определение обучение как деятельности учителя в учебном процессе предложила
Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.
4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
Цель учителя в процессе обучения – регулирование познавательной деятельности школьников, направленной на усвоение учебного материала. Однако методы передачи знаний, умений, навыков, а также роль ученика в процессе обучения на протяжении развития школы различались. Раньше главной обязанностью учителя являлась передача суммы знаний и умений ученикам, при этом школьники оставались лишь пассивными слушателями. Такой метод получил в дидактике название информационного или традиционного. На современном этапе существования школы ситуация коренным образом изменилась. Теперь учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки. Такой подход получил название «деятельный подход к обучению».
Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие.
1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.
2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.
3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.
4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.
5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.
6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Очень часто в знаниях учеников возникает много пробелов. Это зависит от нескольких факторов. Во–первых, имеет значение качество преподавания, во–вторых, уровень дисциплины, в–третьих, отношение к учению. Сюда же следует отнести степень сформированности навыков, умение работать с книгой, а также темп чтения и письма.
После анализа результатов можно говорить о резервах совершенствования процесса обучения и повышении квалификации преподавателя.
Как и деятельность учителя, деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов.
1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем.
2. Они осуществляют учебные действия.
3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.
4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.
Не меняется структура деятельности ученика и в процессе самостоятельной работы.
Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь.
В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.
Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.
Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное.
Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.
После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию.
Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.
То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.
ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (5 семестр)
Тестовое задание
1. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже 19-20 вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики называется:
а) педагогикой; в) дидактикой;
б) педологией; г) психопедагогикой.
2. Содержание педологии к развитию ребенка составляют подходы:
а) дидактический; в) деятельностный
в) личностно-ориентированный; г) комплексный.
3. Лонгитюдный метод исследования по Б.Г. Ананьеву относится:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) интерпретационным методам.
4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:
б) экспериментальном методе;
в) методе анализа продуктов деятельности;
5. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
а) наблюдение; в) лабораторный эксперимент;
б) формирующий эксперимент; г) естественный эксперимент.
6. Применяемый в возрастной и педагогической психологии и психологии образования метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это :
а) пилотажный эксперимент; в) констатирующий эксперимент;
б) формирующий эксперимент; г) включенное наблюдение.
7. Функция фасилитации педагогического общения выделена:
а) К. Роджерсом; в) А. Маслоу;
б) В. Франклом; г) Р. Бернсом
8. В одной из концепции педагогических способностей, все они соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы:
а) Н. В. Кузьминой и ее научной школой;
б) Л. М. Митиной и ее научной школой;
в) А. К. Марковой и ее научной школой;
г) В. А. Крутецким и его научной школой.
9. Формируемый индивидуальный опыт ученика, оцениваемый на экзамене, зачетах называется :
а) продуктом учебной деятельности;
б) результатом учебной деятельности;
в) задачей учебной деятельности;
г) способом педагогической деятельности.
10. Стиль деятельности характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формальное выполнение своих функциональных обязанностей, снятие с себя ответственности за результаты работы
а) демократический; в) попустительский;
б) авторитарный; г) все ответы неверны.
11. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н.В. Кузьминой, обладает одним из ниже названных, уровнем продуктивности деятельности учителя:
а) репродуктивным; в) локально-моделирующим;
б) адаптивным; г) системно-моделирующим.
12. Определите стиль общения учителя: «Мои ученики ленивы, недисциплинированны и безответственны, а потому совершенно необходимо постоянно контролировать их деятельность на всех ее этапах».
а) либерально-попустительский; в) демократический;
б) авторитарный; г) автократический.
13. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила:
14. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть:
а) дидактических способностей
б) перцептивных способностей
в) организаторских способностей
г) коммуникативных способностей.
15. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:
16. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть:
б) эффекта последовательности
в) эффекта инерционности
г) эффекта стереотипизации
17. По поводу соотношения обучения и развития Л.С. Выготский, считал, что:
а) обучение и есть развитие;
б) обучение — это только внешние условия созревания, развития;
в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка;
г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием.
18. Психическое развитие и обучение отождествлял:
а) Ж. Пиаже, в) Дж Брунер,
б) Э.Торндайк, г) П. П, Блонский.
19. Определение обучение «как деятельности учителя в учебном процессе» предложила:
а) И.А. Зимняя; б) Н.Ф. Талызина;
в) А.К. Маркова; г) Н.В. Кузьмина.
20. Это направление обучения основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических задач и создающихся в силу этого проблемных ситуациях:
а) традиционное обучение; в) программированное обучение;
б) проблемное обучение; г) развивающее обучение.
21. Расставьте в логической последовательности этапы формирования умственных действий:
а) выполнение действия в материализованной форме;
б) развернутая речь про себя;
в) план внешнеречевого действия;
г) перенос действия в умственный план;
д) формирование ориентировочной основы действия.
22. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях – это показатели:
а) обучаемости; в) воспитуемости;
г) развитости г) развиваемости.
24. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:
б) этап обучаемость;
в) уровень обучаемости;
г) формы проявления обучаемости.
25. В какой системе обучения одной из целей обучения является формирование у учащихся теоретического сознания и мышления:
а) в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова,
б) в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова,
в) в системе традиционного обучения,
г) в системе программированного обучения.
26. Принцип наглядности как принцип традиционной системы обучения в теории содержательного обобщения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) трансформировался:
а) в принцип качественных различия стадий обучения
б) в принцип развивающего обучения
в) в принцип деятельности
г) в принцип предметности
27. Принцип преемственности как принцип традиционной системы обучения в теории содержательного обобщения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) трансформировался:
а) в принцип качественных различия стадий обучения
б) в принцип развивающего обучения
в) в принцип деятельности
г) в принцип предметности
28. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:
а) учение; в) научение;
в) обучение; г) учебная деятельность.
29. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, — это:
а) импринтинг; в) оперантное научение;
б) условно-рефлекторное научение; г) викарное научение.
30. Учение в отечественной науке П.Я. Гальперин трактовал как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
в) специфический вид учебной деятельности;
г) вид деятельности;
31. Определите порядок этапов процесса усвоения :
а) применение на практике;
в) ознакомление с материалом;
32. Отнесите перечисленные виды учебных мотивов к учебно-познавательным (1) и социальным (2) соответственно:
а) желание узнать новое;
6) чувство долга перед родителями;
в) желание выделиться среди сверстников;
г) cтpax перед учителем;
д) удовольствие от интеллектуальной деятельности;
е) желание понять суть изучаемых явлений.
33. Приведите в соответствие: ведущими социальными мотивами учения в младшем-(1), среднем (2) и старшем (3) школьном возрасте являются:
а) стремление занять место среди сверстников;
б) профессиональное самоопределение;
в) стремление занять позицию школьника.
34. Способность выделить все признаки понятия и их связи друг с другом характеризуется как:
б) обобщенность знаний
в) системность знаний
35. Умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описания явлений, законов, проявляется как:
в) системность знаний
36. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
37. Начало научной разработки теории воспитания датируется:
а) началом ХVIII в.; в) началом XIX в.;
б) концом XVIII в. ; г) концом XIX в.
38. Целенаправленная деятельность, призванная, сформировать у учащегося систему качеств личности, взглядов, убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:
а) в широком смысле слова;
б) в узком смысле слова;
в) в локальном смысле слова;
г) в переносном смысле слова.
39. Относительная независимость психологии воспитания и психологии обучения была зафиксирована в работах
а) Л.Ф. Каптерева; в) В.А. Лая;
б) Дж. Дьюи; г) Э. Клапареда.
40. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п. называется:
а) внушением; в) заражение;
б) подражанием; г) убеждением.
41. Отклонение поведение от норм права, кроме уголовного называется:
а) противоправным в) криминальным
б) асоциальным г) аморальным
42. Расставьте в порядке приоритетности основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних
а) личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);
б) причины социально-демографического характера;
в) дисфункциональность семей;
г) школьная дезадаптация;
д) воздействие асоциально ориентированной неформальной среды.
43. К мезофакторам социализации (по А.В. Мудрику) относятся:
а) космос, планета, мир
б) этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения
в) семья, микросоциум, институты воспитания
г) страна, общество, государство
44. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:
а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений,
б) мораль поддержания отношений,
в) мораль индивидуальных принципов совести,
г) ориентация на наказание и покорность.
45. При данном стиле семейного воспитания ….. родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время.
Гиперпротекция, гиперпротекции, гипоопека, гипоопеки
Выступление на педагогическом совете школы «Деятельность учителя в процессе обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на педагогическом совете школы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед детьми задачи, постепенно усложняя их, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребёнка на пути познания. Учитель же и создаёт необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применя-ет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определён-ных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирова-ние, контроль, оценку и анализ результатов.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. А благоприятная эмоциональная атмосфера урока – это условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и ученика. Умение создать такую атмосферу – важная составляющая профессионального мастерства учителя. Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком.
У каждого учителя свои приёмы создания атмосферы урока: стиль общения с учениками, приёмы выражения требовательности и доброжелательности, приёмы включения детей в учебную работу; приёмы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока ( физкультминутки, эмоциональные паузы, использование музыки). Во многом эти приёмы зависят от возрастных особенностей детей, от специфики класса. Например, в своём классе я использую элементы игры, соревнования, опираюсь на богатство образного мышления, воображения, ожидания чего-то загадочного. Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учителю необходимо опираться на их личностные особенности.
Цепочка «учитель – педагогический процесс – ученик» отражает сущность системы обучения. В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:
— формирует у школьников умения и навыки учения;
— формирует у них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности;
— воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми.
Обучение – двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества.
Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.
Начальное образование – самый важный этап в достижении цели образования человека, т. к. оно включает в себя основы знаний по всем образовательным циклам: гуманитарному, естественному, техническому. Имен-но на этом этапе создаются условия с самых ранних лет выявить признаки одарённости, заложить основы мировоззрения, развить возможности и способности человека. Поэтому учитель, давая знания, переходит от простого
к сложному, от частного к общему, помогая ученикам мыслить самостоятельно, делать выводы, преодолевать трудности в учении.
В этой связи, современный учитель, должен обладать определёнными способностями и навыками. Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Ведь именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание. Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, т. к. успех любого урока определяется их сотрудничеством.
Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью. Современный учитель должен быть ищущим, творческим, тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.
Отсюда видно, что быть учителем-мастером нелегко, это очень тяжёлый труд. Мастерство учителя складывается из следующих компонентов:
2.Мастерство подготовки и проведения урока.
3.Мастерство индивидуальной работы с учениками.
4.Мастерство наблюдения и анализа урока.
Все эти элементы взаимосвязаны и составляют одно целое.
же индивидуальный подход в обучении необходим, т. к. он является одним из важнейших дидактических принципов. Реализация этого принципа требует от учителя регулярного контроля за работой каждого ученика на уроке и дома,
за результатами письменных и творческих заданий, а также выяснения причин затруднений в учёбе, в усвоении программного материала.
Из всего вышесказанного делаем вывод. Деятельность учителя на уроке заключается в следующем:
— В восприятии психологического состояния учащихся в течение всего урока.
— В эффективности общения: мимика, жестикуляция, характеристика речи учителя, умение устанавливать контакт с классом. Стиль и тон в работе. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём.
— В степени организации собственной деятельности и деятельности учеников. Поддержание дисциплины и порядка на уроке. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Чтобы результат нашей работы был высок, чтобы наши дети отвечали тем меркам, к которым мы стремимся, чтобы наши дети стремились быть похожими на нас, для этого нужно так мало и так много – любить детей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед детьми задачи, постепенно усложняя их, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребёнка на пути познания. Учитель же и создаёт необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применя-ет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определён-ных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирова-ние, контроль, оценку и анализ результатов.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. А благоприятная эмоциональная атмосфера урока – это условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и ученика. Умение создать такую атмосферу – важная составляющая профессионального мастерства учителя. Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком.
У каждого учителя свои приёмы создания атмосферы урока: стиль общения с учениками, приёмы выражения требовательности и доброжелательности, приёмы включения детей в учебную работу; приёмы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока ( физкультминутки, эмоциональные паузы, использование музыки). Во многом эти приёмы зависят от возрастных особенностей детей, от специфики класса. Например, в своём классе я использую элементы игры, соревнования, опираюсь на богатство образного мышления, воображения, ожидания чего-то загадочного. Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учителю необходимо опираться на их личностные особенности.
Цепочка «учитель – педагогический процесс – ученик» отражает сущность системы обучения. В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:
— формирует у школьников умения и навыки учения;
— формирует у них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности;
— воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми.
Обучение – двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества.
Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.
Начальное образование – самый важный этап в достижении цели образования человека, т. к. оно включает в себя основы знаний по всем образовательным циклам: гуманитарному, естественному, техническому. Имен-но на этом этапе создаются условия с самых ранних лет выявить признаки одарённости, заложить основы мировоззрения, развить возможности и способности человека. Поэтому учитель, давая знания, переходит от простого
к сложному, от частного к общему, помогая ученикам мыслить самостоятельно, делать выводы, преодолевать трудности в учении.
В этой связи, современный учитель, должен обладать определёнными способностями и навыками. Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Ведь именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание. Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, т. к. успех любого урока определяется их сотрудничеством.
Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью. Современный учитель должен быть ищущим, творческим, тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.
Отсюда видно, что быть учителем-мастером нелегко, это очень тяжёлый труд. Мастерство учителя складывается из следующих компонентов:
2.Мастерство подготовки и проведения урока.
3.Мастерство индивидуальной работы с учениками.
4.Мастерство наблюдения и анализа урока.
Все эти элементы взаимосвязаны и составляют одно целое.
же индивидуальный подход в обучении необходим, т. к. он является одним из важнейших дидактических принципов. Реализация этого принципа требует от учителя регулярного контроля за работой каждого ученика на уроке и дома,
за результатами письменных и творческих заданий, а также выяснения причин затруднений в учёбе, в усвоении программного материала.
Из всего вышесказанного делаем вывод. Деятельность учителя на уроке заключается в следующем:
— В восприятии психологического состояния учащихся в течение всего урока.
— В эффективности общения: мимика, жестикуляция, характеристика речи учителя, умение устанавливать контакт с классом. Стиль и тон в работе. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём.
— В степени организации собственной деятельности и деятельности учеников. Поддержание дисциплины и порядка на уроке. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Чтобы результат нашей работы был высок, чтобы наши дети отвечали тем меркам, к которым мы стремимся, чтобы наши дети стремились быть похожими на нас, для этого нужно так мало и так много – любить детей.