оплачиваемая практика в школе
Где правда? И еще. может ли ребенок отказаться от прохождения летней практики
Хотелось бы узнать, должна ли оплачиваться школьная практика? (ребенку 14 лет) Ребенок узнавал у других детей из других школ, им практику оплатили в размере 1500 руб. в нашей школе ей ответили, что оплачивать им ничего не должны, оплачивать будут только в 10 классе. где правда? И еще. может ли ребенок отказаться от прохождения летней практики в будущем году?
Ответы на вопрос:
Должны оплачивать, учитывая то, что такая трудовая «практика» не правомерна.
Похожие вопросы
Хотелось бы узнать, должна ли оплачиваться школьная практика? (ребенку 14 лет) Ребенок узнавал у других детей из других школ, им практику оплатили в размере 1500 руб. в нашей школе им ответили, что оплачивать им ничего не должны. Где правда?
Дети в школу не проходят трудовую практику т. е родители против. Хотя родители подписывали соглашение прохождении трудовой практики. Трудовая практика проводится на школьной территории, где их же дети играют каждый день.
Мой сын учится в технологическом колледже по профессии токарь-универсал. С 24 марта у них началась производственная практика на заводе. Практика будет длиться примерно 3 месяца. На заводе один мастер говорит, что нам должны платить за прохождение практики, а другой говорит, что не должны. Вопрос: подскажите порядок прохождения практики, должна ли она оплачиваться, кем оплачивается (колледжем или заводом), должны ли с сыном или с колледжем заключаться договора на прохождение практики и к кому обратиться в колледже по этому вопросу? Заранее спасибо.
Моя дочь окончила 4 класс, сегодня пришла из школы, где им сообщили, что они обязаны 5 дней ходить на практику, принести перчатки т.к. они будут рвать сорняки и убираться вокруг школы. У нас уже куплен билет, ребенок уезжает отдыхать, т.е. не сможет посещать практику. Имеет ли школа право принуждать ребенка 10 лет к прохождению этой практики и могут ли они как-то ее наказать за непосещение?
Я студентка сирота 2 курса. На 1 курсе Я проходила летнею практику в университете. Я где-то читала что сиротам практика должна оплачиваться в 100 % оплате? Это относится ко всем практикам? Или только к производственной? Мне должны выплатить деньги за практику (она не производственная) как сироте?
Пожалуйста прохождение летней практике на базе школы должно быть за свой счет или мне должны оплачивать по среднему если первое высшее образование.
В школе ребенка заставляют красить забор
Я уже знаю, что от большинства школьных сборов можно отказаться, а как быть со школьной практикой? Это вообще законно, что учеников заставляют красить забор и убирать территорию?
Некоторые школы предлагают выкупить ребенка с летней практики и дежурств. А можно ли отказаться от них бесплатно?
Практика бывает двух видов: предусмотренная образовательной программой и не предусмотренная. Расскажу про оба.
Сразу отмечу, что учитель может поручить школьнику какую-то работу только с письменного разрешения его родителей или если она предусмотрена образовательной программой: так написано во втором предложении части 4 статьи 34 закона об образовании.
Практика, предусмотренная программой
Школьники обязаны выполнять работу, предусмотренную образовательной программой. Такую программу школа разрабатывает самостоятельно. Например, на уроках технологии, которые раньше назывались уроками труда, школьников учат делать табуретки, работать на станках, шить и готовить.
Чем старше класс, тем более сложную работу могут выполнять ученики. Например, в 7 классе ученики занимаются росписью тканей, а в 9 — сборкой электронного устройства.
Наряду с такими занятиями Минобрнауки предложило школам включить в образовательные программы субботники, благоустройство школы и так называемые трудовые десанты. То есть может быть и так, что покраска забора входит в образовательную программу вашей школы.
Разработанная школой программа должна соответствовать госстандарту и примерной программе министерства образования. Есть реестр примерных образовательных программ, откуда школа может брать идеи.
Если практика предусмотрена образовательной программой, то ученики обязаны на нее ходить. Так решил Пермский краевой суд в 2011 году. А вот не предусмотренная программой практика не считается обязательной для посещения. Например, в 2015 году прокуратура Ростовской области предписала директору одной из школ прекратить летнюю практику по благоустройству школьного двора, так как она не была предусмотрена образовательной программой.
Цель трудовой практики — обучить и воспитать детей, а не отремонтировать школу. Поэтому администрация школы не может составлять образовательную программу с целью решить свои хозяйственные нужды. Вот, например, в Нижнем Тагиле школьников заставили достраивать стадион. Одна из учениц получила травму, и к директору школы пришла прокуратура с проверкой.
За работу, указанную в школьной программе, ученик должен получить оценку. За строительство стадиона никто оценку не поставит, даже если оно проходило во время урока. Работу, включенную в школьную программу, нельзя заменить денежной выплатой, так же как и уроки математики нельзя заменить деньгами.
Поэтому, если вам кажется, что детям поручают на уроках что-то не то, попросите администрацию школы показать образовательную программу. Если обнаружили нарушения, напишите в прокуратуру или комитет образования при администрации вашего населенного пункта.
Добровольная практика во внеурочное время
Практика может проходить во время каникул, выходных и после занятий. Она может входить в образовательную программу, а может и не входить. Если не входит, школа должна получить на нее согласие родителей ученика.
На летнюю практику согласие родителей обычно не требуется. Дело в том, что минимальное время летних каникул — 2, а не 3 месяца. Точная продолжительность летних каникул определяется каждой школой самостоятельно. Поэтому в образовательной программе школа может предусмотреть практику летом — до начала каникул.
Отказ родителей ученика от внеурочной практики никак не влияет на оценки, получение похвальных грамот и наград за успехи в учебе.
Добровольная практика не может длиться более 10 часов в неделю. Об этом указано во 2 сноске таблицы 3 п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.
За привлечение школьников к работам во время каникул без согласия родителей могут наказать директора школы. Например, в 2017 году из учеников 6—9 классов одной школы в Челябинской области сформировали трудовые бригады. Они должны были поливать клумбы на территории школы, убирать территорию, ремонтировать книги в школьной библиотеке. Согласие родителей на это никто не получал. Прокуратура предписала устранить нарушения и предупредила директора, что в следующий раз его накажут.
Иногда школы предоставляют альтернативу: вместо практики — заплатить. «Заплатите, уважаемые родители, и тогда ваш ребенок может не ходить на летнюю практику». Но родители могут просто не давать согласия на добровольный труд ребенка. Платить не нужно.
Работа, которую не может делать школьник
Есть работы, которые школьнику нельзя поручать ни в каком случае, даже с согласия родителей. Есть нормы веса, который ребенок может поднимать на работе, — они прописаны в постановлении Минтруда № 7. Также есть перечень работ, которые нельзя поручать детям, — в постановлении правительства № 163.
Максимальная продолжительность ежедневной работы, в том числе покраски заборов, не может превышать для детей в возрасте:
Раз в 45 минут должен быть 15-минутный перерыв для отдыха, об этом говорит п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10. В этом же пункте указано, что нельзя поручать школьникам уборку туалетов и мест общего пользования, а также мытье окон, светильников и уборку снега с крыш. То же самое можно отнести и к покраске: нельзя поручать ученикам красить окна и туалеты.
Прочитайте другие наши статьи про то, как тратить деньги на школу, и пройдите тест:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Оплачиваемая практика в школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования”
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 26 ноября 2009 г. № 673 «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный № 15975);
от 26 ноября 2009 г. № 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный № 15964).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июня 2013 г.
Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291)
4. Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает:
последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;
целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;
связь практики с теоретическим обучением.
Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
5. Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).
6. Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
7. При реализации ОПОП СПО по специальности производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
8. При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
10. Учебная практика и производственная практика по ОПОП СПО в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено образовательной программой.
11. Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
12. Сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии с ОПОП СПО.
13. Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.
14. Образовательные организации:
планируют и утверждают в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями;
заключают договоры на организацию и проведение практики;
разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики;
осуществляют руководство практикой;
контролируют реализацию программы практики и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
формируют группы в случае применения групповых форм проведения практики;
определяют совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;
разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.
заключают договоры на организацию и проведение практики;
согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;
предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;
участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;
участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;
при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;
обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.
17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.
18. Обучающиеся, осваивающие ОПОП СПО в период прохождения практики в организациях обязаны:
выполнять задания, предусмотренные программами практики;
соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
19. Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации.
20. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией.
По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.
21. В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
22. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.
23. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.
Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
24. Результаты прохождения практики представляются обучающимся в образовательную организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.
Обзор документа
С 1 сентября 2013 г. (за исключением некоторых положений) вступает в силу Закон об образовании в Российской Федерации. В связи с этим, установлены новые правила организации и проведения учебной и производственной практики обучающихся (студентов, курсантов), получающих среднее профессиональное образование.
Новые Правила распространяются только на учреждения, реализующие профпрограммы среднего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Закреплено, что учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают программу практики.
Учебная практика по специальности должна быть направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта. Закрепление и углубление этих навыков предусмотрено в рамках производственной практики. Она делится на 2 этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Последняя также включает в себя подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.
Как и прежде, производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и иными юрлицами. Прописаны права и обязанности сторон.
Конкретизирован порядок завершения практики и оформления ее результатов. Так, по ее итогам формируется аттестационный лист. В него заносятся сведения об уровне освоения профессиональных компетенций обучающимся, а также характеристика последнего в период прохождения практики.
При условии положительного аттестационного листа студенты сдают дифференцированный зачет/зачет. При отрицательных результатах или непрохождении практики студент не допускается к прохождению государственной итоговой аттестации.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Новости
Доцент кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ Евгений Пазенко.
В России принят закон, разрешающий студентам преподавать в школах (Федеральный закон от 06.06.2020 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Несмотря на некоторые риски, новелла открывает новые возможности как для решения проблемы кадрового дефицита школьных учителей, так и для повышения качества педагогического образования. Рассказываем о юридических особенностях и нормативных актах, регулирующих такую деятельность.
27 мая 2020 года Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации в третьем чтении принят закон «О внесении изменений в статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности). Закон одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России В.В. Путиным.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25.07.2017 г. № Пр-1432 (подпункт «б» пункта 1) Государственной Думой принят в окончательной редакции проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Статья 46 дополняется положением, предусматривающим возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в течение периода прохождения ими обучения. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Таким образом, согласно новому закону, студенты теперь могут преподавать в школе (если они — будущие педагоги) или в системе дополнительного образования детей (кружках, секциях, студиях и т.п.) — если профиль программы, по которой учится студент, совпадает с профилем обучения.
Допуск студентов к занятиям педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам будет способствовать их профессиональной и личностной реализации и социализации, адаптации в профессиональном сообществе, а также послужит стимулом к развитию наставничества на всех уровнях системы образования.
С учетом специфики законопроекта, полагаем, что потребуется дополнительная корректировка отдельных нормативных правовых актов в сфере образования.
Так, например, в действующей редакции профессионального стандарта «педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) предусматривается в качестве требований к образованию и обучению по должности «учитель» наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации, что в связи с принятием нового закона, скорее всего, потребует изменений.
Важный вопрос — ревизия и развитие регионального и муниципального законодательства, регулирующего систему мер социальной поддержки педагогов. Нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие такую систему мер, есть сегодня практически в каждом субъекте РФ.
Так, например, Законом Приморского края от 23.11.2018 г. N 389-КЗ «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края» (в редакции Законов Приморского края от 05.07.2019 г. N 539-КЗ, от 26.12.2019 г. N 686-КЗ, далее — 389-КЗ) предусмотрена мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты, которая предоставляется однократно специалисту, впервые трудоустроившемуся в образовательную организацию в течение трех лет со дня окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования на должность педагогического работника, при условии заключения трудового договора по основному месту работы по штатной должности педагогического работника не менее одной ставки (далее — молодой специалист). С молодым педагогом заключается договор, по которому работник обязуется исполнять свои трудовые обязанности в течение трех лет со дня заключения трудового договора. Дифференциация размера выплат поставлена в зависимость от места трудоустройства (в городских округах или муниципальных районах) и от наличия диплома о высшем образовании или диплома о высшем образовании с отличием.
Таким образом, статус молодого специалиста, предусмотренный региональным законодательством Приморского края, связывается с наличием высшего (среднего профессионального) образования, учитывает качество освоения образовательной программы высшего образования, предусматривает наличие трудовой правоспособности специалиста брать на себя обязательства работать по должности в течение трех лет со дня заключения трудового договора, работу по основному месту работы по штатной должности педагогического работника не менее одной ставки. Студенты старших курсов, допущенные к занятию педагогической деятельностью, не смогут воспользоваться данной мерой до получения диплома. Для признания статуса молодого специалиста и обеспечения прав на меры социальной поддержки необходимо получение диплома о высшем (среднем профессиональном) образовании, и в этом смысле действующий закон стимулирует студентов к успешному завершению обучения и продолжению педагогической деятельности после получения диплома.
Представляется необходимым внесение изменений в краевой закон, в частности, его дополнение соответствующим положением, устанавливающим право лиц, привлекавшихся к осуществлению педагогической деятельности во время обучения по образовательным программам высшего образования, на получение мер социальной поддержки наравне с другими молодыми педагогами, не занимавшимися педагогической деятельностью до окончания обучения. В настоящее время п.1 ст.2 389-КЗ трактуется неоднозначно в отношении молодых специалистов, занимавших педагогические должности до окончания обучения, связывая право на получение единовременной денежной выплаты с трудоустройством в государственную (краевую) или муниципальную образовательную организацию после окончания университета впервые.
Помимо этого, возникают число практические вопросы. Например, если работающий на педагогической должности студент будет отчислен из вуза до окончания обучения, он должен быть уволен, поскольку его деятельность в этом случае оказывается незаконной? Каким образом образовательная организация сможет своевременно получить данную информацию? И насколько просто будет уволить педагога в течение учебного года в условиях дефицита учителей? Каков правовой механизм такого увольнения? Регулирование подобных вопросов в подзаконных актах, определяющих порядок реализации нового закона, является залогом его успешного применения на практике.
Следует отметить, что ранее, до вступления в силу действующего в настоящее время ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», российским законодательством предусматривалась возможность привлечения к педагогической деятельности лиц, не имеющих дипломов о высшем образовании, но иным способом. Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 п.3 устанавливал незаконченное высшее образование в качестве отдельной ступени высшего профессионального образования, подтверждаемое соответствующими документами, которые давали право на трудоустройство в определенных областях и на определенных должностных позициях, а также возможность использования в полном объеме трудовых прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки.
Ч.3 ст.6 Федеральный закон от 22.08.1996 г. №1 25-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утратил силу):
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Современное законодательство исходит из иных правовых позиций, работа студента в качестве учителя рассматривается как исключение из общей нормы, дающее возможность успевающим и наиболее деятельным студентам получать профессиональные навыки в практической деятельности. Новый закон в совокупности с региональным законодательством, определяющим систему мер социальной поддержки педагогов, открывает для образовательных организаций, столкнувшихся с проблемой дефицита педагогических кадров, возможность не только оперативно ее решить, пригласив на работу студента, но и удержать молодого специалиста, обеспечив ему условия для развития в педагогической профессии.
Возвращение права занятия педагогической деятельностью лицам, не завершившим освоение образовательной программы высшего образования, возможно, улучшит адаптацию в профессии, позволит сделать осознанный выбор. Вместе с тем система мер социальной поддержки педагогов в регионах должна быть верно «настроена», чтобы мотивировать студентов успешно завершить обучение и остаться работать в системе образования уже после получения диплома.
Студенты, обучающиеся в ДВФУ по программам бакалавриата по направлению «Образование и педагогические науки», положительно относятся к появлению у них права на работу по своей будущей профессии. Видят в этом прекрасную возможность зарабатывать на жизнь, получая практику и опыт преподавания, что актуально для тех, кто не имеет постоянной материальной поддержки со стороны родителей. Школы получат молодых и активных педагогов, с интересом осваивающих азы профессии, способных и желающих пробовать новые методы и технологии, творчески самовыражаться.
Соболева Дарья, образовательная программа бакалавриата по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и обществознание», 4 курс: «Я считаю, что это очень полезный закон для студентов. Лично мне давно хотелось уже попробовать себя. Ведь мы уже 4 курс, а настоящей практики в школе всё еще не было. Мы уже изучили курс методики преподавания предметов. Конечно, охватить все невозможно, но многое мы уже усвоили и есть желание, если можно так выразиться, протестировать свои теоретические знания на практике. Я знаю, что многим ребятам уже хотелось бы реально работать. Есть те, кто действительно уже имеет хорошую базу знаний, но вынужден заниматься лишь только репетиторством. Здорово, что теперь можно работать по профессии без рисков. Конечно, поначалу будет трудно молодым неопытным студентам, но опыт брать где-то нужно, и чем раньше, тем лучше. Мне кажется, молодежь быстро включается в процесс, а для того, чтобы помочь начинающим специалистам, нужна поддержка опытных учителей-наставников».
Студенты отмечают и трудности, которые могут возникнуть в связи с реализацией этого права: на некоторых программах методика преподавания предмета изучается на 4 курсе, поэтому могут возникать трудности с качеством преподавания. Важен и вопрос о совмещении очного обучения с постоянной работой. Беспокоит и проблема высокой вероятности неудачного педагогического старта из-за пока еще недостаточной методической подготовки и большого объема одновременно возникающих проблем разного уровня сложности, с которыми сталкивается молодой педагог при отсутствии опыта, и, как следствие, возможное разочарование в профессии и принятие решения уйти в другую сферу, которое вряд ли будет объективным.
Практикующие молодые учителя-магистранты выражают опасения по поводу негативных эффектов преподавания «незрелых» и «недоучившихся» специалистов, не обладающих необходимой личностной зрелостью и психологической готовностью для постоянной напряженной работы с детьми и подростками, их родителями и коллегами. На старших курсах на основе приобретенных знаний происходит важный процесс нарабатывания рефлексивной и аналитической культуры, которая, собственно, и составляет компетентность выпускника-педагога. И происходит эта невидимая образовательная работа через обсуждения проблемных вопросов и кейсов в группах, участии в проектах, общении с преподавателями и экспертами, чего «работающие» студенты будут лишены. Однако, важно учитывать, что практика онлайн-обучения весны 2020 года ввела в систему высшего образования инструменты дистанционного взаимодействия, которые могут продолжать использоваться и в аудиторных занятиях — участие в семинарах посредством видеоконференций, изучения записи практических занятий, групповой работы над заданиями, использования коммуникативных сервисов. В любом случае, представляется важным участие вузов, занимающихся подготовкой педагогов, в реализации норм данного закона.
В Школе педагогики ДВФУ длительная педагогическая практика с полным погружением в школьную среду на выпускном курсе бакалавриата включена в учебные планы, начиная с 2018 года. Студенты фактически работают в школах в течение целого школьного полугодия, выполняя функции учителя, классного руководителя, некоторые из них остаются в школах на весь учебный год, завершая обучение по индивидуальному плану. При этом студенты продолжают собственное образование, активно используя дистанционное и онлайн-обучение. Вновь принятый закон открывает новые возможности для развития практикоориентированного обучения будущих педагогов, разнообразия индивидуальных маршрутов и повышения качества педагогического образования. В сочетании с хорошо освоенными в ДВФУ технологиями электронного обучения, он позволяет организовать обучение педагогов на старших курсах по модели «педагогической интернатуры», что позволит студентам нарабатывать профессиональный опыт еще до получения диплома, получая при этом законную возможность вполне достойного для студента заработка и накопления педагогического стажа.
Людмила Кравчук, заместитель начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования города Владивостока: «Принятие нового закона открывает новые возможности для решения проблемы кадрового дефицита учителей, о которой так много говорят. Мы уже настроили тесное сотрудничество с ДВФУ. Будущие учителя приходят к нам в школы на длительную педагогическую практику, а после получения дипломов зачисляются на штатные должности. Это помогает им быстро и без лишних стрессов адаптироваться к непростой профессии учителя, престиж которой год от года растет. Сегодня молодой учитель получает хорошую материальную поддержку от государства, далеко не каждый выпускник вуза на старте карьеры имеет такие возможности: достойная заработная плата за 18 часов нагрузки, внушительные подъемные, компенсация аренды жилья, льготная ипотека. Теперь мы сможем официально принимать студентов на работу уже в период практики и платить им официальную зарплату. Мы надеемся, что совместно с ДВФУ сможем развернуть масштабный проект по привлечению лучших выпускников на работу в школы города Владивостока».