определите какое качество личности учителя дефектолога не должно его характеризовать
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Требования к профессиональной подготовке современного
Подготовила Пурышкина Н.В.
Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни.
Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
К основным обязанностям работника относятся:
осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом : порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:
Эссе «Каким должен быть современный дефектолог»
Пяткова Ольга Валентиновна
Эссе «Каким должен быть современный дефектолог»
Единственная возможность научить ребенка
жить в существующих условиях,
это создать ему условия для полного овладения
своими собственными способностями».
Мне важен даже незначительный результат и получить его помогают современные методики: песко-терапия, арт-терапия, музыка, фито-терапия, сенсорная, холдинг терапия, АВА, ПЭКС, НЛП, методики Монтессори, Домана, Кюизнеа, Дьенеша, Сегена, Зайцева, Никитина, Нумикон, фокушарики, кинезеологические упражнения и упражнения на развитие межполушарных связей и многое другое. Все это я использую в работе. И хочется сказать спасибо ученым, учителям – новаторам, которые разрабатывают такие полезные на практике материалы.
Личностные качества профессионала для современного учителя-дефектолога очень важны. Чтобы быть хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Учитель-дефектолог должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, получать удовольствие от работы с детьми. Для успешной работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система. Педагог сам должен уметь учиться и использовать свои знания на практике. Обучение, развитие, поддержка требуются не только детям, с которыми работает учитель – дефектолог, но и родителям. Если семья ребенка становится на сторону интересов ребенка, доверяет специалисту, не стремится угодить надуманным социальным стереотипам, тогда совместные усилия будут очень эффективными и родители будут меньше испытывать стресс. Ребенок будет расти в атмосфере добра и участия. Сильнее всего испытывают стресс молодые родители, имеющие небольшой жизненный опыт. И именно такие семь в настоящее время нуждаются в поддержке в наибольшей степени.
Из-за целого ряда неблагоприятных факторов всё чаще на свет появляются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия учителя-дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.
Своё эссе я бы хотела закончить замечательными словами Р.Де Ниро: «В том, что касательно будущего,я повторяю одно: за что бы Вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно!»
Фотоочерк о родном городе «Мысли вслух, или Каким я вижу Иркутск весной» «… Как Англия создала Лондон и Франция Париж, так Сибирь создавала Иркутск. Она гордится им, и не видеть Иркутска– значит не видеть Сибири…».
Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.
Конспект занятия в средней группе «Каким должен быть солдат» Задачи: образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. развивающие:.
Поисково-исследовательский проект (средняя группа) «Каким воздухом мы дышим?» Каким воздухом мы дышим? Продолжительность: 2-6 февраля Вид проекта: поисково – исследовательский Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатель.
Эссе «Быть воспитателем — это награда» Воспитатель Пархоменко Алина Ивановна В детском саду я работаю всего один год. Но рассказать об этой сказочной профессии могу уже достаточно.
Эссе «Каким я вижу будущее образование в России?» Думаю, что сложно сказать, что ждёт Россию в будущем, она непредсказуема, учитывая особенности её развития. Можно и помечтать, так вот,.
Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.
Основные требования к личности педагога дефектолога
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагог-дефектолог – это специалист педагогической сферы деятельности, занимающийся обучением, воспитанием и развитием детей с различными отклонениями в развитии, разной степенью ограниченных возможностей и вариативными образовательными потребностями.
Роль данного специалиста сводится к построению специального образовательного пространства, с особыми условиями функционирования, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей учащихся с отклонениями в развитии. Без специальных условий их полноценное развитие попросту невозможно.
Поскольку, отклонений в развитии огромное множество, то и знания педагога-дефектолога должны быть обширными, а подходы к реализации образовательной деятельности – многогранными.
Разновидности дефектологических специальностей
Существуют следующие разновидности специальностей дефектологической направленности:
Педагог-дефектолог занимается обучением разным видам деятельности, способствует введению ребенка в образовательное пространство, его приспособлению к социальной среде, знакомит его с окружающим миром и учит жить в нем, а также формирует систему взаимодействия с родителями, помогая им в решении проблем воспитания «особенного» ребенка и вариантов развития его познавательного, творческого, физического потенциала.
Готовые работы на аналогичную тему
Педагоги-дефектологи работают в специализированных учебных заведениях, деятельность которых связана с обучением детей по специальным коррекционным программам т.е. обучение реализуется в условиях наличия того или иного отклонения в развития и необходимости его коррекции для полноценного усвоения образовательной программы. Также, дефектологи работают с дошкольника в ДОУ и в реабилитационных центрах с людьми разных возрастов. Здесь их деятельность связана с оказанием помощи в восстановлении после перенесенных заболеваний, полученных травм, приведением психоэмоционального состояния и интеллектуального развития в норму.
Основные требования к профессиональному развитию педагога – дефектолога
Специфика данной сферы деятельности выдвигает перед педагогом определенные задачи. Их реализация требует конкретных профессиональных знаний и навыков.
Педагогу-дефектологу необходимо владеть знаниями в области:
Однако, знания – это далеко не все в профессии педагога-дефектолога. Для успешной работы, ему требуется владение следующими навыками:
В ходе своей деятельности педагог-дефектолог формирует определенный профессиональный опыт, который необходимо поддерживать и развивать, посредством самообразовательной деятельности, изучения передового опыта работы педагогов-дефектологов всего мира, а также, прохождения специальных курсов повышения квалификации педагогов системы специального образования.
Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога
Помимо требований к профессиональной подготовке педагога-дефектолога, имеются определенные требования к его личности.
Как и любом у педагогу, дефектологу необходимо обладать педагогическим тактом, быть порядочным, честным, любить детей и свою профессию, выносливым, стрессоустойчивым, сдержанным, терпимым, способным к сопереживанию, участливым и др.
Эти свойства необходимы не только педагогам, не только дефектологам, но и обычным людям, специалистам иных профессий.
Что касается профессионально значимых личностных качеств, требуемых для успешной реализации своей профессиональной деятельности, то педагог-дефектолог должен обладать:
Личность педагога-дефектолога
Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. (см. классификацию Е. А. Климова, 2003) и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним.
Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.
Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллективах, среди различных социальных групп — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Сферами его деловой профессиональной компетенции являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, образовательная и социально-педагогическая деятельность, участие в психологической и психотерапевтической помощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имеющих нарушения развития.
Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-
ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работающего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здоровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие собственной личностной психограммы профессиональной психограмме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здоровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечнососудистой и иммунной систем.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?
2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.
3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?
4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?
5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.
6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.
7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказаний?
Литература для самостоятельной работы
Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Специальности: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.
Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992.
Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.
Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.
Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.
Адат Адат 2.1(1 Aki in j
Анап Аном Аном I ‘ Ан i |и Ан1|н
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.
2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в специальной педагогике и образовании.
3. Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции.
4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.
5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.
6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
7. Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограниченными возможностями.
8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.
9. Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.
10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.
11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).
12. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
13. Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями.
16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовности в школьной и социальной среде.
17. Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования для детей с ограниченными возможностями.
18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в системе специального образования.
19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.
20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограниченными возможностями.
21. Современные специальные средства обеспечения образовательного процесса.
22. Информационные технологии в специальном образовании.
23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.
24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.
25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога.
27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными потребностями.
28. Гуманистические образовательные системы и специальная педагогика.
29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).
30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев современного кинематографа.
31. Человек с ограниченными возможностями в художественной литературе — отечественной и зарубежной.
32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.
33. «Социальное выпадение» человека с ограниченными возможностями и основные проблемы, порождаемые этим явлением. Роль специального образования в преодолении или сглаживании этих проблем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики. 6
1.1. Специальная педагогика и общая педагогика. 6
1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики. 13
1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. 31
1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34
1.4.1. Классификации нарушений развития. 34
1.4.2. Статистика специального образования. 36
1.5. Предметные области современной специальной педагогики. 40
Глава 2. Философия и специальная педагогика. 44
2.1. Философские основания специальной педагогики. 44
Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной
3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76
3.3. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная
и образовательная интеграция. 88
Глава 4. Правовые основы специального образования. 93
4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93
4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека. 95
4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России
по защите прав инвалидов. 107
Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121
5.1. Общепатологические аспекты. 121
5.2. Клинические аспекты. ‘. 132
5.2.1. Профилактика. 132
5.2.2. Диагностика. 134
5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации. 138
Глава 6. Психологические основы специальной педагогики. 143
6.1. Предмет и задачи специальной психологии. 143
6.2. Проблема компенсации в психологии. 144
Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики. 174
7.1. Развитие речи в онтогенезе. 174
7.2. Функции речи. 181
Глава 8. Экономические проблемы специального образования. 189
8.1. Краткая история благотворительности. 189
8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191
8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193
Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной
9.1.1. Становление методологии научного познания
в гуманитарных науках. 197
9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные
и частнонаучные. 201
9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике. 216
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание
специального образования. 225
10.1. Обучение, развитие, саморазвитие. 225
10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228
Глава 11. Принципы специального образования. 233
Глава 12. Формы организации специального образования. 243
12.1. Организация специального образования в структуре
12.2. Развитие организационных форм специального образования —
интеграция и дифференциация. 246
Глава 13. Воспитание в системе специального образования. 257
13.1. Воспитание как составная часть специального образования. 257
13.2. Содержание воспитания. 262
13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей
с ограниченными возможностями. 269
13.4. Методы воспитания. 277
13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов. 281
Глава 14. Обучение в системе специального образования. 286
14.2. Обучение и учение в специальном образовании. 292
14.3. Технологии и методы специального обучения. 295
14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301
Глава 15. Педагог системы специального образования:
профессиональная деятельность и личность. 317
15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317
15.2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога. 321
15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов. 324
15.4. Личность педагога-дефектолога. 329
Предметный указатель. 333
Примерные темы рефератов и курсовых работ. 344