опираясь на опыт работы приведите примеры активных пассивных и интерактивных методов обучения
Опираясь на опыт работы приведите примеры активных пассивных и интерактивных методов обучения
По характеру связи между педагогом и обучающимися на учебном занятии можно выделить три основных модели обучения (Г.О. Аствацатуров):
Модель пассивного обучения
Модель пассивного обучения построена на субъект-объектной связи между педагогом и обучающимся. В субъект-субъектных отношениях обратная связь (от ученика к учителю) выражена слабо, она осуществляется лишь эпизодически. При пассивном обучении субъектом является учитель, преподаватель, а объектом – сразу все ученики класса или вся академическая группа. Схематично это изображено на рисунке.
Педагог работает со всеми преимущественно в едином темпе. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся в данной модели не предусмотрен. Педагог может использовать индивидуальные задания, однако даже в этом случае он не стремится учесть индивидуальные особенности каждого ученика, руководствуясь другими соображениями (чтобы увеличить интенсивность упражнений и самостоятельность их выполнения, увеличить количество опрошенных учеников, повысить накопляемость оценок и т.д.).
Конечно, у этой модели есть и свои достоинства. Так, она значительно упрощает методику преподавания, экономит учителю время на подготовку к уроку и проверку ученических работ, и в то же время с её помощью можно добиться хорошего запоминания материала, правильного воспроизведения действий.
Однако в современных условиях модель пассивного обучения неэффективна. Она досталась нам в наследство от тех времён, когда главной ценностью образования являлись знания, а не активная развивающаяся личность, как сегодня, а залогом успешного обучения были послушание и пассивное следование за учителем.
Модель активного обучения
Модель активного обучения также основана на субъект-объектной связи. Отличие от предыдущей модели состоит в том, что объект обучения – не класс в целом, а каждый ученик (см. рисунок).
Стремясь активизировать деятельность всех обучающихся, педагог использует индивидуальный подход к каждому из них, например, подбирая задания в соответствии с учебными возможностями ребёнка, с характером его учебных затруднений, с наиболее предпочтительными для него видами учебной работы. При активном обучении сильный ученик на уроке не скучает, поскольку учитель даёт ему задания повышенной сложности, развивая его способности. Слабый же не отстаёт, а сокращает отставание, подтягиваясь до среднего уровня.
Кроме того, в модели активного обучения у педагога появляется возможность выявить у обучающихся такие качества, которые могут способствовать повышению их учебных возможностей. Например, среди «середнячков» могут выявиться дети с нераскрытым потенциалом, которые со временем пополнят число сильных учеников или окажутся способными к творчеству, к уникальному в своём роде результату.
Индивидуализация учебного процесса, активизация учебной деятельности относятся к достоинствам активного обучения.
Однако и эта модель не свободна от недостатков.
Модель интерактивного обучения
Модель интерактивного обучения коренным образом отличается от двух предыдущих тем, что основана на субъект-субъектной связи между обучающим и обучающимися. Оба они являются полноправными субъектами, вектор активности направлен как от учителя к ученику, так и от ученика к учителю (см. рисунок).
Это означает, что обучающийся участвует в планировании и организации своей учебной деятельности, в её оценивании. Он может выбирать способы освоения учебного материала, средства и источники обучения. Его активность в учебном процессе максимальна.
Педагог выступает в большей степени не как источник информации, ведущий ученика, а как организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности. Однако за красивыми словами о самостоятельности и познавательной активности в модели интерактивного обучения по-прежнему стоит большой труд педагога. Так, педагог создаёт для учащихся разные маршруты с разным уровнем сложности и разным темпом освоения учебного материала, для каждого маршрута формирует комплекты учебных заданий с использованием различных средств, включая информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-источники. Иначе говоря, при интерактивной модели ученик свободен в выборе способов и средств, однако педагог заранее позаботился, чтобы сделанный выбор привёл к поставленной цели обучения.
В модели интерактивного обучения используются технологии организации учебного процесса, предусматривающие самостоятельный поиск и осмысление информации, проявление обучающимися инициативы и творчества, создания нового продукта деятельности, обсуждение плана действий и достигнутого результата с учителем и с одноклассниками.
Главные достоинства модели интерактивного обучения: наибольшие возможности для развития личности обучающихся, формирование у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития с применением современных средств и способов деятельности.
Педразвитие
Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе»
Раздел: среднее образование
Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания
обществознания в современной школе
обучения. Нас интересует, та в основе, которой главной является
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые
должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем
— источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют
творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это
творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к
3) Интерактивные: От
обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся,
с о о т в е т с т в у ю т
личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение
(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог
являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в
создателя условий для инициативы учащихся.
взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как
учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение
формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко
практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод,
производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка
Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,
поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные
эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов,
наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в
центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют
отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой
пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь
мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту
“Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К
тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно
усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно
согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут
проследить практически все педагоги.
богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает
умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку
интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его
чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс
обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо
Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов
последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей
по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает,
обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться
дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.
Становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы,
как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –
представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю
выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.
ц е л е с о о б р а з н о
п р е д с т а в и т ь
классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются
использования. Использование тех или иных методов зависит от разных
причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.
Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и
наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
5. Социальные проекты.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.2. Проектный метод.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные
методы. Все разработки включают в себя применение различных активных и
предметах образовательной области “обществоведение”.
Сегодня многие слышали о всяческих модернизациях и инновациях,
компетенциях в современном образовании. Главный смысл всех обновлений
самостоятельно». Хотя по–прежнему, основной формой общения учителя и
ученика был и остается школьный урок. А вот здесь задача каждого учителя не
большее количество учеников, … эти и многие другие задачи стояли перед
Сегодня и методика преподавания предлагает учителю обновленный набор
приемов, форм и методов организации и проведения урока.
По роли обучающегося в процессе обучения выделяют три метода:
Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения,
которые должны усвоить и воспроизвести материал. Основные методы это
лекция, чтение, опрос.
Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения,
выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.
Интерактивные: обучение построенное на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога, обучающиеся и педагог являются
субъектами учебного процесса.
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся,
а значит, успешнее решить др. задачи: развитие навыков самостоятельной
Активные методы обучения характеризуются:
1. принудительной активизацией мышления обучаемого
2. постоянной вовлеченностью учащихся в учебный процесс
3. самостоятельной выработкой решений, повышенной
степенью мотивации и эмоциональности учащихся;
4. постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе
форм организации учебного процесса;[1]
Методы организации активной познавательной деятельности чаще
всего применяемые в собственной практике:
ролевая игра, методы театральной педагогики
дифференцированные домашние задания. В ФГОСО нового
выполнение декоративно-прикладных работ, изготовление поделок,
визитных карточек, их защита;
выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-
рассуждение, исторический портрет);
работа в творческой группе по выполнению различных заданий;
обсуждение и решение проблемных вопросов;
ответы на вопросы в режиме состязательности; «цепочка», «эстафета»,
работа с дополнительной литературой;
исследовательская деятельность уч-ся
рефлексивно- ситуационная деятельность /представь,
вспомни,ответь,предложи свой вариант решения/
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из
них являются сложным переплетением нескольких приемов.
Отработанными на практике являются такие как:
интервью с историческим героем
«историческая вещь» например: уч-ся вручается корона и он ведет
рассказ от имени правителя, повествуя о своих успехах и неудачах,
одноклассники могут задать вопросы
Ученики сами создают рекламную брошюру,
приглашающую в путешествие по Древнему Египту
работа с компьютером и медиатехникой
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в организации
интерактивного обучения в собственной практике отнесу: мультимедиа
образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы, научно-
исследовательские работы и проекты, DVD и CD диски с картинами и
иллюстрациями, электронные энциклопедии и справочники.
Испытываемые трудности при использовании активных и
интерактивных приемов обучения : требуют большой подготовки как
самого учителя /информация, раздаточный материал, оборудование урока/,
так и подготовки учащихся, а использование интерактивной доски \работа с
компьютером \ на уроке занимает большой объем учебного времени.
Возможности техники не соответствуют «обновленным возможностям
И все же результативность применения интерактивных методов в
обучении очевидна: Их реализация происходит в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет не только получать
новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение
выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки
зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение[2, c4].
Они способствуют установлению эмоциональных контактов между
учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку
школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и
К личным достижениям могу отнести то, что существенно возрос интерес
научно-исследовательской деятельности у тех ребят, которые этой
деятельностью ранее не интересовались. Кроме того учащиеся стали
уроках обществознания с 5 по 11 класс позволяет ребенку не только получать
Тема: «Пассивные, активные и интерактивные методы обучения»
Цель:: Сформулировать знания об интерактивных методах обучения.
План лекции:
1. Достоинства и недостатки пассивного метода обучения
2. Форма взаимодействия учителя и учащихся в активных подходах к обучению
3.Сущность интерактивных методов обучения
1. Пассивный метод обученияПассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Активный метод
Активный метод обучения (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью (с предстоящей трудовой деятельностью) учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания. Работа в малых группах —дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.
1. Литература:
1.Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005-427с(с.317-325).
2.Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-516.(252-254).
3.Мухина С.А., Соловьева А.А., Современные инновационные технологии обучения.М, 2008 г.-360с.
4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.
1.Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001.-326с.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000.-388с.
3.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения – М, 1998.-366с.
Контрольные вопросы.
1.Понятие интерактивного обучения
2. Как осуществляется связь с учителем при пассивном методе обучения
3. Положительные стороны пассивного метода
4.В каких случаях следует использовать пассивный метод
5. Позиция учителя и учащихся при активном методе обучения
6. Какой стиль общения используется при активном способах обучения
7. В чем разница между активным и интерактивным методами обучения
8. Задания, формы работы при интерактивных подходах к обучению
9. Что предполагает диалогичность общения
10. Как осуществляется рефлексия участников при выполнении творческих заданий
11. Как осуществляется кейс-стади
12. Признаки интерактивного сотрудничества
13. Охарактеризуйте творческие задания
14. Трудности, возникающие при «работе в парах» и «работе в малой группе»
15. В каких случаях предпаочтительнее «работа в малой группе»
16. Какие навыки приобретаются у обучающихся при интерактивных подходах к обучению
Лекция №5.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Педразвитие
Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе»
Раздел: среднее образование
Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания
обществознания в современной школе
обучения. Нас интересует, та в основе, которой главной является
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые
должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем
— источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют
творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это
творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к
3) Интерактивные: От
обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся,
с о о т в е т с т в у ю т
личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение
(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог
являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в
создателя условий для инициативы учащихся.
взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как
учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение
формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко
практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод,
производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка
Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,
поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные
эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов,
наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в
центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют
отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой
пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь
мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту
“Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К
тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно
усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно
согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут
проследить практически все педагоги.
богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает
умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку
интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его
чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс
обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо
Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов
последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей
по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает,
обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться
дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.
Становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы,
как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –
представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю
выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.
ц е л е с о о б р а з н о
п р е д с т а в и т ь
классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются
использования. Использование тех или иных методов зависит от разных
причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.
Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и
наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
5. Социальные проекты.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.2. Проектный метод.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные
методы. Все разработки включают в себя применение различных активных и
предметах образовательной области “обществоведение”.
Сегодня многие слышали о всяческих модернизациях и инновациях,
компетенциях в современном образовании. Главный смысл всех обновлений
самостоятельно». Хотя по–прежнему, основной формой общения учителя и
ученика был и остается школьный урок. А вот здесь задача каждого учителя не
большее количество учеников, … эти и многие другие задачи стояли перед
Сегодня и методика преподавания предлагает учителю обновленный набор
приемов, форм и методов организации и проведения урока.
По роли обучающегося в процессе обучения выделяют три метода:
Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения,
которые должны усвоить и воспроизвести материал. Основные методы это
лекция, чтение, опрос.
Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения,
выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.
Интерактивные: обучение построенное на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога, обучающиеся и педагог являются
субъектами учебного процесса.
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся,
а значит, успешнее решить др. задачи: развитие навыков самостоятельной
Активные методы обучения характеризуются:
1. принудительной активизацией мышления обучаемого
2. постоянной вовлеченностью учащихся в учебный процесс
3. самостоятельной выработкой решений, повышенной
степенью мотивации и эмоциональности учащихся;
4. постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе
форм организации учебного процесса;[1]
Методы организации активной познавательной деятельности чаще
всего применяемые в собственной практике:
ролевая игра, методы театральной педагогики
дифференцированные домашние задания. В ФГОСО нового
выполнение декоративно-прикладных работ, изготовление поделок,
визитных карточек, их защита;
выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-
рассуждение, исторический портрет);
работа в творческой группе по выполнению различных заданий;
обсуждение и решение проблемных вопросов;
ответы на вопросы в режиме состязательности; «цепочка», «эстафета»,
работа с дополнительной литературой;
исследовательская деятельность уч-ся
рефлексивно- ситуационная деятельность /представь,
вспомни,ответь,предложи свой вариант решения/
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из
них являются сложным переплетением нескольких приемов.
Отработанными на практике являются такие как:
интервью с историческим героем
«историческая вещь» например: уч-ся вручается корона и он ведет
рассказ от имени правителя, повествуя о своих успехах и неудачах,
одноклассники могут задать вопросы
Ученики сами создают рекламную брошюру,
приглашающую в путешествие по Древнему Египту
работа с компьютером и медиатехникой
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в организации
интерактивного обучения в собственной практике отнесу: мультимедиа
образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы, научно-
исследовательские работы и проекты, DVD и CD диски с картинами и
иллюстрациями, электронные энциклопедии и справочники.
Испытываемые трудности при использовании активных и
интерактивных приемов обучения : требуют большой подготовки как
самого учителя /информация, раздаточный материал, оборудование урока/,
так и подготовки учащихся, а использование интерактивной доски \работа с
компьютером \ на уроке занимает большой объем учебного времени.
Возможности техники не соответствуют «обновленным возможностям
И все же результативность применения интерактивных методов в
обучении очевидна: Их реализация происходит в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет не только получать
новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение
выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки
зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение[2, c4].
Они способствуют установлению эмоциональных контактов между
учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку
школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и
К личным достижениям могу отнести то, что существенно возрос интерес
научно-исследовательской деятельности у тех ребят, которые этой
деятельностью ранее не интересовались. Кроме того учащиеся стали
уроках обществознания с 5 по 11 класс позволяет ребенку не только получать