опишите познавательные психические процессы сопровождающие дошкольное обучение и воспитание кратко
Познавательные психические процессы, сопровождающие дошкольное обучение и воспитание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Познавательные психические процессы – это процессы, связанные с восприятием и переработкой информации
К основным познавательным психическим процессам относятся:
Каждый из данных процессов отвечает за определенную сторону познавательного развития. Его полноценность и функциональность обусловлена их комплексным развитием и соотношением с обучением. Поэтому, в основе дошкольного обучения и составления программ дошкольного образования лежат познавательные психические процессы.
Рисунок 1. Познавательные психические процессы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности развития познавательной сферы дошкольников
Познавательные способности ребенка дошкольного возраста формируются постепенно. имеется место поэтапному формированию основ познавательной деятельности, становления каждого процесса познания.
Первоначально, все познавательные процессы дошкольника находятся в стадии непроизвольного развития. Это означает, что ребенок исследует окружающий мир только с позиции своего интереса к нему т.е. его внимание обращается только на то, что его привлекло, что отвечает его интересам, в памяти сохраняются только значимые объекты, процессы и явления, мышление начинает работать только в отношение того, что вызвало интерес и т.д.
В этой связи, развитие познавательной сферы дошкольника характеризуется следующими особенностями:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 2. Особенности познавательного развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый психический процесс имеет свои особенности развития в дошкольном возрасте. Исходя из них, формируется порядок организации дошкольного обучения и воспитания.
Развитие внимания дошкольников
Внимание является психическим процессом, основанном на концентрации сознания на конкретном объекте или процессе.
Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е. оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка, заинтересовали его. Он обращает внимание только на то, что ему интересно и сохраняет внимание на этом до тех пор, пока его интерес не угас. Переключение внимания на дугой объект возможно только тогда, когда интерес вызвал данный объект.
В зависимости от возрастного этапа развития дошкольника, внимание имеет свои особенности развития:
Таким образом, со среднего дошкольного возраста уделяется внимание развитию произвольного внимания детей, посредством продуктивной, игровой деятельности, ее вариативности и частой смене видов.
Развитие мышления дошкольников
Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности.
Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.
Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления и формирование аналитических навыков.
В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.
Развитие восприятия дошкольников
Восприятие является способом чувственного познания. Оно связано с отражением в сознании объектов и процессов через их воздействия на органы чувств.
Восприятие дошкольника занимает приоритетную позицию среди познавательных психических процессов. Именно посредством восприятия, ребенок изучает окружающий мир. Оно имеет свои особенности развития в разные этапы дошкольного детства:
В этот период, важно уделить внимание актуализации познавательного восприятия.
Развитие памяти дошкольников
Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо.
Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.
Что касается особенностей ее формирования, то в младшем школьном возрасте развита непроизвольная память. Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно. Он запоминает интересное и желанное.
В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.
В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
Галина Щербакова
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста выделяются следующие познавательные процессы:
• Речь (письменная и устная).
При этом здесь важно учитывать такое понятие, как информация. Она включает в себя непосредственно информацию и источники ее получения. Непосредственно информация составляет собой совокупность различных сведений, фактов, событий, происходящих в окружающем мире. Между тем, источниками информации могут служить восприятие самого человека, мнение другого человека, книги, газеты, журналы, телевидение, интернет и т. п. Исходя из конкретных целей и возможностей, каждый человек использует те или иные источники информации.
Говоря об информации, нельзя не сказать и о таком понятии, как «отношение к информации». Подобный аспект имеет наибольшее значение для педагога, так как играет ведущую роль в формировании познания у детей-дошкольников.
Если сравнивать отношение к информации у взрослых и детей, то взрослые считают информацию первичной, а затем уже формируют свое отношение к ней. У детей процесс формирования отношения к информации прямопротивоположный. Взрослый человек высказывает или показывает иными способами свое отношение к информации, опираясь на свои знания, опыт и представления. Дети, наоборот, с большей охотой будут познавать то, к чему хорошо относятся, а о том, что им не нравится, даже не захотят слышать.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что баланс компонентов познавательной сферы, то есть информации и отношения к ней, связан с уровнем развития познавательных процессов у ребенка определенного возраста. Чем ребенок старше, тем сложнее его психические процессы.
Тем не менее, следует отметить, что за счет преобладания эмоционально-чувственного освоения мира процесс познания у детей-дошкольников идет намного интенсивнее, чем у взрослых. Поэтому педагоги и родители должны ясно понимать, что процесс формирования отношения ребенка к миру является постоянным, соответственно, это отношение и будет определять, в каком русле будут развиваться знания и способности ребенка.
Очевидно, что понятия «информация» и «отношение к информации» имеют между собой очень четкую и тесную связь. После того, как с помощью различных источников человек освоил какую-либо информацию, она неизменно оставляет в душе определенный след, чувственный или эмоциональный, который и называется «отношением».
Исследуя информацию и отношение к ней у детей дошкольников, Н. Н. Поддъякова выявила две противоречивые тенденции, которые определяют процесс формирования знаний. В соответствии с первой из них, ребенок стремится расширить и углубить четкие и ясные знания об окружающем мире, которые составляют основу его познавательной сферы. Но в соответствии с другой тенденцией, чем интенсивнее проходит мыслительный процесс, тем больше перед ребенком появляется неясностей, впоследствии формирующих различные догадки, предположения и вопросы. Подобные «неясности» выступают мощнейшим стимулятором умственной активности детей. В свою очередь, в результате взаимодействия данных тенденций количество неопределенных знаний уменьшается, поскольку ребенок старается их уточнить и прояснить. Со временем они переходят в четкие знания (Дусавицкий, с. 225).
Учитывая это, педагог должен понимать, что чем больше ясных знаний формируется у ребенка, тем интенсивнее идет процесс появления неясных знаний. Поэтому его основная задача сводится к тому, чтобы сделать информацию для дошкольника не самоцелью, а средством, с помощью которого он сможет развивать свои познавательные потребности и интересы. А в этом процессе на первый план выходит положительное отношение ребенка к информации,его можно создать двумя путями:
1. Сформировать положительные эмоции, а затем и чувства по отношению к объекту/ процессу деятельности, либо к лицам, с которыми ребенок будет взаимодействовать. Здесь задача педагога сводится к выражению положительного отношения к ребенку и его деятельности, к знакомству ребенка с удачными образами деятельности, к выражению веры в его силы и возможности, к одобрению его деятельности, а также к выражению положительного отношения к результатам его деятельности. В этой связи огромное значение приобретает успех и его общественная оценка. Облегчить задачу педагога можно, если предложить ребенку заняться тем видом деятельности, с которой хотя бы частично были связаны его прежние интересы.
2. Сформировать понимание смысла деятельности, ее личной или общественной значимости. Достичь этого можно, используя образные рассказы о смысле деятельности, объяснения, наглядную демонстрацию результатов данной деятельности и иные аналогичные приемы.
Если интерес формируется по мере создания положительного отношения к деятельности, то непосредственное занятие ею можно считать выражением любви или долга. Подобная деятельность пока не является существенной для познавательного процесса, поскольку еще не содержит четкого интереса. Как только у ребенка изменится отношение к этой деятельности, объекты станут для него непривлекательными, у него постепенно исчезнет и стремление заниматься данной деятельностью.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется в результате правильно организованной структуры деятельности. В связи с этим,можно выделить следующие этапы организации деятельности:
1. Создание основы для формирования интереса, как внешней, так и внутренней. Под внешней основной воспитания интереса понимается организация жизни и создание благоприятных условий, которые будут способствовать возникновению потребности в конкретном объекте или в конкретной деятельности у данной личности. Под внутренней основой формирования интереса понимается усвоение ребенком известных и общедоступных знаний, навыков, а также визуальной опознавательной специфики.
2. Формирование положительного отношения к объекту и деятельности с дальнейшим переводом отдаленных смыслообразующих мотивов в более близкие для человека мотивы. На этом этапе интерес пока не формируется, как таковой, однако у ребенка возникают психологические предпосылки к его появлению, он начинает чувствовать потребность в деятельности, принимая ее.
3. Организация постоянной и систематической поисковой деятельности, которая способствует формированию подлинного интереса. На данном этапе у ребенка появляется познавательное отношение и внутренняя мотивация, толкающие его заниматься данным видом деятельности.
4. Развитие деятельности таким образом, чтобы в результате занятий перед ребенком ставились новые вопросы и задачи, которые подкрепляли бы его интерес к данной деятельности или объекту.
Очевидно, что два первых этапа обретают особенное значение в педагогической работе, при этом на воспитание отношения тратится достаточно длительное время. В свою очередь, систематическая поисковая деятельность приводит к тому, что у ребенка на психологическом уровне рождают позитивные эмоции, а его достижения способствуют формированию стойкого динамического стереотипа познавательного интереса, который в будущем может превратиться в качество, так или иначе характеризующее личность ребенка. Этап формирования подлинного интереса важен не столько потому, что пробуждает в ребенке положительные эмоции и приводит к пониманию смысла и значения данной деятельности, сколько потому, что у ребенка формируется внутренняя мотивация для занятий данным видом деятельности. Иными словами, со временем сама деятельность начинает побуждать ребенка, чем дальше —тем больше он в нее углубляется: у него появляется желание больше узнавать, решать больше задач, достигать больше целей.
Если педагог сумеет правильно воспользоваться данным детским «ресурсом», то интерес ребенка будет иметь тенденцию к неограниченному развитию. В процессе постановки новых познавательных и поисковых задач, интерес дошкольника будет более насыщенным, он будет получать больше радости от занятия данной деятельностью, что в конечном итоге может перерасти в настоящую «жажду» познания. Со временем это приведет к формированию стойкого интереса, который от решения одной задачи и перехода к другой будет только укрепляться.
«Новогодняя история». Презентация стихотворения А. Барто «Дело было в январе» Данная презентация знакомит детей с творчеством Агнии Барто. Презентация предназначена для детей дошкольного возраста и детей с различными.
Программа по развитию познавательных процессов старших дошкольников с применением дидактической игры Программа по развитию познавательных процессов с применением дидактических игр Цель: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание,.
Познавательные процессы – основа интеллектуального развития дошкольника
Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту — к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни.
Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.
Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.
Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.
Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.
Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.
Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.
Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов
Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:
Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.
Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.
Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции познания.
Восприятие
Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко… Следовательно, активно задействуются зрительное и тактильное восприятие.
Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов.
Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям:
К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать, воспринимать более сложные явления и целостные объекты.
Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом – в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно больше, выявить особенности и свойства.
В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого с необходимой детализацией.
Память
За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти:
Первые запоминания отрывочны, имеют форму единичных представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или знакомых людей.
Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.
Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик, с которым он уже игрался.
Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у цветочка – лепестки.
Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых, дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом, перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного мозга.
Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при необходимости воспроизвести.
В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.
Воображение
Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.
В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.
Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.
Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.
Мышление
Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления:
На начальном этапе мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми приборами, не только усваивает их функции, но и получает много дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев, как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым, сколько его ни тяни.
Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали.
Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях.
Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Формируются предпосылки развития логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или представляет. Развивается словесно логическое мышление как переходное к теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.
Способами умственной деятельности являются мыслительные операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ, сравнение и обобщение.
Внимание
Развитие внимания у дошкольников заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств:
Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.
В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса. Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка видах деятельности.
Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это благоприятный возраст для развития данного свойства.
Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.
В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по большей части происходит непреднамеренно, на основе интереса, познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному управлению процессом.
Влияние речи на развитие познавательных процессов
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.
Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».
Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.
Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.
Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.
Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.
Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.
Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.
Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.
Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.