описание знаний умений навыков компетенций приобретенных практикантом в период практики
Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения
В учебном пособии рассмотрены теоретические аспекты педагогической (учебно-воспитательной и методической) практик, дана ее общая характеристика, раскрыты организационные требования к базам практик, описана специфика руководства педагогической практикой бакалавров. Дана характеристика прав и обязанностей практикантов, охарактеризована учебно-воспитательная и методическая деятельность будущего педагога, предложены образцы отчетной документации по практике. В приложениях пособия представлены задания для бакалавров на период педагогической практики, примерное содержание отчета, проект сценария воспитательного мероприятия, примерные схемы анализа мероприятий, методики изучения учащихся и группы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 Компетенции, формируемые в результате прохождения педагогической практики
Педагогическая практика направлена на формирование элементов следующих компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
— осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (ОК-2);
— владеет нормами педагогических отношений профессиональнопедагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК — 9);
— владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформлять его результаты (ОК-18);
— способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);
— готов к анализу информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК — 27).
б) профессиональных (ПК):
— способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
— способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
— способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
— способен прогнозировать результаты профессиональнопедагогической деятельности (ПК-15);
— способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
— способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
— готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).
В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
— возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания подростков;
— особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
— направления деятельности куратора группы;
— методы диагностики группы;
— виды деятельности учащихся, методы и формы работы с ними;
— методы и формы сотрудничества образовательного учреждения с семьей;
— приемы общения куратора группы с учащимися и коллегами;
— методику анализа своей работы;
— реализовать полученные теоретические знания и личный потенциал в будущей педагогической деятельности;
— осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;
— определять конкретные учебно-воспитательные задачи;
— изучать личность учащегося и учебный коллектив с целью диагностики, проектирования и корректировки их развития и воспитания;
— осуществлять самоконтроль, самоотчет, самооценку.
— навыками планирования воспитательного мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;
— использования технологических приемов, освоенных при разработке методики обучения по одному предмету, для организации проектных работ, связанных с преподаванием другого предмета;
— адаптации методических разработок к условиям реального образовательного процесса в учреждении профессионального образования;
— работы с научной, методической и учебной литературой;
— самоанализа деятельности, оценки её результатов и корректировки.
Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения Учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения и компетенции :
Общекультурные компетенции (ОК):
— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
Работать над формированием профессиональных компетенций (ПК):
в нормотворческой деятельности :
— способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности :
— способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
— способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
— способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
— способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
— способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
— владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности :
— готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
— способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
— способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
— способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
— способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
— способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности :
— готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
— способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
— способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности :
— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
— способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе прохождения учебной практики должен :
Знать:
— научные основы учебных дисциплин в образовательных учреждениях;
— основные способы обработки информации;
— основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;
— ценностные основы профессиональной деятельности;
— методологию научных исследований и проблем юриспруденции;
— теории и технологии обучения и воспитания студента;
— содержание преподаваемых дисциплин;
— способы профессионального самопознания и саморазвития.
Уметь:
— системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;
— использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;
— проектировать профессиональный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям развития личности;
— использовать в профессиональной деятельности разнообразные ресурсы, включая потенциал учебных дисциплин;
— использовать теоретические знания для генерации новых идей в области юриспруденции
Владеть:
— способами ориентации в профессиональных источниках информации (СПС, журналы, сайты, юридические порталы и т.д.);
— различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
— способами проектной и инновационной деятельности;
— способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды;
— технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, экономических и профессиональных знаний;
— навыками самооценки и самоконтроля;
— различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
— основными методами обработки информации;
— навыками работы с программными средствами.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
примеры характеристик с места практики
Заключение ответственного руководителя практики о работе студента( технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)
Примеры характеристик студента с места практики
Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».
Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.
За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.
В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.
В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.
В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.
Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.
По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.
Стандартная характеристика содержит следующие сведения:
1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.
2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.
3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.
4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.
5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.
Пример характеристики на сотрудника
на маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича
Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.
Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.
За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.
Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.
Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».
За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».
В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.
Характеристика выдана для представления по месту требования.
Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Андреев
Дата, печать
Пример характеристики на студента
Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее
Иванов Н.Е. — выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».
Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.
Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».
Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.
Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова
Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать
Пример характеристики на студента с места практики
1. Название практики: преддипломная.
2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __
3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.
4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».
5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________
Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров
Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.
Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.
Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).
Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.
Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО «Образец» положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.
Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.
Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.
Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки «отлично».
Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.
Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики
Другие примеры смотрите ниже.
на студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП «Электроавтоматика» с 11.04.11 по 28.04.11.
Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:
Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.
В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.
За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:
Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.
Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).
Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на «отлично» и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.
Главный инженер ФГУП «Электроавтоматика», доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.
Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения и навыки, необходимые для решения профессиональных задач в соответствие с профессиональной направленностью ООП и видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности; в области научно-исследовательской деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области методической деятельности; в области культурно-просветительской деятельности. Студенты должны быть готовы:
— осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета (истории) с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности;
— содействовать социализации, формированию общей культуры личности обучающегося,
— осуществлять широкую профессиональную деятельность, требующую исторических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в общеобразовательных учреждениях разного типа;
— владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения истории, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
— планировать учебно-воспитательную работу с учащимися на дальнюю и ближнюю перспективу;
— стимулировать внеурочную деятельность учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к обучению, воспитанию и развитию;
— анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и определения перспектив самообразования;
— выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и другими участниками педагогического процесса;
— проектировать и проводить уроки истории, занятия курсов по выбору, внеурочные мероприятия;
— осуществлять оптимальный отбор средств, приемов, методов, форм обучения, адекватных содержанию учебного материала по истории, возрастным особенностям учащихся и собственной индивидуальности;
— участвовать в деятельности школьных методических объединений учителей и других формах методической работы;
— соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребенка»;
— выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в общеобразовательном процессе;
У обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
Код компетенции | Компетенция | Признак проявления |
ОПК-4 | способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности | Базовый уровень. Студент знает:основные требования к реализации учебных программ в соответствии с нормативными документами; умеет: применять методики анализа профессиональнойдеятельности; владеет: навыками самоанализа своей профессиональной деятельности |
ОПК-5 | владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения | Базовый уровень. Студент знает: один из иностранных языков на уровне профессионального общения; умеет: осуществлять поиск необходимой информации в иностранных источниках; владеет: навыками ведения диалога на иностранном языке |
ПК-1 | способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях | Базовый уровень. Студент знает: структуру и содержание учебного предмета «История»; умеет: проектировать и реализовывать образовательный процесс по учебным программам базовых и элективных курсов; владеет: владеет навыками проектирования образовательного процесса по истории |
ПК-2 | готовприменять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения | Базовый уровень. Студент знает: современные методики и технологии обучения истории, в том числе информационные; умеет: проектировать уроки истории с использованием различных методик и технологий; владеет: навыками самоанализа и анализа эффективности использования конкретной методики и технологии |
ПК-3 | способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии | Базовый уровень. Студент знает: современные средства и методы оценки уровня подготовки обучающихся по истории; умеет: разрабатывать диагностические методики; владеет: навыками анализа результатов диагностирования. |
ПК-4 | способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | Базовый уровень. Студент знает: ресурсы, необходимые для создания информационной образовательной среды; умеет: отбирать оптимальные средства обучения истории; владеет: навыками создания информационной образовательной среды |
ПК-5 | готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса | Базовый уровень. Студент знает: запросы потребителей и других заинтересованных лиц в обеспечении качества образовательного процесса; умеет: проектировать взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами; владеет: навыками самоанализа и совершенствования взаимодействия с потребителями образовательных услуг и другими заинтересованными лицами |
ПК-6 | способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников | Базовый уровень. Студент знает: формы и приемы организации сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности по истории; умеет: организовать продуктивное сотрудничество в режиме диалога и полилога; владеет: методами организации сотрудничества на уроке истории и во внеурочной деятельности |
ПУ-7 | готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности | Базовый уровень. Студент знает: правила техники безопасности в организации образовательного процесса; умеет: реализовать основные концептуальныеподходы здоровьесберегающих технологий; владеет: методами обеспечения охраны жизни и здоровья в образовательном процессе. |
ПК-8 | способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий | Базовый уровень. Студент знает: способы разработки и реализации культурно-просветительских программ; умеет: отбирать исторический материал в целях популяризации знаний и культурных традиций; владеет: навыками поиска и интерпретации исторического материала с учетом различных категорий населения. |
ПК-9 | способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; | Базовый уровень. Студент знает: формы и средства проектирования взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности; умеет: отбирать оптимальные средства и формы взаимодействия в зависимости от запросов участников; владеет: навыками создания продуктивного взаимодействия с участниками культурно-просветительской среды. |
ПК-10 | способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности; | Базовый уровень. Студент знает: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности; умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций отечественного и зарубежного опыта; владеет: навыками отбора оптимальных форм организации культурно-просветительской деятельности. |
ПК-11 | способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. | Базовый уровень. Студент знает: традиции и особенности региональной культурной образовательной среды; умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций и особенностей региональной культурной образовательной среды; владеет: навыками отбора оптимальных форм и средств организации культурно-просветительской деятельности в конкретном регионе. |
Успешному проведению педагогической практики предшествует подготовительная работа: определяются базовые школы, курсовой руководитель знакомится с общеобразовательным учреждением, администрацией, учителями, осуществляется распределение студентов по школам.
5. Структура и содержание педагогической практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 18 зачетных единиц, 648 часов (6 семестр: 6 ЗЕТ, 216 часов; 8 семестр: 12 ЗЕТ, 432 часа) – на очной и заочной формах обучения.