операция спасти рядового райана
Спасти рядового Райана
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
Спасти рядового Райана | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | Военная драма |
Страна производства | США |
Киностудия | DreamWorks Pictures Paramount Pictures |
Режиссёр | Стивен Спилберг |
Автор сценария | Роберт Родэт |
Когда вышел | 1998 |
Продолжительность | 169 минут |
В главных ролях: | |
Том Хэнкс | Капитан Джон Миллер |
Том Сайзмор | Сержант Майкл Хорват |
Мэтт Дэймон | Рядовой Джеймс Райан |
«Спасти рядового Райана» (англ. «Saving Private Ryan», в другом переводе — «Спасение рядового Райана») — военная драма Стивена Спилберга. Фильм получил пять «Оскаров», место в Национальном реестре фильмов США, а также похвалу от американских ветеранов, которые на той войне были и видели показанное своими глазами (редкая похвала для голливудского фильма).
Фильм любят, в частности, за то, что война в нём показана во всей её красе, а не романтизированно, как это типично для военных фильмов. Пафос, опять-таки, привычный для фильмов на эту тему, задвинут куда-то глубоко, основное внимание уделено скорее тому, как война влияет на характеры тех, кто столкнулся с ней — и, собственно характеры персонажей и их изменение прописаны интересно. Хотя многим кажется странной завязка сюжета — мол, с чего бы вдруг отзывать солдата с войны, кого волнует, сколько там у него погибло братьев. Тем не менее, подобная история имела место на самом деле; другой вопрос, что в реальности никто не отправлял восемь человек искать «иголку в стоге иголок».
Что интересно, «Райан» — один из немногих фильмов с возрастным рейтингом R (для телевидения это TV-MA), которые крутят по американским телеканалам без купюр — со всей кровищей и матерщиной (обычно такое цензурят), хотя, конечно, телезрителей заранее предупреждают, что зрелище предстоит суровое. Спилберг не собирался ничего вырезать из фильма даже с учётом риска снижения рейтинга до NC, и когда перед прокатом в Индии режиссёра попросили прикрутить фитилёк в плане гурятины, он сказал, мол, что ж, тогда проката в Индии не будет. Индийский премьер-министр лично посмотрел фильм и разрешил его показывать в первозданном виде.
В общем, эта картина надолго заложила эталон эпичности для сюжетов на военную тематику, и авторы последующих фильмов о войне часто подражают Спилбергу с его «Райаном». То же и с игроделами — шутеры-про-войну™ частенько любят цитировать эпизод с высадкой в Нормандии вплоть до блюющих солдат в катере или, скажем, сцену на поле с убитыми коровами.
Содержание
Сюжет в общих чертах [ править ]
Действие происходит в 1944 году, во время высадки cоюзников в Нормандии. В то время в США действовала директива о «последнем выжившем», предписывающая в подобных случаях освободить от призыва или отозвать из места ведения боевых действий оставшегося в живых из семьи, уже потерявшей родных на войне. Таковая директива была принята после истории с семьёй Салливанов, у которой в 1942 году погибли все пятеро сыновей, служивших на одном корабле — правительство решило, что это уж слишком много горя на одну семью, и постаралось предотвратить подобные случаи в будущем.
Итак, после кровавой бани на «Омаха-бич» выясняется, что в ходе высадки погибли двое из четверых братьев Райанов. Третий был убит на Тихоокеанском фронте, четвёртый же, воздушный десантник, в данный момент высажен в тылу противника. В соответствии с директивой командование решает отозвать последнего из братьев на родину и отправляет за ним отряд во главе с капитаном Миллером. Поскольку воздушный десант тогда раскидало по всей Нормандии, большую часть фильма герои, собственно, ищут рядового Райана по всем нормандским закоулкам, время от времени натыкаясь на бои и неся потери.
Наконец, потрёпанный отряд находит Райана. Тот, конечно, убит горем после того, как узнал о гибели всех братьев, но заявляет, что не оставит позицию — его подразделение должно удерживать мост, и он не может бросить соратников перед лицом опасности. Отряд Миллера остаётся у моста вместе с десантниками, а вскоре прибывают и немцы… Не всем из героев суждено вернуться домой.
Всё это показано в обрамлении в виде пролога и эпилога с одним из участников этих событий, предающимся воспоминаниям над могилами павших товарищей на Американском кладбище и мемориале в Кольвиль-сюр-Мер во Франции.
Персонажи [ править ]
Как уже говорилось, до победы доживут не все — погибнет две трети этих персонажей, так что тут впору прикрывать спойлером не погибших, а выживших. Чтобы не раскрашивать статью в серую полоску, просто поставим предупреждение о спойлерах на въезде.
Ложка дёгтя [ править ]
Как уже говорилось выше, фильм посвящён психологическим аспектам солдат на войне. На самом деле у режиссёра хватало хороших консультантов, но несколько недочётов было допущено умышленно — ради пущего драматизьму. Уважим коллег-«заклёпочников» и разберём некоторые из этих ошибок.
Несколько фактов о фильме «Спасти рядового Райана» (англ. «Saving Private Ryan»)
Длительность: 2 ч 49 мин
Премьера: 24 июля 1998
Режиссер: Стивен Спилберг
В картине снимались Том Хэнкс, Том Сайзмор, Эдвард Бернс, Мэтт Дэймон, Барри Пеппер, Адам Голдберг, Джованни Рибизи, Вин Дизель, Харрисон Янг, Дэниэл Серкера, Деметри Горицас и др.
Стивен Спилберг утверждал, что он считает этот фильм подарком своему отцу, ветерану Второй Мировой войны. Он также утверждал, что сделал картину, не надеясь на коммерческий успех, полагая, что у фильма про Вторую Мировую войну, полного визуального насилия, не будет широкой аудитории. Спилберг был приятно удивлен, когда его фильм стал хитом проката.
Стивен Спилберг выбрал Мэтта Дэймона в качестве рядового Райана, потому что хотел неизвестного актера, олицетворяющего простого американца. Он не мог знать, что Дэймон получит Оскара за фильм «Умница Уилл Хантинг» (1997) и станет звездой до выхода «Спасти рядового Райана».
Том Сайзмор боролся с наркоманией во время производства. Стивен Спилберг поставил ему ультиматум, что он будет сдавать анализ крови каждый день, и если он провалит тест хоть один раз, его уволят, а роль переснята с другим актером. Сайзмор сумел пройти это испытание. К сожалению, он снова стал злоупотреблять наркотиками позднее, чем разрушил свою карьеру.
Ради участия в фильме Спилберга, Сайзмор отказался от роли в фильме “Тонкая красная линия” Терренса Малика (1998), которая также рассказывает о событиях времен Второй Мировой войны
Эдварду Нортону предложили роль рядового Райана, но вместо этого он решил сняться в «Американской истории Икс» (1998). И он, и Том Хэнкс (капитан Миллер), в конце концов, соревновались друг с другом за премию “Оскар” за лучшую мужскую роль в 1999 году, но ни один из них не ее выиграл (победил актер Роберто Бениньи за “Жизнь прекрасна” (1997).
Сцена на пляже Омаха снималась около 4 недель, стоила 11 миллионов долларов США и включала до 1000 статистов, некоторые из которых были членами ирландского армейского резерва. Для создания эффекта дрожащей камеры, Стивен Спилберг использовал дрели, прикрепленные к боку камеры, которые включались при необходимости.
Название «Омаха-бич» (от «омаха» — племя индейцев и «бич» — пляж), известное, по фильму «Спасти рядового Райана» — это не аутентичное французское название местности, в которой происходила высадка. Перед началом десантной операции командование союзников разделило побережье Нормандии на пять условных секторов — «Сворд» («меч»), «Голд» («золото»), «Джуно» («Юнона» — древнеримская богиня), «Омаха» и «Юта» (штат США). В секторах «Омаха» и «Юта» высаживались американцы, в секторах «Сворд» и «Голд» — британцы, в секторе «Джуно» — канадцы.
Именно в секторе «Омаха» развернулись самые кровавые бои в «День Д». В других секторах союзники относительно легко сломали оборону немцев и продвинулись на несколько километров в глубину континента. Но на пляже «Омаха» немцы открыли бешеный огонь, были убиты почти 4 тысячи американцев, некоторые подразделения потеряли до 90% своего состава. Но в итоге, с помощью личного героизма и ценой тяжелых человеческих потерь, «Атлантический вал» преодолели и в этом секторе. По приблизительным оценкам, 6 июня союзники потеряли около 10 тысяч человек, почти 7 тысяч из которых — американцы.Немецкие потери исследователи оценивают примерно в 4-9 тысяч человек.Большинство погибших во время операции, в основном в результате бомбардировок союзников, — мирные жители — от 15 до 20 тысяч французов.
Двое “немецких” солдат, которых расстреляли при попытке сдаться, говорили по-чешски: “Пожалуйста, не стреляйте в меня, я не немец, я чех, я никого не убивал, я чех!” Они были членами Восточных батальонов, созданных из числа советских, чешских, польских и других военнопленных, а также добровольцев.
Капитан Дейл Дей, военный советник фильма, снялся в небольшой роли полковника военного департамента, советующего не отправлять спасательную экспедицию за Райаном.
Писатель Роберт Родат придумал сюжет фильма в 1994 году, когда увидел памятник, посвященный четырем сыновьям Агнес Эллисон из Порт-Карбон, штат Пенсильвания. Братья были убиты во время Гражданской войны в США. Родат решил написать аналогичную историю, происходящую во время Второй мировой войны. Сценарий был представлен продюсеру Марку Гордону, который затем передал его Тому Хэнксу. Наконец, он был передан Стивену Спилбергу, который решил снять этот фильм. Также в основу фильма взяты события из жизни братьев Ниланд.
Барри Пеппер сымпровизировал фразу: “Бог дал мне особый подарок сделав прекрасным орудием ведения войны”.
Один из любимых военных фильмов Квентина Тарантино и бывшего президента США Джорджа Буша.
Съёмки фильма начались в Ирландии 27 июня 1997 года и продлились до 13 сентября
Человеком, который спас Фрица Ниланда, прототипа “Рядовой Райан”, был католический капеллан отец Фрэнсис Л. Сампсон (1912-1996). Именно ему было поручено военными властями найти Ниланда, который несколько дней назад потерял своих трех братьев в День Д.
Мэтт Дэймон и Барри Пеппер оба сыграли роль мистера Рипли, героя книг Патриции Хайсмит
Майкл Бэй отказался режиссировать этот фильм, т.к. по его словам, не знал что делать с таким сценарием. Позже Бэй стал режиссером фильма о Второй мировой войне «Перл Харбор» (2001) и военного фильма «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» (2016).
Количество убитых в фильме: 255.
Последний полнометражный фильм Стивена Спилберга в 20-м веке.
События фильма происходят с 6 по 13 июня 1944 года
Из восьми человек, отправленных искать рядового Райана, выживают только двое: рядовой Ричард Рейбен (Эдвард Бернс) и капрал Тимоти П. Апхэм (Джереми Дэвис)
Всё о кино
11.4K поста 40.2K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Есть фильм Нэшнл Джиографик, который объясняет, почему в зоне высадки Омаха у немцев оказалась такая оборона, и соответственно такие потери у десанта.
Перед высадкой оборону должна была обработать авиация, но в силу низкой облачности был выбор, либо валить бомбы с высоты над облаками менее прицельно, либо спускаться ниже под облака и под огонь зениток. Вот над Омахой американские бомбардировщики и не стали снижаться.
В остальных зонах высадки потери были существенно меньше.
Том Хэнкс неподражаемым.
Инетресно почему молчат наши либеры, ведь тут все их претензии к Красной армии, и трупами закидали, и долбоебизм командиров, и даже мифотворчество круче чем у 28 Панфиловцев.
Охуенное кино, что уж говорить
По приблизительным оценкам, 6 июня союзники потеряли около 10 тысяч человек, почти 7 тысяч из которых — американцы.Немецкие потери исследователи оценивают примерно в 4-9 тысяч человек.Большинство погибших во время операции, в основном в результате бомбардировок союзников, — мирные жители — от 15 до 20 тысяч французов.
Какая мелочь, на фоне спасения рядового.
Впрочем, это обычное дело для американцев. Вот ещё пример
«Всего два с небольшим месяца прошло после окончания войны, а мы катили по дорогам через деревни и городки, не обнаруживая никаких разрушений. Если бы не встречные и попутные колонны наших перемещающихся войсковых частей, да шлагбаумы в городах с патрульной службой, кое-где проверяющей документы, то невольно возник бы вопрос «а была ли война?»
В военной комендатуре Аннаберга, куда мы заехали, чтобы пообедать и получить ночлег, нас предупредили, что далее по нашему маршруту будет подорванный мост и единственная полностью стертая с лица земли деревня, которую следует объехать. Что же там произошло? Ответ мы узнали тут же.
За неплохим обедом с рейнвейном пожилой мужчина, оказавшийся русским «перемещенным лицом», работавший в СВА в качестве переводчика, поведал об эпизоде, характеризующем американский метод ведения боевых действий. Прежде всего сберечь жизнь своих солдат – такова основная тактика американских военных действий.
Будь на их месте наша часть, эти «вервольфы» были бы тут же уничтожены или взяты в плен. Но американцы не желали рисковать жизнью ни одного своего парня. Сильное механизированное соединение без выстрела отошло назад на несколько километров. «Вервольфы» решили, что их деревня уже спасена от оккупантов. Но сильно ошиблись. Командир американской части так доложил обстановку, что ему в помощь было поднято соединение бомбардировщиков, которое превратило злосчастную деревню со всеми ее жителями в бесформенные груды дымящихся развалин. Только после такой обработки с воздуха американцы продолжили свое «победоносное» продвижение.
Мы сделали небольшой крюк, чтобы посмотреть на эту разрушенную «крепость», и обнаружили интенсивное восстановительное строительство на месте бывшей деревни.»
Отрывок из книги: Черток, Борис. «Ракеты и Люди, 2-ое изд.»
«Спасение рядового Райана»
Многие люди иронично относятся к фильму «Спасение рядового Райана», как к браваде о смелых американских морпехах, которые не нюхали пороху настоящей войны с гитлеровской армией на Востоке. Настоящие профессионалы историки никогда не скатываются до подобных выпадов. Как известно, историю пишут победители, и сегодня мы имеем такую капитуляцию гитлеровской Германии, которую получили благодаря совместным беспрецедентным усилиям стран союзников, в особенности СССР, США, Великобритании. В титаническом труде Черчилля немало времени уделено переписке легендарного премьера со Сталиным, который настаивал на открытии Западного фронта еще летом 1942 г. во время кровопролитной кампании на Востоке. Открытие второго фронта в июне 1944 г. стало еще одним поворотным моментом в истории Второй Мировой войны, наряду с битвой за Москву, Сталинград, Мидуэй и Северную Африку.
Конечно, как и в любом другом художественном фильме, сценаристы и Спилберг не пытались охватить все наступление в Нормандии и Франции летом-осенью 1944 г, как и в свое время, весь Холокост в «Списке Шиндлера». Люди любят яркие образы и примеры, поэтому даже события нескольких дней могут подарить общее запоминающееся впечатление. Если вы сейчас проведете опрос у людей, увлекающихся кино, то наверняка Западный фронт у них будет ассоциироваться с вполне конкретным фильмом и даже сценой высадки на пляже. Такая образность порой значит больше, чем горы проектов сомнительного качества или даже документальное кино.
Операция Оверлорд – понятие, объединяющее комплекс операций, тактических целей и наступательных кампаний во Франции летом-осенью 1944 г. Можете найти факультативно больше информации на той же странице Wiki – не обязательно оправдывать свою лень отсутствием времени для книг. Фактически нам показали неделю из жизни морских пехотинцев, участвовавших в самой крупномасштабной десантной операции в истории человечества. События берут начало утром печально известного Дня-D 06 июня 1944 года с высадки на нормандское побережье на участке Омаха-Бич. И заканчиваются спустя неделю 13 июня, после полного опасностей перехода по тылам противника, в маленькой разрушенной французской деревушке, где от былого кофейного колорита ничего не осталось. И лишь песня Эдит Пиаф из граммофона напоминает, где находятся главные герои.
Реализм войны
Наверняка особо впечатлительные зрители, в том числе женщины, отмечали и отмечают обилие жестоких сцен в фильме. Это все-таки война, а не романтизация командировки во Францию июньскими днями, поэтому тот вариант, который мы имеем сегодня, отлично передает ад десантной операции. Любой художественный фильм, основанный на исторических событиях, даже военных, подразумевает свои вольности в повествовании и обращении с фактами. Спилберг – один и величайших киномастеров в истории, поэтому неудивительно, что он уделяет важное значение деталям и, казалось бы, мелочам. Особенно, когда его проекты заведомо создаются с прицелом на престижные кинопремии. Среди интересных фактов о фильме, которые есть во всех серьезных источниках, подчеркивается ориентация на историческую достоверность. И тот факт, что режиссер активно консультировался с живыми участниками высадки в Нормандии, придает всему происходящему дополнительной убедительности. Жизнь причудливей и страшней вымысла, особенно это касается таких темных и непопулярных пятен в истории.
Если так будет корректно сказать, Спилберг пошел по пути повествовательного разнообразия. Обратите внимание на первые 8-10 минут высадки. Авторы фильма практически не повторяются в сценах. Здесь жуткое зрелище, где солдат в состоянии аффекта ищет свою оторванную руку под пулеметным огнем противника. Другой радуется успешному рикошету от шлема, и в следующее мгновение его череп пронизывает свинец. Медики отважно пытаются остановить кровотечение среди этого развернувшегося ада, рискуя каждую секунду самим оказаться на этом мертвом песке. Когда я говорю о реализме, то подразумеваю не только лишь зрелищные сцены сражений, но эмоциональный фон, в котором выживают главный герои. Желание дать отпор врагу и победить в войне соседствует у них с отчаянием, пацифизмом и унынием. Обездоленное гражданское население оккупированной Франции пытается спасти своих детей, выведя их из разрушенных домов.
Художественные изыски постановки
Стивен Спилберг, как известно, является настоящим фанатом кино в хорошем смысле. Он часто цитирует классиков в своих интервью и не стесняется говорить, какие идеи и даже локации для съемок позаимствовал у именитых предшественников 30-50-х годов. И если «Список Шиндлера» был в большей степени образцовой оскаровской драмой о Холокосте, став при этом шедевром, то новый шедевр «Спасти рядового Райана» стал экспериментом. Наверное, все, кто смотрели фильм, отметили новаторский подход к погружению в боевые действия. Это во многом заслуга одного из лучших операторов современности, бессменного Санчо Пансы при Спилберге, Януша Камински. Во время высадки на пляже во второй, после военного кладбища, сцене, камера ведет себя, словно сошла с ума или у съемочной группы сломались фиксаторы и операторские краны. Помню, семнадцать лет назад, даже качество экранки на VHS позволило оценить такой подход. Сегодня нестатичная манера активно используется в экшен фильмах, за что блокбастеры часто получают нагоняи даже от простых зрителей.
Отказ от тотальной статики в пользу пластичности движений позволяет лучше погрузиться в происходящее, ощутить себя одним из участников тех страшных событий. В остальном же, особенно это касается масштабных панорам и крупных планов лиц персонажей, режиссер держится своей любви к деталям, скрупулезному подбору переднего и заднего планов, сочетания цветовых решений в кадре. К слову, еще один доступный факт из интернета – картинка, в процессе монтажа и подготовки к прокату была частично обесцвечена. Действительно низкая насыщенность не просто бросается в глаза – она придает картине определенную изюминку. Война показана блеклым суррогатом нормальной жизни, чем-то неприятным и отличным от традиционных радостей. И даже июньские пейзажи севера Франции, вместо виноградников и сочной травы, наводят определенную грусть, уныние.
Жизнь одного солдата
Думаю, не обязательно в который раз озвучивать мысль, что самое ценное – это человеческая жизнь, и одна не может быть ценней другой, но сама операция по спасению солдата Райана, стала лейтмотивом трехчасовой истории. Когда выясняется, что уже трое молодых Райанов отдали свои жизни на фронтах Второй Мировой, военные чины вспоминают братьев Салливан. Можете найти информацию о них на Wiki – трагическая и примечательная реальная история, которая, в том числе, послужила мотивом для сценария. Тогда пятеро братьев погибли на одном американском корабле осенью 1942 г. Несмотря на эту страшнейшую потерю, их родители продолжили, уже публично, поддерживать правительство и милитаристскую политику. На самом деле, сцена фильма, где мы видим женщину, потерявшую равновесие на крыльце – одна из самых эмоциональных. Автомобиль со звездой, который развозил похоронные документы и свернутый американский флаг, как говорит герой Хэнкса, являлся страшным предвестником. Страшно представить, что происходило внутри у этой женщины, отпустившей четырех своих сыновей в Тихий океан и Европу.
Как красноречиво говорит один из участников отряда, отправленного в тыл немецких войск на поиски рядового, такое расточительство жизнями солдат является нерациональным. Действительно, стоит ли жизнь одного человека восьми других. Может ли горе матери, потерявшей четырех сыновей, сравнивать с восемью матерями, потерявшими по одному. С другой стороны, капитан Миллер в другой сцене с захватом разрушенной вышки, говорит, что их главная цель – победить в войне, а достигнуть этого можно выполнив тысячи приказов по всей линии фронтов. В более приземленной перспективе такие задания, как возвращение домой парня из Айовы, кажутся не слишком важными, но в целом, это лишь винтики в огромной машине Второй Мировой.
Отряд спасения
Капитан Джон Миллер. Главный герой фильма в исполнении великолепного Тома Хэнкса. Командир роты 2-го батальона рейнджеров, которому и поручают задание с самого верха, как человеку, зарекомендовавшему себя. Школьный учитель в городе Эдли, штат Пенсильвания – последние 11 лет (видимо считает в том числе с временем после призыва) работает в школе имени Томаса Эдисона. Весной тренирует школьную бейсбольную команду, а сейчас хочет лишь вернуться живым к своей жене в штаты. Человек долга и слова – настоящий протагонист, который вызывает уважение, сопереживание. Хотя в его наспех сформированном взводе из подчиненных, много своенравных, они не просто соблюдают субординацию, но верят в своего капитана и прислушиваются к нему, даже в спорных ситуациях. Особенно это чувствуется в сцене, где после многомесячных предположений, герой Хэнкса рассказывает о своей жизни до войны. Том Хэнкс еще не раз снимется у Стивена Спилберга и их сотрудничество будет плодотворным и интересным, а конкретно за эту роль все его номинации на престижные премии есть заслуженными.
Сержант Майкл Хорват. Среди семи подчиненных, дольше всех знаком со своим капитаном, еще со времен высадки в Северной Африки («Операция Факел» – фактические вступление США в Войну против стран ОСИ в Европе). Главный поборник воинской субординации и преданности своему командиру, что не раз доказывает буквально с собачьей, в хорошем смысле, верностью. Может в более грубой форме донести приказы до солдат, если они с первого раза плохо разъяснили. Мне всегда очень нравилась сцена, где персонаж Тома Сайзмора набирает в алюминиевую баночку землю Франции и складывает в походную сумку, где уже есть такие же с надписями Африка и Италия. Это очень символичный момент, подчеркивающий путь простого рейнджера армии США, одного из многих, по фронтам Второй Мировой. Героически сражается до самого конца, защищая товарищей по оружию и дело, за которое они держались.
Рядовой Райбен. Персонаж, который выступает в качестве красной тряпки для всей истории и для зрителей. Как говорится, с характером. На спине его армейской куртки надпись Brooklyn, что довольно символично, ведь норовистые ребята из этого района Нью-Йорка часто проявляют свои эмоции в голливудских фильмах. Не раз высказывается по поводу целесообразности всего подхода и даже отказывается выполнять приказ своего командира, за что чуть не был застрелен собственным же сержантом. Таких персонажей еще сами же американцы часто называют бойскаутами. Вооружен двадцатизарядным автоматом Браунинг М1918, что выделяет его среди товарищей.
Медик Уэйд. Самый неприметный член отряда спасения, которому за все время досталось всего несколько реплик и довольно мучительная кончина, которая врежется в память впечатлительным зрителям. Очень лично воспринимает неудачи на поле брани, что видно по сцене при штурме пляжа. Под неустанным огнем противника готов делать все возможное, чтобы спасти жизни и здоровье других солдат, раненых. Не жалеет себя и в тоже время, фактически единственный без агрессии относится к капралу Апхэму. Актера Джованни Рибизи я давно считаю одним из мастеров второстепенных ролей, которые он выдал за последние два десятилетия.
Капрал Апхэм. Такая себе комедийная отдушина столь серьезного фильма, который, на контрасте со сценами штурма берега, напоминает французские комедии. Как и все солдаты учился базовой военной подготовке в лагере еще в США, но пороху не нюхал, так как работает в штабе. Был очень удивлен своим новым назначением, которое получил благодаря знаниям французского и немецкого языков, что в будущем окажется очень кстати. Хотя в самый напряженный момент сражения он проявляет трусость, что неприемлемо, с точки зрения оценочного поля зрителя, в конце части реабилитируется. Большой ребенок, который пытается завести дружбу с новоиспеченными товарищами, планирует тащить в поход громоздкую печатную машинку вместо карандаша, и пишет, в свободное время, книгу. Книгу о братстве солдат на фронте, о чем, фактически ничего не знает до начала событий фильма. Забавно, что не курил и отказывался от сигарет во время подготовки десантной операции, а в преддверии кульминационного боя пропускает одну за одной.
Я не стану отдельно останавливаться на личности Райана, лишь скажу, что Мэтт Деймон справился отлично со своей небольшой, но важной ролью. Кто, из всего отряда остался в живых в конце – казалось бы, не слишком достойные люди. Условно, конечно. Забияка Райбен, трус Апхэм и лишь немного тертый калач Райан, получивший билет домой. Опять же, очень символичны жертвы других ребят, что выражается в одной из главных фраз фильма, о том, что нужно быть достойным всего этого.
Трейлер к Спасти Рядового Райана был моим первым трейлером по фильму, который я смонтировал. Дам ссылку на него ниже.
Кого вдохновил
«Спасти Рядового Райана» стал настоящим культурным феноменом и буквально квинтэссенцией одновременно темы противостояния союзников на Западном фронте и вообще военных драм с обилием экшен сцен. В течение следующих, уже почти двадцати, лет всем последователям, как в кино, так и в игровой индустрии, приходилось и до сих пор приходится ориентироваться на высоко поставленную Спилбергом планку.
Конечно, самым главным художественным потомком фильма стал сериал «Братья по оружию» (Band of Brothers) 2001 года. Довольно качественный проект с солидным бюджетом в 125 заявленных миллионов долларов, хорошим актерским составом (даже засветились молодые Том Харди и Майкл Фассбендер) и Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом в качестве исполнительных продюсеров. Нам расскажут об американских солдатах роты Изи, которые пройдут на своих двоих сначала земли Франции, а после и Германии до самого конца войны. Интересен, среди прочего, историей Арденнской операции в декабре 1944 года.
Трудно не вспомнить дилогию Клинта Иствуда о высадке американского десанта на мрачном острове Иводзима. Как первый фильм «Флаги наших отцов», так и «Письма с Иводзимы», обладают наработками атмосферы из Райана. Как я уже писал выше, даже есть общие исполнители (помимо снайпера Джексона, здесь сыграл актер, изображавший у Спилберга Джорджа Маршалла – начальника Генштаба). Мрачная атмосфера уныния среди морпехов, а после и среди обороняющегося гарнизона японцев – нерациональный расход живой силы войск.
В 2011 году вышел один из лучших и, наверное, самый зрелищный южнокорейский военный эпик «Мой путь». У корейского кино есть одна очень интересная черта – они вдохновляются известными голливудскими лентами и пытаются превзойти их и по уровню эмоций, и по масштабам постановки, и по актерской игре. Завершающий сегмент картины посвящен как раз высадке союзных войск в Нормандии. Только показан с точки зрения обороняющихся немцев и, в данном случае, корейца и японца, которые попали в эту солянку из солдат. Просто великолепно и очень дорого поставленные сцены сражений на берегу и в траншеях – чувство дежа вю не будет покидать вас за просмотром – в хорошем смысле. Это калька, но очень достойная.
Осенью 2014 года свет увидела отличная военная драма «Ярость», где показана уже завершающая фаза войны, на территории Германии весной 1945 года. Снятый всего за 70 миллионов фильм Дэвида Йетса оказался настоящим приятным сюрпризом, который во многих моментах ориентировался на культовый эпик Спилберга. Вместе с этим, отдельные темы, скажем несчастное положение освобожденных мирных жителей, здесь затронули даже интересней и не банальней.
Игровая индустрия вообще обязана многим Saving Private Ryan, особенно это касается жанра шутеров от первого лица. Первым и часто цитируемым вдохновленным оказалась игра Medal of Honor: Allied Assault. Довольно короткая, но в свое время очень запоминающаяся сцена с высадкой на пляже Омаха буквально поминутно повторяла идеи фильма. Сначала мы видим приближающихся к береговой отметил десантников. При открытии люка, солдат встречает шквальный огонь пулемета, который, тем не менее, оставляет в живых протагониста. После идут укрытия за волнорезами, перебежки до только частично простреливаемого окопа и прорыв к бункерам. Захват траншей и опустошение фортпостов немцев. Многие идеи были после реализованы в самой нелепой части известной франшизе Airborne, но это уже совсем другая история.
Пожалуй, самыми плодотворными и массовыми последователями стали разработчики из Infinity Ward, которые позаимствовали самые удачные идеи для нескольких частей своей Call of Duty. В самой первой игре вся операция в Нормандии белыми нитками списана со Спасти Рядового Райана, а учитывая творческий подход и дотошность, вышло просто отменно. Фактические в 2003 году в первый раз люди получили возможность стать полноценными участниками той операции Оверлорд, на должном уровне масштаба. В Call of Duty 2 мы видим саму высадку 6 июня и штурм укреплений, в том числе более расширенный вариант окопного противостояния уже наверху скалы. Адреналиновый экшен с голливудским подходом к постановке.