнение задания отводится определенный промежуток времени, и ребенок сам распределяет, когда он выполнит.
Перед тем, как начать подготовку к уроку, мы ставим для себя такие вопросы:
-Чему я хочу научить моих учеников?
-Как ученики этому научатся?
-Как я могу поддержать их?
— Как я смогу узнать, поняли дети материал или нет?
Работа педагога проходит с опорой на календарно-тематическое планирование. Детей мы учим самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием технологий, рациональному использованию своего времени, продуктивному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень многому.
Также трудно даются проверка и контроль. На обычных уроках велика роль учителя: он помогает детям организовать себя, спланировать работу. В дистанционной работе контроль со стороны учителя снижен, невозможно проследить, что дети решают самостоятельно, и здесь велика роль родителя – помочь, уделить внимание, где-то вместе прочитать, вместе составить план работы и отдыха, поучаствовать с ребенком в проекте, заинтересовать, проконтролировать, но не делать вместо ребенка, желая, чтобы у ребенка были отличные оценки.
Сложности дистанционного обучения
Дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование дается с огромным трудом. Для них способность концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля, не всегда заканчивается положительным результатом. Поэтому за младшими школьниками родителям все равно приходится следить. По этой причине дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе.
В освоении электронного дистанционного образования существует несколько проблем:
Вторая проблема, это возможность недобросовестно выполнять работу, всегда можно обратиться за ответами в сеть интернет или к родителям и товарищам.
Дистанционное образование – это процесс, который может требовать длительной подготовки и лучше его внедрять поэтапно. Мы, думаем, дистанционное обучение будет хорошим помощником ребёнку, находящемуся на больничном или во время карантина в школе, или же для индивидуальных занятиях с отдельным учеником. Но оно, по-нашему мнению, не может заменить живого общения учителя и ученика. Нет моментальной обратной связи. В школе, когда смотришь на детей, то можно понять, когда в урок необходимо внести изменения: уменьшить темп, увеличить нагрузку, дать физминутку, кого-то успокоить и т.д. При дистанционном обучении ученик лишен такой помощи, что приводит к неполноценному уроку.
Разработка урока дистанционного обучения занимает определенное время у учителя. Конечно, основной урок строится на учебнике, который содержит основную информацию для детей, но и используются фото и видео материалы, презентации и аудиофайлы для лучшего усвоения материала.
Исходя из выше сказанного, мы сформулировали некоторые недостатки дистанционного образования::
• отсутствие живого общения между учителем и учеником;
• работать дистанционно невозможно без технического обеспечения: ученики и учителя должны иметь как минимум, компьютер, модем, электронную почту и доступ в Интернет);
• трудности объективно оценить знания учащихся и процесс обучения.
• преподавателям сложнее становится контролировать вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель
• И, конечно, детям не хватает общения со сверстниками, что может привести к психологическим проблемам.
«Я сижу дома, мне комфортно перед компьютером, я занимаюсь в тишине, мне никто не мешает».
» У меня есть возможность получать знания не выходя из дома».
» Я мог учиться дома или на даче — в общем, везде, где только есть интернет.»
» Я сама могу выбрать время, когда хочу заниматься определённым предметом. Мне не нужно каждый день вставать рано, я могу сама выбрать для себя комфортное время занятий.
» Мне нравится такой распорядок дня. Я могу в любой момент встать, отдохнуть, чего никогда не сделаешь посреди урока. Мне нравится самой управлять своим временем»
» Можно несколько раз разобрать одно и то же, если что-то непонятно, не мешая кому-то»
» Я в любой момент могу устроить перерыв и немного отдохнуть.»
» Это хорошая возможность повысить сценку за четверть, потому что мама и интернет всегда помогут»
» Минусом, наверное, для меня является нехватка общения и с одноклассниками и с учителем»
» Из-за того, что я не могу общаться с одноклассниками, мне становится немного грустно, я чувствую себя одиноким»
» Мне сначала показалось, что здорово, что учитель не будет мне делать замечаний, но потом я понял, что дистанционное обучение требует от меня сильной и четкой самодисциплины».
«Лично для меня очень трудно учиться, когда ничего не объясняют в живом общении».
» Глаза устают больше обычного»
» Мне иногда трудно заставить себя заниматься в домашней обстановке.»
» Очень большой объём самостоятельной работы: почти весь материал приходится изучать самому, а на это уходит намного больше времени, чем когда мы учились в школе ».
» Нам не хватает внеклассных мероприятий, как раньше»
Только находясь на «дистанте», я поняла, что школа – это по-настоящему классно!».
» Важный момент — это стопроцентная безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно некоторым детям не всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает.
» Я против дистанта! Но он нужен только в крайних случаях. Основное обучение детей в данном формате недопустимо! Ничто не заменит живое общение, которое просто НЕОБХОДИМО для учеников.»
«Многие дети испытывают стресс, при котором ни одно обучение не будет эффективным!”
» Дети должны общаться между собой, вместе учиться интересней»
«Мы поняли, что наш ребёнок не умеет планировать учебное время. Может сесть за уроки в 8 часов утра, а закончить их в 7 вечера только к нашему приходу, при этом может успеть посмотреть кино, поиграть на компьютере, погулять с собакой и т.д.
Наши учителя с родителями проводили постоянно разъяснительную работу, давали инструкции, сообщали обо всех нововведениях. Объясняли, что задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. У некоторых взрослых возникала ассоциация:, если дети в компьютере, значит, они ничего не делают. Этот момент тоже проясняли.
Как видим, дистанционное обучение и режим самоизоляции заставили ребят и родителей взглянуть на школу, учителей и одноклассников по-другому. Даже ученики, которые, может быть, мечтали раньше прогулять урок, поняли, что лучше быть вместе со всеми. Будем надеяться, что когда наша жизнь войдет в обычное русло, ребята не забудут, чем для них важна школа.
Наша школа живет под девизом Дейла Карнеги: «Если жизнь дала тебе лимон, надо сделать из него лимонад». То есть из любой ситуации мы должны выжимать максимум для наших детей, которых нам доверили родители. И мы постарались изо всех сил сделать именно так.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩХСЯ (МОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩХСЯ
(МОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)
Огрызко И.В., учитель математики
МБОУ СОШ №2 г. Донецка Ростовской области
… То, что система дистанционного образования проработала
почти два месяца, является важнейшим опытом, и было бы
важно применить усилия к научной систематизации этого…
До марта 2020 года дистанционное обучение (ДО) я рассматривала как средство саморазвития. Я активно участвовала во множестве вебинаров и онлайн конференциях. Для учеников из средств дистанционного обучения я использовала лишь электронные учебники и готовые интерактивные задания, размещенные на различных сайтах.
Карантин показал, что я не была готова к переходу в цифровой формат. Была паника, отчаяние.
Начался мозговой штурм. В первую очередь мною активно изучалась различная методическая литература по проблеме ДО. И параллельно велся поиск в сети Интернет дистанционных образовательных курсов, практических мастерских, организованных для педагогов и направленных на то, чтобы облегчить переход на дистанционное обучение. При участии в одном из вебинаров я услышала фразу: «Увидеть в переходе на дистанционное обучение возможность, а не проблему». Я задумалась, а ведь правда. Это большая возможность приобрести новые знания, повысить свою ИКТ-компетентность. Эти слова стали моим девизом.
В начале 90-х годов прошлого столетия в системе российского образования все чаще стали обращать внимание на дистанционное обучение.
В 1995году была принята Концепция о создании и развитии единой системы ДО в России. Большая работа по педагогическому обеспечению системы дистанционного обучения была проведена в РАО. К разработке теоретических основ и практических курсов подключились А.А. Андреев, Ю.Н. Афанасьев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской и многие другие.
Возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 2012 году была закреплена в Законе об образовании Российской Федерации (ст. 16).
А.А. Андреев рассматривает дистанционное обучение «как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Следовательно, дистанционное обучение как дидактическая система должно включать в себя следующие компоненты: цель обучения, содержание обучения, участники процесса, методы, средства и формы обучения.
Мы знаем, что главными вопросами дидактики являются: «для чего учить?», «чему учить?», «как учить?» и «с помощью чего учить?». Цели и содержание образования четко прописаны в нормативных документах. Содержание дистанционного образования полностью должно соответствовать программам очного образования. « Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами» (Е.С. Полат).
Таким образом, организуя дистанционное обучение сегодня, я должна найти ответы на остальные вопросы дидактики.
Учеными В.М. Кухаренко, А.В. Рыбалко, Н.Г. Сиротенко и др. был проведен анализ и обобщение опыта дистанционного обучения. Ими были выделены 11 характерных свойств ДО.
Для себя, школьного учителя, я выделила следующие:
— гибкость – ученики могут заниматься в удобное время, в соответствии со своим темпом освоения учебного материала;
— модульность – ученик может выбрать необходимый набор модулей для освоения определенной предметной области;
— параллельность – обучение одновременно может проводиться по нескольким специальностям, предметным областям;
— дальнодействие – расстояние между обучающимся и образовательной организацией, осуществляющей обучение не имеет значения;
— синхронность – процесс обучения зависит от времени и темпа освоения учебного материала и расписания учебных занятий; в любой момент можно задать вопрос учителю в чате и тут же получить ответ. Это главное преимущество синхронного обучения;
— асинхронность – организация процесса обучения не зависит от расписания участников обучения;
— социальность – «снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий»;
— НИТ (новые информационные технологии) – апробация и использование новейших информационных систем, мобильных приложений, электронных учебников и др.
Дистанционное образование является формой обучения, при которой преобладает самостоятельное обучение с использованием современных технических средств трансляции информации. В процессе обучения важно организовать оптимальное информационное взаимодействие школьников с учителем и между собой. Изолированный от учителя и одноклассников ученик «может испытывать психологический дискомфорт или не всегда верно интерпретировать предложенный учебный материал». Для исключения этого факта д истанционное обучение может быть организовано в различных формах: с односторонней связью, с двусторонней связью, совместное обучение.
При организации дистанционного обучения я столкнулась со следующими трудностями и проблемами :
1) Проблемы формирования мотивация учеников .
При дистанционном обучении у детей возникала иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока. Возможность безнаказанно списать сильно снижала мотивацию получения действительно прочных знаний.
2) Сложности в организации деятельности учащихся .
Я привыкла ходить между партами и смотреть, все ли ученики включены в учебную деятельность. Для меня важно видеть глаза учеников. При дистанционном обучении не всегда понимаешь, как организовать контроль над классом. При проведении видеоконференций, многие ссылались на отсутствие камер, вставляли различные аватарки, и визуального контроля не происходило.
3) Проблемы с технологическими решениями .
Мне пришлось в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты. Возникла необходимость объяснять принципы их работы ученикам, родителям. Слабый Интернет или его отсутствие, неимение компьютеров существенно усложнили организацию обучения в онлайн режиме.
Больше, значительно больше времени стало уходить на проверку работ обучающихся. Я начала осваивать тайм-менеджмент, искать сервисы, облегчающие проверку, и заново формировать расписание.
Вместе с тем, у меня сложился определенный опыт по организации дистанционного обучения. И я хочу им поделиться.
На первом этапе в каждом классе был проведен опрос о наличии Интернета, компьютеров и гаджетов; были собраны списки классов с адресами электронной почты.
На сайте школы была добавлена вкладка «Дистанционное обучение», куда каждый учитель размещал задания на неделю. Учитывая тот факт, что в классах были дети, у которых доступ к Интернету был ограничен по различным причинам, я размещала краткие конспекты к урокам. В них были графы для тех, кто имеет доступ к Интернету и может присоединиться к уроку в форме видеоконференции, и для тех, у кого нет такой возможности. Эти конспекты позволяли осуществлять дистанционное обучение в асинхронном режиме (рисунок 1).
На рисунке 1 представлен конспект к уроку математике в 5б классе. В этом классе 5 человек не имели доступа к интернету, у двоих – кнопочные телефоны и нет компьютера.
На следующем рисунке (рисунок 2) представлен конспект урока в 10 классе, в этом классе все обучающиеся имеют доступ к Интернету.
Большую помощь в организации дистанционного обучения мне оказали с ервисы для быстрой коммуникации :
1) Электронная почта
На свою электронную почту я получала фотографии выполненных домашних заданий, отправляла индивидуальные комментарии и замечания.
В этом мессенджере были созданы группы по классам. В них размещалась общая информация: комментарий к домашнему заданию, ссылки на уроки, проводимые в форме видеоконференции, ссылки на интерактивные задания (рисунки 3 и 4). Я оценила работу сервиса и поняла, что он удобен и для синхронного, и асинхронного режимов.
Были созданы закрытые группы по классам. В каждой группе на стене к каждому уроку размещались видеофрагменты или презентации, конспекты уроков, домашние задания. Если ученики не смогли присоединиться к уроку в режиме онлайн, то они могли самостоятельно просмотреть видео (их я брала из свободного доступа в Интернете), поработать с презентацией. В индивидуальных сообщениях я объявляла отметки, размещала индивидуальные задания, отвечала на вопросы обучающихся.
На рисунке 5 можно увидеть, какой методический материал был предоставлен обучающимся 11 класса: 4 видеоролика, конспект урока, домашнее задание по уровням освоения курса математики.
Методический материал к уроку геометрии в 9 классе (рисунок 6).
Возможности этого сайта я использовала и для проведения воспитательной работы. В группах были размещены видеоролики, посвященные 75-летию Великой Победы.
Так как время пандемии совпало с этапом активной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ, то я постаралась помочь им качественно подготовиться к экзаменам.
Рисунок9
Данную платформу я использовала для проведения уроков для обучающихся 5, 8, 9, 10, 11 классов и для проведения онлайн консультаций по подготовке к ЕГЭ.
Здесь общение с учениками проходит в синхронном режиме. Положительные аспекты: это похоже на обычный урок, есть возможность видеть всех учеников, задать вопрос и получить ответ на него сразу. Минусы такого взаимодействия: неустойчивая связь, сложность удержать концентрацию всех участников на протяжении урока.
Понравились возможность этого сервиса, которые привычны были и до дистанционки: демонстрация видео и презентаций. Очень важной опцией для уроков математики является возможность рисовать, чертить и выделять. Использовала эту опцию при организации фронтального опроса, так как и у учеников есть к ней доступ. При объяснении нового материала тоже удобно, уже в готовой презентации ты можешь что-то выделить цветом, или дописать. Для меня большим помощником при проведении онлайн уроков стала встроенная доска. Разбор решения задач, построение чертежей, демонстрация оформления заданий – это лишь незначительная часть того, что можно сделать на уроке с помощью нее.
Очень полезной оказалась функция «поднятая рука», она позволяла сохранять дисциплину на уроке. Причем эту опцию мне подсказали сами ребята.
Оценила я и возможность организации групповой работы на уроке с помощью опции «сессионные залы». Можно разбивать класс на группы, давать им задание и устанавливать время на его выполнение или обсуждение. Я при этом могла во время групповой работы «посетить» каждую группу, услышать, чем заняты обучающиеся или оказать какую-то помощь.
При подготовке к урокам я использовала следующие сервисы:
Множество различных шаблонов, фото и иллюстраций, которые позволяют сократить время на подготовку презентаций.
2) Google формы
Использовала готовые шаблоны для презентаций. Пробовала создавать тесты.
Использовала русскоязычную версию этого сайта. Брала уже готовые упражнения.
Задания этого сайта применяла на уроках в 5, 8 классах.
Рисунок 12
4) Использовала электронные учебники ( https://rosuchebnik.ru/ ),
5) Включала в содержание уроков материалы, размещенные на образовательной платформе «Моя цифровая школа» ( https://cifra.school/ ). Здесь понравились конспекты к урокам и предложенные практические задания, памятки для обучающихся.
Рисунок 13
Вышеуказанный алгоритм я обязательно применю на практике.
Рисунок 14
Какие преимущества использования интерактивного рабочего листа я увидела:
1) Шаблон ИРЛ можно максимально приблизить к алгоритму успешного дистанционного занятия, так как в нем можно разместить видео или презентацию, подобрать вопросы, которые помогут учителю понять, насколько хорошо усвоен материал. Существует разнообразие форм упражнений, направленных на закрепление нового материала, которые может добавить учитель.
2) Можно качественно использовать инфографику, головоломки.
3) На этой платформе есть возможность создавать классы, интерактивные рабочие тетради по классам, назначать индивидуально задания. Система сама проверяет. Учителю приходит отчет. Учитель может комментировать выполнение заданий каждым ребенком. Можно просто отправлять ссылки на ИРЛ. Есть возможность использования рабочих листов коллег.
Мною разработаны несколько ИРЛ, на 2 из них я размещаю ссылки.
Рисунок 15 Рисунок 16
На рисунке 15 представлен шаблон ИРЛ по теме «Проценты» 5 класс. На рисунке 16 можно увидеть отчеты о выполнении заданий по ИРЛ в электронном виде.
Рисунок 17
Это пример интерактивного рабочего листа по теме «Свойства функции. Подготовка к ОГЭ» обучающихся 8-9 классов.
В случае отсутствия доступа к Интернету можно использовать шаблоны ИРЛ в обычном режиме, но интерактивности при этом не будет.
Сейчас уникальный период для системы российского образования, так как идет накопление колоссального опыта, методических материалов по организации дистанционного обучения.
Следует отметить, что существенно была бы облегчена работа учителя при осуществлении дистанционного обучения, если бы была создана и корректно функционировала единая образовательная платформа.
И, как показывает статистика уровня заболеваемости, полученные новые знания мне обязательно пригодятся.
В завершении хочу привести слова Александра Милкуса, заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики»: «Важно подчеркнуть: даже те учителя, которые до массового перехода на дистанционное обучение не обладали высоким уровнем компьютерной грамотности, довольно быстро сориентировались и освоили новые формы коммуникации со своими учениками».
Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999
Андреев А.А., Солдаткин В.И.Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.– М.:МЭСИ,1999.
Дистанционное обучение /Под ред. Е.С.Полат.-М.:ВЛАДОС,1998.