определяющая роль готовности к школьному обучению отводится
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
время, отведенное на выполнение каждого теста – 15 минут
тип тестов – для контроля знаний по курсу
Вариант 1
а) состояние;
б) свойство;
в) процесс;
г) все ответы верные.
2. Под готовностью понимают:
а) способности;
б) установки;
в) мотивацию;
г) все ответы верные.
3. По мнению Д. Н. Узнадзе – психологическая готовность это:
а) способности;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
4. По мнению В. А. Ядова – психологическая готовность рассматривается как:
а) способности;
б) установки;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
5. По мнению А. Н. Леонтьева – психологическая готовность это:
а) способности;
б) система личностных смыслов;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
6. По мнению К. Роджерса – психологическая готовность это:
а) стремление к самоактуализации;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
7. Структура психологической готовности ребенка к школе включает компоненты:
а) интеллектуальный;
б) личностный;
в) мотивационный;
г) все ответы верные.
8. Главным новообразованием, свидетельствующем о психологической школьной готовности является:
а) «внутренняя позиция школьника»;
б) развитие познавательной сферы;
в) начальные формы учебной деятельности;
г) все ответы верные.
9. Зрелость функций к началу обучения в школе позволяет, по мнению Л.С. Выготского, определить:
а) готовность к школьному обучению;
б) «зону ближайшего развития»;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
10. «Зона ближайшего развития» – это:
а) готовность к школьному обучению;
б) возможность достижений ребенка при сотрудничестве со взрослым;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
11. Определяющая роль готовности к школьному обучению отводится:
а) интеллектуальным способностям;
б) мотивации учения;
в) социальной ситуации развития;
г) все ответы верные.
12. Этап начального школьного образования соответствует периоду социализации:
а) адаптации;
б) индивидуализации;
в) интеграции;
г) все ответы верные.
Вариант 2
1. Этап начального школьного образования соответствует периоду социализации:
а) адаптации;
б) индивидуализации;
в) интеграции;
г) все ответы верные.
2. Определяющая роль готовности к школьному обучению отводится:
а) интеллектуальным способностям;
б) мотивации учения;
в) социальной ситуации развития;
г) все ответы верные.
3. «Зона ближайшего развития» – это:
а) готовность к школьному обучению;
б) возможность достижений ребенка при сотрудничестве со взрослым;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
4. По мнению В. А. Ядова – психологическая готовность рассматривается как:
а) способности;
б) установки;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
5. По мнению А. Н. Леонтьева – психологическая готовность это:
а) способности;
б) система личностных смыслов;
в) система личностных диспозиций, состоящих из свойств личности;
г) все ответы верные.
6. По мнению К. Роджерса – психологическая готовность это:
а) стремление к самоактуализации;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
7. Структура психологической готовности ребенка к школе включает компоненты:
а) интеллектуальный;
б) личностный;
в) мотивационный;
г) все ответы верные.
8. Главным новообразованием, свидетельствующем о психологической школьной готовности является:
а) «внутренняя позиция школьника»;
б) развитие познавательной сферы;
в) начальные формы учебной деятельности;
г) все ответы верные.
9. Зрелость функций к началу обучения в школе позволяет, по мнению Л.С. Выготского, определить:
а) готовность к школьному обучению;
б) «зону ближайшего развития»;
в) уровень актуального развития ребенка;
г) все ответы верные.
10. По мнению Д. Н. Узнадзе – психологическая готовность это:
а) способности;
б) установки;
в) мотивация;
г) все ответы верные.
11. Под готовностью понимают:
а) способности;
б) установки;
в) мотивацию;
г) все ответы верные.
12. Психологическая готовность это:
а) состояние;
б) свойство;
в) процесс;
г) все ответы верные.
Ключ к рубежному тесту к разделу «Психологическая готовность к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе
Проблема диагностирования готовности к школьному обучению тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой организации всей последующей воспитательной и учебной работы, а также опенки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Готовым к школе считается ребенок, который сможет без особых затруднений освоить школьную программу, находясь в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению это целый комплекс умений и психологических характеристик ребенка.
Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения
Эмоционально – волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится персептивным и мыслительным операциям.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Показатели интеллектуального развития. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.
Тесно связано с интеллектуальным развитием развитие речи ребенка. Шести-семилетний ребенок должен не только уметь формулировать сложные высказывания, но и хорошо понимать смысл различных грамматических конструкций, в которых формулируются объяснения на уроке, даются инструкции к работе, иметь богатый словарный запас.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности» к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности
Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.
Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Шиф И. А., психолог ГБУ ЦСПСиД «Гелиос»
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Начало школьного обучения – естественный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о физиологической, социальной и психологической готовности ребенка к школе. В реальности это комплекс, отражающий индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Достаточно часто в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в том числе и в процессе школьного обучения) человек выступает одновременно как существо, биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности. Так, например, характер общения ребенка с окружающими, детьми п взрослыми, во многом определяется генетически обусловленными особенностями основных свойств нервной системы (т. е. физиологическими особенностями). От общего физического развития и состояния здоровья ребёнка зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Развитие умственных способностей является одним из условий формирования самосознания и внутренней социальной позиции в дошкольном возрасте. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности и представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи. Количество и характер взаимосвязей каждого УВК определяют его вес в структуре готовности. Чем выше вес УВК, тем оно важнее, тем большее влияние уровень развития этого качества оказывает на успешность школьного обучения. Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности, будем называть базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале обучения в первом классе это: мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; вербальная механическая память. Не названные здесь учебно-важные качества также влияют на успешность усвоения знаний, но не напрямую, а опосредованно, взаимодействуя с другими УВК, входящими в структуру школьной готовности. Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке к школе. Необходимо сделать одно очень важное замечание. Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. Вообще говоря, в реальной деятельности ребенка выделить отдельное психическое качество «в чистом виде» достаточно сложно. Так, например, УВК «принятие задачи» тесно связано с учебными мотивами и умственным развитием ребенка: для того чтобы ребенок принял задачу, поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям; в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления (понимания того, что надо делать, некоторых знаний и умений, произвольности, т. е. способности удерживать внимание на выполнении задания. УВК «вводные навыки» (некоторый запас знаний и умений, необходимый для начала систематического школьного обучения) непосредственно связано с мотивами учения, способностью принимать учебную задачу и произвольно управлять своей деятельностью, с уровнем развития вербальной памяти и способностью к обобщениям. Помимо непосредственных связей, существует опосредованное взаимодействие УВК через связи с другими качествами. Например, способность принимать задачу опосредованно связана с вербальной памятью через мотивы учения и вводные навыки. Можно проследить взаимосвязи и всех других учебно-важных качеств. Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе. Когда говорят о «структуре», то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг с другом определенным образом. При этом важны и связи элементов, и их особенности. «Система» — это тоже структура, но более совершенная. Она настроена на достижение определенной цели. При этом успешность функционирования системы и достижения цели определяются не столько отдельными ее элементами, сколько характером их взаимосвязей и взаимодействий. Чем совершеннее организация элементов, чем теснее их взаимосвязи, тем эффективнее «работает» система. В начале школьного обучения успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребенка: мотивов учения, способности принимать задачу и т. д. Они, конечно же, взаимосвязаны (все психические функции так или иначе связаны друг с другом, но связи эти формировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому, структура индивидуальных качеств ребенка до начала школьного обучения еще мало приспособлена для учения. И только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических качеств учащегося (стартовая готовность к обучению в школе) происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения теперь во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, т. е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний. Таким образом формируется вторичная готовность к обучению в школе. В процессе обучения развиваются не только взаимосвязи отдельных УВК. Активно развиваются сами психические качества и свойства, составляющие психологическую структуру школьной готовности. Но уже в конце первого учебного года успешность обучения мало зависит от уровня развития тех качеств, которые составляли структуру стартовой готовности к школе. Было установлено, что в конце первого класса уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, различается незначительно. Этот факт хорошо известен учителям начальной школы: нередки случаи, когда неглупые и с хорошей памятью ученики из благополучных семей учатся плохо. И дело здесь не только и не столько в их нерадивости и лени. Дело в том, что в процессе обучения в первом полугодии формируются те учебно-важные качества, которых нет и не могло быть в структуре стартовой готовности к школе, и сама структура готовности, как мы уже говорили, в этот период претерпевает значительные изменения. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой — как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка. Рассматривая готовность к школе в контексте психического развития, мы видим, что общие закономерности развития психики в детском возрасте проявляются и при анализе школьной готовности.
1) Согласно принципу функционального единства сознания, сформулированного Л. С. Выготским, психика ребенка «в каждую возрастную эпоху представляет собой единое целое, обладающее определенным строением». В основе развития психики как целого лежит перестройка функциональных связей и отношений ее компонентов, которая и определяет в конечном счете изменение и развитие каждой отдельной психической функции. Поэтому, готовность к обучению в школе нужно рассматривать как целостную структуру, развитие которой обусловливается качественными и количественными изменениями составляющих ее учебно-важных качеств и их взаимосвязей.
2) Установлено, что психическое развитие имеет неравномерный и гетерохронный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие — находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения.
3) Психическое развитие ребенка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат (В. В. Давыдов). Программа школьного обучения предполагает постепенный переход от усвоения простых знаний, навыков и форм психической деятельности к более сложным. Соответствие исходного уровня психического развития ребенка требованиям школы (до начала обучения) является предпосылкой успешного усвоения на первом этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму в 1 классе, это — усвоение грамоты, первоначального чтения и письма, в этом случае мы говорим о стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребенка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Характер этих изменений, степень их соответствия целям обучения будут определять готовность ребенка к усвоению знаний на следующем этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму — этап обучения смысловому чтению и письму целыми словами). Это вторичная готовность к обучению.
4) На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого ребенка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей. Поэтому специфика социальной ситуации и особенности морфофункционального развития должны быть учтены при диагностике и коррекции (развитии) школьной готовности. Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, нужно различать готовность к учению — готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, в продуктивных видах деятельности и т. д.) и готовность предметную, т. е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы. Оба эти аспекта школьной готовности тесно связаны: ребенок усваивает чтение, письмо и математику, выполняя учебную деятельность (в специфической для данного возраста форме). В то же время, овладевая новыми знаниями и умениями, начинающий школьник учится учиться, осваивает новый для него вид деятельности, активно развивается. Обучение детей по определенной программе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Новизна ситуации школьного обучения заключается в том, что учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и является главным условием его полноценного развития и усвоения знаний.
Знания и представления об окружающем мире ребенокможет усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности. Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности только тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник или первоклассник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное — он принимает учебную задачу и, следовательно, учится. Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)». Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимися учебной деятельности и, с другой стороны, спецификой учебного материала (Д. Б. Эльконин). Говоря о «предметной готовности» к учению, следует заметить, что главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период является усвоение учащимися грамоты — первоначального чтения и письма. Освоение грамоты в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты — это фундамент для всего последующего обучения.
Как отмечалось выше, психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием. Структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества — УВК) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения. В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовностиможно выделить пять блоков учебно-важных качеств: I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т. е. учиться. II. Принятие учебной задачи — понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения. IV. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию. Формирование психологической готовности ребенка к школе представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности (системогенез деятельности). Уже в дошкольный период в привычных для ребенка видах деятельности закладываются основные компоненты психологической структуры учебной деятельности, которые развиваются неравномерно и гетерохронно. На ранних этапах системогенеза учебной деятельности ее успешность во многом определяется уровнем развития отдельных индивидуальных качеств ребенка. Их взаимосвязи обусловлены в большей степени функциональной целостностью детской психики, чем учебными задачами, которые еще не осознаются ребенком в полной мере. На этом этапе психологическая структура деятельности еще не обладает свойствами системы, еще не настроена на достижение учебных целей. К концу дошкольноговозраста под руководством взрослого в структуре детской деятельности происходят существенные изменения: образуются функциональные связи между отдельными ее компонентами, обеспечивающие принятие ребенком учебной задачи; появляются осознание способов ее достижения, возможность контролировать свои действия и оценивать их результат (на элементарном уровне). В то же время возможности ребенкацеленаправленно усваивать знания еще ограничены: управление учебной деятельностью имеет внешний характер и осуществляется взрослым, знания неполны и имеют конкретный характер, не сформированы связи между информационной основой и исполнительной частью предметного действия. При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т. е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения: в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.
Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – улыбки, цветы, поздравления и радостное волнение. Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.
— Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4
— Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
— Давыдов В. В. Теория развивающего обучения – М., 1996
— Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина,