опишите познавательные психические процессы сопровождающие обучение литературе
Взаимосвязь обучения и психических процессов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Важную роль среди психических процессов занимают познавательные процессы, которые непосредственно связаны с обучением. У полноценного человека с рождения есть способность изучать окружающий его мир. К познавательным психическим процессам относят:
По мере познания человеком окружающей его действительности эти психические познавательные процессы совершенствуются.
Внимание и обучение
Внимание в обучении непосредственно связано с мотивацией. То есть внимание привлекает та или иная потребность человека. Для того что бы обратить внимание на той или иной предмет необходимо определённое отношение человека к этому предмету. Интересное и увлекательное для личности всегда привлекает внимание, и наоборот то к чему человек равнодушен вряд ли привлечет его внимание. Проблема педагогики заинтересовать ученика обучением. Здесь на помощь приходят новаторские идеи, учителя, которые стараются использовать новые подходы и методики, которые будут интересны ученикам.
Другим важным аспектом во взаимодействии внимания и обучения является установка. Под установкой понимают неосознанную готовность воспринимать материал.
Внимание привлекается посредством громкого звука, яркого света, но эти приемы следует использовать избирательно, иначе если их применять слишком часто они перестанут действовать.
Особенностью человеческого внимания является его подвижность. Большое влияние на процесс внимания оказывают сложная и напряжена деятельность. С одной стороны, когда внимание сконцентрировано деятельность выполняется хорошо, ошибки минимально, но может наступить такой момент что внимание будут слишком перенапряжено и это приведет к большим ошибкам.
Обучая детей не следует ставить перед собой цель весь период занятия держать внимание учеников, от этого они сильно переутомляются и другие психические процессы начинают страдать.
С возрастом внимание претерпевает изменения. Сначала оно является непроизвольным, затем появляется устойчивость внимания, постепенно оно становится произвольным.
Готовые работы на аналогичную тему
Восприятие и обучение
Восприятие представляет собой достаточно сложную познавательную деятельность. Восприятие позволяет обнаружить предмет, опознать и оценить его. Восприятие состоит из перцептивных действий, таких как:
Эти действия начинают развивать примерно на 2-3 году жизни, но пик их развития приходится на ранний дошкольный возраст.
Постепенно происходит формирование оперативных единиц восприятия – сенсорные эталоны, идеальные образы.
Важным компонентом восприятия является мотивация. Если у ученика есть потребность и интерес к представленному материалу, то он будет его воспринимать.
В процессе восприятия так же важной является установка на восприятие. Установки влияют и на процесс, и на результат восприятия. Для того что бы установка на восприятие была успешной преподавателю следует прибегать к словесной инструкции.
Восприятие тесным образом связано с прошлым опытом и интересами человека, эта взаимосвязь называется апперцепция. Чем богаче опыт, тем больше человек может увидеть в предмете.
Для того чтобы восприятие было успешным, важно выделить предмет среди остальных предметов.
Возраст несомненно оказывает влияние на процесс восприятия. Восприятие младшего школьника еще достаточно слабое, связано это с недостаточностью опыта. С возрастом образы обогащаются, восприятие меняется.
Память и обучение
Во взаимодействии восприятия и обучения ключевую роль играет мотивация. Любая деятельность человека зависит от его мотивов и от того какую цель он хочет достичь.
Еще одним важным компонентом восприятие является установка на запоминание. Материал не только необходимо понять, его еще нужно запомнить, и применять в дальнейшем. Цель педагога дать установку: «понять- запомнить». Если этого не происходит, то в таком случае материал был понят, но не запомнен, и поэтому он не может быть применен в практической деятельности. Более того установка должна быть на длительное запоминание, а не только до момента экзамена. Поэтому каждый пройдённый материал нуждается в периодическом повторении.
Важную роль в организации материала играет оценочная деятельность. Педагогическая оценка выполняет несколько важных функций:
Говоря о запоминании то в этом процессе главными являются ориентирующая, диагностическая, регулирующая.
Оценочная деятельность направлена на то, чтобы ученик смог понять, а затем применять материал, который он усвоил.
Представление и воображение в обучении
Деятельность человека регулируется с помощью образов представлений и воображения. Понять нашу потребности нам помогают образы ситуаций, в которых были удовлетворены наши потребности. Каждый человек наверняка замечал, что если он занимается чем-то интересным, то он забывает о сне, голове и так далее.
Все наше поведение регулируется определёнными мотивами. Воображение играет большую роль в порождении потребностей.
Средства наглядности играют большую роль в школьном обучении. Одним из средств наглядности можно назвать речь. Речь оказывает влияние на формирование образов в нашем сознании.
Большим преимуществом наглядности является то, что оно стимулирует мыслительную деятельность. Но следует отметить что наглядность обучении должна быть использована в разумном количестве так как чрезмерное количество образов приводит к трудному восприятию их и расплывчатости, а недостаток не дает свободно использовать образы.
Продуктивность воображения и представлений может так же зависеть и от того материала, который преподносится, так же каждый человек может по-разному воспринимать один и тот же материал.
Мышление и обучение
В современной школе роль мышления достаточно велика. Сегодня ученик должен не только приобрести знания, освоить умения и навыки, но также научиться мыслить творчески, развить познавательный интерес.
Раньше обучение строилось по принципу, согласно которому учитель должен сообщить информацию, а ученик долен ее запомнить. Сегодня помимо того, что учитель должен донести информацию, он еще должен сформировать цель обучения для ученика, так же он должен управлять познавательной деятельностью ученика.
Из этого можно сделать вывод, что мышление в обучении сводится к постановке цели обучения и усвоению материала.
Познавательные психические процессы, сопровождающие в процессе обучения на уроках истории и обществознания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Познавательные психические процессы, сопровождающие в процессе обучения на уроках истории и обществознания.
Познавательные психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды. К ним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Все они входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность.
Ощущение, отображение психикой человека отдельных свойств предметов и явлений. Так психика человека реагирует на внешние раздражители, информация поступает через органы чувств, сигналы они переда ют в кору головного мозга. Есть пять основных типов ощущения, которые разделяются в зависимости от анализаторных систем. Это зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное.
Восприятие результат деятельности системы анализаторов. В восприятии отража ются пре дметы окружа ющего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимо действие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных и других.
Закономерность объективного восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.
Восприятие обладает такими свойствами, как: целостность и константность, структурность, осмысленность, избирательность, адекватность и предметность.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
В зависимости от преоблада ющей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности выделя ют разные типы в осприятия, такие как визуальное, ау диальное, пространства, времени, движения и т.д. Восприятие сложный и многомерный психический процесс. Поэтому существует несколько его классификаций по различным основаниям. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели (что-то воспринять, заметить, обнаружить. Формируется такой вид восприятия в период младшего школьного возраста. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно, стихийно. Например, яркость и необычность предмета восприятия. Для того чтобы учебный материал хорошо воспринимался учащимися нужно обеспечить его наглядностью.
Внимание бывает разным непроизвольное и произвольное, послепроизвольное и сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное, зрительное и слуховое.
Непроизвольное внимание стихийно возникает в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. Для достижение цели требуется проявление силы воли.
Организация внимания на уроках обществознания предполагает:
Определить объем и темп работы для учащихся и создать условия для активной позиции каждого ученика. Чаще практиковать продолжение чтения, ответа, повторение слов учителя или ученика. Эмоциональность и артистичность учителя. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Использовать различные приёмы на уроках обществознания, выполнять задания соревновательного характера.
Успешность запоминания зависит от нескольких факторов, от объема и разнообразие форм материала, его осмысленности, времени, наличия мешающих факторов и мотивации.
Для развития памяти особо важно проговаривание вслух. При изучении материала необходимо задействовать все виды памяти (опираться на ведущую): слуховую, зрительную, моторную. Лучше запоминается информация в благоприятной обстановке. Для закрепления следов памяти необходимо повторение и лучше это делать перед сном.
Необходимо определенное время и для воспроизведения, вспоминания, поэтому, ранняя подсказка, прерывание нарушают процесс воспроизведения и разрушают механизмы памяти.
Мышление, процесс познания окружающего мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений. Включает в себя вывод новых суждений умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Мышле́ние познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея)
Процессы мышления, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы.
Выделяют виды мышления:
теоретическое и практическое;
творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное);
интуитивное и логическое;
аутестическое и реалистическое;
наглядно-действенное и наглядно-образное и словесно-логическое.
Для развития мышления необходимо:
Задействовать все функции мышления через компоненты учебной деятельности. К функциям мышления относится понимание, решение проблем и задач, целеполагание, рефлексия.
Задействовать все операции мышления, это сравнение и абстрагирование, анализ и синтез, классификация и обобщение, комбинирование, планирование, рассуждение.
Учить детей строить умозаключения (индукция, дедукция, аналогии). Организовывать коллективные рассуждения по проблеме.
Проводить определенную, специальную работу по формированию понятий, понимания. Учить детей давать определения понятиям.
Активизация мыслительной деятельности может осуществляться методом «мозгового штурма».
Речь – инструмент мышления, средство общения, носитель сознания, памяти, средство управления действиями других людей, регуляция собственного поведения.
Развитие познавательных процессов является залогом успешности учебной и профессиональной деятельности человека. Психические процессы протекают, одновременно взаимодействуя друг с другом. В результате мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, ощущения, а комплексно воспринимаем мир, который нас окружает.
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Если познавательные процессы развиты у человека тем более способностями и возможностями обладает. От этого зависит легкость и эффективность его учения.
Уровень развития познавательных возможностей человека зависят не только от полученных при рождении задатков, но и от воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы это деятельность их развитие осуществляться через компоненты учебной деятельности. Есть мотивация, установка, собственно действие, самоконтроль, результат.
При наличии мотива ими затратами (ребенок не устает).
Установка помогает восприятию, запоминанию и мышлению. Установка дается через цель. Собственно действие это план. Она становится основой для развития мышления, внимания, памяти. Самоконтроль является основой для формирования внимания (рефлексия). Результат деятельности ответ на вопрос: «Достигнута ли цель?».
Общим для развития восприятия, памяти и тем более мышления является то, что все они зависят от речи. Поэтому, совершаемые действия должны сопровождаться громким проговариванием. Мы должны проговаривать порядок действий, сами действия, проговаривать то, что необходимо запомнить, проговаривать выводы, рассуждения должны вестись вслух и т.д.
Познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.
Просмотр содержимого документа
«Познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.»
Познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.
Ощущение, отображение психикой человека отдельных свойств предметов и явлений. Так психика человека реагирует на внешние раздражители, информация поступает через органы чувств, сигналы они передают в кору головного мозга. Есть пять основных типов ощущения, которые разделяются в зависимости от анализаторных систем. Это зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное. При помощи органов чувств мы определяем цвет и форму, величину, звук и вкус, шум, боль поверхность предметов и т.д. Есть минимальный порог раздражителя, ощущается отдельным органом чувств. При максимальном пороге ощущений предел величины и силы раздражителя перестает адекватно ощущаться. Например, высоту звука.
Ощущения успешности, свободы выбора, самостоятельности являются основой мотивации учебной деятельности. Потребность ощущения причастия к школьной общности, развитие приемлемых отношений с учителем и одноклассниками, особый вклад в жизнь класса и школы формируют состоятельность интеллектуальную и коммуникативную, означает состоятельность деятельности.
Память, процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности. Благодаря памяти расширяются познавательные способности человека. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Различают четыре уровня памяти: непосредственная память, кратковременная, оперативная и долговременная память. Успешность запоминания зависит от нескольких факторов, от объема и разнообразие форм материала, его осмысленности, времени, наличия мешающих факторов и мотивации. Для развития памяти особо важно проговаривание вслух. При изучении материала необходимо задействовать все виды памяти (опираться на ведущую): слуховую, зрительную, моторную. Лучше запоминается информация в благоприятной обстановке. Для закрепления следов памяти необходимо повторение и лучше это делать перед сном. Необходимо определенное время и для воспроизведения, вспоминания, поэтому, ранняя подсказка, прерывание нарушают процесс воспроизведения и разрушают механизмы памяти.
Воображение, психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Воображение играет большую роль в творческой деятельности учащихся.
Мышление, процесс познания окружающего мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений. Включает в себя вывод новых суждений умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Мышле́ние познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Процессы мышления, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы. Выделяют виды мышления: теоретическое и практическое; творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное); интуитивное и логическое; аутестическое и реалистическое; наглядно-действенное и наглядно-образное и словесно-логическое.
Речь – инструмент мышления, средство общения, носитель сознания, памяти, средство управления действиями других людей, регуляция собственного поведения.
Развитие познавательных процессов является залогом успешности учебной и профессиональной деятельности человека. Психические процессы протекают, одновременно взаимодействуя друг с другом. В результате мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, ощущения, а комплексно воспринимаем мир, который нас окружает. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Уровень развития познавательных возможностей человека зависят не только от полученных при рождении задатков, но и от воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные психические процессы, сопровождающие начальное образование.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Познавательные психические процессы, сопровождающие начальное образование.
К познавательным процессам у младших школьников относятся восприятие, воображение, мышление, память и внимание.
Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер, отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать буквы и цифры похожие по написанию и произношению. Учащимся интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное ими. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, т. е. то, что выделяется на фоне других предметов.
К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.
Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения. В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью, которой познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки, оказывает крайне важное значение на становление словесно-логического мышления.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.
У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Дети анализируют части предмета или отдельные свойства. Взрослея, младшие школьника уже начинают комплексно анализировать явления. Младшему школьнику сложно самостоятельно обобщать, большинство обобщений касается конкретных признаков.
К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно- следственные связи.
Память. Младший школьник лучше и быстрее запоминает то, что связано с сильными чувствами. Именно чувства оказывают влияние на быстроту и прочность запоминания. Это непроизвольная память. Но у младшего школьника уже развита и произвольная память, хотя не так устойчиво, как непроизвольная. Произвольная же память развивается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Показателем ее развития выступают приемы запоминания. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, то есть то, что их окружает и имеет яркую экспрессивную окраску. Если говорить о запоминании слов, то ребенку этого возраста легче запомнить слова, обозначающие конкретные предметы. Абстрактный материал запоминается труднее. Младший школьник начинает применять приемы воспроизведения при заучивании наизусть. Для многих детей это очень трудно и уже в первом классе учитель и родители встречаются с этой трудностью. Чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.
Воображение. В данном возрасте продолжает развиваться и воображение. Ребёнок уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков.
Для младшего школьного возраста характерно то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. У детей не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.